*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Теории
изучения
литература
различных теорий
1.
Монографии: Вернадский Г.В. Русская историография. М.,
1998; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Милов
М.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического
процесса. М., 1998 (локальная). Ключевский В.О.
Курс русской истории. В 5-ти т. Т. 1. Лекция IV. М., 1989; Пайпс
Р. Россия при старом режиме. М., 1993. Гл. 1 (либеральная).
Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1974; Эйдельман
Н.Я. Последний летописец. М., 1983; Мунчаев Ш. М., Устинов
В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М.,
Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).
Нефедов С. А. История средних веков. М., 1996; Нефедов С.
А. История нового времени. М., 1996 - https://hist1.narod.ru
(технологическая).
2.
Статьи: Буровский А. Начертание русской истории. (Русский
народ в истории Евразии) // Родина, 1991, № 4 (локальная).
Леонтьев К. Между Востоком и Западом // Родина, 1995, №
5 (либеральная). Милов М.В. Природно-географический
фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы
истории, 1992, № 4, 5 (локальная). Олейников Ю.
Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль,
1999, № 2 (локальная). Савицкий П.Н. Геополитические
заметки по русской истории // Вопросы истории, 1993, № 11-12 (либеральная).
Сахаров А. Смысл нашей истории// Родина, 1995, № 9 (материалистическая).
Смирнов С. Опыт Гумилева // Знание — сила, 1993, № 5 (локальная).
Нефедов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние//
Вопросы истории, 2002, № 11 - https://hist1.narod.ru/Science/Russia/Osman.htm
(технологическая).
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
СХЕМЫ
№
1. Историческое время (периодизация) в трудах российских историков
В. Татищев
(1686–1750)
Всемирно-
историческая теория |
1)
1) Единовластие (от Рюрика до Мстислава 862–1132 гг.).
2)
2) Аристократия удельного периода (1132–1462 гг.).
3)
3) Восстановление монархии при Иоанне Великом III (1462–1505
гг.).
4)
4) Укрепление монархии при Петре I (нач. XVIII века). |
Н. Карамзин
(1766–1826)
Всемирно-историческая
теория |
1)
1) Введение монархической власти – от призвания князей
варяжских до Святополка Владимировича (862–1015 гг.).
2)
2) Угасание самодержавия – от Святополка Владимировича
до Ярослава II Всеволодовича (1015–1238 гг.).
3)
3) Гибель русского государства и постепенное государственное
возрождение России – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана
III (1238–1462 гг.).
4)
4) Утверждение самодержавия от Ивана III до Ивана IV (1462–1533
гг.).
5)
5) Восстановление единовластия царского и превращение
самодержавия в тиранию – от Ивана IV (Грозного) до Бориса
Годунова (1533–1598 гг.).
6)
6) Смутное время – от Бориса Годунова до Михаила Романова
(1598–1613 гг.). |
С. Соловьев
(1820–1879)
Всемирно-историческая
теория |
1)
1) Господство родового строя – от Рюрика до Андрея Боголюбского.
2)
2) От Андрея Боголюбского до начала XVII века.
3)
3) Вступление России в систему европейских государств
– от первых Романовых до середины XVIII века.
4)
4) Новый период истории России – от середины XVIII века
до великих реформ 1860-х годов. |
В. Ключевский
(1841–1911)
Всемирно-историческая
теория |
1)
1) Русь днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII
вв.).
2)
2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая
(XIII– сер. XV вв.).
3)
3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая
(XV – нач. XVII вв.).
4)
4) Всероссийский, императорский период (XVII – сер. XIX
вв.). |
М. Покровский
(1868–1932)
Всемирно-историческая
теория
(Материалистическое
направление) |
Периоды формационного
(прогрессивного) развития:
1)
1) Первобытнообщинный строй (до IX века).
2)
2) Феодализм (IX–XIX вв.).
3)
3) Капитализм (втор. пол. XIX. в. – 1917 г.).
4)
4) Социализм (с 1917 г.). |
Л.Гумилев
(1912–1992)
Локально-историческая
теория |
Период существования русского
этноса – примерно 1200–1500 лет.
1)
1) Фаза пассионарной вспышки. Рождение этноса происходит
на базе старых этносов как сложная система. На основе
слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов
возникает русский этнос (1200–1380 гг.). Создается Великое
княжество Московское (1300–1500 гг.).
2)
2) Фаза акматическая. Этнос распространяется в пределах
Евразии от Прибалтики до Тихого океана (1500–1800 гг.).
3)
3) Фаза надлома. Происходит огромное рассеивание пассионарной
энергии, кристаллизирующееся в памятниках культуры и искусства,
нарастание внутренних конфликтов, утрата единства этноса
(1800–2000 гг.).
Исходя из идей Гумилева,
можно предложить дальнейшую периодизацию:
4)
4) Фаза инерционная. Возвращается единство этноса, идет
взаимное подчинение людей друг другу, накапливаются материальные
блага (2000–2300 гг.).
5)
5) Фаза обскурации. Процессы распада этноса становятся
необратимы. Господствуют люди вялые и эгоистичные. (2300–2500
гг.).
6)
6) Фаза мемориальная. Этнос умирает (2500–2700 гг.). |
И. Ионов
(наш современник)
Всемирно-историческая
теория
(Либеральное направление)
|
Периоды временной модернизации
(прогресса):
1.
1. Традиционное аграрное общество ( до конца XIX века)
2.
2. Индустриальное общество (конец XIX - конец XX века)
3.
3. Постиндустриальное общество ( с конца XX века)
|
С.Нефедов
(наш
современник)
Всемирно-историческая
теория
(Технологическое направление) |
1.
1. Норманнское завоевание Восточной Европы и становление
Киевской Руси (IX в.).
2.
2. Модернизация по византийскому образцу и принятие христианства
(X–XII вв.).
3.
3. Монгольское завоевание и становление Великого княжества
Московского ( XIII – XV вв. ).
4.
4. Модернизация по османскому образцу (XVI в.).
5.
5. Модернизация по шведско-голландскому образцу (XVIII–XX
вв.).
6.
6. С XIX века на территории Восточной Европы распространяется
общемировое явление – переход, модернизация общества традиционного
в индустриальное. Переход датируется XIX–XX вв. Этот период
хронологически совпал с периодом вестернизации, начавшейся
раньше, в XVIII веке. |
№
2. Природно-климатический фактор влияет
на |
границы государства |
хозяйственную деятельность |
политическую систему |
культуру, ментальность1,
психологию народа |
Примечания
1 Культура — в широком смысле — результат
общественной деятельности людей: в материальной, политической,
идеологической и др. сферах; в узком смысле — результат духовной
деятельности людей.
2 Этнография — народоописание.
3 Биосфера — область активной жизни,
охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть
литосферы. В биосфере живые организмы (живые вещества) и среда
их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом,
образуя целостную динамичную систему.
4 Этнос — природное сообщество: коллектив
людей, естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа
поведения и противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам
(Л.Н. Гумилев).
5 Пассионарность — эффект избытка биохимической
энергии живого вещества.
6 В то же время жизненный цикл «стареющего»
этноса может силой (путем завоевания) прервать другой, рядом развивающийся
«более молодой» этнос.
7 Ионов И.Н. считает: «Ключевым понятием,
в котором воплощается либеральный идеал... является понятие модернизация,
т. е. обновление, означающее в широком смысле переход от корпоративно-общинного
общества средневековья к буржуазному обществу нового времени,
а в более узком и точном смысле — двуединый прогресс создания
машинной промышленности и либеральных преобразований в обществе».
8 Объясняют поведение зрелого человека
несколько теорий: а) всемирно-историческая теория считает, что
только воспитание и разум определяют поведение и жизненный путь
человека; б) локально-историческая теория считает, что не только
воспитание и разум, но и наследственность (гены) влияют на становление
и поведение зрелого человека.
Киевская
Русь (xi—xii вв.)
и
Удельная Русь
(xii—xiii вв.)1
"Повесть
временных лет" об образовании государства Киевская
Русь |
|
На
территории Восточной Европы более двух веков существовало сильное
государство Киевская Русь. Начальный период образования государства
нашел отражение только в летописях. Они писались, переписывались
и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты истории
выглядят как легенды.
Согласно
«Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского
государства на территории Восточной Европы началось с севера.
За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге
платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили
дань варягам.
Достоверность
описываемого подтверждает сравнительный материал Западной Европы.
В первой половине IX века норманны, или викинги («варяги»), совершали
опустошительные набеги на территории приморских стран. «Послал
бог толпы свирепых язычников, — говорит английская хроника, —
датчан, норвежцев, готов и шведов. Они опустошали грешную Англию
от одного берега до другого, убивали народ и скот, не щадили ни
женщин, ни детей». В 845 г. норманны разграбили селения по берегам
Сены до Парижа; французский король Карл был вынужден уплатить
7 тысяч фунтов серебра, чтобы спасти Париж от разрушения. По-видимому,
набегам норманнов подвергались и народы Восточной Европы. Летопись
сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но
среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде — мира не было
и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил по
праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев
Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус
— на Белоозере, а Трувор — в Изборске.
После
смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал
Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода
Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по
торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе
участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году
они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных
земель, образовалось государство с центром в Киеве.
Государственное
устройство |
|
Исходя
из текста летописи «Повесть временных лет», историю Киевского
государства обычно делят на два периода. Первый — это время длительного
«собирания» земель. Он продолжался с 80-х гг. IX века до
конца Х века. Киевский князь Олег (882—912) согласно «Повести
временных лет» «примучивает» (покоряет) уличей, тиверцев, древлян.
Сын Игоря и Ольги князь Святослав (964—972) покоряет вятичей.
Наконец, при Владимире I (980—1015) были окончательно покорены
радимичи и вятичи. Второй период — это время существования единого
Киевского государства, со времени Владимира I до конца 20-х годов
XII века, когда оно распалось на независимые княжества.
Во
главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим
князем; на местах управляли зависимые от него князья. Великий
князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных.
Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников
и ближайшего окружения — крупного боярства, сформировавшегося
из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя
передавался по наследству в роду Рюриковичей. Традиционно власть
передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Так,
князь Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика. Однако
первоочередными наследниками и претендентами на роль князей в
местных княжествах были сыновья Великого князя Киевского. После
кончины Великого князя киевский престол занимал старший сын, а
после его смерти по очереди остальные сыновья. Это горизонтальный
принцип наследования власти. Когда после смерти князя Владимира
дружина советовала его сыну Борису занять киевский престол помимо
старшего брата Святополка, Борис ответил: «Не подниму руки на
брата своего старшего; отец мой умер, и брат будет мне вместо
отца». Однако киевский престол из братьев по очереди могли занять
только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к
детям старших. Наследование являлось не семейным, а родовым. Количество
княжений соответствовало количеству членов рода. При увеличении
их числа выделялись новые княжества за счет дробления прежних.
В
государственной структуре Киевской Руси наряду с монархической
ветвью власти имелась также и демократическая, «парламентская»
ветвь — вече. На вече принимало участие все население, кроме рабов;
бывали случаи, когда вече заключало с князем договор, «ряд». Иногда
князей заставляли присягать вече, особенно в Новгороде. Основной
силой, на которую опиралась власть, было войско (вои). Оно состояло
из двух частей: из княжеской дружины и народного ополчения.
Дружина
составляла основу войска. По варяжскому обычаю, дружинники сражались
пешими и были вооружены мечами и секирами. С Х века дружина садится
на коней, а секиры заменяются позаимствованными от кочевников
саблями. У дружинников были также луки, копья и круглые щиты.
Щит изготавливался из ивовых прутьев, обшивался кожей. В центре
он был укреплен металлическим выступом. В XI веке появляется каплевидный
щит скандинавского происхождения. Он применялся для защиты всадника.
Русские воины для защиты надевали перед боем доспехи (с XV века
— кольчуги), для защиты головы использовался шлем («шелом»).
Народное
ополчение созывалось в случае больших военных походов или для
отражения нападения неприятеля. Часть ополчения выступала пешим
строем, часть садилась на коней. Народным ополчением командовал
тысячник, назначаемый князем.
Кроме
дружины и народного ополчения для ведения военных действий иногда
привлекались войска соседей-кочевников («черных клобуков»).
С
момента возникновения Киевской Руси появляется и система обычного
права. Сущность законоположений обычного права составляют: кровь
за кровь, или плата за убийство; плата в случае побоев; право
наследства и распоряжения собственностью; законы о воровстве и
обыске и т. д.
Издавали
свои законы княгиня Ольга и князь Владимир. При Ольге было упорядочено
взимание дани, приняты законы для руководства административной
деятельностью; князь Владимир, видимо с целью пополнения государственной
казны, попытался ввести штрафы за убийства. Однако обычай кровной
мести был древней традицией, и попытка Владимира окончилась неудачей.
Первый письменный свод законов, «Русскую Правду», создал Ярослав
Мудрый. «Русская Правда» регулировала общественные отношения.
Она включала 18 статей и целиком была посвящена уголовному праву.
«Правда»
Ярослава Мудрого во второй половине XI века была дополнена преемниками
князя. К XII веку относится появление «Пространной Правды».
«Русская
Правда» предусматривала наказания за побои, нанесение увечий,
укрывательство беглого раба, порчу оружия и одежды. Смертная казнь
как мера наказания за преступление не предусматривалась. За тяжелые
преступления конфисковали все имущество виновного, изгоняли из
общины или лишали свободы.
«Русская
Правда» говорит о различных общественных сословиях того времени.
Большую часть населения составляли свободные общинники — «людины»,
или просто «люди». Они объединялись в сельскую общину — «вервь».
Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные
экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения
— смерды; это было несвободное или полусвободное население княжеского
владения. Третья группа населения — рабы. Они известны под разными
названиями: челядь, холопы. Челядь — раннее название, холопы
— позднее. «Русская Правда» показывает рабов полностью бесправными.
Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин
не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только
раб, но и все, кто ему помогал.
Рабство
было двух видов — полное и неполное. Источники полного рабства:
плен, самопродажа в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж
за раба и т. д. Неполные рабы, «закупы», появились в XII веке.
Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу
за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп
был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство,
и он мог выкупиться, вернув долг.
Довольно
большой группой населения Руси были ремесленники и купцы. Растущие
города становились центрами развития ремесла и торговли. К XII
веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские
ремесленники производили более 150 видов железных изделий.
Имелись
и такие группы населения, как «мужи» (дружинники) и «изгои» (люди,
лишившиеся своего социального статуса).
Важнейшим
условием функционирования государства являются налоги. В Киевской
Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства,
промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась
с «дыма» — двора, «рала» — плуга, то есть с отдельных крестьянских
хозяйств. В связи
с этим погосты, как поселения соседских общин, приобретают новое
значение — административно-фискальных округов. С именем княгини
Ольги летопись связывает проведение в 946—947 гг. ряда мероприятий,
направленных на укрепление княжеской власти в пределах сельских
территорий: нормирование повинностей, получавших регулярный характер,
устройство погостов как постоянных центров сбора дани.
Присоединенные
территории начинали рассматриваться верховными правителями как
государственная собственность. Право на сбор дани с определенных
территорий получали дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду
была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание
дани производилось посредством «полюдья», то есть поездок княжеских
дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местного
населения до тех пор, пока не соберут дани. Термин «полюдье» имел
два значения: форма взыскания дани и кормление дружинников. Система
«полюдья» постепенно сменяется системой «своза» — доставки дани
в погост.
Составной
частью государственного устройства является идеология. У древних
народов идеология воплощалась в религии, вере.
В
сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие
христианизации, можно выделить несколько религиозных культов.
Один из них — это семейно-родовой культ предков. Центральное место
в этом культе отводилось почитанию Рода и Рожаниц — охранительниц
семьи. Семейно-родовой культ предполагает почитание умерших предков.
Покойники делились на чистых и нечистых.
«Чистые»
покойники — это умершие люди от болезней или по старости. Они
назывались «родителями» и почитались. На «родителей» смотрели
как на покровителей семьи. Покойника достойно провожали в мир
иной. Население Восточной Европы знало кремацию и захоронение,
верило в загробную жизнь. Язычники считали, что как человек жил
в этом мире, так он должен жить и в мире потустороннем. Покойника
сопровождала жена или наложница, которых убивали; убивали лошадей,
иногда рабов. В могильных курганах находят оружие, посуду, украшения.
Два раза в году славяне отмечали праздник Дедов с обильной трапезой.
Другое
отношение было к покойникам «нечистым» — самоубийцам, умершим
колдунам. Их называли «навьи» и «упыри». Хоронили их подальше
от селений. Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху.
Защитой
от злых сил служили нательные обереги, вышивка на рубахах по вороту
и подолу, заговоры.
К
семейно-родовому культу относится почитание Домового (Доможила,
Дедушки, Хозяина, Суседко и пр.). Он считался невидимым покровителем
семьи, заботящимся о благополучии хозяйства.
Покровителем
рода, семьи, охранником границ родовой территории был Чур. То,
что этот покровитель относился к родителям, предкам, видно из
слова «пращур».
Другой
порядок верований — это почитание видимой природы — общинные и
аграрные культы. У славян во главе богов стоял Сварог — бог неба.
Его сыновья Сварожичи — солнце и огонь — были источниками света
и тепла. Богом солнца был Даждьбог, ветра — Стрибог, покровитель
скотоводов, купцов и дружинников — Велес, покровительницей женского
труда была богиня Макош.
Постепенно
с усилением власти князей на первое место выдвигается бог молнии
и грома Перун, который потом сливается со Сварогом. К IX веку
Перун стал самым грозным богом, только ему приносились человеческие
жертвы.
Покровителями
земледельческого труда были бог плодородия — Ярила, бог летнего
травоцветения — Купала, зимнее божество — Коляда, Авсень — символ
начала весны.
К
низшей мифологии относятся разные слои нечистой силы: лешие, водяные,
русалки, кикиморы, полевики и др.
Языческие
боги были известны всем славянским племенам. Но у каждого племени
был свой главный бог-покровитель. Известно, что у полян главным
богом был Перун, у новгородских словен — Велес.
Переход
к единобожию. Принятие христианства |
|
После
объединения восточных славян под своей властью киевские князья
попытались сделать своего бога Перуна главным богом славян. Если
в договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются несколько богов,
то в договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун.
Однако против возвеличивания Перуна выступили покоренные племена,
ведь у каждого из них был свой главный бог-покровитель. Присоединенные
народы согласны были платить дань, но подчинить своего бога чужому
— Перуну — было выше их сил. После убийства древлянами князя Игоря
киевским властям в вопросе религии пришлось отступить. В договоре
с Византией (971 г.) наряду с Перуном упоминается и другой языческий
бог — Велес.
В
980 году князь Владимир предпринял новую попытку перейти к единобожию
на основе язычества — «Поставление кумиров». Она тоже оказалась
неудачной. Выход был возможен в принятии одной из мировых религий.
«Повесть
временных лет» рассказывает, как князь Владимир I выбирал веру.
Выслушав представителей различных религий — иудейской, мусульманской
и христианской, Владимир остановил свой выбор на христианской
вере православного толка (988).
Еще
задолго до княжения Владимира I началось крещение русов, о чем
свидетельствует «Окружное послание» Константинопольского патриарха
Фотия. По его сведениям, в 866—867 гг. была крещена дружина князей
Дира и Аскольда. Однако это еще не означало, что христианство
стало государственной религией на Руси. Можно говорить лишь о
появлении на Руси христианской общины, центром которой стал Киев.
В 882 г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом
и Игорем, но христианская община сохранилась и, по-видимому, даже
увеличилась. Известно, что при Игоре в Киеве была уже соборная
церковь святого Ильи. Известно также, что вдова Игоря — княгиня
Ольга — крестилась в Царьграде в 957 г.
Княгиня
Ольга пыталась крестить и своего сына Святослава, но из этого
ничего не вышло.
После
смерти Святослава князем Киевским стал его старший сын Ярополк,
по своим убеждениям — христианин, однако позднее он был вынужден
уступить власть Владимиру. Как бы то ни было, к моменту принятия
христианства на Руси были уже достаточно хорошо знакомы с основами
православия. По летописи, крещение киевлян произошло летом 988
года. Принятие христианства имело важные последствия: князья получили
идейную основу для утверждения государственной централизации.
Новую
веру, ставшую государственной, необходимо было распространить
на всю территорию страны. Это оказалось не так-то просто, хотя
кроме византийских священников в крещении активное участие принимала
княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа
обходилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи
дружины из Киева. Первые два епископа, Федор и Илларион (XI в.),
ничего не могли сделать с ростовчанами-язычниками. Жителей Мурома
не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его
преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христианство
люди часто сохраняли веру в древних богов.
Формирование
церковной структуры Киевской Руси происходило в Х—XII вв. Была
создана Киевская митрополия Константинопольской патриархии.
Первым
митрополитом был Михаил (988—992 гг.). Местом пребывания митрополичьей
кафедры стал собор Святой Софии. В важнейших центрах государства
— в Чернигове, Полоцке, Новгороде, Смоленске — были созданы епископии,
подчиненные киевскому митрополиту.
В
первое время русская православная церковь существовала на средства
государства. На ее содержание выделялась 1/10 часть от всех даней,
от княжеского суда и от торговых пошлин. С середины XI века упоминаются
первые монастыри, в том числе знаменитая Киево-Печерская лавра.
Для обеспечения монастырей князья даровали им села с крестьянами.
Крещение
Руси содействовало укреплению международного положения Киевской
Руси. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила
широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством, так как Византия
была самой образованной страной того времени. И, наконец, сама
церковь в лице митрополита, епископов, паломников стала влиятельным
элементом внешней политики и самой дипломатической службы.
Назад /
Далее
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net