*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Духовность,
культура
и быт |
|
Византийское
религиозное и гражданское влияние на русскую духовность очевидно.
Однако религия, пришедшая из Византии, была не в состоянии полностью
искоренить древнеславянские верования и культы. Заимствованные
Русью культурные достижения подвергались глубокой трансформации
под воздействием местных традиций.
Принятие
христианства повлияло на быстрое развитие письменности. Вместе
с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь проникла
и славянская письменность, созданная греческими монахами Кириллом
и Мефодием. Старославянский язык, на котором были написаны богослужебные
книги, стал языком культа и религиозной литературы. Позже на местной
восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный
язык. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной
литературы. На нем написаны «Русская Правда», «Слово о полку Игореве»,
русские летописи, «Поучение» Владимира Мономаха. О распространении
письменности среди городского населения свидетельствуют берестяные
грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах.
Ко времени княжения Аскольда (867—875) относится начало русского
летописания и первые фрагментарные записи киевских летописцев.
Обнаружена также языческая летопись, описывающая княжение Игоря
и Ольги, ее последний раздел киевской языческой летописи охватывает
946—980 гг. и, в основном, относится к княжению Святослава и
Ярополка Святославича. В летописях отмечались основные события
того времени: приезд посольств, отношения с печенегами, необычные
природные явления и пр.
При
Ярославе Мудром создается летописный свод. Содержание этого свода
постепенно разрасталось и к началу XII века составило обширное
систематическое повествование. «Повесть временных лет» правомерно
рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия
древнерусской жизни IX—XI вв.
Получило
развитие в Киевской Руси и школьное образование. Школы для детей
бояр создавались при Владимире I. Ярослав Мудрый создал школу
в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и
для подготовки к государственной и церковной деятельности. В них
наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика,
географические и естественные науки.
Центрами
культуры были многочисленные города. В городах жили и трудились
ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты
в выплавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных
руд в сыродутных «домницах». Было налажено массовое производство
железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством
славились русские оружейники: в Европе высоко ценились кольчуги
и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры изготовляли разнообразные
украшения; археологи обнаружили в Киеве целую мастерскую по изготовлению
стеклянных браслетов. Многочисленные ремесленники занимались обработкой
кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.
После
принятия христианства на Руси появилось монументальное каменное
зодчество. Принципы строительства каменных храмов были заимствованы
из Византии. Вершиной русского зодчества XI века является Софийский
собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. Вслед
за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде
и Полоцке. Эти соборы отличаются от византийских сохранением традиций
деревянного зодчества дохристианской эпохи, многокупольностью
и шлемовидными куполами.
Из
Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи
— мозаика, фреска и иконопись. Самые ранние из сохранившихся произведений
русской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью
отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Среди фресок Софии
два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух
башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний.
Быт
населения различных районов Киевской Руси был различным. Крестьяне
жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых
даже крыши были земляные. На севере по лесам строились срубные
наземные постройки с деревянными полами. Печи везде были глинобитные
или каменные, но топились по черному. Окна были маленькие.
Горожане
имели иные жилища. В городах почти не встречались полуземлянки.
Бывали и двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Усадьбы
бояр, дружинников и священнослужителей намного превосходили жилища
простолюдинов размерами и богатством; они включали целый комплекс
строений: помещения для слуг, ремесленников, хозяйственные постройки.
Княжеские хоромы представляли собой настоящие дворцы, некоторые
из них строились из камня.
И
одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники
— и мужчины, и женщины — носили рубахи из домотканого полотна.
Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины юбки. Верхней одеждой
и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи.
Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила
на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: плащи часто
были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом.
Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками; зимние
шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати
также была разной. Крестьянские лапти не отличались от тех, которые
носили в ХIХ веке, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли);
князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.
Развлечением
знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные
дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти
пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное
множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях»
(на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа.
Столы для знати были уставлены богатой посудой — золотой и серебряной.
Летописец Нестор сообщает об эпизоде, когда дружинники потребовали
у князя заменить деревянные ложки серебряными. Более простыми
были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали
гусляры или скоморохи. Знаменитые пиры князя Владимира воспеты
в былинах и литературных произведениях.
Место
Киевской Руси
в Европе |
|
Киевская
Русь являлась сильным европейским государством. Высокий авторитет
Киевской Руси в Европе и Византии (а Византия считается европейским
государством) подтверждается династическими браками. Дочери
Ярослава Мудрого были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии,
Дании; сыновья были женаты на принцессах из германских, польских
земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир
Мономах. Он был внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы,
сыном византийской принцессы, мужем английской принцессы, деверем
германского императора, племянником венгерской и датской королев
— дочерей Ярослава Мудрого.
Широко
известны торговые связи Руси со странами Балтии, Византии, Польши,
Германии и т. д. Товары на Русь поступали из Сигтуны (Швеция),
Любека, Регенсбурга (Германия), Праги (Чехия), Кракова (Польша)
и др.
Народам
Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в
древнефранцузском эпосе «Повесть о Роланде», в древнегерманском
эпосе «Песнь о Нибелунгах».
Культура
Руси была подчинена единому европейскому стилю, отдаленным аналогом
которого являлся романский стиль на Западе, а более близким —
стиль, господствовавший в Византии.
Удельная
Русь (Xii—Xiii вв.) |
|
Со
смертью Владимира Мономаха в 1125г. начался упадок Киевской Руси,
который сопровождался ее распадом на отдельные государства-княжества.
Еще ранее Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «...каждый
да держит отчину свою» — это значило, что каждый князь
становится полноправным владетелем своего наследственного княжества.
Распад
Киевской державы на небольшие княжества-вотчины, по мнению В.О.
Ключевского, был вызван существовавшим порядком престолонаследия.
Княжеский престол передавался не от отца к сыну, а от старшего
брата к среднему и младшему. Это порождало распри в роду и борьбу
за раздел вотчин. Определенную роль сыграли внешние факторы: набеги
кочевников разорили южнорусские земли и прервали торговый путь
по Днепру.
В
результате упадка Киева в южной и юго-западной Руси возвысилось
Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское
(впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество, а в северо-западной
Руси — Новгородская боярская республика, из которой в ХIII веке
выделилась Псковская земля.
Все
эти княжества, за исключением Новгорода и Пскова, унаследовали
политический строй Киевской Руси. Во главе их стояли князья, опиравшиеся
на свои дружины. Большим политическим влиянием в княжествах обладало
православное духовенство.
По-особому
сложился политический строй в Новгороде и Пскове. Высшая власть
там принадлежала не князю, а вече, состоявшему из городской аристократии,
крупных землевладельцев, богатых купцов и духовенства. Вече по
своему усмотрению приглашало князя, функции которого сводились
лишь к руководству городским ополчением — и то под контролем совета
господ и посадника (высшего должностного лица, фактического главы
боярской республики). Постоянными противниками новгородцев были
шведы и ливонские немцы, неоднократно пытавшиеся подчинить себе
Новгород. Но в 1240 и 1242 гг. они потерпели сокрушительное поражение
от князя Александра Ярославича, получившего прозвище Невский за
победу над шведами на реке Неве.
Галицко-Волынское
княжество вело изнурительные войны с Венгрией, Польшей и Литвой.
В ХV веке оно распалось и было поглощено Великим княжеством Литовско-Русским
и Польшей.
Наиболее
жизнеспособным оказалось Владимиро-Суздальское княжество (оно
и стало в XV веке ядром нового российского государства). На Суздальщине
постепенно сконцентрировалась большая часть переселенцев из южной
и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими на этой территории
угро-финскими народами. Владимиро-Суздальская земля cстановилась
все более обжитой, по берегам рек возникали новые города — центры
ремесла и торговли. Княжество постепенно становилось процветающим,
а Великий князь Владимирский стал самым могущественным из русских
князей.
Удельные
века были временем ожесточенных междоусобных войн князей. С конца
ХI века усилился натиск половцев на русские земли. А в 30-х годах
ХIII века русские княжества не выдержали мощного удара монголо-татар.
Теории
изучения
Из
правил многотеоретического ИЗУчения
1.
Осмысление объективных исторических фактов субъективно.
2.
Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая
(направления: материалистическое, либеральное, технологическое),
локально-историческая.
3.
Каждая теория предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию,
свой понятийный аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических
фактов.
литература
различных теорий
Учебная
Вернадский
Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997;
Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории.
8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред.
А.М. Панченко. М., 1996 (локальная). Ионов И.Н.
Российская цивилизация, IX — начало ХХ в.: Учебн. кн. для 10—11
кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995 (либеральная).
История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б.
А. Рыбакова. М., 1975; Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В.
А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие
для вузов. М., 1989; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России.
М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История
России. М., 2001 (материалистическое). Сахаров
А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца XVII
века: Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред.
А.Н. Сахарова. 3-е изд. М., 1997 (универсальная – синтез теорий).
Нефедов С. А. История средних веков. М., 1996 - https://hist1.narod.ru
(технологическая).
Научная
1.
Монографии: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999
(либеральная). Карташов А.В. История русской
церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная). Данилевский
И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII
вв.). М., 1999 (локальная). Ловмяньский Х.
Русь и норманны. М., 1985 (материалистическая). Как
была крещена Русь. Ред. Л.И. Волкова. М.,1988 (материалистическая).
Кожинов В.В. История Руси и русского слова. М., 1999 (локальная).
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная).
Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории.
М., 1987 (материалистическая). Русь и варяги: новый
взгляд на историю Европы и Руси. М., 1999 (либеральная). Фроянов
И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории
Л., 1975 (материалистическая).
2.
Статьи: Горский А.А. Русь в конце X — начале XI вв. Территориально-политическая
структура // Отечественная история, 1992, № 4 (либеральная).
Думин С.В., Турилов А.А. “Откуда есть — пошла Русская земля?”
// История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России
IX — начала XX вв./ Сост. С.В. Мироненко. М., 1991 (либеральная).
Иванов К. Где расположена Родина русов?// Родина,
1995, № 11. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Легенда о “призвании
варягов” и становление древнерусской историографии // Вопросы
истории. 1995, № 2 (либеральная). Новосильцев А.П.
Образование Древнерусского государства и его первый правитель//
Вопросы истории, 1991, № 2-3 (либеральная). Скрынников
Р.Г. Войны Древней Руси// Вопросы истории, 1995, № 11-12 (либеральная).
Алексеев В. В., Нефедов С. А., Побережников И. В. Модернизация
до модернизации: средневековая история России в контексте теории
диффузии//Уральский исторический вестник, 2000, № 5-6; Нефедов
С. А. Новая интерпретация истории Киевской Руси - https://hist1.narod.ru/Science/Part2.html.
(технологическая).
ПЕриодизация
различных теорий
Субъективно
выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая
(направления: материалистическое, либеральное, технологическое),
локально-историческая. Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.
Религиозно-историческая
(христианская)
делит историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса
Христа; 2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира.
Всемирно-историческая
теория:
—
материалистическое направление
всемирно-исторической теории делит
историю на первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое
общество, коммунистическое общество (первая фаза — социализм).
—
либеральное и технологическое направления всемирно-исторической теории делят историю на аграрное (традиционное)
общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное)
общество.
Локально-историческая
теория
свою периодизацию строит исходя из циклов, вытекающих из взаимосвязи
Космоса — Солнца — Земли (совокупность отдельных территорий) —
Человека. Теория этногенеза, представленная Л.Н. Гумилевым, историю
этноса делит на фазы: пассионарная, акматическая, надлома, инерционная,
обскурации, мемориальная.
Понятийный
аппарат различных теорий
Государство:
1)
Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.
считали, что в основе образования государства лежит общественный
договор. Историко-либеральное направление всемирно-исторической
теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает
все образования народов, в том числе и древние, государствами.
(Либеральное направление всемирно-исторической теории.)
2)
Государство — это политическая система, направленная на подавление
одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории
Восточной Европы является Киевская Русь, а до нее тогда были
только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление
всемирно-исторической теории.)
Объяснения
исторических фактов в различных теориях изучения
Каждая
теория выбирает из множества исторических фактов свои факты,
выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои
объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический
опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
причины
ВОЗНИКНОВЕНИя ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ
Религиозно-историческая
теория
изучает движение человека к Богу.
В
христианской историографии начало истории государства Киевская
Русь связано с принятием им истинной веры — христианства православного
толка. Тысячелетняя история Русской православной церкви (988)
— это одновременно начало и история русского, Российского государства.
Российское государство постоянно расширяло сферы влияния, территорию
за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман), проживающих
на территории Восточной Европы и Северной Азии.
Христианская
теория связывает возникновение Киева с пророчеством апостола
Андрея Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его
ученики (апостолы) разошлись по свету проповедовать новую веру.
Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал Христос в ученики)
в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья Днепра,
Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил
окрестные холмы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия,
будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”.
Великие
киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство.
В 988 году князь Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному
подходу, это событие начинает отсчет исторического времени православного
государства: Киевского – Московского — Российского.
Всемирно-историческая
теория.
В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась “норманнская
теория”, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами2 .
Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский
ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер.
Против
этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности,
М. Ломоносов, который положил начало полемике между “норманнистами”
и “антинорманнистами”. М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера
о создании государства варягами. Особое внимание Ломоносов уделил
происхождению термина “русь”. Если Миллер связывал термин с северными
племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то Ломоносов
возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского
племени “роксоланов”, широко используя при этом данные топонимики.
Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже
славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского
моря, получив там название “варяги”.
Полемика
между “норманнистами” и “антинорманнистами” обозначилась по ряду
вопросов: 1) Являлись ли варяжские князья основателями государства
Киевская Русь? 2) Термин “русь” является словом скандинавского
или иного происхождения?
Наибольшей
остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту
“норманнской” теории выступили датский историк, профессор Копенгагенского
университета В. Томсен и русский историк, академик
А. Куник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” (1891
г.) были сформулированы основные аргументы в пользу норманнской
теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к
выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно
считать доказанным.
Вместе
с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего
“антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде
“Варяги и Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и
привел ряд доказательств местного происхождения термина “русь”
и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен.
После
1917 года в зарубежной литературе, как и в российской дореволюционной,
продолжало преобладать либеральное направление всемирно-исторической
теории образования государства Киевская Русь. В основе ее лежала
идея французских просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера
и др. об общественном договоре как основе образования государства.
В
то же время у части зарубежных историков норманнская теория подверглась
политизации. Неприятие западным обществом советского государства
переносится и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает антиславянскую
направленность, доказывающую неспособность народов Восточной
Европы самостоятельно создать свое государство, свою культуру.
“Расцветает” расистская теория неполноценности народов.
Материалистическое
направление
становится официальным в советский период. В соответствии с историко-материалистической
заданностью определение государства наполняется следующей трактовкой:
“государство никаким образом не представляет из себя силы, извне
навязанной обществу, а является продуктом его длительного развития”
(Ф. Энгельс).
Выстраивается
следующая схема: племенные княжения (союзы племен), формирование
Северного и Южного образований, Русское государство (Киевская
Русь). Схема постоянно уточняется и детализируется. Так, государство
возникает на восточно-славянской основе, но со значительным
участием чудских племен и скандинавских наемных дружин. Норманны
явились сюда после того, как социально-экономические, политические
и духовные предпосылки создания государства в Восточной Европе
уже сложились. В этой трактовке роль варягов-норманнов в образовании
государства становится несущественной.
Советские
историки (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность
— процесс не одномоментный, а итог длительного эволюционного3
развития, разошлись в определении места первоначального
возникновения государства. Одни исследователи считали, что процесс
становления Русского государства сначала развернулся на Юге, и
лишь позднее — на Северо-Западе4 , другие — на
первое место среди этапов формирования государственности ставят
образование северного суперсоюза и только после этого — “грандиозного
суперсоюза” с центром в Киеве. Однако все историки признают,
что процесс объединения завершился походом северной части русских
на Юг, победой северян и подчинением Южной Руси. Столицей объединенного
государства стал Киев.
Марксистская
теория происхождения государства сняла остроту обсуждения термина
“русь”. Термин “русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом
собирательного характера, стали связывать с проблемой этнонимии.
Утвердилось мнение, что используемые применительно к самым различным,
чаще неродственным, народам этнонимы “скифы”, “киммерийцы”, “гунны”,
“франки” и другие носят собирательный характер. Жители государства
Киевская Русь по названию государства назывались русскими.
В
локально-исторической литературе Восточная Европа и Северная
Азия рассматриваются как единое пространство (“месторазвитие”),
заполненное сменяющими друг друга локальными цивилизациями, государствами.
Так на протяжении тысячелетий на едином “месторазвитии” сменилось
много государств: Скифское, Готское, Хазарское, Киевское, Золотоордынское
и другие. Все государства Восточной Европы и Северной Азии были
многонациональные, а политическое лицо государства, его название
определял народ, становившийся во главе его.
причины
принятия православия в киевской руси
(выбор веры)
Религиозно-историческая
теория
изучает движение человека к Богу.
Христианские
историки (А. В. Карташов и др.) считают, что принятие Владимиром
I христианства, а не ислама и иудейства в качестве государственной
религии было обусловлено давним проникновением христианства
на территорию Восточной Европы. Владимир I из всех вер выбрал
самую правильную веру — христианскую православного толка.
Церковная
традиция относит начало христианизации к I веку н. э. В летописях
упоминается хождение апостола Андрея Первозванного на Русь. Знакомство
народов Восточной Европы с христианством состоялось во времена
готского государства (IV в.). Однако процесс проникновения христианства
был прерван вторжением гуннов. Следующим этапом распространения
христианства в Восточной Европе считается IX век.
Материалистическое
направление
всемирно-исторической теории, изучая
прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Историки-материалисты
(Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.) считают, что при выборе государственной
религии князь Владимир I руководствовался только политическими
мотивами.
Соседние
государства — исламская Волжская Булгария и иудейская Хазария
— в этот период были слабее Киевской Руси. Авторитет этих государств
у князя и киевлян был невелик.
Сложнее
обстояло дело с христианской верой. Христианская религия не едина.
В середине первого тысячелетия она разделилась на две ветви: западно-римскую
— католическую — и восточно-римскую — православную. В 1054
году дело дошло до обоюдного предания анафеме (отречения от
церкви). Обе ветви веры претендовали на влияние в Восточной Европе.
Но между ними в политическом отношении имелась существенная разница.
Римский
папа требовал полного подчинения королей и императоров и тем
самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом
отношении. К тому же католическая церковь считала богослужебным
языком только латынь.
Патриарх
Константинопольский признавал определенную зависимость от императора
и ставил церковь на службу государству. Православная церковь допускала
возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал,
естественно, то, что ему было выгоднее — православие.
Либеральное
направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает
приоритет в нем развитию личности.
Либеральные
историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) утверждают, что Владимир
I сделал роковую ошибку при выборе христианской веры. Владимир,
приняв православие, а не католичество, обрек народы Восточной
Европы на “вечное” отставание от западных стран. Народы Восточной
Европы выпали из русла мировой цивилизации и бредут по замкнутому
кругу. Удел России — в деспотии власти и рабстве народов. В развитии
народов католичество отдает примат духовной власти (культуре,
индивиду), а православие — светской (государству, монарху).
Принятие православия привело к изоляции России от цивилизованного
мира Европы.
влияние
норманнских и византийских культур (вестернизации) на развитие
народов и государств
на
территории Восточной Европы
Технологическое
направление
всемирно-исторической теории, изучая
прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому
развитию и сопутствующим изменениям в обществе.
Сторонники
технологическогонаправления (С. А. Нефедов и др.) считают, что
распространение каждого культурно-технологического круга связано
с тем или иным фундаментальным открытием, которое дает его обладателям
преимущества перед другими народами. Обладая этими преимуществами,
народ-первооткрыватель расселяется из мест своего обитания, покоряя
или подчиняя своему влиянию другие народы.
Фундаментальным
открытием, породившим волну завоеваний норманнов, был дракар —
мореходное судно с 40–70 гребцами и прямоугольным парусом. Отличительным
качеством дракара было то, что он мог с одинаковой легкостью
преодолевать моря и подниматься по рекам, его можно было даже
перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря дракару норманны
могли внезапно появляться едва ли не в любом месте — там, где
хотели; флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько тысяч
воинов, которые грабили города и села и уходили, как только противник
собирал крупные силы. Дракар позволил норманнам разграбить большую
часть Западной Европы, но, не обладая преимуществом перед рыцарской
конницей, они смогли закрепиться лишь в немногих областях — в
Нормандии, в Сицилии, в Англии.
На
востоке Европы сложилась иная ситуация: здесь не было рыцарской
конницы, и благодаря своим мечам и кольчугам норманны-варяги обладали
военным превосходством над местным населением. В угро-славянском
мире шведских норманнов именовали “русью”, финское ruotsi до сих
пор означает “швед, Швеция”. Основной целью варягов было приобретение
баз для набегов на Константинополь по только что открытому
волхово-днепровскому пути. Продвигаясь по этой дороге, они
основали базы в Холмгарде (Holmgard — Новгород) и Каенугарде (Koenugard
— Киев), которые стали центрами варяжского владычества в земле
славян. Из Киева-Каенугарда “русь” совершала непрерывные набеги
на Византию и по Дону и Волге — на Северный Иран. Еще одна база
была основана норманнами в Таматархе (Тмутаракани) в Крыму; этот
город некоторое время соперничал с Киевом.
К
чему, в конечном счете, привело распространение модернизации на
Восточную Европу норманнского культурно-технологического круга?
Славяне и угро-финны были покорены завоевателями, которые жили
в укрепленных “градах”, собирали с местного населения дань, захватывали
рабов и продавали их в Константинополе и Булгаре.
Со
временем, ассимилировавшись, варяги превратились в русских бояр,
они обосновались в бревенчатых замках, имели села с рабами, собственные
дружины и постоянно воевали друг с другом. Варяги не принесли
в Восточную Европу ни высокой культуры, ни сколько-нибудь прочной
государственной организации — по той причине, что сами ее не имели.
Сохранился лишь десяток скандинавских слов: “стяг”, “броня”, “багор”,
“удел”, “город”, “торг”, “тиун” (судья); слово “конунг” превратилось
в “князь”, “викинг” — в “витязь”. Скандинавский бог грозы и войны
Тор превратился в славянского Перуна, идол которого стоял на холме
над Киевом и которому приносили человеческие жертвы. В культурном
отношении варяжское наследие в основном ограничивалось военной
техникой: ладьи-дракары, прямые “франкские” мечи, секиры, боевые
ножи скрамасаксы. Из военных традиций сохранился обычай совершать
походы на стругах-“дракарах” – запорожские и донские казаки, подобно
варягам, ходили на стругах к берегам Турции и Персии.
Скандинавское
происхождение имеет также система погостов, опорных пунктов, куда
местное население было обязано привозить дань. “Вотчина” боярина
— это был скандинавский “одаль”, “удел”, наследственное владение
главы рода. Обычай князей пировать с боярами и обсуждать дела
в боярской думе восходит к скандинавским дружинным традициям.
Городское вече ведет свое начало от скандинавского тинга.
Культурные
достижения России сторонники технологической теории связывают,
в основном, с византийским влиянием и принятием христианства.
Византия принадлежала к римскому культурно-технологическому кругу,
и могущество этой державы вызывало попытки подражания со стороны
русских князей. Византийское влияние привело к принятию христианства,
появлению на Руси письменности, строительству каменных храмов
и заимствованию отдельных элементов греко-римской культуры. Распространение
на Русь римского культурно-технологического круга имело мирный
характер и не оказало существенного влияния на социальные отношения.
причины
раздробленности Киевской Руси
Религиозно-историческая
теория
изучает движение человека к Богу.
Русские
летописцы, отражающие позиции религиозной теории истории, обозначили
причины распада государства как “наказание за грехи”, как “Божий
гнев на гордость и высокомерие князей”, искупление через страдание.
Представители
всемирно-исторической теории (XIX — нач. XX вв.) Н.М. Карамзин
(1766—1826), С.М. Соловьев (1820—1879) характеризовали этот период
временем “темным, молчаливым”, “скудным делами славы и богатым
ничтожными распрями”.
Позднее
либеральный историк В.О. Ключевский (1841—1911) стал говорить
не о раздробленности, а об “удельном строе”, называя период “удельными
веками”. Терминология Ключевского подразумевала децентрализацию
вследствие осуществления принципа, множившего деление земель
и власти внутри княжеского рода. Наследство переходило не от отца
к сыну, а от старшего брата — среднему — младшему.
Материалистическое
направление
всемирно-исторической теории, изучая
прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
В
материалистической историографии государственная раздробленность
рассматривается как “феодальная раздробленность”. Б. А. Рыбаков,
И. Я. Фроянов, Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др. рассматривают
феодальную раздробленность как закономерный этап в поступательном
развитии производительных сил. Согласно формационной схеме
характерной чертой феодализма является замкнутость хозяйственно-политических
структур. Раздробленность при этом трактуется как новая форма
государственной организации, а главной причиной раздробленности
является господство замкнутого натурального хозяйства. Считалось,
что натуральная замкнутость отдельных земель давала возможность
полнее использовать хозяйственный местный потенциал. В период
феодальной раздробленности Русь трансформировалась в своеобразную
федерацию княжеств и земель, среди которых выделялись Владимиро-Суздальское
и Галицко-Волынское княжества, Новгородская и Псковская феодальные
республики. Выделение экономических причин из сложного причинно-следственного
комплекса было связано с унификацией российской истории с западно-европейской
(западно-европейский феодализм представлялся наиболее типичной
формой этой общественной формации). Согласно данной логике раздробленность
в период “среднего” феодализма — прогрессивное явление для всех
стран мира.
Локально-историческая
теория изучает
единство человека и его окружающей среды, составляющее понятие
локальная цивилизация.
Л.Н.
Гумилев (1912—1992) причиной гибели государства Киевская Русь
считает спад пассионарной энергии в системе этноса. Одновременно
в конце XII века усилился натиск половцев, который для ранее монолитной
в военно-политическом отношении Руси не вызывал бы особых трудностей.
Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку.
Население Южной Руси переселялось в северные и северо-западные
районы страны.
По
мнению Л.Н. Гумилева, “к середине XIII века идея объединения
Руси уже стала полностью иллюзорной. Русь окончательно распалась
на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли”. Если
следовать логике Гумилева, то на территории Восточной Европы,
не помешай монгольское нашествие, через несколько веков возникли
бы мощные независимые государства.
Сравнительно-теоретические
схемы
предмет
изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация
№
1. Всемирно-историческая теория о возникновении
государства Киевская Русь
Норманнская
(Либеральное
направление) |
Государство создано варягами-норманнами.
Термин «Русь» – варяжского происхождения. Интерпретация
исходит из того, что в основе образования государства
лежит общественный договор |
Антинорманнская
(Либеральное
направление) |
Государство создано славянами.
Термин «Русь» славянского происхождения. Интерпретация
исходит из того, что в основе образования государства
лежит общественный договор |
Умеренно-норманнская
(Материалистическое
направление) |
Признает наличие многочисленных
варягов-норманнов в Восточной Европе, но отрицает их роль
в создании государственности. Государство – продукт длительного
эволюционного развития и не может быть привнесено «извне».
Оно является орудием политического господства одного класса
над другими. Термин «Русь» – норманнского происхождения,
но ставший этнонимом собирательного характера |
|
|
Норманнская
(Технологическое
направление) |
Изобретение нового типа
военного корабля, «дракара», обусловило военную экспансию
норманнов в Европе и, в частности, завоевание норманнами
Восточноевропейской равнины. Благодаря своему военному
превосходству, норманны-варяги подчинили славян и в процессе
социального синтеза стали военным сословием нового государства
– Киевской Руси. |
№
2. Причины гибели государства Киевская Русь
Название
теории |
Предмет
изучения |
Интерпретации
факта |
Религиозная
(Христианская) |
Движение человечества
к Богу |
«Божий гнев» на гордость
и высокомерие князей |
Всемирно-историческая:
|
Общемировое развитие,
прогресс человечества. |
1)
1) Раздел Киевской державы на уделы между сыновьями Великого
князя.
2)
2) Горизонтальный принцип наследования власти (от старшего
брата к следующему брату по старшинству)
3)
3) Княжеские усобицы |
Материалистическое
направление |
Развитие общества, общественных
отношений, связанных с формами собственности. Классовая
борьба. |
Переход от раннего феодализма
к среднему. Феодальная раздробленность – закономерный
и неизбежный этап в развитии феодального общества. Это
не регресс, не движение вспять, а в целом – движение
по пути прогресса |
Локально-историческая
|
Единство человечества
и территории |
Гибель государства – это
результат спада пассионарной энергии в системе древнерусского
этноса. (Л.Н. Гумилев) |
Примечания
1 Глава написана с позиции либерального
направления всемирно-исторической теории.
2 Западные хроники свидетельствуют,
что с 830 года до конца века в Европе не было ни одного года без
норманнского (северные люди) нашествия. Они завоевали целый ряд
стран: Шотландию (847 г.), Англию (1066 г.), основали Королевство
Неаполитанское (911 г.) и др.
3 Эволюция (от лат. evolutio)
— развертывание.
4 В связи с тем, что в 30-е годы на
Западе распространяется расистская теория неполноценности славянских
народов, советское руководство отдает предпочтение теории первоначального
происхождения государства на Юге страны.
Назад
/ Далее
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net