Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

15.1. Духовное производство и духовная жизнь общества.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, опре-
деляющая в совокупности с экономической и социально-политической
жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она
включает в себя все духовные образования, в том числе духовную
культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного
сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настрое-
ния, привычки и т.д.
Духовная культура представляет собой лишь определенную сторо-
ну, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать яд-
ром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной
структурой,включаю щей научную,философско-мировоззренческую, пра-
вовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в сис-
теме духовной культуры занимает религия. Учитывая сложность однов-
ременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры,
попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все
ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.
В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматри-
вать как развивающуюся совокупность материальных, политических и
духовных достижений человечества, характеризующих определенный
способ общественно-практической деятельности людей на каждом исто-
рическом этапе развития общества. Каждый этап развития человечес-
кой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем мате-
риальных, политических и духовных потенций и достижений челове-
чества, всех его отношений с действительностью: экономических, по-
литических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д.
Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизне-
деятельности прошедших поколений, культура является одновременно и
результатом, и средством развития личности и общества.
Иными словами, культура - это исторически определенный способ
организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксиро-
ванный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального
и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также
соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении
людей к природе, между собой и к самим себе.
Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое
место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает
все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жиз-
недеятельность человека и общества. Как отражение общественного
бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и опреде-
ленной общественно-экономической формации, интересов и потребнос-
тей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким обра-
зом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как
нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной
группе государств.
В обществе духовная культура проявляется через процесс освое-
ния ценностей и норм предшествующих поколений, производство и раз-
витие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие челове-
ка и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют сущест-
венную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию
мира, служат своеобразными ориентирами в этом процессе. Главная
цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании
определенного типа человеческой личности в интересах общества, в
регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с
обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого
вытекает и другая функция духовной культуры - формирование позна-
вательных способностей личности. Духовная культура общества нахо-
дит свое выражение в различных формах и уровнях общественного соз-
нания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством
духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем
выступают не только природа и природные вещества, но и обществен-
ный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое
мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духов-
ного производства, и орудия его деятельности. В обществе формиру-
ется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием ду-
ховных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции.
Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вооб-
ще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным
творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развива-
ется народом. Лучшие образцы духовного производства, получив соци-
альную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся
его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется
как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъ-
ект духовного производства. Для духовного формирования используют-
ся система образования, воспитания, средства коммуникативного воз-
действия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение
субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
15.2. Понятие общественного сознания и его структура

Общественное сознание представляет собой совокупность идей,
теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей,
настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь об-
щества и вся система общественных отношений. Общественное сознание
формируется и развивается вместе с возникновением общественного
бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных от-
ношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда,
когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное
сознание.
Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность
обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций,
т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания,
образует духовную реальность,выступает составной частью обществен-
ного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль об-
щественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако
нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности дру-
гого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время пос-
ле возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве
с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы воз-
никнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух
проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания
как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие
только при условии одновременного активно-творческого преобразо-
вания его.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного
сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъеди-
ненности, относительной самостоятельности.
Особенностью общественного сознания является то, что оно в
своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его
потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи
может не только отражать бытие, но и активно способствовать его
преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся
функция общественного сознания,которая делает его необходимым и
реально существующим элементом любого общественного устройства.
Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием
их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а толь-
ко повиснут в воздухе.
Связь между общественным бытием и общественным сознанием мно-
гогранна и разнообразна.
Так, вещи,созданные человеком, представляют собой опредмечи-
вание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в
себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие,
общественное сознание способно активно влиять на него через преоб-
разовательную деятельность людей.
Относительная самостоятельность общественного сознания прояв-
ляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни-
кают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного
производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.
Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание
может опережать общественное бытие или отставать от него. Напри-
мер, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того,
как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического
использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их
открытия и т.д.
Общественное сознание представляет собой особый социальный
феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему харак-
теристиками, специфическими закономерностями функционирования и
развития.
Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречи-
вость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет
сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело
классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях
жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном
сознании.
В государствах многонациональных существует национальное соз-
нание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями
отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное
сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм
и шовинизм.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в
общественном сознании различают сознание обыденное и теоретичес-
кое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об
общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в истори-
ко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом
или его особенности в различных общественно-экономических формаци-
ях.
15.3. Общественное и индивидуальное сознание и их
диалектическая взаимосвязь.

Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с
рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаи-
мосвязи с общественным.
Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражаю-
щий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и де-
ятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов,
чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется
его индивидуальность, неповторимость,отличающая его от других лю-
дей.
Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного созна-
ния - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное
сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не
является их простой суммой. Это качественно новое общественное яв-
ление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов,чу-
вств, которые присущи индивидуальному сознанию.
Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общест-
венного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая
присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной
жизни общества.
Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу
их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься
до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное созна-
ние приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи,
совпадающие с общественными потребностями. Д.Уатт и Н.Ползунов
почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта
были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой Рос-
сии не было общественной потребности в паровых двигателях и ис-
пользование их затормозилось. С другой стороны, говоря о взаимос-
вязи индивидуального и общественного сознания, следует подчерк-
нуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать обществен-
ного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой
индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций,
берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в
определенной степени несут в своем сознании современные идеи,
взгляды и т.п. Человек не может быть изолированным от общества и
общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их
общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон
совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам,
стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многие
другие. Общество - сложное материальное образование,состоящее из
множества различных социальных групп. Такими группами являются
классы, сословия, интегральные (работники умственного и физическо-
го труда, жители города и деревни), этнографические, демографичес-
кие и профессиональные группы. Каждая группа является субъектом
определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом
сознании. Групповое сознание диалектически связано с общественным
сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на ос-
нове индивидуального, но, как и общественное сознание, не предс-
тавляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие
социально-экономических и политических условий жизни каждой группы
людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным
сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного
сознания, входя в него частью своих элементов.
15.4. Общественная психология и идеология,
массовое сознание.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного созна-
ния, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания.
Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми
и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позво-
ляет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причин-
но-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые
умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины.
Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть
в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических
обобщений.В первый период жизни людей обыденное сознание являлось
единственным и главным. по мере развития общества возникает необ-
ходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание стано-
вится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей.
Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыден-
ного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности
явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу.
Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общест-
венным бытием.
Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной,
способствует более глубокому развитию общественного сознания, пос-
кольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и ду-
ховных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и об-
щественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные
знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элемен-
тарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в
его непосредственном окружении. Это знание об использовании прос-
тых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений
друг с другом.
Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций,
несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций,
привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного обществен-
ного бытия.
Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология
- это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные
отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в
себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль,
искусство, религию.
Общественная психология не способна подняться до глубоких на-
учно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие по-
верхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на
всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного
бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе ис-
пользования научных данных.
Между общественной психологией и идеологией существует орга-
ническое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обоб-
щая результаты практической деятельности людей, позволяет устано-
вить основные тенденции в развитии исторических процессов.
У нас сложилось ограниченное и неверное представление о мас-
совом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть
обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего
молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По
подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум
5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и
неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной
общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы
кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятель-
ность, демонстрирует совместное поведение. Более того, сам феномен
массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность
или подобное поведение отсутствуют. Массовое сознание - это созна-
ние массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое
представляет его частный случай. Общественное мнение выражает от-
ношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем
или иным событиям действительности. Оно определяет поведение от-
дельных личностей, социальных групп, масс и государств.
Общественное мнение может отражать истину или быть ложным.
Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть мас-
сового сознания государственными учреждениями, политическими орга-
низациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами
пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание не-
терпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти
всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового соз-
нания.
Правильное представление об общественном сознании нельзя сос-
тавить, не анализируя специфических форм, посредством которых ре-
ально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воз-
действие общественного сознания на жизнь общества
.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net