*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
12.3. Понятие
народ. Народные массы - решающая сила общественного развития.
Тот факт, что люди сами делают свою
историю, не вызывает се-
годня споров и сомнений. Но кому принадлежит решающая роль в исто-
рии - народным массам или отдельным выдающимся личностям?
Единодушного ответа на этот вопрос нет и поныне. В сравни-
тельно недавнем прошлом в социологии практически безраздельно
гос-
подствовали взгляды, согласно которым историю по своему произволу
творят короли и государственные деятели, законодатели и полковод-
цы. О сути этого взгляда один автор образно сказал: история тво-
рится по воле начальства.
Подобные взгляды активно пропагандируются и в наши дни, в
частности, в виде теории элиты. Авторы этой теории объявляют твор-
ческой силой истории то "капитанов индустрии", то особенно
в пос-
леднее время - технократов, управляющих, крупных инженеров, ученых
т.д.
Чем объяснить чрезвычайную жизнеспособность подобных взглядов?
Это прежде всего связано с тем, что Г.В.Плеханов называл сво-
еобразным оптическим обманом. Дело в том, что, как правило, круп-
ные исторические события связываются в нашей памяти с именами
оп-
ределенных исторических деятелей - победа в Отечественной войне
1812 года с именем М.И.Кутузова, объединение Германии в 60-70-х
гг. XIX в. с именем Бисмарка и т.д.
В результате, когда мы пытаемся отделить имя соответствующего
деятеля от какого-то события, мысль путается, кажется, что если
бы
этого деятеля не было, то история пошла бы по-иному, хотя это
все-
го лишь своеобразный оптический обман. Неужели Германия, если
бы
Бисмарк умер в детстве от кори, до сих пор оставалась раздроблен-
ной? Конечно нет. Нашелся бы "заместитель", который
возглавил бы
решение этой задачи, ибо само это решение назрело.
Но возвеличение выдающихся личностей имело и социальную по-
доснову. Оно отражало ведущие позиции в обществе господствующего
меньшинства, занятого умственным трудом при одновременном умалении
роли масс, уделом которых был труд "черный", физический.
Одновре-
менно оно было направлено на принижение роли народа в истории
при
непомерном преувеличении роли лидеров господствующего меньшинства.
Научный, причем однозначный ответ на поставленный выше воп-
рос, дали создатели диалектико-материалистической социальной фило-
софии. Народ - вот подлинный творец истории. Такое решение прямо
вытекает из основных положений материалистической социологии.
Действительно, если основу, фундамент истории составляет матери-
альное производство, то, очевидно, первую роль в истории надо
от-
дать тем, кто осуществляет процесс производства материальных благ
и движет его вперед. А это и есть простые люди, трудящиеся, то
есть народ.
Но понятие народ - все-таки требует уточнения. Оно не совпа-
дает с понятием народонаселение, поскольку последнее включает
и
антинародные силы, врагов прогресса и т.д.
В то же время понятие народ конкретно-историческое. Народ,
его состав в разные эпохи различен, во-первых, а во-вторых, в
него
включаются не только трудящиеся, но и такие силы, которые могут
в
тот или иной период решать задачи прогрессивного развития общества.
Исходя из сказанного можно дать следующее определение народ-
ных масс:
Народные массы - это прежде всего трудящиеся массы данного
общества, а также те классы и социальные группы, которые способны
решать в данную эпоху в данной стране прогрессивные исторические
задачи, имеют общность некоторых интересов с трудящимися.
Попытаемся ответить на следующий вопрос. Почему решающая роль
в истории принадлежит народным массам?
Что касается главной сферы общественной жизни, материально-
го производства, то главная роль народа, трудящихся здесь просмат-
ривается достаточно определенно. Правда, нередко возражают: в
раз-
витии производства, особенно в наше время, важна роль научно-тех-
нических открытий, изобретений, а это, де, дело талантливых людей.
С этим вроде бы трудно не согласиться. Но, во-первых, условия
для
новых изобретений подготовлены совокупным трудом народа, а,
во-вторых, только при условии тиражирования и применения в доста-
точно широких масштабах, а здесь нужен труд массы людей, - они
ос-
тавят заметный след в истории как паравоз, динамомашина или элект-
рический мотор.
В сфере социально-политической решающая роль народных масс не
бросается в глаза так ярко, как в области материального производс-
тва. Но она явно обнаруживается в переломных пунктах истории,
в
частности, в периоды социальных революций.
Ярко характеризовал роль народа в политической истории Запад-
ной Европы конца XVIII века и первой половины Х1Х века Г.В.Плеха-
нов: "Кто разрушил Бастилию? Чье оружие сразило абсолютизм
в Бер-
лине? Кто сверг Меттерниха в Вене? Народ, народ, народ, т.е. бед-
ный трудящийся класс, т.е. преимущественно рабочие. Никакими улов-
ками нельзя вычеркнуть из истории тот факт, что решающая роль
в
борьбе западноевропейских стран за свое политическое освобождение
принадлежала народу и только народу".
Наконец, определяющая роль в конечном счете принадлежит наро-
ду и в духовной сфере. А.М.Горький говорил, что "народ -
неиссяка-
емый источник ценностей духовных".
Действительно, только труд народа в материальном производстве
создает надлежащую основу для творчества создателей ценностей
ис-
кусства, научной и иных видов духовной деятельности. Это - во-пер-
вых. Во-вторых, народное творчество - источник образов для худож-
ников, литераторов. Пушкин отмечал, что образы Прометея до Эсхила,
Дон Кихота до Сервантеса, Фауста до Гете возникли в народном твор-
честве. А композитор Глинка ту же мысль выразил так: "Музыку
соз-
дает народ, а мы ее только аранжируем".
Итак, во всех сферах общественной жизни народным массам при-
надлежит решающая роль. Народ - творец истории. И это не фраза.
Не
раз в истории стран и народов войны и стихийные бедствия, казалось
подрывали самые основы общественной жизни. Но оставался народ
и он
все останавливал. Вместе с тем роль народных масс, степень их
ак-
тивности на протяжении истории не остаются неизменными. В истории
действует закон возрастания роли народных масс. Маркс и Энгельс
так выразили его суть: "Вместе с основательностью исторического
действия будет ...расти и объем массы, делом которой оно является".
Действие этого закона определяется рядом факторов - ростом
численности масс, прежде всего трудящихся, возрастанием их потен-
ций как производительной силы, ростом их организованности и, нако-
нец, сознательности.
Дать простор идущей снизу инициативе, социальному творчеству
- в этом суть активизации масс в наши дни. Закон возрастания роли
народных масс должен в нашем обществе получить полный простор.
Все, что препятствует его действию необходимо убрать с дороги.
Итак, народ - творец истории. Но какова же роль личности в истори-
ческом процессе?
12.4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы.
Что эта роль не является решающей
- это несомненно. Нельзя не
согласиться с поэтом, что "одни, даже очень важный, не поднимет
простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный".
Жизнь
же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытать-
ся "перевернуть" ее или даже просто "поднять"
в одиночку - дело
бесперспективное.
Но значит ли это, что материалистическая социальная философия
отказывает личности, особенно выдающейся во влиянии на ход исто-
рии. Конечно, нет. Действительно, сам народ состоит из личностей,
причем роль каждой из них не равна нулю. Одна подталкивает колес-
ницу истории вперед, другая тянет назад и т.д. В первом случае
это
роль со знаком плюс, во втором - со знаком минус.
Но нас интересуют сейчас не рядовые люди, а выдающиеся исто-
рические личности. В чем их роль?
Не в том, что такая личность по своему произволу способна ос-
тановить или изменить естественный ход вещей. По-настоящему выдаю-
щаяся личность не только не пытается "отменить" законы
истории, а,
напротив, как отмечал Г.В.Плеханов, видит дальше других и хочет
сильнее других. Великий человек решает задачи, поставленные на
очередь предыдущим ходом умственного развития общества, он указы-
вает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием
об-
щественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих
нужд. В этом сила и предназначение великого человека, причем сила
колоссальная.
Он, если хотите, впередсмотрящий истории, он выразитель чая-
ний класса, массы, часто лишь смутно осознаваемых ими. Его сила
-
это сила общественного движения, которая стоит за его спиной.
В этом принципиальное различие в оценке роли личности в диа-
лектико-материалистической философии и ее противниками. Материа-
листическая социальная философия идет при оценке роли личности
от
масс к личности, а не наоборот, видит ее роль в том, что она своим
талантом служит массам, помогает им спрямить путь к достижению
на-
меченных целей, ускорить решение назревших исторических задач.
При этом, во-первых, влияние личности на ход истории зависит
от того, насколько многочисленна та масса, которая идет за ней,
и
на которую она опирается через партию, через какой-то класс. Поэ-
тому выдающаяся личность должна обладать не только особым индиви-
дуальным талантом, но и способностью организовывать и вести за
со-
бой людей. Во-вторых, безусловно ошибочны анархистские установки:
никаких авторитетов. Весь ход истории свидетельствует, что ни
одна
социальная сила, ни один класс в истории не достигал господства,
если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых
представителей, способных организовать движение и руководить им.
Конечно, выдающаяся личность должна обладать не рядовыми спо-
собностями к определенному виду или ряду видов деятельности. Но
этого недостаточно. Нужно, чтобы в обществе в ходе его развития
встали в повестку дня задачи, для решения которых была необходима
личность именно с такими (военными, политическими и т.д.) способ-
ностями.
Случайно здесь то, что именно эта, конкретная личность заняла
данное место, случайно в том смысле, что это место мог бы занять
кто-то другой, поскольку замещение этого места стало необходимым.
Таким образом, появление на исторической арене выдающихся
личностей подготавливается объективными обстоятельствами, вызрева-
нием определенных общественных потребностей. Такие потребности
по-
являются, как правило, в переломные периоды в развитии стран и
на-
родов, когда в повестку дня встают масштабные социально-экономи-
ческие и политические задачи.
Из всего сказанного ранее прямо и непосредственно вытекает
вывод о несовместимости с духом и сутью диалектико-материалисти-
ческой социальной философии теории и практики культа личности.
Культ личности в современных проявлениях состоит в навязыва-
нии народу преклонения перед носителями власти, в приписывании
личности способности творить историю по своему усмотрению и произ-
волу, в перенесении на личность того, что является делом и заслу-
гой народа.
Культ личности - это ясно обнаружил культ личности Сталина,
чреват большими опасностями и тяжелыми последствиями. Попытки
в
одиночку решать сложные вопросы теории и практики ведут к ошибкам
и промахам не только в теории, но и на практике (проблема темпа
коллективизации, вывод об обострении классовой борьбы по мере
ус-
пехов социализма и т.д.). Культ личности питает и подкрепляет
дог-
матизм в теории,поскольку право на истину признается только за
од-
ним человеком.
Культ личности особенно опасен тем, что он влечет за собой
разрушение законности и подмену ее произволом,что ведет к массовым
репрессиям. Наконец, пренебрежение интересами рядовых людей, прик-
рываемое мнимой заботой об общественных интересах, имеет своим
следствием прогрессирующее затухание инициативы и социального
творчества снизу по принципу: нам, товарищи, думать неча, за нас
думают вожди.
Итак, роль выдающейся личности состоит в том, что она своими
решениями, организаторской деятельностью помогает классу, массам
успешно решать поставленные объективным ходом истории задачи об-
щественного развития. Она может сопоспешествовать массам в решении
этих задач, ускорить их решение, а значит и развитие общества,
но,
подчеркнем еще раз, не может по своему произволу изменить или
от-
менить закономерный ход истории.
Г.В.Плеханов глубоко прав, когда пишет: "Не для одних только
"начинателей", не для одних "великих" людей
открыто широкое поле
действия. Оно открыто для всех имеющих очи, чтобы видеть, уши,
чтобы слышать и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие вели-
кий, есть понятие относительное. В нравственном отношении велик
каждый, кто, по евангельскому выражению, "полагает душу свою
за
други своя".
13.1. Политическая система общества и ее элементы
Важнейшей частью надстройки являются
политические идеи, тео-
рии, политические отношения и организации, составляющие политичес-
кую систему общества, которая возникает на определенной ступени
общественного развития.
Любое общество не может функционировать без управления, но
его формы и содержание в различные периоды истории весьма сущест-
венно отличаются. Так, родовая община не знала политических от-
ношений и политического регулирования, управление в ней осущест-
влялось как самоуправление, общественная жизнь регламентировалась
традициями, обычаями и авторитетом старейшин.
Распад родового строя и разделение общества на классы разру-
шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется
ин-
тересом экономически господствующего класса, появляются новые
от-
ношения и, следовательно, новые механизмы регулирования обществен-
ной жизни, связанные с властью. Складывается политическая система
общества, ядром которой стало государство.
Изучение политической системы представляет особый интерес
прежде всего потому, что государство, партии и другие ее элементы
играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз-
личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли-
тизация общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего
на все стороны материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле-
довать природу политики, сущность политической системы, экономи-
ческие и социальные факторы, на основе которых она формируется
и
развивается.
Что же такое политика, если она стала неизбежным элементом
человеческого существования?
Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось
по
мере изучения государства, других политических институтов и всех
рычагов власти.
В переводе с греческого политика означает искусство управле-
ния государством, определенный способ осуществления целей госу-
дарства внутри и за пределами его территории. Все философы, начи-
ная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики
как
общественного явления - ее прямую или опосредованную связь с
властью. Так понимали ее Ш.Фурье, М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин.
Та-
ким образом, политика представляет собой особую сферу жизнедея-
тельности общества, связанную с отношениями между классами и соци-
альными группами по поводу власти.
Понятие "власть" соотносится, как правило, с политической
властью, хотя в действительности существуют разновидности общест-
венной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем
плане власть - это способность и возможность осуществлять свою
во-
лю классом, группой,партией или личностью, оказывать воздействие
на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка-
кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт-
но-общинном строе власть носила общественный характер, осуществля-
лась всеми членами рода, которые избирали авторитетного старейшину.
Выделяют несколько видов власти - экономическую, политичес-
кую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории
существовали и семейные виды власти, такие как матриархат и патри-
архат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства,
уп-
равления и организации, контроля, которые присущи любому ее виду.
Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры,
говоря
о "власти идей", "власти человека над природой"
и т.д. Но наиболее
адекватное свое выражение понятие власти находит в политической
сфере.
Политическая власть представляет собой способность личности,
класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию
в соответствии со своими экономическими, идеологическими и полити-
ческими интересами. Следует сказать, что политическая власть пре-
допределяется экономическим господством, которое и обеспечивает
классу, индивиду право на политическое руководство. Экономическая
власть как базисная первична, именно она обусловливает содержание
политической власти, ее структуру, характер выполняемых функций.
В
этом появляется тесная связь политики с экономикой. Как надстроеч-
ное явление, политика вторична по отношению к экономическому бази-
су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли-
тика" есть концентрированное выражение экономики", считается
одним
из важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые
глу-
бокие корни внешней и внутренней политики государства определяются
экономическими интересами класса или социальной группы, стоящей
у
власти.
Необходимо подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо-
мику, которое выражается в том, что именно политикой определяются
и решаются коренные экономические реформы в государстве. Активная
роль политики в отношении экономики проявляется на всех этапах
развития общества, но особенно в периоды революционных преобразо-
ваний общественных отношений, когда решается главный вопрос эконо-
мической власти - владение собственностью.
Политическая власть реализуется в процессе политической дея-
тельности в виде господства и управления, через политические отно-
шения в обществе. Они складываются с возникновением классов и
го-
сударства, являясь существенной частью всей сложной системы об-
щественных отношений и имеют свою специфику. Она заключается в
том, что политические отношения представляют собой отношения по
поводу государственной власти.
Понятие политики тесно связано с понятием права. Политика и
политические отношения возникают на определенном этапе развития
общества, когда оно уже не может регулировать свои отношения,
опи-
раясь только на силу обычаев, традиций и общественное мнение.В
это
время появляется потребность в новой системе норм, законов, скла-
дывается правовая основа общества и государства. Право - это сис-
тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых
в
обществе с их помощью и охраняемых государством.
Для реализации права существует государство, которое следит
за его соблюдением. Государство и право неотделимы друг от друга,
они возникли и существуют одновременно. В отличие от моральных
норм и традиций, обычаев, которые складывались стихийно, без осо-
бой государственной формы выражения, право устанавливается госу-
дарством и выражается в виде законов.
Политические идеи, теории, взгляды и политические отношения
находят свое выражение в различных политических организациях и
институтах. К ним относятся: государство, партии, профсоюзы и
дру-
гие общественные организации, средства массовой информации. Не
все
общественные организации являются политическими, но в то же время
в обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это
значит, что они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредствен-
но к государственной власти, либо через общественное мнение регу-
лируют государственную политику. Иными словами в определенной
сте-
пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя непосредс-
твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации общест-
ва, любые самодеятельно-общественные организации приобретают поли-
тический характер (например, развитие различных национальных дви-
жений и объединений, которые первоначально ставили задачи столько
культурного и языкового совершенствования, а сейчас говорят о
сво-
ем стремлении к политической власти).
Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне политики,
следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью
из
политической жизни, все члены общества так или иначе, активно
или
пассивно принимают в ней участие.
Таким образом, политическая система представляет собой слож-
ное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три
составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взгля-
дов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) под-
система политических отношений между обществом и государством,
различными классами и социальными группами, государствами и т.д.,
по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образую-
щих политическую организацию общества: государство, партии, проф-
союзы и другие общественные организации.
Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли-
вают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения
ре-
ализуются в деятельности политических институтов и наоборот -
го-
сударство, партии формируют определенное политическое сознание.
Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется
с
переходом от одной формации к другой, от одной исторической эпохи
к другой. Например, для рабовладельческого и феодального общества
государство было собственно первой политической системой. Важней-
шие институты жизни, такие как собственность, семья, сословия
и
корпорации, церковь приобретали статус элементов государственной
жизни. Фактически общество было слито с государством. Но по мере
общественного прогресса политическая система все более усложняет-
ся, приобретая многогранность, хотя государство и продолжает оста-
ваться ядром политической системы.
Сегодня мы можем говорить о новой технологии власти, опираю-
щейся на достижения НТР, которая заключается в использовании бю-
рократического, военно-полицейского аппарата, системы коммуникаций
и средств массовой информации. Все это дает возможность по-новому
связывать власть и общество, влиять на сознание в политических
це-
лях, привлекать более широкие слои населения к участию в полити-
ческой жизни.
Как не велика роль государства (его сущность и!фуА
ления экономической и политической власти используются и другие
организации, такие, например, как партии.
Политические партии возникли в конце XVII- начале XVIII ве-
ков, отражая борьбу сторонников различных направлений в новой
на-
рождающейся буржуазной государственности. Это были формы борьбы
с
монархами за ограничение их власти, за расширение состава полити-
ческой элиты. А к середине XIX века формируются массовые полити-
ческие партии (христианско-демократические, социалистические и
др.). Партии прошли длительный эволюционный путь развития. Их
ха-
рактер зависит от многих факторов: социального и экономического
развития страны, традиций, демографической ситуации и т.д. Следо-
вательно, и роль партии в политической системе будет особая для
каждой страны.
Сегодня партии играют существенную роль в политической жизни,
отражая интересы классов и социальных групп, их положение в об-
ществе, отношения с другими социальными институтами и государс-
твом. Они имеют свой аппарат, бюджет, устав, регламентирующий
от-
ношения членов партии. Разрабатывают идеологическую программу
сво-
ей деятельности, обосновывая место, роль и перспективы класса,
группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот политический
механизм, который позволяет приводить к государственной власти
своих представителей.
Профсоюзы, как другой важный элемент политической системы,
появились на основе общественного разделения труда. Как правило
они представляют собой группы людей одной и той же профессии,
объ-
единенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы
трудовых коллективов, быть в определенной степени в оппозиции
к
администрации, являться ей противовесом.
Конечно, количество организаций, принадлежащих к политической
системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается общественная
жизнь, появляются новые и исчезают старые политические институты.
Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за
го-
сударством.
13.2. Государство: его происхождение и сущность
Пристального внимания заслуживает
вопрос о происхождении,
сущности и функциях государства,т.к. именно государство является
ядром политической системы, самым древним и развитым политическим
институтом. Вот почему во всех крупных философских системах, начи-
ная с античности, присутствует учение о государстве. Это теория
идеального государства Платона, "Политика" Аристотеля,
идеи
Т.Гоббса и Дж.Локка об общественном договоре, диалектика гражданс-
кого общества и государства Гегеля, классовая концепция государс-
тва К.Маркса и В.И.Ленина.
Предметом особых дискуссий является вопрос о происхождении
государства. Рассмотрим некоторые точки зрения на эту проблему.
Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала воз-
никновение государства как проявление естественных потребностей,
присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и ра-
ботников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля госу-
дарство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера
охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Быть членом
общества означало быть членом государства, следовательно действо-
вать в соответствии с его законами. Философия нового времени выд-
вигает договорную теорию происхождения государства, представителя-
ми которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они полагали, что
го-
сударство возникло в результате общественного договора, созна-
тельно заключенного людьми. Это - сила, служащая всему обществу:
и
богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безо-
пасности граждан. Положительным моментом этой теории было то,
что
впервые исследователи подчеркнули земное, человеческое, а не бо-
жественное происхождение государства.
Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем,
объясняла появление государства в результате войн и политического
насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к
об-
разованию классов и эксплуатации.
Существует так же психологическая теория, которая рассматри-
вает возникновение государства как результат того, что у одних
лю-
дей существует потребность подчинять, а у других подчиняться.
Представителем этой точки зрения был, например, Шопенгауэр.
С середины XIX века возникает новая, классовая теория проис-
хождения государства, которая получает свое логическое завершение
в марксистской теории государства. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу
государство возникает в результате раскола общества на антагонис-
тические классы. Развивая именно эту, классовую особенность госу-
дарственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что
го-
сударство - это машина для подавления одних классов другими, аппа-
рат насилия, который возникает в силу того, что классовые противо-
речия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возника-
ет не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя
и
они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономи-
ческих причин.
Решение проблемы происхождения государства определяет и ответ
на вопрос о его сущности. Следует подчеркнуть, что в настоящее
время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассо-
вый подход к сути государства, как только органа одного, господс-
твующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия,
давления на общество. Государство остается институтом, при помощи
которого экономически господствующий класс становится господствую-
щим и политически. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда
функций государства как органа, управляющего делами всего общест-
ва, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищаю-
щего всех и каждого конкретного человека. Государство, таким обра-
зом, представляет систему организованной политической власти,
нап-
равленной на регулирование как классовых, так и других социаль-
но-политических отношений. Оно является формой общественного сосу-
ществования всех членов общества, выражая и охраняя права, обязан-
ности и свободу каждого. Если партии и другие общественные органи-
зации представляют интересы отдельных классов и социальных групп
в
политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
Все это дает право дать следующее его определение: государс-
тво есть социальный институт, осуществляющий всю полноту полити-
ческой власти и управления на определенной территории.
Говоря о функциях государства, как основных направлениях его
деятельности, необходимо выделять не только функции классового
взаимодействия, но регулирования всех других общественных отноше-
ний, направленных на соблюдение интересов граждан общества в целом.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутрен-
ние: конституционная, правоохранительная, экономического регулиро-
вания, социальной защиты населения и т.д. - направлены прежде
всего на управление общественными отношениями в рамках данного
государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дип-
ломатическая и политико-идеологическая, направлены на отстаивание
интересов в межгосударственных отношениях.
Государство имеет свои признаки: 1) наличие политической
власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.; 2)
территориальное деление населения; 3) налоги, необходимые для
со-
держания государственного аппарата и обеспечивающие финансовую
ос-
нову государственной деятельности.
Государства различаются по форме, которая включает в себя:
форму государственного устройства, форму правления и политический
режим. Рассмотрим эти составляющие в перечисленной последователь-
ности.
Государства, являясь сложными образованиями, различаются
прежде всего по способу территориально-государственного устройства
в зависимости от степени суверенности, самостоятельности субъектов,
входящих в его состав. По этим признакам выделяют унитарное и
фе-
деративное государства, конфедерацию.
Унитарное государство - единое государственное образование,
состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих
собственной государственностью. В таких государствах существует
единая конституция, гражданство и правовые нормы. Конечно, масшта-
бы централизации и контроля со стороны центра варьируются в разных
странах. Это государства с преимущественно мононациональным насе-
лением (Нидерланды, Польша, Швеция, Италия, Уэльс, Шотландия,
Анг-
лия и др.).
Федеративное - представляет объединение нескольких крупных,
относительно самостоятельных, территориальных образований (штаты,
земли и т.д.) на основе договора, конституции (Австралия, Австрия,
США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация - это единое государство
с общей территорией, границей, законодательством, системой власти,
армией, экономической и финансово-денежной системой. Субъекты
фе-
дерации могут иметь свои особенности в системе законодательства
и
структуры власти, обусловленные спецификой данного государственно-
го образования, особенностями этнического, историко-культурного,
религиозного характера. Федерализм характерен как для многонацио-
нальных стран (Россия, Индия), так и для преимущественных однона-
циональных (ФРГ). Федерацию различают простую, сложную, мягкую
и
жесткую, моно и многонациональную.
Конфедерация - временное объединение самостоятельных госу-
дарств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо преоб-
разовывается в федерацию (США - 1776-1787; Швейцария до 1848).
Государства различаются и по форме правления, которая предс-
тавляет собой устройство основных институтов политической власти
в
зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или
при-
надлежит выборному органу. Это монархия или республика.
Монархия - государство, главой которого является один чело-
век. Монархии могут быть абсолютными, где власть правителя не
ог-
раничена ничем (Саудовская Аравия); ограниченными или конституци-
онными, власть в них ограничена рамками парламента или конституции
(Марокко, Кувейт). В современных условиях в ограниченных монархиях
власть правителя выступает только гарантом государственности и
своеобразным уравновешивающим началом между законодательной (пар-
ламент) и исполнительной (правительство) властью, а на систему
го-
сударственного правления существенного влияния не оказывает (нап-
ример, королевская Великобритания).
Монархия существует тысячелетия и в специфической форме се-
годня сохраняется во многих странах мира (Великобритания, Дания,
Испания).
Другой формой правления является республика, власть в ней
осуществляется выборными органами. Она может быть парламентской
и
президентской республикой. В парламентской республике правительст-
во формируется на парламентской основе и ответственно перед ним.
В
президентской - президент глава государства и правительства, су-
ществует жесткое разделение законодательной и исполнительной влас-
ти. Президент обладает как исполнительной, так частично законода-
тельной и судебной властью (президенты Франции, США, России).
Это
позволяет уравновешивать различные ветви власти, снимать возникшие
противоречия, обеспечивать целостность власти, выступать гарантом
государственности, хотя таит в себе и опасность авторитаризма,
особенно при неразвитости демократических традиций.
Весьма важную роль в определении сущности государства играет
политический режим, который отражает наиболее существенные черты
функционирования политической системы общества. Он выражается
в
конкретных формах и методах осуществления государственной влас-
ти,характере партии, стоящей у власти, ее идеологии, реальных
воз-
можностях использования гражданами прав и свобод, в той роли,
ко-
торую играют глава государства и правительства.
Политические режимы могут весьма значительно отличаться даже
при одинаковых формах правления. Поэтому их границы простираются
от широчайшей демократии до режима личной власти или фашистской
диктатуры (в качестве примеров можно привести парламентские режимы
в Швеции, ФРГ; президентский в США; фашистский - в Чили во времена
Пиночета; франкистский - в Испании). Изучение политической системы
и ее составных элементов настоятельно требует анализа сущности
де-
мократии как социального института.
Термин "демократия" один из старейших в политической
науке,
достаточно сказать, что он упоминается в V-веке до нашей эры в
ра-
боте Фукидира. Естественно, что его содержание весьма существенно
изменилось за столь длительный исторический срок.
Не рассматривая теорию демократии в античной философии, в
эпоху Просвещения и в учениях начала ХХ века, отметим современный
подход к данной проблеме.
Демократизация неразрывно связана с формированием правового
государства и гражданского общества, как исторической альтернати-
вой тоталитаризму и тоталитарному государству. Само слово "демок-
ратия" означает народ и власть, т.е. народовластие. Демократию
рассматривают, во-первых, как форму государства, следуя традиции
Т.Гоббса, К.Маркса и других ученых. Во-вторых, она характеризует
принципы деятельности различных общественных организаций помимо
государства, таких как партии, профсоюзы, различные молодежные
объединения и т.п. В-третьих, отражает политический режим как
сте-
пень соотношения прав и свобод граждан, сущность избирательной
системы, участие граждан в управлении государством, методы осу-
ществления власти. И, наконец, демократия выражается в политичес-
ком сознании общества в виде идей равенства, свободы, братства,
представляя собой определенную политическую ценность и идеал.
Та-
ким образом, демократия должна пронизывать всю политическую систе-
му общества: форму государственной власти, принципы деятельности
общественных организаций, политический режим и политическое созна-
ние.
Тоталитаризм (от лат. - цельность, полнота)- понятие обозна-
чающее ряд социальных режимов ХХ века, в которых структура власти
базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем проникнове-
нии государственной идеологии в экономику, культуру, общественную
и личную жизнь. В политический язык термин "тоталитаризм"
ввел в
20-е годы Б.Муссолини для характеристики руководимого им движения
и режима. При этом он использовал идеи включившегося в фашистское
движение Джентиле, о тоталитарном государстве, как воплощении
нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в то-
тальных политических структурах.Н Тоталитарный строй выступает
как
замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее
человека, превращающее его в винтик на основе психофизиологической
инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусс-
тва и науки. С 30-х годов различные концепции тоталитаризма начи-
нают распространяться в социально-философской и художественной
ли-
тературе как осмысление практики нацизма, дается описание тотали-
таризма как общества, качественно отличного от всех, которые су-
ществовали в истории. Тоталитарный режим слагается из следующих
основных элементов: всеохватывающая идеология, обращенная не к
ра-
зуму, а к инстинктам; монолитная массовая партия как носитель
этой
идеологии и одновременно безымянная машина власти над всеми сфера-
ми жизни общества; наделяемый сверхъестественными способностями
вождь, оплот непрерывного массового террора.
В некоторых работах (Аренд "Источники тоталитаризма")
доказы-
вается отличие тоталитаризма от других форм государственного наси-
лия - деспотии, тирании, диктатуры; прослеживается превращение
личности в элемент тоталитарной системы, для которого характерно
сочетание слепой веры с крайним цинизмом. Другие авторы (Адорно
"Авторитарная личность") показывают общие черты людей,
обнаружива-
ющих наибольшую склонность к нацистской пропаганде. Для них харак-
терны эрозия традиционных ценностей, неукорененность в устойчивых
социальных группах, отсутствие собственного Я. У подобных людей
складывается "тоталитарный синдром": невозможность самодетермина-
ции и готовность целиком подчиняться тому, кто обещает стабильное
существование. В более широком плане тоталитаризм связывается
с
выходом в ХХ веке на политическую сцену "массового человека"
(Шпенглер, Ортега-И-Гассет, Бердяев), легко попадающего в ситуации
экономических и военных потрясений, под действие пропаганды нацио-
нализма, мифологии "народности" как натурально-органического
единства. Идеологии тоталитаризма противостоят идеи и ценности
по-
литической демократии и правового государства.
13.3. Правовое государство и гражданское
общество
Крушение тоталитарных режимов в
Европе, переход от жестокой
системы экономического регулирования к свободной рыночной экономи-
ке, а также поиск новых правовых основ взаимоотношения личности
и
общества выдвигают на первый план идею правового государства и
гражданского общества. Они имеют первостепенное значение для поло-
жения личности в обществе.
Что же такое правовое государство? Какова его сущность, тео-
ретико-идеологическая предыстория и конкретные формы современного
воплощения? Правовое государство как определенная теоретическая
концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную
историю. Ряд положений, значимых для последующих представлений
о
правовом государстве, разрабатывался еще античными авторами, но
в
основном его теория сложилась в XVII-XIX веках в работах Д.Локка,
Монтескье, Руссо, Канта.
Правовое государство - это такое государство, в котором,
во-первых, реально осуществляется приоритет права над всеми други-
ми принципами в организации государственной власти (классовыми,
сословными, национальными и т.д.); во-вторых, реализуются все
ос-
новные права и свободы граждан. Это значит, что государство, из-
давшее закон, обязано руководствоваться им в своей деятельности
до
тех пор, пока он существует, хотя имеет право отметить или изме-
нить его. Право определяет границы свободы как общества в целом,
так и отдельного человека. Здесь можно говорить о диалектике прав
и обязанностей, о мере дозволенного и недозволенного. Признавая
свои права, человек обязан соблюдать и права других.
В правовом государстве человек волен выбирать духовные цен-
ности, профессию, образ жизни, а также должен гарантировать ему
неприкосновенность жилища, частной жизни и т.д. В таком обществе
господствует закон, а не отдельная личность. Следовательно, обес-
печивается предсказуемость действий всех официальных государствен-
ных учреждений. В-третьих, государственное управление организовано
при обязательном разделении независящих друг от друга, самосто-
ятельно избираемых трех ветвей власти: законодательной, исполни-
тельной и судебной. Выполняя свои функции, они уравновешивают
и
контролируют друг друга, выступая против различных нарушений и
злоупотреблений властью.
Таким образом, правовое государство опирается на основной за-
кон (конституцию), который регулирует отношения власти и личности.
Власть в нем ограничена законом, а само государство является пра-
вовым постольку, поскольку охраняет права граждан. В государствен-
ном регулировании общественных отношений действует принцип "разре-
шено все то, что не запрещено законом". Свобода и права других
лю-
дей выступают как единственный ограничитель свободы личности,т.е.
свобода каждого кончается там, где она нарушает свободу других.
Теория правового государства тесно связана с понятием граж-
данского общества, которое рассматривалось уже в античности. Так,
в философии Аристотеля под гражданским обществом понималось просто
"объединение граждан", они являются свободными и равными
участни-
ками союза и подчиняются одной политической власти. Как отмечалось
ранее, в это время гражданское общество и государство не отделя-
лись друг от друга. В эпоху Просвещения и французских революций
гражданское общество - это общество свободных частных собственни-
ков, свободных от политического регулирования и государственного
вмешательства. Теорией гражданского общества занимались и другие
философы: Гегель, О.Кант, К.Маркс. В целом можно сказать, что
в
нем существует система самостоятельных, независимых от государства
общественных институтов и межличностных отношений, которые обеспе-
чивают условия для самореализации личности. Это различные ассоци-
ации, клубы, союзы, объединения, в которых оформляются экономичес-
кие, профессиональные, религиозные, культурные интересы граждан,
не охваченные влиянием государства и политической системой.
Наличие гражданского общества обеспечивает свободу личности и
суверенитет по отношению к власти, предотвращает тоталитаризм
и
этатистские тенденции в общественном развитии, т.к. упор делается
на самоценность индивида, его личную значимость.
Правовое государство является необходимым шагом в формирова-
нии гражданского общества. Для России, в которой традиционно реша-
ющая роль в формировании общественной системой принадлежала госу-
дарству, это особенно актуально и значимо.
Основные направления развития современной политической систе-
мы, очевидно, будут связаны с деэтатистскими тенденциями (от
франц.слова - государство). Это значит, что будет постепенно осу-
ществляться освобождение общественной и личной жизни от повсемест-
ного контроля со стороны государства. С другой стороны, начнет
возрастать роль и значение таких элементов политической системы,
как партии, профсоюзы, средства массовой информации, различные
об-
щественные движения.
И, наконец, произойдет формирование гражданского общества на
основе регулируемой, социально ориентированной рыночной экономики
и многообразия форм собственности, представляющего собой естест-
венный путь развития всех стран и народов, достигших необходимого
уровня экономической, политической и духовной зрелости.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net