Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

3.3. Философская и социологическая мысль в Башкортостане
в XVIII-XX вв.

С присоединением к России расширились духовные связи башкирс-
кого народа с русской и западно-европейской культурой. Приоритет-
ной сферой становятся социально-философские проблемы, это обуслов-
лено остротой противоречий, вставших перед обществом.
Время, выдвинувшее имена Юнаева, Ишбулатова, Алиева, Арслано-
ва, Юлаева, знаменательно появлением социально-философских трак-
татов и документально-исторических произведений. Среди них особое
место занимает "Доношение Батырши Алиева императрице Елизавете о
причинах восстаний в Башкортостане 1755 г." В нем отмечается миро-
любивый характер местного населения: "Башкиры никогда не шевели-
лись, пока не потерпели притеснений от русских". В то же время
уточняется, что злодеяния исходят не только от русских начальников
и генералов, ноиот лицемеров-старшин, представителей коренных жи-
телей. Особое беспокойство Батырши Алиева вызывают религиозные
притеснения - насильственная христианизация народов Поволжья. В
доношении содержатся и мотивы объединения тюркских народов, ис-
ламского единства во имя достижения социальной справедливости.
Б.Алиев отстаивает в нем права и суверенитет башкир в использова-
нии природных богатств.
До определенного времени в народе жила вера в доброго "белого
/царя" - падишаха. С ним связаны надежды на благополучие подданных.
Однако бедственное положение народа, творившиеся бесчинства и без-
законие привели к тому, что эта вера стала утрачивать свою силу.
Осмысление происходящих событий приводит к обобщениям, что утверж-
дение социальной справедливости в отношении башкир зависит не
столько от авторитета падишаха, сколько от наведения порядка в
структурах исполнительной власти. Между падишахом и народом нахо-
дится армия чиновников, которая должна честно и верно служить го-
сударству: "Мы не называем падишаха злодеем, он справедливый, од-
нако какая польза от его справедливости, находящейся за пазухой и
не дошедшей до нас?"
Батырша Алиев проводит идею о правомерности ответных акций
народа по устранению злодеяний, подчеркивает необходимость изуче-
ния общественногомнения, выражаемого на народных собраниях - джие-
нах.
Тенденция рассмотрения башкирских восстаний как реакции на
усиление экономического и политического угнетения народа, как путь
освобождения от колониального гнета и разрешения внутренних проб-
лем характерна для общественной мысли XVIII-XIX столетий. Она про-
низывает программное обращение национального героя Салавата Юлаева
(1752-18ОО) к своему народу. Социальное видение поэта-предводителя
дополняется новыми чертами. Оно не имеет ничего общего с нацио-
нальной ограниченностью. Он достаточно хорошо осознает, что бесп-
равны не только башкиры, но и русские. Поэтому возглавить движение
против общего бедствия должна личность, способная объединить все
национальности: "Является ли Пугачцарем или нет, - это нас не ин-
тересует. Пугач против русских начальников, генералов и бояр, для
нас этого достаточно". Призыв к дружбе и к согласию содержится в
воззвании Салавата и его отца от 1О сентября 1774 г., ибо у трудо-
вого народа нет причин для разногласий. Философскими раздумьями
пронизано также поэтическое наследие национального героя. В нем
утверждаются единство природы и человека, гуманизм, воспевается
героическое прошлое башкирского народа.
Следует освободиться от однобокого представления о суфизме,
проникшем в конце XVIII - начале XIX вв. в Башкирию, как о религи-
озно-мистическом направлении. Применительно к странам Востока его
появление можно расценивать как отражение в общественном сознании
экономических невзгод народа, социальных катаклизмов. Что же каса-
ется Башкортостана, то подавление народных восстаний и без того
усугубило крайне тяжелое положение крестьян, привело к усилению
колониального гнета и бесправия обездоленных масс. Обращаясь к бо-
гу, суфии взывали к состраданию и милосердию, религиозному равенс-
тву. Башкирский суфизм отличается от ортодоксального тем, что в
нем мусульманское часто перерастает в нечто гражданское, а состра-
дание и сочувствие к бедным - иногда в смелую критику явлений
несправедливого общества.
В сравнении с предшественниками представители суфизма прони-
кали в суть собственно философских проблем. Согласно Шамсетдину
Заки философия - это школа искателей истины, а пророк Ибрагим -
шакирд Аристотеля и Платона. Каргалы, как и многие его современни-
ки, проповедует нравственное очищение личности. Он осуждает корыс-
толюбие и погоню за богатством: "погоня за богатством, славой -
плод неумеренных страстей". Отдавая дань религиозному аскетизму,
Каргалы не отказывается от реальной, земной жизни. Так, судьба
каждого человека своими нитями связана с родиной, Отчизной: "Лю-
бовь к своей Отчизне - это совесть, жизнь мужчин и женщин только в
ней". В центре размышлений Г.Салихова - исполнение гражданского
долга, который он видит в осуществлении добродетельных поступков
по отношению к людям: "Достигнешь цели, принося добро".
Разложение феодальных структур и формирование капитализма,
сопровождающиеся переменами в общественной жизни и культуре, спо-
собствовали возникновению в Башкортостане во второй половине XIX -
начале ХХ вв. просветительского движения, в котором выделяются два
крыла: религиозно-реформаторское и демократическое направление.
Религиозно-реформаторское просветительство было представлено
именами Р.Фахретдинова, З.Камали, З.Давлеткильдеева и других дея-
телей башкирской и татарской культуры. Они сыграли большую роль в
пропаганде западно-европейской и арабской философии. Р.Фахретди-
нов, будучи бессменным редактором оренбургского журнала "Шуро"
("Совет"), большое значение в духовном и экономическом прогрессе
общества отводил религиозному обновлению. В области реформы обра-
зования религиозные просветители находились на платформе джадидиз-
ма (Джадид - новый), осуждали реакционное духовенство, кадимизм
(кадим - старый), схоластические способы обучения. Как ректор
Уфимского медресе "Галия", З.Камали способствовал росту демократи-
ческой молодежи, становлению Г.Ибрагимова, М.Гафури,Ш.Бабича и др.
Своеобразие религиозного просветительства проявлялось в отно-
шении решения социальных проблем. Так, в сочинениях Р.Фахретдинова
("Асма","Салима", "Семья", "Наставления") мы встречаем осуждение
корыстолюбия, невежества и подлости. Согласно его выводам безн-
равственные поступки бывают присущи и богатым людям. Это не зна-
чит, что религиозные реформаторы ставили вопрос о причинах неспра-
ведливого распределения общественного богатства. Устами своих ге-
роев они твердили о взаимопонимании, гармонии и идиллии между вос-
питанными и образованными аристократами и простыми людьми. Причем
в обязанность господствующих классов вменялось свершение доброде-
тельных поступков по отношению к бедным людям. Тем самым реформа-
торы пытались укрепить веру народа в добрых аристократов, баев и
священнослужителей.
В отличие от религиозных деятелей башкирские просветители-де-
мократы Мухаметсалим Уметбаев (1841-19О7), Мифтахетдин Акмулла
(1831-1895), Мажит Гафури (188О-1934), Шайхзада Бабич (189О-1919),
Даут Юлтый ( 1893-1938) обнажали остроту социальных проблем, для
них был неприемлем путь сглаживания противоречий.
Фактором, определившим особенности демократического просвети-
тельства народов Поволжья, явился национально-колониальный гнет.
Хищнические приемы капиталистической эксплуатации со старыми мето-
дами военно-феодального грабежа особенно ярко проявились в аграр-
ной политике самодержавия. В течение многих десятилетий земли баш-
кир являлись объектом купли-продажи для казны, помещиков и чинов-
ников. Раздавая башкирские земли, царское правительство искусс-
твенно создавало себе лиц,"способных служить столпам Отечества",
создавало класс крупных земельных эксплуататоров. Активное участие
в расхищении земель принимала богатая верхушка башкир. Процесс
этот к концу XIX столетия закончился "чисткой земель" под капита-
лизм. Нехватка земли тяжело отразилась на жизненном уровне кресть-
ян, вынуждая их арендовать земли у помещиков. Последние же, поль-
зуясь своим положением, прибегали к такой форме крепостнической
кабалы, как отработка, которая, по существу, восходила к барщине.
Аграрный вопрос в Башкирии был самым злободневным для крестьянс-
тва, которое в экспроприации помещичьих земель стало видеть путь
освобождения из вечной кабалы. Понятно, почему он нашел отражение
в творчестве башкирских просветителей-демократов, которые выступа-
ли как выразители интересов крестьянства.
О М.Уметбаеве можно говорить как о самобытном мыслителе свое-
го народа. Он явился достойным преемником прогрессивных традиций
предшествующей общественной мысли Башкирии. Просветитель не остал-
ся на уровне подражания своим предшественникам. Есть определенное
своеобразие, которое отличает его как передового идеолога от своих
современников. В истории общественной мысли М.Уметбаев выступает
как вдумчивый социолог, пытающийся разобраться в социально-эконо-
мическом положении в истории башкирского народа.
Сквозной идеей, пронизывающей его общественные воззрения, яв-
ляется идея социальной справедливости. Просветитель ищет пути дос-
тижения социальной справедливости прежде всего для разоренных
крестьян посредством коренного улучшения их положения. В постанов-
ке и решении этого вопроса просветитель стоял выше узконациональ-
ных интересов. По мнению просветителя, аграрный кризис переживает
вся страна: реформа же 1861 г. об отмене крепостного права, кото-
рая коснулась и башкир, лишь усугубила социально-экономические
противоречия деревни.
С аграрной политикой в колониальной окраине М.Уметбаев увязы-
вает и вопросы социальной дифференциации башкирского общества. На-
учное решение их, конечно, отсутствовало в произведениях просвети-
теля. Но в то же время не шла речь о гармонии классов - это было
бы упрощенным толкованием общественных воззрений башкирского прос-
ветителя.
Объективно-исторический подход к капитализму как сложному
противоречивому явлению определил отношение передового мыслителя к
проблеме вымирания башкирского народа. Просветитель не пришел к
научно обоснованным выводам о путях выхода из социально-экономи-
ческого кризиса. В то же время, опираясь на исторический опыт ев-
ропейских и других стран, мыслитель достаточно четко представлял,
что само по себе обезземеливание не приводит к исчезновению наро-
дов. Пытаясь выявить роль и место потребностей в социально-эконо-
мических связях, М.Уметбаев отмечал: "От безземелья народы не вы-
мирают, напротив, малоземельный народ стремится к промышленности и
ремеслу".
У Мифтахетдина Акмуллы просветительство приобретает ярко вы-
раженный нравственно-этический характер. Поэт уверен, что с по-
мощью морального просвещения можно установить отношения справедли-
вости и доверия между людьми. Моральное совершенство человека
должно лечь в основу разумного общественного устройства. Осмысли-
вая окружающий мир через призму нравственных оценок, Акмулла выхо-
дил к широким философским обобщениям.
Более глубокое проникновение в суть общественных отношений
отличает наследие демократов ХХ в. Правда, М.Гафури и его после-
дователи не могли подняться до понимания закономерностей истори-
ческого процесса. Будучи выразителями чаяний крестьянских масс,
они по-своему хотели помочь социальному, национальному и духовному
раскрепощению народа. Демократы видели, что интересы бедных и бо-
гатых несовместимы, между ними идет непримиримая борьба. Они зако-
номерно приходили к выводу, что в рамках существующего строя не-
возможно устранить социальное бесправие народа.. "В мире есть, -
писал М.Гафури, - такие понятия, как справедливость и "равнопра-
вие", только не видно людей, которые бы жили по ним". Об этом же
пишут Ш.Бабич, Д.Юлтый и др.
В тесной сязи с этими выводами находятся высказанные прогрес-
сивными писателями отдельные мысли о роли народа в истории. Как и
предшественники, они выражали горячее участие к судьбе народа, со-
чувствовали его нуждам и чаяниям. "Я там, где стонут бедняки", -
объяснил свою позицию М.Гафури. "О деле народа я плачу; о том, что
он слаб и убог", - говорил Ш.Бабич.
Гафури и его последователи связывали с народом прогресс об-
щественного развития, отводили ему решающее место в социально-эко-
номических преобразованиях.
Выдвижение прогрессивной общественной мыслью злободневных со-
циальных проблем было естественным закономерным явлением.
В Башкирии еще в XIX в. сложилась благоприятная обстановка
для распространения передовых идей. Русская общественная мысль
оказала определяющее воздействие на формирование мировоззрения
башкирских просветителей Б.Юлыева, М.Уметбаева и др. Их деятель-
ность проходила в непосредственном общении с прогрессивными русс-
кими учеными: историками, экономистами и публицистами. Например
М.Уметбаев был хорошо знаком с историком-краеведом Р.М.Игнатьевым,
венгерским ученым Вильмаши Проле и др. В свою очередь, освоение
культурного наследия башкирского народа духовно обогащало прогрес-
сивных русских писателей, способствовало выдвижению коренных соци-
альных проблем эпохи, затрагивающих интересы многонациональной Ро-
дины.
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Г.И.Успенский, Д.Н.Ма-
мин-Сибиряк, Н.А.Крашенинников и др. выдающиеся представители
русской культуры с позиций подлинного гуманизма охарактеризовали
положение обездоленных масс. Они гневно осуждали деспотизм и наси-
лие, выступали против разжигания межнациональной вражды и недове-
рия. С большими мытарствами башкиры получили автономию в марте
1919 года, но это, разумеется, не решило вековых чаяний народа о
возрождении культуры, о достижении подлинного равенства между на-
родами.
В этой переломной эпохе сформировались такие выдающиеся дея-
тели башкирской культуры, как Заки Валиди, Абдулкадир Иман, Галим-
жан Тоган, Мухаметша Бурангулов. Эти деятели, работая в экстре-
мальных условиях, смогли оставить после себя немеркнущие творения,
составившие золотой фонд башкирской культуры. Заки Валиди
(189О-197О) - лидер башкирского национального движения, один из
создателей башкирской автономии, написавший сотни трудов по исто-
рии и культуре тюркских народов, в том числе и башкир. Абдулкадир
Инан (1889-1974) -исследователь, вложивший немалый труд в тюрколо-
гическую науку. Мухаметша Бурангулов (1888-1968) - выдающийся баш-
кирский фольклорист, благодаря неустанной деятельности которого
удалось сохранить жемчужины башкирского эпоса.
Философская сторона творчества указанных деятелей требует
глубоких исследований, проникновения в их творческую лабораторию.
Их, разумеется, нельзя назвать чисто философами, но их творчество,
имея глубокий философский смысл, оказало огромное влияние на все
стороны башкирской культуры, в том числе и на современную фило-
софскую мысль.
Несколько иначе, чем в дореволюционный период, развивается
культура Башкортостана в годы Советской власти. В отличие от пред-
шествующего этапа в новых условиях развитие культуры отличалось
чрезмерной политизироанностью. Она находилась под диктатом идеоло-
гии, вырабатываемой партийной элитой, и внедрялась целенаправленно
местными функционерами в сознание сотен тысяч людей.
В культуре Башкортостана описываемого периода доминировали
четко продуманные мировоззренческие установки, возведенные в ранг
догм. На основе принципа ранжирования были созданы национально-го-
сударственные образования разных уровней: союзные и автономные
республики, автономные области и округа. Демагогия состояла в том,
что это ранжирование всячески пропагандировалось как самое спра-
ведливое решение национального вопроса.
В сложившейся ситуации культа личности и государственно-моно-
политического социализма, с господством при нем тоталитарно-авто-
ритарного мышления, с его подавлением и унификацией личности труд-
но было ожидать от творческой интеллигенции такого малочисленного
4.1. Категория бытия и его место в философии.

Нас окружают многочисленные вещи,предметы с самыми различными
свойствами. Они образуют то, что мы называем окружающим миром".
При всем различии представлений разных людей об этом мире, исход-
ным для них является признание его реального существования, т.е.
его бытия.
Сущность философской категории бытия заключается в том, что в
ее содержании фиксируется не просто существование вещи, челове-

ка,идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характе-
ра; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это
существование обусловливает связь этих предметов между собой и со
всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что существует,
т.е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаим-
ных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия
часто отождествляют со смыслом слова "есть".
Таким образом, понятие бытия предполагает, во-первых,широкий
спектр различных вещей, существующих в мире, и тем самым существо-
вание самого мира; во-вторых, бытие, его установление есть начало
всякого действия (без установления факта существования вещи ника-
кая деятельность, связанная с изменением вещи, немыслима).
Итак, попытаемся проследить генезис представлений о сущности
бытия.
Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно стано-
вящееся. Это высказывание принадлежит философу древности Пармени-
ду. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что
этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов. С дру-
гой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность
окружающего нас мира.
Бытие есть реальность, противостоящая человеку (бытие расс-
матривается как объект воздействия, противостоящий субъекту - ме-
ханистический подход).
Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (бытие
ограничивается природой, а духовный мир статусом бытия не облада-
ет). Эту парадигму развивал и Н.И.Бердяев: "Познающий есть не бы-
тие, ему лишь противостоит бытие как объект познания, но т.к. поз-
нающий не приобщен к тайне бытия и не находится в нем, то бытие
стоит перед ним как совершенно ему чуждое. Объективизированное и
есть чуждое". (Бердяев Н.И. И мир объектов.Париж, 1939. С.117.)
Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (противополож-
ная предыдущей позиция,нашедшая отражение в метафизике Р.Декарта и
Лейбница). Логическое завершение эта парадигма получила в немецкой
классической философии. Для Канта бытие не есть свойство вещей,
это общий способ связи наших понятий и суждений.
Бытие есть деятельность абсолютного "Я" (эгоцентризм, субъек-
тивный идеализм Фихте).
Завершает комплекс идеалистических парадигм о сущности бытия
трактовка Гегеля: "Бытие есть восхождение духа к самому себе. Поз-
нание же бытия есть процесс приобщения человека через религию к
христианском богу, как нерасторжимой связи всеобщего простого и
вечного духа со всем и самим собой". (См.Гегель. Философия рели-
гии. Т.2. С.21О).
И наконец, бытие есть существование реальности вне сознания
человека и независимо от него.
Многогранность смыслов и значений понятия бытия обусловлена уже
тем, что само бытие в его проявлениях бесконечно многообразно от
всеобщих проявлений бытия мира и до различных его форм - бытия
природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, на-
конец, бытия духовного.
Бытие природы представляет существование совокупности вещей,
процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и сущест-
вующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бы-
тие бесконечны в пространстве и времени. Эта обусловленность при-
суща и отдельным вещам, состояниям и процессам. следовательно, бы-
тие природы имеет в своей основе диалектику преходящего бытия от-
дельных вещей в непреходящем бытии природного мира как целого. Па-
радокс заключается в том, что инвариантность бытия природы обус-
ловливается дискретностью существования ее элементов, их постоян-
ным переходом из бытия в небытие, т.е. возникновением и исчезнове-
нием. Но, следуя уже известной логике, "ничего не возникает из ни-
чего" и исчезновение какой-либо вещи или процесса следует понимать
как переход ее в новое качественное состояние , не соотносимое с
первым и противоположное ему, означает переход ее из бытия в небы-
тие.
Главной, на взгляд автора, особенностью бытия человека явля-
ется также его преходящий характер. С одной стороны, тело челове-
ка, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в
определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью
перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм).
В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природно-
го образования. С другой стороны, человек в своем развитии прохо-
дит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это
в равной степени относится и к его организму как материальной сис-
теме, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной ос-
нове (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уро-
вень социализации).
Итак, бытие человека выражается через реальный процесс разви-
тия сложного диалектического единства тела и духа. Причем бытие
тела с необходимостью доминирует над бытием духа, т.к., чтобы мыс-
лить, необходимо обеспечивать жизнь тела, его сохранение (самосох-
ранение), и, наконец, преемственность (продолжение рода) хотя бы
для того, чтобы возродить второе "Я" в своем потомстве, передав
ему накопленное духовное богатство.
Бытие социальное, общественное бытие есть бытие объективной
общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная
форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятель-
ности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс
жизнедеятельности людей. Как видно, в приведенных определениях от-
сутствует позиция и "не зависит от сознания человека". Закономер-
но, что развитие общественного бытия в значительной мере подверже-
но влиянию социального сознания в силу определенной активности
последнего. Но следует иметь в виду, что общественное сознание
лишь в большей или меньшей степени адекватное отражение обществен-
ного бытия, что общественное бытие есть состояние постоянного вза-
имодействия человека и различных элементов социальной системы в
процессе производства материальных и духовных благ. Степень эффек-
тивности этих взаимодействий отражает уровень цивилизованности об-
щества.
Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализи-
рованного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного
человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосозна-
нии каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде
объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляет-
ся через посредство языка, различных символов и знаков, искусства,
принципов поведения, принятых в обществе, через посредство дости-
жений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объ-
ективизированного духовного мира и происходит становление Человека
в полном смысле этого слова - приобщение его к культурному и соци-
альному наследию человеческой цивилизации.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все формы бытия тес-
но взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга.Бытие
же мира в целом есть не что иное как материя, взятая в динамике
сложных взаимодействий, взаимополаганий и взаимоотрицаний, т.е. в
развитии.
Следовательно,для глубокого понимания сущности бытия следует
выяснить сущность центрального, фундаментального понятия философии
- категории материи.
4.2. Формирование философского понятия материи. Современная
наука о системной организации материи.

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Слож-
ность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия
материи, а также в многообразии различных материальных объектов,
форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим
перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что
такое материя? Как развивались представления о ней? Как соотнести
с понятием материи бесконечное множество конкретных предметов, ве-
щей? Какими свойствами она обладает? Вечна ли и бесконечна мате-
рия? Что является причиной ее изменения? Какие виды материи из-
вестны в настоящее время? Как осуществляется взаимный переход од-
них видов материи и форм ее движения в другие? На основе каких за-
конов это происходит? Наконец, каким образом возникло такое свойс-
тво материи, как сознание?
Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим сово-
купность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают са-
мыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры,
другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни пости-
гаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для
проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятель-
ность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воз-
действия на наши органы чувств.
Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые
различные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так
можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием
материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов
от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных мате-
риальных образований является предпосылкой единства мира. Однако
заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах -
задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система
сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей дея-
тельности человеческого разума. Поскольку знания есть продукт при-
обретенный, причем накапливаемый постепенно, в течение длительного
времени, то многие суждения людей о природе и обществе первона-
чально носили весьма неотчетливый, приближенный, а порой и просто
неверный характер. В полной мере это относится и к определению
категории материи. Так, мыслители древности могли уловить в много-
образии предметов природы общественных явлений лишь то, что лежало
на поверхности, т.е. уловить явления, но не сущность вещей.
Между тем уже в далекое время пытливая мысль людей стремилась
установить какие-то единые законы функционирования природы и об-
щества, указать в учении о природе какое-то единое начало всех ве-
щей и явлений. Так, например, в Древней Индии возникли представле-
ния чарваков о том,что все тела состоят из четырех элементов: огня,
воздуха, воды и земли. Различные комбинации их образуют предметы
природы. Более высоко была развита научная мысль в Древней Греции.
Фалес, например, считал, что первичной неизменной субстанцией (ос-
новой) всех вещей является вода. По Анаксимандру, такой неизменной
субстанцией является некоторое неопределенное начало - апейрон, а
с точки зрения Анаксимена, первоосновой всего может быть только
воздух. Различная плотность последнего связана с появлением воды,
камней и т.д. Для Гераклита первоначалом всего служил огонь.
Самый беглый анализ рассмотренных явлений о материи показыва-
ет, что все они по духу своему были материалистическими, но общим
их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к како-
му-то конкретному виду вещества или ряду веществ.
Во-вторых, признание материи в качестве строительного матери-
ала,некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало
выход за пределы имеющихся о ней представлений. Тем самым ка-
ким-либо конкретным видом вещества с присущими ему свойствами ог-
раничивалось дальнейшее познание, проникновение в сущность мате-
рии. Все же большой заслугой древних материалистов было изгнание
представлений о боге-творце и признание взаимосвязи материи и дви-
жения, а также вечности их существования.
Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители
Древней Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники ато-
мистического учения об окружающем мире. Они впервые высказали мы-
сыль о том, что все предметы состоят из мельчайших неделимых час-
тиц - атомов. Первичная субстанция - атомы движутся в пустоте, и
их различные сочетания суть те или иные материальные образования.
Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их разложение на
атомы. В самом понятии атома содержится нечто общее, присущее раз-
личным телам.
Вместе с тем, хотя атомистическое учение и устанавливало об-
щую природу бытия микропредметов,однако оно не раскрывало в полной
мере понятия материи; в силу своей субстанциональности и ограни-
ченности оно не могло служить критерием общности всего многообра-
зия видов материи. В настоящее время мы знаем, что атомы различны
по своей природе и структуре и представляют лишь частицы вещества.
Таким образом, у Демокрита мы видим отождествление понятия материи
с одним из конкретных ее проявлений, с веществом.
Весьма важную попытку дать определение материи сделал фран-
цузский материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система
природы"писал, что "по отношению к нам материя вообще есть все то,
что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". (Гольбах
П. Система природы.М.,1924. С.31.).
Здесь мы видим стремление выделить то общее в различных фор-
мах материи, а именно: что они вызывают у нас ощущения. В этом оп-
ределении Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов
и дает представление о материи как абстракции. Вместе с тем опре-
деление Гольбаха было ограниченным. Оно не раскрывало до конца
сущности всего того , что воздействует на наши органы чувств, оно
не раскрывало специфики того, что не может воздействовать на наши
чувства. Эта незавершенность предложенного Гольбахом определения
материи создавала возможности как для материалистической, так и
идеалистической ее трактовки.
К концу прошлого века естествознание, и в частности физика,
достигло достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты
общие и, казалось, незыблемые принципы строения мира. Была открыта
клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, ус-
тановлен Дарвиным эволюционный путь развития живой природы, Менде-
леевым создана периодическая система элементов. Основой бытия всех
людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки зрения
того времени, неделимые частицы вещества. Понятие материи отож-
дествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характери-
зовалась как мера количества вещества или мера количества материи.
Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Бла-
годаря работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы
движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света.
При этом распространение электромагнитных волн связывалось с меха-
ническими колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удов-
летворением отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие
нас явления укладываются в предначертанные им рамки.
Правда, в то время известный физик лорд Кельвин, отмечая в
целом завершенность физической картины мира, указывал на существо-
вание на горизонте науки двух небольших облачков. Первое облачко
представляло собой неясности с излучением черного тела, а второе -
неясности с экспериментом Майкельсона. При дальнейшем развитии фи-
зики из первого облачка выросла квантовая механика, а второе - по-
родило специальную теорию относительности.
Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о
строении и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же
недостатками, что и учения древних. Точка зрения на материю как на
первичную, неизменную субстанцию и отождествление ее при этом с
веществом содержали в себе предпосылки возможности критических си-
туаций в физике. И это не замедлило сказаться.
На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг пос-
ледовала целая серия необъяснимых в рамках классической физики на-
учных открытий. В 1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896
г. Беккерель случайно обнаружил радиоактивность урана, в этом же
году супруги Кюри открывают радий. Томсоном в 1897 г. открыт
электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана изменчивость массы элект-
рона при его движении в электромагнитном поле. Наш соотечественник
Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно ут-
верждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ в.
Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой
механики, и, наконец, в 19О5 г. Эйнштейном создается специальная
теория относительности.
Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли
понять сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов
классической физики привела их к скатыванию с материалистических
позиций в сторону идеализма. Логика их рассуждений была такова.
Атом - мельчайшая частица вещества. Атом обладает свойствами неде-
лимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности в отно-
шении заряда. И вдруг оказывается, что атом распадается на ка-
кие-то частицы, которые по своим свойствам противоположны свойс-
твам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую массу,заряд и
т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело к мыс-
ли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, ве-
щества отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда
следовал вывод: "материя исчезла". С другой стороны, изменчивость
массы электрона , под которой понималось количество вещества, ста-
ла трактоваться как превращение материи в "ничто". Таким образом,
рушился один из главнейших принципов материализма - принцип неу-
ничтожимости и несотворимости материи. В физике наступил кризис.
С точки зрения диалектики этот процесс закономерен. Новые
открытия при этом могут вписываться в старую теорию, а могут и
противоречить ей. Если новые открытия не укладываются в рамки ста-
рой теории, то либо эта теория построена на неверных исходных
принципах и тогда она должна быть отброшена, либо это связано с
неполнотой, ограниченностью старой теории, и тогда последняя тре-
бует частичного пересмотра, уточнения.
Для того, чтобы показать, что новейшие открытия физики все
более и более подтверждают диалектический материализм, Ленин обра-
щает свое внимание, прежде всего, на определение сущности материи.
"Материя, - пишет он,- есть философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко-
торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,
существуя независимо от них". (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.18.
-С.131).
Это определение материи является наиболее полным, отвечающим
не только современному уровню развития науки, но и будущим ее про-
рывам в область неизведанного. Роль этого определения для дальней-
шего развития как философии, так и частных общественных и естест-
венных наук чрезвычайно велика. Оно абсолютно исключает представ-
ление о какой-то первичной "субстанции", неизменной "сущности" ве-
щей, лежащей в основе всех предметов материального мира.
Проанализируем это определение подробнее. Во-первых, в онто-
логическом плане в нем утверждается, что существует объективная
реальность, независимая ни от человека, ни от какого бы то ни было
абсолютного духа. В гносеологическом плане категория материи есть
абстрактное отображение в сознании людей этой объективной реаль-
ности, воплощенной в бесконечном многообразии конкретных вещей.
Определение утверждает способность людей копировать, отображать
объективную реальность. Это есть признание неограниченных познава-
тельных способностей человечества в целом.
Таким образом, в определении материи отражено содержание диа-
лектико-материалистического решения обеих сторон основного вопроса
философии. В этом его мировоззренческое значение.
Во-вторых, из приведенного определения материи следует, что
недопустимо конкретные представления о строении и свойствах тех
или иных конкретных материальных образований, являющихся предметом
исследования частных наук, смешивать с философским вопросом об
объективности их существования. Нельзя, например, такие свойства
атома, как неделимость, непроницаемость и т.д., считать критерием
его материальности.
В-третьих, встает особый вопрос, каким образом воздействуют
различные материальные образования на наши органы чувств. Диалек-
тико-материалистическое определение материи не требует, чтобы ма-
терия обязательно непосредственно воздействовала на наши органы
чувств. Это воздействие может быть как непосредственным,так и
опосредованным, например, через приборы. Человек не может непос-
редственно чувственным образом воспринимать элементарные частицы,
однако, применяя вышеуказанный критерий материальности, можно ут-
верждать, что эти частицы, поля, хотя и обладают свойствами, от-
личными от свойств атомов, тем не менее представляют собой матери-
альные образования. следовательно, открытие радиоактивности,
электрона и других элементарных частиц означает проникновение нау-
ки в более глубокие пласты материи, где действуют новые специфи-
ческие законы существования и функционирования материальных объек-
тов.
Наконец, диалектико-материалистическое определение материи
направлено против отождествления понятия материи с ее конкретными
видами и свойствами. Тем самым оно допускает возможность существо-
вания, а значит, и открытия в будущем новых неизвестных, "диковин-
ных" видов материи. Следует сказать, что в последние годы физики и
философы все настойчивее предсказывают такую возможность.
Определение материи, как видим, не только способствовало ма-
териалистическому обоснованию новых открытий на рубеже XIX-XX вв.
но и подсказывало пути выхода физики из кризиса.
Вывод Ленина о том,что "электрон так же неисчерпаем. как и
атом.Природа бесконечна", служит и в настоящее время методологи-
ческой основой развития современной физики.Конечно, неисчерпае-
мость материи надо понимать как вглубь, так и вширь, образно гово-
ря, и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях, поскольку
возможно не только открытие новых видов материи, но и познание но-
вых свойств уже известных ее видов.
Из всего вышесказанного видна непреходящая роль диалекти-
ко-материалистического учения о материи. И эта роль все более воз-
растает с дальнейшим прогрессом науки.
Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств.
Кратко перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в
первую очередь, движение, пространство и время, являющиеся атрибу-
тами материи, т.е. тем, что обеспечивает их бытие. Сущность движе-
ния, пространства и времени будет раскрыта ниже.
Далее. Материя вечна и бесконечна. Это означает, что она ни-
когда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь
конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения
является следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реа-
лизуется в многочисленных законах сохранения. Важным свойством ма-
терии является способность к взаимопревращению различных видов ма-
терии друг в друга. Отсюда следует, что отдельные виды материи мо-
гут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотноше-
нии появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен. О свойс-
тве неисчерпаемости материи мы уже говорили.
Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством
прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного, аб-
солютностью и относительностью и т.д.
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диа-
лектическую взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие
ее свойства.
Материя имеет и сложное структурное строение. На основе дос-
тижений современной науки мы можем указать некоторые ее виды и
структурные уровни. Известно, что до конца XIX в. естествознание
не шло дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности элект-
ронов начался прорыв физики в более глубокие области материи. При-
чем, подчеркнем еще раз, принципиально новым при этом является от-
каз от абсолютизации каких-то первокирпичиков,неизменной сущности
вещей. В настоящее время физикой открыто множество различных эле-
ментарных частиц. Больше стало известно об электроне. Его масса
покоя, равная 1О 5-27 0 г, принята за единицу массы. Отрицательный за-
ряд электрона служит единицей заряда.
После электрона был открыт фотон - квант света, частица, не
имеющая массы покоя.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net