|
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
Глава II. XX век и новые формы искусства
Мы уже знаем, что в истории мировой культуры встречается часто понятие
«кризис». Не обошло оно и XX век. Но на это столетие приходятся
величайшие достижения не только в технике и науке, но и в живописи,
музыке, литературе, философии. Как же тогда понять утверждения о
«кризисе»?
По-видимому, понятие «кризис» относится не к культуре как таковой,
а к тем процессам, которые в условиях кризисных явлений возникают
в обществе (тоталитаризм, технократизм, экономический кризис и депрессия,
война) и порождают серьезные проблемы человеческого бытия и существования,
бросают вызов культуре.
Культура отвечает на этот вызов, как правило, в новых формах, которые
с точки зрения традиции непривычны и потому воспринимаются как «кризисные».
Такими формами в европейской культуре XX в. были набизм (от евр.
наби - пророк), представители которого пытались в живописи синтезировать
литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность
форм (Донор, Дени, Вилар), фовизм (от франц. дикий), в работах которого
чувствуется стремление к эмоциональной силе и стихийной динамике
(Матисс, Руо, Дюфи и др.), а также кубизм.
Представители кубизма под влиянием Всемирной выставки 1900 г. попытались
свести сложную реальность к простейшим геометрическим формам.
Сам термин «кубизм» придумал критик Вексель, указав тем самым, что
индустриализация и механизация современного мира дают новое направление
искусству, которое вскоре проявится и в поэзии Аполлинера, Салмона,
Жакоба. Заговорят даже о «кубистской философии», принципы которой
«перевернут мысль».
Один из первых теоретиков и практиков кубизма Ж. Брак (1882-1963)
писал: «Искусство призвано тревожить, наука - внушать чувство уверенности.»
Машины, техника, захлестнувшие Европу с начала века, делают жизнь
монотонной, одноцветной, неприветливой. И такую же «серую поэзию
актуальности» рисует названная «аналитической» первая фаза кубизма:
инертные и повседневные предметы, геометрические конструкции современности,
из которых изгнана вся музыка. Этой «толпой предметов абсурда»,
типа велосипедного руля, деталей различных механизмов и машин, которые
художники и скульпторы вводят в мир искусства, чувствуется желание
«захватить врасплох», даже эпатировать. И эта скрипящая ирония,
близкая мистификации, приобретет, по словам Жана Тораваля, в дадаизме
и сюрреализме измерения огромного фарса.
Пабло Пикассо (1881-1973) - французский живописец, испанец по происхождению.
Вместе с писателем Дж. Джойсом и композитором И.Ф. Стравинским открывает
культуру XX в. своими картинами «голубого периода» и становится
живописным летописцем. В своих обостренно-выразительных произведениях,
написанных в стиле кубизма, неоклассицизма, сюрреализма, художник-гуманист
выразил протест против нового варварства XX в.
Картина «Герника» создана под впечатлением бомбежки Герники в период
Гражданской войны в Испании. Картина, выполненная маслом в черных,
белых и серых тонах, стала признанным шедевром и символом бессмысленных
разрушений войны. Художник писал: «Искусство - это ложь, которая
помогает понять нам правду.»
Дадаизм и его последующая форма - сюрреализм были отражением послевоенного
мироощущения абсурдности любой системы и самого человеческого бытия.
Искусство рассматривалось как средство высвобождения подсознательного
в целях преобразования мира. (Дадаизм - от франц. dadaisme, от dada
- конек, деревенская лошадка, детский лепет. Авангардистское направление,
зародившееся в Швейцарии (А. Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара - автор
термина «дадаизм» и др. Сюрреализм -от франц. surrealisme - сверхреализм.
Направление, провозгласившее источником художественного творчества
сферу подсознательного (инстинкты, сновидения и др.).
Возникнув в Швейцарии в 1916 г., дадаизм вскоре переместился в Париж,
к нему примкнули художники Дюшан, Миро, Пикабия и поэты Арагон,
Элюар, Бретон. Это было кратковременное (дадизм просуществовал до
1922 г.), пестрое и хаотичное направление, охарактеризованное самими
дадаистами как лишенное логики. Его авторы на выставках представляли
различные коллажи в виде, например, наклеенных на холст окурков,
газет, опилок. При этом демонстрация подобных «произведений» сопровождалась
под стать им «музыкой» - ударами в ящики и банки, танцами в мешках.
Дадаисты откровенно презирали традиционное искусство. Так, в «Мане
Лизе» Дюшана (1919) к знаменитому портрету Леонардо были добавлены
усы и борода.
На почве дадаизма в 20-е гг. во Франции возник сюрреализм. Сам термин
ввел поэт Г. Аполлинер в 1917 г., принципы направления были сформулированы
в «Манифесте сюрреализма», написанном поэтом А. Бретоном и опубликованном
в журнале сюрреалистов «Ля революсьон сюррэалист» («Сюрреалистическая
революция»). Возникнув в литературе, сюрреализм перешел в живопись,
театр и кино.
Сюрреализм - это не просто творческий метод одного из видов искусства,
это целая философия, что и позволило сюрреализму на довольно длительный
период стать методологией всей европейской культуры. Эта методология
основана на интуитивизме Бергсона, психоанализе Фрейда, герменевтических
принципах Дильтея. (Герменевтика (от греч. hermeneutikos - разъясняющий,
истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности.
Библии и др.). Фантазия, интуиция, бессознательное синтезируются
в творческий акт, который, в свою очередь, допускает «соединение
несоединимого», «правило несоответствия», «свободные ассоциации».
Первым сюрреалистом в живописи был Андре Массон (1896-1987). Заинтересовавшись
проблемой бессознательного. Массон занялся рисунками пером, произвольно
водя по бумаге, позднее он стал наклеивать на бумагу различные кусочки
ткани, песок и т. д. М. Эрнст экспериментировал в технике коллажа,
фотомонтажа, прибегая к сюрреалистическим образам.
Но самым главным представителем этого течения был Сальвадор Дали
(1904 - 1989). В начале своего творчества Дали под влиянием теории
психоанализа 3. Фрейда использовал в своих картинах ошеломляющие
фантастические образы. Он называл их «рисованными фотографиями снов».
Вот название одной из картин Дали: «Остатки автомобиля, дающие рождение
слепой лошади, убивающей телефон».
Дадаисты не претендовали на разрушение литературы, как считают многие,
они только говорили о преобразовании самой идеи литературы, искусства,
понимания красоты.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|