|
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
Глава III. Период Раннего Средневековья
Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий,
начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX-X вв. Византийское
искусство, как и культура других стран средневековых государств,
представляла собой сложную, но все же единую систему культурных
ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно
сказывались и в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым,
зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры
по-разному.
Образование. Поскольку Восточно-Римская империя в IV-V вв. не подверглась
нашествиям варваров, ее старью центры античной науки уцелели - Афины,
Александрия, Бейрут, Газа; были созданы и новые. В Византии в начале
Средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе.
В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы
Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, хотя обучались в таких школах
дети богачей. Созданная комиссия в Константинополе, в которую входили
лучшие знатоки греческого и латинского языков, вели поиск редких
книг, которые переписывали для императорской библиотеки. Византия
стала государством, в котором была открыта первая в Европе высшая
школа. Она начала функционировать в IX в. в Константинополе. Здесь
же было создано высшее медицинское училище. Уже тогда было продумано
медицинское обслуживание населения города. За каждым врачом столицы
закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.
Научные знания. Достигли успехов византийские географы: они умело
чер- толи карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек,
что было для Запада еще недостижимым. В начале этого этапа в Византии
не замирало научное творчество. В IV в. здесь работали крупные математики,
исследователи в области астрономии и астрологии, а также оптики.
Значительными были успехи в медицине. Врач Орибазий (326-403) составил
медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней содержались
обширные выписки из трудов древних медиков, а также собственные
выводы и обобщения автора.
После утверждения христианства в качестве государственной религии
стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла
Ипатия, с трудом удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные
центры: в 489 г. по настоянию епископов была закрыты школа в Эфесе,
в 529 г. - школа в Афинах - один из крупнейших центров греческой
образованности. В конце IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную
часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения
христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие.
С утверждением позиций церкви наука становится богословской, что
особенно проявляется в области естественных наук. В середине VI
в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в
которой признал систему Птолемея неправильной и противоречащей Библии.
По представлению Косьмы, форма Земли - плоский четырехугольник,
окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается рай.
Это сочинение было распространено не только в Византии, но и на
Западе, а также в Древней Руси.
В VI-VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками
«божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы
превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость.
В то же время получило развитие химическое ремесло - изготовление
красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик
и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном
искусстве и изготовлении тканей.
Большинство медицинских трудов этого периода пыталось объединить
медицину с богословием. Только некоторые медики продолжали отстаивать
достижения античной науки, обобщали свою собственную практику. Среди
них Александр Тралльский, изучавший патологию и терапию внутренних
болезней. Его работы были переведены впоследствии на латинский,
сирийский, арабский и еврейский языки. Павел Эгинский - составитель
большой энциклопедии, которая пользовалась в дальнейшем авторитетом
у арабов, прежде всего по хирургии и акушерству.
Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в конце VII
в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь из
пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на
воде. Это помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах.
«Греческий огонь» широко применялся при осаде крепостей в VII-XV
вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал световой
телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии (1Х в.). Имелся
ряд произведений исторического плана, в которых социальная борьба
этого периода отражена с позиций господствующего класса.
В IX в. в Константинополе была восстановлена высшая светская школа,
закрытая в VII в.
Философия. Поскольку кризис рабовладельческого общества в Византии
не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то это определило
сохранение античных традиций в развитии византийской философии.
В период Раннего Средневековья в IV-V вв. в Византии был распространен
неоплатонизм, представлявший, по определению Маркса, сочетание стоического,
эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля'.
Наиболее известными представителями этого направления были Прокл
(410-485) и Иоанн Филопон, или Грамматик (VI-VII вв.). Большинство
сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства.
Некоторые из них были последователями Аристотеля. Однако использование
системы Аристотеля осуществлялось с изъятием из нее наиболее прогрессивных
элементов, что особенно проявилось во взглядах Грамматика. В конце
VI - начале VII вв. в Византии отход от рабовладения и утверждение
феодальных отношений сопровождались мистическими настроениями в
среде господствующих классов. В оформлении мистических учений крупную
роль сыграл Максим Исповедник (580-662).
Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы различных
философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося
феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев
и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VHI-IX вв.
Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок.
754), автор труда «Источник знания». Первая часть этого произведения
- «Диалектика» - стала основой всей средневековой схоластики. Торжественное
восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью.
Литература. Начало Средневековья явилось завершающим этапом ли-
тературы рабовладельческого общества. Хотя в этот период христианство
утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех
областях идеологии, особенно в поэзии. Светские поэты того времени
пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения.
При этом античная метрика используется и церковными поэтами. Вместе
с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.
Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве
и его особенностях судят по церковной литературе того времени. Церковь,
старавшаяся закрепить свою победу над язычеством, использовала народные
верования, язык и песни, т. е. церковная поэзия пользовалась народным
языком. Сложился стихотворный размер, получивший название народного
стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным
языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны
в православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием
Византии.
Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославлявшие
героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была написана
феодальная поэма о Лигенисе Акрите. Борьба народных масс против
феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве.
Сохранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого
народ пользовался для сатирического изображения господ.
Период VII-IX вв. характеризуется резким сокращением количества
сохранившихся литературных памятников, а также ослаблением античной
традиции. Сокращение письменных литературных источников объясняется
не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей
в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством.
В связи с окончательной победой православия сохранилась практически
только богословская литература. Ее представляли: Косма Магомский
(VIII в.) - один из крупнейших церковных песнопевцев, Иоанн Дамаскин,
приобретший также славу канонами. (Канон (греч. kanon - правило)
- вид религиозного гимна; состоит из 9 «песней».)
Столпом иконопочитания был Феодор Студит (759-826) - автор канонов,
гимнов и эпиграмм из монашеской жизни. К этому времени изменились
формы религиозных произведений, в том числе песнопений. Гимн сменился
каноном, отличающимся манерностью, искусственностью, далеким от
языка и ритма народных песен.
Но не прекращалось и светское поэтическое творчество. Особенно важное
значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество книг),
состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским
произведениям с комментариями. «Мириобиблон» - своеобразная энциклопедия
с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий
(ок. 810 или ок. 820-890). Служение церкви он сочетал с плодотворной
деятельностью просвещенного мецената, покровителя наук и искусств,
поклонника и знатока античной культуры. «Мириобиблон» включает труды
по философии, богословию, медицине, сочинения историков и любовные
романы, описание путешествий и ораторские произведения. Ценность
труда Фотия неизмеримо возрастает, поскольку многие ныне утраченные
сочинения античных авторов дошли до нас лишь из этого труда. Критические
оценки Фотия считаются первым примером литературной критики в эпоху
Средневековья. Это светское течение византийской литературы отличает
ее от целиком богословской литературы Запада.
Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации.
Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского
фольклора.
Изобразительное искусство и архитектура. Искусство Византийской
империи в силу исторических особенностей развития страны было сложным.
В формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные
народы, населявшие империю.
Представления о священном характере политической организации государства
отразились в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание
религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. В то же время
развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными традициями,
широко вошедшими в качестве наследия в культуру Византии.
Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления
императора Юстиниана (482 или 483-565), когда империя достигла размеров,
почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское
искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило
в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство
Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени
Юстиниана - это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного
культа. Во дворце Холка в Константинополе был создан цикл мозаик,
в которых изображены военные триумфы византийских полководцев. Конная
статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы.
Изображения этой статуи императора сохранились на русских иконах.
К числу выдающихся памятников середины V в. относится мавзолей Галлы
Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери
императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному
типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены,
низкие коробовые своды, сохраняющие склепный полумрак. В то же время
стены этой усыпальницы украшала внизу драгоценная мраморная облицовка
самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками с пышным
растительным орнаментом. Над входом в усыпальницу - мозаика, выполненная
в светлых тонах с изображением Христа в образе пастуха среди овец
на фоне пейзажа. В центре купола - символический крест, на стенах
- фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами и
похожи на древних учителей-философов. Таким образом, в усыпальнице
Галлы Плакидии основы античного художественного мировоззрения еще
не вполне были преодолены.
В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый
архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным
мозаиками, и центральное здание города - храм святой Софии (строился
в 532-537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской
истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но
и единственным местом, где народ мог общаться с правителями.
Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Тралл
и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь
возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная
базиликам основной художественный замысел раскрывается в интерьере
собора, представляющем собой квадратный в плане зал, увенчанный
колоссальным, как бы парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4
м'. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно повышающиеся
полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и
мозаиками. Особенность художественного оформления храма - сочетание
пышности с ощущением безграничности пространства. Своими размерами
и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие
здания. Поражает храм Софии и художественным совершенством - слитыми
воедино двумя типами раннехристианской архитектуры - купольным и
продольным. В то же время это целое многообразно по значению. Купол
содержит героическое, имеет космическое значение подобия мира, но
вместе с тем осеняет место собрания общины, т. е. живых людей. Считается,
что ни в одном здании древности величие мира не давалось в таком
соотношении с человеческим, как в Софии.
Наряду с созданием крупных городских центров развивались местные
художественные традиции, благодаря чему находили выражение национальные
особенности. Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях
Сирии, Малой Азии, Египта.
Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается
стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая
истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством
красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние
краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей
силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты
с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно имело для них значение
и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из всех цветов.
Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви
св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной
представлены император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении
свиты, на другой - жена Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами
яркая галерея образов придворных - выразительны их портреты. И если
молодой император несколько идеализирован, то второстепенные персонажи
как бы выхвачены из жизни: у епископа щетинистые редкие волосы,
у монаха костлявое, жилистое лицо и взгляд фанатика, у придворного
тупое и заплывшее жиром лицо.
Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную
процессию - в ней император приобщается к неземному величию. Император
занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении
рук у него и его спутников выражен духовный порыв - фигуры не ступают
по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют
стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер
прежде всего стремился выразить богоподобный характер императорской
власти.
В Никое сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы». Перед
нами образ ангела - полубога-получеловека. У ангелов тяжелые парчовые
одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало выразительные,
но лица исполнены удивительного обаяния. По оценке искусствоведов,
эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе
- самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской
живописи. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим
античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые
волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. Все это
претворено в образ одухотворенной красоты.
К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни. По сравнению
с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже представляют
другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты,
вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны
друг с другом, симметричны - это и юный святой с огромными, расширенными
глазами, и оба дарителя, и представители светской и духовной власти
- епископ, префект. Персонажи лишены лирического подъема, они почти
идолы, предметы суеверного поклонения. Их фигуры напоминают каменные
столбы - византийское искусство как бы возвращается к самой первоначальной
стадии.
Отмеченная противоречивость ранневизантийского искусства подготовила
возникновение иконоборчества - социально-политического и религиозного
движения в Византии в VIII-IX вв., направленного против культа икон.
В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных
изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников
церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали
нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных
среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах
мазанковые росписи прославляли победы императоров или изображали
придворные церемонии.
Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия
и дальнейшее подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества
глубоко отразились в жизни византийского общества. Только в 787
г. в Никое, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на
алтарем был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.
Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины
IX в. - мозаика Софии Константинопольской. Величественная, сидящая
в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках - воплощение
возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает
сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной
красоты.
Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось памятниками
прикладного искусства, т. е. искусства малых форм. Так, в Равенне
это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами
из слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V- VI вв.
из слоновой кости, которые называются консульскими диптихами. Часто
на них изображены цирковые сцены.
Прекрасным образцом прикладного искусства является кипрское блюдо
«Обручение Давида», в котором черты византийского монументального
стиля сочетаются с классическими. Построение отличается торжественным
спокойствием и симметрией. В центре - священник, слева - Давид,
справа - его невеста. Группу окаймляют два изящных флейтиста, похожих
на пастушков в пасторалях. Вся композиция прекрасно вписана в круглое
обрамление. На фоне группы - портик, он не только поддерживает фигурную
композицию, но и выделяет центральную фигуру. Такой связи фигур
с архитектурой, как отмечают искусствоведы, античность не знала.
Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным
образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных
образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе
от индивидуального античного портрета к символическому изображению
святых.
Музыка. Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской,
еврейской, армянской песенности, а также позднегреческому и римскому
мелосу'. По мере развития контактов с другими народами в музыку
Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной
культуры. В литературных источниках упоминается о странствующих
певцах-музыкантах. Светская музыка, звучавшая при императорском
дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый
деспотизм'».
Большое развитие получили приветственные возгласы-славословия на
стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров.
Их часто сопровождали орган и трубы. Была известна инструментальная
музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей.
Из нотированных памятников до нас дошла только культовая музыка,
бывшая чисто вокальной и одноголосой. Широкое распространение в
Византии получили гимны - религиозно-философская песенная лирика,
сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием. Расцвет византийского
гимнотворчества относят к V-VI вв.; наиболее известный поэт и музыкант
- автор гимнов Роман Сладкопевец, родом из Сирии. Знаменитым автором
гимнов был Иоанн Дамаскин. Его лучшие гимны собраны и сгруппированы
по восьми гласам в известнейшем «Октонхе». С IX в. центром гимнотворчества
стал Студитский монастырь в Константинополе, где трудился распевших
монах Феодор Студит.
До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала
в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|