|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
Азербайджан
Кавказская Албания и Атропатена.
К началу I тысячелетия до н. э. в хозяйственной жизни кавказских
племен ведущая роль принадлежала скотоводству. С развитием скотоводства
и увеличением поголовья пастбища, прилегающие к поселениям, перестали
обеспечивать достаточную кормовую базу. Следствием этого было возникновение
полукочевого яйлажного скотоводства — с зимовкой скота в низменных
степных районах и с отгоном его на летние пастбища в горы. Эта форма
скотоводства повлекла за собой увеличение поголовья мелкого рогатого
скота и лошадей. Использование летних горных пастбищ давало неограниченные
возможности для развития скотоводства. Скот стал основным богатством
первобытных общин. В конце I тысячелетия до н. э. полукочевое скотоводство
сочеталось у племен Азербайджана, как и у всех племен Закавказья,
с земледелием, которым занимались главным образом жители приречных
низменностей и хорошо орошаемых предгорных районов.
Об этническом составе населения Азербайджана в I тысячелетии до
н. э. некоторые сведения содержатся у античных писателей. Наиболее
сильными и крупными племенами были каспии, давшие свое имя Каспийскому
морю и стране Каспиане (Талыш и Муганская степь), утии, леги (у
подножья Кавказского хребта) и албаны, жившие в древнейшие времена
в районе левого берега Аракса, в нынешнем Карабахе и Мильской степи.
В VII—VI вв. до н.э. в прикаспийских степях осела часть скифов (саков),
разгромивших государство Урарту.
В период господства Ахеменидов в Передней Азии Каспиана входила
в состав XI сатрапии. К середине I тысячелетия до н. э. ведущая
роль в социально-экономической жизни племен Азербайджана переходит
к земледельческому населению степных районов и речных долин — южных
предгорий Кавказского хребта, долины Иоры и Алазани, районов Нухи
и Кировабада и Куро-Араксинской низменности. Росту земледельческих
поселений в значительной мере способствовали междуобщинный обмен,
развитие ремесел и связи с передовыми странами Древнего Востока.
По предположению некоторых советских ученых, найденные в Муганской
степи пересохшие русла каналов представляют остатки оросительной
системы, созданной в IV в. до н. э. и послужившей основой процветания
земледелия и садоводства. Дальнейшее непрерывное развитие земледельческих
поселений можно проследить по данным археологии.
Южные районы современного Азербайджана (так называемая Малая Мидия)
входили в состав государства Ахеменидов. Северная часть Малой Мидии
была занята высокими горами и отличалась суровым климатом. Здесь
обитали воинственные племена кочевых скотоводов. На равнинах жило
оседлое земледельческое население.
Атропат, правивший страной в качестве сатрапа при последнем царе
из дома Ахеменидов — Дарий III Кодомане — и выступавший в составе
персидской армии против Александра Македонского, стал впоследствии
независимым правителем и основателем царской династии. По имени
этого Атропата Малая Мидия в сочинениях античных писателей получила
название Атропатена. Это было сильное, экономически развитое государство.
На основе вполне сложившихся рабовладельческих отношений и частной
собственности в Атропатене быстро развивались сельское хозяйство,
ремесла. Столицей был г. Гандзак. Торговые пути связывали Атропатену
с остальным Закавказьем и Черным морем, со столицей Мидии Экбатаной
и с Селевкией на Тигре. Опираясь на сильное войско, цари Атропатены
вели энергичную внешнюю политику и отстаивали свои владения от посягательств
сильных соседей, главным образом Армении и Парфии.
В начале I в. до н. э. племена северного Азербайджана, возглавленные
албанами, объединились в мощный союз племен, а в середине I в. до
н. э. на территории северного Азербайджана сложилось раннерабовладельческое
албанское государство. Поэтому в античной литературе северный Азербайджан
называется Албанией, а обитатели его — албанами. Область их расселения
включала на западе долину Иоры и Алазани, Ширакскую и Караязскую
степи. На базе объединения и этнической консолидации племен северного
Азербайджана и сформировался азербайджанский народ.
В одной из самых плодородных, густонаселенных и наиболее развитых
экономически областей Албании, у границ Иберии, находилось древнее
святилище. Там почиталась Луна, главное божество земледельческих
племен Албании. Областью этой управлял жрец, пользовавшийся наибольшим
авторитетом в стране после царя. В ведении его находились многочисленные
храмовые рабы.
Религия в древнем Азербайджане сохраняла в этот период некоторые
древние культы, возникшие еще в эпоху бронзы. У скотоводов и охотников
это были культы диких животных, связанные с тотемизмом и магией,
оленя и домашних животных, в частности быка, имевшие также и астральное
значение. Земледельцы почитали небесные светила, луну, солнце, гром
и молнию.
Походы римских полководцев в Закавказье, начавшиеся в период борьбы
с Митридатом Понтийским и повторявшиеся неоднократно и позже, коснулись
и Албании. Римские легионы не раз вторгались в Албанию, но всегда
встречали героическое сопротивление и не могли покорить свободолюбивый
народ. Навязываемый временами правителю Албании титул “друга и союзника
римского народа” имел чисто номинальное значение, а сравнительная
удаленность Албании от римских владений обрекала на неудачу все
попытки римлян вмешаться во внутреннюю жизнь страны.
Процесс сложения албанской народности к началу I в. н. э. в основном
уже завершился. Развитие рабовладельческих отношений в Албании происходило
менее интенсивно, чем в Атропатене. Этим и следует объяснить то
обстоятельство, что государство в Албании возникло позднее, чем
в Атропатене.
Тем не менее, в первые века нашей эры в Албании существовали и росли
города, развивалась частная собственность на землю, создавалась
крупная земельная собственность. Столицей Албании был г. Кабалака
на левом берегу Куры, в современном Куткаменском районе. Денежное
обращение появилось в Албании еще в III—II вв. до н. э.; однако
широкое распространение оно получило только в первые века нашей
эры. Несмотря на большие экономические и социальные сдвиги, в некоторых
местностях, удаленных от торговых путей, еще долго сохранялись первобытнообщинные
отношения.
Мирные земледельческие поселения и города Албании и Атропатены немало
страдали от набегов аланов, причинявших значительный ущерб и соседней
Армении и не прекращавшихся до IV в, н. э.
Усовершенствование различных сельскохозяйственных орудий позволило
существенно улучшить обработку земли и расширить засеваемую площадь.
Повсеместно развивались ремесла: гончарное, ткацкое, камнерезное,
ювелирное и др. Росла торговля, ширились торговые связи внутри страны.
Несмотря на то, что в ряде районов Азербайджана еще в V в. наиболее
характерной формой земледельческого хозяйства оставались крупные
поместья, в которых основными производителями были рабы-земледельцы,
большую часть земледельческого населения Азербайджана составляли
крестьяне, объединенные в феодализирующиеся сельские общины. Но
и в крупных поместьях рабы уже вели свое индивидуальное хозяйство,
постепенно превращаясь в феодально-зависимых крестьян.
Крестьяне обязаны были обрабатывать земли, отдавать феодалу часть
урожая, выполнять множество повинностей: строить мосты, укреплять
дороги, содержать дружины, участвовать в походах и т. д. Каждый
должен был вносить десятину церкви, а после порабощения страны Сасанидами
— поземельный и подушный налоги в казну Ирана.
Своеобразие феодального способа производства в Азербайджане, как
и на всем Востоке, заключалось в почти полном отсутствии у феодалов
собственного хозяйства. Каждый землевладелец ограничивался по существу
получением с крестьянина денежной или продуктовой ренты. Поэтому,
хотя крестьяне подвергались жестокой эксплуатации и выполняли массу
повинностей, они все же не были крепостными в полном смысле этого
слова: феодалы не имели права покупать их или продавать.
Для создания прочной опоры своей власти и могущества царь и знатные
владельцы земли — патраки — жаловали своим служилым людям земли.
Новые хозяева земель назывались азатами. Они были основной военной
силой государства.
Таким образом, на вершине иерархической лестницы стояли царь и крупные
феодалы, происходящие из древних княжеских фамилий. Вассалами их
были азаты. К высшему феодальному сословию относилось и духовенство.
Уже в конце III в. Атропатена вошла в состав Сасанидской державы
и стала одной из богатейших ее провинций. Религией Атропатены оставался
зороастризм. Верховные жрецы оказывали большое влияние на политику
Сасанидов. В Албании, особенно в ее западных областях, широко распространилось
христианство. С IV в. оно было признано государственной религией.
Подчинив Атропатену, Сасаниды напали на Албанию, Армению и Картли.
Здесь им пришлось вести длительную борьбу.
Захватив страну, Сасаниды заняли главный город Албанского царства
Пайтакаран. Резиденция албанских царей была перенесена в Барду.
Несмотря на то, что албанский царь Ваче II был родственником Сасанидов,
он примкнул к восставшим против Ирана в 450 г. армянам и грузинам.
Ваче поддерживал тайные сношения с ними через албанское духовенство
и одновременно вел с северокавказскими кочевниками переговоры о
помощи в борьбе против Сасанидов. После подавления общекавказского
антисасанидского восстания в 451 г. Ваче II вынужден был оставить
свою страну и в 462 г. отрекся от престола.
Длительное нахождение Албании и Атропатены в составе одного государства
привело к экономическому и культурному сближению обеих частей Азербайджана.
Обе они в большей мере, чем Армения и Грузия, оказались подчиненными
Ирану.
Утвердившись в конце V в. н. э. на территории Албании, Сасаниды
проводили грандиозные мероприятия по обороне своей прикаспийской
границы у Кавказского хребта.
В Пайтакаране были размещены вооруженные силы персов, контролировавших
страны Закавказья и возглавлявших военные гарнизоны в горных проходах
Кавказского хребта.
В V—VI вв. на севере Азербайджана и в Дагестане было построено несколько
оборонительных линий. Наиболее ранней постройкой является стена
у горы Беш-Бармак. У берега р. Гильгинчай была сооружена вторая
линия оборонительных стен. Под ее защитой вырос г. Шабран. Кроме
того, следы укреплений сохранились поныне у р. Рубас и у албанского
г. Чола, вблизи современного Дербента. Дербентские стены по грандиозности
замысла и его осуществлению оставили далеко позади все сооружения
подобного рода на Кавказе. Около них, у берега Каспийского моря,
была сооружена мощная крепость — Дербент. От нее, пересекая прибрежную
полосу и поднимаясь в горы, тянулись мощные и высокие каменные стены.
Вдоль них были устроены укрепленные форты, где помещались гарнизоны
войск.
Сооружение пограничных стен-укреплений в области Чола продолжалось
целое столетие. Оно потребовало огромных финансовых и людских ресурсов,
что легло тяжелым бременем на население Закавказья и в первую очередь
на албанов.
Составление нового кадастра и перепись населения, проведенные Сасанидами
на грани VI и VII вв., увеличили налоговое бремя, которое усугублялось
бесконечным ростом трудовых повинностей. Крестьян-общинников целыми
партиями угоняли для отбывания государственных трудовых повинностей
в область Чола, откуда они нередко не возвращались. Экономическое
положение стран Закавказья ухудшалось также из-за бесконечных войн
между Византией и сасанидским Ираном, во время которых народы Закавказья
вынуждены были помогать Ирану военными силами и поставлять продовольствие
и фураж. Это бедственное положение привело к новому всеобщему восстанию
армян, грузин и албанов против сасанидского Ирана в 571—572 гг.
Сасанидам пришлось пойти на уступки, которые выразились в том, что
функции марзпанов в конце VI в. были ограничены сбором налогов и
командованием вооруженными силами. Внутреннее управление в Албании,
как и в Армении и в Картли, перешло к местной знати. В результате
предоставления прав местной феодальной знати в Албании возвысилась
династия Михранидов, владетелей области Гардман.
Благоприятное географическое положение на стыке трех закавказских
стран, на месте скрещения торговых путей способствовало экономическому
и политическому развитию Гардмана. Первым владетельным князем —
правителем Албании с титулом “эраншахик” стал Вараз-Григор (591—638
гг.). В главном городе его княжества Барде находились резиденция
марзпана и престол католикоса Албании. Михраниды правили почти всей
Албанией.
Во время походов византийского императора Ираклия I в Закавказье,
когда союзные Византии хазары разоряли Албанию, владетели Албании,
для того чтобы прекратить грабежи, заключили союз с Византией, признав
номинально власть византийского императора.
После поражения Сасаяидов в войнах с халифатом в 640 г. сын Вараз-Григора
князь Албании Джеваншир (638—670 гг.), принимавший участие в этих
войнах, возвратился на родину и изгнал из страны остатки сасанидских
вооруженных сил. Албания стала фактически самостоятельной. Однако
она постоянно подвергалась опустошительным набегам северных кочевников.
Азербайджан в VII-IX вв.
В середине VII в. в Азербайджан вторглись армии Арабского халифата.
Арабский писатель ал-Балазури сообщает, что в 654 г. по приказанию
халифа Османа полководец Сальман ибн-Рабиа ал-Бахили заключил с
албанами мирный договор, в хэдтором обещал жителям неприкосновенность
жизни и имущества, обязав их вносить поземельную и подушную подати.
Во время междоусобиц в халифате большинство феодалов Закавказья
вновь приняло византийскую ориентацию. Очень тонкую политику проводил
Джеваншир, отстаивая свободу Албании от посягательств со стороны
халифата и Византии.
Преемник Джеваншира его племянник князь Вараз-Трдат (670—699 гг.)
продолжал его политику. В первый же год правления этого князя, когда
хазарский каган совершил набег на Албанию, Вараз-Трдат послал к
кагану албанского католикоса Елиазара, который “привлек сердце кагана
к миру и неразрывной дружбе”. Однако уже в 681 г. Закавказье подверглось
очередному опустошению со стороны хазарских войск. Вараз-Трдат вновь
направил в каганат, к князю савиров, вассалу хазарского кагана Алн-Илитверу,
посольство, которое прошло через труднодоступные ущелья нынешнего
Дагестана и прибыло в столицу савиров Варачан в феврале 682 г. Посольство
заключило с Али-Илитвером мирный договор. Однако Албания по-прежнему
обязана была вносить дань хазарскому кагану. В результате в 80-х
годах VII в. албанский князь вынужден был платить налоги не только
халифату и Византии, но еще и Хазарскому каганату. Страна нищала
от постоянных поборов. В начале VIII в. арабы полностью вытеснили
из Албании византийцев и расправились со сторонниками Византии.
Сам албанский князь был уведен в плен.
Утверждение халифата в Албании сильно беспокоило хазар. В 713 г.
полководец халифа Маслама оттесиил хазар от албанских границ и взял
Дербент. Несмотря на несколько удачных походов в глубь албанских
земель, хазары не смогли надолго удержаться в Закавказье. Здесь
утвердилась власть Арабского халифата.
Албания входила в состав административной единицы провинции халифата,
названной Армения. Арабские авторы называли Албанию Арран. Местные
правители и в Атропатене, и в Албании назначались халифатом.
Важнейшие стратегические пункты Азербайджана были заняты арабскими
гарнизонами. Здесь создавались поселения арабских ветеранов, содержавшихся
за счет окрестного населения.
Арабская знать захватывала лучшие земли в стране. Между пришлым
и местным оседлым населением установились типичные для феодального
общества отношения господства и подчинения. Азербайджанское крестьянство
попадало в кабалу к новым, чужеземным феодалам.
Местные феодалы сумели удержаться только в горах Гардмана, области
Шемахи и Малого Кавказа.
В 725—726 гг. в Азербайджане, как и в других частях халифата, была
проведена поголовная перепись населения и скота. Тяжелое бремя налогов
вызывало в стране восстания. Особенно крупным было движение, возглавленное
павликианами, учение которых стало идеологическим знаменем народных
низов. Арабы с трудом подавили это восстание. Павликиане отступили
к крепости Киляб. Туда была направлена отдельная карательная экспедиция,
которая взяла крепость и уничтожила повстанцев. Несмотря на восстания,
наместник халифа наложил на страну еще большие подати. Жестокая
налоговая политика халифов довела население Закавказья до крайней
нищеты и отчаяния. Однако непрерывная борьба народных масс в конце
концов вынудила халифат пойти на незначительные уступки и несколько
смягчить налоговое бремя. Тем не менее восстания не прекращались
вплоть до IX в.
Грозное народное движение, направленное против господства халифата
и местных феодалов, вспыхнуло в Азербайджане в начале IX в. Оно
привело халифат на край гибели. Это было антифеодальное восстание
хурремитов (краснознаменных). Хурремиты стремились к ликвидации
крупного феодального землевладения, к установлению общности владения
землей, то есть к передаче земли сельским общинам. Восстание вскоре
переросло в крестьянскую войну, направленную не только против халифа,
но и против местной феодальной знати. Во главе хурремитов встал
бывший пастух и ремесленник Бабек.
Основной силой восстания являлось крестьянство. Разоренные налоговой
политикой халифата, поборами и повинностями в пользу крупных землевладельцев,
крестьяне постоянно пополняли отряды хурремитов. Окрестные жители
снабжали восставших продовольствием. В частности, армянская область
Сюник поставляла Бабеку хлеб. Благодаря поддержке крестьян, хурремиты,
руководимые Бабеком, более 20 лет вели упорную борьбу против могущественного
халифата. Первоначально некоторые феодальные владетели южного Азербайджана,
Аррана и Армении оказывали восстанию поддержку, рассчитывая использовать
народные массы для того, чтобы прогнать халифских чиновников и расширить
свои земли. Однако, как только феодалам стала ясна классовая направленность
движения, они предали восставших. Один из наиболее влиятельных и
сильных аристократов Аррана, владетель Шеки, князь Сахл ибн-Сумбат
захватил г. Ханче и, укрепившись там, готовил удар в спину повстанцев.
Измена феодалов Бабеку позволила халифату мобилизовать против него
все силы и нанести хурремитам решительное поражение в 837 г. Сам
Бабек был выдан халифу Сахл ибн-Сумбатом. Вождь восставших, приводивших
в течение 20 лет в трепет державу халифов, был казнен. Народное
движение хурремитов было потоплено в крови, но оно ослабило гнетущую
силу халифата и поколебало его власть.
Азербайджан в конце IX— начале XIII в.
В конце IX—Х в. Азербайджан, как и все остальные страны Закавказья,
постепенно освобождался от власти халифов и переживал время экономического
расцвета. Развивались земледелие, ремесла, торговля, росли города.
На территории Азербайджана в течение IX—Х вв. сложился ряд местных
государств. Наиболее значительными из них были владения Саджидов
на юге Азербайджана, ширваншахов в районе Баку и Шемахи, а также
княжество Шеки.
Правитель Шеки, князь Сахл ибн-Сумбат, за свою измену Бабеку получил
от халифа звание правителя (батрика) Аррана. В конце Х в. князь
Шеки Иоанн Сенекрим назывался царем, восстановителем Албанского
царства. Однако уже в начале XI в. усилившиеся ширваншахи присоединили
к своим владениям княжество Шеки. В зоне Ганджи утвердилась династия
Шеддадидов. В то же время династия азербайджанских Саджидов претендовала
на сюзеренные права над феодалами всего Азербайджана, считая себя
ставленницей халифов.
В 1054 г. на разрозненные княжества Азербайджана началось сельджукское
наступление. Завоевание сельджуков сопровождалось такими же варварскими
опустошениями, какие имели место в Армении и Грузии. Это привело
к упадку земледелия, ремесел, торговли. Значительная часть местных
аристократов была заменена служилыми людьми сельджукских султанов.
В завоеванных областях сельджукские султаны жаловали феодальные
лены —икты. При этом жаловали не землю, а ренту с нее. Владелец
получал право взимать налог, но не распоряжаться землей. Однако
на практике новые феодалы очень скоро присвоили себе неограниченные
права над крестьянами.
В XI—XII вв. завершился начавшийся несколькими столетиями раньше
процесс распространения в Азербайджане тюркского языка. Он стал
господствующим языком азербайджанцев, сменив повсеместно древние
наречия. Вместе с тем изменилась и религия. Некоторая часть населения
уже при арабах перешла в мусульманство, при сельджуках почти весь
Азербайджан принял ислам.
Власть сельджукских завоевателей была неустойчивой. Во главе борьбы
за независимость Азербайджана стояли ширван-шахи, находившиеся в
родстве и союзе с царями окрепшей Грузии. На юге Азербайджана утвердилась
династия Ильдегизидов. Ее основатель Ильдегиз был одним из наместников
сельджукских султанов. Впоследствии он превратил наместничество
в наследственное владение и расширил его, присоединив Скяшкское
царство.
Ильдегиз и его сын Кызыл-Арслан воевали с Грузией. Постоянные войны
вели к непомерному возрастанию податей. Положение крестьян было
очень тяжелым. По словам Равенди, историка начала XIII в., сборщики
податей ничем не отличались от грабителей с больших дорог. От их
притеснений крестьяне шли по миру и умирали от голода. Города находились
в зависимости от феодальных владетелей, и ремесленники выполняли
феодальные повинности. Для защиты от феодалов ремесленники объединялись
в цехи и тайные союзы, которые вели борьбу и против знати, и против
богатых купцов. Доведенные до отчаяния народные массы поднимали
восстания против сборщиков налогов, феодалов и иноземных захватчиков.
В 1210 г. в ответ на взятие и разграбление Ани грузинские войска
прошли по владениям Ильдегизидов, заняли крупные города, потребовали
с них выкупа и в течение нескольких месяцев были там хозяевами.
Ильдегизидское государство не оправилось от этого удара, хотя и
просуществовало вплоть до татаро-монгольского нашествия (1225 г.).
Азербайджан накануне монголо-татарского нашествия.
В начале XIII в. большая часть Северного Азербайджана входила в
состав государства Ширван, центром которого являлся древний город
Шемаха, а иногда Баку. Южную часть страны составляли владения государства
Ильдегизидов с центром в Тебризе.
Основным занятием населения Азербайджана было земледелие, наряду
с ним существенную роль играли скотоводство и садоводство. В Ширване
производилось много шелка, повсеместное распространение имело культивирование
хлопка. Крупнейший арабский географ первой трети XIII в. Йакут писал:
“Азербайджан — важная страна и большое государство: в нем преобладают
горы, имеется много крепостей, много добра и громадное количество
фруктов. Я нигде не видел столько садов и так много воды и источников,
как в нем. Путешествующему по этой стране нет нужды брать с собой
сосуды с водой, так как вода течет под его ногами, куда бы он ни
направлялся, и вода холодная, пресная, здоровая”.
Тем не менее, земледелие в Азербайджане было возможно только при
условии искусственного орошения, которое осуществлялось посредством
густой сети наземных и подземных каналов (кяризов). Во время татаро-монгольского
нашествия большая часть оросительных сооружений была разрушена.
Азербайджан начала XIII в. был в буквальном смысле страной городов;
из них крупнейшие — Ганджа, Бердаа, Шемаха, Ардебиль, Марага, Тебриз.
Города занимали большое пространство и окружались крепкими стенами.
За ними во время вражеских нашествий укрывалось не только городское,
но и сельское население. Анонимный географ начала XIII в. писал
о Гандже (близ нынешнего Кировабада): “Столица Северо-Западного
Азербайджана имеет укрепление и сильную крепость. Населенный и цветущий
город, высокая стена и глубокий ров.., его люди способные и остроумные..,
его товары: атлас, парча, хлопок, шелк. Оружие сюда привозят со
всех концов мира...”
Азербайджанские города были центрами разнообразного ремесла. Наряду
с самостоятельными ремесленниками существовали крупные мастерские.
Отдельные города славились определенными изделиями. Так, в Ардебиле
выделывались всякие ткани, в Кабале (Северный Азербайджан) обрабатывались
привозившиеся из северных стран меха соболя, бобра и т. д.
Между Азербайджаном и другими странами в начале XIII в. существовали
обширные экономические связи. Торговые пути из Азербайджана вели
на север — на Русь и в Болгар, на запад — в Грузию, Армению и далее
в Малую Азию, страны Европы, на юг — в Иран и Индию, на восток —
в Среднюю Азию и Китай.
Татаро-монгольское нашествие.
Через Иран полчища Чингис-хана вторглись в Закавказье и нанесли
удар по Азербайджану, раздробленному на ряд самостоятельных владений.
Затем монголы повернули на север Азербайджана и осадили столицу
ширваншахов — Шемаху. Покинутые правителем, шемахинпы решили стоять
насмерть. Они наносили монголам сокрушительные удары, и лишь после
многих дней осады, когда осажденные были доведены до полного истощения,
монгольским войскам удалось проникнуть в город. Завоеватели разграбили
город и перебили большинство населения.
После взятия Шемахи Джебе и Субедей двинулись на север. На пути
их стояли неприступные укрепления Дербента. Джебе и Субедей обратились
к его правителю ширваншаху Рашиду с предложением заключить мир.
Поверив им, Рашид направил к монголам 10 послов. Но одного из них
монголы убили, а остальных заставили под угрозой смерти указать
им горные проходы мимо детэбентских укреплений.
В середине XIII в. оформился раздел завоеванной территории между
тремя улусами потомков Чингис-хана. Средняя Азия за Аму-Дарьей,
исключая Хорезм, стала основной частью Чагатайского улуса — удела
потомков второго сына Чингис-хана — Чагатая. Хорезм, степи нынешнего
Казахстана, Северный Кавказ вошли в состав Золотой Орды — удела
потомков старшего сына Чингис-хана — Джучи. Наконец, страны Закавказья
подчинялись Хулагуидам, потомкам четвертого сына Чингис-хана — Тули-хана.
На эту территорию претендовали и золотоордынские ханы, и многие
десятилетия берега Аракса, Куры и Терека являлись местами ожесточенных
битв между Джучидами и Хулагуидами.
Средняя Азия, Азербайджан и Южная Армения непосредственно подчинялись
верховному хану соответствующего улуса.
Уже в первой половине XIV в. наблюдается восстановление старых и
даже возникновение новых городов. В городах Азербайджана, в частности
в Тебризе, расширяется производство тканей и обуви. Развивается
выделка шелка, шерстяных тканей, бархата. При ильханах Тебриз стал
крупнейшим центром ремесла и торговли. Своим быстрым ростом город
был обязан не столько хулагуидским правителям, избравшим его своей
столицей, сколько выгодному расположению на пересечении магистралей
европейско-азиатской торговли. Венецианец Марко Поло, проезжавший
через Тебриз в 1286 г., пишет о производстве здесь шелковых и парчевых
тканей, о продаже на городских базарах жемчуга и драгоценных камней.
Бойкую торговлю вели города Джульфа и Ордубад, расположенные у переправы
через реку Араке. Для увеличения доходов казны Газан-хан строил
новые города (например, Махмудабад на Мугани), не получившие развития.
Вместе с тем некоторые города северного Азербайджана в XIII—XIV
веках совсем исчезли или потеряли свое былое значение. Так, цветущий
город Байлакан, испытавший тяжкий удар монгольского нашествия, лежал
в развалинах. Города Бад-жирван, Барзанд и Пилясувар были разорены
непосильными налогами и превратились в селения. Город Кабала как
центр торговли и ремесленного производства также перестал существовать.
Крупные монгольские государства, сложившиеся в середине XIII в.,
очень скоро стали обнаруживать тенденцию к распаду. Уже во второй
половине XIII в. и в государстве Хулагуидов, и в государстве Чагатаидов,
и в Золотой Орде шла непрерывная борьба за власть между отдельными
ханами и правящими группировками.
В Азербайджане положение осложнялось тем, что он служил ареной военных
действий между Золотой Ордой и Хулагуидами. В 1357 г. после очередного
нашествия золотоордынцев, когда ими был захвачен город Тебриз, жители
последнего восстали против золотоордынских правителей. Один из местных
феодалов, Джелаирид эмир Увейс, овладел Тебризом и другими областями
страны. В состав Джелаиридского государства вошли также Персидский
и Арабский Ирак, Армения и Курдистан. В первой половине XIV в.,
используя противоречия между кочевой знатью, боровшейся за власть
в Южном Азербайджане, в Ширване начали усиливаться местные правители
из династии Кесранидов. Ширваншахи отстаивали свою самостоятельность
в борьбе против Хулагуидов и Джедаиридов.
Нашествие Тимура.
В 1387 г. полчища Тимура вторглись в Азербайджан. Разбив войска
Джелаиридов, Тимур овладел Тебризом. Множество армянских и азербайджанских
ремесленников было отправлено в Самарканд. Наиболее стойкое сопротивление
захватчикам оказали защитники крепости Алинджакала недалеко от Нахичевана.
В течение 14 лет (1387—1401 гг.) осажденные с помощью грузинских
отрядов героически обороняли крепость от войск Тимура и его сына
Мираншаха.
Ширваншах Ибрагим I, не видя другого пути уберечь Ширван от разграбления,
лично явился в лагерь Тимура с богатыми подношениями. При переговорах
ширваншаху удалось получить согласие Тимура на внутреннюю самостоятельность
Ширвана. Пользуясь покровительством завоевателя, Ибрагим I укрепил
свое влияние в Шеки и Карабахе. По требованию Тимура ширванские
войска приняли участие в его походах против Тохтамыша и турецкого
султана Баязида I.
Азербайджан в XIV-XVIII вв.
В 15 в., после нашествия войск Тимура, он перешел под власть туркмен,
которые основали два соперничавших государства – Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.
Одновременно существовало азербайджанское государство Ширваншахов.
В конце 15 в. Азербайджан стал оплотом местной династии Сефевидов,
которая путем завоеваний и энергичной политики централизации создала
новое обширное персидское государство от Сырдарьи до Евфрата. Шах
Исмаил I (годы правления 1502–1524), столицей которого был Тебриз,
объявил шиизм государственной религией страны, что окончательно
отдалило азербайджанцев от тюрок-сельджуков. При Сефевидах Азербайджан
часто становился полем сражений в войнах между шиитской Персией
и суннитской Турцией. Из-за угрозы османских вторжений столица Сефевидов
была перенесена из Тебриза в Казвин, а позже в Исфахан. Азербайджан,
будучи стратегически важной провинцией, управлялся губернатором,
который обычно совмещал эту должность с высшим воинским званием
сепахсалара. Правление Сефевидов продолжалось до 1722; при этом
государство постепенно теряло азербайджанский и приобретало персидский
характер. В 1723 Турция захватила большую часть Азербайджана.
Азерабайджан в составе Российской империи.
После убийства в 1747 персидского правителя Надир-шаха государство
распалось. К северу от р.Аракс появилось ок. 15 самостоятельных
ханств, в том числе Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское,
Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Дербентское и Талышское.
Период существования ханств (вторая половина 18 в.) отмечен соперничеством
Турции и Персии, политической раздробленностью и междоусобицами,
облегчившим российское проникновение в Закавказье. Излюбленным средством
расширения российского влияния было заключение договоров, по которым
местные правители становились вассалами России. Вызов этому процессу
был брошен Персией, усилившейся при шахской династии Каджаров. Результатом
стали две русско-персидские войны: 1804–1813 и 1826–1828. Первая
окончилась Гюлистанским миром (1813), по которому к России отошли
Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Кубинское, Дербентское,
Бакинское и Талышское ханства, а также Западная Грузия (Имеретия
и Абхазия) и Дагестан. Вторая война, в которой Россия также одержала
победу, завершилась Туркманчайским миром (1828), по которому к России
отошли два крупных ханства: Нахичеванское и Эриванское. Туркманчайский
мир завершил раздел Азербайджана по р.Аракс.
Революция 1905 в России пробудила политическую жизнь Азербайджана,
сопровождавшуюся появлением политических организаций и свободной
прессы. Из политических организаций, возникших после революции 1905,
дольше всех просуществовала и имела больше всего приверженцев партия
«Мусават». Основанная нелегально в 1911, она быстро увеличила свою
численность после свержения царизма в России в 1917. Важнейшими
составляющими мусаватистской идеологии были светский национализм
и федерализм (азербайджанская автономия в рамках более крупного
государства). Правая и левая фракции партии расходились по ряду
вопросов, в частности по земельной реформе. Лидером партии был склонявшийся
к левым М.Э.Расулзаде.
Азербайджан - независимая республика.
После Октябрьской революции 1917 Россия погрузилась в хаос гражданской
войны. Советская власть была установлена в Баку 15 ноября 1917.
Но 28 мая 1918 мусаватский Азербайджанский национальный совет провозгласил
Азербайджанскую Республику с временной столицей в Гяндже. Прежде
редко использовавшееся географическое название Азербайджан теперь
стало названием государства народа, до этого называвшегося кавказскими
татарами, закавказскими мусульманами или кавказскими турками. Республика
просуществовала почти два года, при этом с мая по октябрь 1918 она
была оккупирована Турцией, а с ноября 1918 по август 1919 – Великобританией.
Однако Турция, присоединившаяся во время Первой мировой войны (1914)
к австро-германскому блоку, в конце октября 1918 капитулировала
перед войсками Антанты. Турецкие оккупационные войска были заменены
британскими, которые в августе заняли Баку, а в сентябре распустили
Бакинский Совет народных комиссаров и расстреляли его большевистских
руководителей (26 Бакинских комиссаров). После этого менее чем за
год в республике сменилось пять правительств; все они были сформированы
партией «Мусават» в коалиции с другими партиями. Премьер-министром
первых трех правительств был Фатали Хан-Хойский, последних двух
– Насиб Юсуфбеков. Главой государства считался председатель парламента
– А.М.Топчибашев. В этом качестве он представлял Азербайджан на
Версальской мирной конференции 1919. Выживание независимого Азербайджана
после вывода британских войск в августе 1919 полностью зависело
от результата гражданской войны в России. Весной 1920 победа оказалась
на стороне Красной Армии, и ее части 28 апреля 1920 вступили в Азербайджан.
В тот же день было сформировано советское правительство Азербайджана
во главе с Нариманом Наримановым.
Азербайджан в составе СССР.
История советского Азербайджана начиналась с подавления вооруженных
восстаний в различных частях страны. В декабре 1922 Азербайджан,
Грузия и Армения образовали временное государственное объединение
Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику
(ЗСФСР), которая 30 декабря 1922 вошла в состав СССР.
В 1930-х годах в СССР начались проверки лояльности и массовые чистки.
Руководил этими чистками в Азербайджане М.Дж.Багиров, первый секретарь
ЦК Коммунистической партии Азербайджана. Особому террору подверглись
интеллигенция и крестьяне, но чистки велись и среди руководителей-коммунистов,
замеченных в симпатиях к пантюркизму или имевших контакты с революционными
движениями в Иране или Турции. В 1936, в разгар чисток и охлаждения
отношений с Турцией, ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР
стала самостоятельной республикой в составе СССР. Азербайджанские
турки стали официально называться азербайджанцами, а их национальный
язык вместо турецкого получил название азербайджанского.
Германские войска, вторгшиеся в Советский Союз в июне 1941, вышли
к Большому Кавказскому хребту в июле 1942, но немцы так и не вступили
на территорию Азербайджана. Многие азербайджанцы сражались в рядах
Красной Армии, но не менее 35 тыс. военнопленных-азербайджанцев
вступили в германскую армию и использовались как на передовой, так
и в тылу.
Событием, изменившим направление азербайджанского национализма,
стала оккупация советскими войсками Иранского Азербайджана летом
1941. Советское присутствие к югу от р.Аракс привело к возрождению
паназербайджанских настроений. В ноябре 1945 при советской поддержке
в Тебризе было сформировано «азербайджанское народное правительство»
во главе с С.Дж.Пишевари, лидером Азербайджанской демократической
партии. Азербайджанские культурные и образовательные учреждения
создавались по всему Иранскому Азербайджану, распространялось мнение
о возможности объединения обоих Азербайджанов под эгидой СССР. В
результате проблема Иранского Азербайджана стала одним из первых
конфликтов холодной войны, под давлением западных держав Советский
Союз был вынужден вывести свои войска за Аракс. К концу 1946 иранское
правительство восстановило свою власть над Иранским Азербайджаном.
В послевоенные годы была продолжена сталинская политика репрессий.
Хрущевская «оттепель» (1955–1964) была периодом ослабления контроля
в области литературы и общественной жизни. В то же время «оттепель»
ознаменовалась новой антиисламской кампанией и возвратом политики
советизации в рамках «сближения наций», которое должно было привести
к слиянию всех народов СССР в новую общность – советский народ.
В 1960-е годы появились первые признаки кризиса советской колониальной
системы. Важнейшая для Азербайджана нефтяная промышленность стала
терять свои позиции в экономике вследствие истощения разведанных
запасов азербайджанской нефти и освоения новых месторождений в других
районах Советского Союза. Кризис нефтяной отрасли привел к сокращению
инвестиций в экономику Азербайджана. Пытаясь положить конец кризису,
власти СССР в 1969 назначили Гейдара Алиева первым секретарем ЦК
Коммунистической партии Азербайджана. Алиеву удалось улучшить экономическое
положение и ускорить рост промышленности, а также консолидировать
республиканскую правящую элиту. В 1982 Алиев стал членом Политбюро
ЦК КПСС. В 1987 он вернулся в Азербайджан.
Исламская революция, произошедшая в соседнем Иране в 1978, привела
к возрождению религиозных идей в Азербайджане. В ответ на рост иранского
влияния был вновь выдвинут лозунг «Единого Азербайджана», впрочем,
воплощавшийся скорее в публицистике, чем в конкретных политических
действиях. Азербайджан отставал от других советских республик в
развитии диссидентского движения. Политическое пробуждение, сопоставимое
с движением периода 1905–1907, началось в феврале 1988. В рамках
политики гласности начали появляться независимые публикации и политические
организации. Из этих организаций самой мощной оказался Народный
фронт Азербайджана (НФА), который к осени 1989, казалось, был готов
отобрать власть у коммунистической партии. Но в январе 1990 в НФА
произошел раскол между консервативно-исламистским и умеренным течениями.
Большинство лидеров НФА были арестованы. На альтернативных выборах,
проведенных в сентябре 1990, коммунисты получили ок. 90% голосов
и были обвинены в фальсификации результатов выборов. После провала
попытки переворота 19–21 августа 1991 в Москве прокоммунистический
Верховный Совет республики провозгласил 30 августа 1991 независимость
Азербайджана. Затем последовал роспуск Коммунистической партии Азербайджана,
хотя ее члены сохранили свои позиции в правительстве и экономике.
В сентябре 1991 последний руководитель Коммунистической партии Азербайджана
Аяз Муталибов был избран президентом республики. Верховный Совет
официально ввел в действие Декларацию о независимости 18 октября.
Годы независимости Азербайджана.
Тем временем конфликт в Нагорном Карабахе расширялся. В начале 1992
региональные армянские лидеры провозгласили независимость Нагорного
Карабаха. В последовавшей за этим войне между Арменией и Азербайджаном
преимущество оказалось на стороне армян. Неудачи в Нагорном Карабахе
послужили причиной отставки Муталибова в марте 1992. В июне 1992
были проведены новые президентские выборы. Бывшая коммунистическая
номенклатура не смогла выдвинуть яркого лидера, и президентом был
избран Абульфаз Эльчибей, лидер НФА, бывший диссидент и политзаключенный,
за которого было отдано более 60% голосов. Он выступал против членства
Азербайджана в СНГ, за сближение с Турцией и расширение связей с
азербайджанцами в Иране. Гейдар Алиев стал руководителем Нахичевани,
где он проводил собственную внешнюю политику по отношению к Армении,
Ирану и Турции.
Президент Эльчибей также потерпел неудачу в решении проблем, которые
привели к отставке Муталибова. Продолжение военных действий в Нагорном
Карабахе и вокруг него постепенно выявило преимущество армян, которые
заняли примерно 1/5 территории Азербайджана. В начале июня 1993
в Гяндже под руководством полковника Сурета Гусейнова был поднят
мятеж против президента Эльчибея, который, оказавшись без поддержки
перед лицом военных неудач, ухудшения экономического положения и
политической оппозиции, вынужден был бежать. Власть в Баку перешла
к Алиеву, который быстро укрепил свои позиции. Эльчибей был смещен
со своего поста в результате референдума, проведенного в августе,
а в октябре президентом был избран Алиев.
Приход к власти Алиева стал частью общего процесса возвращения к
власти прежних советских руководителей во многих республиках бывшего
СССР. Укрепив свое положение в стране, Алиев вернул Азербайджан
в состав СНГ. Иран приветствовал приход к власти Алиева, так как
опасался влияния НФА в Иранском Азербайджане, но в Турции это было
воспринято как отход Баку от протурецкой ориентации. В последующие
годы Алиев укрепил отношения с Турцией и странами Запада, интересы
которых были сосредоточены на освоении каспийских нефтяных месторождений.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|