Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БЕНЬЯН, ДЖОН (1628–1688), английский религиозный писатель и нонконформистский проповедник, классик английской религиозной литературы, автор знаменитой книги Путь паломника (The Pilgrim's Progress).
Беньян родился предположительно 28 ноября 1628 в Элстоу (графство Бедфордшир). Получив начальное образование, еще в отрочестве занялся ремеслом своего отца, став лудильщиком и жестянщиком. Во время гражданских войн он в 1644–1646 состоял на службе в парламентской армии. После возвращения домой он внезапно женился. Среди горожан он быстро приобрел дурную славу богохульника, сквернослова и гуляки, не посещающего церковь, но позже, отчасти под влиянием жены, начал задумываться о своих грехах и душевной скверне, переживая периоды раскаяния и крайнего отчаяния. Впоследствии, в своем автобиографическом сочинении Благодать, изливаемая на первого среди грешников (Grace Abounding to the Chief of Sinners, 1666), он поведал о том, каких усилий ему стоило преодолеть это душевное состояние отверженности и обреченности и обрести уверенность в милосердии Божьем. К счастью для себя, он испытал влияние Джона Чиффорда, священника нонконформистской церкви св. Иоанна в Бедфорде, и в 1653 стал членом нонконформистской общины.

Около 1656 жена Беньяна скончалась, оставив четырех малолетних детей, один из которых был слепым. Уверившись в том, что божественная благодать щедро изливается даже на таких, как он сам, Беньян начал проповедовать (не имея на это формального разрешения) среди соседей, и в 1656 издал свою первую книгу под названием Некоторые открывшиеся евангельские истины (Some Gospel Truths Opened), где критиковал идеи квакеров. В 1659 он женился вторично и в том же году опубликовал первый из своих назидательных трактатов – Раскрытие учения о законе и благодати (The Doctrine of the Law and Grace Unfolded).

После реставрации монархии в 1660 вошел в силу закон против самодеятельных нонконформистских проповедников, и в ноябре того же года Беньян был арестован и заточен в тюрьму, где провел 12 лет. За этот период он опубликовал девять книг, наиболее значительной из которых стала Благодать, изливаемая... После освобождения в январе 1672 три года проповедовал в Бедфорде, но в 1675 был вновь брошен приблизительно на полгода в темницу, где, по преданию, и написал Путь паломника. В последующие годы больше не подвергался преследованиям, а его слава как проповедника достигла Лондона. В этот период он опубликовал четыре религиозных аллегорических сочинения, поставивших его в один ряд с классиками английской литературы.

Путь паломника (1678) представляет собой аллегорическое повествование о тернистом пути через Болото отчаяния, Долину тени смерти, Ярмарку тщеславия и другие места, по которому следует Кристиан («христианин»), направляющийся в Небесный град. Жизнь и смерть мистера Бэдмана (The Life and Death of Mr. Badman, 1680) – также аллегорический рассказ о порочном лицемере и бесчестном дельце (Бэдман, буквально «плохой человек»), который умирает нераскаянным. Священная война (The Holy War, 1682) – красочная аллегория, повествующая о том, как Дьявол захватил город Мэнсоул («душу человека») и в конце концов был изгнан оттуда Эммануилом («с нами Бог»).

Путь паломника, часть вторая (1684) – история Кристианы («христианки») и ее детей, которые проделывают тот же путь, что и Кристиан, к Небесному граду. Кристиана не подвергается столь ужасным испытаниям, как ее супруг, однако встречается с рядом новых интересных персонажей.

Во всех этих художественных произведениях есть места, свидетельствующие о немалом литературном даровании Беньяна, и все они были излюбленным чтением у простых людей, оппозиционно настроенных по отношению к государству и официальной церкви. Мгновенный успех Пути паломника был беспрецедентным для английской литературы: в первые же десять лет роман выдержал более десятка переизданий. Впоследствии он был переведен более чем на сто языков и вошел в сокровищницу мировой классики.

Умер Беньян во время поездки в Лондон 31 августа 1688.

БЕОВУЛЬФ (Beowulf), древнеанглийская поэма неизвестного автора, единственный сохранившийся памятник англосаксонского эпоса. Большинство ученых сходятся на том, что Беовульф был создан в 8 в. английским монахом, знавшим и староанглийскую, и латинскую литературу. Поэма дошла в единственной рукописи конца 10 в. на древнеанглийском языке. Изучение Беовульфа началось в 1815, после выхода первого издания. Поэма содержит 3182 строк, написана аллитерационным стихом. Названа по имени главного героя.
Беовульф по материнской линии принадлежит к королевскому дому гаутов, племени, жившего в южной части нынешней Швеции. Действие происходит в Дании, где на обиталище короля Хродгара Хеорот (Оленья палата) уже двенадцать лет нападает тролль Грендель, еженощно убивая всех, кого удается схватить. Услышав об этой беде, Беовульф с четырнадцатью дружинниками отплывает на корабле в Данию. Хродгар приветствует отряд гаутов и оставляет их на ночь в Хеороте. Появившийся Грендель встречает достойного противника: герой хватает его за руку мертвой хваткой. Смертельно раненному троллю удается уйти в свое логово на дне моря, оставив руку в железной ладони героя. Следующей ночью мать Гренделя в отместку похищает высокопоставленного датчанина, но Беовульф, проникнув в подводное обиталище, убивает ее. Вернувшись в страну гаутов, он рассказывает обо всем своему королю-дяде Хигелаку, и тот вознаграждает его обширным земельным наделом. После того как Хигелак, а затем и его сын Хардред гибнут в сражении, Беовульф становится королем и правит пятьдесят лет, пока не появляется дракон, мстящий за кражу из своей сокровищницы. Вдвоем с сородичем Виглафом он убивает дракона, но сам при этом получает смертельную рану. Поэма заканчивается сценой похорон героя и славословиями в его честь.

Хигелак, любимый дядя героя, – историческая личность: примерно в 520 он совершил пиратский набег на территорию Нидерландов, был разбит погиб в бою с франкским королем Теодорихом. В нескольких местах поэмы есть сведения об этом набеге, которые согласуются с историческими хрониками. Рассказы о датчанах и их врагах не столь информативны, но не потому, что поэт здесь менее правдив: он мог положиться на осведомленность слушателей – те хорошо знали Данию.

Беовульф весьма существенно отличается от обычных героических поэм и объемом, и сложностью. В английской традиции героические баллады редко содержали больше пятисот строк и описывали единственное событие (например, сражение) или ряд тесно связанных между собою событий. Для фабулы Беовульфа потребовались два контрастирующих ряда событий, и поэт весьма детально описал оба ряда, уделяя большое внимание культурному окружению (например, придворной жизни в Дании). Зачастую он оставляет в стороне и героя, и чудовищ, обращаясь к эпизодам, сведениям или аллюзиям, касающимся иных персонажей традиционных повествований. Такие отступления должны были как-то согласовать сражения с чудовищами с миром Северной Европы 6 в. В поэме говорится, что выдающаяся сила Беовульфа, равная силе тридцати обычных людей, была дана ему Богом, и из примечательного фрагмента (строки 2177–2189) явствует, что герой не стал бы использовать этот дар недостойным образом, но берег его для высоких свершений.


БЕРВИК, ШАРЛЬ КЛЕМАН (Bervic, Charles Clment) (1756–1822), французский гравер, мастер резцовой гравюры по металлу. Родился в Париже 23 мая 1756. Его настоящее имя – Жан Гийом Бальве. Учился у Жана Батиста Лепренса и Жана Жоржа Виля. В 1774 получил награду Академии за гравюру Маленький турок. За ней последовал принесший Бервику большую известность Портрет графа Сенака. Его главной работой считается Портрет Людовика XVI, выполненный с картины Антуана Франсуа Калло. Среди наиболее знаменитых произведений Бервика: Похищение Деяниры с картины Гвидо Рени, Воспитание Ахилла с картины Жана Батиста Реньо и Лаокоон – изображение знаменитой античной скульптурной группы. Умер Бервик в Париже 23 марта 1822.


БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1829–1918), русский социолог, экономист, публицист. Родился 28 апреля (10 мая) 1829 в Рязани. Окончил юридический факультет Казанского университета (1849). В 1860-е годы участвовал в народническом движении. В 1863 был арестован и отправлен в ссылку. Книга Берви-Флеровского Положение рабочего класса в России (1869) стала вехой в истории российской социологии. Книгу высоко оценивал К.Маркс. В 1870-е годы в работе Философия коммунизма Берви-Флеровский обосновывал необходимость утверждения в обществе социального равенства, базирующегося на общественной собственности, и совместимость этого идеала с принципами демократии. Философские воззрения Берви-Флеровского наиболее полно представлены в двух его книгах – Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина (1878) и Критика основных идей естествознания (1904).
Умер Берви-Флеровский в Юзовке 4 октября 1918.

БЕРГМАН, ИНГРИД (Bergman, Ingrid) (1915–1982), американская актриса шведского происхождения. Традиционному образу звезды Голливуда она впервые противопоставила располагающую своей естественностью внешность и непринужденную манеру игры. Среди наиболее запомнившихся ее работ выделяется фильм Касабланка (Casablanca, 1943), где ее партнером был Х.Богарт.
Родилась 29 августа 1915 в Стокгольме. Окончила школу при Королевском драматическом театре в 1933; дебют в кино состоялся в 1934. Сыграв в шведском фильме-мелодраме Интермеццо (Intermezzo, 1936) молодую девушку, влюбившуюся в женатого мужчину, Бергман была приглашена в Голливуд в 1939 для участия в римейке этой картины. Фильм Интермеццо, история одной любви сделал ее кинозвездой. Кроме Касабланки, ее лучшими фильмами 1940-х годов были По ком звонит колокол (For whom the bell tolls, 1943), Колокола церкви св. Марии (The bells of St. Mary's, 1946) и два удачных фильма А.Хичкока – Завороженный (Spellbound, 1945) и Дурная слава (Notorious, 1946). В 1944 Бергман получила своего первого «Оскара» за роль несчастной жены садиста в фильме Газовый свет (Gaslight).

В кино Бергман явила неповторимое сочетание ранимости, отзывчивости и духовной стойкости. При ее лучистой, здоровой красоте она была олицетворением самой женственности. В 1949 ее репутация у публики рухнула: будучи замужем за доктором П.Линдстромом, актриса завела роман с итальянским кинорежиссером Р.Росселлини. Это был конец ее карьеры в Голливуде, а фильмы, сделанные ею с Росселлини, подвергались бойкоту. В 1956 ярко сыгранная роль в фильме Анастасия (Anastasia) помогла ей восстановить свое положение, и она получила второго «Оскара». Третьего «Оскара» актриса удостоилась за роль второго плана в детективе Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient express, 1974). Последние работы Бергман стоят в ряду ее лучших ролей: немолодой пианистки в фильме Ингмара Бергмана Осенняя соната (Hstsonata, 1978) и премьер-министра Израиля Голды Меир в телефильме Женщина по имени Голда (1982). Умерла Ингрид Бергман в Лондоне 9 августа 1982.

БЕРГМАН, ЯЛЬМАР (Bergman, Hjalmar) (1883–1931), шведский писатель. Родился 10 сентября 1883 в Эребру. Окончив Упсальский университет, путешествовал по Европе. Жил в Италии, где и начал писать.
Заслуженное признание пришло к нему довольно поздно. Действие в романах Бергмана происходит преимущественно в Бергслагене (область в центральной Швеции), воображаемом городе Вадчёпинге, где развиваются события романов Маркурелл из Вадчёпинга (Markurells i Wadkping, 1919), Бабушка и Господь Бог (Farmor och Var Herre, 1921) и других его произведениий. На создание некоторых романов – в первую очередь Начальницы фру Ингеборг (Chefen fru Ingeborg, 1924) – Бергмана подвигло учение З.Фрейда. В драматургии Бергман был склонен к смелому эксперименту, что особенно проявилось в пьесе Господин Шлиман придет (Herr Sleeman kommer, 1917). Наибольшим успехом пользовались его пьесы Сброд (Patrasket, 1928) и Семья Сведенъелм (Swedenhielms, 1925). Умер Бергман в Берлине 1 января 1931.

БЕРГСОН, АНРИ (Bergson, Henri) (1859–1941), выдающийся французский философ 20 в., родился в Париже 18 октября 1859 в еврейской семье. Образование получил в Лицее Кондорсе в Париже, затем в 1878–1881 в Высшем педагогическом институте. Преподавал в различных лицеях в Арье и Клермон-Ферране. Известность и репутацию Бергсон приобретал постепенно, ведя скромную жизнь преподавателя в Лицее Генриха IV и занимаясь сочинением философских трактатов. В 1897 стал профессором философии Высшей педагогической школы, в 1900 – в Коллеж де Франс. Ушел в отставку в 1914. Его лекции о «творческой эволюции» в Коллеж де Франс перед Первой мировой войной пользовались большим успехом у студентов. Следуя рекомендациям Уильяма Джемса, лекции часто посещали приезжавшие в Париж американцы. Философия Бергсона, в некоторых отношениях близкая философии Джемса, носила метафизический характер и развивалась в традиции европейской спекулятивной философии; при этом она содержала новые идеи о природе жизни, эволюции, реальности и познания. Как мыслитель Бергсон достиг мировой известности. Кроме того, он был одним из крупнейших деятелей послевоенного движения за международное сотрудничество, а в 1927 стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Поздний период творчества Бергсона отмечен созданием философского шедевра Два источника морали и религии (Les Deux Sourses de la morale et de la religion, 1932).
Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Бергсону не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он предпочел провести последние дни жизни вместе со своим народом. Бергсон умер как истинный философ в Париже 4 января 1941.

Бергсон родился в тот самый год, когда был опубликован труд Дарвина Происхождение видов. В Европе тогда велись живые дискуссии о смысле эволюции. Бергсон рано осознал, какое значение имеет понятие эволюции для философии. В те годы превалировало механистическое мировоззрение, согласно которому все вещи должны были объясняться в терминах материи и движения. Пользовавшийся популярностью взгляд Канта о непостижимости последней реальности, позитивизм Конта и широко распространенный скептицизм в отношении религии и всего сверхъестественного, – все это соединилось в мировоззрение, которое делало безнадежным любое стремление постигнуть смысл бытия, выходящего за пределы материального мира. Однако Бергсон не принял ни узкого взгляда на мир, ни теории о границах познания, ни отрицания человеческой свободы. С его точки зрения, современные мыслители некритически восприняли новый феномен эволюции, втиснув его в рамки старого материалистического мировоззрения, и Бергсон поставил под сомнение справедливость традиционных предпосылок механицизма.

Механицисты объясняли эволюцию следующим образом: живые организмы развивают способность к изменчивости; некоторые из приобретенных черт позволяют им адаптироваться, выжить и передать по наследству полезные свойства. Окружающая среда соответственно «отбирает», каким организмам можно продолжать существование и в конечном итоге выделиться в отдельный вид, а какие организмы должны погибнуть. Согласно этой теории, вся история жизни на Земле, со всем разнообразием видов, родов и классов, должна быть понята исключительно с точки зрения физических условий ее протекания; по сути дела, сама живая материя, по мнению Г.Спенсера и других мыслителей, есть не что иное, как совокупность физических и химических элементов. В жизни не заключено никакой цели, а в самих организмах – никакой избирательности; эволюция не имеет направления; свобода невозможна, а человек есть просто высшее животное.

Хотя Бергсон не намеревался воскресить понятие о «конечных» (целевых) причинах, он видел в широкой картине естественной истории, ставшей более понятной благодаря открытию биологической эволюции, свидетельство фундаментального и важного фактора, не замеченного теми, кто был поглощен чисто физическим объяснением явлений. Неоспоримый факт эволюции – постоянное рождение нового. На сцене природы мы не увидим скучного однообразия, разыгрывания одной и той же пьесы. Здесь нет фиксированной схемы, повторяющейся механически. Природа есть творческий процесс и порыв к новым формам и функциям, и не только в индивидуальных существах (например, в человеке), но и в рамках целых видов. В живых существах заложено целенаправленное, творческое начало. Хотя существование живых существ обусловлено факторами окружающей среды, они обладают способностью к адаптации, а в их поведении выражается присущая им индивидуальность. В самой жизни, распространенной по всей земной поверхности, имеется elan vital, порыв к жизни, цели, творчеству и новым смыслам. Эти идеи были развиты в главной работе Бергсона Творческая эволюция (L'Evolution creatrice, 1907).

Однако прежде, чем взгляды Бергсона окончательно сформировались, ему пришлось подвергнуть сомнению множество предпосылок, которые разделяли современные ему философы. Все еще оставалось в силе старое представление о причине и следствии, хотя за сто лет до этого ему был брошен вызов в трудах Юма. Согласно этому взгляду, все, что содержится в следствии, существует ранее в причине. Аксиомой считалась идея, что ничто не возникает из ничего, и поэтому не может появиться ничего действительно нового. Однако уже по самому понятию эволюции в реальности происходит нечто прямо противоположное. Поэтому Бергсон подверг сомнению применимость к явлениям жизни традиционного принципа причинности.

Еще более глубокой и революционной была идея Бергсона о самой природе существования. Начиная с греков целью большинства философов было определение всех вещей в терминах бытия – постоянно пребывающего, вечного, неизменного. Но изучение эволюции показало, что фундаментальной реальностью следует считать сам поток (у греческих философов – «становление»). Редуцировав постоянный процесс изменения к системе фиксированных материальных элементов, наука подчинила природу предвзятой и искусственной схеме «механического повторения». Значительным вкладом Бергсона в философию была новая концепция существования как изменения во времени, длительности, свободного, творческого движения жизни.

Для Бергсона предмет физической науки и предмет науки о жизни существенно отличаются друг от друга. Поскольку человек сам является живым существом, именно в самом себе он может наилучшим образом увидеть различие двух способов существования. В своей первой работе Опыт о непосредственных данных сознания (Essai sur les donnйes immediates de la conscience, 1889) Бергсон объясняет различие между сознанием и протяжением. Физическая наука (например, если взять представления Декарта) есть познание бытия как пространственного протяжения, в котором мы можем определить отношения частей мира друг к другу – в геометрическом смысле и в соответствии с фиксированными причинными законами. Материя – которая вполне реальна – лучше всего описывается физикой. Однако жизнь отличается от материи, и человек сознает это непосредственно, в самом себе. «Сознание есть неделимый процесс», его «части взаимно пронизывают друг друга». Во всем присутствует целое. Сам человек – существо, обладающее памятью, и поэтому он не находится во власти действующей в данный момент силы или сиюминутного импульса. Прошлое не предопределяет здесь настоящее, ибо человек самопроизвольно меняется в настоящем и потому свободен. Человеческий опыт Бергсон считал применимым ко всему живому. Материалистическая схема приложима ко всему, что имеет протяжение в пространстве; однако имеется и другой важный аспект существования – длительность. Задачей философии является постижение времени, как оно протекает в процессе жизни. Эти идеи были развиты в работе Материя и память (Matiere et memoire: Essai sur la relation du corps a l'esprit, 1896).

Еще одним оригинальным вкладом Бергсона в философию была его концепция познания. Интеллектуальные способности человека представляют собой успешную адаптацию к миру в той степени, в какой мир является упорядоченной, законосообразной системой причин и следствий. Интеллект – это инструмент, помогающий нам справиться с реальностью, и он сформировался, потому что был полезен для успешной деятельности. Многочисленные достижения науки, благодаря которым природа была поставлена на службу человечеству, свидетельствуют об этой практической функции разума. Но в ходе эволюционного процесса развилась и другая способность, содействующая успешной адаптации. Важнейшую роль в царстве животных выполняет инстинкт. Это также полезное знание, но оно существенно отличается как процесс от процедур интеллектуального рассуждения. Инстинкт позволяет постичь важные для жизни вещи безо всякого научения или интеллектуальных операций. Инстинктивный разум является необходимым дополнением к научному познанию. Он позволяет человеку жить, понимая других людей и жизнь в целом. Способность инстинктивного постижения присуща всем людям, поскольку она есть всего лишь проявление на новом уровне того, что было достигнуто ранее в эволюционной истории живых существ. Бергсон называет эту способность и знание, которое удается получить с ее помощью, «интуицией».

Идеи Бергсона существенным образом повлияли на духовную жизнь 20 в. Социология в достаточной мере продемонстрировала, что деятельность человека, его верования и принципы формируются в обществе, предписания которого способствуют его выживанию и сплочению людей в общественное целое. Этот источник морали и религии полностью признавался Бергсоном, однако он подчеркивал, что имеется и другой источник. Существуют мораль и религия вдохновения, исповедуя которые человек становится свободным и творческим существом. Не отрицая важности социологического знания, философ настаивал на значимости фактора индивидуальной интуиции и симпатии в моральной и религиозной жизни человека.

Бергсона часто обвиняли в иррационализме и в том, что он борется с научным мировоззрением. Действительно, многие люди использовали его идеи для оправдания своего негативного отношения к науке. Однако эти обвинения не могут быть предъявлены самому Бергсону, отличавшемуся гибким умом и сдержанностью в оценках. Бергсон обладал острым, ясным интеллектом и хорошо понимал значение науки. В то же время ему хотелось, чтобы люди смогли по-новому взглянуть на жизнь и ее смысл, и он обратил внимание на те аспекты опыта, которые игнорировались научной мыслью. Его работы способствовали обретению биологией статуса независимой и автономной науки. В них также было выражено характерное для современного человека убеждение в реальности, а не иллюзорности свободы. Книги Бергсона заставили многих людей задуматься о смысле времени и творческих возможностях, заключенных в жизни. К его философии стали относиться с большим вниманием после того, как стала известна теория относительности Эйнштейна, давшая новую трактовку времени. Чрезвычайно сильно философия Бергсона повлияла на поэзию и литературу. Представление о времени как переживании тонко выражено Марселем Прустом в цикле романов В поисках утраченного времени. Что касается собственно философии, то идеи Анри Бергсона получили развитие в трудах У.Джемса, Дж.Сантаяны и А.Н.Уайтхеда.

БЕРДЖЕСС, ЭНТОНИ (Burgess, Anthony) (1917–1993), английский романист, эссеист и переводчик. Родился 25 февраля 1917 в Манчестере. Учился в Манчестерском университете, который окончил в 1940. После шести лет армейской службы работал учителем, серьезно подумывал о музыкальной карьере.
Герои книг Берджесса – вышедшие из церкви католики, неудавшиеся поэты и музыканты, горе-учителя, лингвисты, которые проще себя чувствуют в мире слов, нежели в реальном мире, и прочие незадачливые интеллектуалы. Действие его романов часто разворачивается в экзотических странах вроде Малайи – На исходе долгого дня (The Long Day Wanes, 1964), России – Мед для медведя (Honey for the Bear, 1963) или Гибралтара – Зримые укрепления (A Vision of Battlements, 1965); в обществе будущего – Заводной апельсин (A Clockwork Orange, 1962) или в прошлом, например в елизаветинской Англии – Совсем не солнце (Nothing Like the Sun, 1964), наполеоновской Франции – Симфония Наполеона (Napoleon Symphony, 1974) либо в Римской империи в годы раннего христианства – Царство сатаны (The Kingdom of the Wicked, 1985). Книгу Дань признательности пишущей машинке (Homage to Qwert Yulop, 1986) составили газетные и журнальные очерки; Маленький Уилсон и Большой Бог (Little Wilson and Big God, 1987) – первая книга из задуманной Берджессом автобиографии. Среди прочих произведений – Любая железяка (Any Old Iron, 1989) и Мертвец в Депфорде (A Dead Man in Deptford, 1993).

Ярче всего талант Берджесса проявился в изумительном владении языком. Свое преклонение перед Джойсом Берджесс демонстрирует в книгах Что касается Джойса (Re Joyce, 1965), Прививка Джойсом: введение в язык Джеймса Джойса (Joysprick: An Introduction to the Language of James Joyce, 1973) и в собственной беллетристике. В Заводном апельсине писатель вводит в текст русские слова, в романе о Шекспире Совсем не солнце стилизует язык елизаветинцев. Герой романа Доктор болен (The Doctor Is Sick, 1960), лингвист по образованию, пленен, как он сам это называет, прибегая к аллитерации, «слиянием словес», а в романе Земные силы (Earthy Powers, 1980) сюжет и героев теснят размышления о лингвистике, Джойсе и литературе.

Умер Берджесс в Лондоне 25 ноября 1993.

русский философ и публицист. Родился 6 (18) марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском (1901) признание марксистского историзма соседствует с критической оценкой «материализма». Участие Бердяева в сборнике Проблемы идеализма (1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904–1905 он редактирует религиозно-философские журналы «Новый путь» и «Вопросы жизни». Происходит его сближение с Д.С.Мережковским, впрочем, оказавшееся непродолжительным. В идеях последнего он в конечном счете увидит проявление «декадентства» и «религиозного сектантства». В автобиографии Самопознание, написанной в конце жизни, он скажет о духовной атмосфере, царившей в кругу идеологов «серебряного века», что это было «возбуждение», лишенное «настоящей радости». Вполне последовательная религиозно-метафизическая ориентация Бердяева нашла отражение в его работах Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные и Новое религиозное сознание и общественность (обе – 1907), а также в известной статье в сборнике «Вехи».
В годы после первой русской революции Бердяев постоянно критикует различные варианты российского радикализма, как «левого», так и «правого» толка (сборник Духовный кризис интеллигенции, статьи Черная анархия, Казнь и убийство и др.). Эпохальными, с точки зрения определения собственной философской позиции, стали для Бердяева его книги: Философия свободы (1911) и Смысл творчества (1916). Во время Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые ему представлялись «крайностями» патриотизма (он спорил по этому поводу, в частности, с В.В.Розановым, С.Н.Булгаковым, В.Ф.Эрном), был далек и от настроений антигосударственных и тем более антироссийских. Итогом его размышлений этих лет стала книга Судьба России (1918, переиздана – М., 1990). Отношение к Февральской революции у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и «вступление в великую неизвестность» послереволюционного будущего воспринималось как чреватое хаосом, падением в «пучину насилия». Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в размышлениях Бердяева выходит тема роковой опасности революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, «низвержению расы лучших», уничтожению культурной традиции (статья Демократия и иерархия, книга Философия неравенства и др.). Последовательное неприятие большевизма не помешало Бердяеву проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с публичными лекциями, преподавал в унивеситете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.

Европейскую известность принесла философу его книга Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы (Берлин, 1924). Осмысляя трагический опыт русских революций и тенденции европейского развития, Бердяев провозглашает в этой работе завершение «безрелигиозной», «гуманистической эпохи» и вступление человечества в «сакральную» эпоху «нового средневековья», характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по Бердяеву, позиции безрелигиозные уже не играют существенной роли. Любая значимая идея неизбежно принимает религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: «коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья». С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала «Путь» – ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. В «Пути» публиковали свои сочинения и видные представители европейской религиозной философии (Ж.Маритен, П.Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев был активным участником европейского философского процесса, постоянно поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Среди наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода – О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: Самопознание. Опыт философской автобиографии, Царство Духа и царство Кесаря, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого и др. В 1947 Бердяеву была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете. Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта 1948.

Своеобразие философии, по Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий, представляет собой не столько «знание-дискурс», сколько «знание-созерцание», говорящее на языке символов и мифов. В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье «царство» радикально, онтологически противостоит «царству природы»; объективация – бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не способного (культура – «великая неудача») выйти из пределов «царства природы»; трансцендирование – творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг, «рабских» оков природно-исторического бытия; экзистенциальное время – духовно-творческий опыт личной и исторической жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание «царства духа», смысл его противостояния «царству природы». Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте религиозном и моральном («парадоксальная этика»), в духовном опыте личности, в ее исторической и общественной активности.

Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен, которая «коренится в Ничто извечно». Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве – «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории – это не только человеческая, но и божественная трагедия.

В неспособности воспринять глубочайший и универсальный трагизм христианства Бердяев был склонен усматривать коренной недостаток традиционных теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и в особенности Беме. Основное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по Бердяеву, в русле онтологического монизма, утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и уже потому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. «Нужно выбирать между двумя философиями – философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием... Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности» (О рабстве и свободе человека, 1939). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному философскому «онтологизму» и, в частности, к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера.

Сочинения Н.А.Бердяева, не указанные в статье: Сочинения, тт. 1–4. Париж, 1983–1991; Философия свободного духа. М., 1994; Истина и откровение. СПб, 1996

БЕРЕНС, ПЕТЕР (Behrens, Peter) (1868–1940), немецкий архитектор и дизайнер. Родился 14 апреля 1868 в Гамбурге. С 1886 по 1889 учился в Художественной школе в Карлсруэ и в Дюссельдорфе. Беренс известен прежде всего как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких, как стекло и сталь. Пользовался большим влиянием и авторитетом в Германии и Европе. Наряду с Альфредом Месселем, автором проекта знаменитого универмага «Вертхейм» в Берлине (1897), ему принадлежит ведущая роль в создании концепции современной архитектуры Германии. Кроме промышленных построек, таких, как турбинный завод компании «АЭГ» в Берлине (1909–1912), заводы в Оберхаузене (1921–1925) и Хёхсте (1925–1926), Беренс спроектировал ряд жилых комплексов для рабочих и несколько вилл. Он принимал участие в работе Немецкого производственного союза (Веркбунда) и мюнхенского Сецессиона; был одним из создателей современного промышленного дизайна, разработал для фирмы «АЭГ» стиль оформления ее продукции, упаковки, рекламы. Беренс руководил Художественно-промышленной школой в Дюссельдорфе, а в 1922–1936 – школой архитектуры Академии изобразительных искусств в Вене, оказал большое влияние на авангардные направления в искусстве Германии и Австрии. Он подготовил путь к рационализации способов строительства. Разработанные Беренсом теоретические принципы проектирования нашли воплощение в его архитектурной и педагогической практике и получили продолжение в творчестве его учеников. В его мастерской работали Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, создатель немецкого Баухауза, а с 1938 – профессор архитектуры Гарвардского университета. У Беренса также некоторое время учился Ле Корбюзье. Умер Беренс в Берлине 27 февраля 1940.

БЕРИНГ, ВИТУС ЙОНАССЕН (Bering, Vitus Jonassen) (1681–1741), датский мореплаватель и исследователь. Родился 19 декабря 1681 в Хорсенсе (Дания). Учился в морском кадетском корпусе. Плавал по Балтийскому морю и Атлантике. Был приглашен по поручению Петра I на службу в Россию. Участвовал в русско-турецкой войне 1710–1713, в Северой войне. В 1725 получил задание от правительства выяснить, не соединяется ли Азия с Северной Америкой. После трехлетней подготовки проплыл от Камчатки на север до 67°18', откуда не было видно суши ни на севере, ни на востоке. Доказав, что Азия и Америка разделены проливом (впоследствии названным Беринговым), Беринг в мае 1730 вернулся в Санкт-Петербург, предоставил отчет и предложил провести обследование северного побережья России и снарядить экспедицию в Америку и Японию. Великая Северная экспедиция началась в 1733 и продолжалась до 1743. В ее ходе было картировано побережье Северного Ледовитого океана, а также открыты Аляска, Алеутские о-ва и др. В 1741 Беринг вновь отправился в плавание на восток и достиг побережья Аляски к северу от мыса Св. Ильи. На обратном пути во время вынужденной зимовки Беринг умер 19 декабря 1741 на острове, расположенном к востоку от Камчатки и входящем в группу Командорских островов (ныне о-в Беринга).

БЕРИЯ, ЛАВРЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ (1899–1953), один из советских партийно-государственных руководителей и организаторов репрессий. Родился 17 (29) марта 1899 в семье крестьянина-бедняка в селе Мерхеули в Абхазии. Учился в Сухумском начальном училище, которое окончил с отличием, в Бакинском механико-строительном техническом училище (окончил в 1919, по специальности архитектор-строитель), затем в 1920–1922 учился на первом и втором курсах Бакинского политехнического института. Невестка А.И.Микояна и дочь известного грузинского большевика А.Г.Геуркова Нами Микоян вспоминала, что молодой Берия «рос на руках матери, которая зарабатывала шитьем. В школе учился очень хорошо. Потом на деньги села, как лучший ученик, гордость односельчан, поехал учиться в Сухуми. По-видимому, им всегда двигало тщеславное желание выдвинуться, стать первым любой ценой. Но откуда у него было чувство красоты и хороший вкус, проявившийся в стиле жизни, в сдержанной элегантности комфорта?»
Одновременно с учебой в училище работал практикантом главной конторы нефтяной компании Нобеля, начал участвовать в политической деятельности. В марте 1917 примкнул к партии большевиков. В июне – декабре 1917 в качестве техника гидротехнического отряда выезжал на Румынский фронт, затем вернулся в Азербайджан, был зачислен в сотрудники секретариата Бакинского Совета рабочих депутатов. Остался в Баку, когда в середине 1918 город оккупировали турецкие войска, работал конторщиком на заводе «Каспийское товарищество Белый Город», выполнял различные поручения оказавшихся в подполье (с конца 1918 по весну 1920 у власти в Азербайджане находилась партия «Мусават») большевиков.

Осенью 1919 поступил на службу в контрразведку при Комитете государственной обороны Азербайджанской республики. Впоследствии этот период жизни Берии вызывал много кривотолков. Говорили, что он сознательно работал на азербайджанских националистов и даже был агентом англичан. Но в биографических анкетах своей работы в буржуазной контрразведке Берия не скрывал, в письме к Г.К.Орджоникидзе в 1933 писал, что «в мусаватскую разведку… был послан партией и что вопрос этот разбирался в ЦК Азербайджанской КП(б) в 1920 году», что ЦК АКП(б) «совершенно реабилитировал» его, т.к. «факт работы в контрразведке с ведома партии был подтвержден заявлениями тт. Мирза Давуд Гусейнова, Касум Измайлова и др.».

В апреле 1920 был направлен на нелегальную работу в меньшевистскую Грузию в качестве уполномоченного Кавказского крайкома РКП(б). Почти сразу в Тифлисе был арестован, освобожден с предписанием в трехдневный срок покинуть Грузию. Под фамилией Лакербая работал в полпредстве РСФСР в Грузии (полпредом был тогда С.М.Киров), в мае 1920 вновь арестован, заключен в кутаисскую тюрьму, затем выслан в Азербайджан. С августа 1920 управляющий делами ЦК Азербайджанской КП(б), ответственный секретарь Чрезвычайной комиссии по экспроприации буржуазии и улучшению быта рабочих.

С апреля 1921 заместитель начальника секретно-оперативного отделения Азербайджанской ЧК, с мая того же года – начальник секретно-оперативной части, заместитель председателя Азербайджанской ЧК, с ноября 1922 – начальник секретно-оперативной части, заместитель председателя Грузинской ЧК. С марта 1926 заместитель полпреда ОГПУ в ЗСФСР, заместитель председателя Закавказской ГПУ, с декабря того же года – председатель ГПУ Грузинской ССР. Одновременно с апреля 1927 нарком внутренних дел Грузинской ССР. Н.С.Хрущев вспоминал, как цинично действовал Берия, стремясь занять пост первого чекиста в Грузии: напоил тогдашнего руководителя ГПУ С.Ф.Реденса, мужа родной сестры жены Сталина, затем бросил пьяным на улице, его подобрала милиция, вышел скандал, в результате Реденса отозвали в Москву. С апреля 1931 председатель Закавказского ГПУ. Все крупные операции закавказских чекистов (уничтожение грузинских меньшевиков и националистов, ликвидация местного зажиточного крестьянства и др.) проводились с санкции и под непосредственным руководством Берии.

С октября 1931 второй секретарь Закавказского крайкома ВКП(б). Судя по обнародованным в середине 1950-х годов документам, это назначение состоялось по настоянию Сталина и вопреки желанию тогдашнего руководителя закавказских большевиков М.Орахелашвили. С октября 1932 – первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б). В 1933 выступил с докладом (его подлинным автором был расстрелянный в 1937 директор грузинского Института истории партии Е.А.Бедия) «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье», в котором фальсифицировалась история революционного движения в Закавказье, а роль Сталина всячески преувеличивалась. Доклад понравился вождю и был издан массовым тиражом отдельной книгой, рекомендованной к изучению в сети партийного просвещения. Сближению со Сталиным способствовало также регулярное общение в дни приездов последнего в Абхазию и Сочи на отдых. Свою преданность вождю Берия продемонстрировал осенью 1933 во время прогулки на катере по озеру Рица, когда заслонил Сталина от выстрелов по катеру не разобравшейся в ситуации береговой охраны.

В середине 1930-х годов руководил проведением массовых репрессий среди партийного и советского аппарата, интеллигенции Закавказья. Имеются многочисленные свидетельства о его личном участии в допросах и избиениях арестованных. Так, известному грузинскому композитору и дирижеру Е.С.Микеладзе он собственноручно проколол уши.

С августа 1938 первый заместитель наркома внутренних дел СССР, начальник Главного управления государственной безопасности, с ноября – нарком внутренних дел СССР. С марта 1939 кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). Сменив на посту наркома внутренних дел Н.И.Ежова, начал чистку кадров в НКВД СССР (было уволено более 7 тыс. человек или каждый пятый работник), поставил на ключевые должности своих давних соратников и подчиненных по Закавказью В.Н.Меркулова, В.Г.Деканозова, Б.З.Кобулова, Л.Ф.Цанаву. С.С.Мамулова и др. Количество арестов было сокращено, в ноябре 1939 издан приказ «О недостатках в следственной работе органов НКВД» с требованием соблюдать уголовно-процессуальные нормы. Но при этом права Особого совещания при НКВД СССР, которое выносило внесудебные приговоры, расширились, официально было подтверждено право следователей пытать «явных и неразоружившихся врагов народа». В 1939–1940 осуществлена массовая депортация из западных областей Белоруссии и Украины, Прибалтийских республик, расстреляны в Катыни под Смоленском пленные польские офицеры.

После разделения в феврале 1941 НКВД СССР на наркоматы государственной безопасности и внутренних дел остался во главе второго и, одновременно, был назначен заместителем председателя СНК СССР, курировавшим лесную и нефтяную промышленность, цветную металлургию, речной флот. В период Великой Отечественной войны член (с мая 1944 заместитель председателя) Государственного комитета обороны (ГКО), отвечавший за производство вооружений и боеприпасов. Руководил в 1943–1944 проведением операций по выселению чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев, калмыков, крымских татар, месхетинских турок, курдов и некоторых других национальностей.

Освобожден от должности наркома внутренних дел СССР в декабре 1945. К этому моменту основное время уделял вопросу о создании атомной бомбы. Еще в декабре 1944 постановлением ГКО ему было поручено «наблюдение за развитием работ по урану». С августа 1945 председатель специального комитета по «руководству всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана». С марта 1946 член Политбюро ЦК ВКП(б). Как куратор советского военно-промышленного комплекса и атомного проекта проявил себя требовательным и умелым организатором, способным справиться с любой поставленной задачей. По воспоминаниям руководителя атомной промышленности Е.П.Славского, «Берия не разбирался в научных и инженерных проблемах, поэтому к мнению специалистов всегда прислушивался. В организации и выполнении задач, в мобилизации людей и ресурсов он, пользуясь огромной властью, помогал проводить решения в жизнь». На строительстве многочисленных оборонных и урановых объектов были задействованы миллионы людей, в большинстве своем заключенных ГУЛАГа.

После смерти Сталина в марте 1953 был назначен первым заместителем председателя Совета министров СССР и министром внутренних дел СССР (новое министерство объединило бывшие ведомства внутренних дел и государственной безопасности). Вернувшись к руководству карательными органами, провел серьезные реформы. А.И.Микоян вспоминал: когда Берия «выступил на Красной площади над гробом товарища Сталина, то после его речи я сказал: в твоей речи есть место, чтобы гарантировать каждому гражданину права и свободы, предусмотренные конституцией. Это в речи простого оратора не пустая фраза, а в речи министра внутренних дел – это программа действий, ты должен ее выполнять. Он мне ответил: я и выполняю ее». По инициативе Берии была объявлена амнистия значительному числу заключенных, смягчился паспортный режим, система ГУЛАГ передана в ведение министерства юстиции, началась реабилитация жертв репрессий. При этом пересматривались дела второй половины 1940-х – начала 1950-х годов (убийство С.М.Михоэлса, дело «врачей-вредителей», мингрельское дело, дело Главного артиллерийского управления и др.), в фальсификации которых Берия не участвовал, поскольку не возглавлял тогда карательные органы. Во внешней политике предложил рассмотреть вопрос об объединении Германии, выступал за смягчение контроля Москвы над другими социалистическими режимами.

Активность Берии и его растущий авторитет испугали членов Президиума ЦК КПСС. Они тайно сговорились отстранить его от власти. На заседании Президиума ЦК КПСС 26 июня 1953 Берия был арестован группой специально вызванных для этого военных во главе с маршалом Г.К.Жуковым. На спешно созванном в начале июля того же года пленуме ЦК КПСС Берия был выведен из состава ЦК КПСС и исключен из партии как «враг коммунистической партии и советского народа». Приговорен по сфальсифицированному обвинению Специальным судебным присутствием Верховного Суда СССР под председательством маршала И.С.Конева 23 декабря 1953 к высшей мере наказания. В тот же день был расстрелян.

«Дело» Берии усилиями партийной пропаганды, обвинившей его во всех грехах и злоупотреблениях предшествующей эпохи, получило широкий отклик. Сам он в общественном сознании превратился в символ зла, тирании и государственного насилия.

Не реабилитирован.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241







 


 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net