|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
БАХОФЕН, ИОГАНН ЯКОБ (Bachofen, Johann Jakob) (1815–1887), швейцарский
правовед и историк, родился в Базеле (Швейцария) 22 декабря 1815.
Был назначен профессором римского права Базельского университета
в 1841, однако оставил должность в 1844, чтобы стать судьей апелляционного
суда.
Бахофен занимался главным образом исследованиями римского права
и классической мифологии. В ходе этих исследований он обнаружил
ссылки на случаи установления родства по материнским линиям, несмотря
на господство в античном мире патриархата. Эти факты и примеры такого
же рода среди некоторых современных первобытных народов заставили
Бахофена заключить, что матриархат предшествовал патриархату в социальном
развитии человечества. Господство женщин возникло, по его гипотезе,
из еще более ранней стадии промискуитета («гетеризма»). Важные факторы
этого развития – присущая женщинам религиозность и культ женского
божества. Бахофен полагал, что первоначальная общественная структура
была отражением религиозных взглядов. Cхема эволюции общества, изложенная
им в 1861 в труде Материнское право (Das Mutterrecht), стала впоследствии
частью марксистского учения.
Среди других важных работ Бахофена – Символика древних гробниц
(Versuch ber die Grbersymbolik der Alten, 1859) и Антикварные письма,
в особенности о древнейших понятиях родства (Antiquarische Briefe,
vornehmlich zur Kenntniss der altesten Verwandschaftsbegriffe, 1881–1886).
Умер Бахофен в Базеле 25 ноября 1887.
БАХТИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1895–1973), русский философ, филолог,
историк культуры. Родился 4 (16) ноября 1895 в Орле. Учился на историко-филолологическом
(классическое отделение) и философском факультетах в Новороссийском
(Одесса), затем – в Петербургском университете. После революции
1917 до 1924 жил в Невеле и Витебске. К этому времени относятся
опубликованные посмертно философские работы Автор и герой в эстетической
деятельности и К философии поступка (оба текста сохранились в архиве
не полностью, названия даны публикаторами). Свою философскую позицию
Бахтин соотносил с немецкой школой марбургского неокантианства Г.Когена,
австрийской феноменологической традицией Э.Гуссерля и, наконец,
с русским символизмом. С 1924 по 1929 Бахтин жил в Ленинграде. В
этот период были созданы книги, вышедшие под чужими фамилиями, но
очевидно содержащие существенный вклад Бахтина или (как полагают)
написанные под его диктовку: Волошинов В.Н. Фрейдизм: Критический
очерк (1927); Он же. Марксизм и философия языка (1929); Медведев
П.Н. Формальный метод в литературоведении (1928) и др. Под своим
именем Бахтин издал литературоведческое исследование Проблемы творчества
Достоевского (1929). Книга вышла в момент, когда автор находился
под следствием по делу организации «Воскресение» – кружка петербургских
интеллигентов, регулярно обсуждавших на своих собраниях вопросы
религии, философии, культуры, политики и навлекших этим на себя
подозрения властей в заговорщической деятельности. В июле 1929 Бахтину
был вынесен приговор – пять лет строго режима, но по состоянию здоровья
(он страдал хроническим остеомиелитом, который привел в 1938 к ампутации
ноги) и благодаря ходатайствам друзей концлагерь был заменен ссылкой
в Казахстан (г.Кустанай). В 1936 Бахтин устроился на работу в Мордовский
педагогический институт (г.Саранск), с 1937 до окончания войны работал
школьным учителем в г.Кимры. В 1945 Бахтин был приглашен в Мордовский
пединститут, и работал там до выхода на пенсию в 1961 в должности
заведующего литературоведческими кафедрами.
В 1930–1940-е годы Бахтин написал цикл статей о своеобразии жанра
романа и два связанных с этим циклом исследования: о Гёте и о Рабле.
Работу о Рабле в переработанном виде защитил в качестве кандидатской
диссертации в 1946 в ИМЛИ. В конце 1960-х годов Бахтин переехал
сначала в Подмосковье, а затем в Москву. Благодаря ряду публикаций
имя Бахтина возвращается из забвения. В 1960–1970-е годы вышли второе
переработанное и дополненное издание книги Проблемы поэтики Достоевского
(1963); первое издание книги Творчество Франсуа Рабле и народная
культура средневековья и Ренессанса. Сборник Вопросы литературы
и эстетики, посвященный в основном теории романа, вышел в 1975 уже
посмертно, в 1979 усилиями наследников архива вышел сборник Эстетика
словесного творчества, содержащий статьи и заметки 1950–1970-х годов,
а также первую публикацию ранней философской работы Автор и герой
в эстетической деятельности. Другая ранняя философская работа Бахтина
К философии поступка впервые была опубликована в ежегоднике «Философия
и социология науки и техники» за 1984–1985 (1986). В 1996 вышел
5-й том 7-томного собрания сочинений, а в 2000 – 2-й том. Интерес
к наследию Бахтина, пробудившийся в России и за рубежом в 1960-е
годы, возобновился в 1990-е годы, и сейчас Бахтин остается одним
из самых влиятельных и читаемых русских мыслителей.
Две ранние философские работы Бахтина посвящены проблеме отношений
искусства и действительности как нравственной реальности, т.е. области
человеческого поступка. Бахтин предложил рассматривать категории
«автора» и «героя» не только как литературные, но как укорененные
в жизни понятия. Всякий человек, с точки зрения Бахтина, является
«автором» по отношению к другим людям, а те, в свою очередь, являются
по отношению к нему «героями». Подобная постановка проблемы не только
открывала подлинно-жизненные, «невыдуманные» основания литературы,
но и обнаруживала эстетические основания межчеловеческих отношений.
Исходным пунктом бахтинской философской рефлексии является восприятие
другого человека как говорящего (как слово) и как выглядящего, имеющего
наружность (как тело) или, иначе говоря, граница внешнего и внутреннего
в человеке. Особый интерес в этом отношении для Бахтина представлял
Ф.М.Достоевский. Но исследование о Достоевском было написано уже
совсем в другую эпоху. Бахтин вынужден был существенно философски
«облегчить» свою книгу 1929 и писал в ней только о поэтике. Но даже
в этих условиях ему удалось сказать новое слово о творчестве Достоевского.
Бахтин определяет тип романа Достоевского как роман идей, но не
в традиционном смысле столкновения различных идеологий, закрепленных
за тем или иным героем, а в смысле взаимопроникновения «голосов»
разных героев. Идея понимается им как авторитетный голос другого,
который может овладевать сознанием героя. Бахтин называет роман
Достоевского «полифоническим», многоголосым, потому что автор предоставляет
героям в пределах своего замысла предельную свободу высказывания
и обмена высказываниями, почти не вмешиваясь и не отвечая за них.
Голос героя в любой момент проницаем для чужих голосов. Герой Достоевского
оказывается все время не равен себе, его речь отражает речь других
и отражается речью других. Сложные пересечения голосов героев, «речевая
интерференция», с точки зрения Бахтина, не могут быть описаны в
пределах лингвистики, и исследователь выступает с проектом новой
гуманитарной дисциплины – металингвистики. Книга о Достоевском,
по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое
слово», «слово с лазейкой» – эти понятия из книги о Достоевском
описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен
и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее
себе – оттого и речь его «нескончаема».
Работы 1930-х годов о романе развивают идеи ранних собственно философских
работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но интересы его существенно
меняются: если в работах 1920-х годов преобладал интерес к философско-эстетическим
аспектам речи, то теперь в центре внимания исследователя оказывается
вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как
и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое
бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е.
речь идет об особого рода рефлексии на литературном материале от
античности до современности. Ключевой книгой оказывается Творчество
Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса (1965).
Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного
коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность
(различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности,
причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность
(продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность
духовной жизни человечества раскрывает себя в романе – жанре, вбирающем
в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую)
односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время»
и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной
перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных
и катастрофических ситуациях.
Умер Бахтин в Москве 7 марта 1973.
Основные сочинения Бахтина в наиболее поздних изданиях: К философии
поступка. – В кн.: Философия и социология науки и техники. М., 1986;
Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979; Собрание сочинений, т.
1–7. Т. 5: Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М., 1996; т. 2,
М., 2001; Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
и ренессанса. М., 1965; Тетралогия. М., 1998; Эстетика словесного
творчества. М., 1986.
БАХУШРУТИЯ (санскр. – «те, кто много слушал», «эрудиты»), одна из
школ традиционного буддизма группы махасангхика, возникшая в середине
3 в. до н.э. в результате раскола школы гокулика. Основателем считается
Яджнявалкья, который призывал своих адептов донести истину буддийского
учения до всех буддистов – как монахов, так и мирян (согласно легендам,
он погрузился в медитацию еще во времена Будды, пребывал в ней два
столетия, а затем вышел из нее и подверг критике трактовку Трипитаки
у махасангхиков за поверхностность). Канон текстов бахушрутиев,
как и тхеравадинов, состоял только из основных компонентов Трипитаки
– Виная-питаки, Сутра-питаки и Абхидхарма-питаки. Расцвет бахушрутии
приходится на середину 3 в. н.э. – время творчества ее основного
теоретика, выходца из Центральной Азии учителя Харивармана, чье
главное сочинение Сатьясидхишастра (Наука достижения истины) или
Таттвасиддхи (Достижение истины) также было канонизировано (скорее
всего – вошло в состав их корпуса Абхидхармических текстов). Влиянием
школы был охвачен ряд регионов – низовье р.Кришна (Южная Индия),
Андхра (Юго-Восточная Индия) и Пешавар (в совр. Пакистане). Бахушрутия
развернула активную миссионерскую деятельность. В 1–4 вв. н.э. ее
монастыри появляются по всему Индостану – от крайнего севера до
крайнего юга – в Таксиле, Пешаваре, Тахти-Бахлоле, Нагарджуниконде.
Некоторые индологи относят к этой школе великого поэта Ашвагхошу.
Просуществовала бахушрутия, как и большинство других школ традиционного
буддизма, до 7 в.
Основное нововведение бахушрутиев в буддийскую доктрину, вызвавшее
протест со стороны традиционалистов-стхавиравадинов, – провозглашение
«трансцендентности» (локоттара) самих ее ключевых пунктов: учения
о преходящем характере всего сущего (анитья), его страдательности
(духкха) и бессубстанциальности (антама), а также двух понятий,
постепенно поднимавшихся буддистами до статуса Абсолюта, – нирваны
и шуньяты («пустотность»). В определенном смысле бахушрутии признавали
«трансцендентность» и самой буддийской общины, остальное в буддийском
учении считали лишь «земным» (лаукика). Одним из важных предметов
обсуждения в сочинении Харивармана был вопрос о том, существуют
ли дхармы прошедшего и будущего времени в том же смысле, что и дхармы
настоящего времени, – проблема, ставшая центральной в доктрине школы
сарвастивады. Среди других выделяются вопросы о концентрации сознания
и нирване, о природе познания и «пустотности», а также о двух уровнях
истины – конвенциональном и абсолютном. Деление истины применялась
бахушрутиями к трактовке самой проповеди Будды, в которой они различали
относительную истину (самвритисатья) и «благородную истину» (арьясатья).
Бахушрутии пытались занять срединную позицию между точками зрения
махищасаков, считавших Будду одной из составляющих общины, которой
на этом основании следует приносить пожертвования, и дхармагуптаков,
подчеркивавших его непричастность ей и потому настаивавших на бесполезности
пожертвований общине.
Праджняптивада – направление, специально разрабатывавшее вопрос
о делении истины. В учении Будды некоторые предметы суть лишь простые
названия (праджняпти), другие относятся к сфере абсолютной истины
(парамартхасатья), третьи – к истинам относительным (самвритисатья),
четвертые означают последствия определенных причин (хетупхала).
Бахушрутии не остановились на делении истины, но сделали дальнейший
логический ход, иерархизировав саму реальность вещей. Так, обычные
эмпирические вещи, по их рассуждению, обладают лишь частичной реальностью,
в конечном счете это результат употребления обыденного языка, тогда
как страдание-духкха – обладает абсолютной реальностью (парамартха).
Люди только кажутся агентами действий, тогда как в реальности все
осуществляется самими действиями, которые осуществляют «вызревание»
своих результатов (випака) в виде форм существования индивидов и
обстоятельств их существования. Путь, ведущий к устранению страданий
(четвертая «благородная истина»), не может осуществляться посредством
психотехники (как полагало множество буддийских школ), но прежде
всего есть результат нравственного тренинга, накопления «заслуги»
(пунья).
БАЧЧО Д'АНЬОЛО (Baccio d'Agniolo) (1462–1543), итальянский архитектор
и резчик по дереву. Родился 15 мая 1462 во Флоренции. Учился искусству
резьбы по дереву у отца, затем у Бернардо делла Чекка, Джулиано
да Майано и Франчоне. В 1491–1496 Баччо д'Аньоло украсил резьбой
капеллу во флорентийской базилике Санта Мария Новелла, а в 1502–1503
исполнил аналогичную работу для церкви Сант Агостино в Перудже.
Легко постигнув принципы зодчества, он посвятил всю свою последующую
творческую деятельность исключительно архитектуре. Около 1500 Баччо
вместе с архитектором Симоне Кронака работал над украшением Большого
зала палаццо Веккьо во Флоренции; также во Флоренции он построил
палаццо Таддеи (с 1513). С 1507 по 1515 Баччо был главным архитектором
Флорентийского собора, где работал вместе с Кронакой и братьями
Сангалло. Он проектировал колокольни для базилик Санто Спирито (1511)
и Сан Миньато аль Монте (1524–1527), палаццо Кокки Серристори и
фасад палаццо Бартолини-Салимбени (ок. 1520). Его архитектуре присущи
строгое изящество и простота. Умер Баччо д'Аньоло во Флоренции 6
мая 1543.
БАЯЗИД I (1354–1403), старший сын и наследник Мурада I, четвертый
султан Османской империи. Баязид, правивший с 1389 по 1402, стал
первым османским правителем, который использовал мощь, обеспеченную
завоеваниями его предшественников, чтобы присоединить тюркские государства
(бейлики). При нем влияние византийских традиций и обычаев на османский
двор и административную систему страны достигло своего пика.
Вначале Баязид укрепил власть Османской империи на Балканах, вплоть
до Дуная, разбив в 1396, в битве при Никополе, армию крестоносцев.
После этого перенес действия в Анатолию. К 1400 захватил почти все
тюркские бейлики и расширил границы Османской империи на восток
вплоть до Евфрата, по которому проходила граница с империей мамлюков.
Однако экспансия Баязида в Анатолию началась еще до того, как было
завершено укрепление административной, финансовой и военной власти
на завоеванных в Европе землях. Походы на восток, в исламские и
тюркские регионы, лишили Баязида поддержки тюркской аристократии
и военных, вступивших в его армию для завоевания земель неверных
на западе. Эта экспансия привела Османскую империю к прямому столкновению
с новым мощным государством Тимура (Тамерлана), который расширил
пределы своей центральноазиатской империи до Ближнего Востока, разбив
и свергнув монгольских ильханов в Иране и Восточной Анатолии. Тимур
был обеспокоен быстрым возвышением Османской империи на западных
границах. Бежавшая к нему с завоеванных Баязидом территорий в Анатолии
тюркская знать и военные оказывали давление на Тимура, прося его
о помощи в борьбе против османов. Тимур вторгся в Анатолию, разбил
армию Баязида в битве при Ангоре (ныне Анкара) в 1402 и восстановил
под своим сюзеренитетом тюркские бейлики в Анатолии (в том числе
Османский бейлик) в границах, существовавших до османских завоеваний.
Баязид I был захвачен в плен Тимуром и умер в 1403.
Османское государство оказалось в результате практически в тех
же границах, что и в конце правления Орхана (1359). В результате
начался период междуцарствия (1402–1413), в течение которого сыновья
Баязида I боролись за господство на землях, оставшихся за османами
во Фракии и Западной Анатолии. Этот период закончился только с возвышением
Мехмеда I в 1413.
Во внутренних делах период правления Баязида I явился пиком греко-византийского
влияния в Османском государстве. Матерью Баязида была гречанка,
а женами – византийская и сербская княжны. Придворные говорили на
греческом языке; казна управлялась византийскими чиновниками; церемониал
османского двора был скопирован с византийского. При этом предпринимались
попытки укрепления иностранного военного корпуса (пенчика), созданного
еще при Мураде I.
БАЯЗИД II (1449–1512), сын и преемник Мехмеда II, восьмой султан
Османской империи, правивший с 1481 по 1512.
Из-за своих аскетических наклонностей и мистических взглядов Баязид
получил прозвище «Вели» («Святой»). Он столкнулся с претензиями
на трон со стороны своего брата Джема, войско которого ему все же
удалось разбить (1482). Джем бежал в Европу, где пытался заручиться
поддержкой в борьбе против Стамбула. Умер Джем в 1495. Затем Баязид
вынужден был вести войну с Венецией, пытавшейся вернуть земли в
Далмации, а также Эгейские владения. В результате четырехлетней
войны (1499–1503) он одержал победу над венецианскими сухопутными
и военно-морскими силами и захватил всю Морею (Южная Греция). Завоевание
Баязидом последних венецианских владений в Далмации обеспечило сильные
позиции его преемникам для последующего продвижения в Венгрию.
На востоке Баязид установил контроль Османской империи над всем
Черным морем, захватив в 1501 его восточное побережье. Он унаследовал
пограничные конфликты с империей мамлюков в Сирии и Египте, а также
с династией Сефевидов, пришедшей к власти в Иране. Однако Баязид
никогда не доводил столкновения на восточных границах до открытых
войн, что позволило ему укрепить империю, созданную его предшественниками.
Это дало возможность младшему сыну и преемнику Баязида Селиму I
сосредоточить усилия на завоевании арабских земель, а стратегические
позиции, завоеванные им на Балканах, послужили основой для последующих
завоеваний в Европе, осуществленных преемником Селима Сулейманом
I Великолепным.
БЕАТИФИКАЦИЯ (от лат. beatificare, провозглашать блаженным), в
Римско-католической церкви, законодательный акт, которым папа причисляет
некое лицо к лику блаженных и провозглашает, что этому лицу может
оказываться почитание в соответствии с особым литургическим чином.
Это почитание не является обязательным для всей церкви и обычно
носит местный характер или осуществляется в рамках отдельного религиозного
сообщества (например, монашеского ордена).
В настоящее время процедуры беатификации регулируются Кодексом канонического
права. Сначала местное предварительное расследование показывает,
что не существует культа или общественного поклонения данному лицу
и что, в силу этого, требуется осуществить обычную процедуру беатификации.
Затем предварительному рассмотрению подвергаются святость жизни
кандидата на беатификацию, его добродетели или мученический подвиг,
совершенные им чудеса или его писания. Если результаты этого расследования
оказываются благоприятными, Святой Престол начинает процесс беатификации,
на котором рассматриваются те же вопросы. Священная конгрегация
божественного культа проводит три заседания, последнее – с участием
папы, который принимает окончательное решение и издает официальное
постановление о беатификации данного лица. Как правило, достаточным
условием беатификации служат удостоверенные свидетельства о двух
чудесах, если только папа не отменяет это условие в случае мученичества
беатифицируемого лица.
Процедура т.н. эквивалентной беатификации, впервые выделенная из
общей практики при папе Урбане VIII (1623–1644), может осуществляться
в особых случаях, когда выясняется, что культ данного лица уже существует.
В этом случае требуются доказательства того, что почитание этого
лица осуществлялось на протяжении не менее ста лет. Кроме того,
рассматриваются писания кандидата, его добродетели или мученичество
и совершенные им чудеса.
В конце 17 в. процедура беатификации была отделена от процедуры
канонизации (причисления к лику святых и провозглашения общецерковного
культа новоявленного святого). В настоящее время беатификация служит
необходимой ступенью, предваряющей канонизацию.
БЕВЕРИДЖ, УИЛЬЯМ ГЕНРИ (Beveridge, William Henry) (1879–1963) –
английский политический деятель и экономист, по имени которого назван
План Бевериджа по социальному обеспечению. Родился 5 марта 1879
в Рангпуре (Индия, ныне Бангладеш), образование получил в Англии.
В начальный период учебы в Бейллиол-колледже Оксфордского университета
изучал астрономию, затем занялся юриспруденцией. В 1902–1909, когда
Беверидж был научным сотрудником кафедры гражданского права Юниверсити-колледже
Оксфордского университета, он увлекся экономикой и социологией.
В 1905–1908 Беверидж – член совета Лондона по безработице, председатель
комитета по трудоустройству безработных. В 1906–1908 сотрудничал
с «Морнинг пост», затем поступил на службу в министерство торговли,
а в 1909 был назначен директором биржи труда и введен в правление
департамента занятости. В 1916, во время Первой мировой войны, работал
вторым секретарем в министерстве продовольствия, а через три года
был назначен постоянным секретарем этого министерства. В 1919 был
возведен в рыцарское достоинство. В 1919–1937 – директор Лондонской
школы экономических и политических наук. В 1934–1944 – председатель
Постоянного комитета по страхованию от безработицы. В 1941 – заместитель
министра в министерстве труда. С 1937 – член Британской академии.
В 1940–1944 – президент Королевского экономического общества.
В июне 1941 Беверидж был назначен председателем комитета по социальному
страхованию и соответствующим службам. 1 декабря 1942 парламенту
был представлен доклад, в котором содержался план достижения «полной
занятости», предполагавший ряд мер по борьбе с безработицей, в том
числе организацию общественных работ, установление полного контроля
над внешней торговлей, обязательное государственное страхование,
а также создание министерства социальной службы. В целом план Бевериджа
был принят с энтузиазмом. В 1946 лейбористское правительство воплотило
в нормативных акты многие из рекомендаций Плана. В октябре 1944
Беверидж был избран в палату общин и оставил преподавательскую работу
в Оксфорде. В том же году он стал одним из вице-председателей Либеральной
партии. В 1946 получил титул барона. В числе его трудов: Полная
занятость в свободном обществе (1944); Цена мира (1945); Почему
я либерал (1945); Добровольное действие (1948); Власть и влияние
(1953), а также Защита свободного образования (1959). Умер Беверидж
в Оксфорде 16 марта 1963.
БЕВИН, ЭРНЕСТ (Bevin, Ernest) (1881–1951), британский профсоюзный
лидер и государственный деятель. Родился 9 марта 1881 в Уинсфорде
(графство Сомерсет). Его отец и мать умерли, когда мальчику не исполнилось
и семи лет. Бевин оставил школу в 11-летнем возрасте, работал на
ферме. В 1894 переехал в Бристоль, где работал водителем грузовика.
Позднее стал баптистским проповедником. К 1914 являлся одним из
трех ведущих организаторов общенационального профсоюзного движения.
В 1918 баллотировался в парламент от Лейбористской партии. В 1921
выступил инициатором объединения профсоюзов транспортников и создания
национального профсоюза неквалифицированных и муниципальных рабочих.
Как генеральный секретарь профсоюза Бевин не возражал против закончившейся
поражением всеобщей забастовки 1926, хотя и считал ее недостаточно
подготовленной. В 1930 Бевин стал членом комиссии Макмиллана по
национальной финансовой и банковской системе и в 1938 принял активное
участие в консультациях с правительством по вопросам перевооружения.
В течение ряда лет накануне Второй мировой войны Бевин выступал
против пацифистов в рядах Лейбористской партии и в 1935 добился
отставки их лидера в парламенте Дж.Лансбери. Бевин был противником
Мюнхенского соглашения и сторонником вооружения Великобритании.
Вскоре после начала Второй мировой войны Бевин был избран в парламент
и стал министром труда в коалиционном правительстве У.Черчилля.
После войны Бевин ушел со своего поста, чтобы принять участие в
выборах 1945. Стал министром иностранных дел в лейбористском правительстве
К.Эттли и вместе с последним участвовал в Берлинской конференции
руководителей трех держав. Был сторонником сохранения Британской
империи и агрессивной и жесткой внешней политики. Стремясь предотвратить
советскую экспансию в Европу в ходе развертывания холодной войны,
Бевин работал в тесной связи с США и поддержал план Маршалла по
восстановлению разрушенной войной экономики стран Европы. Принимал
активное участие в создании Западноевропейского Союза (Брюссельский
пакт 1948) и Организации Североатлантического договора (НАТО) в
1949. Его предложение превратить Палестину в федеративное государство
евреев и арабов было отвергнуто и евреями, и арабами. Умер Бевин
в Лондоне 14 апреля 1951.
БЕГИН, МЕНАХЕМ (Begin, Menachem) (1913–1992), Бегин Менахем Вольфович,
премьер-министр Израиля. Родился 16 августа 1913 в Брест-Литовске
(Россия). В возрасте 15 лет вступил в Бейтар, молодежную организацию
радикальной сионистской группировки, созданную Зеевом Жаботинским.
В 1930-е годы принимал активное участие в руководстве движением
«ревизионистов» в Польше. В 1935 Бегин окончил Варшавский университет.
После немецкого вторжения в 1939 вынужден был бежать в Вильнюс.
Был арестован советскими властями за сионистскую деятельность и
отправлен в лагерь в Сибирь. В1941 был освобожден, в 1942 прибыл
в Палестину, где служил в британской армии. Вступил в Иргун, подпольную
милицию, которой командовал с 1943 по 1948, тесно сотрудничал с
группой Штерн, которую возглавлял Ицхак Шамир. Накануне создания
государства Израиль отряды Иргуна влились в национальную армию.
Бегин способствовал созданию партии Херут (Свобода) как политического
продолжения Иргуна. В 1948 был избран в Кнессет и последующие 29
лет (за исключением 1967–1970, когда он занимал пост министра без
портфеля) находился в оппозиции однопартийному правительству, которое
контролировала Партия труда. Под руководством Бегина партия Херут
выдвинула лозунг создания Великого Израиля в Палестине (в границах
до 1948), Королевстве Иордания и на территории Ливана к югу от реки
Литани. В 1965 Херут вступила в коалицию с Либеральной партией для
создания избирательного блока ГАХАЛ, в 1973 этот блок и несколько
мелких партий образовали блок Ликуд (Единство). Победа Ликуда над
Партией труда в 1977 позволила Бегину сформировать коалиционное
правительство.
Бегин добивался закрепления права Израиля на практически все палестинские
и сирийские территории, оккупированные Израилем во время шестидневной
войны 1967 (Голанские высоты, сектор Газа, восточный Иерусалим,
Западный берег реки Иордан). После визита египетского президента
Анвара Садата в Иерусалим в 1977 появилась надежда на достижение
мира с Египтом. В сентябре 1978 Дж.Картер пригласил Бегина и Анвара
Садата в Кемп-Дэвид, где Бегин согласился на вывод израильских войск
с Синайского полуострова, а также на переговоры о палестинской автономии
на Западном берегу и в секторе Газа. Бегин и Садат стали лауреатами
Нобелевской премии мира 1978. 26 марта 1979 в Вашингтоне был подписан
мирный договор. Однако вскоре переговоры о предоставлении палестинцам
автономии были прерваны, а Бегин резко выступил против ухода Израиля
с оккупированных территорий. В 1981 правительство Бегина заняло
большую часть сирийских Голанских высот.
В сентябре 1983 Бегин ушел в отставку с партийных и государственных
постов, мотивировав это личными причинами. Херут и блок Ликуд избрали
преемником Бегина Ицхака Шамира.
Умер Бегин в Иерусалиме 9 марта 1992.
БЕДА ДОСТОЧТИМЫЙ (Baeda Venerabilis) (ок. 673–735), английский
историк и теолог, учитель церкви, родился в Нортумбрии ок. 673.
С детства Бда жил в монастыре (сначала в Уирмуте, а через три года
в Джарроу), усердно изучал Библию. Для своих учеников в монастыре
он писал трактаты по риторике, основам стихосложения, орфографии,
хронологии и естествознанию. Бда – автор комментариев ко многим
книгам Ветхого и Нового Завета, к трудам отцов церкви. Для монахов
Линдисфарнского монастыря он написал два жития св. Катберта Линдисфарнского
– одно стихами, другое прозой по материалам, собранным монастырской
общиной. О своей общине и жизни среди братьев он поведал в представляющих
значительный исторический интерес Житиях святых аббатов Уирмута
и Джарроу (Lives of the Holy Abbots of Wearmouth and Jarrow).
Однако главным сочинением Бды, которого называют отцом английской
истории, была Церковная история англов (Historia ecclesiastica gentis
anglorum), в которой он рассказывает о событиях в Британии начиная
с вторжения римских легионов во главе с Юлием Цезарем (55 до н.э.)
и до 731, в том числе о христианизации англов на юге Августином
(известным впоследствии как Августин Кентерберийский) в конце 6
в.; христианизации северных племен – Павлином, епископом Эйданом
и королем Освальдом. Перед нами разворачивается история центральных
графств и Восточной Англии, возникновения и развития крупных монастырей
Британии (в Линдисфарне, Баркинге, Уитби, Или и др.).
Бда Досточтимый оказал влияние на Эгберта, архиепископа Йоркского.
Эгберт основал в Йорке школу, в которой учился и которой впоследствии
руководил Алкуин, выдающийся деятель Каролингского возрождения.
Бда умер накануне праздника Вознесения в 735, заканчивая в свои
последние часы перевод на англосаксонский язык Евангелия от Иоанна.
Его прах покоится в Даремском соборе. В 1899 Бда был причислен к
учителям церкви.
БЕДДОУЗ, ТОМАС ЛОВЕЛЛ (Beddoes, Thomas Lovell) (1803–1849), английский
врач, физиолог, поэт и драматург. Прославился Книгой шуток со смертью
(Death's Jest-Book) – трагедией в псевдоелизаветинском стиле. Беддоуз
родился в Клифтоне 20 июля 1803, учился в Чартерхаус-Скул и Пембрук-колледже
в Оксфорде, где в 1825 получил степень бакалавра, а в 1828 – степень
магистра. Исследования в области медицины и физиологии Беддоуз проводил
главным образом в Германии и Швейцарии. В 1848 в Базеле сделал попытку
самоубийства, вскрыв вену на ноге. Из-за начавшейся гангрены ему
ампутировали ногу. Умер Беддоуз 26 января 1849.
При жизни Беддоуз опубликовал всего две книги: Импровизатор (The
Improvisator, 1821), весь тираж которого пытался изъять и уничтожить,
и Трагедия невесты (The Bride's Tragedy, 1822). С 1825 и до самой
смерти он работал над Книгой шуток со смертью. Известны три версии
этого произведения, из которых издатель Т.Ф.Келсел собрал четвертую
и опубликовал ее в 1850. В этом произведении чувствуется влияние
Шелли, перед которым Беддоуз преклонялся, и елизаветинской драмы,
построенной на убийстве и жажде мести. Значительность пьесы определяется
поэтическим дарованием автора и отдельными блестящими сценами, написанными
в т.н. «вычурном готическом стиле».
БЕДЬЕ, ЖОЗЕФ (Bedier, Joseph) (1863–1938), французский ученый и
критик. Родился 28 января 1863 в Париже. С 1880 по 1903 успешно
занимался преподавательской деятельностью во Фрибурском университете
(Швейцария), в Каннском университете и в Высшей нормальной школе
(Париж). В 1903 сменил Г.Пари на кафедре старофранцузского языка
и литературы в Коллеж де Франс. В 1921 был избран во Французскую
Академию; в 1929 стал ректором Коллеж де Франс и занимал этот пост
до выхода на пенсию в 1936.
Первой крупной научной работой Бедье была его докторская диссертация
Фаблио, очерк популярной литературы и литературной истории Средних
веков (Les Fabliaux, tudes de littrature populaire et d'histoire
littraire du moyen ge, 1893, переиздания 1894 и 1924), в которой
он опроверг преобладавшие тогда теории восточного происхождения
повествовательного жанра фаблио (фабльо) и убедительно доказал,
что тот возник во Франции 13 в. и тесно связан с общественным и
литературным климатом своего времени. Его следующая книга, Роман
о Тристане и Изольде (Le Roman de Tristan et Iseult, 1900), вольная
реконструкция романа о Тристане, относящегося к 12 в., принесла
ему мировую писательскую славу. Это был шедевр французской прозы,
в создании которого равно участвовали ученость и литературный талант.
Двумя годами позже Бедье опубликовал первый том своего издания Романа
о Тристане (в двух томах, 1903–1905), которое послужило ценнейшим
вкладом в изучение ранних форм средневекового рыцарского романа.
Бедье неопровержимо доказал, что все известные версии этого сюжета
восходят не к бесформенному корпусу кельтских сказок, как считалось
прежде, а к одному утраченному источнику – французской поэме 12
в.
Высшим достижением Бедье в исследовании эпической литературы было
критическое издание Песни о Роланде (Chanson de Roland, 1922). Оно
включает перевод текста Песни на современный французский язык, который,
помимо того что проясняет оригинал, и сам по себе обладает высокими
поэтическими достоинствами. Бесстрашный консерватизм, проявленный
Бедье при обращении с сохранившейся старинной рукописью Песни о
Роланде, может служить образцом бережности в отношении к тексту.
Умер Бедье в Ле-Гран-Серре 29 августа 1938.
БЕЗА, ТЕОДОР (Beza Theodorus или de Bze, Thodore) (1519–1605),
французский протестантский реформатор, родился в Везле (Бургундия).
Испытал влияние Мельхиора Вольмара, одного из первых последователей
Лютера во Франции. В 1548 Беза прибыл в Женеву, где объявил о переходе
в протестантизм. Он преподавал греческий язык и теологию в университетах
Лозанны и Женевы, сделался самым верным другом и учеником Кальвина.
После смерти Кальвина (1564) Беза был избран его преемником и управлял
Женевой в духе ортодоксального кальвинизма, превратив Женевскую
теологическую школу в образцовое учебное заведение. Умер Беза в
Женеве 13 октября 1605. Его Юношеские поэмы (Poёmata Juvenilia),
опубликованные до обращения в протестантизм, выдвинули его в ряд
ведущих латинских поэтов тех дней. Из других сочинений можно назвать
Теологические трактаты (Tractationes theologicae), О праве городских
властей (De jure magistratum), Образа (Icones), Богословские послания
(Epistolae theologicae), биографию Кальвина. Беза первым опубликовал
критическое издание греческого текста Нового Завета и составил множество
комментариев к библейским книгам. Он принес в дар Кембриджскому
университету новозаветную рукопись, получившую название Кодекс Безы
(Codex Bezae, или Codex D).
БЕЗОБРАЗОВА, МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (1856–1914), русский философ и
историк русской философии. Родилась 29 мая (10 июня) 1856 в Петербурге
в семье экономиста В.П.Безобразова. Окончила Педагогические курсы
в 1876. Преподавала в Вяземской женской гимназии. В 1885–1890 изучала
философию в Цюрихском университете. В 1891 защитила в Бернском университете
докторскую диссертацию Рукописные материалы к истории философии
в России. После возвращения в Россию выступала с публичными лекциями,
в 1892 издала сборник статей Философские этюды. Участвовала в организации
Русского женского благотворительного общества (1895), Этического
общества (1910). Собственную философскую позицию определяла как
«этический идеализм». В своей докторской диссертации Безобразова,
исследовав рукописные памятники древнерусской мысли в библиотеках
Москвы, Петербурга и Киева, показала, сколь значительную роль на
этом раннем этапе играли труды богословского содержания. В истории
русской мысли она выделяла две противоположные тенденции – мистический
этицизм и материализм. Первое течение исторически раскрывается в
древнерусской аскетике, масонстве 18 в. и в теософии рубежа 19 и
20 вв. Материализм проявляется в колоссальной восприимчивости к
европейскому деизму, атеизму и материализму 18 и 19 вв.
Нереализованным остался замысел исследования под названием К истории
просвещения в России. Один из опубликованных фрагментов этой работы
был посвящен творениям св. Дионисия Ареопагита.
Умерла Безобразова в Москве 2 (15) сентября 1914.
Основные сочинения: Философские этюды. М., 1892; Краткий обзор
существенных моментов по истории философии. М., 1894; Исследования,
лекции, мелочи. СПб, 1914.
БЕЙЛЬ, ПЬЕР (Bayle, Pierre) (1647–1706), французский мыслитель,
историограф и критик религиозных догм. Родился 18 ноября 1647 в
Карла-ле-Конт на юге Франции. Кальвинист, как и его отец-пастор,
он был обращен в католицизм во время обучения в университете Тулузы
(1669), однако спустя год вернулся к своим первоначальным убеждениям.
В дальнейшем учился в Женеве, служил домашним учителем, стал профессором
философии протестантской Седанской академии (1675–1681). Вынужден
был покинуть Францию и поселиться в Роттердаме, когда Людовик XIV
закрыл Академию в 1681. Испытал влияние Монтеня и Декарта, как и
других представителей «новой» философии. В Голландии Бейль преподавал
(был профессором Роттердамского университета до 1693) и много писал,
завоевав известность среди ученых и репутацию неустанного борца
за свободомыслие и религиозную терпимость, в том числе по отношению
к атеистам. Издавал журнал «Новости литературной республики» («Nouvelles
de la Republique des lettres»). Умер Бейль в Роттердаме 28 декабря
1706.
Работа Бейля Разные мысли по поводу кометы (Pensees diverses ecrites...
a l'occasion de la comete.., tt. 1–2, 1682) содержала убедительные
аргументы против известного предрассудка, будто кометы предвещают
несчастье. В то же время Бейль высказывал смелую мысль, что человеческое
поведение обусловлено скорее страстями, чем наличием либо отсутствием
религиозных представлений. В работе Что представляет собой в действительности
всецело католическая Франция в правление Людовика XIV (Ce que c'est
que la France toute catholique sous le regne de Louis XIV, 1686)
он протестовал против отмены в 1685 Нантского эдикта о веротерпимости
и усиления преследований протестантов во Франции. Работа Философский
комментарий к словам Иисуса Христа «убеди прийти» (Commentaire philosophique
sur les paroles de Jesus Christ: Contrains – les d'entrer, 1686–1687)
является призывом не понимать буквально слова Библии (Лук 14:23),
часто используемые для оправдания насильственного обращения еретиков.
Основным и наиболее известным трудом Бейля является его Исторический
и критический словарь (Dictionnaire historique et critique, tt.
1–2, 1695–1697, русский перевод – М., 1968). В его задачу входит
прежде всего исправление многочисленных ошибок, совершенных его
предшественником по составлению словаря, французским католиком и
ученым Л.Морери. Однако при этом Словарь Бейля – совершенно новое
и оригинальное произведение. Четыре тома большого формата Словаря
выдержали девять изданий на французском языке в течение 50 лет,
а также появились в двух английских переводах. Намеренно ортодоксальный
текст, представляющий собой главным образом биографии, дополнен
обширными примечаниями, занимающими почти весь объем работы и изобилующими
учеными цитатами из латинских и греческих авторов. Бейль пытался
скрыть истинный характер своего труда от цензуры с помощью тонкого
юмора, иронии и частых отсылок. Словарь Бейля содержал огромное
количество информации и представлял собой образец меткой критики
расхожих предрассудков. Некоторая тяжеловесность стиля возмещалась
глубоким содержанием книги, сыгравшей значительную роль в истории
мысли. Бесстрастный рационализм и тонкую иронию Бейля впоследствии
часто использовали Монтескьё, Вольтер, Руссо, Дидро и многие другие
писатели во Франции и за ее пределами.
БЕК, АНРИ ФРАНСУА (Becque, Henri Franois) (1837–1899), французский
драматург, одним из первых порвавший с условностями как классицистского,
так и романтического театра. Родился 9 апреля 1837 в Париже. Драматургическую
деятельность начал комедией Блудный сын (L'Enfant prodigue, 1867).
Наиболее известна его пьеса Вороны (Les Corbeaux), шедевр натуралистического
театра. Написанная в 1876–1877, она была поставлена в «Комеди Франсез»
в 1882, но не получила успеха. В ней нет стилистических ухищрений;
персонажи говорят «как в жизни», используя просторечные и даже неправильные
выражения. Пьеса рассказывает о вдове и ее дочерях, после смерти
главы семейства попадающих в лапы нечестных адвокатов, ложных друзей
и безжалостных кредиторов. Пьеса Парижанка (La Parisienne, 1885)
– язвительная сатира на женскую неверность. Бек исповедовал глубоко
пессимистический взгляд на общество, и во всех его пьесах выведены
по преимуществу отталкивающие персонажи. Умер Бек в Париже 12 мая
1899.
БЕК, ЛЕО (Baeck, Leo) (1873–1956), еврейский теолог, раввин и глава
еврейской общины Германии в период нацизма и Холокоста. Бек получил
широкое признание как ведущий представитель реформистского иудаизма
в 20 в. Знаток Библии и исследователь раввинистических и мистических
текстов, он противопоставлял «классическую» рациональную еврейскую
веру «романтическому», основанному на чувстве христианству. Объективное
отношение Бека к евангелиям как документам еврейской истории и его
критика апостола Павла создали ему репутацию крупного исследователя
Нового Завета.
Бек родился 23 мая 1873 в Лиссе (Германия; ныне Лешно, Польша).
Он учился на раввина в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Берлине.
Получил степень доктора философии в Берлинском университете (1895)
и звание раввина в берлинской Высшей школе по исследованию иудаизма
(1897). Первая значительная работа Бека Сущность иудаизма (Das Wesen
des Judentums, 1905) бросила вызов Сущности христианства А.фон Гарнака
(1900). В изображении Гарнака раннее христианство – это либеральное
вероучение, возникшее в результате особого, однажды полученного
Откровения и никак не связанное с иудаизмом. В трактовке Бека иудаизм
предстает как динамичное, развивающееся вероучение, воспринимающее
в своей истории непрерывное Откровение, как ответ человека на божественный
императив «ты должен!», который раскрывается человеку в раввинистическом
толковании Торы и в собственном опыте. В тексте Бека прослеживаются
этический ригоризм иудейских рабби 1 в. и неокантианство марбургского
философа Германа Когена, учителя Бека. В новом, значительно расширенном
издании представлена диалектика религиозной жизни, движущейся от
встречи с имманентным Богом к принятию непреходящего морального
закона. Другие сочинения Бека 1920-х годов раскрывали иудаизм как
«религию полярности»; наиболее четко это выражено в эссе Таинство
и заповедь. Остальные работы – о фарисеях и о «романтической религии»
(христианстве) – создали ему репутацию одного из великих защитников
иудаизма, бросившего вызов христианским теологам, таким как К.Барт,
Р.Бультман, Э.Бруннер (однако с П.Тиллихом он был во многом солидарен).
Бек первоначально рассматривал свою религию как «Откровение от
Бога», а свой народ – как народ-священник, ставший им благодаря
союзу-договору с Богом и призванный нести в мир учение о Боге. Здесь
еще чувствуется характерная для 19 в. вера в разум и унаследованный
от Г.Когена оптимизм. Его последняя значительная работа Этот народ:
смысл еврейского существования (Dieses Volk: Jdische Existenz, 1955–1957)
стала шагом от «сущности» к «существованию». Если первая книга Бека
определяла народ через его веру, то последняя определяла религию
через народ.
Часть книги Этот народ написана в концлагере Терезиенштадт. Когда
в 1933 Гитлер пришел к власти, евреи оказались гражданами второго
сорта. Их делами ведал соответствующий административный орган, Всеобщее
представительство евреев Германии, и Бек был избран ее руководителем.
Бек упорно отстаивал права евреев, помогал им найти убежище в Палестине
и других странах. Он отказался уехать, не желая покинуть свою паству,
и даже возвратился в Германию в августе 1939, после того как отвез
группу детей в Лондон. Попав в Терезиенштадт в 1943, он продолжал
свое духовное сопротивление в этом «образцовом» лагере, который
нацисты демонстрировали представителям Красного Креста (свыше 150
тыс. узников были отправлены туда на смерть или перевезены в Освенцим;
в живых осталось менее 9 тыс. человек). Бек отказался занять какую-либо
должность в лагере, видя свою миссию в работе духовного наставника,
раввина и учителя. Когда лагерь был освобожден, Бек удержал заключенных
от расправы над охранниками.
Два последующих десятилетия Бек преподавал в Колледже еврейской
ассоциации в Цинциннати (США), продолжил работу в Лондоне и Иерусалиме.
Существуют колледж Лео Бека в Лондоне и исторический Институт Лео
Бека по изучению жизни евреев в Германии (в Нью-Йорке, Лондоне и
Иерусалиме). Умер Бек в Лондоне 2 ноября 1956.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|