|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
БАПТИСТЕРИЙ, отдельное строение или часть церкви, где совершается
таинство крещения. В тех церквах или сектах, где практикуется крещение
через погружение, баптистерием называют бассейн для такого погружения.
См. также ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ.
Считается, что крещальная купель (или бассейн) позаимствовала свою
первоначальную форму от бассейна (имплювия) во внутреннем дворике
(атрии) римского дома. Однако прямоугольную форму она сохраняла
недолго. Один из древнейших баптистериев, построенный императором
Константином в начале 4 в. близ Латеранской церкви и дворца в Риме,
представлял собой восьмиугольную купель из порфира (диаметр ок.
9 м) и был окружен восьмиугольной обходной галереей (диаметр ок.
18 м). Восемь порфировых колонн поддерживали позолоченный купол,
построенный не ранее рубежа 8 и 9 вв. Первоначально галерея имела
деревянный навес, позднее появилась сводчатая кровля. В настоящее
время эта постройка в значительной степени утратила первоначальный
облик, однако ее план и интерьер свидетельствуют о том, что именно
она послужила прототипом тех баптистериев, которые возводились на
протяжении последующих 8 вв.
Впоследствии, невзирая на все изменения архитектурных стилей, баптистерии
сохраняли восьмиугольную или круглую формы, как, например, баптистерий
в Ночера (в настоящее время – церковь Санта Мария Маджоре), построенный
между 4 и 6 вв. Здесь купель окружена колоннами, поддерживающими
купол, и обходной галереей со сводчатой кровлей. Интересен баптистерий
при кафедральном соборе Равенны (Италия), датируемый первой половиной
5 в. или даже более ранней эпохой. Известный как «Баптистерий православных»,
он представляет собой кирпичный восьмигранник (диаметр ок. 11 м),
перекрытый низким куполом, снаружи защищенным черепичной крышей.
Один из величайших баптистериев в мире – белое мраморное здание
в Пизе, где кафедральный собор, звонница (кампанила), крытое кладбище
Кампосанто и баптистерий образуют удивительный по красоте архитектурный
ансамбль. Строительство баптистерия было начато Диотисальви в 1153,
завершилось ок. 1278, а в 14 в. приобрело некоторые готические детали,
что изменило его первоначальный облик. В плане баптистерий представляет
собой окружность (диаметр 39 м), его венчает полусферический купол,
который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах
внутреннего круга (диаметр ок. 18 м). Стены баптистерия, украшенные
аркатурами из белого мрамора, превосходно гармонируют с нарядным
обликом соборного ансамбля. Купель имеет восьмиугольную форму, а
расположенная возле нее мраморная кафедра (шедевр Николо Пизано,
датируемый 1260) – шестиугольную.
БАПТИСТЫ, евангелическая деноминация, объединяющая ряд организованных
церквей и являющаяся в духовном и экклесиологическом плане наследницей
анабаптистов – одной из четырех диссидентских сект, возникших во
времена Реформации; баптизм восходит также к евангелическим сектам
более раннего периода. Тем не менее непосредственной связи между
группами анабаптистов и баптистскими церквами не обнаруживается.
Анабаптисты – единственное из религиозных направлений эпохи Реформации,
не признававшее связь церкви и государства и придававшее ключевое
значение личному религиозному опыту, свободе и независимости в светском
государстве и полной автономии на основе равенства отдельных местных
церквей. Исходя из веры в «возрождение» при крещении, они признавали
только сознательное крещение, а потому отвергали крещение младенцев,
сохранявшееся во всех основных послереформационных церквах; вот
почему члены этих церквей, а также Римско-католической церкви дали
им насмешливую кличку «анабаптистов», или «перекрещенцев». Анабаптисты
были крайними индивидуалистами в религии и демократами в учении
о церкви. Они не видели необходимости в единстве христиан и не стремились
создавать сообщества церквей. В различных регионах континентальной
Европы возникло более дюжины групп, не связанных друг с другом и
не имевших внутреннего единства. В результате они легко становились
жертвами гонений со всех сторон, причем протестанты преследовали
их даже с большим ожесточением, чем католики. В итоге ни одна из
чисто анабаптистских групп не сохранилась, хотя их принципы, дух
и часть писаний не были утрачены и обрели новую жизнь в Англии.
Современные баптистские группы возникли в Англии и Америке в первой
половине 17 в.; в Новом Свете они представляли собой наиболее радикальную
и бескомпромиссную часть движения за независимость, породившего
конгрегационалистские церкви. Начиная с 1608 баптисты в Англии прошли
несколько стадий развития, они часто подвергались преследованиям.
В 1641, наконец, было достигнуто согласие по поводу их вероучительных
принципов. Развитие баптизма в Англии протекало неравномерно, и
расцвет его относится к эпохе Оливера Кромвеля.
В 1632 из Англии в Массачусетс прибыл Роджер Уильям, который вскоре
вступил в конфликт с властями колониальной церкви, поскольку придавал
большое значение личному религиозному опыту верующих и отвергал
крещение младенцев, вследствие чего был изгнан из колонии (1636).
Вместе с другими преследуемыми колонистами он организовал «плантации
Провиденс»; там в 1639 под его руководством была создана первая
баптистская церковь в Америке. Группу баптистов в Ньюпорте возглавил
примерно в 1638 доктор Джон Кларк, врач, проповедник и государственный
деятель, прибывший из Англии. Он считается основателем второй баптистской
церкви, основанной после 1641 или 1642. Далее, вплоть до Американской
революции, баптистское движение развивалось весьма медленно, даже
несмотря на наплыв иммигрантов, ибо баптисты сталкивались в Америке
с трудностями и преследованиями. Тем не менее они с энтузиазмом
поддержали революцию. Сторонники республиканских идеалов, они стали
ревностными поборниками принципа отделения церкви от государства.
Оправившись от страха перед физическими преследованиями и преисполнившись
евангелическим рвением, столь характерным для «сепаратистов», вышедших
из рядов конгрегационалистов Новой Англии, американские баптисты
вступили тогда в стадию быстрого роста. К 1900 они превратились
в наиболее многочисленную евангелическую группу в США, хотя она
и существовала в виде нескольких независимых «конвенций». Крупнейшее
объединение Конвенция южных баптистов насчитывает ок. 13 млн. членов.
Общее же число баптистов в США – ок. 30 млн. человек.
В Великобритании рост числа баптистов происходил не столь стремительно;
отдельных организаций здесь также было меньше. Позднее, однако,
британские баптисты испытали и последствия общего снижения числа
членов церквей. На европейском континенте баптисты появились с 1834.
Несмотря на преследования и враждебное отношение населения, число
их приверженцев росло во всех европейских странах; в настоящее время
наиболее многочисленные баптистские общины существуют в Германии,
Швеции, бывшем Советском Союзе, Румынии. Баптисты – активные миссионеры
(Баптистское миссионерское общество основано Уильямом Кэри в 1792),
это позволило им упрочить свое влияние во многих странах мира.
Несмотря на то, что баптистские общины независимы друг от друга,
были сформированы службы сотрудничества, в которых разные церкви
объединяются для развития братских отношений, совещаний, организации
миссий и других форм деятельности и пропаганды. Эти «ассоциации»
и «конвенции» не стоят над местными церквами, они не формулируют
общих символов веры; их исповедания веры принимаются на добровольных
началах. Среди баптистов не образовалось церкви в обычном смысле
этого слова, поэтому «баптистской церкви» как организационной единицы
не существует.
В 1905 в Лондоне состоялся первый Всемирный баптистский конгресс.
На этой встрече был создан Всемирный баптистский альянс, орган экуменического
сотрудничества и выражения общих идеалов и принципов братства, но
без административных функций. Съезды Всемирного баптистского альянса
проводятся раз в пять лет для обсуждения современных проблем баптизма
и текущих задач. Руководство альянса находится в Вашингтоне (округ
Колумбия).
БАР, ГЕРМАН (Bahr, Hermann) (1863–1934), австрийский драматург,
критик, эссеист. Родился 19 июля 1863 в Линце. Изучал античность
и право в университетах Вены и Берлина. В 1888–1889 жил в Париже,
где написал свое первое крупное произведение – трагедию Великий
грех (Die Grosse Snde). С 1890 – соиздатель берлинского журнала
«Ди фрайе бюне». Начиная с 1892 в течение почти 20 лет Бар активно
участвовал в многообразной артистической жизни Вены – издавал журнал
«Ди цайт», сотрудничал в отделе театральной критики газеты «Дойче
цайтунг». Статьи Бара 1892–1906 изданы отдельным четырехтомником.
Наибольшей известностью пользуется его Концерт (Das Konzert, 1909)
– легкая комедия из венской жизни. Среди лучших пьес Бара – Францль
(Der Franzl), трагедия Санна (Sanna), Голос (Die Stimme, 1916);
лучшие романы – Вознесение (Himmelfahrt) и Злое племя (Die Rotte
Korahs). В 1923 был опубликован его Автопортрет (Selbstbildnis).
Наделенный блестящим и многосторонним дарованием, Бар в течение
трех десятилетий стоял у истоков всех важнейших литературных течений
в центральной Европе. Умер Бар в Мюнхене 15 января 1934.
БАРАК, ЭХУД (Barak, Ehud) (р. 1942), премьер-министр Израиля. Родился
12 февраля 1942 в киббуце Мишмар-Нашарон на территории Палестины.
В 1959 был призван в израильские силы обороны, служил в войсках
спецназа. Окончил Еврейский университет в Иерусалиме в 1968, получив
диплом по математике и физике. Десять лет спустя окончил Станфордский
университет, получив специальность экономиста. Участвовал в военных
действиях во время шестидневной войны 1967 и в арабо-израильском
конфликте 1973. Был назначен начальником армейской разведки. Вплоть
до своей отставки в 1991 занимал пост начальника генерального штаба.
Участвовал в подготовке подписания мирного договора с Иорданией
в 1994. Вскоре после отставки был назначен министром внутренних
дел в кабинете Ицхака Рабина (1995). В кабинете Шимона Переса занимал
пост министра иностранных дел (1995–1996). В июне 1997 стал лидером
Партии труда («Авода»). В декабре 1998 Барак начал кампанию за пост
премьер-министра, заявив о своей поддержке мирного процесса и ограничении
влияния религиозного фундаментализма на принятие политических решений.
Возглавлял коалицию «Единый Израиль». 17 мая 1999 выиграл выборы,
получив 56% голосов. Одновременно на выборах в кнессет значительное
количество голосов получили центристы, что ограничило влияние ультраортодоксальной
фракции. В инаугурационной речи в июле 1999 Барак призвал сделать
решительный шаг на пути установления всеобъемлющего мира на Ближнем
Востоке. В сентябре 1999 Барак и Ясир Арафат подписали соглашение
о продолжении мирных переговоров, в котором устанавливался срок
подписания мирного договора (февраль 2000). Начались мирные переговоры
с Сирией.
В январе 2000 началось расследование деятельности партии Барака
по обвинению в нарушении законодательства о выборах. В июле 2000
из коалиционного правительства вышли три партии, что превратило
его в правительство меньшинства. В декабре 2000 Барак ушел с поста
премьера, оставшись до выборов исполняющим обязанности главы правительства.
На выборах в феврале 2001 победил кандидат от партии «Ликуд» Ариэль
Шарон.
БАРБЕ Д'ОРЕВИЛЬИ, ЖЮЛЬ АМЕДЕ (Barbey d'Aurevilly, Jules Amde) (1808–1889),
французский писатель. Родился 2 ноября 1808 в Сен-Совёр-ле-Виконте
(Нормандия). Работать в столичной прессе как литературный критик
начал в 1851; всю оставшуюся жизнь провел в нищете и умер в Париже
23 апреля 1889.
Последний обломок эпохи романтизма, он писал стихи, жизнеописания,
романы и критические статьи и получил прозвища «Вальтер Скотт из
Нормандии» и «коннетабль словесности». Поэзия его ничем не примечательна,
как критик он слишком догматичен, но его беллетристика заслуживает
внимания. Стиль Барбе д'Оревильи называли «смесью тигриной крови
с медом», а его фантазию влекло ко всему мрачному, кощунственному
и дьявольскому. Садистские причуды воображения, обилие изнасилований
и инцестов, сатанинский мистицизм его романов навлекли на него неудовольствие
церкви, как он ни клялся в своей набожности. В последние годы он
стал отъявленным реакционером и боролся с крепнувшим реализмом в
литературе, с «искусством для искусства» и с «синими чулками». Среди
его многочисленных сочинений – То, что не умирает (Ce qui ne meurt
pas, 1884), О дендизме и Бруммеле (Du dandysme et de G. Brummell,
1842–1851), Заколдованная (L'Ensorcele, 1854), Женатый священник
(Un prtre mari, 1865) и Дьявольские истории (Les Diaboliques, 1874).
БАРБЕР, СЭМЮЭЛ (Barber, Samuel) (1910–1981), американский композитор,
родился 9 марта 1910 в Уэст-Честере (шт. Пенсильвания). Начал учиться
музыке в возрасте шести лет и уже на первом году обучения обнаружил
признаки композиторского дарования. В тринадцать лет поступил в
Музыкальный институт Кёртиса в Филадельфии, где в течение девяти
лет занимался игрой на фортепиано, пением и композицией, а также
брал уроки дирижирования у Ф.Райнера.
Во время Второй мировой войны Барбер служил в военно-воздушных силах
США. В апреле 1945 он был избран почетным членом Мемориального фонда
Дж.Гугенхейма. В течение летних сезонов 1947 и 1948 являлся музыкальным
консультантом Американской академии в Риме.
Среди сочинений, принесших Барберу мировую известность, можно упомянуть
адажио для струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2, Кэприкорнский
концерт для флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn Concerto),
виолончельную и фортепианную сонаты (соната для фортепиано впервые
исполнена Владимиром Горовицем). В опере Ванесса (Vanessa) раскрылся
талант Барбера как музыкального драматурга.
Первая симфония была создана в Риме и исполнена там же под управлением
Б.Молинари (1936); в 1937 сочинение прозвучало на Зальцбургском
фестивале. Премьеру Второй симфонии провел в 1944 Сергей Кусевицкий
с Бостонским симфоническим оркестром; под его же управлением в 1948
состоялось первое исполнение Летней музыки (Knoxville, Summer of
1915) для квинтета духовых, а в 1946 – виолончельного концерта.
Балет Медея (другое название Пещера сердца; Medea, Cave of the
Heart), заказанный Барберу Мартой Грэхем, до сих пор пользуется
наибольшей известностью среди его театральных композиций. Оркестровая
сюита из этого балета впервые прозвучала в 1947 в исполнении Филадельфийского
оркестра под управлением Ю.Орманди.
В 1964 Барбер получил заказ на оперу Антоний и Клеопатра (Antony
and Cleopatra) по Шекспиру; в создании ее либретто композитор сотрудничал
с режиссером Ф.Дзеффирелли. Премьерой этого произведения было ознаменовано
открытие 16 сентября 1966 нового здания нью-йоркской «Метрополитен-опера».
В течение своей жизни Барбер получил множество премий и наград,
в том числе дважды Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый
раз премия была присуждена ему за оперу Ванесса, которая одновременно
получила и Премию критики; во второй – за фортепианный концерт №
1.
Экспрессивная природа музыкального дарования Барбера – в основном
романтическая, лирическая. Именно поэтому в период творческого становления
его не привлекла ни одна из «систем», возникших в музыке 20 в. –
ни неоклассицизм Стравинского, ни атонализм, ни додекафония Шёнберга.
Барбер предпочел им выразительные средства 19 в., и на этой основе
рано сумел выработать технически совершенный стиль, главными признаками
которого можно считать объективность и нейтральность.
Пожалуй, только в одном сочинении Барбера – Кэприкорнском концерте
(1944) – заметно прямое влияние художественных течений современности,
а именно неоклассицизма Стравинского. Неоклассицизм оказал сдерживающее
воздействие на романтически насыщенный язык Барбера, и тенденция
к экономному обращению с выразительными средствами и кульминациями
стала характерной для всего зрелого творчества композитора.
Умер Барбер в Нью-Йорке 23 января 1981.
БАРБЮС, АНРИ (Barbusse, Henri) (1874–1935), французский писатель.
Родился 27 мая 1874 в Аньере под Парижем, отец француз, мать англичанка.
Учился в Сорбонне, зарабатывал на жизнь сотрудничеством в парижских
газетах, однако особой известности как журналист не добился. В 1895
напечатал маленькую книгу стихов Плакальщицы (Les Pleureuses), благосклонно
встреченную критикой, в 1908 выпустил первый роман Ад (L'Enfer).
С началом Первой мировой войны ушел на фронт рядовым-добровольцем,
был дважды награжден, написал роман Огонь (Le Feu, 1916), передающий
военный опыт (Гонкуровская премия, 1917) и признанный одним из лучших
романов о войне. За ним последовал роман на ту же тему Ясность (Clarte,
1919). Барбюс был среди первых, кто начал описывать войну с беспощадной
правдивостью и отвращением, воссоздавая неотступный ужас окопных
будней, гибель мужей и сыновей. Он стал лидером международного объединения
«Кларте», посвятившего свою деятельность пропаганде пацифизма, социального
равенства и интернациональной солидарности интеллектуалов; Барбюс
основал также Всемирный комитет против войны и фашизма.
Активный антимилитарист и поборник мирового коммунизма, он после
поездки в СССР напечатал в 1927 книгу Россия (La Russie), а затем,
доказывая близость христианской и коммунистической философских доктрин,
– книги Иисус (Jesus) и Иуды Иисуса (Les Judas de Jesus). После
публикации книги Сталин (Staline, 1935) Барбюс приехал в Москву.
Умер Барбюс в Москве умер 30 августа 1935.
БАРДИН, ДЖОН (Bardeen, John) (1908–1991), американский физик, первый
ученый, дважды удостоенный Нобелевской премии за достижения в одной
и той же области науки: в 1956 совместно с У.Шокли и У.Браттейном
за изобретение транзистора и в 1972 совместно с Л.Купером и Дж.Шриффером
за создание теории сверхпроводимости.
Родился Бардин 23 мая 1908 в Мэдисоне (шт. Висконсин). Окончил Висконсинский
университет (1928), получил степень доктора философии в Принстонском
университете (1936). Работал в Гарвардском (1935–1938) и Миннесотском
(1938–1941) университетах, в лабораториях компании «Белл-телефон»
(1945–1951); с 1951 – профессор Иллинойсского университета. Основные
работы посвящены физике твердого тела и физике низких температур.
В 1948 открыл транзисторный эффект и создал первый полупроводниковый
транзистор, что привело к возникновению новой научно-технической
дисциплины – микроэлектроники. В 1950 (независимо от У.Шокли) предсказал
притяжение между электронами благодаря обмену виртуальными фононами
и в 1952 попытался вычислить его величину. В 1957 создал теорию
сверхпроводимости (теория Бардина – Купера – Шриффера) – способности
некоторых материалов утрачивать сопротивление при очень низких температурах.
В ее основе лежало представление о так называемом электронно-фононном
взаимодействии. Эта теория стимулировала теоретические и экспериментальные
исследования в области сверхтекучести, ядерной физики и астрофизики.
Бардин был награжден медалью Ф.Лондона (1962), Национальной медалью
за научные исследования (1965) и др. Умер Бардин в Бостоне 30 января
1991.
БАРЗЕН, ЖАК МАРТЕН (Barzun, Jacques) (р. 1907), американский историк
культуры, педагог, критик. Родился 30 ноября 1907 в Кретейе близ
Парижа. В 1920 перебрался в США, где началось его сотрудничество
с Колумбийским университетом, сначала в качестве студента, а затем
преподавателя и администратора. В 1927 Барзен получил степень бакалавра
искусств, в 1928 – магистра искусств, в 1932 – доктора философии.
В 1933 стал гражданином США.
Барзен – автор фундаментальных трудов, таких, как Раса: Исследование
современных предрассудков (Race: A Study in Modern Superstition,
1937); Дарвин, Маркс, Вагнер: Критический подход к наследию (Darwin,
Marx, Wagner: Critique of a Heritage, 1941); Учитель в Америке (The
Teacher in America, 1945); Берлиоз и век романтизма (Berlioz and
the Romantic Century, 1950); Энергетика искусства: Исследование
классиков и современных авторов (The Energies of Art: Studies of
Authors Classic and Modern, 1956); Пристанище интеллекта (The House
of Intellect, 1959; анализ состояния культуры в демократическом
обществе, одна из самых читаемых его книг), Наука – восхитительное
развлечение (Science the Glorious Entertainment, 1964); и Американский
университет: Как он действует и куда идет (The American University:
How It Runs, Where It Is Going, 1968).
Барзен критически подошел к современному искусству в книге Искусство
во благо и во зло (The Use and Abuse of Art, 1974). В Клио и докторах
(Clio and the Doctors, 1974) прослеживается влияние психоанализа
на способы исторической интерпретации. Идея книги Как пишут, редактируют
и публикуют: Очерки пояснительные и красноречивые (On Writing, Editing
and Publishing: Essays Explicative and Horatory, 1971) нашла развитие
в ставшей классикой Просто и прямо: Риторика для писателей (Simple
and Direct: A Rhetoric for Writers, 1975). Одна из любимых книг
самого Барзена – Прогулка с Уильямом Джеймсом (A Story with Willian
James, 1983), яркая и живая по форме характеристика человека, которого
Барзен причисляет к титанам психологии и философии и великим художникам
слова.
Свободное время Барзен отдает изучению преступлений. В течение
многих лет он вел в Детективе в кресле (The Armchair Detective)
колонку обзоров криминальных событий. В 1957 написал книгу Радости
сыска (The Delights of Detection), в 1971 составил с У.Х.Тейлором
Каталог преступлений, являющийся путеводителем по литературе о тайнах,
раскрытиях преступлений и другим подобным жанрам (A Catalogue of
Crime, Being a Reader's Guide to the Literature of Mystery, Detection,
and Related Genres). Переработанное и дополненное издание вышло
в 1989.
Входя с 1927 в профессорско-преподавательский состав Колумбийского
университета, был деканом различных факультетов (1955–1967), деканом
и ректором (1958–1967), профессором истории (1967–1975), а также
специальным советником президента по вопросам искусства (1967–1975).
В 2000, на пороге девяностотрехлетия Барзена, вышел главный труд
его жизни – От рассвета к упадку (From Dawn to Decadence), охватывающий
многие явления культурной жизни Западной Европы с 1500 и до наших
дней.
БАРИ, АНТУАН ЛУИ (Barye, Antoine Louis) (1795–1875), французский
скульптор-анималист, живописец и график. Родился в Париже 24 сентября
1795. Занимался гравюрой, ювелирным делом и изготовлением топографических
карт. Изучал скульптуру у Франсуа Бозио и живопись у Антуана Гро.
Не получив официального признания, Бари в 1823–1832 работал в мастерской
ювелира Фоконье. Позднее добился значительных успехов как скульптор.
Ему покровительствовали герцог Орлеанский и американский коллекционер
Генри Уолтерс.
Произведения Бари, первого мастера анималистического жанра в скульптуре,
выполненные в реалистической манере, воспринимались по-разному:
иногда критически-враждебно, иногда – восторженно и одобрительно.
Опыт работы ювелиром помог ему достичь тонкости и точности в скульптуре,
но его особый талант проявился в умении уловить характерные черты
животных и передать их средствами пластики. Бари изображал животных
и в отдельных этюдах, и в скульптурных группах, иногда с людьми,
как в композициях Кентавр и лапиф (1850) или Сценах охоты, выполненных
по заказу герцога Орлеанского.
Работы Бари находятся во многих музеях Европы и США. Он является
также одним из создателей скульптурной декорации Лувра. Умер Бари
в Париже 25 июня 1875.
БАРЛАХ, ЭРНСТ ГЕНРИХ (Barlach, Ernst Heinrich) (1870–1938), немецкий
скульптор, график и писатель; родился 2 января 1870 в Веделе (Хольштайн).
Свою художественную деятельность начал как скульптор, и именно эта
сторона его творчества получила наибольшую известность. Он написал
несколько драматических произведений мистико-философского характера,
опубликованных с авторскими иллюстрациями. Одна из иллюстраций –
гравюра Потоп (1924) – была отмечена премией Клейста.
Барлах создавал свои скульптурные произведения преимущественно из
дерева. В 1906 он побывал в России, где на него произвела сильное
впечатление крестьянская резьба по дереву. По возвращении он стал
делать в основном фигурки крестьян в экспрессивных позах. Скульптор
использовал особый прием: он изображал своих персонажей облаченными
в длинные одежды, которые придавали их фигурам монолитность и напоминали
драпировки готической скульптуры. Однако сильно упрощенная обработка
поверхностей и геометрически стилизованные складки выдают их современное
происхождение. Среди работ Барлаха значительное место занимают небольшие
статуэтки, в том числе фарфоровые. Скульптор создавал и монументальные
памятники и композиции, из которых наиболее известен состоящий из
нескольких деревянных фигур Памятник павшим в Магдебургском соборе
(1930). После прихода к власти фашистов Барлах подвергался преследованиям.
Его произведения, показанные в 1937 на выставке «Дегенеративное
искусство», были изъяты из музеев, а памятники сняты. Умер Барлах
в Ростоке 24 октября 1938.
БАР-МИЦВА (древнеевр. «сын заповеди»), в иудаизме обряд инициации,
означающий, что еврейский мальчик, достигший 13 лет, становится
совершеннолетним в религиозном отношении и возлагает на себя все
религиозные обязанности. Обряд совершается в синагоге, обычно в
субботу; дата рождения вычисляется по еврейскому календарю. Мальчика
приглашают прочитать последний отрывок из чтения Торы на данный
день, а также отрывок из пророческих книг. Он может выступить с
подготовленной речью на заданную тему, чаще всего посвященной разъяснению
прочитанной главы из Торы. В США бар-мицва и подобный ему обряд
для девочек (в возрасте 12 лет), называемый бат-мицва, стали одними
из самых веселых еврейских праздников, по их поводу устраиваются
званые обеды, ребенку дарят подарки. В реформистских общинах вместо
этого совершается торжественная церемония приобщения еврейского
мальчика к вере отцов, хотя многие общины продолжают хранить обряд
бар-мицвы.
Происхождение обряда бар-мицвы неясно. Первым, кто употребил термин
«бар-мицва», был Мордехай бен Гиллель, ученый из Германии (13 в.),
автор комментариев к Талмуду.
БАРНАРД, КРИСТИАН НЕТЛИНГ (Barnard, Christiaan Neetling) (1922–2001),
южно-африканский хирург. Родился 8 ноября 1922 в Бофорт-Уэсте (Южная
Африка). В 1953 получил степень доктора медицины в медицинской школе
при Кейптаунском университете. Изучал кардиохирургию в медицинской
школе при университете Миннесоты (США) и в 1958 получил степень
доктора медицины. По возвращении в ЮАР возглавил хирургическое отделение
больницы Гроте Схур при Кейптаунском университете. Специализировался
в проведении операций на открытом сердце и разрабатывал новые методы
замены пораженных сердечных клапанов искусственными. Барнард и его
коллеги провели первую в мире пересадку сердца в больнице Гроте
Схур 3 декабря 1967: безнадежно больному 54-летнему коммерсанту
Луису Вашканскому было пересажено сердце молодой женщины, получившей
смертельные увечья в автомобильной катастрофе. Вашканский умер от
пневмонии через 18 дней после операции, но следующий пациент, Филипп
Блайберг, прожил с пересаженным сердцем более 19 месяцев. К концу
1968 в мире было сделано уже около 100 пересадок сердца. В 1970-е
годы подобных операций проводилось не так много, поскольку обнаружилось,
что пересаженное сердце отторгается иммунной системой организма.
Однако в начале 1980-х, с открытием иммунодепрессантов, число таких
операций резко возросло. Барнард – автор автобиографической книги
Одна жизнь (One Life, 1970).
БАРОХА-И-НЕССИ, ПИО (Baroja y Nessi, Pio) (1872–1956), испанский
романист. Родился 28 декабря 1872 в Сан-Себастьяне. Изучал медицину
и два года практиковал в кастильской деревне, затем некоторое время
владел пекарней в Мадриде, прежде чем решил посвятить себя журналистике.
В первые годы 20 в. активно участвовал в политической жизни, дважды
баллотировался в кортесы от республиканской партии, но оба раза
потерпел поражение.
Бароха принадлежал к т.н. «поколению 98 года», был его крупнейшим
представителем. Кроме романов, писал эссе и автобиографическую прозу;
впрочем, автобиографические черты присущи всем его произведениям.
Его романы чрезвычайно разнообразны по содержанию. Написанное между
1900 и 1913 он собрал в следующие трилогии: Земля басков (La Tierra
vasca, 1900–1909), в которую входит Повелитель Лабраса (El Mayorazgo
de Labraz, 1903) – один из его лучших романов; Борьба за существование
(La Lucha por la vida, 1904), куда вошли Поиск (La Busca, 1904),
Сорная трава (La Mala hierba, 1904) и Алая заря (Aurora roja, 1904)
– триптих из жизни трущобного Мадрида; Прошлое (El Pasado, 1905–1907)
– о странных, авантюристического склада мадридцах романтической
поры; Города (Las Ciudades, 1910–1912). В некоторых из упомянутых
романов автор перенес место действия из Испании в Париж, Рим и Лондон.
Бароха дал название Воспоминания человека действия (Memorias de
un hombre de accin, 1913–1927) циклу исторических романов, в которых
выразил свое видение Испании первой четверти 19 в.
Озабоченность проблемой действия (активизм) и его соотношения с
умозрением наиболее сильно прозвучала в романе Барохи Путь к совершенству
(Camino de perfeccin, 1902) из трилогии Фантастическая жизнь (La
Vida fantstica, 1913). Писатель выработал новый для испанского романа
стиль повествования: безличный, пронизанный пессимизмом, интеллектуальный.
Многие считают его крупнейшим испанским романистом 20 в. Умер Бароха
в Мадриде 30 октября 1956.
БАРОЧЧИ, ФЕДЕРИГО (Barocci, Federigo) (ок. 1535–1612), итальянский
живописец. Родился в Урбино, дважды побывал в Риме, но большую часть
жизни прожил в родном городе. От других маньеристов Бароччи отличает
особый интерес к решению колористических проблем; мастерство в передаче
световых изменений и тонких тональных переходов объясняется отчасти
влиянием Корреджо. В качестве характерных примеров его художественного
стиля можно привести картины Мадонна дель Пополо (Флоренция, галерея
Уффици) и Положение во гроб (Сенигалья, Кьеза делла Кроче). Бароччи
в большей степени основывается на данных зрительного восприятия
и по-новому строит композиционное пространство, оставляя его более
свободным в глубине (Мученичество св. Виталия, Милан, галерея Брера).
Произведения мастера наполнены глубоким религиозным чувством (Бегство
в Египет, Ватикан). Среди избираемых им сюжетов преобладают мистические
и драматические; примером трактовки последних может служить Распятие
(Генуя, церковь Сан Лоренцо). Искусство Бароччи оказало большое
влияние на мастеров позднего барокко и 18 в. Умер Бароччи в Урбино
в 1612.
БАРРЕС, МОРИС (Barrs, Maurice) (1862–1923), французский писатель
и политический деятель. Родился 22 сентября 1862 в Шарме (Лотарингия).
Лотарингское происхождение сыграло решающую роль в его литературном
и политическом самоопределении. Его трилогия Культ «я», состоящая
из романов Под взглядом варваров (Sous l'oeil des barbares, 1888),
Свободный человек (Un Homme libre, 1889) и Сад Береники (Le Jardin
de Brnice, 1891), написана под влиянием Э.Ренана и посвящена психологическим
изысканиям. Хотя трилогия произвела впечатление на современников,
Баррес вскоре обратился к проблемам нации, национальных и местных
традиций. Этими размышлениями навеяна его вторая трилогия, Роман
национальной энергии (Le Roman de l'nergie nationale), в которую
входят Лишенные почвы (Les Dracins, 1897), Призыв к солдату (L'Appel
au soldat, 1900) и Их лица (Leurs Figures, 1903). Среди поздних
сочинений Барреса – Колетта Бодош (Colette Baudoche, 1909) и Одухотворенный
холм (La Colline inspire, 1913). Деятельный политик-националист,
Баррес в 1889 был избран депутатом от Нанси. Умер Баррес в Нейи-сюр-Сен
(близ Парижа) 5 декабря 1923.
БАРРОС АРАНА, ДИЕГО (Barros Arana, Diego) (1830–1907), чилийский
историк и деятель образования. Родился в Сантьяго 16 августа 1830.
За первой работой по истории, опубликованной в 1850, последовали
многочисленные исследования по истории Чили и других американских
стран. После поездки в Европу Баррос Арана предложил план полной
реорганизации чилийской системы образования и написал несколько
учебников. В 1892 стал ректором Чилийского университета в Сантьяго.
Придерживался либеральных взглядов. Главные труды – Общая история
независимости Чили (Historia general de la independencia de Chile,
1854–1858); Компендиум истории Америки (Compendio de historia de
America, 1865) и Общая история Чили (Historia general de Chile,
16 vols, 1884–1902). Умер Баррос Арана в Сантьяго 4 ноября 1907.
БАРРОУ, ЭРРОЛ УОЛТОН (Barrow, Errol Walton) (1920–1987), премьер-министр
Вест-Индии. Родился 21 января 1920 на Барбадосе. Учился в Харрисоновском
колледже (Барбадос); в 1940–1947 служил в английских ВВС. Окончил
экономический факультет Лондонского университета, изучал право в
«Линкольнз-Инне» в Лондоне.
По возвращении на Барбадос Барроу вошел в союз с Г.Адамсом, лидером
Барбадосской лейбористской партии (БЛП), и занял кресло депутата
в Национальном собрании. Вскоре между Барроу и Адамсом возникли
разногласия. Адамс намеревался модернизировать конституцию Барбадоса,
введя в нее всеобщее избирательное право и министерскую форму правительства.
Барроу возражал против нововведений, считая их преждевременными,
и настаивал на реализации планов индустриального развития и полного
разрыва с колониальной системой. В 1954 Барроу порвал с Адамсом
и в 1955 образовал Демократическую лейбористскую партию (ДЛП). В
1958 участвовал в дискуссии между партией Союз рабочих Барбадоса
и сахаропроизводителями, успешно закрепив позиции ДЛП как защитника
рабочих в сахарной промышленности. В 1958 на дополнительных выборах
Барроу был избран в Национальное собрание, а в 1961 ДЛП победила
на всеобщих выборах.
Став премьер-министром, Барроу пытался создать союз небольших островов
после распада Вест-Индской федерации. Не добившись успеха, в 1966
провозгласил независимость Барбадоса. Во внутренней политике Барроу
выдвинул программу развития высшего образования, легкой промышленности
и туризма. В 1968 способствовал созданию Карибской ассоциации свободной
торговли (впоследствии Карибское сообщество и Карибский общий рынок).
В 1976 ДЛП уступила власть БЛП, и Барроу ушел в оппозицию. В 1983
выступал против вторжения США в Гренаду. В 1986, когда выборы выиграла
ДЛП, Барроу вернулся к власти. Умер Барроу в Бриджтауне 1 июня 1987.
БАРСОВ, АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ (1730–1791), русский философ, переводчик.
Родился в Москве 1 декабря 1730. Окончил Славяно-греко-латинскую
академию и Санкт-Петербургский университет. В 1753 получил звание
магистра философии и свободных наук. С 1761 – профессор кафедры
красноречия (риторика, поэтика) Московского университета. С 1781
– действительный член Российской Академии наук.
Социально-политическим идеалом Барсова на протяжении всей жизни
оставалась просвещенная монархия. Барсов поддерживал политику правительства
Екатерины II, в том числе в области культуры и просвещения. В своих
многочисленных речах ученый сравнивал действия российских властей
с правлением просвещенных властителей Древней Греции и Древнего
Рима. Высоким авторитетом пользовались переводы Барсова, среди них
– Наставления политические... Я.Бильфельда, раздел о метафизике
в Энциклопедии Дидро и др. Одним из первых лингвистических исследований
в России стал труд Барсова Российская грамматика. В 1788 было опубликовано
собрание его речей, где наиболее полно нашли отражение философские
и социальные воззрения ученого. В Речи о пользе учреждения Императорского
Московского университета при открытии оного Барсов высоко оценил
историческую роль философии, которая «приобучает разум к твердому
познанию истины», «испытует естество Божие, рассматривает силы и
свойства наших душ».
Умер Барсов в Москве 21 января 1791.
Основное сочинение: Собрание речей. М., 1788.
БАРТ, КАРЛ (Barth, Karl) (1886–1968), швейцарский теолог, родился
10 мая 1886 в Базеле в семье реформатского пастора и профессора
церковной истории. Учился в университетах Берна, Берлина, Тюбингена
и Марбурга, испытал влияние неокантианства и теолога Вильгельма
Германа. В 1909 стал помощником пастора реформатской общины в Женеве,
а в 1911 – пастором в Зафенвиле. В 1919 он написал книгу Послание
к Римлянам (Der Romerbrief, 2-я, полностью переработанная редакция,
1922), комментарий к Посланию к Римлянам апостола Павла. В 20-е
годы вокруг Барта сформировался круг молодых теологов; это направление
было названо «диалектической теологией» (другие названия: теология
кризиса, неоортодоксия). В 1921 он стал внештатным профессором в
Гёттингене, в 1925 – ординарным профессором догматики и новозаветной
экзегезы в Мюнстерском университете, а затем – профессором систематической
теологии в Боннском университете. В 1934 он лишился кафедры из-за
своего отказа принести присягу на верность Гитлеру, обязательную
для государственных служащих. В том же году Барт участвовал в создании
т.н. Исповедующей церкви (Bekennende Kirche). В нее вошли те члены
евангелических церквей Германии, которые не приняли нацистский режим.
На первом синоде этой церкви (в Бармене, районе Вупперталя) Барт
подготовил проект теологической декларации, где подтверждалась несовместимость
веры в Иисуса Христа, как Слова Бога и главы церкви, с подчинением
земным вождям, которые стремятся ограничить свободу церкви и вмешиваются
в дела веры.
В 1935 Барт возвратился в Швейцарию, где стал профессором теологии
Базельского университета. В 1956 он удалился на покой.
Воспитанный в традициях немецкой либеральной теологии, Барт пришел
к выводу, что его представление о Боге и ситуации человека в мире
абсолютно бесполезны и не отвечают реальным нуждам прихожан. Барт
перечитал Священное Писание, а также сочинения реформаторов (в особенности
Лютера) без предвзятости, обусловленной теологическим образованием,
и пришел к выводу, что Бог недоступен человеческому познанию и открывает
себя вне зависимости от желания человека. Человек сам по себе не
только отделен от Бога, но в своем непослушании враждебен ему. Таким
образом, религиозный опыт и этика, опирающаяся только на знании
человека о Боге, являются не только ошибочным, но и вводящим в заблуждение
прикрытием для нежелания человека принять Бога таким, каким он есть
и каким он открывает себя в Иисусе Христе.
На этой основе Барт разработал радикально христоцентрический подход.
В его главной работе, оставшейся незаконченной Церковной догматике
(Kirchliche Dogmatik, 12 томов, 1932–1967) он реконструирует с этой
точки зрения всю область теологии. Сотворение мира, грехопадение
человека, история Израиля, Новый Завет – все это интерпретируется
Бартом сквозь призму «события Христа». Среди других трудов Барта
– Слово Бога и теология (Das Wort Gottes und die Theologie, 1924),
Протестантская теология в 19 столетии (Die Protestantische Theologie
im 19.Jahrhundert, 1947). Умер Барт в Базеле 10 декабря 1968.
Сочинения, кроме указанных в статье: Очерк догматики. СПб, 1997;
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|