|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
АЦТЕКИ, название народов, населявших долину Мехико незадолго до
испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие
племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали
черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства
и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали
теночки, и «ацтеками» иногда называли только этот последний народ.
Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз,
созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана,
установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период
с 1430 по 1521.
Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под
названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики.
Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно
на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и
со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими
в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала
цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко.
Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения
создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах.
Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания
рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным
средством передвижения.
Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от
северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую
разнообразные ландшафты и природные зоны – относительно засушливые
районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака
и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского
залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем
самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам,
которых не было в местах их первоначального проживания.
Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы,
жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили
на диалектах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»).
Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником
почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого
языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или
Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят
на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано».
Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной
от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных
языков.
Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки
пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов
и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага
для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг
была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во
всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико
до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух
десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до
наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи,
другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей.
Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция
не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали
наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому
королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских
монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.
Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты,
когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю
о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции
Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю
завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de
Nueva Espaa), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние
народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала
в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных
ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода
наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей
Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva Espaa) монаха-францисканца
Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов
об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.
Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания.
Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при
земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное
изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре
возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но
широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты
только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных
сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов
ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки
выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних
сооружений.
ИСТОРИЯ
Исторический фон. Культура ацтеков была последним звеном в длинной
цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в
доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков,
развивалась на побережье Мексиканского залива в 14–3 вв. до н.э.
Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций,
поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели
развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные
каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном
ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией;
последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими
и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.
Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих
цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно
краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая
после себя обширные города и множество великолепных произведений
искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической
эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе
площадью в 26–28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.
В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему
пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв.
Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую)
продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую
эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту
населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались
в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных
династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные
обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные
прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а
торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру
на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее
положение отдельных культурных центров не мешало существованию других
городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей
уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь
ацтеков.
Скитания ацтеков. Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает
о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное
путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих
или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных
районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные
сельскохозяйственные области Центральной Мексики.
Мифологические и исторические источники указывают, что скитания
теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325.
Покинув остров Астлан («Место Цапель»), теночки дошли до Чикомостока
(«Семь пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих
племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько,
каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное
путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.
Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством
своего племени, Уицилопочтли («Колибри левой стороны»). Их путешествие
не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго
останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия
внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся
в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны,
они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой
города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой
стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище
теночки воздвигли на холме Чапультепек («Холм Кузнечика»), затем
переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для
поселения два островка на озере Тескоко.
Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел
и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова
оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить
за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили
легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно
которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они
увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел
в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город
теночков – Теночтитлан.
С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве
военных наемников, у самого сильного города-государства в долине
Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ
к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали
город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои
владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с
правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.
Создание империи. В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства
Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против
тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному
союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана.
Так была создана мощная военно-политическая сила – тройственный
союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими
ресурсами огромной территории.
Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз,
подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти
последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний
из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II),
занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией
империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам,
не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев
на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским
конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.
ОБРАЗ ЖИЗНИ АЦТЕКОВ
Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква,
многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и
прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты
из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий
в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков
и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить
очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен
какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для
знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.
Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды,
веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось
из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и
ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели
право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные
повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми
узорами.
Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих
садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из
связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по
краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных
между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки
грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие
на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в
южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники
здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера
Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия.
В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы
сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений.
Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных
животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно
на эффективной организации труда.
Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее
городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200
тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло
30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек.
Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев
значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил
продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы
и военачальники.
Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных
народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для
продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно,
а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой
рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана
– Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно
собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все
что угодно – от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней
и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики
и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.
Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили
дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты
питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита
и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода
услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению
в жертву.
Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти
в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства.
Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших
за пределами империи.
Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным
и делилось на два основных класса – наследственную аристократию
и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела
множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков
отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались
союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы
высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли
военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.
Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы.
В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под
названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел
собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу,
платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были
сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например,
мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы
проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны
к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше,
чем государству.
Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было
преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и
захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный
какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники,
изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на
отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя
и разбогатеть.
В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве
наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время
отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек
на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей
семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.
Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста
дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело
и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте
часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство.
Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном
ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.
Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые
начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак,
где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории,
астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их
обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах,
участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во
время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли
своего городского квартала, где обучались главным образом военному
делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли»
(«дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям
и танцам.
Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством.
Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные
таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего
возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий,
в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток
пульке.
Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями
о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного
в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода
к зениту. Женщины, погибшие при родах – так сказать, на своем поле
битвы, – сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые
молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство
же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего
подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.
Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство
имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»).
Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от
отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило
не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской
знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя
обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным
признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности,
поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты
в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных
ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства
подпали под власть других, одни правители считались выше других,
а главным из них признавали правителя Теночтитлана.
На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы,
судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали
расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников
и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной
свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять
правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории
входили в состав империи различными путями – одни народы теночки
завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли
к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства,
покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования,
к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру.
Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая
награды в виде титулов и земель.
Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные
войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам
продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался
захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех
воинов противников, повышался в чине.
Религия. Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество
богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый
Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый
Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь
ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам
дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли
теночков, ассоциировались с Солнцем.
Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли
его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан
двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку.
Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где
находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка
для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали
в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний
и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими
жертвоприношениями.
(60.53 Кб)
Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать
небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре
эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого
рода: первая – от ягуаров, вторая – от ураганов, третья – от всемирного
пожара, четвертая – от потопа. Современная ацтекам эпоха «Пятого
Солнца» должна была завершиться страшными землетрясениями.
Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских
религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов
энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения,
считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного
цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала
земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений
ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй,
но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая
сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому
выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество
пленников.
Достижения науки и искусства. Ацтеки имели циклический счет времени.
Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным
календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней
каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней.
Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным
религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств
и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней
месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до
13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде
«Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей
судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея
заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний
цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому,
как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый
цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.
Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной
жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных
песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта
литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской
доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности
жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты
постоянно практиковались в среде знати.
Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики
по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство
изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали
щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали
по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное
мастерство в создании мозаик и орнаментов.
АШАРИ, АБУ-Л-ХАСАН, АЛ- (873 – ок. 935), исламский богослов, основоположник
ашаритской школы в каламе. Родился в Басре (Ирак) в 873. Вначале
придерживался учения мутазилитов. В 913 изменил позицию, признав,
что мутазилизм как радикально рационалистическое учение несовместим
с исламской догматикой. Чтобы нейтрализовать нападки на калам, предложил
более умеренное учение. Последние годы жизни провел в Багдаде. Умер
в Багдаде в 935.
Написал около 100 сочинений, несколько из них сохранились, в том
числе Учение мусульман, Разъяснение основ веры, Одобрение занятия
каламом.
В созданной ал-Ашари системе традиционная догматика обосновывается,
как и в мутазилизме, с помощью логики и философии, но тезисы, которые
они обосновывают, иные, нежели у мутазилитов. Так, учение мутазилитов
о свободе воли корректируется суннитским догматом о предопределении,
и таким образом решается спор между джабаритами, считавшими, что
действия человека носят вынужденный характер, и кадаритами, утверждавшими,
что человек действует, поскольку располагает свободой воли. В связи
с проблемой свободы воли ал-Ашари разработал учение «касб» (букв.
«приобретение»), согласно которому в действительности творцом поступков
человека является Аллах, ставящий человека перед выбором и таким
образом постоянно испытывая его праведность.
Ал-Ашари отвергал грубый антропологизм в представлениях об Аллахе,
но в то же время отказался и от мутазилитской концепции божественных
атрибутов. Согласно последней, приписывание Аллаху многочисленных
атрибутов противоречит догмату о единобожии, поскольку предполагает
фактическое существование наряду с Аллахом других определяющих его
сущностей. Чтобы примирить эти позиции, ал-Ашари предложил тезис,
утверждающий, что атрибуты Аллаха составляют его внутреннюю сущность,
не нарушают его простоты и тем более не означают отрицания его единственности.
Если же следовать логике мутазилитов, то Аллаху нельзя приписывать
даже атрибута вечности, а это, считал ал-Ашари, может привести к
его упразднению или превращению в абсолютно трансцендентную и излишнюю
сущность, что и произошло в философской системе исмаилитов. Отличало
ал-Ашари от мутазилитов и признание им догмата о несотворенности
Корана. В то же время ал-Ашари продолжал отстаивать провозглашенный
мутазилитами тезис о разуме как необходимом, наряду с Кораном и
сунной, средстве познания Аллаха.
Более умеренные по сравнению с мутазилитами взгляды ал-Ашари объясняются
его стремлением сохранить хотя бы в сглаженном виде их учение в
условиях усиления позиций ханбалитов. Тем не менее учение ал-Ашари
вызывало нападки ханбалитов, которые считали, что «он всегда оставался
мутазилитом», а при султане Тогрул-беке, уже после смерти ал-Ашари,
было объявлено ересью. Ашаризм получил признание благодаря трудам
его приверженцев ал-Бакиллани (ум. 1013) и ал-Газали (ум. 1111)
и позднее стал одной из наиболее влиятельных систем калама.
АШВАГХОША (санскр. ), буддийский поэт, драматург, философ и проповедник,
живший в 1–2 вв. Родился на севере Индии в брахманской семье, предположительно
в г. Айодхье (совр. Аудх), получил превосходное образование, а затем
обратился в буддизм, вероятно в школе сарвастивады, был учеником
Паршвы (или его ученика Пуньяяшаса) и, согласно Васубандху, даже
помогал Катьяянипутре писать комментарий Махавибхаша к абхидхармическому
наследию сарвастивадинов. Махаянисты, однако, называют его в числе
своих основных авторитетов – наряду с Нагарджуной и Арьядэвой. Китайские
и тибетские историки сообщают, что он писал к своим стихам музыку,
нередко возглавляя группы бардов, исполнявших в людных местах буддийские
«стансы» о тщете и суете существования. Ему приписывалось множество
произведений, из которых подлинными являются, вероятно, лишь три.
Поэма Буддачарита (Жизнь Будды) сохранилась в санскритском оригинале
в 17 «песнях», в китайском и тибетском переводах – в 24. Поэма лишена
типичных для позднего периода высокой поэзии (кавья) усложненностей,
равно как и преувеличений в описаниях Будды, характерных для более
поздних «махаянских пуран» вроде Лалитавистары (3–4 вв.). Среди
наиболее экспрессивных сцен – описания встреч царевича Сиддхартхи
со старцем, больным и покойником, определивших его решение уйти
из мира, уход из царского дворца и низложение демона Мары. Вместе
с тем, поэма Ашвагхоши, тщательно изучившего тексты Трипитаки, позволяет
восстановить картину религиозной и философской жизни Индии эпохи
Будды, прежде всего облик аскетических, шраманских кружков и их
учителей (глава 12 предлагает поэтическую реконструкцию учения Арада
Каламы, первого наставника Будды – одну из самых ранних версий санкхьи,
в которой еще отсутствует учение о трех гунах).
Саундарананда (О Нанде и Сундари) принадлежит к произведениям «украшенной»
куртуазной поэзии. Ее основной сюжет: Нанда, сводный брат Будды,
горюет из-за разлуки со своей возлюбленной Сундари, но постепенно
начинает осознавать суетность земных желаний (Будда убеждает его
в том, что его избранница так же безобразна в сравнении с небесными
нимфами-апсарами, как обезьяна в сравнении с ней, а затем, когда
он желает уже апсару, Ананда наставляет его в том, что даже радости,
даруемые небесными женщинами, – такая же суета, как и удовольствия,
даруемые женщинами земными). В результате Нанда предается созерцательной
практике и становится архатом.
Ашвагхоша был автором одной из первых санскритских пьес – Шарипутра-пракараны,
по сюжету которой Будда обращает своих будущих знаменитых учеников
Шарипутру и Маудгальяяну. Пьеса сохранилась лишь во фрагментарнах.
Ашвагхоша – одна из значительных фигур, определивших эволюцию индийского
буддизма в направлении махаяны. В Буддачарите, где излагается первая
проповедь Будды о страдании, основатель буддизма говорит о «пустотности»
тела, сам он – «владыка мира» – прямо указывает на «широкий путь»,
проложенный предшествовавшими буддами. Нанда в другой поэме также
не ограничивается собственным освобождением, но, подобно тем, кто
следует «путем бодхисаттвы», преисполнен сострадания ко всем существам
(махакарунья) и желает извлечь их из океана страдания.
АШОКА (? – ок. 232 до н.э.), индийский правитель из династии Маурьев,
внук основателя династии Чандрагупты и сын Биндусары. Взошел на
трон ок. 268. Основным источником сведений о нем служат высеченные
на скалах и колоннах надписи, которые находят по всей Индии. Как
сообщается в одной из таких надписей, на девятом году правления
Ашока завоевал соседнее государство Калингу (современная Орисса)
и был настолько потрясен учиненным им кровопролитием, что раскаялся
и стал заботиться о дхарме, т.е. о праведном образе жизни в соответствии
с заповедями буддизма.
Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять
программу реформ. Он поощрял строительство ирригационных систем
и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую
систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии
с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения,
связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на
пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались
специальные чиновники (дхармамахаматры), в обязанности которых входили
поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных
лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма
и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной
терпимости. Он поддерживал дружественные отношения с соседними правителями
и посылал посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, Птолемею II Филадельфу
в Египет и другим владыкам на западе. Благодаря политике миссионерства
произошло обращение в буддизм жителей острова Ланки (Цейлона); это
сделал, как гласит традиция, младший сын Ашоки – Махинда, сам ставший
монахом.
В старости Ашока фактически утратил власть, а некоторые индийские
историки полагают, что его миролюбивая политика привела к ослаблению
маурийской империи, которая вскоре после его смерти начала распадаться.
В последующие столетия память об Ашоке сохраняли только буддисты,
почитавшие его как великого покровителя религии. Только в 19 в.
были расшифрованы его указы. Великолепные монолитные каменные колонны,
на которых выбиты многие из надписей, относятся к шедеврам индийского
искусства. Повернутые спиной друг к другу львы, изображенные на
самой знаменитой из них, Сарнатхской капители (близ Варанаси), стали
национальным гербом Республики Индия.
АШРАМЫ (санскр. – «прибежище», «стадия жизни»), этапы жизни мужских
представителей трех высших варн традиционного индийского общества
(брахманы, кшатрии, вайшьи). Концепция ашрам была разработана уже
в Дхармасутрах, но наиболее обстоятельно рассматривается в Дхармашастрах,
прежде всего в Законах Ману; среди других источников можно отметить
Упанишады, Артхашастру, Кама-сутру, тексты Махабхараты.
Первая стадия жизни – ученичество (брахмачарья), которое начинается
с детства, после прохождения ребенка через основную из санскар –
церемонию посвящения (упанаяна), рассматриваемую как «второе рождение».
Мальчик должен уйти в семью учителя-гуру, изучать там в течение
12 лет Веды и другие дисциплины и соблюдать целомудрие. На следующей
стадии – женатого домохозяина (грихастха) – индивиду надлежит выполнять
тройственный долг по отношению к богам (жертвоприношения), предкам
(рождение сыновей) и риши (ежедневное чтение Вед), а также совершать
ежедневные обряды (нитьякарма) и поддерживать все существа (прежде
всего семью и родителей, но также гостей и странников). На третьей
стадии – лесного отшельника (ванапрастха) – рекомендуется уйти из
населенного пункта вместе с женой в «пустынь» и заняться самосовершенствованием,
выполняя многочисленные обряды и предаваясь аскезе. На последней
стадии – странствующего аскета (санньясин) – рекомендуется отказываться
от всех благ и обрядов, жить милостыней, терпеть лишения и стремиться
к высшему благу. Переход от каждой предыдущей ашрамы к каждой последующей
инициируется специальными обрядами (исключение составляет переход
из «домохозяйства» в «отшельничество»), первый из которых состоит
в санскаре возвращения из дома учителя, а последний – в символическом
поглощении жертвенных огней.
Система четырех ашрам соотносилась в некоторых текстах с четырьмя
целями человеческого существования (пурушартха). Так, согласно Кама-сутре,
на первой стадии приоритетной целью человека является выгода (артха),
на стадии домохозяина – удовольствия (кама), на двух последних –
религиозная заслуга (дхарма) и «освобождение» (мокша).
АШХАБАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (с 1957
имени А.С.Пушкина). В Ашхабаде (г. Полторацк) 1 октября 1926 решением
правительства Туркмении был открыт русский театр, один из самых
больших театров в республике (1200 мест). Директором театра был
Л.Лонской, главным режиссером – В.Лукашевич. Первые спектакли: Бешеные
деньги, Мандат, Те, которые вымирают (Дворянское гнездо), Майская
ночь (по Гоголю) и др. В 1927–1929 театр возглавлял А.Канин, очередным
режиссером работал Б.Шмидт. Ведущие актеры труппы этого периода:
Кириллов, Филиновский, Любина, Рендель, Крылов и др. В разные периоды
в театре работали режиссеры: В.Федоров (1937–1940), Н.Теккер (1940–1945),
И.Громов (1945–1958). В довоенное время на сцене театра шли спектакли:
Человек с ружьем Н.Погодина, Король Лир Шекспира, Шемшат Эсеновой
и др. Лучшими спектаклями послевоенного периода были: Бешеные деньги
Островского (1945), Укрощение строптивой Шекспира (1946), Семья
Аллана Мухтарова (1948), Московский характер Софронова (1949), Джахан
Сейтлиева (1951), Веселый гость Мухтарова (1955), Идиот Достоевского
(1956), Почему улыбались звезды Корнейчука (1958) и др. В 1960-е
и 1980-е годы в театре работали режиссеры: В.Аксенов, В.Регурецкий,
Ю.Шишкин. Труппу представляют артисты: Кириллов, Котовщикова, Любина,
Ридель, Абрамов, Бурдейн, Бобровский, Аветисов, Гоманюк, Лукин,
Чирков, Дозорный, Расторгуева, Свиридова, Архангельский и др. В
репертуар театра входили: Прощание в июне Вампилова, Чти отца своего
Лаврентьева, Я отвечаю за все Германа, Дипломат Алешина, Старик
Горького, Сирано де Бержерак Ростана и др.
АШШУР, Ассур, столица древней Ассирии, в настоящее время развалины
в окрестностях Эш-Шарката в центральной части Северного Ирака, место
важных археологических находок. Развалины Ашшура расположены в невысокой
холмистой местности на западном берегу Тигра в его верхнем течении,
в 260 км к северо-западу от Багдада.
АШШУРБАНИПАЛ, царь Ассирии (669–626 до н.э.). В начале царствования
Ашшурбанипал владел Ассирией, Вавилонией, Сирией, Палестиной и Нижним
Египтом; к этим землям он присоединил Верхний Египет и Элам. Хотя
Тиглатпаласар III переселил многие халдейские общины в Анатолию
и Армению, Ашшурбанипалу пришлось вновь бороться с ними и на их
исконных землях на территории южного Ирака, и на северных рубежах
своего государства. Гражданская война Ашшурбанипала против брата,
царя Вавилона Шамашшумукина в 653 до н.э., хотя и была успешной,
все же ослабила его державу. Последовавшие военные действия в Эламе
не смогли остановить усиления Мидийского царства в Иране. Тем не
менее фараоны Египта Псамметих и его сын Нехо – представители династии,
посаженной на египетский трон Ашшурбанипалом после того, как он
изгнал фараона XXV (эфиопской) династии, – до конца оставались союзниками
Ассирии.
Как и его предшественники на ассирийском троне, Ашшурбанипал был
прекрасным полководцем и одновременно образованным человеком и меценатом.
Его 43-летнее правление – период расцвета искусства и литературы.
В своей надписи он с гордостью сообщает, что его «ухо было открыто
для знания» и что он учился толковать язык звезд и постигать умножение
и деление. Одна из его табличек гласит: «Отрадой для меня было повторять
наизусть дивные творения на темном шумерском и на трудном для запоминания
аккадском». Многие исследователи древности причисляют надписи самого
Ашшурбанипала к числу лучших произведений древней словесности. В
Ниневии он основал две огромные библиотеки, в которых хранились
важные исторические свидетельства и религиозные тексты, а также
царская переписка. Эти библиотеки включали собрание поэтических,
исторических, научных, религиозных сочинений, а также трудов по
лексикографии и грамматике.
АШШУРНАСИРПАЛ II, царь Ассирии, правивший примерно с 883 по 859
до н.э. Великий царь-воин, он расширил и укрепил рубежи Ассирии.
Воевал также в далеких областях средиземноморского побережья и привел
оттуда 15 тыс. пленников. Дворец, построенный Ашшурнасирпалом в
Кальху (Калахе), представлял собой величественное сооружение с обитыми
бронзовыми пластинами воротами, внутри него находилось множество
предметов из золота, серебра и слоновой кости. Многочисленные надписи
и скульптурные рельефы, украшающие ныне музейные собрания в США
и Европе, происходят из дворца Ашшурнасирпала в Кальху.
АЮРВЕДА (санскр. – «наука о долголетии»), традиционная индийская
медицина, истоки которой восходят к ведийской эпохе.
Истоки Аюрведы. В ведийских текстах сохранились свидетельства знаниях
в области анатомии, эмбриологии и гигиены: так, в гимнах Атхарваведы
подробно описаны кости человеческого скелета. Сама Аюрведа считалась
дополнением (упанга) к Атхарваведе – Веде магических заговоров,
многочисленные гимны которой были специально посвящены устранению
разных болезней: проказы, лихорадок, желтухи, заболеваний сердца,
психики, «болезни» как таковой и т.д. Анатомические и медицинские
представления засвидетельствованы и в текстах брахманической прозы:
в Брахманах и Упанишадах. Как и другим областям знания, медицине
приписывалось божественное происхождение. Считалось, что она создана
богом Брахмой, от которого перешла к другим божествам – Праджапати,
близнецам Ашвинам (их способность исцелять людей прославляется во
многих ведийских гимнах – Ригведа I.157 и др.), Индре, а от них
– к мудрецам-риши.
Начальный период Аюрведы как дисциплины знания приходится на середину
I тыс. до н.э. Уже великий грамматист Панини (ок. 4 в. до н.э.)
свидетельствует о значительной медицинской и фармакологической номенклатуре,
а его последователь Патанджали (2 в. до н.э.), перечисляя традиционные
дисциплины, веданги и итихаса-пураны, называет и медицину.
Значительно более обстоятельные сведения о медицине содержат буддийские
источники. Отношение ранней буддийской общины к медицинским познаниям
было неоднозначным. Монахам запрещалось заниматься лечебной практикой,
вероятнее всего потому, что она была тесно связана с брахманистской
магией, которую буддисты порицали и высмеивали. Тем не менее со
временем эти запреты стали все чаще нарушаться. Среди лидеров буддийской
общины фигурирует педиатр Дживака, о котором было известно, что
он изучал свою специальность у знаменитого Атреи, учившего в не
менее знаменитом североиндийском «университете» в Таксиле. Речь
идет о том самом Атрее, который наряду с Харитой, Кашьяпой, Агнивешей
и Бхедой постоянно цитируется в классических аюрведических трактатах
как основатель медицинской науки. По-видимому, уже во второй половине
I тыс. до н.э. на «медицинском факультете» в Таксиле сложилась восьмичастная
модель этой науки (аштанга), составляющими которой считались хирургия
(шалья), микрохирургия (шалакья), лечение телесных болезней (кайя-чикитса),
демонология (бхутавидья), педиатрия (каумарабхритья), токсикология
(агадатантра) и стимулирование потенции (ваджикарана). Ряд ученых
полагают, что к Дживаке непосредственно восходит типологически иное,
четырехчастное деление предметов медицины: болезнь, ее причины,
возможности прекращения болезни и средства, предназначенные для
реализации этой цели, которое, бесспорно, воспроизводит четыре «благородные
истины» Будды (о страдании-духкхе, его причине, его преодолении
и пути, предназначенном для его преодоления). Разумеется, эта гипотеза
в применении к Дживаке остается принципиально непроверяемой, но
тот факт, что именно буддисты занимали значительное место среди
теоретиков медицины, свидетельствует о многом. В первой «корзине»
текстов палийской Трипитаки – Виная-питаке – неоднократно упоминаются
паровой душ, кровопускание, хирургические инструменты, средства
очищения кишечного тракта и многие др.
Предклассический период реконструируется именно из буддийских источников,
многие из которых были открыты в результате археографических экспедиций
в Центральную и Среднюю Азию в конце 19 – начале 20 вв. Наиболее
ранними среди них считались т.н. Bower-manuscripts (по имени англичанина,
нашедшего их в 1890 в буддийской ступе в Кашгаре – Китайский Туркестан).
Индологи датируют эти тексты, написанные на неправильном санскрите,
смешанном с пракритом, в промежутке между 4 и 6 вв. Первый из них
посвящен целебным силам чеснока (способного продлевать жизнь до
ста лет), пищеварению, эликсиру долголетия со сроком годности в
тысячу лет, способам правильного составления лекарств. Второй фрагмент
содержит формулы 14 средств против внутренних и прочих болезней.
Третий получил название Навантика (Масло) (извлечения из лучших
пособий): в его 16 разделах рассматриваются лечебные отвары, масла,
эликсиры, средства стимулирования потенции, детские болезни, приготовление
лекарственных соединений и многое другое. Все фрагменты составлены
в виде стихов, и тот факт, что их составители предпочитали сложные
стихотворные размеры, свидетельствует в пользу названной сравнительно
поздней датировки. В Средней Азии была найдена рукопись и другого
медицинского стихотворного трактата – Йогашатаки, переведенного
впоследствии на тибетский. Возможно, именно к этому тексту относится
свидетельство китайского буддийского паломника И Цзина (635–713)
о восьмичастном медицинском сочинении.
Классический период Аюрведы представлен тремя большими сводами (самхиты),
представляющими собой компендиумы медицинских знаний и названными
по именам трех великих авторитетов – Чараки, Сушруты и Вагбхатты.
Чарака-самхита, по содержащемуся в ней свидетельству, была не «новаторским»
произведением, но переработкой научного трактата (тантра) Агнивеши,
который считался учеником Пунарвасу Айтреи и соучеником Бхеды (имеются
ссылки и на Бхеда-самхиту). Согласно китайской Трипитаке, Чарака
был лейбмедиком великого покровителя буддизма кушанского царя Канишки
(2 в.), но известно, что в 8–9 вв. текст был отредактирован и дописан
(не менее, чем на треть) неким Дардхабалой, сыном Капалибалы.
Чарака-самхита представлена в виде восьмикнижья: 1) Сутра-стхана
(Раздел основоположений) – общее введение в медицинскую науку, включая
основные средства терапии, диетологию, кодекс поведения врача; 2)
Нидана-стхана (Раздел причин) – трактовка восьми основных видов
болезней; 3) Вимана-стхана (Раздел измерений) – исследование питания,
общая патология, изучение медицинской науки; 4) Шарира-стхана (Раздел
тела) – учение о человеке, анатомия, эмбриология; 5) Индрия-стхана
(Раздел индрий) – диагностика и прогностика; 6) Чикитса-стхана (Раздел
терапии) – специальная терапия; 7) Кальпа-стхана и 8) Сиддханта-стхана
– общая терапия. Эти книги делятся далее на главы и «параграфы».
В методологически наиболее важной восьмой главе III книги рассматриваются
критерии истинных медицинских пособий и наиболее подходящих наставников,
а также три способа получения знания: изучение (адхьяяна), наставление
(адхьяпана) и участие в дискуссиях (самбхаша). В первом из этих
«параграфов» представлены требования к тому, кто решил посвятить
себя изучению Аюрведы. Ученик должен быть сам здоров и полностью
предан науке. Он должен вставать рано утром или даже в последнюю
стражу ночи, совершать омовения, мысленное почитание богов, мудрецов-риши,
коров, брахманов, учителей, старцев, «просветленных» и наставников,
а затем размышлять в уединенном месте, читать медицинские тексты
вслух с сосредоточенным вниманием, проверять собственные ошибки
и ошибки «коллег» и непрерывно упражняться в своих занятиях весь
день и даже ночью. В «параграфе», посвященном обучению, описываются
25 предполагаемых достоинств ученика, а также обряд завершения обучения,
во время которого учитель дает последнюю инструкцию ученику, содержащую
целый кодекс поведения. Учитель призывает его соблюдать целомудрие
(брахмачарья), говорить правду, придерживаться вегетарианской диеты,
а также такого питания и образа жизни, которые способствуют развитию
интеллекта, воздерживаться от зависти и не носить при себе оружия.
Ученик должен всегда следовать его инструкциям – за исключением
тех случаев, когда последние идут вразрез с интересами правителя
или представляют опасность для жизни ученика или его нравственности.
Ученик должен почитать учителя, не предаваться эгоцентризму, многозаботливости
и личным привязанностям, обеспечивать (если он хочет процветания
на земле, а после смерти – на небе) благоденствие коровам и брахманам,
вести себя скромно, воздерживаться от вина и компании людей предосудительного
поведения, непрестанно увеличивать свои знания, не лечить женщину
в отсутствие мужа или опекуна, а также человека, неугодного царю
или вельможам, быть безупречно внимательным к пациенту, не разглашать
его семейных тайн, а ему самому и его ближайшим родственникам –
предположений о его скором уходе из жизни, ибо это может оказать
на них разрушительное воздействие, и, наконец, всячески скрывать
свою мудрость от других.
В IV книге Чарака-самхиты, посвященной анатомии и физиологии, бесспорно
влияние санкхьи. В ее первом разделе подробно исследуется духовное
начало (пуруша) и различные «пневматологические» концепции, популярные
в период составления текста, затем ум-манас, процесс восприятия,
происхождение и функции индрий (способности восприятия и действия),
материальные элементы (махабхуты), контакт духовного начала-пуруши
с тремя гунами, взаимодействие пуруши с другими познавательными
факторами, процессы космической эволюции и инволюции, трансмиграция,
заболевания психологических составляющих индивида, стадии йогического
тренинга и «освобождение» (мокша).
Впечатляющая своим объемом Сушрута-самхита может быть датирована
в своей окончательной редакции чуть более поздним временем (возможно,
около 9–10 вв.), но, безусловно, представляет собой опыт систематизации
весьма древнего предания Аюрведы, возможно, альтернативного тому,
на которое опиралась Чарака-самхита. Сушрута-самхита восполняет
отсутствие специальных разделов по хирургии (Сушрута считался в
медицинской традиции знаменитым хирургом). Первая книга Сушрута-самхиты,
Сутра-стхана, также посвящена пролегоменам в медицинскую науку,
вторая, Нидана-стхана – патологии, третья, Шарира-стхана – анатомии
и эмбриологии (здесь различимо наследие доклассической санкхьи),
четвертая, Чикитса-стхана – терапии, пятая, Кальпа-стхана – токсикологии,
шестая, Уттара-стхана (Дополнительный раздел) – глазным болезням
и тем материям, которые не были освещены в предыдущих книгах. В
Сушрута-самхите получили отражение дискуссии школ Аюрведы о соотношении
внутренних и внешних причин физиологических отклонений. Составитель
текста выделяет среди них 1) факторы наследственности и травмы организма
матери во время беременности; 2) внешние природные факторы – климат,
травмы, отравления, укусы животных и т.д.; 3) внешние сверхприродные
факторы – воздействия богов и демонов.
Под именем буддиста Вагбхатты до нас дошли два памятника: Аштанга-санграха
(Выжимки из восьмичастной [науки медицины]) и Аштангахридая-самхита
(Компендиум сущности восьмичастной [науки медицины]). Первый из
этих текстов написан в типичной для индийской литературы прозаическо-поэтической
форме, второй (чуть более поздний) является стихотворным трактатом.
В обоих текстах цитируются два предыдущих свода Аюрведы.
Кроме трех сводов, в ту же эпоху, не позднее 8–9 вв., был составлен
нормативный учебник Аюрведы – Ругвинишчая (Исследование болезней)
Мадхавакары, пособие по патологии и диагностике. Примерно 11 в.
датируются комментарии к названным сводам Аюрведы, а также, вероятно,
и к пособию Мадхавакары. Традиция Аюрведы развивается в рамках специализированных
трактатов и разветвленной комментаторской традиции. Не позднее 12–13
вв. она отчасти начинает сливаться с традицией «ренессансной» магии
и алхимии, связанных с культом ртути (расаяна), в чем следует видеть
признаки исчерпанности индийской медицинской науки.
Исследователи нередко говорят о влиянии греческой медицины на индийскую.
Среди основных натурфилософских постулатов Аюрведы, близких античным
и западно-средневековым, можно выделить учение о трех гуморах, базовых
составляющих организма – ветре (вайю), желчи (питта) и флегме (шлешман),
соответствующих основным макрокосмическим началам, дисгармония между
которыми является главной причиной всех расстройств организма и
на которые должны быть направлена основная терапевтическая стратегия.
В практических материях Аюрведа на сравнительно поздней стадии испытывает
влияние персидской и арабской медицины (в рекомендации наркотических
и алхимических средств, а также в диагностике). Вместе с тем, на
более ранней стадии Аюрведа оказала значительное влияние на персидско-арабскую
медицину, прежде всего, вероятно, через коллегию переводчиков индийских
текстов на среднеперсидский в период сасанидского культурного расцвета
при Аббасидах («Дом мудрости» при халифе аль-Мамуне, 813–833), а
также на цейлонскую и в еще большей мере на тибетскую медицину.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|