|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
АСАД, БАШАР АЛЬ (Assad, Bashar al-), президент Сирии. Родился в
Дамаске 11 сентября 1965. Получил медицинское образование, прошел
стажировку в офтальмологическом центре в Великобритании. В 1994
вынужден был прервать обучение после того, как его старший брат
Базил погиб в автокатастрофе. Вернувшись в Сирию, Асад стал командующим
бронетанковыми войсками и председателем Сирийского компьютерного
общества. В качестве последнего ему удалось начать процесс «интернетизации»
Сирии. В 1999 Асад получил звание полковника, начал играть более
активную роль в правительстве, встретился с несколькими главами
государств, был назначен главой кампании по искоренению коррупции.
После смерти своего отца в июне 2000 был объявлен командующим вооруженных
сил Сирии и получил звание генерал-лейтенанта. Правящая Баасистская
партия избрала его своим генеральным секретарем и номинировала его
в качестве единственного кандидата на пост президента. В июле 2000
Асад занял пост президента, победив на общенациональном референдуме.
В своей инаугурационной речи Асад затронул главным образом экономические
проблемы и вопрос о модернизации страны, а также проблему возвращения
Голанских высот, занятых Израилем в ходе арабо-израильской войны
1967.
АСАД, ХАФЕЗ АЛЬ (Assad Hafez al-) (1928 или 1930 – 2000), президент
Сирии. Родился в Кардахе на северо-западе Сирии. Вступил в партию
Баас, привлеченный панарабскими социалистическими идеями. В 1951 был
избран президентом Союза сирийских студентов. В 1952 поступил в военную
академию в Химсе, учился в летном училище в Алеппо, которое окончил
в 1955, затем в СССР. После образования Объединенной Арабской Республики
(1958–1961) Асад был направлен в Каир, где служил командиром эскадрильи
реактивных истребителей. Был уволен из вооруженных сил за оппозиционные
взгляды по вопросу о союзе с Египтом. В Каире создал тайный Военный
комитет и участвовал в пробаасистском движении. Вернувшись в Сирию,
принял участие в перевороте, который привел баасистское правительство
к власти в 1963. До избрания президентом на семилетний срок на референдуме
в мае 1971 Асад занимал посты министра обороны и командующего военно-воздушными
силами (1966–1970), а также премьер-министра (1970–1971).
Асад выставлял свою кандидатуру для переизбрания каждые семь лет и
регулярно получал больше 99% голосов. Одновременно использовал спецслужбы
для подавления любой организованной оппозиции. В Хаме, где в 1982
произошло возглавляемое организацией «Братья-мусульмане» восстание,
войска под командованием брата президента Рифата убили десятки тысяч
восставших и практически уничтожили город.
Асад принял участие в совместной с Египтом войне против Израиля
в октябре 1973. Начиная с середины 1970-х годов неоднократно вмешивался
в ход войны в Ливане, заявив, что Ливан является частью Великой
Сирии. Израиль обвинил Асада в том, что при его попустительстве
базирующиеся в южном Ливане партизаны совершают рейды против Израиля.
США, которые после 1979 называли Сирию базой международного терроризма,
подозревали, что Асад причастен к террористическим нападениям на
граждан США в 1980-е годы.
При нехватке внутренних ресурсов для финансирования военных амбиций
Сирии Асад искал финансовой помощи у СССР. Однако к концу 1980-х
годов, когда начался распад СССР, он переориентировал свою политику
в сторону Запада и выступил против Ирака во время войны в Персидском
заливе (1990–1991). В начале 1990-х годов, когда ООП и Иордания
достигли сепаратных договоренностей об урегулировании конфликта
с Израилем, Асад стал проявлять интерес к переговорам с Израилем,
но действовал осторожно, стремясь получить максимальный выигрыш
в обмен на поддержку мирного процесса. В 1994, когда он начал настаивать
на возвращении Голанских высот под контроль Сирии, переговоры зашли
в тупик. В конце 1990-х годов, на фоне продолжавшегося ухудшения
состояния здоровья Асада, начали циркулировать слухи о назначении
преемника. Умер Асад в Дамаске 10 июня 2000.
АСАНГА (санскр. ), основатель йогачары-виджнянавады (учения о сознании
как единственной реальности) и один из основных теоретиков махаянистского
буддизма, живший в 4 в. По китайским и тибетским источникам, Асанга
родился в брахманском клане Каушиков, в Пурушапуре (Пешавар в Пакистане)
и был старшим из трех братьев, младшим же был Васубандху. Вначале
Асанга принял монашеское посвящение в школе традиционного буддизма
махищасака, но затем при неизвестных обстоятельствах был обращен
в буддизм махаяны. Ему удалось обратить в махаяну и Васубандху,
придерживавшегося традиционного буддийского учения. Это произошло
в их родной Пурушапуре или в столице Митхилы (Бихар) – Айодхье.
Братья активно сотрудничали при дворе в Айодхье, и есть основания
предполагать, что Асанга скончался в ее пригороде на семьдесят пятом
году жизни. Только два из приписываемых Асанге сочинений не вызывают
сомнений с точки зрения авторства.
Первое из них – Абхидхарма-самуччая (Выжимки из Абхидхармы), представляющее
собой краткий свод основных понятий традиционной буддийской схоластики,
к которым добавлены определения новых категорий, преимущественно
виджнянавадинских: «аккумулированное сознание» (алая-виджняна),
«таковость» (татхата), три уровня реальности.
Основной труд Асанги – Махаяна-санграха (Сумма учения великой колесницы),
десять глав которой распределены по трем «разделам»: главы 1–2 –
предметы изучения, главы 3–8 – само изучение и практика, ведущая
к достижению «состояния Будды», гл. 9–10 – результаты изучения и
практики. В главе 1 обстоятельно исследуется основная категория
буддийского идеализма алаявиджняна, которая известна и из более
ранних виджнянавадинских сочинений, например в Самнидхинирмочане
(Объяснение глубинных истин). Это «аккумулированное сознание» хранит
«отпечатки» (васана) последствий прошлого опыта индивида в виде
«семян» (биджа), которым предстоит прорасти в будущем опыте. «Аккумулированное
сознание» является условием функционирования «активного сознания»,
которое, в свою очередь, оставляет «отпечатки», возвращающиеся в
«аккумулированное сознание» и там «прорастающие», и, таким образом,
индивид оказывается постоянно изменяющейся, динамической конфигурацией
двух «сознаний». Помимо шести указанных видов сознания есть еще
самосознание, характеризуемое как «загрязненный менталитет» (клишта-манас),
благодаря аберрациям которого алаявиджняна мыслится как реальное
эго и даже «субстанциальное Я», наподобие брахманистского Атмана.
По Асанге, алаявиджняна является таким же динамическим и «бессубстанциальным»
феноменом, как и любой поток сознания, с тем отличием, что ему приписывается
аккумулирующая функция и оно непостижимо для «обычных людей» (на
деле это была попытка введения в буддизм квази-Атмана, призванного
объяснить и действие закона кармы, и единство индивидуального сознания).
В главе 2 разрабатывается концепция трех уровней реальности: 1)
«воображаемая природа» (парикальпита-свабхава), 2) «зависимая природа»
(паратантра-свабхава) и 3) «совершенная природа» (паринишпанна-свабхава).
Эта концепция (впоследствии использованная и значительно модифицированная
в адвайта-веданте) также не была открытием Асанги. В Сагатхаке,
стихотворном приложении к знаменитой Ланкаватара-сутре, три уровня
реальности можно различить как псевдо-объекты, псевдо-субъекты и
Абсолютное сознание. Но особенность трактовки Асанги состояла в
том, что в качестве базового он рассматривал не первый, а второй
уровень реальности – образы объектов познания (зависимые от «отпечатков»
прежнего опыта, хранящегося в «аккумулированном сознании»), тогда
как первому уровню соответствует ложное представление о действительных
объектах, налагаемых на их «образ», а третьему – отсутствие этого
«наложения». Глава 3 посвящена стратегии «реализации» учения буддийского
идеализма, согласно которому объектов внешнего мира как таковых
нет и существуют лишь репрезентации сознания. Тема главы 3 – шесть
ступеней совершенства следующего пути бодхисаттвы (парамиты) – щедрость
(дана), нравственное поведение (шила), терпение (кшанти), мужество-усердие
(вирья), медитативная практика (дхьяна), мудрость(праджня). В главах
4–8 рассматриваются десять ступеней бодхисаттвы, нравственное поведение
– отдельно, медитативная сосредоточенность (собственно буддийская
йога) и «неразличительное знание» (нирвикальпаджняна). Тема главы
9 – трансформация основы существования (ашраяпаравритти) и конечная
нирвана, «нирвана без опоры» (апратиштхита-нирвана). В главе 10
рассматриваются три тела Будды по учению махаяны: «тело дхармы»
(дхарма-кая) «тело блаженства» (самбхога-кая); и «произведенное
тело» (нирмана-кая). Эта концепция также была намечена в Ланкаватара-сутре.
Три тела Будды соотносятся с тремя уровнями реальности: дхарма-кая
– с «совершенной природой» и трактуется как Абсолют, «начало Будды»
во всех живых существах; самбхога-кая – с «зависимой природой»,
и ему соответствуют те бесчисленные будды, которые обитают в надземных
сферах; нирмана-кая – с «воображаемой природой», это будды, действующие
в земном мире и наделенные смертным телом, одним из которых был
исторический Будда из племени шакьев.
Место Асанги в истории буддизма определяется его ролью в качестве
фактического основателя одной из самых его влиятельных и «рафинированных»
систем. Асанге приписывается более десятка сочинений, одно из которых
– Йогачарабхумишастра (Уровни йогической практики) – значимо для
всей «практической философии» махаяны благодаря развернутой трактовке
идеала бодхисаттвы, другое – Махаянасутраланкара (Украшение сутр
большой колесницы) – для махаянской «буддологии», учении о буддах
и просветлении (бодхи). Махаянасанграха была переведена в 6 в. на
китайский язык Парамартхой и стала основополагающим текстом для
основанной Куй-цзи школы Фасян-цзун (7–9 вв.). Среди последователей
Асанги в Китае можно назвать известного историка и философа Сюань-цзана
(7 в.). Влияние Асанги было значительно также в Тибете (где он изображается
как глава всех экзегетов) и в Японии (школа Хоссо-сю). Во всех названных
регионах Асанга считается бодхисаттвой, с ним ассоциируется и культ
будды будущего мирового порядка – Майтреи.
АСАНЬЯ-И-ДИЭС, МАНУЭЛЬ (Azaa y Dez, Manuel) (1880–1940), президент
Испании. Родился 10 января 1880 в городе Алькала-де-Энарес (Новая
Кастилия). Получил образование в колледже ордена августинцев в Эскориале.
Получил известность в литературных кругах Испании, а в 1930 возглавил
Атенеум в Мадриде. Асанья организовал Партию республиканского действия,
которая помогла свергнуть короля Альфонса ХIII; в образовавшемся
14 апреля 1931 временном правительстве премьер-министра А.Саморы
занял пост военного министра. Выступил инициатором движения за ограничение
власти церкви и роспуск ордена иезуитов. В октябре 1931 сменил А.Самору
на посту премьер-министра. В декабре 1931 на первых выборах после
принятия республиканской конституции А.Самора стал президентом страны,
а Асанья остался премьер-министром. Под давлением консервативных
сил в сентябре 1933 Асанья подал в оставку. Его обвинили в том,
что в 1934 он принимал участие в волнениях горняков Астурии и националистов
в Каталонии, а также в организации Левореспубликанской партии, которая
отмежевалась от правительства А.Саморы. В октябре 1934 Асанья был
арестован и предан суду. В 1935 стал лидером Народного фронта, добившегося
победы на выборах в феврале 1936. Став премьер-министром, Асанья
отказался от примирения с президентом А.Саморой и сместил его 10
мая 1936. В июле началась гражданская война, и вскоре было сформировано
новое правительство. В феврале 1939 Асанья просил предоставить ему
политическое убежище в Париже, а после признания режима Франко Великобританией
и Францией 1 мая 1939 сложил с себя полномочия президента. Умер
Асанья-и-Диэс в Монтобане (Франция) 4 ноября 1940.
АСБЬЁРНСЕН, ПЕТЕР КРИСТЕН (Asbjоrnsen, Peter Christen) (1812–1885),
норвежский собиратель народных сказок. Родился 15 января 1812 в
Кристиании (ныне Осло). Несмотря на то, что основную часть жизни
Асбьёрнсен был лесоводом, зоологом и популяризатором науки, своей
известностью он обязан главным образом сотрудничеству с Йоргеном.
За их совместной коллекцией Норвежские народные сказки (Norske folkeeventyr,
1841) последовали собственные сборники Асбьёрнсена – Норвежские
волшебные сказки и народные сказания (Norske huldreeventyr og folkesagn,
1845–1847) и Норвежские народные сказки (Norske folkeeventyr, 1871).
Умер Асбьёрнсен в Кристиании 5 января 1885.
АСК, в скандинавской мифологии первый человек, сотворенный богами,
отец человеческого рода. В Прорицании вёльвы, одной из эддических
песней, рассказывается, как боги Один, Хёнир и Лодур (Локи) нашли
древесные прообразы Аска и Эмблы – ясень и ольху (иву), лежавшие
бессильно и безжизненно.
По другим сказаниям, они были созданы из древесины ясеня и ольхи
(ивы) цвергами (карликами) и оставлены, чтобы боги могли их найти
и дать им жизнь. Один оживил Аска и Эмблу и наделил их душой, Хёнир
дал им разум, а Лодур – тепло и жизненные краски. Есть и третья
версия: Один и его братья, боги Вили и Ве, нашли на берегу два дерева
и создали из них Аска и Эмблу. Все предания сходятся в том, что
Аск был создан из ясеня, а Эмбла – из ольхи (ивы).
АСКЛЕПИЙ, древнегреческий бог – покровитель медицины. Обожествление
Асклепия произошло не сразу: в Илиаде Асклепий – человек, умерший
незадолго до Троянской войны, в которой принимали участие его сыновья
Махаон и Подалирий. В мифологии Асклепий – сын Аполлона и Корониды,
дочери Флегия (по другой, версии – Арсинои, дочери Левкиппа). Аполлон
убил беременную Корониду за неверность (по другой версии ее умертвила
Артемида), однако извлек ребенка из тела матери и отослал его кентавру
Хирону, который обучил его медицине. Искусство Асклепия было столь
велико, что он пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, за что
Зевс сразил его молнией. Культ Асклепия приобрел большое значение
с конца 5 в. до н.э. Развалины самого известного святилища в Эпидавре
на Пелопоннесе сохранились до наших дней. Больные приходили в его
храмы в надежде на чудесное исцеление во сне (здесь широко практиковалась
аккубация, т.е. сон паломников в храме) либо на то, что им будет
открыт правильный способ лечения. Надписи в Эпидавре сохранили множество
сообщений о чудесных исцелениях.
Эпидемия, разразившаяся в Риме в 293 до н.э., подвигла римлян учредить
культ Асклепия (в 291 до н.э.), которому стали поклоняться здесь
под именем Эскулапа. Его храм стоял на острове Тибра (совр. Изола
Тиберина), сейчас на этом месте находится больница св. Варфоломея.
Асклепия чаще всего изображают в виде бородатого мужчины в расцвете
сил, похожего на Зевса, однако более доброжелательного. В руке у
него посох, обвитый змеями, постоянными спутниками героев и других
хтонических (подземных) существ. Неядовитых змей держали и в храмах
Асклепия.
АСМОДЕЙ (древнеевр. «Ашмедай»), персонаж послебиблейской демонологии.
Вероятно, заимствован из иранской мифологии, где Айшма дэва – демон
ярости и похоти. Асмодей фигурирует также в качестве царя демонов;
иногда он отождествляется с сатаной. Греки иногда отождествляли
его с духом-губителем Аполлионом. Асмодей упоминается в Талмуде.
Он известен как дух супружеского несчастья и ревности. В библейской
Книге Товита рассказывается история его страсти к Сарре, дочери
Рагуила. Она выходила замуж семь раз, и каждый раз Асмодей убивал
ее мужа в первую брачную ночь. В конце концов, Товий изгнал демона
сожжением сердца и печени рыбы.
АСНАР, ХОСЕ МАРИЯ (Aznar Lopez, Jose Maria) (р. 1953), премьер-министр
Испании. Родился в Мадриде 25 февраля 1953 в семье директора крупной
газеты правого толка «Эль Соль». Окончил университет Комплутенсе
в Мадриде. Работал инспектором в налоговой службе в 1970-х – начале
1980-х годов. В начале 1970-х годов заинтересовался политикой. В
1984 был избран в кортесы от Авилы. В 1987 стал лидером регионального
отделения праволиберальной партии Народный альянс в Кастилии и Леоне
и получил пост главы правительства этой автономии. В 1989 был избран
заместителем председателя, а в 1990 – председателем Народной партии
(преемницы Народного альянса), сменив престарелого Мануэля Фрагу
Ирибарне. Был избран в кортесы от Мадрида в 1989. После победы Народной
партии на выборах в парламент 1996 стал премьер-министром, сменив
на этом посту социалиста Фелипе Гонсалеса Маркеса и сформировав
правительство с участием партии Конвергенция и Союз и региональных
партий Страны Басков и Канарских островов. В марте 2000 Народная
партия вновь одержала победу, и ее лидер Аснар занял пост премьер-министра.
Политический курс Аснара называют новым консерватизмом. В его предвыборной
программе фигурировали такие пункты, как обеспечение экономической
стабильности, «модернизация Испании», реформа системы налогообложения,
создание профессиональной армии, сокращение аппарата, борьба с коррупцией
и баскским сепаратизмом и терроризмом. Аснар одним из первых европейских
политиков выступил в поддержку политики России, направленной на
борьбу с сепаратизмом и терроризмом на территории Чечни.
АСОРИН (Azorn) (1873–1967), испанский писатель и литературный критик.
Настоящее имя – Хосе Мартинес Руис (Jos Martinez Ruiz). Родился
в Моноваре (провинция Аликанте). Его деятельность неразрывно связана
с «поколением 1898 года» – идейно-художественным направлением в
испанской культуре 20 в. В 1924 Асорин стал членом испанской Королевской
Академии литературы и языка.
Литературную деятельность начинал как острый, беспощадный критик,
близкий к анархизму. В этот период Асорин опубликовал книги Литературная
критика в Испании (La crtica literaria en Espaa, 1893), Литературные
анархисты (Anarquistas literarios, 1895) и Неудобная критика (Crtica
discordante, 1897). Однако к 1900 писатель отходит от яростного
ниспровержения и публикует отмеченные духом созидания сборники эссе
Кастильская душа, 1600–1800 (El alma castellana, 1600–1800, 1900)
и Идальго (Los hidalgos, 1900). В этих книгах впервые возникает
тема, которая определит все дальнейшее творчество Асорина: Кастилия
и кастильский крестьянин как воплощение испанского национального
характера. Позже эта идея воплотится в художественном творчестве
писателя – в книгах Воля (La voluntad, 1902), Антонио Асорин (Antonio
Azorn, 1903) и Признания маленького философа (Las confesiones de
un pequeo filsofo, 1903), объединенных общим героем (Антонио Асорин,
это имя стало псевдонимом писателя). Творчески состоявшись к этому
времени, Асорин публикует сборники путевых очерков Сёла (Los pueblos,
1904), Дорогой Дон Кихота (La ruta de Don Quijote, 1905), Испания:
люди и пейзажи (Espaa: hombres y paisajes, 1909), Кастилия (Castilla,
1912). В этих книгах утверждается заявленное во втором периоде его
творчества национальное кредо: кастильская земля обладает душой,
и Кастилия символизирует Испанию, со всеми ее деревнями и народностями.
Попытка Асорина оживить прошлое в своих критических очерках свидетельствует
о том, что он избрал новый путь: Асорин возвращается к роману, однако
его увлекает не реалистическая форма, а некая мифическая универсальность.
Асорин публикует романы Дон Хуан (традиц. – Дон Жуан; Don Juan,
1922) и Донья Инес (Doa Ins, 1925). С позиций своей основной творческой
установки – «вернуть» прошлое в настоящее – трактуются Асорином
исторические персонажи и даже сверхъестественные существа; те же
принципы воплотились в его поздних романах – Феликс Варгас (Flix
Vargas, 1928) и Суперреализм (Superrealismo, 1929). После 1939 его
мыслями вновь и всецело владеет Испания в неразрывном переплетении
ее прошлого и настоящего. Умер Асорин в Мадриде 2 марта 1967.
АССАСИНЫ (от араб. «хашшашин» – «употребляющие гашиш»), под этим
именем в средневековой Европе получила известность часть низаритской
ветви исмаилитов, отличавшаяся строгой дисциплиной. Орден ассасинов
основан в Иране фатимидским миссионером, персом Хасаном ас-Саббахом
(ум. 1124). Главой его иерархической властной системы, как она была
известна на Западе, стал Шайх аль-Джабаль, известный крестоносцам
в популярном переводе как «Горный Старец». Ему помогали две группы
подчиненных: «верховные проповедники» и находящиеся на более низкой
иерархической ступени группы «обреченных», готовые действовать или
погибнуть, слепо подчиняясь приказу.
Из горной крепости Аламут, расположенной к северо-западу от иранского
города Казвин и захваченной Хасаном в 1091, в последующие два столетия
ассасины распространили свое влияние на многие области мусульманского
мира, создав цепь укрепленных горных фортов в северном Иране и Сирии
и проводя политику тайных убийств своих врагов. Среди их вероятных
жертв – Низам аль-Мулк, покровитель учености и визирь султана Малик
Шаха, пославшего две неудачные военные экспедиции против этого ордена.
К концу 11 в. ассасины прочно укрепились в северо-западной Сирии;
неприступной цитаделью служила им расположенная в этом районе горная
крепость Масйаф. Глава ордена в Сирии Рашид ад-Дин ас-Синан (ум.
1192), в свою очередь ставший «Горным Старцем», проводил политику
террора в отношении прибывающих крестоносцев.
К 1256 иранские крепости ордена были разрушены монголами под предводительством
Хулагу-хана. Шестнадцатью годами позже, в 1273, укрепления в Сирии
были уничтожены мамлюкским правителем Бейбарсом I, и сирийские ассасины
рассеялись по другим странам. В настоящее время низариты проживают
в Индии, Сирии, Ираке, Омане и на Занзибаре.
АСТАРТА, финикийская богиня плодородия и чувственной любви. Греческая
форма ее имени (Астарта) произведена от семитского Иштар. В классическую
эпоху Астарта считалась богиней луны (возможно, в результате смешения
с другой семитской богиней). По свидетельству греческих и римских
литературных источников, Астарту отождествляли с Селеной и Артемидой,
а еще чаще – с Афродитой. У ханаанеян Астарта, как и близкая к ней
Анат, считалась богиней плодородия. В египетской иконографии Астарта
изображалась воинственной богиней, истребляющей род человеческий.
На металлических блюдах, датируемых 1700–1100 до н.э., она предстает
нагой, в отличие от других египетских богинь, обычно целомудренно
укутанных покрывалами.
АСТАФЬЕВ, ПЕТР ЕВГЕНЬЕВИЧ (1846–1893), русский философ и психолог.
Из дворянской семьи. Родился 7 (19) декабря 1846 в деревне Евгеньевка
Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1868 окончил Московский
университет. Преподавал философию права в Демидовском юридическом
лицее, с 1885 – цензор Московского цензурного комитета. В последние
годы жизни – приват-доцент Московского университета. В своих философских
и психологических сочинениях Астафьев апеллировал к духовному наследию
патристики, критиковал европейский рационализм, в особенности немецкий
абсолютный идеализм и разнообразные формы влияния последнего на
русскую мысль. Основная задача философии, согласно Астафьеву, –
познание человеческой личности. Каждая личность, каждое «Я» – «творческий»,
неповторимый момент божественного замысла, уникальная монада, существующая
в бесконечных отношениях и связях с «бесчисленными мириадами» других
монад. Астафьев признавал, что его монадология имеет своим прообразом
монадологическую систему Лейбница. В русской философии он ценил
идеи славянофилов, К.Н.Леонтьева, панпсихизм А.А.Козлова, персоналистический
спиритуализм Л.М.Лопатина; полемизировал с Вл.С.Соловьевым и Л.Н.Толстым.
В его психологических сочинениях существенное место занимали проблемы
психологии пола, особенностей женской психологии. Умер Астафьев
в Петербурге 7 (19) апреля 1893.
Основные сочинения: Вера и знание в единстве мировоззрения: Опыт
начал критической монадологии. М., 1893; Психологический мир женщины:
Его особенности, превосходства и недостатки. М., 1881.
АСТОН, ФРЭНСИС УИЛЬЯМ (Aston, Francis William) (1877–1945), английский
физик и химик; удостоен в 1922 Нобелевской премии по химии за открытие
стабильных изотопов и правила целочисленности атомных масс. Родился
1 сентября 1877 в Харборне близ Бирмингема. С 1889 по 1891 учился
в Харборнской приходской школе, с 1891 по 1903 – в Малверн-колледже,
в 1893 поступил в Мейсон-колледж в Бирмингеме (впоследствии Бирмингемский
университет). В 1898 получил стипендию Фостера, однако средств для
занятий наукой не хватало, поэтому, изучив химию брожения, Астон
с 1900 по 1903 работал на пивоваренном заводе. В это же время он
создал в доме своего отца лабораторию, где изучал электрический
разряд в вакуумных трубках. За эту работу Астон был награжден стипендией
Бирмингемского университета и с 1903 продолжил в его стенах исследования
вместе с Пойнтингом (изучал «темное пространство Крукса» в тлеющем
разряде, обнаружил еще одно, прикатодное «темное пространство»,
называемое теперь пространством Астона). В 1909 Астон стал ассистентом
Дж.Дж.Томсона в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета,
где занимался определением соотношения между зарядом и массой ионов
в пучке положительно заряженных частиц, начал изучать стабильные
изотопы неона (1913) (эту работу прервала Первая мировая война).
Во время войны Астон работал в Королевском самолетостроительном
центре в Фарнборо, где исследовал воздействие атмосферных условий
на обшивку самолетов.
Вернувшись в Кембридж незадолго до окончания войны, он продолжил
изучение изотопов неона. С 1920 Астон – член совета Тринити-колледжа
Кембриджского университета, в 1921 был избран членом Лондоского
королевского общества. В 1919 создал новый прибор – масс-спектрограф,
который мог разделять частицы с разным отношением массы к заряду.
С его помощью Астон установил, что массы атомов целочисленны и что
почти все элементы имеют изотопы; открыл 213 стабильных изотопов
химических элементов, определил их относительную распространенность.
В 1925 сконструировал масс-спектрометр с большой разрешающей способностью,
на котором провел прецизионные измерения масс элементов и обнаружил
т.н. дефект массы, заключающийся в том, что масса системы связанных
частиц (ядра, атома) не равна сумме масс частиц в свободном состоянии.
Этот эффект Астон объяснил потерей массы в результате превращения
ее в энергию связи между частицами. Измерив массы ряда изотопов,
построил первую кривую упаковочных коэффициентов, характеризующую
энергию связи ядер (1927). Открыл изотоп уран-238.
Умер Астон в Кембридже 20 ноября 1945.
АСТУРИАС, МИГЕЛЬ АНХЕЛЬ (Asturias, Miguel Angel) (1899–1974), гватемальский
писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1967.
Родился 19 октября 1899 в г.Гватемала. Детство и юность писателя
совпали с периодом диктатуры М.Эстрада Кабреры (1898–1920). В 1923
он уехал в Европу, где изучал доколумбовы цивилизации Америки, вернулся
на родину в 1933; с 1946 находился на дипломатической службе. После
военного переворота в Гватемале в 1954 писатель 12 лет прожил в
изгнании. В 1967 был назначен послом Гватемалы во Франции.
Свой творческий путь Астуриас начинал с поэзии – позднее его стихи
были собраны в книге Поэзия: пульс жаворонка (Poesa: sin de alondra,
1949). Литературная известность пришла к нему после публикации сборника
рассказов Легенды Гватемалы (Leyendas de Guatemala, 1930), вдохновенно
воссоздающих мир древних майя. В своем знаменитом романе Сеньор
президент (El seor presidente, 1946) Астуриас смело экспериментировал
с художественным временем и пространством, стремясь передать кошмарную
атмосферу диктаторского режима. Роман Маисовые люди (Hombres de
maz, 1949), раскрывающий специфику индейского мифологического сознания,
стал одним из самых представительных произведений «магического реализма».
В трилогии Ураган (Viento fuerte, 1950), Зеленый Папа (El papa verde,
1954), Глаза погребенных (Los ojos de los enterrados, 1960) писатель
подвергает острой критике политику неоколониализма. Поздние произведения
Астуриаса – романы Мулатка как мулатка (Mulata de tal, 1963) и Маладрон
(Maladrn, 1970) – также характеризуются сочетанием новаторской литературной
техники с индейской тематикой.
Умер Астуриас в Мадриде 9 июня 1974.
АСУЭЛА, МАРИАНО (Azuela, Mariano) (1873–1952), мексиканский прозаик.
Родился 1 января 1873 в городке Лагос де Морено (шт. Халиско), в
семье мелкого землевладельца. Окончил медицинский факультет университета
Гвадалахары (1899), но с юных лет проявлял интерес к литературе
и политике. К 1910, когда началась революция, Асуэла опубликовал
три романа, обличающих коррупцию в обществе, однако писательского
признания не получил.
Свой лучший роман – Те, кто внизу (Los de abajo, 1915) – Асуэла
написал сразу после разгрома армии Панчо Вильи, где он служил военным
врачом, и опубликовал по частям в испаноязычной газете городка Эль-Пасо
(шт. Техас, США). Герой романа, командир партизанского отряда, воплощает
как светлые, так и темные стороны революционного движения: начав
войну за справедливость, он со временем утратил идеалы борьбы и
отдался стихии варварства. Его возвышение и финальная гибель символически
обозначают траекторию самой революции. Из прочих романов Асуэлы
(всего он написал 22 романа) наиболее значительны Касики (Los caciques,
1917) и Мухи (Las moscas, 1922). Умер Асуэла в Мехико 1 марта 1952.
АТАТЮРК, МУСТАФА КЕМАЛЬ (Atatrk, Mustafa Kemal) (1881–1938), первый
президент Турцецкой республики. Родился в Салониках 12 марта 1881.
При рождении получил имя Мустафа. Прозвище Кемаль («Зрелость и Совершенство»)
получил в военном училище за математические способности. Имя Ататюрк
(«Отец турок») присвоило ему Великое национальное собрание Турции
в 1933. Получил образование в Салониках, затем в Военной академии
и Академии генерального штаба в Стамбуле и получил звание капитана
и назначение в Дамаск. Использовал свое положение в армии для политической
агитации. Между 1904 и 1908 организовал несколько тайных обществ
для борьбы с коррупцией в правительстве и армии. Во время революции
1908 разошелся во взглядах с лидером младотурок Энвером Беем и отошел
от политической деятельности. Участвовал в итало-турецкой войне
1911–1912 и Второй Балканской войне 1913. Во время Первой мировой
войны командовал османскими войсками, оборонявшими Дарданеллы. После
войны не признал капитуляции и раздела Османской империи по Севрскому
мирному договору. После высадки греческих войск в Измире в 1919
Ататюрк организовал национальное движение сопротивления по всей
Анатолии. Отношения между Анатолией и султанским правительством
в Стамбуле были прерваны. В 1920 в Анкаре Ататюрк был избран председателем
нового Великого национального собрания. Ататюрк воссоздал армию,
изгнал греков из Малой Азии, вынудил страны Антанты подписать более
справедливый Лозаннский договор (1923), упразднил султанат и халифат,
основал республику (1923). Ататюрк был избран первым президентом
Турции в 1923 и переизбирался в 1927, 1931 и 1935. Проводил политику
модернизации турецкого государства и общества по западному образцу,
реформировал систему образования и упразднил институты исламского
права. После нескольких попыток мятежей был вынужден распустить
оппозиционную Прогрессивно-республиканскую партию (в 1930 и пришедшую
ей на смену Свободную республиканскую партию) и перейти к более
авторитарным методам правления, необходимым для эффективного проведения
реформ в традиционном турецком обществе. Благодаря Ататюрку в 1928
в Турции было провозглашено равенство полов, женщины получили избирательные
права. В том же году вместо арабского был введен латинский алфавит,
а в 1933 – семейные фамилии по западному образцу. В экономике проводил
политику национализации и опоры на национальный капитал. Внешняя
политика Ататюрка была направлена на достижение полной независимости
страны. Турция вступила в Лигу наций и наладила дружественные отношения
с соседями, в первую очередь с Грецией и СССР. Умер Ататюрк в Стамбуле
10 ноября 1938.
АТАУАЛЬПА (ок. 1500–1533), последний правитель инков, т.н. Единственный
Инка. Родился в Кито предположительно в 1500. Был незаконнорожденным
сыном императора Уайны Капака и дочери наместника Кито. После смерти
отца Атауальпа начал войну за престол со своим сводным братом Уаскаром
и в 1532 одержал в ней победу. В том же году в Перу высадился Франсиско
Писарро со своим отрядом и договорился с императором о встрече на
центральной площади Кахамарка. Здесь конкистадоры потребовали от
императора присягнуть на верность Богу христиан, и когда тот отказался,
его немногочисленную свиту перебили, а сам он был взят под стражу.
В качестве выкупа за освобождение Атауальпа предложил испанцам наполнить
золотом комнату, где его содержали. Хотя обещание было выполнено,
испанцы обвинили Атауальпу в заговоре и 29 августа 1533 казнили.
После гибели Атауальпы империя инков распалась.
АТЛАНТИДА, мифический континент, где, согласно легенде, существовала
древняя цивилизация. Впервые Атлантида упоминается у Платона в диалогах
Тимей и Критий, написанных ок. 355 до н.э. Ссылаясь на древние предания,
Платон помещает ее за Геркулесовыми столпами (Гибралтар), т.е. где-то
в Атлантическом океане. По Платону, Атлантида представляла собой
могущественную и процветающую островную цивилизацию, включавшую
в себя десять равноправных царств. Жители Атлантиды, в прошлом –
мирные земледельцы и рыбаки, двинулись на завоевание средиземноморских
стран. В конце концов афиняне одержали над ними победу, а боги в
наказание наслали на остров жестокое землетрясение и потоп, и он
в течение дня и ночи погрузился в морскую пучину. Как утверждает
Платон, все это произошло за 9 тысяч лет до Солона, афинского законодателя
7 в. до н.э.
Сотни людей, начиная с серьезных археологов и геологов и кончая
разномастными псевдоисториками, мистиками и безумцами, посвятили
себя изучению и возвещению «правды» об Атлантиде. Одна из наиболее
распространенных теорий состояла в том, что на Атлантиде располагался
библейский рай, Эдем; согласно другой гипотезе, Атлантида была островом,
откуда вышли индейские колонисты Америки, создавшие великие цивилизации
доколумбовой эпохи. После обнаружения минойского города на греческом
острове Тира в Эгейском море этот погребенный под вулканическим
пеплом ок. 1500 до н.э. город некоторые археологи стали считать
частью погибшей цивилизации атлантов.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|