|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
АРТХА (санскр. artha – «вещь», «предмет», «объект», «цель», «смысл»,
«польза», «выгода»), в индийской философии, одна из четырех целей
человеческого существования (пурушартха), т.е. материальное благоустройство,
богатство и прибыль, а также эрудиция и успех в мирской жизни.
Специально артхе как цели человеческого существования была посвящена
литературная традиция, включавшая в первую очередь знаменитый трактат
Артхашастра, где трактовка артхи распределяется на изложение экономической
стратегии государства (вартта) и науку политики как оптимального
применения средств для достижения требуемых целей (нити). Хотя общепринятое
индуистское мнение отстаивало приоритет дхармы перед артхой, как
и перед камой, теоретики Артхашастры утверждали, что дхарма и кама
основываются на артхе, и даже знаменитый комментатор Законов Ману
Медхатитхи, не без влияния традиции артхашастры, указывал, что царю
в случае вынужденного выбора между следованием дхарме и большими
потерями для артхи следует отказаться от первого. Артха в Артхашастре
мыслится прежде всего как объект устремлений царя и соотносится
с приобретением земель, население которых может быть обложено податями
и повинностями. Артха трактовалась, однако, не только как одна из
человеческих целей, но и как реализация их всех в целом. В Артхашастре
она трактуется как «общий успех», в котором как бы сливаются артха,
дхарма и кама. Здесь же указывается, что реально существует лишь
оппозиция пользы и вреда, к которым относятся, соответственно, три
цели человеческого существования и их противоположности. Для составителей
Артхашастры характерна типичная игра с характеристиками объектов:
различаются 1) выгода, связанная с пользой; 2) выгода, ни с чем
не связанная; 3) выгода, связанная с вредом; 4) вред, связанный
с пользой; 5) вред, ни с чем не связанный; 6) вред, связанный с
вредом (или «вред в квадрате»). Трактовки артхи получают развитие
в полунаучном-полудидактическом стихотворном трактате Нитишастра.
Прибыль царя осмысляется здесь и в общем контексте трех целей человеческого
существования, одна из которых – артха. Отмечается, что подданные
страдают от пяти источников бедствий: чиновников, воров, проходимцев,
царских фаворитов и собственной алчности; устранив эти причины,
царь со временем может «преуспеть в трех целях»: подобно тому, как
корова дает молоко после корма, а лиана цветет после поливки, подданные
должны быть вначале защищены и лишь потом «пострижены».
В Кама-сутре, уделяющей специальное внимание целям человеческой
жизни в главе «О достижении трех целей», отмечается, что артха есть
«приобретение знаний, земли, золота, скота, зерна, домашней утвари,
друзей и прочего и умножение приобретенного. Это достигается деятельностью
надсмотрщика, сведущими в правилах наук и купцами» (пер. А.Я.Сыркина).
В том же трактате цели человеческой жизни распределяются в соответствии
с возрастом, и артха рассматривается как цель, приоритетная для
детского возраста (в нее включается в данном контексте прежде всего
приобретение знаний), тогда как кама является актуальной в юности,
а дхарма и мокша – в старости. Артха предстает единственной человеческой
целью, которая соотносится в Кама-сутре с определенными социальными
группами. В трактате отразилось и понимание артхи как целеполагания
в целом, благодаря чему артха, дхарма и кама рассматриваются в качестве
трех разновидностей артхи, и таким образом целое как бы отождествляется
с одной из своих частей. В тексте указывается, что она наиболее
приоритетна для царя, поскольку в ней корень людских нужд, составляющих
область его прямой компетенции, но также и для куртизанок. Когда
ремесло куртизанки, помимо удовольствия от общения с «превосходным
мужчиной», привлекает новых поклонников и, следовательно, открывает
перспективу для дополнительных доходов, то речь идет об артхе с
«выгодным усложнением»; когда близость приносит простую прибыль
– об артхе «без усложнения»; когда при близости с привязанным к
ней мужчиной теряются надежды на будущее и открывается перспектива
нищеты – об артхе с «невыгодным усложнением»; когда происходит сближение
с высоким по статусу лицом, связь с которым доставляет мало удовольствия,
но является выгодной в других отношениях, – об артхе с «выгодным
усложнением»; когда куртизанка вступает в связь со скрягой или обманщиком,
то это не-артха «без усложнения», тогда как подобная по результативности
связь с высоким лицом, чреватая дополнительными неприятностями,
– не-артха с «невыгодным усложнением».
АРТХАШАСТРА (санскр. – «Наука о пользе»), сводный трактат по науке
управления и политике, приписываемый Каутилье, полулегендарному
министру основателя династии мауриев Чандрагупты I, но составленный,
вероятно, в 1–2 вв. Истоки индийской «политологии» восходят еще
к поздневедийской эпохе (в перечне дисциплин знания Чхандогья-упанишады
упоминается и экаяна – «наука единоправления»). Среди первых теоретиков
и, вероятно, уже популяризаторов артхашастры были странствующие
философы паривраджаки, которые обсуждали такие незначительные с
точки зрения буддистов темы, как «цари, воры, министры, армии, опасности,
сражения» и т.д. За периодом начальных учительских традиций, вероятно,
последовал период конкурирующих школ. Статистические исследования
языка Артхашастры позволяют соотнести с периодом этих школ появление
специальных пособий, посвященных местному управлению и судопроизводству.
Среди предметов дискуссий этих школ выделяются проблемы, связанные
с числом необходимых советников, наложением штрафов (обязанности
надзирателей), структурой действующей армии и ряд других. В какой-то
момент была произведена попытка унификации доктрин артхашастринов
– процесс, напоминающий историю сложения текстов сутр в школах философии.
Составитель текста постоянно рассматривает позиции своих предшественников,
последователей Ману, Брихаспати, Ушанаса, Парашары и Каутильи (в
последнем случае речь идет об «ортодоксальной» версии артхашастры,
с позиций которой корректируются позиции других школ – ср. «последнее
слово», которое оказывается за Бадараяной в Веданта-сутрах).
Раздел I открывается изложением общих принципов «науковедения».
Основных наук четыре: Веды, наука о хозяйстве, наука о самом управлении
и философия (анвикшики), представленная санкхьей, йогой и локаятой
(возможно, подразумевается ньяя). Философия исследует посредством
логической аргументации предметы трех остальных (дхарма и адхарма,
польза и вред, правильная и неправильная политика). Другие основные
предметы первого раздела – обязанности и поведение царя как основного
компонента государства (ср. соответствующие разделы Дхармашастр),
его окружение и чиновники. Раздел II посвящен рангам и обязанностям
чрезвычайно разветвленной системы чиновников-надзирателей. Разделы
III–V – судопроизводству, фискальной системе и наказаниям нарушителей
общественного порядка. В разделе VI обсуждаются основы государства
(мандалайони), в VII – шесть методов внешней политики: мир, война,
выжидательная позиция, наступление, искание защиты и «двойственная
политика» (сочетание мира и войны). Раздел VIII посвящен государственным
нестроениям, но в его начальной части обсуждается одна из первостепенных
проблем индийских «политологов»: какие факторы государства являются
наиболее важными – царь, министры, сельское население, крепость,
казна, войско или союзники. Уже предшественники составителя Артхашастры
ставили вопрос о возможности редукции этих единиц до минимального
набора «неразложимых», «атомарных» элементов (была даже попытка
свести этот набор к двухчастному варианту – «царь» и «царство»).
Разделы IX–XIV возвращают нас вновь к внешней политике: рассматриваются
средства предупреждения военной угрозы, устройство и действия войсковых
частей, «тайные меры» царя в войне, тактика овладения крепостью
противника. Раздел XV занимает особое место: здесь анализируется
список 32 признаков научно организованной дисциплины знания, материализованной
в тексте (тантра-юкти).
На Артхашастре основывалась целая традиция политико-дидактических
сочинений, посвященных искусному поведению и политике (нитишастра).
Среди них выделяются Нити-сара (Суть искусного поведения) Камандаки
(ок. середины I тыс. н.э.) и Нитивакьямрита (Нектар словес об искусном
поведении) джайна Сомадэвасури (11 в.).
АРХАНГЕЛ. Слово «архангел» (верховный ангел) встречается в греческом
переводе Книги Даниила и дважды в Новом Завете (Иуд 9, где так именуется
Михаил, и 1 Фес 4:16). Число архангелов колеблется от четырех –
Михаил, Рафаил, Гавриил, Фануил (книга Еноха 40:9) – до семи – Уриил,
Рафаил, Рагуил, Михаил, Саракаил (Сариил), Гавриил и Ремиил (Иеремиил)
(книга Еноха 20). Только Михаил и Гавриил появляются в Ветхом и
Новом Заветах. Число четыре, по-видимому, возникает раньше числа
семь, т.к. только четыре архангела носят древнееврейские имена,
а число семь могло быть заимствовано из поздних персидских источников.
В Откр 8:2, 15:1 и 21:9 семь ангелов, стоящих пред Богом, – это
несомненно семь архангелов. Иерархически упорядоченный сонм ангелов
раннего иудаизма возглавляли эти семь верховных ангелов, допущенных
в непосредственное присутствие Бога и составлявших его тайный совет.
АРХАТ (пали arahant, санскр. arhat – «достойный»), в «ортодоксальном»
буддизме тхеравады, высшая ступень, которой может достичь последователь
Будды, принявший монашеские обеты. С этой целью он изучает дисциплинарные
правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шила):
1) отказ от насилия (ахимса) непосредственно и даже опосредованно
в отношении всех живых существ и культивирование сострадания к ним
(каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом,
но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему
воздержание не только от совокупления, но и от плотских желания;
4) правдивость – избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За
нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами,
в постоянном внимании к себе и в культивировании со-радования живым
существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию,
затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) и, наконец, к обретению
сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций)
и совершенства всеведения.
В классификациях тхеравадинской сотериологии архат – четвертая и
завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии
«вступившего в поток» сансары с целью пересечь его (сотапанна),
«возвращающийся один раз» в сансару (сакадагамин) и «не возвращающийся»
в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем,
что он уже в этой жизни должен вступить в нирвану. В главе, посвященной
архатам, составитель знаменитой Дхаммапады характеризует «достойного»
следующим образом: «У него уничтожены желания, и он не привязан
к пище; его удел – освобождение, свободное от желаний и условий.
Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него
спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости
и лишен желаний. Такому даже боги завидуют» (пер. В.Н.Топорова),
а в текстах Виная-питаки архат характеризуется предельно кратко
– как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие
ученики Будды – Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и все видные деятели
раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом
всех архатов является сам Будда – «совершенный, достигший высшего
просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный...
учитель богов и людей».
Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии
на предмет безукоризненности идеала архата, которые привели к первой
значительной схизме в истории буддийской общины – отделению махасангхиков,
когда после т.н. Второго буддийского собора в конце 4 в. до н.э.
«обновленец» Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат,
достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не
обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов Катхаваттху
(Предметы дискуссий), ядро которого должно было сложиться в 3 в.
до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками»
о возможности телесной нечистоты у архата, его способности обладать
теми «силами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина
достичь тех же результатов (разделы II–IV). Сомнения первых «еретиков»
стали той почвой, на которой выросла последовательная критика идеала
архата как такового у махаянистов. Основная претензия их к данному
идеалу, нашедшая наиболее яркое выражение в Вималакиртинирдеша-сутре
(2 в.) и в Саддхармапундарика-сутре (3 в.), была связана с его эгоцентричностью,
которой махаянисты противопоставляли альтруистический идеал бодхисаттвы.
АРХИМЕД (ок. 287–212 до н.э.), величайший древнегреческий математик
и механик.
Жизнь. Уроженец греческого города Сиракузы на острове Сицилия, Архимед
был приближенным управлявшего городом царя Гиерона (и, вероятно,
его родственником). Возможно, какое-то время Архимед жил в Александрии
– знаменитом научном центре того времени. То, что сообщения о своих
открытиях он адресовал математикам, связанным с Александрией, например
Эратосфену, подтверждает мнение о том, что Архимед являлся одним
из деятельных преемников Эвклида, развивавших математические традиции
александрийской школы. Вернувшись в Сиракузы, Архимед находился
там вплоть до своей гибели при захвате Сиракуз римлянами в 212 до
н.э.
Дата рождения Архимеда (287 до н.э.) определяется исходя из свидетельства
византийского историка 12 в. Иоанна Цеца, согласно которому он «прожил
семьдесят пять лет». Яркие картины его гибели, описанные Ливием,
Плутархом и Валерием Максимом, различаются лишь в деталях, но сходятся
в том, что Архимеда, занимавшегося в глубокой задумчивости геометрическими
построениями, зарубил римский воин. Кроме того, Плутарх сообщает,
что Архимед, «как утверждают, завещал родным и друзьям установить
на его могиле описанный вокруг шара цилиндр с указанием отношения
объема описанного тела к вписанному», что было одним из наиболее
славных его открытий. Цицерон, который в 75 до н.э. был на Сицилии,
обнаружил выглядывавшее из колючего кустарника надгробие и на нем
– шар и цилиндр.
Легенды об Архимеде. В наше время имя Архимеда связывают главным
образом с его замечательными математическими работами, однако в
античности он прославился также как изобретатель различного рода
механических устройств и инструментов, о чем сообщают авторы, жившие
в более позднюю эпоху. Правда, авторство Архимеда во многих случаях
вызывает сомнения. Так, считается, что Архимед был изобретателем
т.н. архимедова винта, который служил для подъема воды на поля и
явился прообразом корабельных и воздушных винтов, хотя, судя по
всему, такого рода устройство использовалось и раньше. Не внушает
особого доверия и то, что рассказывает Плутарх в Жизнеописании Марцелла.
Здесь говорится, что в ответ на просьбу царя Гиерона продемонстрировать,
как тяжелый груз может быть сдвинут малой силой, Архимед «взял трехмачтовое
грузовое судно, которое перед этим с превеликим трудом вытянули
на берег много людей, усадил на него множество народа и загрузил
обычным грузом. После этого Архимед сел поодаль и стал без особых
усилий тянуть на себя канат, перекинутый через полиспаст, отчего
судно легко и плавно, словно по воде, «поплыло» к нему». Именно
в связи с этой историей Плутарх приводит замечание Архимеда, что,
«если бы имелась иная Земля, он сдвинул бы нашу, перейдя на ту»
(более известный вариант этого высказывания сообщает Папп Александрийский:
«Дайте мне, где стать, и я сдвину Землю»). Вызывает сомнение и подлинность
истории, поведанной Витрувием, что будто бы царь Гиерон поручил
Архимеду проверить, из чистого ли золота сделана его корона или
же ювелир присвоил часть золота, сплавив его с серебром. «Размышляя
над этой задачей, Архимед как-то зашел в баню и там, погрузившись
в ванну, заметил, что количество воды, переливающейся через край,
равно количеству воды, вытесненной его телом. Это наблюдение подсказало
Архимеду решение задачи о короне, и он, не медля ни секунды, выскочил
из ванны и, как был нагой, бросился домой, крича во весь голос о
своем открытии: «Эврика! Эврика!» (греч. «Нашел! Нашел!»)».
Более достоверным представляется свидетельство Паппа, что Архимеду
принадлежало сочинение Об изготовлении [небесной] сферы, речь в
котором шла, вероятно, о построении модели планетария, воспроизводившей
видимые движения Солнца, Луны и планет, а также, возможно, звездного
глобуса с изображением созвездий. Во всяком случае Цицерон сообщает,
что тот и другой инструмент захватил в Сиракузах в качестве трофеев
Марцелл. Наконец, Полибий, Ливий, Плутарх и Цец сообщают о грандиозных
баллистических и иных машинах, построеннных Архимедом для отражения
римлян.
Математические труды. Сохранившиеся математические сочинения Архимеда
можно разделить на три группы. Сочинения первой группы посвящены
в основном доказательству теорем о площадях и объемах криволинейных
фигур или тел. Сюда относятся трактаты О шаре и цилиндре, Об измерении
круга, О коноидах и сфероидах, О спиралях и О квадратуре параболы.
Вторую группу составляют работы по геометрическому анализу статических
и гидростатических задач: О равновесии плоских фигур, О плавающих
телах. К третьей группе можно отнести различные математические работы:
О методе механического доказательства теорем, Исчисление песчинок,
Задача о быках и сохранившийся лишь в отрывках Стомахион. Существует
еще одна работа – Книга о предположениях (или Книга лемм), сохранившаяся
лишь в арабском переводе. Хотя она и приписывается Архимеду, в своем
нынешнем виде она явно принадлежит другому автору (поскольку в тексте
имеются ссылки на Архимеда), но, возможно, здесь приведены доказательства,
восходящие к Архимеду. Несколько других работ, приписываемых Архимеду
древнегреческими и арабскими математиками, утеряны.
Дошедшие до нас работы не сохранили своей первоначальной формы.
Так, судя по всему, I книга трактата О равновесии плоских фигур
является отрывком из более обширного сочинения Элементы механики;
кроме того, она заметно отличается от II книги, написанной явно
позднее. Доказательство, упоминаемое Архимедом в сочинении О шаре
и цилиндре, было утрачено ко 2 в. н.э. Работа Об измерении круга
сильно отличается от первоначального варианта, и предложение II
в ней скорее всего заимствовано из другого сочинения. Заглавие О
квадратуре параболы вряд ли могло принадлежать самому Архимеду,
так как в его время слово «парабола» еще не использовалось в качестве
названия одного из конических сечений. Тексты таких сочинений, как
О шаре и цилиндре и Об измерении круга, скорее всего, подвергались
изменениям в процессе перевода с дорийско-сицилийского на аттический
диалект.
При доказательстве теорем о площадях фигур и объемах тел, ограниченных
кривыми линиями или поверхностями, Архимед постоянно использует
метод, известный как «метод исчерпывания». Изобрел его, вероятно,
Эвдокс (расцвет деятельности ок. 370 до н.э.) – по крайней мере,
так считал сам Архимед. К этому методу время от времени прибегает
и Эвклид в XII книге Начал. Доказательство с помощью метода исчерпывания,
в сущности, представляет собой косвенное доказательство от противного.
Иначе говоря, утверждение «А равно В» считается истинным в том случае,
когда принятие противоположного утверждения, «А не равно В», ведет
к противоречию. Основная идея метода исчерпывания заключается в
том, что в фигуру, площадь или объем которой требуется найти, вписывают
(или вокруг нее описывают, либо же вписывают и описывают одновременно)
правильные фигуры. Площадь или объем вписанных или описанных фигур
увеличивают или уменьшают до тех пор, пока разность между площадью
или объемом, которые требуется найти, и площадью или объемом вписанной
фигуры не становится меньше заданной величины. Пользуясь различными
вариантами метода исчерпывания, Архимед смог доказать различные
теоремы, эквивалентные в современной записи соотношениям S = 4pr2
для площади поверхности шара, V = 4/3pr3 для его объема, теореме
о том, что площадь сегмента параболы равна 4/3 площади треугольника,
имеющего те же оcнование и высоту, что и сегмент, а также многие
другие интересные теоремы.
Ясно, что, используя метод исчерпывания (который является скорее
методом доказательства, а не открытия новых соотношений), Архимед
должен был располагать каким-то другим методом, позволяющим находить
формулы, которые составляют содержание доказанных им теорем. Один
из методов нахождения формул раскрывает его трактат О механическом
методе доказательства теорем. В трактате излагается механический
метод, при котором Архимед мысленно уравновешивал геометрические
фигуры, как бы лежащие на чашах весов. Уравновесив фигуру с неизвестной
площадью или объемом с фигурой с известной площадью или объемом,
Архимед отмечал относительные расстояния от центров тяжести этих
двух фигур до точки подвеса коромысла весов и по закону рычага находил
требуемые площадь или объем, выражая их соответственно через площадь
или объем известной фигуры. Одно из основных допущений, используемых
в методе исчерпывания, состоит в том, что площадь рассматривается
как сумма чрезвычайно большого множества плотно прилегающих друг
к другу «материальных» прямых, а объем – как сумма плоских сечений,
тоже плотно прилегающих друг к другу. Архимед считал, что его механический
метод не имеет доказательной силы, но позволяет получить предварительный
результат, который впоследствии может быть доказан более строгими
геометрическими методами.
Хотя Архимед был в первую очередь геометром, он совершил ряд интересных
экскурсов и в область численных расчетов, пусть примененные им методы
и не вполне ясны. В предложении III сочинения Об измерении круга
он установил, что число p меньше и больше. Из доказательства видно,
что он располагал алгоритмом получения приближенных значений квадратных
корней из больших чисел. Интересно отметить, что у него приведена
и приближенная оценка числа , а именно: . В сочинении, известном
под названием Исчисление песчинок, Архимед излагает оригинальную
систему представления больших чисел, позволившую ему записать число
, где само Р равно . Эта система потребовалась ему, чтобы сосчитать,
сколько песчинок понадобилось бы, чтобы заполнить Вселенную.
В труде О спирали Архимед исследовал свойства т.н. архимедовой
спирали, записал в полярных координатах характеристическое свойство
точек спирали, дал построение касательной к этой спирали, а также
определил ее площадь.
В истории физики Архимед известен как один из основоположников
успешного применения геометрии к статике и гидростатике. В I книге
сочинения О равновесии плоских фигур он приводит чисто геометрический
вывод закона рычага. По сути, его доказательство основано на сведении
общего случая рычага с плечами, обратно пропорциональными приложенным
к ним силам, к частному случаю равноплечего рычага и равных сил.
Все доказательство от начала и до конца пронизано идеей геометрической
симметрии.
В своем сочинении О плавающих телах Архимед применяет аналогичный
метод к решению задач гидростатики. Исходя из двух допущений, сформулированных
на геометрическом языке, Архимед доказывает теоремы (предложения)
относительно величины погруженной части тел и веса тел в жидкости
как с большей, так и с меньшей плотностью, чем само тело. В предложении
VII, где говорится о телах более плотных, чем жидкость, выражен
т.н. закон Архимеда, согласно которому «всякое тело, погруженное
в жидкость, теряет по сравнению со своим весом в воздухе столько,
сколько весит вытесненная им жидкость». В книге II содержатся тонкие
соображения относительно устойчивости плавающих сегментов параболоида.
Влияние Архимеда. В отличие от Эвклида, Архимеда вспоминали в античности
лишь от случая к случаю. Если мы что-то знаем о его работах, то
лишь благодаря тому интересу, который питали к ним в Константинополе
в 6–9 в. Эвтокий, математик, родившийся в конце 5 в., прокомментировал
по крайней мере три работы Архимеда, по-видимому, наиболее известные
в то время: О шаре и цилиндре, Об измерении круга и О равновесии
плоских фигур. Работы Архимеда и комментарии Эвтокия изучали и преподавали
математики Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, архитекторы собора
св. Софии, возведенного в Константинополе в правление императора
Юстиниана. Реформа преподавания математики, которую проводил в Константинополе
в 9 в. Лев Фессалоникийский, по-видимому, способствовала собиранию
работ Архимеда. Тогда же он стал известен мусульманским математикам.
Теперь мы видим, что арабским авторам недоставало некоторых наиболее
важных работ Архимеда, таких как О квадратуре параболы, О спиралях,
О коноидах и сфероидах, Исчисление песчинок и О методе. Но в целом
арабы овладели методами, изложенными в других работах Архимеда,
и нередко блестяще ими пользовались.
Средневековые латиноязычные ученые впервые услышали об Архимеде
в 12 в., когда появились два перевода с арабского на латынь его
сочинения Об измерении круга. Лучший перевод принадлежал знаменитому
переводчику Герарду Кремонскому, и в последующие три столетия он
послужил основой многих изложений и расширенных версий. Герарду
принадлежал также перевод трактата Слова сынов Моисеевых арабского
математика 9 в. Бану Мусы, в котором приводились теоремы из сочинения
Архимеда О шаре и цилиндре с доказательством, аналогичным приведенному
у Архимеда. В начале 13 в. Иоанн де Тинемюэ перевел сочинение О
криволинейных поверхностях, по которому видно, что автор был знаком
с другой работой Архимеда – О шаре и цилиндре. В 1269 доминиканец
Вильгельм из Мербеке перевел с древнегреческого весь корпус работ
Архимеда, кроме Исчисления песчинок, Метода и небольших сочинений
Задача о быках и Стомахион. Для перевода Вильгельм из Мербеке использовал
две из трех известных нам византийских рукописей (рукописи А и В).
Мы можем проследить историю всех трех. Первая из них (рукопись А),
источник всех копий, снятых в эпоху Возрождения, по-видимому, была
утрачена примерно в 1544. Вторая рукопись (рукопись В), содержавшая
работы Архимеда по механике, в том числе сочинение О плавающих телах,
исчезла в 14 в. Копий с нее снято не было. Третья рукопись (рукопись
С) не была известна до 1899, а изучать ее стали лишь с 1906. Именно
рукопись С стала драгоценной находкой, так как содержала великолепное
сочинение О методе, известное ранее лишь по отрывочным фрагментам,
и древнегреческий текст О плавающих телах, исчезнувший после утраты
в 14 в. рукописи В, которую использовал при переводе на латынь Вильгельм
из Мербеке. Этот перевод имел хождение в 14 в. в Париже. Он использовался
также Якобом Кремонским, когда в середине 15 в. тот предпринял новый
перевод корпуса сочинений Архимеда, входивших в рукопись А (т.е.
за исключением сочинения О плавающих телах). Именно этот перевод,
несколько поправленный Региомонтаном, был опубликован в 1644 в первом
греческом издании трудов Архимеда, хотя некоторые переводы Вильгельма
из Мербеке были изданы в 1501 и 1543. После 1544 известность Архимеда
начала возрастать, и его методы оказали значительное влияние на
таких ученых, как Симон Стевин и Галилей, а тем самым, хотя и косвенно,
воздействовали на формирование современной механики.
АРХОНТ, в античности властное официальное лицо во многих древнегреческих
городах-государствах. Так, в Афинах было 9 архонтов, которых вначале
избирало народное собрание, а с 5 в. до н.э. они определялись жребием.
Главным архонтом был архонт-эпоним, заведовавший гражданскими и
административными вопросами. Год в Афинах получал имя того лица,
которое было тогда архонтом-эпонимом (греч. эпоним – «дающий свое
имя»). На полемарха, или военного архонта, изначально возлагались
обязанности главнокомандующего; впоследствии руководство вооруженными
силами было передано совету из 10 стратегов (полководцев), а полемарху
остались некоторые религиозные и судебные функции. Архонт-басилевс,
или архонт-царь, был фактически верховным жрецом, а в случае дел
о святотатстве и убийстве – председательствовал в суде. Остальные
шесть архонтов (они назывались тесмотеты) исполняли в основном судебные
функции.
АРЦЫБАШЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1878–1927), русский писатель. Родился
24 октября (5 ноября) 1878 на Украине. Его первый рассказ Паша Туманов
был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической
школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой
откровенностью. После поражения революции 1905 года в творчестве
Арцыбашева возобладал крайне пессимистический настрой. В 1907 он
опубликовал свой первый законченный роман Санин, стяжавший ему всероссийскую
писательскую славу. Не лишенный своеобразной глубины и живописной
яркости, роман, однако, сводится к неприкрытому смакованию зрелища
общественного упадка, болезненно гипертрофированным картинам преступлений
и сексуальной распущенности. Среди других произведений Арцыбашева
заслуживают отдельного упоминания повесть Рабочий Шевырев, роман
У последней черты и пьесы Ревность и Война.
Арцыбашев был выдворен из России в 1923. Его романы зачастую конфисковывались
как безнравственные.
Умер Арцыбашев в Варшаве 3 марта 1927.
АРШАКИДЫ, Арсакиды, парфянская династия, правившая в Персии приблизительно
с 250 до н.э. до 227 н.э. Аршакиды считали себя потомками Ахеменидов
(бывшей царской династии Персии), однако основатель династии Аршак
вел свое происхождение от кочевых скифских племен, переселившихся
незадолго до 550 до н.э. из хорезмских степей в Парфию (современный
Хорасан на северо-востоке Ирана).
В это время в соседней Месопотамии правила династия Селевкидов,
государство которых возникло после распада империи Александра Македонского.
После победы над Андрагорой, сатрапом Селевкидов, и его гибели Аршак
в 247 до н.э. был провозглашен царем Парфии. Между Парфией и державой
Селевкидов началась длительная война; в 141 до н.э. Митридат I,
царь из династии Аршакидов, захватил Селевкию, столицу Селевкидов,
и превратил ее в центр новой империи, простиравшейся от Тигра до
границ с китайским Туркестаном (совр. Синьцзян). С этого времени
размах экспансионистской политики парфянских царей еще более возрос.
Из Хатры, укрепленного города, построенного в пустыне к западу от
современного Мосула в Ираке, они бросили вызов правившим в Сирии
Селевкидам. Союз, заключенный Парфией с Арменией ок. 100 до н.э.,
в период правления Митридата II Великого, привел к прямым столкновениям
с Римом. Римский полководец Лукулл, одержав победу при Тигранакерте
в 69 до н.э. (ныне территория на юго-востоке Турции), вторгся в
пределы Парфянского царства. Началась долгая и кровопролитная война.
В 53 до н.э. римская армия во главе с триумвиром Марком Лицинием
Крассом потерпела сокрушительное поражение при Каррах, и с того
времени граница между двумя империями пролегала по р.Евфрат.
Римляне и парфяне так и остались непримиримыми врагами. В 115 н.э.
римский император Траян взял Селевкию. В ответ парфянский царь Вологес
II в 161 опустошил Сирию, но был отброшен римскими легионами во
главе с Авидием Кассием. В 212 сатрапы, считавшие себя потомками
Ахеменидов, подняли восстание под предводительством Папака, сына
Сасана. В 227 парсы вторглись в Месопотамию. В последовавшем сражении
их армии разгромили войско последнего царя из династии Аршакидов
– Артабана V.
АРЬЯДЭВА (санскр. ), общее имя двух философов, которые жили в различные
эпохи и которых разделяет более полутысячелетия.
Арьядэва I. Сведения об Арьядэве I содержатся в комментарии Чандракирти
к его основному сочинению, у Кумарадживы (5 в.), который перевел
биографию философа на китайский, у Сюань-цзана (7 в.), у других
китайских авторов, у тибетских историков Будона (14 в.) и Таранатхи
(17 в.). По версии Сюань-цзана бодхисаттва Арьядэва (Дэва – «Божество»)
прибыл в Индию с острова Шри-Ланка, чтобы обсудить с Нагарджуной
некоторые аспекты учения мадхьямики. Нагарджуна передает ему свою
чашу для сбора милостыни, наполненную водой, а Дэва бросает в нее
иголку. Когда ученик Нагарджуны возвращает ему чашу с иглой, мэтр
восхищается «красноречивым молчанием» владельца иглы. Нагарджуна
поясняет, что чаша с водой символизирует его чистое учение, а иголка
– то, что Дэва претендует на полное познание этого учения до самого
«дна». Арьядэву торжественно вводят к учителю, он с подобающей скромностью
приближается к нему, и тот, побеседовав с ним, назначает его своим
преемником. По тому же кругу преданий, Арьядэва погиб от рук убийцы,
которым оказался последователь одного из «еретических» учителей,
которого ученик Нагарджуны победил в споре. Преступник подстерег
его и вонзил в него меч, когда тот предавался медитации в лесу.
Перед тем как испустить дух, Арьядэва просветил убийцу и увещевал
учеников, обращаясь к аргументам философии мадхьямики, отказаться
от его преследования. Все нереально, говорил Дэва, и если тщательно
рассмотреть все, что происходит в мире явлений, то где вы найдете
реальную жестокость меча, равно как и того, кого пронзают мечом?!
Признавая истинную природу вещей (татхата), нельзя обнаружить ни
убийцы, ни убитого. По Будону, Арьядэва родился на Шри-Ланке в цветке
лотоса и был «принят» царем этой страны, а когда вырос, пришел на
место, где проповедовал Нагарджуна (какое именно, не сообщается),
и стал его учеником. На Шри-Ланку как на родину Арьядэвы указывают
и другие биографические версии (хотя и не все), согласно которым
он родился там в царском доме, отказался от трона и уехал в Южную
Индию, а затем пришел в Паталипутру (совр. Патна), где встретился
с Нагарджуной, овладел техникой диспута, отличился в этом искусстве
и благодаря ей обратил многих брахманистов в махаяну. Его звали
также Канадэва («Одноглазое божество») за то, что он пожертвовал
один глаз женщине небуддистке (версия Таранатхи), богине какого-то
дерева (версия Будона) или золотой статуе Махешвары-Шивы (китайская
версия). Если признать реальность связей между Нагарджуной и Арьядэвой,
то время жизни последнего можно отнести ко 2–3 вв.
Самое значительное произведение Арьядэвы I – стихотворная Чатухшатака
(Четыре сотни стихов), написанная, как и основное сочинение Нагарджуны,
«научными стихами»-кариками, сохранившаяся на санскрите (частично),
китайском и тибетском, которая делится на две половины. В первой
рассматриваются вопросы «практической философии» – стратегия преодоления
заблуждений (випарьяса), страстей (клеши), привязанностей к житейским
радостям. Вся эта часть завершается различением двух уровней истины:
на уровне практической истины будды учат тех «любителей дхармы»,
которые стремится к достижению «заслуги» (пунья) и неба, на уровне
истины конечной – «пустотности», и различение адептов совершенно
оправданно; как с «варварами» (млеччхи) можно говорить только на
понятном для них языке, так и с «обычными людьми» можно употреблять
только «разговорные понятия». Вторая половина трактата посвящена
собственно философским проблемам: критике идей постоянства вещей,
существования Атмана, субстанциального времени, ложных взглядов
в целом, индрий и их объектов, вере в «крайности» (вроде бытия и
небытия вещей), в наличие составных вещей. Завершается трактат изложением
концепции «пустотности» сущего (шуньята) – единственной «положительной»
доктрины мадхьямики. Арьядэва I, в отличие от Нагарджуны, уделяет
преимущественное внимание критике не столько буддийских оппонентов
мадхьямики, сколько ведущих брахманистских направлений его времени
– вайшешики и санкхьи. Арьядэва не чуждается и проблем «политологии»,
настаивая на том, что правильное царское правление должно опираться
на буддийскую дхарму (ср. некоторые сочинения, приписываемые Нагарджуне,
например Ратнавали).
Если Чатухшатака сохранилась на всех трех основных языках махаяны,
то прозаическая Шатакашастра (Трактат в 100 [единицах]) – только
в китайском переводе. Сохранившаяся первая половина текста посвящена
тем же предметам, что и собственно философская часть Чатухшатаки:
Атману, единству и множественности, индриям и их объектам, причинности,
постоянству вещей и «пустотности».
Арьядэве приписывается и множество других произведений. В их числе
Акшарашатака (Сотница о непреходящем); логический трактат, посвященный
опровержению некорректных модусов среднего термина; шестистишье,
где все явления объявляются иллюзорными и проводится разграничение
двух уровней истины, о которых шла речь в основном произведении.
Влияние Арьядэвы на буддийскую мысль было более чем значительным.
На его основное сочинение был написан комментарий Чандракирти. В
Акутобхае, предполагаемом автокомментарии Нагарджуны к Мулямадхьямака-карике,
цитируется Арьядэва. Значение его сочинений для развития идей мадхьямики
в Китае и Тибете считается общепризнанным. Его наследие служит основой
японской махаянской секты Санрон.
Арьядэва II был мадхьямиком-тантриком, изучал алхимию в Наланде,
учился у другого Нагарджуны. По версии Таранатхи, встретился с Нагарджуной,
когда тот направлялся к горе Шрипарвата, взошел на нее вместе с
ним и достиг совершенства жизненнего эликсира. Поскольку Арьядэва
II цитирует Бхававивеку и Камалашилу, наиболее оправданной представляется
датировка его жизни в рамках 8–9 вв.
К числу произведений, приписываемых Арьядэве II, относится, в первую
очередь, Мадхьямакабхрамагхата (Поражение поисков заблуждений в
мадхьямике), представляющая собой преимущественно выдержки из Мадхьямакахридайи
и Таркаджвалы Бхававивеки. Вполне оправданна атрибуция ему трактата
Джнянасарасамуччая (Выдержки из квинтэссенций знаний), где в форме
компендиума излагаются философские доктрины как буддийских, так
и небуддийских школ. Арьядэве II приписывается и Читтавишуддхи-пракарана
(Специальный трактат об очищении ума), содержащий традиционные для
буддистов насмешки над брахманистским ритуализмом: если бы «освобождение»
достигалось омовениями в водах Ганга, то самыми «освобожденными»
были бы рыбаки, а тем более рыбы, которые проводят там всю жизнь.
Текст содержит тантрические идеи, а также заимствования из греческой
астрономии.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|