|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
АРАГО, ДОМИНИК ФРАНСУА (Arago, Dominique Francois Jean) (1786–1853),
французский физик, астроном и политический деятель. Родился 26 февраля
1786 в Эстажеле (Восточные Пиренеи). Учился в Политехнической школе
в Париже. В 1809–1831 – профессор аналитической геометрии в этой
школе. В 1830 назначен директором Парижской обсерватории и непременным
секретарем Парижской академии наук. В 1830–1848 – член Палаты депутатов
от округа Нижняя Сена. После революции 1848 вошел в состав временного
правительства, занимал пост военно-морского министра.
Научные работы Араго посвящены магнетизму, оптике, астрономии. В
1811 он открыл хроматическую поляризацию света (независимо от Ж.Био
и Д.Брюстера), впервые наблюдал вращение плоскости поляризации света
в кварце. В 1820 обнаружил намагничивание железных опилок вблизи
проводника с током (магнитная индукция), а в 1824 продемонстрировал
действие вращающейся металлической пластинки на магнитную стрелку
(магнетизм вращения). Установил связь между северным сиянием и магнитными
бурями (изменениями напряженности магнитного поля Земли).
Араго сконструировал ряд оптических приборов, использовавшихся
в астрономии, физике и метеорологии: полярископ (1811), уланометр
(прибор для измерения голубизны неба) (1815), фотометр для определения
блеска звезд (1833).
Араго придерживался волновой теории света Френеля и в 1838 описал
схему эксперимента, позволявшего сравнивать скорости света в воздухе
и более плотных средах – воде и стекле (поставлен в 1850 А.Физо
и Л.Фуко). По указаниям Араго У.Леверье провел математический анализ
отклонений в движении планеты Уран, в результате чего была открыта
– «на кончике пера» – планета Нептун.
Умер Араго в Париже 2 октября 1853.
АРАГОН, ЛУИ (Aragon, Louis) (1897–1982), французский писатель.
Родился 3 октября 1897 в Париже. Как поэт начинал в кругу дадаистов
и сюрреалистов, опубликовав сборник стихов Фейерверк (Feu de joie,
1920), повесть Анисе (Anicet, 1921), роман Парижский крестьянин
(Le Paysan de Paris, 1926), Трактат о стиле (Trait du style, 1928),
произведения революционного характера как по содержанию, так и по
художественному решению. В 1927 вступил во Французскую коммунистическую
партию, отказавшись от чистой литературы во имя журналистики, подчиненной
интересам партии; позднее принял эстетику социалистического реализма,
лишь к концу жизни выступив за «открытый реализм». Его подстрекательская
поэма Красный фронт (Front rouge, 1931) вызвала судебные преследования.
В годы Второй мировой войны Арагон был ведущим поэтом французского
Сопротивления. Сборники Нож в сердце (Le Crve-coeur, 1941), Глаза
Эльзы (Les Yeux d'Elsa, 1942), Паноптикум (Le Muse Grйvin, 1943)
свидетельствуют о возвращении к классическим темам любви и патриотизма.
Как романист Арагон наиболее известен книгами Базельские колокола
(Les Cloches de Ble, 1934), Богатые кварталы (Les Beaux quartiers,
1936), Путешественники на империале (Les Voyageurs de l'Imperiale,
1941), Орельен (Aurlien, 1944), Гибель всерьез (La Mise a'mort,
1965). Исторический роман о Ста днях Наполеона Страстная неделя
(La Semaine sainte, 1959) считается шедевром литературы подобного
жанра. Арагон опубликовал также Историю СССР (Histoire de l'U.R.S.).
В 1971 вышел роман Анри Матисс (Henri Matisse). Умер Арагон в Париже
24 декабря 1982.
АРАФАТ, ЯСИР (Arafat, Yasir) (р. 1929), также Абу Амар, председатель
Организации освобождения Палестины (ООП). Родился в Иерусалиме,
вырос в Газе. Изучал гражданское строительство в Каирском университете,
где возглавлял Лигу палестинских студентов (1952–1956). Участник
событий во время суэцкого кризиса 1956. В конце 1950-х годов жил
в Кувейте и участвовал в создании движения Фатх, с начала 1960-х
годов проводившее террористические операции против Израиля. С 1965
и особенно после победы Израиля в арабо-израильской войне 1967 внутри
палестинского движения сопротивления разгорелась борьба между теми,
кто надеялся на помощь арабских государств, и теми, кто, подобно
Арафату, отстаивал принцип независимости движения. В 1969 Арафат
как лидер наиболее сильной группировки Фатх был избран председателем
ООП.
Под руководством Арафата ООП создала множество политических, социально-экономических
и образовательных учреждений в Ливане и других местах проживания
палестинской диаспоры. Основные усилия Арафат сосредоточил на проблеме
международного признания прав палестинцев и ООП как их законного
представителя. Был приверженцем дипломатического решения проблемы
Палестины, однако в тот период его предложения оказались неприемлемыми
для Национального совета Палестины (НСП).
В конце 1960-х годов Арафат поддержал призывы НСП добиваться создания
светского демократического государства на всей территории Палестины,
что подразумевало начало партизанской войны против Израиля. После
арабо-израильской войны 1973 эта стратегия потеряла смысл, и в 1974
НСП принял решение о том, что палестинское государство может быть
создано в любой части Палестины.
Палестинское восстание в конце 1987 на оккупированном Израилем
Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа дало повод возобновить
дипломатические усилия для разрешения конфликта. Арафат заручился
поддержкой в НСП и в ноябре 1988 внес на рассмотрение международного
сообщества резолюцию, предусматривавшую создание двух государств
и признание ООП. См. также ИЗРАИЛЬ. США настаивали на том, что ООП
должна официально признать легитимность государства Израиль и отказаться
от терроризма. После убийства двух заместителей Арафата, Абу Джихада
(израильскими диверсантами в апреле 1988) и Абу Ийяда (неустановленными
убийцами в январе 1991), в руководстве ООП возник раскол, что вынудило
Арафата установить более жесткий личный контроль над деятельностью
организации.
Позиция Арафата в отношении иракского вторжения в Кувейт в 1990
и войны в Персидском заливе 1991 привела к международной изоляции
лидера ООП. Политические союзники в эмиратах Залива и Саудовской
Аравии осудили Арафата за неспособность выступить против вторжения
и в поддержку Ирака. В октябре 1991 в Мадриде началась серия двусторонних
арабо-израильских переговоров.
Весной 1993 активно обсуждалась формула «сначала Иерихон и Газа».
Начались переговоры между ООП и Израилем в Осло, которые привели
к заключению мирного соглашения 10 сентября 1993 и официальному
рукопожатию на лужайке перед Белым домом Арафата и израильского
премьера Ицхака Рабина 13 сентября 1993. Первый этап соглашения
вступил в силу в мае 1994, когда Израиль вывел войска с большей
части территории Иерихона и Газы. Арафат вернулся в Газу, чтобы
создать временное правительство. В 1994 Арафат, Рабин и израильский
министр иностранных дел Перес были удостоены Нобелевской премии
мира. В январе 1996 в Палестине были проведены первые выборы.
Набрав 88% голосов, Арафат был избран президентом автономного правительства
Палестины. Однако отношения с правительством Израиля продолжали
оставаться напряженными после убийства Рабина в ноябре 1995 и избрания
премьер-министром Израиля Биньямина Нетаньяху, занимавшего жесткую
позицию по вопросу о Западном береге. В течение 1997 и 1998 продолжались
мирные переговоры, не давшие сколько-нибудь значительных результатов.Усилия
Б.Клинтона и избрание нового премьер-министра Израиля Эхуда Барака
(май 1999) привели к временному ослаблению напряженности в отношениях
между палестинцами и израильтянами, однако в 2000 начался новый
виток крайне острого противостояния палестинцев и израильтян.
АРГЕДАС, АЛСИДЕС (Arguedas, Alcides) (1879–1946), боливийский историк,
романист, социолог и государственный деятель, родился в Ла-Пасе
15 июля 1879. Аргедас получил образование в Национальном коллеже,
университете Ла-Паса и Свободном коллеже социальных наук в Париже.
Вехи его политической карьеры: секретарь боливийской дипломатической
миссии в Париже в 1910 и Лондоне в 1914, депутат Национального собрания
в 1916, генеральный консул в Париже в 1925, полномочный представитель
в Колумбии в 1929–1930. На поприще журналистики Аргедас выступил
в 20-летнем возрасте. Аргедас принадлежит к наследникам испанского
«поколения 1898 года», всегда стремившегося разоблачать зло. Его
крупнейший исторический труд Всеобщая история Боливии (Historia
general de Bolivia) – критическое исследование жизни нации, опубликованное
в 1922. Другой его важный труд, социологическое исследование Боливии,
вышел под названием Больной народ (Pueblo enfermo). Из художественных
произведений известен роман Бронзовая раса (Raza de bronce), в котором
описывается жизнь индейцев. Умер Аргедас в Чулумани 6 мая 1946.
АРГЕЛАНДЕР, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ (Argelander, Friedrich Wilhelm
August) (1799–1875), немецкий астроном. Родился 22 марта 1799 в
Мемеле (ныне Клайпеда, Литва). В 1822 окончил Кёнигсбергский университет.
С 1820 работал ассистентом Ф.Бесселя в Кёнигсбергской обсерватории.
В 1823 переехал в Финляндию. В 1823–1832 – директор обсерватории
в Або (Турку), затем до 1836 – в Гельсингфорсе (Хельсинки). С 1837
– профессор Боннского университета и директор университетской обсерватории.
Занимался в основном позиционной астрономией и исследованием собственных
движений звезд. По материалам этих наблюдений составил каталог 560
звезд (1835). Проанализировав собственные движения 390 звезд, получил
подтверждение существования движения Солнечной системы в направлении
созвездия Геркулес (эта идея впервые была высказана В.Гершелем).
В 1843 опубликовал атлас и каталог всех звезд, видимых невооруженным
глазом. В 1838 Аргеландер приступил к наблюдениям переменных звезд
и вел эти наблюдения до 1870. Получил более 12 000 оценок блеска
около 40 таких звезд, открыл большое количество новых, ввел их номенклатуру.
В 1852–1859 руководил созданием Боннского обозрения (Bonner Durchmusterung)
(опубл. в 1859–1862, переиздан в 1950) – каталога и атласа всех
звезд неба Северного полушария ярче 9-й звездной величины (324 188
звезд).
Умер Аргеландер в Бонне 17 февраля 1875.
АРДУЭН-МАНСАР, ЖЮЛЬ (Hardouin-Mansart, Jules) (1646–1708), французский
архитектор и градостроитель эпохи классицизма, родился в Париже
16 апреля 1646. Учился у своего двоюродного деда Франсуа Мансара,
присоединил его фамилию к своей. В 1675 Людовик XIV назначил Ардуэна-Мансара
придворным архитектором. Первым его заказом стала перестройка замка
Сен-Жермен. С 1678 он руководил работами в Версале, где им были
созданы королевская капелла (1689–1710), Большой Трианон (1687),
знаменитая Зеркальная галерея и Оранжерея. Крупнейшая его работа
– собор Дома инвалидов в Париже (1680–1706). Купол собора считается
одним из самых совершенных сооружений французского классицизма.
Ардуэн-Мансар был также автором проекта двух парижских площадей
– Вандомской (1685–1701) и площади Побед (1685–1686). Вместе с Ж.Бофраном
он построил кафедральный собор в Нанси (начат в 1703). До конца
жизни Ардуэн-Мансар оставался любимцем Людовика XVI. В 1685 он стал
«первым архитектором короля», а в 1699 – главным смотрителем королевских
строительных работ. Умер Ардуэн-Мансар в Марли близ Парижа 11 мая
1708.
АРЕНСКИЙ, АНТОН СТЕПАНОВИЧ (1861–1906), русский композитор и педагог;
наибольшей известностью пользуется его фортепианная и камерная музыка.
Аренский родился 30 июня (12 июля) 1861 в Новгороде. Учился в Петербургской
консерватории в классе Римского-Корсакова и по ее окончании был
приглашен профессором гармонии и контрапункта в Московскую консерваторию.
В его классе занимались среди прочих А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов
и Р.М.Глиэр. В 1895 Аренский стал управляющим петербургской Придворной
певческой капеллой, сменив на этом посту М.А.Балакирева. Наследие
Аренского включает три оперы - Сон на Волге (1888, поставлена в
1890), Рафаэль (1894), Наль и Дамаянти (1903, поставлена в 1904);
две симфонии; два струнных квартета; фортепианный концерт; интермеццо
для струнного оркестра; два фортепианных трио; фантазию на темы
Рябинина для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет; балет
Египетские ночи (по Пушкину). В вокальных жанрах Аренским создано
несколько церковных хоров, множество романсов, кантата Лесной царь
(по стихотворению Гёте в переводе Жуковского), баллада для солиста,
хора и оркестра Кубок (по стихотворению Шиллера в переводе Жуковского).
Аренский - автор более сотни фортепианных пьес, объединенных в опусные
циклы, и четырех сюит для двух фортепиано.
Музыка Аренского носит преимущественно лирический характер. Композитор
испытывал сильное влияние Чайковского, но едва ли можно обнаружить
в его произведениях яркие национально русские черты, скорее они
эклектичны по своему стилю. За пределами России наиболее популярны
вальс из сюиты для двух фортепиано № 1, фортепианное трио ре минор
и Вариации на тему Чайковского для струнного оркестра. Умер Аренский
в Териоках (Финляндия, в то время - Российская империя) 12 (25)
февраля 1906.
АРЕОПАГ (греч. «холм Ареса»), совет в Древних Афинах, названный
так по холму Ареса, на котором проходили его заседания. Вначале
Ареопаг назывался просто «буле» (греч. «совет»), но после возникновения
и выдвижения на первую роль в Афинах народного собрания (его также
именовали «буле») древний совет стали называть советом на Ареопаге,
или просто Ареопагом. Изначально Ареопаг был аристократическим совещательным
органом при царе, однако с распадом монархии (ок. 900 до н.э.) он
стал верховным органом в судебной и религиозной области, а также
в сфере контроля за магистратами. В эпоху расцвета Ареопаг в Афинах
можно сопоставить по значимости с римским сенатом.
Члены Ареопага входили в него пожизненно, первоначально ими могли
быть только эвпатриды, представители аристократических афинских
семейств. С 7 в. до н.э., а возможно и раньше они кооптировались
из старших магистратов, успешно завершивших годичный срок пребывания
на посту, что обеспечило доступ в Ареопаг представителям других
сословий. Это поддерживало численность Ареопага на уровне 200–300
человек. В 6 в. до н.э. Солон, знаменитый афинский законодатель,
и видный государственный деятель Клисфен отдали власть в Афинах
народному собранию и гелиее (апелляционному суду), однако во время
бурных событий греко-персидских войн с 480 по 462 до н.э. Ареопаг
вновь стал определять политику Афин. Впоследствии демократические
лидеры Эфиальт и Перикл фактически свели функции Ареопага к судебному
органу, окруженному религиозным ореолом, однако бессильному в политической
области. Такие критики демократии, как Исократ, идеализировали прошлое
Ареопага, однако политику, которую проводил Ареопаг на протяжении
4 в. до н.э., можно охарактеризовать скорее как компромиссную. Когда
во второй половине 4 в. до н.э. Македония стала играть доминирующую
роль в Греции, Ареопаг, и не без основания, подвергался обвинениям
в сотрудничестве с македонскими правителями. После битвы при Херонее
(338 до н.э.), в которой царь Македонии Филипп II разгромил объединенные
греческие силы, Ареопаг прекратил сопротивление. Позже, под давлением
Александра Македонского, Ареопаг вынес обвинительный приговор Демосфену,
противнику македонского господства в Греции, по делу о получении
взятки от Гарпала, македонского вельможи, который похитил сокровища
македонского государства и просил Афины о предоставлении убежища.
В эпоху римского господства Ареопаг вновь приобрел значение высшего
городского органа и просуществовал по крайней мере до 4 в. н.э.
К Ареопагу обращался с проповедью апостол Павел.
АРЕТИНО, ПЬЕТРО (Aretino, Pietro) (1492–1556), итальянский писатель
эпохи Возрождения. Родился 20 апреля 1492 в городе Ареццо (Тоскана),
в семье башмачника. Регулярного образования не получил. В 14 лет
ушел из дому, бродяжничал, был уличным певцом, погонщиком мулов,
подручным палача, по некоторым данным – галерным рабом. В Венеции
в 1512 опубликовал первый сборник. Изучал искусство в Перудже, но
был изгнан после того, как изобразил Деву Марию с лютней в руках.
В 1516 Аретино перебрался в Рим. Там он написал остроумную непристойную
сатиру Завещание слона, привлекшую внимание папы Льва X, против
которого она и была направлена. Лев X нашел Аретино место при своем
дворе. После его смерти в 1521 Аретино направил свое саркастическое
перо против кардинала Джулио Медичи, впоследствии папы Климента
VII, написав несколько язвительных поэм, прозванных пасквинадами
(их тексты вывешивались на статуе Пасквино в Риме, близ площади
Навона). Уехав из Рима во время понтификата Адриана VI, Аретино
вернулся туда после избрания папой Климента. Однако вскоре он был
вынужден бежать из города: несколько его крайне непристойных сонетов
истощили терпение недоброжелателей. В 1527 Аретино обрел пристанище
в Венеции, где и оставался до самой кончины. Умер Аретино в Венеции
от сердечного приступа, в собственном доме на Рива дель Карбон 21
октября 1556.
В Венеции Аретино написал и опубликовал большую часть своих произведений,
в т.ч. поздние комедии в прозе (лучшая из них, Комедия о придворных
нравах – La Cortegiana, была опубликована в 1526), религиозные сочинения,
писавшиеся на заказ, незавершенную эпическую поэму Марфиза (Marfisa),
Рассуждения (I Ragionamenti), написанные живым, но непристойным
языком, и шесть томов писем.
Свое значение Аретино сохраняет в значительной степени именно благодаря
письмам, предвосхитившим практически все жанры современной журналистики.
Описание гибели Джованни делле Банде Нере – яркий образчик военной
корреспонденции. Нападки Аретино на Франциска I по поводу союза
с турками – типичная передовица на политическую тему. Советы Микеланджело
относительно «Страшного суда» – проницательная художественная критика.
Наряду с этим в письмах Аретино встречаются советы начинающему автору
избегать аффектации, описание венецианского заката для Тициана,
восхваление олив, грибов, вина и жареного фазана и, наконец, игривые
упреки в адрес подшутившей над ним молодой девушки.
АРИ МУДРЫЙ ТОРГИЛЬСОН (Ari Frdhi Thorgilsson) (ок. 1067–1148), исландский
историк, жил в Хейкадалюре, центре учености в южной Исландии. Ари
– основоположник традиции записи исландских саг. Сохранился сокращенный
вариант его slendingabk (Книги исландцев) (ок. 1122–1133); полный
труд содержал генеалогию и жизнеописания королей, которых нет в
сокращенном варианте. Ари, испытавший влияние хроник 11 в., – старательный
хронист. Вероятно, он имел отношение к созданию Landnmabk (Книги
о заселении страны), уникального труда по генеалогии и географии,
содержавшего перечисление ок. 4000 первых обитателей Исландии.
АРИАНСТВО, одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о
тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства
стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о
Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне
Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии
христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в
первое время получало официальную поддержку со стороны правителей
Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских
народов еще в 6 и 7 вв.
Древние христиане строго придерживались унаследованной от иудаизма
доктрины единобожия. Вместе с тем, они стояли перед необходимостью
решить христологическую проблему, т.е. объяснить природу Иисуса
Христа, в котором они видели Сына Божия. В евангелиях они обнаруживали
тексты, по видимости противоречащие друг другу. Например, Евангелие
от Иоанна открывается словами: «В начале было Слово [Logos = Христос],
и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1); однако в том же
евангелии Иисус говорит о себе: «Отец Мой более Меня» (Ин 14:28).
Были ли они двумя богами? И был ли Христос ниже Бога Отца? С течением
времени христианские мыслители, в своих попытках прояснить христологические
проблемы, стали описывать природу и личность Христа в терминах греческой
философии.
В 3 в. многие богословы обращались к этому вопросу. Савеллий учил,
что Бог именуется Отцом как Творец, Сыном как Искупитель и Св. Духом
как Освятитель, но что все три наименования обозначают лишь три
проявления вовне единого неделимого Бога. Ориген утверждал, что
Сын есть самостоятельное божественное Лицо, но что Он не вполне
равен Отцу. Тертуллиан рассматривал Отца, Сына и Св. Духа как три
отдельных Лица, хотя и признавал единство божества. Павел Самосатский,
епископ Антиохии, был низложен в 268 за отрицание того, что Христос
был предвечным божественным существом, родившимся в мире как человек.
Проблема была налицо, однако оставалось неясным, как ее следует
разрешить.
Арианские споры начались ок. 320, когда Александр, епископ Александрийский,
созвал поместный собор, осудивший учение александрийского пресвитера
Ария (256–336). Арий учил, что было время, когда не было Сына. Он
утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и, следовательно, Христос
был тварным человеком и не совечен Богу. После осуждения Арий странствовал
по Сирии и Малой Азии, ища поддержки среди влиятельного духовенства.
Император Константин I (306–337), сочувствовавший христианству,
хотя еще не принявший крещения, надеялся использовать христианство
как силу, способную обеспечить идеологическое единство Римской империи.
Его встревожили арианские споры, указывавшие на существенные разногласия
внутри самой церкви. Летом 325 он созвал церковный собор в Никее,
чтобы разрешить эту проблему.
Около 300 епископов, в большинстве своем из восточных областей
империи, прибыли на Никейский собор, который считается I Вселенским
собором христианской церкви. Ария защищал влиятельный Евсевий Никомидийский,
однако собор осудил его как еретика и принял вероопределение (Никейский
символ веры), согласно которому Иисус Христос, Сын Божий, есть «Бог
от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный,
несотворенный, единосущный (homoousios) Отцу». Хотя епископы по-разному
толковали греческое слово homoousios, казалось, что конфликту положен
конец.
Однако ариане продолжали отстаивать свою позицию и заручились поддержкой
многих восточных епископов, полагавших, что никейская формула неадекватно
отобразила различие между Богом Отцом и Богом Сыном, открывая пути
заблуждениям савеллианского толка. Сам Константин, по-видимому,
был больше заинтересован в согласии, чем в ортодоксии. Его сын Констанций
II (337–361) активно поддерживал арианство. Тем временем в самой
антиникейской партии произошел раскол. Одни ариане считали, что
Сын неподобен (anomoios) Отцу, другие – что Он подобен (homoios)
Отцу. По всей видимости, большинство греческих богословов придерживались
мнения, что Сын подобосущен (homoiousios) Отцу. С другой стороны,
никейскую формулу homoousios (единосущный) энергично защищал Афанасий,
епископ Александрийский (328–373). Имперские власти пять раз изгоняли
Афанасия с его епископской кафедры, однако он продолжал писать книги
и памфлеты против ариан. Его позиция получила поддержку в основном
у западных богословов. Постепенно стал складываться антиарианский
консенсус – отчасти благодаря полемическим сочинениям Афанасия,
а также других церковных писателей – греческих (Григорий Назианзин
и Григорий Нисский) и латинских (Иларий Пиктавийский и Марий Викторин),
отчасти вследствие того, что Констанций II, приверженец формулы
homoios (подобен), преследовал как сторонников определения homoousios
(«единосущников»), так и сторонников определения homoiousios («подобосущников»).
Ариане пользовались императорским покровительством и в период правления
Валента (364–378), однако в 381 вселенский собор в Константинополе
вновь подтвердил христологическую доктрину Никейского собора и,
кроме того, принял догмат о полноте божественности Святого Духа.
Соборные вероопределения и богословские сочинения, порожденные
антиарианскими спорами, послужили основой тринитарного учения о
Божестве (Бог, единый в трех Лицах, равных между собой), принятого
в качестве официального вероисповедания Римской империи в 381 и
по сей день исповедуемого Римско-католической, восточными православными
и многими протестантскими церквами.
Быть может, не меньшее значение, чем собственно христологический
спор между арианами и их оппонентами, имел сотериологический аспект
этого спора, т.е. его выводы применительно к богословскому учению
о спасении. Древние христиане верили, что спасение в конечном счете
означает обжение: достигшие спасения делаются «причастниками Божеского
естества» (2 Петр 1:4). Ариане были готовы принять употребление
слова «Бог» в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то,
что он был первым тварным существом, подвергшимся обожествлению.
Они полагали, что Христос обладал способностью ко греху и что только
благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца
он, по усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане,
подражая совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного
усыновления. Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в
своей божественности Богу Отцу, воспринял человеческое естество,
чтобы искупить мир от греха и смерти, благодаря чему христиане через
усыновление могут стать тем же, чем он был предвечно по своей природе.
Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент на подражании
преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем как
христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати,
даруемой Христом и через Христа.
Хотя после Константинопольского собора (381) арианство утратило
свои позиции в латинском и греческом мире, оно по-прежнему процветало
среди германских народов. Арианин Ульфила (Вульфила), возведенный
в 341 в сан епископа, отправился в качестве миссионера к готам,
жившим в нижнем течении Дуная. Он обратил большое число готов и
перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его арианской
форме через готов стало распространяться и среди других германских
народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как
они вторглись в пределы Римской империи. В 5 в. после распада Западной
Римской империи, на месте которой возник ряд германских королевств,
арианство оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов
Испании, бургундов юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки.
То, что подавляющее большинство подданных этих государств (в прошлом
– римских провинций) исповедовало ортодоксальную никейскую веру,
затрудняло для арианских королей задачу консолидации этих государств
и управления ими. Кроме того, арианство отлучило своих приверженцев
от великой традиции христианской латинской учености, по своему характеру
– почти всецело ортодоксальной. Потому не готы и другие ариане,
но франки и англо-саксы, два германских народа, изначально обращенные
в никейское, а не в арианское христианство, заложили основы средневековой
европейской цивилизации. В 550-е годы вандалы и остготы, завоеванные
Византийской империей, отошли от арианства. Бургунды присоединились
к ортодоксии в 517, а вестготы – в 587. Арианство продолжало существовать
в среде некоторой части лангобардов в Италии до 7 в.
К началу средневековой эпохи арианство как таковое уже исчезло,
однако близкие к нему «субординационистские» учения, ставящие Христа
ниже Бога Отца, многократно возникали в истории христианства (в
частности, среди социниан в 16 в.).
АРИОСТО, ЛУДОВИКО (Ariosto, Lodovico) (1474–1533), итальянский
поэт. Родился 8 сентября 1474 в Реджо-нель-Эмилия, ребенком переехал
с родителями в Феррару. Провел всю жизнь на службе у герцогов д'Эсте,
считается, что поэма Неистовый Роланд (Orlando Furioso) была написана
во славу их рода.
В возрасте пятнадцати лет Ариосто поступил в Феррарский университет,
где изучал право. Затем обучался латыни под руководством ученого-гуманиста
Грегорио да Сполето – вероятно, к этому периоду относятся самые
ранние его стихи на латинском и итальянском языках. Ода на латинском
языке К Филирою (A Filiroe) написана, по-видимому, в 1494, когда
король Франции Карл VIII готовился к вторжению в Италию. В этом
небольшом изящном упражнении в духе Горация Ариосто заявляет о своем
презрении к деяниям сильных мира сего. В 1500 умер его отец, занимавший
крупный пост в герцогстве Феррары. Ответственность за семью легла
на плечи Ариосто, старшего сына. К этому времени он уже несколько
лет служил при дворе д'Эсте и в 1503 поступил на службу к молодому
влиятельному кардиналу Ипполито д'Эсте.
Ариосто рассчитывал на должность придворного поэта, однако его
обязанности оказались куда более прозаическими. В последующие годы
на него возлагали дипломатические миссии, порой связанные с серьезным
риском. Злейшим врагом Феррары в то время был папа Юлий II. Ариосто
несколько раз ездил в Рим, разъясняя и по возможности защищая политику
Феррары при папском дворе. Самой рискованной была поездка в 1510,
предпринятая в интересах Ипполито д'Эсте, который навлек на себя
особое неудовольствие папы. Юлий приказал бросить Ариосто в Тибр.
К счастью, поэту удалось бежать из Рима.
В 1513, на празднике Иоанна Крестителя во Флоренции, он встретил
женщину, которую потом любил всю жизнь и восславил в стихах, – Алессандру
Бенуччи, жену Тито Строцци. Спустя два года ее муж умер, но их отношения
остались тайными, поскольку Ариосто обладал церковными бенефициями,
а женитьба означала их утрату. Приблизительно между 1526 и 1530
Алессандра и Лудовико тайно обвенчались.
В октябре 1515 Ариосто закончил поэму Неистовый Роланд, в апреле
следующего года она была опубликована. Ипполито, которому она была
посвящена, принял ее холодно. В 1517 Ариосто перешел на службу к
брату Ипполито, Альфонсо д'Эсте, герцогу Феррары. Здесь он смог
уделять больше времени творчеству. В 1521 вышло второе, незначительно
переработанное издание Неистового Роланда.
К этому же периоду, приблизительно между 1517 и 1525, относятся
семь так называемых cатир Ариосто. Это стихотворные послания в духе
Горация, написанные в виде вольных дружеских бесед. Нельзя рассматривать
их как автобиографию, и все же они проливают свет на личность поэта.
Для придворного театра Феррары Ариосто, скрупулезно следуя римским
образцам, написал насколько комедий. Самой удачной можно признать
комедию Сводня (La Lena), впервые поставленную в 1528, где Ариосто
дал колоритные зарисовки феррарской жизни того времени.
К 1522 финансовые дела Ариосто пошатнулись. Феррара вновь воевала
с папой, жалованье выплачивали нерегулярно. Ариосто был послан комиссаром
в горную область Гарфаньяна в западной Тоскане. Город недавно вернулся
под власть Феррары и остро нуждался в человеке, способном навести
порядок. Ариосто прибыл туда в феврале 1522 и провел там три самых
трудных года в своей жизни.
В 1525, с возвращением в Феррару, начался последний, самый благоприятный
период жизни Ариосто. Он был признан величайшим итальянским поэтом
современности, а денег, скопленных в Гарфаньяне, хватило на покупку
дома. Выправив поэму в соответствии с нормами литературного языка
того времени и добавив шесть новых песен (всего стало 46, это третья,
последняя редакция поэмы), он опубликовал ее в 1532. Умер Ариосто
6 июля 1533.
Неистовый Роланд может показаться лишенным цельности, хаотичным:
Ариосто ведет одновременно множество сюжетных линий, вплетая одну
в другую. Доведя одну линию до захватывающего или пикантного момента,
он бросает ее, чтобы начать новую линию, которую, в свою очередь,
сменяет следующая. Потом он может вернуться к первой линии, развить
ее чуть дальше и ввести группу новых персонажей, включенных в новую
ситуацию. Принято считать, что эту крупную поэму (в ней около 39
000 строк) объединяют три центральные темы: сумасшествие Роланда
(героя французского эпоса); легендарная война христиан под предводительством
Карла Великого с сарацинами; история любви сарацина Руджеро и девы-воительницы
Брадаманты, мифических основателей рода д'Эсте. С бльшим основанием,
однако, можно выделить сумасшествие Роланда как центральную тему,
с которой тем или иным образом соотносятся все прочие события поэмы.
Автор выводит бессчетное количество персонажей, спешащих через
лес, где происходит бльшая часть действия, в поисках кого-то или
чего-то желанного или утраченного. Порой эти поиски комичны, порой
причудливы, порой разворачиваются по законам рыцарского романа.
Мало-помалу уясняется их связь с центральным поиском-странствием
Роланда: его истовой, самоотверженной, всепоглощающей погоней за
той, которую он вознес так высоко, что, выйдя за рамки человеческой
природы, она утратила реальность. Ни одна женщина, ничто на свете
не соизмеримо с колоссальной мощью его иллюзии, не говоря уже о
легкомысленной красавице, которую он поставил в центре вселенной.
Узнав о ее измене, он сходит с ума. Этот эпизод (XXIII–XXIV песни)
переложил А.С.Пушкин («Пред рыцарем блестит водами...»).
Хотя темы, затронутые автором, весьма серьезны – сила иллюзии,
заставляющая человека без конца гоняться за тем, чем он никогда
не сможет обладать всецело, испытания, которым подвергается верность
в вечно меняющемся мире, – слог поэмы искрится остроумием. Сюжет
Неистового Роланда тщательно выстроен и в то же время отличается
удивительным разнообразием. Сценой действия служит почти весь известный
в ту эпоху мир, а бесчисленные фигуры мужчин и женщин, встречающиеся
на страницах поэмы, отличаются не меньшей живостью, чем персонажи
елизаветинской драмы. Благодаря такому разнообразию в сочетании
с живостью повествования и гармоничностью построения Неистового
Роланда можно назвать произведением, в котором наиболее полно отразился
дух итальянского Высокого Возрождения.
АРИСТАРХ САМОССКИЙ (расцвет деятельности – первая половина 3 в.
до н.э.), древнегреческий философ, математик и астроном Александрийской
школы. Аристарх, как принято считать, первым выдвинул гипотезу о
том, что Солнце неподвижно и находится в центре мироздания, а Земля
обращается вокруг него и вращается вокруг своей оси. Это навлекло
на него обвинение в неблагочестии со стороны поэта и философа Клеанфа,
и он вынужден был бежать из Афин. Единственное дошедшее до нас сочинение
Аристарха – трактат О размерах Солнца и Луны и расстояниях до них,
с комментарием Паппа Александрийского. В нем изложен геометрический
метод оценки относительных расстояний до Солнца и Луны, однако из-за
примитивности инструментов, которыми пользовался Аристарх, полученные
им результаты далеки от фактических. В этом трактате Аристарх исходит
из традиционного представления о геоцентрическом устройстве мира,
однако у Архимеда в трактате Об исчислении песчинок и у Плутарха
в трактате О лице на диске Луны имеются упоминания о его гелиоцентрических
взглядах.
АРИСТИД (ум. после 468 до н.э.), прозванный Справедливым, афинский
государственный деятель и полководец. В молодости был близок к Клисфену,
афинскому реформатору конца 6 в. до н.э. В битве при Марафоне в
490 до н.э., где афиняне и платейцы разбили персов, Аристид был
одним из десяти стратегов, командовавших афинским войском. На следующий
год он был избран первым архонтом. Открытие богатой жилы на серебряных
рудниках в Лаврионе ок. 483 до н.э. дало афинянам возможность увеличить
свое войско. Аристид стремился создать сильную сухопутную армию,
но верх взяло мнение его постоянного политического противника Фемистокла,
выступавшего за создание мощного военного флота. Вероятно, Фемистокл
инициировал решение народного собрания об изгнании (остракизме)
Аристида в 482 до н.э.
Когда в 480 до н.э. персы вновь вторглись в Грецию, афиняне позволили
вернуться на родину всем изгнанным, в том числе Аристиду. Аристид
принял активное участие в состоявшемся тогда же Саламинском сражении
и играл важную роль в последующих переговорах афинян с персами и
спартанцами. Избранный стратегом на будущий год, Аристид возглавлял
афинское войско, одержавшее победу в сражении при Платеях в 479
до н.э. В следующем году Аристид командовал 30 афинскими кораблями
в союзническом флоте, продолжавшем под командованием спартанца Павсания
войну против Персии. Весной этот флот напал на Кипр, а летом захватил
Византий. Благодаря Аристиду греческие союзники, входившие в общеэллинский
союз и подчинявшиеся спартанскому руководству, переметнулись на
сторону Афин. Это явилось первым шагом к созданию Делосского морского
союза, из которого затем выросла Афинская держава. В 477 до н.э.
Аристиду было поручено закрепить созданный союз организационно,
с принесением клятв и установлением взносов каждого из участников.
Сообщается, что Аристид умер в бедности и был похоронен в Фалере.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|