|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ, группа раннехристианских писателей 1–2 вв.,
предположительно знакомых с последними апостолами и представлявших
христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме.
Наиболее важные из их сочинений: Первое послание Игнатия Антиохийского
(ок. 115 н.э.), Первое послание Климента Римского (ок. 95 н.э.;
так называемое Второе послание Климента представляет собой гомилию,
относящуюся примерно к 130 н.э.) и серия видений, известных под
названием Пастырь Гермы. В этот ряд обычно включают еще Учение двенадцати
апостолов (Дидахе) (см. также АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ), наставление
по нравственности и богослужебной практике; т.н. Послание Варнавы
и изящную апологию христианской веры, известную под названием Послание
Диогнету. Мученичество Поликарпа (ок. 155 н.э.) обычно замыкает
этот ряд. Писания апостольских мужей дают представление о том, как
раннехристианская церковь определяла свое отношение к иудаизму и
язычеству В них содержатся ценные, пусть и не всегда ясные, свидетельства
о жизни первохристианской церкви: об использовании еврейской Библии,
о вере в Христа как Бога и Спасителя, о богослужениях и таинствах,
о системе церковных служений.
АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, обширный свод церковных постановлений
и правил, составленных, по преданию, двенадцатью апостолами Иисуса
Христа и переданных через св. Климента, четвертого (после апостола
Петра) епископа Римского. В действительности эти постановления были
собраны и изданы ок. 4 в. неизвестным автором (по-видимому, арианином)
в Сирии или Константинополе. Трулльский собор (692) отверг Апостольские
постановления как искаженные еретиками и содержащие еретические
интерполяции, однако оставил открытым вопрос об аутентичности оригинальной
версии этого свода правил. Сочинение по-прежнему пользовалось большим
авторитетом, и отрывки из него впоследствии были включены в различные
кодексы канонического права Восточной церкви.
Апостольские постановления состоят из восьми книг и могут быть разделены
на три части. Первый раздел, объемлющий шесть книг, воспроизводит
– с некоторыми изменениями – текст Дидаскалии (Учения кафолического
двенадцати апостолов), составленной предположительно в северной
Сирии в начале 3 в. В этой части речь идет о епископах, диаконах,
диакониссах и вдовах, о различных вероучительных и дисциплинарных
вопросах, а также о схизмах и ересях. Вторая часть содержит всего
одну книгу, седьмую, где воспроизводится – в адаптированном и расширенном
виде – Дидахе, или Учение двенадцати апостолов, датируемое началом
2 в. и составленное в Сирии. Помимо искаженной версии Дидахе, в
этой части содержится литургический материал, заимствованный из
неизвестных источников, и список первых епископов, основанный также
на более ранних источниках, ныне утраченных.
Третья и наиболее интересная часть Апостольских постановлений –
восьмая книга, основанная почти исключительно на Апостольском предании
св. Ипполита Римского (ум. 235). В ней речь идет о харизмах (духовных
дарованиях), и приводятся тексты различных формул рукоположений
и посвящений. В формулу рукоположения епископов включен полный текст
божественной литургии – древнейшей из тех, что сохранились в полном
виде. Здесь приводятся наставления, касающиеся исповедников, девственниц,
вдов и экзорцистов. Наконец, здесь имеется свод канонов на разные
случаи, включая т.н. Апостольские каноны, которые, возможно, были
составлены самим компилятором Апостольских постановлений.
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ представляет собой краткое изложение христианской
веры и восходит к крещальным формулам вероисповедания, употреблявшимся
в Риме во 2 в. и имевшим вид вопросов и ответов («Веруешь ли ты
в Бога Отца?..» и т.д.). Содержит краткое разъяснение триединого
имени Бога – Отца, Сына и Св. Духа и более пространное перечисление
главнейших событий жизни Христа. Основа для наставления оглашенных,
символ сделался предметом объяснений и толкований (из числа древнейших
толкований самое знаменитое принадлежало Руфину) и был несколько
расширен. В византийскую эпоху в Риме этот символ на некоторое время
уступил место Никейскому символу веры; сегодняшняя его форма – та,
в которой он был возвращен в римский обиход в начале Средних веков
и вошел в чин крещения, принятый в Римско-католической церкви. Средневековая
традиция подразделяла его на двенадцать членов, каждый из которых
приписывался одному из апостолов. В качестве формулы исповедания
общей веры он стал употребляться как в литургической, так и в индивидуальной
молитвенной практике.
Англиканская и Лютеранская церкви сохраняют этот символ в его изначальной
форме. Большинство протестантских церквей признают его как приемлемое
исповедание веры, возвещенной в Писании.
АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО, принцип, вытекающий из представления о духовенстве
христианской церкви как назначенном Богом и исторически непрерывном
хранителе учения, организации и богослужения христианства с апостольских
времен (т.е. первого века церковной жизни). Эта концепция поддерживается
Восточно-православными и Римско-католической церквами и Англиканским
сообществом; все они подчеркивают преемственность священников, гарантированную
епископатом. Подобная теория, разделявшаяся некоторыми кальвинистами,
утверждает, что преемственность дана через пресвитера, служение
которого равно служению епископа. Согласно англиканской Книге общественного
богослужения, апостольское преемство через епископат (т.е. непрерывную
последовательность епископских рукоположений начиная со времен апостолов)
есть средство обеспечения непрерывности в жизни церкви.
АППИЕВА ДОРОГА (via Appia), древнейшая и самая знаменитая из великих
римских дорог, известная в древности как regina viarum, или «царица
дорог». Длина via Appia – более 570 км, она соединяла Рим с портом
Брундизием (совр. Бриндизи) на Адриатике, в пятке итальянского «сапога».
Это была крупная военная магистраль, она связывала Рим с рядом важных
морских портов, которые обеспечивали торговлю с Грецией и восточным
Средиземноморьем. Благодаря превосходному качеству постройки Аппиева
дорога использовалась еще в 6 в. н.э. Даже в наши дни значительная
часть этой живописной дороги сохранилась и пригодна к эксплуатации.
Постройку дороги начал ок. 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий Цек.
Первый ее отрезок длиной в 212 км соединял Рим с Капуей. Первоначально
дорога была посыпана гравием. До Таррацины, или Анксура, она была
почти прямой, несмотря на пересеченную местность и Помптинские болота,
которые приходилось постоянно осушать, чтобы поддерживать сохранность
дороги. За Таррациной она сворачивала в глубь полуострова, по направлению
к Фундам, через горы проходила к Формиям, а оттуда к Минтурнам и
Капуе. Отрезок Рим – Капуя строился в течение ок. 100 лет начиная
с 298 до н.э. Начальные несколько километров дороги римляне облюбовали
для постройки красивых гробниц и памятников.
Второй отрезок дороги, от Капуи на юг, был проложен ок. 244 до
н.э. и шел к Беневенту, Венузии, Таренту, заканчиваясь в Брундизии.
Дорога, имевшая ок. 6 м в ширину, была вымощена массивными блоками
из базальта. Скрепленные известковым раствором, блоки укладывались
таким образом, чтобы дорожное полотно имело выпуклую форму, благодаря
чему вода могла быстро с него стекать. Отдельные участки дороги
проходили по насыпям, пересекавшим неглубокие овраги, в ряде мест
вдоль нее были сооружены каменные стенки и скамьи. Аппиева дорога
имела ответвления, соединявшие ее с другими большими дорогами, такими,
как via Domitiana, via Aurelia и via Herculia. О том, какое высокое
значение придавалось Аппиевой дороге, можно судить по тому, что
во времена империи за ней надзирал куратор в ранге претора. Эту
дорогу иногда называют Старой Аппиевой дорогой (via Appia antiqua),
чтобы отличить ее от другой дороги с тем же названием, построенной
в 1780-х годах между Римом и Альбанским озером.
АППИЙ КЛАВДИЙ (Appius Claudius Caecus) (расцвет деятельности – конец
4 – нач. 3 вв. до н.э.), по прозвищу Цек, т.е. Слепой, римский государственный
деятель, цензор с 312 до н.э. Обычно срок исполнения этой должности
ограничивался 18 месяцами, но Аппий остался на посту, чтобы завершить
начатые им грандиозные работы. В частности, он построил Аппиев водопровод
(Aqua Appia), по которому вода с Сабинских гор пришла в Рим, и начал
сооружение знаменитой Аппиевой дороги между Римом и Капуей. На этой
дороге был построен новый римский рынок – форум Аппия. Своим пребыванием
на посту цензора Аппий воспользовался для того, чтобы провести ряд
важных политических реформ, направленных на расширение участия низших
слоев населения в жизни государства. В частности, в сенат были введены
выходцы из низов и даже дети вольноотпущенников. Были увеличены
налоги, которые и позволили провести упомянутые работы, а также
произведено перераспределение граждан по трибам, что изменило соотношение
голосов в пользу сторонников Аппия. Впрочем, последующие цензоры
отменили реформы Аппия в части членства в сенате и распределения
граждан, однако уже в 300 до н.э. плебеям открылись все должности
в государстве, в том числе жреческие. Аппий дважды занимал должность
консула: в 307 до н.э. и в 296 до н.э. Он был назначен интеррексом
(временным правителем до выбора новых консулов) в 298 до н.э. и
занимал эту должность трижды. Во время консульства 296 до н.э. Аппий
вел войну против самнитов, сабинов и этрусков.
Аппий – самый ранний известный нам по имени римский писатель. Античные
авторы часто цитируют изречения из составленного им сатурнинским
стихом собрания (самое знаменитое: «Всякий человек – кузнец своей
судьбы»). Ему принадлежал также юридический трактат О присвоении.
Кроме того, Аппию приписывается составление календаря религиозных
праздников и свода законов, опубликованных его секретарем Флавием.
Это было важное мероприятие, поскольку судебные заседания могли
происходить только в так называемые «благоприятные дни», известные
лишь патрициям, чем они и пользовались. Поздние писатели приписывают
Аппию нововведения в области орфографии.
Когда Пирр, царь Эпира, пришел на помощь жителям Тарента в их борьбе
с Римом и одержал в 280 до н.э. крупную победу, некоторые римские
политики высказались в пользу заключения с ним мира ценой отказа
от экспансии на юг, однако Аппий, уже состарившийся и ослепший (отчего
он и получил прозвище Цек), произнеся пламенную речь, убедил сенат
продолжать войну. В конце концов Пирр был вытеснен из Италии.
АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. – после 170 н.э.),
римский философ, ритор и беллетрист. Родился в Мадавре (Нумидия).
Получив образование в Карфагене и Афинах, Апулей был практикующим
юристом в Риме. По возвращении в Африку вступил в брак с богатой
вдовой Эмилией Пудентиллой. Обманутые в своих ожиданиях родичи жены
обвинили его в том, что он покорил ее с помощью магии. Оправдательная
речь Апулея на суде сохранилась в виде книги О магии, или Апология
(Apologia, Pro se de magia). Это произведение, как и другие сочинения
Апулея, обнаруживает его интерес к магии, а также влияние неоплатоновской
философии и восточного мистицизма, в частности культа египетской
богини Исиды. Кроме Апологии, под именем Апулея до нас дошли следующие
произведения: Об учении Платона (De Platone et eius dogmate); О
божестве Сократа (De deo Socratis); Флориды (Florida) (извлечения
из речей); О мире (De mundo) (перевод трактата Псевдо-Аристотеля);
и прославленный шедевр, роман Метаморфозы, или О золотом осле (Metamorphoseon
sive de asino aureo libri). Репутация, которой пользовался Апулей
у соотечественников, была необычайно высокой, он удостоился двух
статуй в свою честь (в Мадавре и Карфагене) и был сделан жрецом.
Метаморфозы, роман в одиннадцати книгах, повествует о приключениях
некоего Луция из Коринфа: в третьей книге фессалиянка Памфила и
ее служанка Фотида, применив магию, превращают его в осла. В таком
облике Луцию приходится претерпеть множество бед, порой ему едва
удается спастись. Поневоле слушая людские разговоры, он оказывается
посвященным во многие тайны. Средняя часть Метаморфоз кажется фрагментарной
и бессвязной, поскольку заполнена примерно двадцатью свободно перетекающими
одна в другую новеллами, которые посвящены главным образом любовным
приключениям. Некоторые современные читатели романа склонны полагать,
что эти истории имеют аллегорический смысл и повествуют о восхождении
души к окончательному спасению. Исследователи утверждают, что ключ
ко всей аллегории способна дать повесть об Амуре и Психее в IV–VI
книгах. Хотя такой взгляд, вполне вероятно, дает слишком серьезную
трактовку задач, которые ставил перед собой Апулей, невозможно отрицать,
что последние страницы Метаморфоз озарены неподдельным мистическим
чувством. Благодаря Исиде Луций вновь обретает человеческий облик,
а затем становится жрецом богини.
АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Роль арабов в мировой цивилизации связана
с возвышением и распространением ислама и основанием империи халифов.
Сведения о доисламской истории Аравийского полуострова крайне скудны
и изобилуют пробелами. Однако литература у арабов (по большей части
поэзия) существовала еще до Мухаммеда (ок. 570–632). Бедуины выработали
необычайно богатый и точный язык. Мы располагаем, благодаря стараниям
позднейших филологов, образцами их ораторского искусства, мудрых
речений и исторических повествований. Но вдохновеннее всего выражал
себя доисламский дух в поэзии. Главными ее темами были самовосхваление,
здравицы своему племени, осмеяние, любовь (как правило, оплакивалось
расставание с любимыми), скорбь о погибших героях (такие плачи сочиняли
в основном поэтессы), а также яркое и непосредственное изображение
пустыни, изобилующей ужасами и опасностями, чья природа груба, но
и живописна – с ее палящим дневным зноем и безжалостными холодами
по ночам, с колючим кустарником и диким зверьем.
Старейшие образцы арабской поэзии восходят к началу 6 в. н.э., т.
е. всего лишь столетие отделяет их от зарождения ислама. Конечно,
сочинять стихи стали много раньше, но похоже, что лишь к указанному
времени окончательно сложился «классический» стиль, отличающийся
подчиненной строгим правилам системой размеров, исходящий из долготы
слогов, и не менее строгой схемой рифмовки, требующей сквозной единой
рифмы на протяжении всего стихотворения, а также принятыми стилевыми
особенностями.
Позднейшие филологи, когда золотой век арабской поэзии уже остался
в далеком прошлом, собирали старинные стихи и издавали их в виде
«диванов» (сборники произведений одного автора или авторов, принадлежащих
к одному племени) или антологий, составленных из лучших образцов
поэзии. В числе последних – Асмаият, Муфаддалият, Музаххабат и Муаллакат.
Из поэтов более всего известны пылкий воитель Антара; ан-Набига
аз-Зубьяни, славословивший христианизированных царей Сирии и Месопотамии;
и Имру-уль-Кайс, несчастный отпрыск царского рода, умерший в изгнании.
Для мусульман Коран – живое слово Аллаха, и поэтому он не только
содержит вечную Истину, но и являет собой совершеннейшее достижение
в литературном стиле. Коран неподражаем, а посягнувшие на эту догму
и дерзнувшие усомниться в его неповторимости ибн-аль-Мукаффа и Абу-ль-Аля
аль-Маарри были объявлены богохульниками и еретиками. В ранних главах
книги (суры), где религиозное чувство достигает высочайших вершин
и преобладают мотивы превозношения величия Аллаха и трепетного ожидания
Страшного Суда, Мухаммед предстает художником, о чьем мастерстве
свидетельствует и выбор формальных средств выражения – садж, т.
е. своеобразная ритмизованная, с рифмой, проза, заимствованная у
арабских прорицателей, но существенно улучшенная. Книга исполнена
духа достойного величия, более поздние ее разделы посвящены преимущественно
правовым и обрядовым предписаниям. Огромное влияние Корана на развитие
позднейшего арабского стиля превращает это раннеарабское произведение
в краеугольный камень не только религии арабов, но и их словесности.
Период, на протяжении которого сочинялся (или, как скажут мусульмане,
«открывался») Коран, занял более 20 лет – с (примерно) 610 н.э.
до смерти пророка в 632.
Поэзия. Завоевание принадлежавших Византии и Персии территорий
от Срединной Азии до африканского побережья Атлантики всего за столетие
полностью изменило социальную среду и культурные взгляды арабов.
Однако, против ожидания, новый образ жизни не подействовал на литературу
сколько-нибудь существенным образом. Впрочем, некоторую новизну
можно отметить уже у поэтов, переставших описывать жизнь в пустыне,
– таковы Омар ибн-Аби Рабия (ум. 711), вдохновенно живописавший
романтическую и иногда своевольную любовь, и халиф аль-Валид II
(ум. 744), заменивший в своей жизнелюбивой поэзии классическую ритмику
размерами народной любовной песни.
Эта тенденция набирала силу в начальный период династии Аббасидов,
когда арабская цивилизация наконец утратила специфические черты
бедуинского происхождения. Одни поэты хранили верность освященным
временем доисламским преданиям, другие искали новые средства для
выражения новых впечатлений, а некоторые смогли облечь в художественную
форму вопросы, совершенно отсутствовавшие в кругозоре старинной
поэзии и принадлежавшие областям этики, религии, философии. К первой
категории можно отнести таких поэтов, как абу-Таммам (ум. 845),
аль-Бухтури (ум. 897), аль-Мутанабби (ум. 965). Типичный представитель
«нового стиля» – Абу-Нувас (ум. 813), писавший главным образом о
радостях чувственной любви, о вине и охоте. В поэзии Башар ибн-Бурда
(ум. 784), исламская правоверность которого сомнительна из-за явного
сочувствия иранской концепции вечного борения между Благим и Злым
началами, и Абу-ль-Атахии (ум. 825), сумевшего выразить самые сокровенные
подвижнические настроения, философия и религия заняли подобающее
место. Много позже слепой поэт Абу-ль-Аля аль-Маарри (ум. 1057)
в весьма изощренной манере утверждал несовершенство всех религий;
в его преклонении перед всем живым чувствуется влияние неоплатонической
и индийской мысли.
Однако стилистическая традиция тем не менее усматривала высочайший
идеал в раболепном подражании старинным образцам. В бесчисленных
«диванах», созданных за последующие века на том огромном пространстве
от Испании до Персии и Турции, где литературным языком служил арабский,
не обнаруживается никаких художественных новшеств. Лишь в двух сферах,
пренебрегавших условностями выработанного стиля, выразилось неподдельное
чувство – в мистических (суфийских) стихотворениях и народных песнях
о любви. Виднейший суфийский поэт Омар ибн-аль-Фарид (ум. 1235)
сумел приблизиться к неизреченному опьянению души, погружающейся
в Единственность Единства Божия. Возникли и новые размеры, самый
распространенный из них использовала газель – стихотворная форма
на основе строфы из четырех стихов с рефреном, и это позволило легко
и просто выражать любовные страдания и радости, причем на языке,
близком к речи простонародья. «Диван» испанского поэта Ибн Кузмана
(ум. 1160) представляет собой сборник, содержащий, наряду с сочинениями
о любви, сатирические и реалистические картинки повседневной жизни.
Поэтика газели вкупе с теорией платонической любви, также процветавшей
в Испании, вероятно, стимулировали развитие поэзии в Провансе.
Пристрастие арабов к изощренно выстроенным речам определили становление
такого прозаического стиля, в котором манера ценится выше содержания.
В первом столетии существования халифата еще продолжали открыто
обсуждаться вопросы политики, и политическое красноречие процветало.
С разрастанием же самовластия оно совершенно исчезло, и все религиозное,
этическое и литературное красноречие могло развиваться лишь в таких
жанрах, как проповедь (хутба) и увещевание (маваиз), а также во
всяческих поучениях на разные темы. Высокая степень централизации
власти повысила общественное положение чиновников и писарей, сочинявших
официальные бумаги, и они-то и стали главными носителями энциклопедической
культуры. В образованных кругах Багдада, крупнейшего космополитического
центра эпохи, Амр ибн-Бахр аль-Джахиз разрабатывал жанр литературного
эссе и написал огромное число небольших трактатов, обильно приправив
их анекдотами, учеными цитатами и сведениями о различного рода диковинах.
Выказывая неподдельный, хотя и не всегда глубокий интерес к греческой
науке и философии и персидской мудрости, старательно изучая арабскую
ученость и поэзию, он стремился соответствовать арабскому идеалу,
обозначаемому словом «адаб» и требовавшему благовоспитанности в
сочетании с приличествующим уровнем культуры и образованности; в
конечном счете «адаб» представлял собой сплав арабского, греческого
и персидского начал, сделавших ислам мировой религией. Немалая доля
арабской литературы посвящена «адабу»: это сборники анекдотов и
афоризмов, упорядоченных под различными рубриками и трактующих какую-то
тему либо отдельные ее аспекты. В числе лучших образцов такого рода
– Книга о скупцах аль-Джахиза, Источники историй ибн-Кутайбы (ум.
884), Единственное ожерелье испанца ибн Абд Раббихи (ум. 940). Ибн-Кутайба
написал также Адаб писца, своего рода справочник, содержавший необходимые
чиновнику сведения.
В своем тяготении к чисто формальному совершенству арабская словесность
обратилась к ритмизованной прозе, наподобие той, какой написан Коран
и которая широко использовалась начиная с 10 в. Этот стиль достиг
вершины в так называемых макамах. Впервые появившись у аль-Хамадани
(ум. 1008), макамы приобрели окончательный облик у аль-Харири (ум.
1122). Успех его книги Макамат был огромен; подражания ей писались
не только по-арабски, но и на иных языках, в том числе на древнееврейском,
а ее персонаж, вор и краснобай, возможно, стал образцом для испанского
плутовского романа.
В арабском мире так и не появилось индивидуального авторства в
эпосе, беллетристике и драме. Они разрабатывались как безымянные
выражения того или иного художественного направления, и это свойственно
даже тем произведениям, которые составили наиболее существенную
долю арабского вклада в мировую литературу. Художественный вымысел
использовался для решения иных задач: например Ибн Сина (Авиценна)
написал два романа, скрывая за аллегориями мистическое содержание,
а Ибн Туфейль (ум. 1185) в прославленном философском романе Живой
сын Бодрствующего повествует о ребенке, оставленном на необитаемом
острове и познающем высшую истину с помощью разума, присущего ему
от рождения. Путешествие в преисподнюю в Послании прощения Абу-ль-Аля
аль-Маарри, возможный источник Божественной комедии Данте, кажется
романом, однако сюжет служит лишь поводом для рассуждений на литературные
темы. Подобные произведения не умещаются в рамки арабской беллетристики,
как и сказка о животных Калила и Димна, принадлежащая к старейшим
и знаменитейшим образцам прозы, и не только потому, что это перевод
со средневекового персидского (и в конечном счете индийской Панчатантры),
но и потому, что сказка преследует прежде всего цели назидания.
Зато Тысяча и одна ночь – несомненно беллетристика, причем весьма
разнообразная в стилистическом и тематическом отношениях. Совершенно
иного рода произведения можно было бы назвать «эпическими», хотя
написаны они прозой. Борьба арабов с Византией в 9 в. и против крестоносцев
в 12 в. вдохновила множество оставшихся безымянными сочинителей
на создание занимательных повестей. Некоторые из них вошли в собрание
Тысячи и одной ночи. Напоминающее военный поход переселение кочевых
племен сулайм и халяль из Египта в Северную Африку в 11 в. в идеализированном
виде отразилось в целом цикле эпических сказаний. Имеется также
роман о подвигах египетского султана Бейбарса I (царствовал в 1260–1277)
в войнах с татарами и крестоносцами.
Арабские исторические сочинения представляют собой скорее россыпи
рассказов о событиях, нежели попытки осмыслить историческое развитие.
В старейших из них – в произведениях таких авторов, как ибн Исхак
(ум. 768), с его жизнеописанием Мухаммеда; аль-Баладхури (ум. 892),
написавшего историю ранних завоеваний и арабских племен; аль-Табари
(м. 923), оставившего всемирную историю, доведя ее до 10 в. н.э.,
– автор держится в тени, единственной своей задачей полагая отыскание
наилучших источников и достоверную передачу найденных сведений.
В итоге изложение выглядит отрывочным, незатейливым, но зачастую
создает впечатление свидетельства очевидца. Лишь в дальнейшем и
прежде всего под воздействием жизни при дворе, поощрявшем притворство
и лесть, история стала вырождаться в пустое славословие царствующему
государю, его династии и вельможам. Единственный арабский историк,
пытавшийся толковать историю как закономерный процесс развития общества,
– философ и ученый Ибн Хальдун (ум. 1406).
Географические сочинения в большинстве своем чисто описательные
и лишены художественных достоинств. Впрочем, испанец Ибн Джубайр
в 12 в. оставил чрезвычайно личностный отчет о паломничестве в Мекку
и странствиях по разным странам, а в 14 в. североафриканец Ибн Баттута,
«арабский Марко Поло», описал приключения, пережитые им в путешествиях
по всему мусульманскому миру, в Константинополь, по России, Индии
и Китаю.
Трактаты и описания виденийй, принадлежащие таким выдающимся мистикам,
как аль-Газали (ум. 1111) и ибн-аль-Араби (ум. 1240), хотя и писались
ради поучения или воспитания, зачастую столь проницательны в исследовании
души человеческой и столь мощно передают религиозные чувствования,
что их место в ряду высочайших литературных достижений.
Явный упадок арабской литературы становится заметным уже в 12 в.
С 14 до конца 19 вв. не появилось ни одного достойного упоминания
писателя, хотя словесность, разумеется, продолжала существовать.
Воздействие западной культуры и политическое возрождение арабского
мира породили новую литературу. Наиболее одаренные арабские литераторы
удачно соединяли отечественную традицию с новым духом, отозвавшимся
на западное влияние. Эта молодая арабская литература создается как
мусульманами, так и христианами, а также арабами, живущим в Северной
и Южной Америке. Предтечей этого развития был живший в Египте уроженец
Сирии Джурджис Зайдан (ум. 1914). В числе значительных поэтов –
египтянин Ахмед Шавки (ум. 1932), сириец Джебран Халиль Джебран
(1883–1931), Халиль Мутран (1872–1949), Ахмад Шаваи (1868–1932),
Михаил Нуайма (1889–1988). Среди ведущих прозаиков 20 в. – братья
Таймуры – драматург Мухаммад (ум. 1921) и романист Махмуд (ум. 1973),
эссеист Таха Хусейн (ум. 1973), романист Нагиб Махфуз (р. 1911).
Возникла и драма, в традиционной литературе практически отсутствовавшая,
отличные пьесы писал Тауфик аль-Хаким (1898–1987).
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|