Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, СВ. (ок. 251 – ок. 356), также Авва Антоний, Антоний Египетский, основатель первых монашеских общин. Родился ок. 251, происходил из знатного египетского рода. Говорил только на коптском языке и всю жизнь прожил в родной стране, где скончался ок. 356.
Антонию не было и 20 лет, когда его родители умерли, оставив ему значительное состояние и поручив его заботам младшую сестру. Шесть месяцев спустя он услышал читавшиеся в церкви слова Христа, обращенные к богатому юноше: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Эти слова произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно раздал все принадлежащие ему владения, свою сестру поместил в обитель христианских девственниц, а сам повел жизнь аскета и отшельника.

Вскоре после крещения он удалился в пустыню и стал жить один в пустой гробнице. Один из друзей доставлял ему скудную еду. Когда Антонию исполнилось 35 лет, он переправился через Нил и поселился в развалинах старой крепости в Писпире. Одеждой ему служила белая овечья шкура, под которой он носил грубый хитон, а еду ему перебрасывали через стену. После двадцати лет строгой отшельнической жизни Антоний нарушил уединение, уступив настойчивым просьбам других отшельников, пришедших в Писпир, и вышел из затвора преподать им наставление. Так в 305 возникла первая община монахов-отшельников.

На протяжении шести лет Антоний руководил духовной жизнью своих учеников, а в 311 отправился в Александрию, чтобы укрепить и ободрить христиан, заточенных в темницы и осужденных во время гонений императора Максимина. Когда гонение закончилось, он, стремясь к столь любимому им уединению, удалился на побережье Красного моря, где обосновался в оазисе у подножия горы близ залива Акабы. Эта гора и сегодня называется Дер-Мар-Антониос. Здесь он начал обрабатывать землю. В самом конце жизни (ок. 350) Антоний во второй раз пришел в Александрию, чтобы проповедовать против ариан и других еретиков.

Хотя проповедь и личный пример подвижничества сделали Антония общепризнанным учителем монашеской жизни, однако устав монахов-отшельников преподобного Антония был написан лишь после его смерти св. Афанасием Александрийским (в 362). Современник св. Антония св. Пахомий ок. 320 основал в египетских пустынях первую общину монахов, которые не были отшельниками.

Мощи св. Антония были перенесены в Александрию ок. 529, в Константинополь (ок. 653) и в Мот-Сен-Дидье близ Вьена (Франция) – в 980. В последнем месте св. Антония почитали особо, к его заступничеству прибегали, чтобы уберечься от болезни, которую называли «антониевым огнем» и которая свирепствовала в Европе в 12 и 13 вв. К этому святому обращались за помощью и в случае других болезней; кроме того, он считался святым покровителем мясников, щеточников и могильщиков, а также покровителем свиней и других домашних животных. Его память празднуется 17 января (в Русской православной церкви – 17 января по старому стилю).


АНТОНИЙ, МАРК (Marcus Antonius) (ок. 83–30 до н.э.), знаменитый римский политический деятель и полководец, друг и доверенное лицо Цезаря, а также член второго триумвирата, вместе с Октавианом (впоследствии императором Августом) и Марком Эмилием Лепидом. Отличившись в кавалерии, Антоний стал одним из штабных офицеров Гая Юлия Цезаря в Галлии. В 51 до н.э. был избран квестором (должностным лицом, ведавшим финансами); срок своей магистратуры также провел при Цезаре.
Находясь в Риме в критическом 50 до н.э., когда влиятельные группировки в сенате различными способами пытались отстранить Цезаря от командования войсками, Антоний выступил в защиту интересов Цезаря против сената и Гнея Помпея. В это время Антоний был избран на должность народного трибуна, которая имела ключевое значение благодаря праву вето в отношении решений любых должностных лиц, однако в январе 49 до н.э. он был вынужден бежать на север и искать убежища в лагере Цезаря. Цезарь немедленно форсировал Рубикон, перейдя из Цизальпийской Галлии в собственно Италию «для защиты трибунов». В последовавшей гражданской войне Антоний играл значительную роль, участвуя в военных действиях Цезаря в Италии и Греции, а во время отсутствия Цезаря в 49–47 до н.э. командовал его войсками в Италии. После некоторого охлаждения в отношениях Цезарь и Антоний примирились и тесно взаимодействовали во время совместного консулата в 44 до н.э.

В марте того же года Цезарь был убит заговорщиками. Своей надгробной речью Антоний так возбудил толпу, что стоявшие во главе заговора Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин сочли благоразумным покинуть Рим. Политика лавирования, которую Антоний проводил в последующие несколько месяцев, несомненно способствовала упрочению его положения и поощряла его честолюбивые замыслы, однако недобросовестное обращение с бумагами Цезаря, высокомерное отношение к его наследнику Октавиану, проведенный набор войск, многочисленные интриги, а также попытка отнять Цизальпийскую Галлию у наместника этой провинции Децима Юния Брута вызвали недоверие к Антонию. Сенат, подстрекаемый великим оратором Марком Туллием Цицероном, осудившим Антония в бичующих и страстных речах, известных под названием Филиппик, пришел на выручку Дециму Бруту и поручил Октавиану поддержать в борьбе с Антонием консулов, избранных на 43 до н.э. Войска Антония потерпели поражение в битве при Мутине (хотя оба консула погибли в боях), а сам Антоний вернулся на север в Трансальпийскую Галлию.

Здесь к нему, однако, вскоре присоединился Лепид и другие правители западных провинций, а когда сенат пренебрежительно обошелся с Октавианом, тот также перешел на сторону Антония. Противостоять объединенным силам Антония, Октавиана и Лепида было невозможно, и в ноябре 43 до н.э. Антоний, Октавиан и Лепид, в соответствии с законом Тития, были назначены «триумвирами для устройства дел в государстве» на последующие пять лет и наделены практически неограниченными полномочиями. Получив верховную власть, триумвиры немедленно приступили к истреблению своих реальных или воображаемых противников; был убит и враг Антония Цицерон. Более того, острая нужда в деньгах побудила триумвиров прибегнуть к безжалостным конфискациям имущества. Затем (в 42 до н.э.) Антоний и Октавиан переправились через Адриатическое море и вступили в Македонию, где в битве при Филиппах разгромили войска Марка Брута и Кассия. Поскольку Октавиан был болен, командование войсками перешло к Антонию, который проявил себя как блестящий полководец.

Последовавшие за тем годы Антоний провел по большей части на Востоке. В 41 до н.э. он возобновил знакомство с египетской царицей Клеопатрой, а следующую зиму провел вместе с ней в Египте. В 40 до н.э. жена Антония, Фульвия, и его брат Луций посеяли разлад между Антонием и Октавианом, подняв мятеж против Октавиана в Перузии (совр. Перуджа) в центральной Италии. Однако примирение снова стало возможным после того, как Октавиан взял Перузию, а Фульвия умерла. Антоний и Октавиан подписали в Брундизии соглашение, по которому они фактически поделили Римскую республику; при этом Антоний получил восточные провинции, Октавиан – западные, а Лепиду была отдана только провинция Африка. Антоний женился на Октавии – сестре Октавиана. В 39–38 до н.э. Антоний по большей части находился в Греции, а его войска в это время одержали несколько побед над парфянами. В 37 до н.э. нового разрыва с Октавианом едва удалось избежать, и было заключено Тарентское соглашение, продлевавшее триумвират еще на пять лет.

Однако отношения между Антонием и Октавианом продолжали ухудшаться. В то время как война с парфянами (в 36 до н.э.) сложилась для Антония неудачно, а его женитьба на Клеопатре (вероятно, тогда же) и последовавший в 33 до н.э. разрыв с Октавией явились пощечиной общественному мнению в Риме, Октавиан разгромил (в 36 до н.э.) препятствовавший морскому судоходству в Италию флот Секста Помпея, сына бывшего противника Цезаря Гнея Помпея Великого, и (тогда же) лишил Лепида триумвирских полномочий. Последовали резкие взаимные нападки, противники – Антоний и Октавиан – стремились умалить заслуги друг друга. В 34 до н.э. Антоний вел успешные военные действия в Армении и даже захватил в плен царя Артавазда; кроме того, он провел ряд удачных реорганизаций восточных провинций. Однако чрезмерные почести, воздаваемые Антонием Клеопатре и ее четырем детям (один из которых был от Цезаря, трое других от него самого), умело использовались сторонниками Октавиана для того, чтобы изобразить Антония восточным деспотом, очарованным египетской царицей. Действительно, в ходе триумфа, который справил Антоний в Александрии в том же 34 до н.э., он раздал Клеопатре и ее детям огромные территории.

Возможно, Антоний вел себя слишком высокомерно, однако представляется маловероятным, что он превратился в настоящего азиатского деспота, презревшего римские обычаи. Несомненно, так не думали и многие выдающиеся римляне, поскольку лишь небольшая часть сената поддержала Октавиана, когда в 32 до н.э. тот лишил Антония его полномочий и официально объявил войну Клеопатре. Вся Италия, однако, объединилась в знаменитую coniuratio Italiae, конфедерацию италийских сторонников Октавиана; и когда в 31 до н.э. Антоний и Клеопатра, намереваясь высадиться в Италии, направили свои войска на запад, у мыса Акций (в северо-западной Греции) их встретил мощный флот Октавиана. В произошедшем здесь морском сражении Антоний и Клеопатра потерпели решительное поражение и бежали в Египет. В следующем году Октавиан вступил в Александрию, и Антоний покончил жизнь самоубийством, получив ложное известие о смерти Клеопатры. Умирающий, он был доставлен к ней и скончался у нее на руках.


АНТОНИН ПИЙ (Antoninus Pius) (86–161), римский император. Полное имя Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин, именование Пий (благочестивый) было получено за преданность своему приемному отцу, императору Адриану. Антонин сделал успешную карьеру сенатора, достиг консульства в 120 и стал доверенным лицом императора Адриана, который усыновил его в 138 (незадолго до смерти). При этом сам Антонин, по условию Адриана, должен был усыновить Марка Аврелия и Марка Анния Вера, которые стали императорами после его смерти. Немногочисленные мятежи в провинциях (Мавритании, Дакии, Египте и Германии) удавалось подавить, а в Британии, приблизительно в 150 км севернее Адрианова вала, был возведен еще один вал против набегов с севера, который получил название Антонинова. После смерти жены Антонина Фаустины (в 140 или 141) император основал алиментарный фонд для оказания помощи девочкам из бедных семей.

АНТОНОВЩИНА, массовое крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1920–1921, получившее свое название по фамилии своего руководителя. Главной причиной восстания была проводимая большевиками в деревне в период Гражданской войны «военно-коммунистическая» политика продразверстки, т.е. насильственная с помощью вооруженной силы (продотрядов) экспроприация у крестьян хлеба и другого продовольствия, необходимого для существования Красной армии и городского населения. Эта политика сопровождалась мобилизацией крестьян на военную службу, разного рода повинностями (трудовой, гужевой и др.). Даже те крестьяне, кто был готов мириться с продразверсткой как временной и вынужденной мерой, возмущались произволом в определении объемов поставок продовольствия (так называемых излишков, без которых крестьянское хозяйство могло просуществовать), злоупотреблениями грубой силой и пренебрежением к хранению и использованию изъятой продукции. После того как хлеб выгребали дочиста, он зачастую пропадал на месте: гнил на ближайших железнодорожных станциях, пропивался продотрядовцами, перегонялся на самогон.
Первой и самой массовой формой сопротивления продразверстке стало сокращение крестьянином своего хозяйства. Если в 1918 в черноземной и «хлебной» Тамбовской губернии на одно хозяйство приходилось в среднем 4,3 десятины посева, то в 1920 – 2,8 десятины. Поля засевались в размерах, необходимых только для личного потребления.

Положение деревни резко ухудшилось в 1920, когда Тамбовщину поразила засуха. По признанию одного из организаторов подавления восстания В.А.Антонова-Овсеенко, крестьянство пришло в полный упадок, а в ряде уездов Тамбовской губернии жители «проели не только мякину, лебеду, но и кору, крапиву».

Восстание вспыхнуло стихийно в середине августа 1920 в селах Хитрово и Каменка Тамбовского уезда, где крестьяне отказались сдавать хлеб и разоружили продотряд. В течение месяца народное возмущение охватило несколько уездов губернии, численность восставших достигла 4 тысяч вооруженных повстанцев и около 10 тысяч людей с вилами и косами. На территории Кирсановского, Борисоглебского и Тамбовского уездов образовалась своеобразная «крестьянская республика» с центром в селе Каменка.

Во главе восстания встал мещанин города Кирсанова, бывший волостной писарь и народный учитель, левый эсер Александр Степанович Антонов (1889–1922). В его биографии было боевое эсеровское прошлое, тюремное заключение в годы царизма, начальствование над милицией Кирсановского уезда после Февральской революции. Пост начальника уездной милиции он покинул добровольно из-за неприятия коммунистической диктатуры и проводимой властью политики в отношении крестьянства. С осени 1918 Антонов сформировал «боевую дружину» и начал вооруженную борьбу с большевиками. Его отряд стал организационным ядром партизанской армии.

Под командованием Антонова силы повстанцев быстро росли. Этому способствовали ясность целей восстания (лозунги смерти коммунистам и свободной крестьянской республики), успешные военные действия в благоприятных географических условиях (большое число лесных массивов и других природных укрытий), гибкая партизанская тактика внезапных атак и стремительных отходов. В феврале 1921, когда повстанческое движение приобрело наивысший размах, число бойцов достигло 40 тысяч человек, армия была поделена на 21 полк и отдельную бригаду. Повстанцы громили совхозы и коммуны, портили железные дороги, убивали коммунистов и советских служащих. Восстание начало выходить за локальные рамки, находя отклик в пограничных уездах соседних Воронежской и Саратовской губерний.

Москва вынуждена была обратить самое серьезное внимание на это восстание. В конце февраля – начале марта 1921 была образована Полномочная комиссия ВЦИК во главе с В.А.Антоновым-Овсеенко, сосредоточившая в своих руках всю власть в Тамбовской губернии. С закончивших боевые действия фронтов сняли крупные воинские контингенты, технику, включая артиллерию, бронечасти и самолеты. Всю губернию поделили на шесть боевых участков с полевыми штабами и чрезвычайными органами власти – политкомиссиями.

Не дожидаясь решений Х съезда РКП(б) о замене продразверстки продналогом, Политбюро ЦК РКП(б) 2 февраля 1921 поручило Н.И.Бухарину, Е.А.Преображенскому и Л.Б.Каменеву «выработать и утвердить текст обращения... к крестьянам Тамбовской губернии с тем, чтобы распространять его только в этой губернии, не печатая в газетах». Обращение, в котором объявлялось об отмене продразверстки и разрешении местного торгового обмена сельскохозяйственными продуктами, начали распространять уже 9 февраля.

27 апреля 1921 по предложению В.И.Ленина Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О ликвидации банд Антонова в Тамбовской губернии», согласно которому командующим операцией назначили М.Н.Тухачевского. Вместе с ним на Тамбовщину прибыли известные военачальники Н.Е.Какурин, И.П.Уборевич, Г.И.Котовский. От карательных органов командировали Г.Г.Ягоду и В.В.Ульриха. Численность красноармейцев увеличили до 100 тысяч человек.

Начался военный разгром антоновщины. Стратегия состояла в осуществлении жестокой военной оккупации повстанческих местностей, уничтожении хозяйств и разрушении домов участников мятежа и их семей, взятии заложников, в том числе из числа детей, создании концентрационных лагерей и репрессиях вплоть до расстрела за неповиновение, за укрывательство «бандитов» и оружия.

Летом 1921 основные силы Антонова были разбиты. В конце июня – начале июля им был издан последний приказ, согласно которому боевым отрядам предлагалось разделиться на группы и скрыться в лесах. Восстание распалось на изолированные очаги, которые подлежали ликвидации до конца года. Антонов и его группа были уничтожены в июне 1922.

АНУБИС, древнеегипетский бог загробного мира. В ранний период развития египетской религии это – шакалообразное божество, пожирающее умерших. Позже Анубис сохранил лишь отдельные черты, выдававшие его животное происхождение. Будучи богом некрополя Сиута (Ликополя), Анубис занимал подчиненное положение по отношению к главному богу этого города Упуату («Открывателю пути») – солнечному божеству, имевшему облик волка. Подобно Тоту, Анубис был проводником умерших по Аменти («Потаенное место», «Запад») – так называлась область загробного мира, пройдя через которую душа попадала в палату Осириса, и там сорок два божественных судьи решали, послать ли ее на «Поля Иалу» (буквально «Поля Тростника» – изобильная страна блаженных) или же предать мучительной и окончательной смерти.
Из сборников заклинаний, когда-то составлявшихся для фараонов V–VI династий, позднее выросла Книга мертвых. Одна из версий этой книги, включенная в т.н. Папирус Ани, проливает свет на религиозные верования египтян, живших во время XVIII династии, и на их представления о потустороннем мире. На иллюстрации к 125 главе изображен сам Ани, склонившийся в почтительном поклоне перед заседателями Великой судебной палаты, и его жена Туту. В углу зала установлены весы, за правильностью действия которых наблюдает шакалоголовый Анубис. На левой чаше весов –сердце Ани, на правой – перо, символизирующее Истину и праведность поступков.

Анубис, которого греки отождествляли с Гермесом, в египетских текстах обычно фигурирует как сын Осириса. Но еще до того, как египтяне признали его сыном царя загробного мира, он считался богом умерших, поэтому в последующие эпохи его изображали бродящим среди могил в пустынных окрестностях Сиута.


АНУЙ, ЖАН (Anouilh, Jean) (1910–1987), французский драматург. Родился 23 июня 1910 в Бордо, образование получил в Париже. Учился на юридическом факультете в Сорбонне, не закончил курса и поступил на работу в рекламное агентство. Стал сочинять короткие сценки в возрасте 10 лет, в 16 лет написал свою первую пьесу и всерьез занялся драматургией с целью поправить финансовое положение: продал несколько комических сюжетов кинопродюсерам и поставил 10-минутный скетч Немой бедняк (Humulus le muet, 1929; опубл. 1945). С учетом одноактовых представлений является автором более двух десятков пьес и около дюжины сценариев. Ему принадлежат также два балетных либретто – Ночные барышни (Les Desmoiselles de la nuit, 1948) и Волк (Le Loup, 1953). Умер Ануй в Лозанне (Швейцария) 3 октября 1987.
Среди его пьес – Пассажир без багажа (Le voyageur sans bagages, 1937), Бал воров (Le Bal des voleurs, 1938), Эвридика (Eurydice, 1942), Антигона (Antigone, 1943), Приглашение в замок (L'Invitation au chteau, 1947), Вальс тореадоров (La Valse des tordors, 1952), Жаворонок (L'Alouette, 1953), Беккет (Becket, 1960) и Не будите, Мадам (Ne Revillez pas, Madam, 1970). Остроумие, веселье и безудержная фантазия сочетаются в них с горечью и пессимизмом.

АПАВАРГА (санскр. apavarga – «оставление», «избавление»), синоним «освобождения» (мокша), акцентирующий его основное, «отрицательное» содержание (как «освобождения-от», а не «освобождения-для»). В Майтри-упанишаде цитируется стих, по которому обожествленное солнце является причиной одновременно миросозидания, неба и апаварги. В качестве частичного заместителя мокши апаварга фигурирует в текстах двух философских традиций – ньяя-вайшешики и санкхья-йоги.
Согласно Ньяя-сутрам, апаварга достигается «по устранении в обратном порядке страдания, рождения, активности, пороков и ложного знания», т.е. после обретения истинного знания и следующей за ним «освободительной» практики, которая начинается с разрушения пороков (доша) и завершается прекращением страдания (духкха). Комментатор сутр Ватсьяяна (4–5 вв.) подробно демонстрирует поэтапность указанных в них стадий продвижения к «освобождению», идентифицируя саму апаваргу как высшее благо (нихшреяса). Ватсьяяна уточняет, что «об освобождении [при этом следует мыслить], что мирно это освобождение – разъединение со всем и прекращение всего, – разрушающее многое мучение, страх и порок и как, следовательно, имеющий разум не пожелает того освобождения, которое устраняет все страдание и непричастно [самому] сознанию страдания?!» Средневековый наяик Удаяна в своем главном произведении Ньяя-кусуманджали определяет высшего Атмана как то начало мира, почитание которого считается мудрыми путем к небу и к апаварге. В Санкхья-карике Ишваракришны апаварга – конечный результат истинного знания, с той только разницей, что его субъектом выступает не собственно духовное начало-пуруша, но бытийно инородный ему интеллект-буддхи, и эту трактовку развивают все комментаторы Ишваракришны. Так, Гаудапада (ок. 7 в.) просто указывает, что «освобождение»-апаварга наступает в результате правильного усвоения 25 начал космологических санкхьи, – подразумевается прежде всего сущностное отличие духовного начала Пуруши от всех прочих (его предшественник, автор Санкхьясаптати-вритти, определял знание как действующую причину, «освобождение» – как его следствие); Вачаспати Мишра уточняет, что после достижения правильного знания Пракрити устраняется от Пуруши, поскольку ее задачи решены. В комментарии Вьясы к Йога-сутрам принимается та же трактовка, но только «заслуга» интеллекта перед пурушей поясняется дополнительной аналогией – с той ситуацией, когда победа или поражение воинов в битве приписывается самому царю.

Ведантисты относились к данному понятию сдержанно. У Шанкары в Брихадараньякопанишадбхашье представлен своеобразный взгляд (комментаторы Шанкары приписывают его Бхартрипрапанче), согласно которому апаварга – не синоним мокши, но стадия совершенства, предшествующая последней, т.е. некое «пред-освобождение», которое достигается сочетанием обрядовой и созерцательной практики (медитация на определенные манифестации Абсолюта, прежде всего в образе Хираньягарбхи), в результате которых разрушаются не только объекты, но и способности их рецепции. Апаварга здесь тождественна начальному выходу из сансарного существования, но еще не полному преодолению незнания, осуществляемому уже на следующей стадии. Шанкара отвергает эту точку зрения, недоумевая, каким образом в подобном состоянии можно продвигаться – через слышание, размышление и сосредоточение – к высшей цели.

АПОКАЛИПТИКА, род еврейской литературы, возникает в эллинистическую эпоху. Термин «апокалиптика» (греч. apokalypsis – откровение) указывает на задачи литературы этого рода – открывать людям божественный замысел относительно их настоящего и будущего. Апокалиптические сочинения, появлявшиеся в трагические эпохи, были призваны укрепить веру людей в Бога и их упование на него как единственного защитника притесняемых и судью притеснителей.
Апокалиптическую литературу отличает идея трансцендентности Бога, воздействующего на мир через духов-посредников (ангелов или демонов), пессимистическая уверенность в непрочности мирских благ и оптимистическая убежденность в том, что в конце концов Бог восторжествует над силами зла и утвердит свое царство. Однако главная особенность этой литературы заключается в том, что свое содержание она облекает в загадочную и символическую форму. Так, например, исторические персонажи и целые народы изображаются в ней под видом овец, птиц или диких зверей, а исторические катаклизмы описываются в терминах катаклизмов природных – таких, как падение звезд, землетрясения и жестокие бури. Иногда воображение апокалиптических авторов порождает фантастические образы: например, образ «зверя» с семью головами и десятью рогами (Откр 13:1). В корпусе Ветхого и Нового Заветов апокалипсисы представлены Книгой Даниила 7-12, Книгой Захарии 12-14, «малым Апокалипсисом» в Мк 13 (с соответствующими параллелями у Матфея и Луки) и Откровением св. Иоанна Богослова.

Важнейшие апокалиптические сочинения, не включенные в библейский канон, всегда приписывались знаменитым ветхозаветным или новозаветным персонажам, что должно было придать им авторитет и привлечь широкую аудиторию. К их числу относятся, прежде всего, Книга Еноха (1 Еноха), первоначально написанная на еврейском или арамейском языке несколькими палестинскими авторами в последние два века до рождения Христа, но сохранившаяся лишь в эфиопском переводе и во фрагментах на греческом и латинском языках, и Книга Тайн Еноха, написанная неким александрийским евреем в первой половине 1 в. н.э. и сохранившаяся лишь в славянских рукописях. Обе книги уделяют много внимания ангелологии, демонологии и космологии. Апокалипсис Петра, написанный на греческом языке христианским автором в середине 2 в., замечателен тем, что в нем впервые в христианскую литературу вводятся пифагорейские и орфические представления о рае и аде и яркими красками описываются награды, ожидающие праведных, и муки, уготованные осужденным на вечную погибель. Сивиллины оракулы, представляющие собой хаотическую смесь языческого, еврейского и христианского материала, дошли до нас в виде 12 книг, написанных гомеровским гексаметром, и датируются периодом между 180 до н.э. и 350 н.э
АПОКРИФЫ (греч. apokryphos – сокровенный), термин, прилагаемый к книгам, не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания. Протестанты обычно используют его применительно к 14 книгам, которые вошли в Септуагинту, но отсутствуют в еврейском каноне. Такого словоупотребления избегают католики и православные, использующие этот термин исключительно для обозначения псевдэпиграфических книг, которые никогда не входили в Библию. Книги, которые протестанты называют «апокрифическими», у католиков называются «девтероканоническими», а книги, которые называют «апокрифическими» католики, у протестантов могут обозначаться по-разному (наиболее распространенный термин – «апокрифическая литература»). Древнее раввинистическое обозначение неканонических книг – «внешние книги»; термин «апокрифы» ввел в обиход применительно к неканоническим книгам Иероним, создатель Вульгаты. Некоторые из этих книг были написаны на еврейском языке, некоторые – на арамейском или на греческом, а некоторые содержат в себе христианские элементы.
Книги, которые протестанты называют апокрифическими, а католики – девтероканоническими, составляли часть английских переводов Библии начиная с 1382. Они были включены в Библию короля Якова (1611), однако в современных стандартных англоязычных изданиях они, как правило, опускаются. Пуритане отказались от них на том основании, что эти книги не входили в первоначальный еврейский канон. Однако в Септуагинте эти книги присутствуют, а Иероним, следуя за Септуагинтой, включил их в Вульгату. Первоначально апокрифы издавались в корпусе канонических ветхозаветных книг, но в 1534 Лютер в своем переводе Библии на немецкий язык впервые выделил их в особый раздел, помещавшийся между Ветхим и Новым Заветом. Эти книги носят следующие названия: Первая и Вторая книги Ездры, приложения к Книге Даниила (включающие Песнь трех отроков, Историю Сусанны и Повесть о Виле и драконе), прибавления к Книге Есфири, Книга Варуха вместе с Посланием Иеремии, Молитва Манассии, Первая и Вторая книги Маккавейские, Книга Товита, Книга Иудифи, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова и Книга Премудрости Соломона. См. также ВИЛ И ДРАКОН; СУСАННЫ ИСТОРИЯ.

Книги, которые называются апокрифическими у католиков, составляют обширный корпус сочинений, авторство и точное время написания которых неизвестны. Некоторые из них сохранились только во фрагментах, а некоторые и вовсе утрачены и известны лишь по упоминаниям у других авторов. Обычно эти сочинения подразделяют на две основных группы: ветхозаветные апокрифы и новозаветные апокрифы, – в зависимости от присутствия или отсутствия в них христианских элементов.

Невозможно привести исчерпывающий перечень всех этих сочинений. Но наиболее важными среди ветхозаветных апокрифов считаются следующие: Псалмы Соломоновы, иудейские разделы Сивиллиных книг, книги Еноха, Вознесение Моисея, сирийский Апокалипсис Варуха, греческий Апокалипсис Варуха, книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Мученичество Исайи, Завет Иова, несколько сочинений, посвященных Адаму и Еве, История Иоанна Гиркана и разнообразные легендарные и апокалиптические сочинения. Среди новозаветных апокрифов упоминания заслуживают следующие: Никодимово Евангелие, Евангелие Фомы, Протоевангелие Иакова, Евангелие от египтян и Евангелие от евреев; ряд «деяний», включающих Деяния Иоанна, Деяния Фомы и Деяния Павла, а также – Дидахе, или Учение двенадцати апостолов; многочисленные послания, приписываемые Клименту Римскому, Игнатию Богоносцу, Поликарпу Смирнскому, апостолу Павлу и другим лицам; обширный корпус апокалиптических сочинений, к которым относятся христианские разделы Сивиллиных книг, Пастырь Гермы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла и Завет Авраама.


АПОЛЛИНЕР, ГИЙОМ (Apollinaire, Guillaume) (1880–1918), французский поэт, романист и драматург. Настоящая его фамилия Костровицкий (Kostrowitsky): по матери он был поляк, имя отца осталось неизвестным. Учился в лицее Сен-Шарль в Монако. В 1898 приехал в Париж, опубликовал первые стихи. В 1913 выпустил первый сборник – Алкоголи (Alcools). В его творчестве начального периода ощущается влияние символизма. Во время Первой мировой войны написал большую часть стихотворений, изданных в 1918 в сборнике Каллиграммы (Calligrammes). Войну поэт встретил восторженно, увидев в ней новейший апофеоз Красоты. Возродив старую технику «граффити» (надписей), он создавал рисунки при помощи стихотворных строк.
Став глашатаем кубизма, Аполлинер познакомил публику с представителями нового направления в книге Художники-кубисты (Les Peintres cubistes, 1913). В число его прозаических произведений входят повесть Убиенный поэт (Le Pote assassine, 1916), роман Сидящая женщина (La Femme assise, опубл. 1920) и сборник рассказов Ересиарх и Ко (L'Heresiarque et Cie, 1910). В 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» Сосцы Тиресия (Mamelles de Tirsias). Умер Аполлинер в Париже 9 ноября 1918.


АПОЛЛОДОР ДАМАССКИЙ, римский архитектор, расцвет деятельности которого приходится на первую четверть 2 в. н.э. Сирийский грек по происхождению, в 105 Аполлодор руководил строительством знаменитого моста Траяна через Дунай, после чего император пригласил его в Рим. Осуществленные Аполлодором постройки в Риме создали ему славу одного из наиболее прославленных архитекторов античности. Крупнейшее его достижение – форум Траяна, построенный в основном в 107–113. Это грандиозный комплекс, композиция которого включала арку парадного входа, окруженный колоннадами внутренний двор, многоколонную базилику Ульпия и симметричные здания двух библиотек, греческой и латинской, фасады которых были обращены к колоссальной колонне Траяна. Позднее Аполлодор пристроил к форуму Траяна обширный рынок. Аполлодор осуществил синтез принципов эллинистической архитектуры своей родины с римскими традициями. Согласно преданию, Аполлодор впал в немилость у преемника Траяна, императора Адриана, за суровую критику, которой он подверг архитектурные замыслы последнего. Император приказал сначала сослать, а затем и умертвить зодчего. Совершенство проекта римского Пантеона (ок. 125) заставляет многих исследователей предполагать, что Аполлодор принимал участие в его создании. До нашего времени дошел значительный фрагмент из книги Аполлодора Об осадном деле.

АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ (расцвет деятельности – вторая половина 2 в. до н.э.), древнегреческий математик родом из Перги в Памфилии, прозванный современниками Великим геометром. Занимался математикой в Александрии под руководством учеников Эвклида. Главный сохранившийся труд, ставший классическим и доставивший славу Аполлонию, – Конические сечения в 8 книгах (по-гречески сохранились первые 4, еще 3 существуют в переводе на арабский, последняя не дошла) – написан в развитие более раннего не сохранившегося сочинения Эвклида Начала конических сечений. Аполлоний ввел понятия параболы, гиперболы и эллипса и дал их теорию, сохранившуюся в практически неизменном виде до эпохи Ньютона. Остальные труды, кроме небольшого трактата О сечении отношения (сохранился в арабском переводе), известны лишь по названиям. Среди других достижений Аполлония – решение задачи о построении окружности, касающейся трех заданных окружностей, которая получила название окружности Аполлония. В Альмагесте Птолемея говорится, что Аполлоний ввел системы эксцентриков и эпициклов для объяснения движения планет.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ, древнегреческий философ и прововедник 1 в., родился в Тиане в Каппадокии, возможно, в один год с Иисусом Христом. Аполлоний учился в Тарсе и при храме Асклепия в Эгах, где стал пифагорейцем. Много путешествовал по Малой Азии, Индии, Испании, Африке, был в Греции и Риме; следуя традиции пифагореизма, он был мистиком, однако много выступал перед людьми. Император Домициан бросил Аполлония в тюрьму по обвинению в измене, но тот спасся, якобы чудом. Считается, что он основал школу в Эфесе и умер либо там же, либо на Родосе, либо на Крите, прожив почти сто лет в благочестии и аскетизме. Единственное сохранившееся жизнеописание Аполлония составлено Флавием Филостратом ок. 216 н.э. по поручению императрицы Юлии Домны (супруги Септимия Севера). Как утверждает автор, оно основано на письмах самого Аполлония и на дневниках его спутника Дамида. В этой книге обычно видят роман на религиозный сюжет, с небольшим элементом исторической достоверности. Христиане отвергали ее как еретическую попытку соперничества с Евангелиями (особенно ввиду совпадения дат рождения, сходства знамений, связываемых с появлением на свет Христа и Аполлония, и способности Аполлония творить чудеса). Однако, как и в случае «мессианской» эклоги Вергилия, история Аполлония, возможно, связана с широко распространенными верованиями в появление людей на свет при божественном участии.

АПОЛОГЕТИКА, раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин «апологеты» закрепился за христианскими писателями 2–3 вв., которые в своих «апологиях», обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин написал трактат О граде Божием (413–426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою Сумму против язычников с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики, клонившейся к материалистическому пантеизму. В эпохи, когда христианство стало государственной религией в христианской апологетике не было особой нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства. Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531) Ф.Меланхтона (1497–1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542–1621), направленные против протестантских «еретиков».
В 18 в., подорвавшем основы христианского мировоззренияя, возникла острая необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических сочинений. Среди них особым влиянием пользовались Аналогия религии (1736) епископа Дж.Батлера и Свидетельства в пользу истинности христианства (1794) архидиакона У.Пейли. В 19–20 вв. поток апологетических сочинений не иссякал. Цель этих сочинений – показать, что христианская вера не только не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что, напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К.Бартом, считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами. Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере.


АПОСТОЛ (греч. apostolos – посланник), член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении раннехристианской церковью. Двенадцать учеников Иисуса – согласно Лк 6:13-16, это Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков (сын Алфея), Симон Зилот, Иуда Леввей, Иуда Искариот (вместо Иуды Леввея в евангелиях Марка и Матфея упоминается Фаддей) – образовали ядро группы (Лк 6:13; Мк 6:7,30; Мф 10:1-5), они проповедовали Евангелие и исцеляли больных (Мк 6:7-13; Мф 10:5-8). С организацией церкви к этим первоначальным служениям добавилось административное руководство (Деян 6:1-6; 15: 2,4,6,22). Тогда же среди апостолов появились новые лица (Павел и Варнава), они расширили сферу миссионерской деятельности по всей Римской империи. В Новом Завете только Павел (Гал 1:1; 1 Кор 15:9) и Лука (Деян 14:4, 14) свидетельствуют об этом более общем значении слова; Павел сам претендует на это звание (1 Кор 9:1-7). Дидахе, небольшой трактат, составленный ок. 100 и посвященный практике христианской жизни, свидетельствует об использовании слова «апостол» для обозначения миссионеров, проповедующих среди язычников.
С самого начала апостолы находились в центре христианской жизни – «проповедовании», «учении», «преломлении хлеба» и «молитвах» (Деян 1:8; 2:42). Благодаря им учение Иисуса было передано его церкви (Мк 4:10-12; 1 Кор 11:23-26; 15: 3-11; 2 Петр 3:2). В списках деятелей церкви они всегда занимают первое место (1 Кор 12:28; Еф 4:11). Вместе с т.н. пророками они сформировали основу церкви (Еф 11:20; Откр 21:14). В конце 1 в. их служение прекратилось, и люди, присвоившие титул апостола, клеймились как лжецы (Откр 2:2).

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241


 



 


 


 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net