|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
АЛЬБА ЛОНГА, древнеее поселение в 20 км к юго-востоку от Рима (вблизи
совр. Кастель Гандольфо), у Альбанского озера, представляющего собой
периферический кратер вулканических Альбанских гор. Согласно римской
традиции, Альба Лонга основана Асканием, сыном Энея, через поколение
после падения Трои. Отсюда происходил основатель Рима Ромул, а уничтожил
Альба Лонгу третий римский царь Тулл Гостилий, который переселил
ее жителей в Рим. Римляне всегда считали, что к Альба Лонге восходят
некоторые из их религиозных установлений. Хронология Вергилия, исчисляющая
время от Энея до Ромула в 300 плюс 30 лет и еще 3 года, свидетельство
Ливия о 400-летней истории Альба Лонги и сохранившийся список местных
царей, возможно, являются вымышленными, но, если отбросить троянскую
оболочку, эти указания можно в общем и целом взять за основу, поскольку
они подтверждаются археологическими данными. Местонахождение города
определяется на основании указания Цицерона (Речь в защиту Милона)
о столкновении его подзащитного с Клодием на Аппиевой дороге, у
подножия холма, на котором еще сохранялось что-то из древних святынь
Альба Лонги. Это подтверждают руины Бовилл, преемника Альбы Лонги,
идентифицируемые на основании содержащихся в римских дорожных росписях
(«итинерариях») данных о расстоянии между различными пунктами, а
также некоторых надписей, по остаткам Альбанской виллы Домициана
в современном Кастель Гандольфо и находящимся в этом районе обширным
могильникам раннего железного века, которые в совокупности можно
считать принадлежащими жителям древнего поселения, когда-то основанного
на этом месте. Однако, принимая во внимание структуру общества той
отдаленной эпохи, а также весьма незамысловатый характер сооружений
и поселения в целом, правомернее говорить о существовании здесь
не города, а места обитания группы общин.
АЛЬБЕРДИ, ХУАН БАУТИСТА (Alberdi, Juan Bautista) (1810–1884), аргентинский
государственный деятель, социолог, писатель, музыковед. Родился
в Тукумане 20 августа 1810. Учился в Колледже моральных наук в Буэнос-Айресе,
участвовал в создании «Майской ассоциации» с целью свержения диктатуры
Хуана Мануэля Росаса. В 1838–1852 Альберди находился в изгнании
– сначала в Монтевидео, позднее в Чили и в Европе, – занимаясь журналистикой
и юриспруденцией. В Чили написал свою знаменитую книгу Основы и
исходные положения для политической организации Аргентинской республики
(Bases y punto de partida para la organizacin poltica de la Republica
Argentina, 1852), послужившую основой для аргентинской конституции
1852. Сходная во многих отношениях с конституцией США, она просуществовала
до 1949, отмененная в период диктатуры Перона. Путь прогрессивного
развития страны Альберди видел прежде всего в укреплении центральной
власти, в заселении Аргентины европейцами (что нашло отражение в
его крылатой фразе «Управлять – значит заселять»), привлечении зарубежных
инвесторов. На поприще политической деятельности успехом Альберди
стала его дипломатическая миссия в Испанию в 1850-х, где он добился
признания бывшей метрополией независимости Аргентинской Федерации
во главе с Хусто Хосе де Уркисой. По возвращении на родину Альберди
участвовал в работе конгресса. Не принял Парагвайской войны 1864–1870.
Последние годы жизни провел в Европе. Умер Альберди в Париже 18
июня 1884.
АЛЬБЕРТ I (Albert I) (1875–1934), король бельгийцев (roi des Belges).
Родился 8 апреля 1875 в Брюсселе; младший сын Филиппа, графа Фландрского,
брата короля Леопольда II. В 1900 женился на баварской принцессе
Елизавете, дочери герцога Карла Теодора и португальской инфанты
Марии Жозефы. Вступил на престол 23 декабря 1909. В августе 1914
как главнокомандующий бельгийскими войсками участвовал в боевых
действиях на р. Изер. После Первой мировой войны Альберт I предпринимал
все усилия, чтобы способствовать восстановлению разрушенной страны.
Он убедил три ведущие политические партии страны (католическую,
либеральную и социалистическую) сформировать коалиционное правительство.
Умер Альберт I после падения при восхождении на гору близ Намюра
17 февраля 1934. Трон занял его сын Леопольд III.
АЛЬБЕРТ АХЕНСКИЙ (Albertus Aquensis) (первая половина 12 в.), историк
1-го крестового похода, родился в конце 11 в. О его жизни известно
лишь, что он был каноником в Ахене и никогда не бывал на Востоке.
Его труд Книга о христианском походе с целью освобождения, очищения
и восстановления святой Иерусалимской церкви (Liber christianae
expeditionis pro ereptione, emundatione et restitutione sanctae
Hierosolymitanae ecclesiae), охватывающий историю 1-го крестового
похода и государств крестоносцев на Востоке до 1119, появился ок.
1130. Отдельные части работы весьма неравны по своей ценности. Судя
по всему, Альберт имел обыкновение собирать истории, которые рассказывали
ему возвратившиеся воины и пилигримы, и включал их в свое сочинение
без разбора и не делая ссылок на источники. До середины 19 в. он
считался надежным авторитетом, ему абсолютно доверял Эдуард Гиббон.
Рассказ Альберта о раннем периоде жизни Петра Пустынника – явно
вымышленный, поэтому именно Альберт ответствен за недостоверную
версию, в соответствии с которой инициатором движения крестоносцев
был именно Петр. Но его рассказы о походах Петра и Готфрида Бульонского
скорее всего опирались на свидетельства участников, а излагаемая
им история государств крестоносцев в целом совпадает с данными из
других источников.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, СВ. (Albertus Magnus) (1193?–1280), выдающийся
немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Альберт фон Больштедт
(Albert von Bollstdt), сын графа Больштедта, родился в Лауингене
близ Аугсбурга в Швабии. При жизни его обычно называли Альбертом
Лауингенским или Кёльнским. Был воспитан в среде феодальной аристократии,
учился в Падуанском университете, где попал под влияние Иордана
Саксонского, второго магистра-генерала ордена братьев-проповедников
(доминиканцев), который читал проповеди студентам в конце 1223.
В возрасте шестнадцати с половиной лет, несмотря на противодействие
отца и друзей, Альберт вступил в орден братьев-проповедников и обучался
в доминиканских школах. Свою собственную преподавательскую деятельность
начал в Кёльне в 1228. В 1245 уехал из Кёльна в Париж, где получил
степень магистра теологии и возглавил кафедру богословия. В это
же время начал писать первые из своих многочисленных трудов по естествознанию,
метафизике, логике, этике, экзегезе Св. Писания и теологии.
В 1248 Альберт возвратился в Кёльн, где преподавал философию и теологию
вновь принятым членам ордена в Studium generale – доминиканской
школе, только что основанной в этом городе. Там одним из его учеников
стал Фома Аквинский. Во время поездки на юг Италии Альберт обнаружил
рукопись трактата Аристотеля О движении животных (De motibus animalium)
и составил к нему комментарий.
В 1260 Альберт стал епископом Регенсбургским, однако в 1262 сложил
с себя епископский сан и вернулся к преподаванию. В 1277 отправился
в Париж, где выступил в защиту Фомы Аквинского от обвинений парижского
епископа Тампье, по мнению которого 219 тезисов Фомы свидетельствовали
в пользу учения латинских аверроистов о превосходстве философии
над теологией.
Хотя церковь враждебно относилась к философам и аристотелизму,
Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. Им
написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля: Альберт
– не простой толкователь, но философ и богослов, разъясняющий и
дополняющий сочинения Аристотеля и в то же время исправляющий их
для приведения в согласие с христианским вероучением.
Умер Альберт в возрасте 74 лет в Кёльне 15 ноября 1280. Альберт
был беатифицирован в 1622, а затем канонизирован и причислен к учителям
церкви папой Пием XI в 1931. День памяти святого 15 ноября. Критическое
издание его трудов осуществлено в Кёльне (1951–1971).
АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА (Alberti, Leon Battista) (1404–1472), итальянский
ученый, архитектор, теоретик искусства и гуманист. Родился 14 февраля
1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе, окончил Болонский университет.
В 1432, после поездки во Францию, Бельгию и Германию, он стал секретарем
папы и занимал эту должность до 1464. Большую часть своей жизни
Альберти прожил в Риме, с 1434 по 1443 работал во Флоренции и Ферраре.
С юности Альберти проявлял интерес к гуманистическим дисциплинам,
искусствам, математике и естественным наукам, владел греческим,
писал трактаты на латыни и итальянском языке. Его главный труд О
семье, четыре книги об организации семейной жизни во всех ее аспектах,
был задуман в 1433 и завершен в 1441. В 1435 во время пребывания
во Флоренции Альберти написал свой знаменитый трактат О живописи
с посвящением флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Между
1428 и 1443 он создал много других произведений, отличающихся разнообразием
жанров и новизной идей и интерпретаций. Среди них любовная лирика
и диалоги; комедия и сатирические произведения, написанные в подражание
Лукиану; басни; трактаты по этике, скульптуре, коневодству, земледелию,
юриспруденции; сочинения о браке и об обязанностях высшего духовенства.
Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка.
По возвращении в Рим в 1443 Альберти посвятил себя преимущественно
занятиям математикой и архитектурой; он составил описание города
и приступил к созданию своего главного труда О зодчестве, который
был закончен в 1452 и опубликован в 1485. Этот трактат по теории
архитектуры, состоящий из 10 книг, принес ему славу «флорентийского
Витрувия» и, как и сами постройки автора, оказал огромное влияние
на развитие архитектуры Ренессанса. С начала 1450-х годов и до конца
жизни Альберти работал как архитектор по заказам пап, аристократии
и богатых горожан. Среди его архитектурных произведений – церковь
Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста); палаццо
Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла
во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи); церкви Сан Себастиано
и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во
Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Папа Николай V пользовался
советами Альберти при создании проекта перестройки Рима.
Широта интересов и высокая образованность Альберти считается типичным
примером «универсальной личности» эпохи Возрождения. Его теоретические
трактаты по живописи и архитектуре способствовали новому восприятию
этих сфер человеческой деятельности как свободных искусств, а написанные
им литературные произведения и труды по этике дали новый импульс
развитию итальянского языка и литературы.
АЛЬБИГОЙЦЫ, христианская секта, получившая широкое распространение
в 12–13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной
Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби,
центру движения), а также катарами (греч. katharos, «чистый») от
названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься
– освободиться от телесности и материальности.
В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции
манихейского дуализма (см. также МАНИХЕЙСТВО). Они утверждали сосуществование
двух основополагающих начал – доброго божества (Бога Нового Завета),
создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего
материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение.
При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению
с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы.
Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым
божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их
в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный
существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер,
ибо все души в конце концов спасутся. Подобно арианам, альбигойцы
утверждали, что Христос – всего лишь сотворенное существо, которое
никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности
не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во
власти злого начала. Его искупление подает нам пример благородной
жизни, высокой нравственности; но по-настоящему ему не удалось победить
грех.
Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение
от тела, в частности через самоубийство. Поскольку рождение детей
они считали равносильным заключению их душ в темницу тела, альбигойцы
настаивали на полном воздержании. Они верили в метемпсихозу, или
перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и
другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть
церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном
к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался
в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах,
смертная казнь.
Альбигойцы проводили различие между «совершенными» и просто верующими.
Небольшое число «совершенных» придерживались обрядов древних катаров:
consolamentum, или духовное крещение, посредством наложения рук,
которое наделяет правом проповедовать новую религию; appareillamentum,
или публичное исповедание грехов; endura, или воздержание от пищи
с целью освободиться от власти телесности. Верующие становились
членами секты лишь после обещания принять consolamentum до конца
жизни. Они зачастую откладывали совершение этого обряда и лишь перед
самой смертью прибегали к такому способу избежания греха.
Во главе альбигойцев стояла иерархия епископов, избиравшихся из
числа «совершенных», и диаконов, отбиравшихся исключительно из числа
верующих. По некоторым свидетельствам, в конце 12 в. альбигойство
пользовалось значительным влиянием во Франции.
Если судить по сохранившимся документам, обличения манихейства
начинаются со времен собора в Орлеане в 1022, затем последовали
решения соборов в Аррасе, Шарру, Реймсе. Альбигойство как таковое
впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе (1119), затем
в Реймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III и IV Латеранских
соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси,
но и в подрыве основ семьи, государства и человеческого общества.
Наряду с соборными постановлениями волну альбигойства помогало
сдерживать и общее нравственное возрождение под воздействием таких
проповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые
боролись с одной из главных причин роста популярности альбигойства
– распущенностью духовенства и народа. Для борьбы с невежеством
– источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников
(доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих
в христианском учении.
Широкое и быстрое распространение ереси можно объяснить тем, что
consolamentum гарантировало спасение и могло быть принято любым
верующим непосредственно перед смертью. Единственным требованием
была вера, в остальном верующему предоставлялась полная свобода
действий.
В то время как церковники выступили против альбигойства, руководствуясь
догматическими основаниями, светские власти исходили из политических
соображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь
для отдельных сектантов и применение военной силы против городов.
Духовенство поддерживало такого рода меры, но не обошлось и без
исключений. Так, согласно Петеру Кантору, «хотя катары и признаны
виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью».
Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но только
ради общественного спокойствия.
Церковные законы, направленные против альбигойцев и принятые III
Латеранским собором, ознаменовали начало деятельности средневековой
инквизиции. Собор потребовал от светских государей подавить этих
возмутителей общественного порядка, при необходимости применив силу.
Последняя и кровавая стадия в истории катаров – серия сражений
(1209–1228), часто называемых альбигойскими войнами или крестовыми
походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными были битвы при
Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали
граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор (со стороны
крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвал
к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата.
Согласно мирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая
часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные
остатки секты просуществовали до конца 14 в.
АЛЬБРЕХТ (Albrecht) (1490–1545), архиепископ и курфюрст Майнцский
(известен также как Альбрехт Бранденбургский, Albrecht von Brandenburg).
Младший сын курфюрста Бранденбургского Иоганна Цицерона из рода
Гогенцоллернов, Альбрехт родился в Берлине 28 июня 1490. Хотя Альбрехт
получил светское образование, в 1513 он стал архиепископом Магдебургским
и администратором епископства Гальберштадтского, а в 1514 – архиепископом
и курфюрстом Майнцским, причем вразрез со всеми церковными правилами
предыдущие посты были за ним сохранены. В 1518 стал кардиналом.
Чтобы вернуть деньги, взятые у банкирского дома Фуггеров для оплаты
кафедры архиепископа Майнцского (Альбрехт не вылезал из долгов на
протяжении всей жизни), Альбрехт добился от папы Льва Х разрешения
продавать индульгенции для покрытия долга, с тем условием, что половина
вырученных сумм пойдет в Рим (на строительство собора св. Петра).
Торговля индульгенциями была поручена Иоганну Тецелю, который повел
ее с таким цинизмом, что это побудило Мартина Лютера обнародовать
свои знаменитые 95 тезисов, явившихся прологом Реформации. Вначале
Альбрехт относился к Реформации снисходительно, а из его дружбы
с Ульрихом фон Гуттеном можно было даже заключить, что он сам склоняется
к протестантизму, однако впоследствии, хотя и принужденный к определенным
уступкам, он занимал в отношении Реформации самую жесткую позицию.
В 1540 Альбрехт первым среди германских государей принял у себя
иезуитов, а в конце жизни растерял на севере Германии почти всех
приверженцев и друзей, примкнувших к Реформации. Альбрехт был одним
из видных государей Возрождения, дружил с Эразмом Роттердамским
и другими гуманистами, сторону которых занял в дискуссии в связи
с Письмами темных людей, покровительствовал искусствам и наукам.
Умер Альбрехт в Майнце 24 сентября 1545.
АЛЬБРЕХТ I (Albrecht I) (1255–1308), германский король и император
Священной Римской империи. Альбрехт, сын императора Рудольфа I (первого
императора из Габсбургов) и Гертруды Гогенберг, родился близ Бругга
(совр. Швейцария) в июле 1255. В 1282 отец передал Альбрехту и его
брату Рудольфу герцогства Австрия и Штирия в качестве вечного лена;
они стали первыми Габсбургами, обосновавшимися в Австрии. После
смерти отца в 1291 Альбрехту достались другие владения Габсбургов
в Верхней Рейнской области и Швабии. Притязаниям Альбрехта на престол
Священной Римской империи воспрепятствовали курфюрсты, которые из
опасения непомерного возвышения Габсбургов избрали германским королем
графа Адольфа Нассауского. Однако в 1298 Адольфа сместили, а в последовавшей
войне Альбрехт разбил Адольфа 2 июля 1298 при Гёлльхейме (25 км
к северо-востоку от Кайзерслаутерна), где Адольф был убит. 27 июля
1298 Альбрехта единогласно избрали германским королем. Однако союз
Альбрехта с королем Франции Филиппом IV и его попытки установить
контроль над нижним течением Рейна, предъявляя претензии на освободившиеся
лены в Голландии и Зеландии, снова вызвали тревогу курфюрстов Рейнской
области, которые замыслили в 1300 заговор с целью сместить Альбрехта.
В кампаниях 1301–1302 Альбрехт разгромил своих противников и добился
того, что 30 апреля 1303 папа Бонифаций VIII утвердил его избрание.
Укрепившись таким образом на троне, после убийства в 1306 бездетного
Вацлава III, короля Чехии и Польши, Альбрехт потребовал для себя
в качестве лена Чехию и вступил в спор с династией Веттинов за обладание
Тюрингией и Мейсеном. Однако в мае 1307 его войска потерпели поражение
при Лукке (близ Альтенбурга), а через два месяца восстала Чехия.
Посреди приготовлений к новой войне 1 мая 1308 Альбрехт был убит
в Бругге собственным племянником Иоанном (прозванным за это Паррицидой,
т.е. «Убийцей»), которого он несправедливо лишил наследственных
владений.
АЛЬБРЕХТ I МЕДВЕДЬ (Albrecht der Br) (ок. 1100–1170), известный
также как Альбрехт Красивый, первый маркграф Бранденбургский и основатель
династии маркграфов из дома Асканиев, которая правила в Бранденбурге
до 1319. Альбрехт, единственный сын графа Балленштедтского Оттона
Богатого и Эйлики, старшей дочери герцога Саксонского Магнуса из
рода Биллунгов, родился в Балленштедте. В 1123 Альбрехт унаследовал
владения отца. В 1127 император Лотарь II передал герцогство Саксонское,
на которое Альбрехт имел право как сын Эйлики, Генриху Гордому.
Однако Альбрехт сохранил верность Лотарю и в 1134 за помощь, оказанную
ему в ходе похода на Рим (1132–1133), получил от императора Северную
марку в нижнем течении Эльбы. Альбрехт расширил свои владения благодаря
дружественным отношениям с князем вендов Прибыславом Браниборским,
который подарил сыну Альбрехта округ Заух, а самого Альбрехта назначил
своим наследником. В 1137 Лотарь умер, императором был избран Конрад
III, и герцогство Саксония перешло к Альбрехту, однако Генрих Гордый
снова овладел им, а когда после его смерти Альбрехт попытался захватить
его силой, то получил отпор от его сына Генриха Льва, поддержанного
местной знатью. В 1142 Альбрехт был вынужден отказаться от своих
прав на герцогство Саксонию, после чего перенес свои усилия главным
образом на покорение области за Эльбой, принадлежавшей славянскому
племени вендов, в чем ему помогали монахи орденов премонстрантов
и цистерцианцев. В 1147 они с Генрихом Львом предприняли крестовый
поход против славян.
В 1150 Альбрехт унаследовал обширные родовые вотчины Прибыслава,
а семь лет спустя принял титул маркграфа Бранденбурга (как переименовали
немцы Бранибор). Новые земли методично заселялись крестьянами-колонистами,
главным образом из Нидерландов и Рейнской области, основавшими,
в частности, Берлин. Однако попытке Альбрехта достичь побережья
Балтийского моря помешал Генрих Лев, двигавшийся в восточном направлении
вдоль побережья в Мекленбурге. В 1166 Альбрехт присоединился к архиепископу
Магдебурга Вихману в его поддержке мятежа против Генриха в Госларе,
жизненно важном центре добычи серебра. Но в 1168 король Германии
и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса способствовал
установлению мира между врагами, поскольку ему нужна была их помощь
в войне, которую он вел в Италии. Стойкий и хитроумный, Альбрехт
дал новый толчок продвижению Германии на восток, замедлившемуся
после мощного восстания славян в 983. Возможно, от Барбароссы он
получил титул великого камергера, что принесло впоследствии маркграфам
Бранденбургским звание курфюрстов (выборщиков императора). Умер
Альбрехт в Стендале 18 ноября 1170.
АЛЬБРЕХТ III АХИЛЛЕС (Albert III Achilles) (1414–1486), курфюрст
Бранденбургский. Третий сын курфюрста Бранденбургского Фридриха
I Гогенцоллерна, Альбрехт родился в Тангермюнде 9 ноября 1414. В
1440 после смерти отца он унаследовал графство Ансбах. Вскоре началась
война между Альбрехтом и гражданами Нюрнберга, которые противодействовали
его попыткам настаивать на своих правах бургграфа, и только после
того, как в 1450 Альбрехт потерпел поражение при Пилленрейте, стороны
пришли к полюбовному соглашению. В 1464 после смерти брата Иоанна
Альбрехту достался Байройт, а в 1470 другой брат Фридрих II отказался
в его пользу от прав курфюрста Бранденбургского. Осознав, что обычай
раздела наследства между несколькими сыновьями ведет к ослаблению
правящей фамилии, Альбрехт составил в 1473 т.н. Закон Ахиллеса (лат.
Dispositio Achillea), согласно которому курфюршество должно оставаться
неделимым и переходить к старшему сыну. Это – самый ранний пример
явного проведения принципа первородства в германских государствах;
закон был подтвержден императором и столетиями оставался в силе.
Альбрехт умер во Франкфурте 11 марта 1486. Прозвище Ахиллес он получил
за свои рыцарские подвиги (Альбрехт одержал победу на множестве
турниров), а за хитрость и изворотливость его звали еще Улиссом
и Немецкой лисой.
АЛЬБРЕХТ СТАРШИЙ (Albrecht der Altere) (1490–1568), последний гроссмейстер
Тевтонского ордена, первый герцог Прусский. Альбрехт, третий сын
Фридриха Гогенцоллерна, маркграфа Бранденбург-Ансбахского, родился
в Ансбахе 17 мая 1490. С самого начала он был предназначен к принятию
духовного сана и получил соответствующее воспитание. В 1510 рыцари
Тевтонского ордена избрали Альбрехта гроссмейстером, что сделало
его правителем подвластной ордену Пруссии. В 1519, пытаясь освободиться
от зависимости, Альбрехт втянулся в войну с Польшей, в результате
чего большая часть Восточной Пруссии оказалась опустошенной. После
объявленного в 1521 перемирия Альбрехту не удалось добиться поддержки
со стороны других германских государей, и тогда в 1525 он по совету
Лютера пошел на подписание в Кракове мирного договора, в соответствии
с которым орден распускался, а Пруссия преобразовывалась в наследственное
герцогство, но оставалась вассалом Польши. В 1523 под влиянием Андреаса
Осиандера, видного деятеля Реформации, и самого Лютера Альбрехт
перешел в протестантизм, а после Краковского договора Реформация
успешно прошла во всей Пруссии. В 1544 Альбрехт основал в Кёнигсберге
(совр. Калининград) университет; в 1549 Осиандер стал здесь профессором.
Религиозные и политические споры, возникшие вокруг учения Осиандера,
породили в герцогстве смуту, что вынудило вмешаться польского короля
Сигизмунда II. По приговору присланной Сигизмундом комиссии Иоганн
Функе, сменивший Осиандера, который умер в 1552, и еще двое его
сторонников были в 1566 казнены, в Пруссии было восстановлено лютеранство.
Умер Альбрехт в Тапиау (совр. Гвардейск, Калининградская область)
20 марта 1568.
АЛЬ-БУРАК, белый мул или осел с крылышками на ногах, или крылатый
конь с человеческим лицом и хвостом павлина, на котором Мухаммед,
согласно мусульманской легенде, совершил «ночное путешествие» на
седьмое небо («ми'радж»). Перед этим он совершил путешествие из
Мекки в Иерусалим («исра'»), которое упоминается в Коране и началось,
по-видимому, от Каабы. После короткой остановки в Иерусалиме пророк
ислама вознесся на крыльях аль-Бурака к небу. Имя животного происходит
от арабского корня, означающего «блистать», «сверкать», «сиять»,
или от персидского слова «бара» («конь»).
АЛЬВАРЫ (тамил. – «углубленные»), вишнуитские мистики-поэты, творившие
в Тамилнаде в 6–11 вв. и следовавшие бхакти-марге («путь преданности»).
Истоки религиозной поэзии альваров – Бхагавадгита (где «путь преданности»
впервые получает статус высшего служения Божеству), мифология панчаратры
(почитавшее верховное вишнуитское божество Васудэву-Наряну в манифестациях-вьюхах
и его женскую энергию-шакти), популярный кришнаизм и ранние антологии
тамильской поэзии.
Считается, что альваров было 12. Самыми ранними считаются Пойхей,
Пудам (Бхутам), Пей и, вероятно, Тирумажисей (6–7 вв.). К 9 в. относится
творчество Тирупаннальвара, Тонадаралипподи, знаменитых Перияльвара
и его приемной дочери Антал, создавшей искусную поэму и цикл лирических
стихов, в которых она идентифицирует себя в качестве духовной супруги
Кришны, развивая мистическую сублимацию эротического чувства (шрингара).Самым
поздним и одновременно выдающимся из альваров считается Наммальвар
(9–10 вв.). Согласно легенде, он провел в медитации 16 лет, пока
его мысленному взору не предстал Вишну и не отверз поток своей гимнической
поэзии, в которой, по мнению некоторых исследователей, сконцентрирован
духовный опыт не только вишнуизма, но и других индуистских течений.
Наследие альваров было собрано в 9–10 вв. Натхамуни (согласно легенде,
весь текст был передан ему самим Наммальваром) в корпус Налайира
тиввияппирабандам (Священная коллекция 4000 стихов), включавший
24 произведения, которые распределены по четырем циклам, названным
Ведами (претензия на «превосхождение» самой древней и сакральной
текстовой традиции Индии). В центре поэтического культа альваров
– божество Тирумаль (Маль, Майон) – тамильский вариант Вишну-Кришны
(восходящий к образу древнего дравидского пастушеского божества,
ассоциировавшегося с сезоном дождей). В поэзии альваров воспеваются:
1) его мифические подвиги – из историй о классических инкарнациях
Вишну (аватары), прежде всего о Кришне; 2) его воплощения в храмовых
статуях (упоминается до 95 святилищ); 3) его пребывание в сердцах
почитателей-бхактов. Вместе с тем поэзия альваров – миссионерско-полемическая.
Объекты их критики – все соперничавшие с вишнуитами религиозные
направления Тамилнада: шиваиты, буддисты, джайны. Опирающийся в
значительной мере на наследие альваров шривайшнавизм создал целую
«житийную» литературу, в которой они уже сами становятся объектами
мифологизации и истолковываются как инкарнации небесных оружий Вишну
и где им приписывается множество чудес, а также грандиозную комментаторскую
литературу (к их «корпусу») на сильно санскритизированном тамили.
К числу поздних альваров относился и Ямуначарья (10–11 вв.), мистические
интуиции которого были впоследствии систематизированы в вишишта-адвайте.
Влияние альваров на развитие средневекового индуизма было глубоким
и всесторонним. Образ игривого Кришны и другие темы и акценты поэзии
альваров определил многие мотивы знаменитой Бхагавата-пураны (10
в.), а через нее и средневекового вишнуизма в целом. Антал и Наммальвару
принадлежит значительный вклад в мистическую эротику. Натхамуни
стал у истоков «организованной» философии шри-вайшнавов, завершенной
Рамануджей. Поэзия альваров, оказавшая значительное влияние как
на популярную, так и на эзотерическую вишнуитскую словесность, и
в настоящее время сопровождает храмовый культ Южной Индии. Наконец,
деятельность альваров способствовала консолидации соперничавшей
шиваитской бхакти в поэзии наянаров (6–12 вв.).
АЛЬГАРДИ, АЛЕССАНДРО (Algardi, Alessandro) (1602–1654), итальянский
скульптор. Родился в 1602 в Болонье. Учился у Лодовико Карраччи
и Джулио Конвенти. В 1622 работал при мантуанском дворе, а в 1625
– в Риме, по заказам кардинала Лудовизи, для которого он реставрировал
античные статуи. В 1630 для украшения церкви Сан Сильвестро аль
Квиринале в Риме он создал из стука статуи Марии Магдалины и Иоанна
Крестителя, а в 1641 – скульптурную группу Мученичество апостола
Павла для церкви Сан Паоло в Болонье. Годы понтификата папы Иннокентия
X (1644–1655) стали временем особенно продуктивной деятельность
Альгарди. В 1650 он закончил работу над надгробием папы Льва XI
в соборе св. Петра в Риме и большим мраморным рельефом Папа Лев
I и Аттила (там же). В 1650 скульптор отлил бронзовую статую папы
Иннокентия X, которая хранится в палаццо деи Консерватори в Риме.
Ему принадлежит также Портрет Олимпии Мандалкини из галереи Дориа
Памфили в Риме. Учениками скульптора были Доменико Гвиди, Эрколе
Феррата и Франческо Баратта. Умер Альгарди в Риме 10 июня 1654.
АЛЬЕНДЕ, САЛЬВАДОР (Allende, Salvador) (1908–1973), также Сальвадор
Альенде Госсенс (Allende Gossens), президент Чили. Родился в Вальпараисо
26 июля 1908. В 1932 окончил медицинский факультет Чилийского университета.
Год спустя участвовал в основании Социалистической партии Чили.
В 1937 был избран депутатом в Национальный конгресс, где работал
до 1945, когда был избран сенатором. С 1939 по 1942 он занимал пост
министра здравоохранения.
В 1942 Альенде стал генеральным секретарем Социалистической партии
Чили. В 1948 социалисты, не считаясь с мнением Альенде, вошли в
коалицию с правительством и поддержали решение о запрете коммунистической
партии. Альенде порвал с бывшими единомышленниками и создал Народную
социалистическую партию. Когда на президентских выборах 1952 последняя
поддержала кандидатуру диктатора генерала Карлоса Ибаньеса, Альенде
вышел из этой партии и вернулся в Социалистическую партию. Сблизился
с коммунистами, обещавшими ему поддержку в случае его выдвижения
в президенты. Социалисты приняли предложение, и две партии образовали
альянс – Фронт «Народное действие», который выдвигал Альенде на
президентский пост в 1952, 1958 и 1964.
В 1969 Фронт «Народное действие» был преобразован в Народное единство
– коалицию социалистов, коммунистов, членов Радикальной партии и
отколовшейся фракции христианских демократов. На президентских выборах
1970 Альенде опередил по количеству голосов двух других кандидатов,
но не набрал подавляющего большинства голосов, и поэтому его кандидатура
была отправлена на утверждение конгресса, где он был поддержан христианскими
демократами, после того как обязался не нарушать принципы демократии.
В своей экономической программе Альенде заявил о проведении аграрной
реформы и национализации крупнейших частных компаний и банков. Новая
система предусматривала самоуправление компаний под контролем государства.
Правительство ускорило проведение аграрной реформы, начатое предшествующим
президентом, Эдуардо Фреи, и к середине 1972 практически все крупные
земельные владения были ликвидированы. В ходе национализации возникла
напряженность в отношениях с США, когда североамериканские фирмы,
вложившие большие капиталы в медеплавильную промышленность, отказались
принять компенсацию. В 1972 произошло резкое повышение цен. Экономическое
положение еще больше ухудшилось, когда упали цены на медь на мировом
рынке.
Недовольство среднего класса правлением Альенде вылилось в массовые
демонстрации и забастовки в 1972 и 1973. К лету 1973 страна разделилась
на два враждующих лагеря – сторонников Альенде и его противников.
11 сентября 1973 в столице был совершен военный переворот. Во время
штурма президентского дворца Альенде покончил жизнь самоубийством.
АЛЬКАЛА САМОРА, НИСЕТО (Alcal Zamora, Niceto) (1877–1949), президент
Испании. Родился в Приего 6 июля 1877. Получил образование в университетах
Гранады и Мадрида. Посвятил себя политической деятельности, вошел
в кортесы от Либеральной партии (1906–1923); в 1917 был назначен
министром общественных работ; в 1922 стал первым гражданским военным
министром. В период правления Примо де Риверы от поддержки монархии
Самора перешел к республиканским воззрениям. В апреле 1931 одержал
победу на муниципальных выборах в Мадриде. Встал во главе Революционного
комитета, который потребовал отречения Альфонса XIII. 14 апреля
1931 Самора был избран председателем временного правительства, а
11 декабря 1931 – президентом Испанской республики. В конце концов
под давлением левого большинства 7 апреля 1936 вынужден был уйти
в отставку. Эмигрировал во Францию, затем на Кубу. Был заочно приговорен
к пятилетней ссылке и штрафу в 50 млн. песет. Умер Самора в Буэнос-Айресе
18 февраля 1949.
АЛЬ-МАНСУР, «Победоносный» – титул, который носили несколько мусульманских
правителей, в том числе Абу Джафар и Мухаммед ибн Абу Амир.
Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур (ок. 707–775 н.э.), второй халиф
династии Аббасидов, правивший с 754 по 775. Основал новую столицу,
Багдад, в 762, подавил несколько мятежей и отбил вторжения византийцев
и хазар. Умер в Мекке в 775.
Мухаммед ибн Абу Амир (939–1002 н.э.), достиг высокого положения
при дворе Кордовского халифа аль-Хакама II. Через два года после
вступления на престол следующего халифа, Хишама II (976–1013), которому
было всего 12 лет, стал визирем. Используя свое положение, реорганизовал
армию, предвидя в будущем конфликт со своим тестем Галибом, первым
военачальником халифата. Столкновение между ними произошло в 981,
после того как Галиб, чтобы поддержать свою власть, от имени халифата
набрал в армию христиан из Леона. Мухаммед разбил армию Галиба,
а сам Галиб был убит. Мухаммед вел войны против королевств в Северной
Испании и укрепил власть мусульман на всем полуострове. В 992 принял
титул короля, уже имея к тому времени почетное звание аль-Мансур.
На Западе его называли Альмансором. Умер Мухаммед ибн Абу Амир 19
августа 1002.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|