|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
АКБАР ДЖЕЛАЛЬ-АД-ДИН (1542–1605), больше известный как Акбар Великий,
третий император из династии Великих Моголов, правившей на п-ове
Индостан. Родился в 1542 в Синде (ныне провинция Пакистана), где
провел первые 12 лет своей жизни. В 1555 его отец император Хумаюн,
лишенный трона узурпатором, вновь обосновался Дели, который превратился
в центр литературного и художественного возрождения. В 1556 Хумаюн
умер, и Акбар в возрасте 14 лет стал императором. Через четыре года
он изгнал своего регента Байрам-хана и приступил к восстановлению
доставшейся ему в наследство империи, включая Раджпутану, Гуджарат,
Бенгалию и Кашмир. Основная часть его долгого правления была посвящена
тому, чтобы подчинить непокорных правителей Северной Индии и установить
в стране прочный мир. Акбар навел порядок в сборе податей и налогов
и, как и его дед император Бабур, способствовал развитию торговли.
Акбар проявлял живой интерес ко всем религиям, включая христианство,
о котором ему рассказывали отец Клаудио Акуавива и другие иезуиты.
С 1582 он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение,
которое назвал «дин-и илахи» («божественная вера»). Акбар поддерживал
открытие как мусульманских, так и индуистских школ, покровительствовал
художникам и писателям. Построил новую столицу Фатихпур-Сикри. Последние
годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической
деятельностью сына, царевича Селима. Умер Акбар в 1605, престол
унаследовал Селим под именем императора Джахангира.
АКБАРОВ ДИНАСТИЯ, правила Могольской империей в Северной Индии
в 16–17 вв. Начиная с Акбара, занимавшего престол с 1556 по 1605,
в нее входили последние императоры державы Великих Моголов, которая
была основана в 1525 Бабуром. Бабур был праправнуком великого завоевателя
Тимура и потомком Чингисхана. Он установил династическую традицию,
позволявшую могольскому государю назначать преемника, что приводило
к бесконечным придворным интригам на всем протяжении периода существования
династии, длившегося два столетия. Сын Бабура Хумаюн вел завоевательные
войны на южных окраинах своих земель, стремясь покорить Гуджарат
и Малву, после чего вернулся на север, чтобы подавить вспыхнувшее
там восстание. В 1540 взбунтовавшийся афганский хан изгнал Хумаюна
из сердца его империи – долины Ганга, и он бежал в Раджпутану, Синд,
а затем в Персию. Через 15 лет Хумаюн вторгся в Пенджаб и восстановил
свою власть в Дели. Ему наследовали два сына: старший Акбар, правивший
в Индостане, и Хаким, утвердившийся в Афганистане. Таким образом,
династия Великих Моголов разделилась, и линия Акбара положила начало
ветви императоров в Индии.
Преемником Акбара стал его сын Джахангир (правил в 1606–1627). В
период его царствования колонии европейских купцов на побережье
Индии впервые начали представлять угрозу для независимости империи
и индийских княжеств. После периода борьбы между несколькими претендентами
трон получил Шах Джахан (правил в 1628–1658). Ему пришлось защищать
нестабильную южную границу державы; на севере он безуспешно пытался
расширить свои владения в сторону древней Бактрии. Безудержные траты,
непомерные налоги и частые неурожаи ослабили административную систему
государства. В этот период был сооружен знаменитый мавзолей Тадж-Махал
в Агре.
Аурангзеб, четвертый и последний правитель династии Акбаров (правил
в 1658–1707), взошел на престол, арестовав отца и уничтожив трех
своих братьев-соперников. Аурангзеб надеялся восстановить мощь империи,
соединив жесткую систему управления с мусульманской ортодоксией.
Мятеж, поднятый сыном Аурангзеба принцем Акбаром, удалось подавить
лишь при крайнем напряжении сил, что привело к потере Раджпутаны.
На юге окрепли маратхские князья, все активнее включавшиеся в борьбу
за независимость. Один из них, Шиваджи, бросил вызов имперскому
правлению не только у себя в княжестве, но и на всем п-ове Индостан.
Развал торговли и системы управления привел империю Великих Моголов
к конфликту с британской Ост-Индской компанией, которая взяла под
свой контроль почти всю Северную Индию. За Аурангзебом последовала
череда слабых правителей, которые были неспособны что-либо противопоставить
политике компании.
АКВИЛА, ИОГАНН КАСПАР (Aquila, Johann Kaspar, настоящая фамилия
Адлер) (1488–1560), немецкий религиозный реформатор, родился 7 августа
1488 в Аугсбурге. Образование получил в Италии, Швейцарии и в университетах
Лейпцига и Виттенберга. В августе 1514 стал пастором в Берне. В
1514–1516 служил капелланом в войске Франца фон Зикингена в ходе
его похода на Вормс и Мец, а затем назначен священником в Енгене
(близ Аугсбурга). Когда Аквила перешел на сторону Лютера, его арестовали
по приказу епископа Аугсбургского. После освобождения преподавал
еврейский язык в Виттенбергском университете. Аквила познакомился
с Лютером, которому помогал в переводе еврейской Библии. В 1527
он был назначен пастором в Заальфельде, а вскоре после этого – протестантским
епископом этого города. Аквила участвовал в работе Аугсбургского
рейхстага (1530). В 1548 выступил с резкой критикой т.н. Аугсбургского
интерима (имперского закона 1548, дозволявшего протестантам причащаться
под двумя видами, а пасторам вступать в брак), что восстановило
против него императора Карла V; в результате он был вынужден искать
убежища в Рудольштадте. В 1550 был назначен ректором гимназии в
Шмалькальдене, а в 1552 вернулся на свою епископскую кафедру. Умер
Аквила в Заальфельде 12 ноября 1560.
АКИВА БЕН ЙОСЕФ (ок. 50 – ок. 132), еврейский мудрец и законоучитель
(танна), родился в Лидде в Палестине (ныне Лод, Израиль). В молодости
был пастухом, в возрасте 40 лет поступил в академию Элиэзера бен
Гиркана в Лидде. Учителями Акивы были также Йошуа бен Ханания и
Нахум из Гимзо. Акива, которого называют отцом раввинистического
иудаизма, стал крупнейшим учителем своего времени, и многие его
ученики стали выдающимися мудрецами (среди них Меир и Шимон бен
Йохай). Акива поддержал восстание Бар-Кохбы против Рима. Он нарушал
эдикты Адриана, запрещавшие выполнение законов иудаизма и их изучение,
за что был брошен в темницу и принял мученическую смерть ок. 132.
Акива – один из десяти мучеников, упоминаемых в еврейской покаянной
молитве.
Рабби Акива был великим систематизатором и толкователем Галахи (раввинистического
закона). Акива известен также своими философскими размышлениями.
Так, предание таннаев сообщает, что из четверых, вошедших в «пардес»
(т.е. в сферу философских спекуляций), только рабби Акива возвратился
невредимым. Среди изречений, раскрывающих его религиозную философию,
следующие: «Все предопределено, но каждому человеку дана свобода
(воли)»; «Возлюблен человек, ибо сотворен по образу; как сказано
(в Писании): „по образу Божию Он сделал человека“».
АКИНО, КОРАСОН КОХУАНГКО (Aquino, Corazon Cojuangco) (р. 1933),
президент Филиппин. Родилась 25 января 1933 в Маниле. Училась в
монастырских школах на Филиппинах и в США. В 1954 окончила колледж
Маунт-Сент-Винсент в Нью-Йорке. В октябре 1954 вышла замуж за Бенино
Акино – журналиста и политического деятеля. В 1972 Бенино стал сенатором
и считался претендентом на президентский пост. После того как Фердинанд
Маркос объявил о введении чрезвычайного положения, Бенино был арестован.
В мае 1980 ему было позволено уехать в США, чтобы провести операцию
на сердце. После операции семья Акино обосновалась в Ньюпорте (шт.
Массачусетс). Бенино возвратился на Филиппины для участия в политической
борьбе с режимом Маркоса и в августе 1983, сразу после прибытия
в страну, был убит солдатами. Корасон вернулась на родину, чтобы
продолжить дело мужа и возглавить оппозицию.
Маркос назначил выборы на февраль 1986, рассчитывая, что поддержка
армии и контроль над избирательным аппаратом, а также раскол в оппозиции
позволят ему одержать победу. Однако оппозиция сплотилась вокруг
Корасон Акино, выдвинув ее в качестве единого кандидата в президенты.
После того как Маркос объявил себя победителем на выборах, Акино
призвала население к неповиновению. О поддержке Акино заявили министр
обороны и заместитель начальника генерального штаба. 25 февраля
1986 состоялись две инаугурации – Корасон и Маркоса. Однако в тот
же день Маркос бежал из страны.
Одним из первых шагов Акино как президента стало освобождение политических
заключенных. В феврале 1987 была принята новая конституция. Военными
и сторонниками Маркоса было совершено семь попыток государственного
переворота, все они были подавлены. В 1991 в отношениях между Филиппинами
и США появились трения после отказа филиппинского сената ратифицировать
договор о военном присутствии США на территории Филиппин.
Акино решила не выставлять свою кандидатуру на следующих выборах
и объявила своим преемником министра обороны Фиделя Рамоса. В мае
1992 Рамос был избран президентом, и Акино ушла в отставку с намерением
заняться частной жизнью. Тем не менее она продолжала выступать с
разоблачениями режима Маркоса. В декабре 1998 Акино потребовала
от супруги диктатора Имелды Маркос вернуть 10 млрд. долларов, которые
были похищены Маркосом из государственной казны.
АКИХИТО (р. 1933), 125-й император Японии, полное имя Акихито Цугу.
Родился 23 декабря 1933 в Токио. Первый сын и пятый ребенок императора
Хирохито. Обучался в Школе пэров. После Второй мировой войны учился
в Университете пэров. В ноябре 1952 Акихито достиг совершеннолетия
и был провозглашен наследником трона. В 1953 совершил турне по 14
западным странам и официально представлял Японию на коронации Елизаветы
II. Обручившись с дочерью бизнесмена Митико Сёда, нарушил традицию,
согласно которой царственные особы вступали в брак с человеком,
выбранным придворными советниками. Свадьба состоялась 10 апреля
1959, а 23 февраля 1960 родился сын, принц Нарухито Хиро (с 1989
кронпринц Нарухито). Второй сын – принц Фумихито Ая – родился в
1965, дочь, принцесса Нори – в 1969. После смерти Хирохито 7 января
1989 Акихито стал императором. Для эры своего правления он избрал
имя Хэйсэй, что означает Достигающий мира.
АКОСТА, УРИЕЛЬ, Коста, Уриель да (Acosta, Uriel) (1590–1647), еврейский
писатель, противник традиционного иудаизма. Родился в Опорто (Португалия)
в 1590, умер в Амстердаме в 1647. Отец Акосты был марраном, после
его смерти семья переехала в Амстердам. Надеясь возвратиться к истокам
библейской веры, Акоста отверг учение раввинов. Он написал на португальском
языке книгу, в которой отрицал бессмертие души. Из-за еретических
взглядов Акоста был арестован городскими властями, которые сочли
его учение противным и христианской и еврейской вере, а его книга
была публично сожжена. Позднее он стал членом еврейской общины,
но не смог принять традиционное учение и был отлучен. В течение
семи лет он жил как отщепенец, а потом примирился с синагогой, но
за инакомыслие был вновь изгнан. Акоста покончил жизнь самоубийством,
оставив после себя автобиографию Пример человеческой жизни (Exemplar
humanae vitae, 1687).
АКОСТА, ХОСЕ ДЕ (Acosta, Jos de) (ок. 1539–1600), испанский историк,
космограф и поэт. Родился в Медина дель Кампо (Испания). В 1570
стал иезуитом, отправился миссионером в Перу, где преподавал теологию
в Оканье, в 1576–1581 был вторым провинциалом иезуитов в Перу. Вернулся
в Испанию в 1587, в конце жизни – ректор иезуитского коллежа в Саламанке.
В Перу Акоста написал катехизис на языках кечуа и аймара (1583).
Сочувственное отношение к индейцам, равно как и понимание их характера
и проблем явствуют из другого труда – О достижении спасения индейцев
(De procuranda indorum salute), опубликованного в Испании в 1588.
Важнейший труд Акосты Естественная и нравственная история Индии
(Historia natural y moral de las Indias, 1590) был переведен на
многие языки и высоко оценен Александром Гумбольдтом. Умер Акоста
в Саламанке 15 февраля 1600.
АКРА, (Акка, в древности Акко), одно время Птолемаида, небольшой
город на северо-западе Израиля, расположен на небольшом мысе на
северной стороне залива Хайфа в 16 км к северо-востоку от Хайфы.
Город стоит на узкой прибрежной равнине к западу от Нижней Галилеи.
Акра – единственный крупный залив на южном побережье Леванта, поэтому
город попеременно служил основным портом для Галилеи, Хаврана и
Дамаска. Акра сыграла большую роль в истории Ближнего и Среднего
Востока. Назван по имени крестоносца Сен-Жана д'Акра.
Город впервые упоминается в записях египетских правителей ок. 1500
до н.э. Был завоеван Тутмосом III и Сети I и стал центром провинции,
находившейся под сюзеренитетом Египта. В 7 в. до н.э. Акра попала
под власть ассирийцев. После смерти Александра Великого городом
завладели египетские Птолемеи, которые дали ему название Птолемаида.
Захваченная Антиохом Великим в 219 до н.э., Акра вошла в состав
империи Селевкидов. С возвышением Маккавеев город оказался в центре
многих военных и политических конфликтов. Когда Акра перешла под
контроль римлян, они назвали город Клавдиевой Птолемаидой. В 638
Акра была захвачена арабами, а в 1104 во время 1-го крестового похода
– Балдуином I. В 1187 Саладин отвоевал город. В 1191, во время 3-го
крестового похода, Акру захватили Ричард Львиное Сердце и Филипп
Французский, но в 1291 европейцы утеряли контроль над городом. В
1517 его завоевали турки-османы под командованием Селима I.
В 1749 Акра была завоевана бедуинским вождем Дхахр эль-Амром, при
его преемнике, Ахмаде эль-Джаззаре, город стал процветать. В мае
1832 Акра была разрушена правителем Египта Ибрахим-пашой. 4 ноября
1840, после обстрела города британо-франко-австрийской флотилией,
он был возвращен Турции. 23 сентября 1918 Акра была захвачена британо-египетской
экспедиционной армией и после Первой мировой войны входила в состав
Палестины, в то время подмандатной территории Великобритании. Когда
в 1948 город перешел под контроль Израиля, приблизительно 8 из 12
тыс. живших там арабов бежали в соседние арабские страны.
После сооружения железных дорог Дамаск – Бейрут в 1896 и Хайфа
– Дамаск в 1906 Акра утратила былое стратегическое значение, уступив
его Хайфе.
АКРОПОЛЬ (греч. «высокий город»), в Афинах, большая сложенная известняком
скала, возвышающаяся над окружающим городом на 70–80 м, с почти
плоской площадкой наверху (максимальные размеры 270ґ155 м) и крутыми
склонами со всех сторон, кроме западной. С древних времен это было
естественное убежище окрестных жителей в случае вражеских набегов.
Акрополь стал обитаемым с позднего каменного века, вероятно ок.
4000 до н.э. (называют и более раннюю дату – 7000 до н.э.), однако
от первых трех тысячелетий сохранилось лишь несколько керамических
фрагментов и принадлежавших первым обитателям инструментов. В конце
бронзового века, ок. 1250–1200 до н.э, когда Афинам угрожали вторжения
с севера, холм был окружен массивной стеной циклопической кладки,
похожей на стены Тиринфа и Микен. Возведение этой стены относят
к временам афинского мифического героя Тесея, который победил критское
чудовище, человекобыка Минотавра, и в качестве царя Афин объединил
под своей властью всю Аттику. В древней крепости были укрепленные
ворота на западе и потайной выход с северо-восточной стороны. Воду
в изобилии давал скрытый в скале источник, к которому спускались
по хитроумно устроенной лестнице.
Многократно перестраивавшаяся внушительная крепостная стена была
столь высока, что закрывала обзор отовсюду, кроме одной точки в
юго-западном углу. Когда в 480 до н.э. Акрополь осадили персы, они
не смогли взять его штурмом, хотя защищали его в основном старики
(практически все население Афин ушло из города). Овладели они им
лишь после того, как несколько человек смогли подняться по считавшемуся
неприступным северному склону (вероятно, обнаружив еще одну малозаметную
лестницу) и вызвали среди осажденных панику. Персы вывезли из крепости
все ценности, ограбили и сожгли храмы, превратив все здесь в груду
развалин, а недостроенный первый Парфенон был уничтожен жаром горевших
строительных лесов. Сотни выпущенных персами стрел были найдены
на северном склоне Акрополя. Когда после победы, одержанной греками
над персидским флотом при Саламине, жители вернулись в Афины, они
поспешно возвели стену и с севера, использовав для этого как незавершенные,
предназначавшиеся для храмов барабаны колонн, так и обломки зданий.
На протяжении следующих 30 лет значительных работ на Акрополе не
велось, однако начиная с середины 5 в. до н.э. там был возведен
ряд новых зданий из пентелийского (гора Пентеликон в 20 км к северо-востоку
от Афин) мрамора. Четыре здания, описываемые ниже, наряду с менее
знаменитыми памятниками и статуями, были созданы между 450 и 400
до н.э., и в этот период крепость приобрела тот вид, который и сохраняла
до конца классической эпохи.
Пропилеи. Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает
через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение,
возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор
Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение,
то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные
задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью
закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний,
предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных,
намного шире других, почти 4,3 м. Внешний и внутренний фасады представляют
собой шестиколонные дорические портики. Внешний фасад намного глубже
и сложнее по композиции, его колонны поставлены на верхней площадке
четырехступенной лестницы, а широкий средний проход имеет вместо
ступеней пандус, по обе стороны которого расположено шесть внутренних
ионических колонн в два ряда. С севера и юга к внешнему, западному
фасаду примыкают два крыла, небольшие трехколонные дорические портики
которых обращены к главной оси Пропилей. Северное крыло (Пинакотека)
использовалось в качестве картинной галереи. Высказывались предположения,
что проект Мнесикла предусматривал куда большее здание, нежели построенное
в реальности, что было связано с нараставшей оппозицией политике
Перикла и угрозой Пелопоннесской войны, разразившейся в 431 до н.э.,
и оно осталось незавершенным архитектурным шедевром. Однако вряд
ли это так: Мнесикл делал свой проект именно с учетом реальной ситуации,
соседства храмов Афины Ники и Артемиды Бравронии. В древности Пропилеи
считались самым прославленным сооружением Акрополя, о них упоминали
чаще, чем даже о самом Парфеноне.
На высоком бастионе, выступающем к юго-западу от Пропилей, стоит
маленький храм Афины Ники, более известный как храм Ники Аптерос.
Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах
покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических
и исторических сражений. Храм проектировал архитектор Калликрат
ок. середины 5 в. до н.э., а в новое время его дважды восстанавливали
с использованием частей первоначального здания, которое турки разрушили
в 1686. Под мраморным храмом обнаружены остатки раннего значительно
меньшего храма и архаического алтаря, что доказывает глубокую древность
культа Афины Паллады. С трех сторон бастион окружал скульптурный
мраморный парапет, и на всех сохранившихся плитах с великолепными
рельефами мы видим крылатую Победу.
Парфенон. Войдя на Акрополь через внутренний фасад Пропилей, мы
видим перед собой северо-западный угол Парфенона. Главный храм Акрополя,
Парфенон, построили в 447–438 до н.э., пользуясь указаниями Перикла,
архитекторы Иктин и Калликрат (см. также ПАРФЕНОН).
Эрехтейон. К северу от Парфенона сохранился фундамент другого раннего
храма, также посвященного Афине, а между ним и северной стеной Акрополя
стоит Эрехтейон. Эта жемчужина архитектуры, созданная в ионическом
стиле, была завершена после смерти Перикла, но Эрехтейон несомненно
был органической частью его плана реконструкции Акрополя. Эрехтейон
– храм, в котором отправляли культ нескольких божеств, главным из
которых являлась Афина, разделившая свое святилище с Посейдоном
и Эрехтеем, древним царем Афин. Внутри Эрехтейона находился колодец
Посейдона с соленой водой, который, согласно мифу, возник после
того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу Акрополя. Поскольку
здание должно было служить сразу нескольким целям, оно было спроектировано
как сложное сооружение с двумя главными входами, северным и восточным,
каждый из которых имел портик, покоившийся на ионических колоннах.
Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными
деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со
времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой
портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды,
шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м).
С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище
нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную
оливу, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.
Менее значительные памятники. Некогда Акрополь украшали другие,
менее значительные святилища и памятники. К юго-востоку от Пропилей
сохранился фундамент святилища Артемиды Бравронии, а перед восточным
входом в Парфенон виднеются руины круглого храма римской эпохи,
посвященного культу Ромы и Августа. Самой впечатляющей из множества
статуй была Афина Промахос, колоссальная выполненная Фидием бронзовая
фигура с копьем и щитом, стоявшая на Акрополе за Пропилеями. Сверкающий
шлем богини-воительницы, возвышавшийся над стенами Акрополя, был
виден морякам, приближавшимся к гавани Пирея, еще от мыса Сунион,
с расстояния ок. 50 км.
Склоны Акрополя. Весь холм Акрополя, в том числе и его склоны за
пределами стен, считался священной землей, и потому здесь располагались
многие почитаемые святилища, а также менее значительные культовые
объекты. Восточная часть южного склона предназначалась почитанию
Диониса. На посвященном ему участке земли рядом с двумя храмами
этого божества существовал также театр Диониса под открытым небом,
где впервые ставились бессмертные шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида
и Аристофана, а восточнее был выстроен крытый музыкальный зал (одейон,
или одеон), возведенный Периклом и носивший его имя. К западу от
театра находятся остатки святилища бога врачевания Асклепия и его
дочери Гигиеи. Далее к западу сохранились руины крытого театра римской
эпохи, возведенного во 2 в. н.э. Иродом Аттиком, богатым покровителем
искусств, и посвященного памяти его жены Региллы.
В пещерах, образованных нависающим уступом скалы по северному склону
холма, более изрезанному и обрывистому, чем южный, приютились еще
несколько святилищ. На северо-западе над источником Клепсидрой (что
означает «Тайные воды») расположились три культовые пещеры, посвященные
Аполлону, Зевсу и Пану. Примерно посреди склона, в расщелине скалы
находилась пещера Аглавры, сестры Пандросы. Отсюда, согласно легенде,
бросились вниз и разбились дочери Кекропа Аглавра и ее сестра Герса
– они заглянули в запретный ларец, где находился в форме змеи их
брат Эрехтей. Третья сестра, Пандроса, послушалась повеления богини
Афины и отказалась заглядывать в ларец.
Далее на восток под открытым небом находилось святилище Афродиты
«в садах», посвященное этой богине плодородия, обнаруживающей восточные
черты. Почести воздавались здесь Афродите вместе с ее сыном Эросом.
Проведенные на месте раскопки обнаружили также множество небольших
алтарей, на которых совершались примитивные жертвоприношения.
Эти святилища, как и многие другие, располагались между стеной
Акрополя и древней дорогой, опоясывавшей холм. Территория, ограниченная
этой дорогой, вместе с участком внутри стен образует священную землю,
предназначавшуюся исключительно для религиозных целей.
АКСАКОВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1823–1886), русский публицист, редактор-издатель,
поэт и критик, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т.Аксакова,
брат К.С.Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с.Куроедово
(Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. В 1826–1838 с перерывами
жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. После окончания
петербургского Училища правоведения в 1842–1843 служил в московском
6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847–1848 его обер-секретарь),
в память об этом периоде написана мистерия Жизнь чиновника (1843;
опубл. 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с
бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы
(которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге
и Ярославской губ. до своего прошения об отставке в феврале 1851).
В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского
сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший,
среди прочего, некролог Н.В.Гоголя. В марте 1853 рукопись второго
тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о
ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве.
Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут
полицейскому надзору. В 1855–1856, во время Крымской войны, вступил
в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла
до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в
Лондоне встречался с А.И.Герценом (который, позднее разойдясь с
Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше,
говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись...»), в
славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных
комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой
журнала «Сельское благоустройство», а в 1858–1859, после снятия
запрета на редакторскую деятельность, – фактическим редактором журнала
А.И.Кошелева «Русская беседа».
С этого времени Аксаков – ведущий славянофильский публицист, принявший
тезис К.С.Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и
призывавший к формированию в России «общества» – всесословной «среды»,
одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную»
дворянскую интеллигенцию – придаток государственного аппарата –
и распространяющей его привилегии «на все сословия». Был издателем-редактором
московских газет «Парус» (1859), «День» (1861–1865), «Москва», «Москвич»
(обе 1867–1868), «Русь» (1880–1886), столь часто преследовавшихся
властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем
цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов сблизился
с московским купечеством (в т.ч. И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным
издателем К.Т.Солдатенковым, которые материально поддерживали его
издания).
В 1857–1878 Аксаков – глава Московского славянского комитета (снят
с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского
славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции
российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878, согласившихся
на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило,
по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой
войны). В 1870–1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями
панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником
Ф.М.Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами;
в 1869 – один из инициаторов создания Московского купеческого общества
взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления). Был
членом Общества любителей российской словесности; в 1872–1874 его
председатель. Зять (с 1866) и почитатель Ф.И.Тютчева, автор биографического
очерка Федор Иванович Тютчев (1874), где развил полемическую концепцию
«пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью
Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским
пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях («Москвитянин»,
«Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Московский
городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным чувством
объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил
я долго не жалел, а также стихотворного рассказа Зимняя дорога,
Поэтическая вольность (1845) и неоконченной поэмы Бродяга (1846–1850),
оказавшей влияние на поэму Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
В 1860–1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции
общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С.Аксакова
и А.С.Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет
к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать
восстановлению органичности общественных связей, характерной, по
убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее
существование дворянского сословия после 1861 невозможно, и предложил
проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных
разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на
все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута
Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма.
Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения
в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать
с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством
конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному
разрыву между народом и властью.
Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался
с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства
любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо,
но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую
норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит
выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя
правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов
Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей
с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила
– «общество», «народ самосознающий» – по существу, народная интеллигенция,
призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество,
– утверждал Аксаков, – объединяет людей всех сословий, оно есть
сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального
ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати,
совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными
процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось
«бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России
объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не
только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям
первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор
с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного
начала».
Умер Аксаков в Москве 27 января (8 февраля) 1886.
АКСАКОВ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860), русский публицист, критик,
поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Сын
С.Т.Аксакова, брат И.С.Аксакова. Родился 29 марта (10 апреля) 1817
в с.Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ. Детские
годы провел в отцовских имениях (в т.ч. в с.Надёжино). С 1826 жил
в Москве, в 1832–1935 учился на словесном отделении Московского
университета (готовился к нему в пансионате М.П.Погодина). Входил
в кружок Н.В.Станкевича; в московских салонах сблизился с Н.В.Гоголем,
М.С.Щепкиным, А.С.Хомяковым.
Образ патриархальной, «общинной» Руси, сакральный характер исторического
бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова
Семисотлетие Москвы (1846), стихотворении Москве, драме Освобождение
Москвы в 1612, (1848; запрещена после первой постановки Малым театром
14 декабря 1850). Выступал в Московском литературном и ученом сборнике
(1846–1847), Московском сборнике (1852), в журналах «Москвитянин»
(привлечен как поэт В.Г.Белинским), «Русская беседа». С 1857 негласный
редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями
в ней московскую дворянскую публику (в т.ч. статьей Публика – народ.
Опыт синонимов, где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по
его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото
в грязи»). Автор двух повестей в русле поэтики Э.Т.А.Гофмана (в
т.ч. Вальтер Эйзенберг. (Жизнь в мечте), Краткого исторического
очерка земских соборов, статей о русских былинах, Мертвых душах
Н.В.Гоголя, произведениях И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и др.
(при этом выступал против «петербургской литературы» и особенно
натуральной школы, назвав ее «раздольем посредственности»).
Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые
романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую известность
приобрело стихотворение Мой Марихен так уж мал, текст которого (с
изменениями) положен на музыку П.И.Чайковским (Детская песенка.
Мой Лизочек). Известны переводы Аксакова (в т.ч. из И.В.Гёте, Ф.Шиллера,
А.Мицкевича), несколько драматургических опытов (в т.ч. пародия
Олег под Константинополем, 1834–1839, отд. изд. 1858), публицистические
обзоры русской литературы, в т.ч. современной, а также статьи О
древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (1852), Еще
несколько слов о русском воззрении (1856), записка царю Александру
II О внутреннем состоянии России (1855, опубл. 1881), труды по русской
грамматике.
Основной вклад Аксакова в славянофильское учение – его общественно-политическая
теория и система эстетических взглядов. Общественно-исторические
воззрения вполне определенно сформулированы в 1848 в статье Голос
из Москвы, написанной под впечатлением революционных событий в Европе.
Осуждая революцию и признавая ее «совершенную чуждость» России,
Аксаков видел в европейских бурях следствие своего рода политизации
общественной жизни Запада, «обоготворения правительства», концентрации
общественных интересов и внимания преимущественно на сфере политики
и власти. Православная же Россия, доказывал Аксаков, никогда не
обоготворяла правительство и даже смотрела на политическую власть
как на «дело второстепенное». Политические и государственные отношения
вообще, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение,
так как в силу исторической традиции и особенностей национального
характера его подлинные интересы лежат всецело в области духовно-религиозной.
Этой «негосударственности» народа может гармонично соответствовать
только одна форма власти – православная самодержавная монархия.
Соответствующие идеи Аксаков развивал в адресованной Александру
II записке О внутреннем состоянии России (1855). Отстаивая идеал
монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал
общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал
о «внутренних язвах» российской жизни – крепостном праве и коррупции
чиновников, осуждал «иго государства над землею», начало которому
было положено, по его мнению, при Петре I.
Обосновывая свое понимание своеобразия русской истории, Аксаков
обращался к исследованию литературно-исторических памятников, национального
фольклора, высказывал идею об отсутствии у древних славян развитого
родового строя и решающей роли в их жизни семейно-общинных отношений,
писал о преимущественно мирном развитии русской государственности,
критиковал петровские реформы за то, что они прервали органическое
развитие русского общества и нарушили вековую традицию взаимоотношений
земли (народа) и власти (государства). Важный элемент славянофильского
учения – концепция «земли» и «государства» играла существенную роль
в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического
пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, «путь внутренней
правды» (христианско-нравственное устройство общественной жизни,
воплощенное в крестьянской общине) – «внешней правде» (политическо-правовая
организация общества западного типа). Аксаков был активным сторонником
отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы
из общих принципов своей теории. Так, с концепцией «негосударственности»
связана его идея неотъемлемых, суверенных народных прав (слова,
мнения, печати), которые он считал правами неполитическими и соответственно
не подлежащими юрисдикции государства: «Государству – неограниченное
право действия и закона, земле – полное право мнения и слова». В
будущем гражданском устройстве России, считал Аксаков, формой сотрудничества
государства и народа должны стать земские соборы, на которых будут
представлены все сословия. В то же время возможность конституционных
ограничений самодержавия им решительно отвергалась: конституция
– «осуществленная ложь и лицемерие», республика – «самая вредная
правительственная форма». Существенная часть творческого наследия
Аксакова посвящена русской литературе. Отвергая в равной мере и
концепцию «чистого искусства», и «натурализм» (натуральную школу),
он признавал «народность» основным критерием оценки художественного
творчества. Аксаков надеялся, что современная литература, пришедшая
на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит
место новому «синтетическому» искусству. В знаменитой гоголевской
поэме он увидел прообраз такого искусства, настаивая на том, что
«эпическое содержание равно пронизывает и Мертвые души, и древние
поэмы Гомера.
Умер Аксаков на острове Занте (Греция) 7 (19) декабря 1860.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|