|
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Наверх
Наружная реклама.
Наружная реклама, старейшая форма рекламы, и по сей день остается
одной из наиболее распространенных в рекламе товаров и услуг. В
странах Европы расходы на нее составляют до 15 % рекламного бюджета
и уступают только расходам на рекламу в прессе и на телевидении.
Для большинства российских крупных городов характерен почти весь
европейский признанный набор средств наружной рекламы:
- щиты всех размеров
и форм;
- разнообразные установки
световой рекламы;
- так называемые “крышные
установки” ;
- электронные табло
и газеты;
- “бегущая строка” ;
- видеостены;
- тумбы;
- декоративные уличные
часы;
- всевозможные световые
короба на столбах;
- вывески, указатели;
- установки и растяжки
над проезжей частью улицы;
- кинематические установки;
- объемно-пространственные
установки;
- стелы;
- наружная реклама на
остановках муниципального наземного транспорта;
- наружная реклама на
спортивных сооружениях;
- наружная реклама на
транспорте.
Специальные исследования показывают, что объекты наружной рекламы
перспективны не только как средства распространения рекламы, но
и как элементы городской архитектуры.
Два вида наружной рекламы считаются наиболее эффективными:
- широкоформатные щиты
вдоль автомобильных трасс;
- реклама на транспорте
(транзитная реклама) - внутри и снаружи салона автобуса, трамвая,
троллейбуса, вагона метрополитена.
Оба эти вида традиционно используются преимущественно как в пределах
деловых и торговых центров, так и на окраинах городов.
Считается, что средства наружной и транзитной рекламы уникальны
тем, что в отличие от других средств массовой коммуникации они не
могут быть использованы для чего-либо еще, кроме распространения
рекламы.
Характерной особенностью наружной рекламы является то, что у нее,
как и у телевидения, многомиллионная аудитория и это упрощает решение
задач, возлагаемых на нее, - сравнительно не дорогостоящий и одновременно
массовый контакт с потребителями рекламы. Вместе с тем именно наружной
рекламе свойственны отсутствие конкретной целевой группы пользователей
и невозможность проследить их реакцию на рекламу немедленно.
У производителей наружной рекламы возникает множество проблем,
связанных с созданием эффективных коротких сообщений, которые оставались
бы в памяти пешеходов и водителей транспортных средств. Дело в том,
что практически у всех потребителей наружной рекламы время зрительного
контакта, необходимого для прочтения текста и рассмотрения изображения,
не превышает и нескольких секунд. Эти особенности предполагают тщательность
и точность при выборе шрифтов, их удобочитаемость, образность, эффективность
цветового решения.
Для наружной рекламы исключительно важны такие параметры, как “точка
обзора” и “угол зрения” .
Точки обзора необходимо учитывать при выборе места расположения
щита. Лучшим считается место с максимальным количеством точек обзора.
Угол зрения человека, сидящего за рулем, и пешехода (угол зрения
здесь понимается в физическом смысле) . Угол зрения пешехода, идущего
в толпе, и одиночного пешехода тоже будет различным. Угол зрения
водителя и пассажира также будет различным из-за разницы их расположения
в салоне автомобиля.
Угол зрения необходимо учитывать при проектировании высоты опор
щитов или высоты расположения щита.
Для привлечения внимания покупателей, пользователей, посетителей
элементы наружной рекламы должны быть ярко, броско оформлены и снабжены
подсветкой в вечернее и ночное время.
Приемы оформления, цвет, освещение должны быть связаны с предполагаемыми
товарами и услугами и в то же время сочетаться с окружающими предметами,
зданиями, улицей, другими вывесками.
Считается, что один из парадоксов наружной рекламы - это то, что
она должна одновременно и сочетаться с окружающей обстановкой, и
выделяться из нее. Считается также, что использование щитовой рекламы
оправдано, когда фирма уже достаточно известна. При разработке текстов
и эскизов изображений для щитовой рекламы следует помнить, что реклама
должна создавать образ, соответствующий образу рекламируемой фирмы.
При изготовлении щитов следует учитывать, что зрительные образы,
изображения товаров воспринимаются глазом значительно быстрее надписей
и лучше запоминаются.
Поскольку щиты устанавливаются не только вдоль автомобильных трасс,
но и в местах большого скопления людей - около универмагов, местных
достопримечательностей и т.п., то рекламное объявление должно учитывать
возможность прочтения теста пешеходом в условиях “толпы” и, следовательно,
должно быть размещено выше обычного.
Восприятие плаката, располагаемого на местности, зависит не только
от того, как он будет оформлен, но и от места его расположения (дорога,
улица, здание, борт транспортного средства и др.) .
В конечном счете, плакат будет восприниматься не только сам по
себе, но и с участком прилегающей к нему территории или общим обликом
самого транспортного средства. Скажем, установленный в тени, плакат
может смотреться лучше, чем на солнце, когда отчетливо заметны мелкие
недостатки фактуры, небольшие по величине мазки или потеки краски
и т.п. Плакат, выполненный в зеленых тонах и установленный в центре
зеленых насаждений, скорее проиграет в своей привлекательности,
так же будет восприниматься и плакат, выполненный в голубых тонах
и расположенный на берегу озера.
Экспериментально было установлено следующее:
- внимание зрителя привлекают,
как правило, места более плотного скопления элементов, создающего
впечатление массы;
- четко выделяются на
первых этапах восприятия сочетания точек, образующих правильные
геометрические фигуры или фрагменты;
- внимание акцентируется
на близко расположенных и как бы влияющих друг на друга элементах;
- в случае преобладания
аморфного размещения элементов внимание привлекается в первую
очередь пространство выделенными точками, например “отлетевшими”
в сторону, отделенными от других небольшими промежутками;
- с помощью точек легко
создаются динамические и статические композиции, при этом первые
из них как бы ведут взор зрителя в направлении предполагаемого
движения.
- Конечно, эти общие
принципы по-разному работают в конкретных условиях.
Для восприятия информации, размещенной на щитах, наиболее благоприятными
следует считать места, где скорость движения автомобиля ниже обычной,
- в местах ограничения скорости, перед переходами, светофорами.
Рекламные объявления и вывески как бы напоминают людям о существовании
той или иной фирмы. Хотя они “работа” и сами по себе, все же наиболее
эффективными они становятся в сочетании с другими рекламными средствами.
Они выполняются на щитах, стендах ограждений, на крышах зданий,
на бортах и в салонах транспортных средств. Основная функция этих
рекламоносителей - напоминание потенциальным покупателям о товаре
или услуге.
При разработке подобной рекламы полезно помнить о некоторых правилах
ее использования. В частности, целесообразно использовать не более
7-9 слов, чтобы повысить эффективность восприятия в условиях, как
правило, движения либо рекламоносителя, либо читателя. Шрифт должен
быть крупным, ярким, броским, двух трехцветным, позволяющим сконцентрировать
внимание и легко прочитать его. Краски полезно применять флюоресцирующие
или использовать искусственное освещение с расчетом на темное время
суток. Текст должен быть кратким, без труда читаться на ходу, в
темноте.
ЧАСТЬ 2
2.1. Рынок наружной рекламы
Процесс развития рынка “наружки” , увеличения спроса и предложения
приобретают характер устойчивого плавного расширения. Конечно, Москва
по обилию наружной рекламы довольно сильно выделяется на фоне других
городов, но везде, подчеркиваю, везде наружная реклама находится
на подъеме. Надо заметить, что развитие происходит не только в количественном
выражении, но и в плоскости повышения требований к качеству и разноплановости
наружной рекламы. Конечно, щитовая реклама 3 х 6м. вне конкуренции
по количеству установок, но появляются и другие форматы (как в сторону
увеличения, так и в сторону уменьшения размеров) , и все чаще и
чаще используются фасады зданий и глухие стены для печати брандмауэров.
Исторически сложилось, что в Москве таких стен более чем достаточно.
Произошли подвижки в способах передачи визуальной информации. Конечно,
плоская геометрия превалирует надо всем остальным, но кое - что,
выходящее за рамки стандартов, все- таки нет-нет, да и проскочит.
Появились первые нестандартные установки. Бутылки и сигареты, не
вписывающиеся в установленный формат. Теперь рекламные полотна начинают
тяготеть к 3D - пространству, объемным фрагментам. Наконец такие
области, как концертные и сценические декорации, элементы декора
и дизайна магазинов, выставок и павильонов, нашли свое применение
в цифровой широкоформатной печати.
Рынок наружной рекламы (Москва 1998 - 2000г. г. (май) ) Таблица
№ 2.1
год |
Месяц |
соц. реклама CITY
(поверхностей) |
соц. реклама
3 х 6
(поверхностей) |
Год месяц |
CITY - формат (всего поверхностей) |
Год месяц |
Щиты
3 х 6 (всего поверхностей) |
Год месяц |
Доля коммерч.
рекламы
CITY - формат
(%) |
Доля коммерч.
рекламы
Щиты 3 х 6 (%) |
1998 |
1 |
639 |
982 |
0198 |
7157 |
0198 |
7678 |
0198 |
91,07 |
87,21 |
1998 |
2 |
560 |
927 |
0298 |
6943 |
0298 |
7754 |
0298 |
91,93 |
88,04 |
1998 |
3 |
501 |
856 |
0398 |
7142 |
0398 |
7946 |
0398 |
92,99 |
89,23 |
1998 |
4 |
592 |
866 |
0498 |
7223 |
0498 |
8167 |
0498 |
91,80 |
89,40 |
1998 |
5 |
1025 |
897 |
0598 |
7359 |
0598 |
8440 |
0598 |
86,07 |
89,37 |
1998 |
6 |
1601 |
1995 |
0698 |
7534 |
0698 |
8600 |
0698 |
78,75 |
76,80 |
1998 |
7 |
2003 |
2472 |
0798 |
7687 |
0798 |
8952 |
0798 |
73,94 |
72,39 |
1998 |
8 |
1558 |
1318 |
0898 |
7755 |
0898 |
9288 |
0898 |
79,91 |
85,81 |
1998 |
9 |
1224 |
1360 |
0998 |
7869 |
0998 |
9560 |
0998 |
84,45 |
85,77 |
1998 |
10 |
1144 |
1422 |
1098 |
7716 |
1098 |
9635 |
1098 |
85,17 |
85,24 |
1998 |
11 |
1628 |
1608 |
1198 |
7649 |
1198 |
9632 |
1198 |
78,72 |
83,31 |
1998 |
12 |
2497 |
1844 |
1298 |
7701 |
1298 |
9751 |
1298 |
67,83 |
81,09 |
1999 |
1 |
3179 |
2386 |
0199 |
7703 |
0199 |
9685 |
0199 |
58,73 |
75,36 |
1999 |
2 |
1752 |
2069 |
0299 |
7707 |
0299 |
9672 |
0299 |
77,27 |
78,61 |
1999 |
3 |
2525 |
2182 |
0399 |
7675 |
0399 |
9705 |
0399 |
67,10 |
77,52 |
1999 |
4 |
1453 |
1424 |
0499 |
7329 |
0499 |
9731 |
0499 |
80,17 |
85,37 |
1999 |
5 |
1792 |
1765 |
0599 |
7340 |
0599 |
9809 |
0599 |
75,59 |
82,01 |
1999 |
6 |
1575 |
1123 |
0699 |
7393 |
0699 |
9922 |
0699 |
78,70 |
88,68 |
1999 |
7 |
1893 |
1188 |
0799 |
7509 |
0799 |
10134 |
0799 |
74,79 |
88,28 |
1999 |
8 |
2234 |
1509 |
0899 |
7499 |
0899 |
10258 |
0899 |
70,21 |
85,29 |
1999 |
9 |
1569 |
938 |
0999 |
7551 |
0999 |
10508 |
0999 |
79,22 |
91,07 |
1999 |
10 |
1577 |
756 |
1099 |
7556 |
1099 |
10692 |
1099 |
79,13 |
92,93 |
1999 |
11 |
1213 |
810 |
1199 |
7614 |
1199 |
10800 |
1199 |
84,07 |
92,50 |
1999 |
12 |
467 |
734 |
1299 |
7820 |
1299 |
10952 |
1299 |
94,03 |
93,30 |
2000 |
1 |
1128 |
1864 |
0120 |
7981 |
0120 |
11078 |
0120 |
85,87 |
83,17 |
2000 |
2 |
1952 |
1708 |
0220 |
7894 |
0220 |
11147 |
0220 |
75,27 |
84,68 |
2000 |
3 |
1516 |
1399 |
0320 |
7682 |
0320 |
11288 |
0320 |
80,27 |
87,61 |
2000 |
4 |
1859 |
1134 |
0420 |
7768 |
0420 |
11409 |
0420 |
76,07 |
93,90 |
2000 |
5 |
2587 |
1839 |
0520 |
7777 |
0520 |
11500 |
0520 |
66,74 |
96,70 |
2.2. Классификация наружной рекламы.
Вывески и информационные пространства.
Используются при открытии очередного магазина, офиса, отделения
или чего-либо, требующего начальной “раскрутки” и облегчения поиска
этого места для потенциального клиента. Необходимо себя обозначить
и непосредственно перед входом, и на предполагаемых маршрутах клиентов
- у выходов метро, на остановках общественного транспорта, на перекрестках
и развилках. В таких случаях наружная реклама, помимо визуального
характера носит еще и важный информационный смысл.
Рекламные пространства, щитовая реклама.
На этих установках можно наблюдать практически все виды рекламируемых
продуктов и услуг - от известнейших торговых марок до небольших
фирм, впервые проводящих рекламную компанию. Довольно часто наружная
реклама используется вместе с другими видами рекламы. Это и телевидение
и пресса и радио. При массированной атаке на потенциального потребителя
в 99 случаях из 100 вслед за появлением на экранах телевидения очередного
ролика в течение одной недели на улицах появляются рекламные щиты,
где дизайн, слоган и стиль рекламной продукции созвучен с тем, что
было показано на ТВ.
Брандмауэры.
Далеко не последнее место в спектре наружной рекламы занимают брандмауэры,
а по своим размерам и степени восприятия они лидируют. На фасаде
здания это более чем заметно.
Концертные и театральные декорации В последнее время при дизайне
сценических декораций - будь то театральной действо, концерт или
телепередача - цифровое технологии широкоформатной печати заняли
достойное место в ряду других технологий создания и производства
декораций.
POS - материалы.
Данный тип рекламы не такой броский на вид, да и форматы незначительные.
Они используются в точках торговли теми самыми товарами, которые
рекламируются. Как правило, это последняя часть рекламной компании.
Реклама на транспорте
Этот вид рекламы появился недавно и темпы его развития впечатляют.
Спектр используемых материалов здесь невелик, так как требуются
материалы с повышенными характеристиками стойкости к механическим
и климатическим воздействиям. И цена на изготовление этого вида
наружной рекламы выше, чем у других. Рекламу на транспорте можно
условно разделить на три группы:
- реклама на городском
муниципальном транспорте, передвигающемся по заранее утвержденным
маршрутам.
- Реклама на бортах
тентовых грузовиков. Развитие этого вида рекламы в России еще
впереди.
- Реклама на легковом
транспорте. Данный вид рекламы пока еще практически не развит
у нас.
Целью рекламодателя всегда было найти средства, наиболее сильно
воздействующие на потребителя, привлекающие его внимание.
В современном обилии информации и рекламы, окружающей потребителя,
рекламодателю стало очень сложно донести до него свое послание,
добиться эффективности от рекламной компании. Ведь человек ежедневно
получает тысячи рекламных сообщений через все средства массовой
информации и наружную рекламу, в результате чего воздействие каждого
рекламного сообщения слабеет. В связи с этим недавно на рынке наружной
рекламы появилась трехпозиционная рекламная установка “Призматрон”
. Данные установки позволяют разместить в наиболее популярных местах
города не одно изображение, а сразу три, не перегружая при этом
улицу города. Последовательная смена изображений через заданные
промежутки времени - немаловажный фактор. Любая динамическая реклама
более эффективна, чем статичная. Она лучше доносит информацию до
потребителя, поскольку сама по себе привлекает внимание
Технологические стадии производства наружной рекламы.
(щита, указателя и т.п.)
Схема № 2.4.
2.3. Анализ оборудования и цен на московском рынке наружной
рекламы. (1998 - 2000гг)
Широкоформатная печать.
Самым уникальным событием первых месяцев после кризиса 1998года
стало появление в Москве одновременно нескольких сверхкрупных пьезоплоттеров
(3-5 метров шириной) . До августа 1998г. такой плоттер был один,
в фирме “Большие плакаты” или “Ант Лоджик” . Их конкуренты, сделавшие
инвестиции в оборудование не имели возможности отступать - и началась
война цен. С $50 - 60 за кв. м. баннерной печати с разрешением 200
- 300 dpi цены упали до $15 - 20, вплотную приблизившись к себестоимости.
Компании “Витрина -А” , “Фарбис” и “Омис” устояли в этой войне,
огромными усилиями сконцентрировав у себя по несколько единиц печатного
оборудования разных типов.
Пострадали в первую очередь фирмы, имевшие электростатические плоттеры.
Это изобретение прошлого десятилетия так и не смогло эволюционировать.
Основной продукцией для них были “самоклейки” и баннеры. Технология
прямой пьезопечати на винил акриловыми красками снизила затраты
на расходные материалы в 2-3 раза и полностью вытеснила электростатику
с этого рынка.
Особняком стоят владельцы плоттеров с технологией 3М. особенно
новейших Scotch Print 2000. Они предлогают на рынке эксклюзивную
продукцию с многолетними гарантиями. Обладая подобным “know-how”
, фирмы “Гема - принт” , “Бельтрао” могут продавать свою продукцию
значительно дороже, чем конкуренты. В тоже время использую исключительную
скорость своих аппаратов (200 - 250 кв. м. в час) , они могут снижать
цены на обычную не 3М - овскую печать.
Самым многочисленным и разнообразным является сообщество владельцев
струйных плоттеров, своеобразный средний класс рекламного производства.
Если сверхкрупных плоттеров в Москве единицы, электростатических
- десятки, то струйных - сотни.
Довольно велик сегмент рекламно - производственных фирм, у которых
загрузка плоттера обеспечивается потоком заказа от крупных рекламодателей.
Эти фирмы имеют сбалансированный состав оборудования, и серьезную
часть их оборота составляет печатная продукция собственного изготовления
Часто у них есть и другие производства, например, световых коробов,
вывесок. Следующий тип составляют фирмы, специализирующиеся именно
на печати. Они прекрасно оснащены и имеют несколько плоттеров, могут
выполнять практически любые заказы, используя различные технологии
и расходные материалы. Эти фирмы не снижают цену печати до себестоимости,
но выигрывают борьбу за счет высокого качества. Анализ используемых
в Москве струйных плоттеров показывает, что наиболее распространенными
остаются модели EnCad Схема № 2.6.
По разным оценкам их 200-5-250 шт., что составляет
приблизительно 50-60 % от общего числа. Наиболее очевидным их преимуществом
является низкая стоимость расходных материалов. Если 2-3 года назад
себестоимость печати на фотобумаге составляла $15/кв. м., то сейчас
$3-4/кв. м.
Следующими по количеству следуют плоттеры Display Maker фирмы Color
Span. Возникнув 1,5 назад сейчас они занимают 10-15 % рынка, и представляют
сегмент многокрасочных плоттеров. Его популярность объясняется возможностью
применения недорогих материалов для печати и большой гибкостью:
используя головки с физическим разрешением 300 dpi, они могут при
8-ми красочной печати создавать качество 1200 dpi или при 4-х красочной
печати с двойной скоростью. Новая модель Display Maker, шириной
180 см. с двенадцатью головками 600 dpi создать качество 1800 dpi,
работает еще быстрее.
Остальные плоттеры: различные модели Calcomp, HP Sammagrafphics,
Mutoh, PiezoPrint 1000 и т.д. вместе составляют остальные 30 % рынка
и погоды на нем не делают. Хотя каждый из них, безусловно, имеет
свои достоинства и преимущества.
Отдельно хотелось бы упомянуть о скоростных плоттерах с пьезоголовками
Xerox XPress. Xerox XPress, появившийся год назад, еще не завоевал
большой доли рынка по количеству инсталляций, но весьма заметен
по объему печати. Качество 720 dpi, высокая скорость печати, пигментные
чернила на масляной основе, головки с длительным сроком эксплуатации
- вот главные преимущества этого плоттера.
Успех или неуспех фирмы широкоформатной печати определяется в основном
ее способностью найти свою нишу на большом рынке. Для этого нужно
не только представлять, что заказывают сейчас, но предлагать решения,
еще не востребованные рынком.
2.4. Рынок материалов для наружной рекламы.
Широко используется в рекламном производстве - виниловые ткани.
Производятся они из полимервинилхлоридной массы с добавлением пластификаторов.
Эту массу наносят на сетку из полиэстера, которая обеспечивает материалу
необходимую прочность. Обычно выделяют три класса виниловых тканей:
- баннерную
- тентовую
- онинговую
Баннерная ткань относится к числу наименее прочных и дешевых. Обычно
ее применяют в относительно недолговечных изделиях - при изготовлении
флагов, плакатов, лицевой части рекламных щитов. Эта ткань не работает
на просвет и не рекомендуется для тентовых натяжных конструкций.
Тентовая ткань - создана для производства тентов, козырьков, маркизов
и других натяжных конструкций. Для этих же целей используют онинговую
ткань. Ее главное отличие от тентов в том, что она работает на просвет
и поэтому пригодна для изготовления вывесок с внутренней подсветкой.
Одна из главных характеристик виниловой ткани - ее плотность, отражающая
вес квадратного метра. Обычно эта характеристика колеблется от 250-500
г/кв. м. Лучшие производители виниловых тканей дают гарантию долговечности
своей продукции в любых погодных условиях на пять, а иногда и на
десять лет.
Виниловые ткани выпускаются в широкой гамме цветов и оттенков.
Стоимость самой дешевой баннерной ткани - от 4 у. е. за один кв.
м. Тентовая ткань может быть примерно в полтора раза дороже, а онинговая
ткань стоит от8 у. е. за кв. м. Самая дорогая - так называемая вымываемая
онинговая ткань, с которой специальными растворителями можно смыть
нанесенную на белую ткань краску, по цене до 35 у. е. за кв. м.
Теперь о виниловых самоклеющихся пленках, без которых не обходится
изготовление подавляющего большинства вывесок.
Самоклеющиеся виниловые пленки были, скорее всего, первым современным
материалом с которого началась революция вывесочного производства
в России. Случилось это в 80-х годах, когда на смену краске в рекламные
комбинаты стала по разнарядке поступать завезенная из ГДР пленка
ORACAL. С тех пор оракал стал именем нарицательным, и многие сейчас
любую самоклеющуюся пленку называют оракалом.
Дело в том, что в России наиболее популярна самая дешевая пленка
ORACAL - 640, которая для вывесок не предназначена. А предназначена
для печати, где требования к пленке намного ниже. Цена - 2-3 у.
е. кв. м. В то же время сейчас на российском рынке в той или иной
мере представлены около 20 производителей из разных стран.
Существует два основных типа пленки, отличающихся способом производства,
- каландрированная и литая. Каландрированная пленка дешевле, но
литая обладает большей долговечностью и может быть применена там,
где требуются особая надежность и качество. Например, при оклейке
неровных поверхностей. Существует еще несколько специальных классов
пленки - светоотражающая, светопроводящая, флуоресцентная.
Кроме этого, пленки отличаются по методу изготовления клеевого
слоя, который может быть сделан либо с использованием растворителей,
либо на водной основе. Клеи на водной основе считаются более безопасными
с экологической точки зрения.
Теперь о материалах, которые в нашей стране пока мало известны,
но могут расширить поле деятельности любой мастерской, занятой производством
наружной рекламы.
Магнитный винил - представляет собой тонкий лист магнитного материала
(обычно это резиновая основа, смешанная с порошком железа) , ламинированного
виниловой пленкой разных цветов. На него легко наносятся шелкографические
краски и самоклеющиеся пленки.
И еще относительно новый материал, получающий все большую популярность
среди производителей вывесок - вспененный полиуритан. Его используют
в основном для производства объемных вывесок.
2.5. Исследование конкурирующих фирм - производителей наружной
рекламы.
На данном рынке существуют две основные фирмы по производству широкоформатной
печати для наружного применения. We R. SIGNS и LBL.
Компания We R. SIGNS возникла в США в 1986 году, основное направление
деятельности - наружная реклама. В начале 90-х президент компании
принял решение создать этот рынок в России, и в 1993 году о We R.
SIGNS услышали в Москве. Фирма успешно развивалась не только производя
рекламные конструкции, но и поставляя в Россию оборудование и расходные
материалы для рекламы. В 1995 году на ее производственных площадях
появились первые в России машины для широкоформатной печати рекламных
имиджей. К началу 1999 года We R. SIGNS владела самым мощным парком
таких машин - 4 пятиметровых принтера Vutek, с возможностью печати
изображений с разрешением до 300 точек на дюйм.
Корпорация LBL была основана в 1992 году в России. Основным направлением
ее деятельности является реклама и крупные рекламные производства
(полиграфия, пре - пресс) . В начале 1997 года корпорация LBL вышла
на рынок наружной рекламы, учредив фирму WPT. К началу 1999 года
LBL - это мощный холдинг, в который входит 8 производственных компаний
и рекламное агентство.
Начало 1999 года ознаменовалось важным событием на рынке широкоформатной
печати - родилась новая компания Group (BIG) . Компания является
крупнейшей в России и входит в пятерку самых крупных компаний, занимающихся
производством широкоформатных изображений для наружной рекламы в
мире.
BIG - возникла не на пустом месте, компания стала результатом слияния
отделений широкоформатной печати двух лидирующих на рынке фирм,
как выше было сказано - We R. SIGNS и LBL. Этот союз двух лидеров
очень мощный и практически несокрушимый на рынке наружной рекламы.
Вообще опыт бизнеса показывает: лучший способ избавиться от конкурентов
- это сделать его своим партнером и другом.
Очень важная деталь, которую нужно подчеркнуть в этой главе, -
это цены. BIG способен дать такие предложения для посредников, которые
ни одна компания по отдельности дать не может. Цены на распечатке
в BIG снизились уже сейчас до самых низких отметок на рынке.
Поскольку BIG является второй по величине компанией в Европе, проблемы
крупномасштабных заказов для них не существует. Любой заказ - печатается
в срок от 6 часов до 3 дней.
На рынке наружной рекламы города Москвы есть еще несколько фирм
- производителей это “Фарбис” , “Омис” , “Ант Лоджик” , которые
предлагают конкурентоспособную продукцию по качеству и цене, но
они не имеют большого парка оборудования и поэтому часто не выдерживают
сроки.
А теперь я хочу показать долю крупнейших фирм - владельцев щитов
формата 3 х 6м. и СИТИ - формата (1,8 х 1,2м) . от общего количества
установленных конструкций за 1997 - 2000г. (%) Таблица № 2.2
№ |
Фирма - владелец |
Апрель
1997 |
Апрель
1998 |
Апрель 1999 |
Апрель 2000 |
Щиты
формата 3 х 6м. |
1 |
Тихая гавань |
17,9 |
15,3 |
16,9 |
19,7 |
2 |
АРТ - Сити |
8,3 |
10,8 |
12,4 |
14,1 |
3 |
СОНАР |
10,5 |
9,8 |
8,0 |
7,0 |
|
БИГБОРД |
6,2 |
6,0 |
5,3 |
5,4 |
4 |
22 ВЕК |
5,5 |
7,7 |
8,9 |
9,1 |
5 |
ОЛИМП |
5,5 |
4,6 |
4,5 |
|
|
В. Е. Р. А. |
4,3 |
4,0 |
3,3 |
|
6 |
РАСВЭРО |
7,8 |
6,6 |
5,5 |
4,8 |
7 |
АНКО |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,6 |
8 |
НИКЭ |
0,8 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
9 |
АНАР |
1,0 |
1,9 |
1,6 |
3,0 |
10 |
АРТ СИТИ |
1,7 |
2,1 |
2,3 |
2,1 |
11 |
ФРЕЗИ ГРАНТ |
0,0 |
0,7 |
2,0 |
1,9 |
12 |
А. Р. К. |
1,6 |
2,3 |
2,2 |
1,8 |
13 |
ЦАРЬ - КОЛОКОЛ |
|
1,3 |
1,6 |
1,6 |
14 |
М - ГРАФИТИ |
|
0,2 |
1,6 |
1,4 |
15 |
ОВИОНТ - ИНФОРМ |
0,0 |
1,2 |
1,3 |
0,9 |
16 |
РЕКА СОЛНЦЕ |
|
|
0,3 |
0,6 |
17 |
РИА ЛУЖНИКИ |
0,1 |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
18 |
МИРАЖ |
|
1,0 |
0,6 |
0,4 |
19 |
Б. В. МЕДИА |
|
0,6 |
0,8 |
0,4 |
20 |
КОРПОРАЦИЯ НТА |
|
0,7 |
0,5 |
0,4 |
|
ОМИС |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
|
|
ГАЛЛА |
1,2 |
0,2 |
0,1 |
|
|
РУССКИЙ СТИЛЬ |
2,2 |
|
|
|
|
АКЦЕНТ МЕДИА |
1,7 |
|
|
|
|
ФЕНИКС |
0,9 |
1,6 |
1,4 |
|
|
КОНТРАКТ |
1,1 |
1,2 |
1,0 |
|
|
ВИЖН |
|
0,7 |
0,6 |
|
|
СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
|
|
Крупнейшие всего |
80,8 |
86,0 |
87,5 |
88,7 |
|
Остальные всего |
5,9 |
8,5 |
8,6 |
7,3 |
|
Владелец не определен |
13,2 |
5,5 |
3,9 |
4,0 |
|
Всего % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Количества поверхностей
всего |
5492 |
8170 |
9838 |
11508 |
Установки
СИТИ - формата |
1 |
АРТ - СИТИ |
26,7 |
16,8 |
15,4 |
19,5 |
2 |
WALL |
19,5 |
16,2 |
16,4 |
15,5 |
3 |
РАСВЭРО |
13,5 |
12,8 |
12,6 |
12,1 |
4 |
АЛМАЗ РИ |
16,5 |
16,8 |
10,3 |
9,6 |
5 |
PRIME SITE |
9,5 |
9,4 |
9,8 |
9,6 |
6 |
ТРАНСРЕКЛАМСЕРВИС |
|
4,2 |
5,3 |
6,8 |
7 |
МЕТРОС |
3,3 |
5,5 |
5,6 |
5,4 |
8 |
ГЕЛЬВЕТИКА |
|
1,7 |
2,6 |
2,7 |
9 |
АНАР |
|
|
|
2,7 |
|
RF |
|
3,4 |
3,7 |
|
|
КОНТРАКТ |
3,4 |
2,7 |
2,6 |
|
|
Крупнейшие всего |
92,4 |
89,4 |
84,4 |
83,9 |
|
Остальные всего |
4,7 |
9,8 |
14,6 |
14,4 |
|
Владелец не определен |
3,0 |
0,8 |
0,9 |
1,8 |
|
Всего % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Кол. поверхностей всего |
5582 |
7322 |
7473 |
7914 |
2.6. Распределение рекламных бюджетов крупнейших рекламодателей
Таблица № 2.3
Рекламодатели
(бюджеты более
$100000
в месяц |
АРТ - СИТИ |
ТИХАЯ ГАВАНЬ |
РОСВЭРО |
WALL |
БИГБОРД |
22 ВЕК |
АЛМАЗ РИ |
PRIME SITE |
ОЛИМП |
НИКЭ |
МЕТРОС |
ДРУГИЕ |
Philip Morris |
15.71 |
|
3.50 |
|
52.72 |
|
|
18.68 |
|
|
|
9.35 |
British - American
Tobacco |
39.97 |
|
5.06 |
33.41 |
|
|
21.28 |
|
|
|
|
0.28 |
LG Electronics |
8.06 |
14.14 |
27.61 |
|
|
|
|
|
9.81 |
|
20.26 |
20.13 |
ГЕМА |
13.43 |
13.43 |
|
|
13.20 |
33.59 |
|
|
|
17.57 |
|
8.78 |
RENAULT |
|
|
58.08 |
16.15 |
|
|
|
4.37 |
|
|
|
21.4 |
COCA-COLA |
9.13 |
|
|
|
|
|
|
13.24 |
|
|
|
77.63 |
SAMSUNG |
|
42.98 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57.02 |
МТС |
33.21 |
62.53 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.26 |
BALTIC BEVERAGES |
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пивоварня князь
РЮРИК - ЭФЕС |
78.55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.45 |
PEPSI CO |
|
|
95.23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.77 |
Старик Хоттабыч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
NESTLE |
|
|
|
|
|
|
57.03 |
|
|
|
|
42.97 |
Rothmans of
PALL MALL |
31.26 |
40.51 |
9.79 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18.43 |
БИ ЛАЙН |
|
70.97 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29.03 |
МСС |
|
|
|
|
66.34 |
|
|
|
|
|
|
33.66 |
VALIO |
16.32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
80.22 |
|
3.46 |
Как и любой другой, рынок наружной рекламы может развиваться
двумя путями - интенсивным и экстенсивным. Экстенсивный путь - пустое
увеличение количества конструкций, что и наблюдается с момента возникновения
рынка. Интенсивный путь - повышение коэффициента использования (заполнения,
нагрузки) , то есть отношение использования (сдачи в аренду) к общей
продолжительности отчетного периода. Это один из наиболее важных
показателей состояния рынка наряду со средней ценой аренды конструкции
по прайс - листам и ее соотношением с реальной ценой аренды (иначе
говоря, уровнем скидок) .
В августе 1998г. сработали сразу два фактора:
- естественный в летние
месяцы прирост числа поверхностей, составивший 5-10 % от уровня
1 квартала 1998г. Это привело к некоторому падению коэффициента
использования.
- кризисные явления в
экономике страны, приведшие к снижению платежеспособного спроса.
Одновременное воздействие этих факторов и определило глубину кризиса.
Коэффициент использования упал до 0,5 - 0,3 (с 0,7 в 1 квартале
1998г) уровень скидок достиг в среднем 50-60 % при практически неизменных
ценах по прайс - листам. Именно в таком состоянии рынок вошел в
1999 год. В 1 квартале прошел шок, появилась возможность предпринять
попытки стабилизации рынка. Собственно, вариантов действий было
два: снижение цены по прайс - листу и повышение скидок. Был избран
2-й путь. Цены по прайс-листам изменились незначительно, и основная
ставка была сделана на скидки. Отсюда очень медленный рост коэффициента
заполнения (в среднем около 0,1 в квартал) . Выбор большинством
операторов рынка такого пути выхода из кризиса предопределил значительное
уменьшение объема рынка наружной рекламы в денежном выражении. Объем
рынка в Москве в 1999 году составил не более 60 % от уровня 1998
года, или около $60 млн. (против $100 млн. в 1998г) .
И, тем не менее, рынок, хотя и медленно, начал расти, о чем свидетельствует
динамика расходов на наружную рекламу. Рост обусловлен в первую
очередь запретом российского законодательства на широкое использование
иных видов рекламы, кроме наружной. Рекламодателями товарных групп
“Алкогольные напитки” и “Табачные изделия” были проведены рекламные
компании с обширным использованием наружной рекламы. Количество
поверхностей 3 х 6, использованных под рекламу табачных изделий,
превышало в начале лета 1200 шт. (более 10 % всех имеющихся в Москве
поверхностей этого типа) .
По состоянию на конец 1999 года рынок наружной рекламы в Москве
восстановился. Коэффициент использования поверхностей вернулся к
уровню начала 1998г (0,7 и даже 0,8 в 4 квартале) .
. Наружная реклама в Москве 1999г.
Таблица № 2.4
№ |
рекламодатель |
Год.. бюдж
Тыс. $ |
Формат конструкции |
Кол-во.
рекламных
поверхн. |
Продолж.
рекл. комп.
мес |
Макс. кол
пов. в мес. |
Среднее
кол-во пов.
В месяц |
1 |
Philip Morris |
3307,0 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
1936
4807
330 |
7
10
12 |
420
851
100 |
277
481
28 |
2 |
LG Electronics |
2225,5 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
1832
2903
47 |
9
12
12 |
347
328
6 |
204
242
4 |
3 |
МТС |
1976,6 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
1875
2529
72 |
12
12
12 |
175
222
10 |
156
211
6 |
4 |
COCA-COLA |
1231,0 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
70
387
453 |
2
5
12 |
28
208
73 |
26
77
38 |
5 |
SAMSUNG |
1594,5 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
1533
72
70 |
12
12
2 |
242
9
28 |
128
6
26 |
6 |
Rothmans of
PALL MALL |
1222,2 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
1001
1302
37 |
10
6
12 |
149
386
4 |
100
217
3 |
7 |
БИ ЛАЙН |
1210,5 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
1510
25
101 |
12
8
12 |
190
6
10 |
126
3
8 |
8 |
PEPSI CO |
807,0 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
384
966
52 |
6
8
12 |
321
3
75 |
104
2
64 |
9 |
Старик Хоттабыч |
670,7 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
921
39
326 |
12
12
5 |
124
4
124 |
77
3
65 |
10 |
NESTLE |
975,0 |
3 Х 6
СИТИ
ДРУГИЕ |
238
1272
97 |
4
6
12 |
90
290
11 |
60
212
8 |
ЧАСТЬ 3
3.1. Оценка эффективности рекламной деятельности фирмы.
Определение эффективности является необходимым условием правильной
организации и планирования рекламной деятельности фирмы, рационального
использования труда и материальных средств, расходуемых на рекламу.
Исследование эффективности рекламы должно быть направлено на получение
специальных сведений о сущности и взаимосвязи факторов, служащих
достижению целей рекламы с наименьшими затратами средств и максимальной
отдачей, что позволит устранить бездействующую рекламу и определить
условия для оптимального ее воздействия.
Трудно рассчитывать на успех рекламы, если рекламист имеет смутное
представление о продукте, фирме, рынке, конкурентах и т.д. Неуспех
значительной части рекламы, связан именно с тем, что ее создатели
начинали “творить” не имея необходимой информации.
Если обратиться к профессиональному рекламисту, то не нужно ждать
от него никаких конкретных идей и, тем более вариантов, до тех пор,
пока он не получит самое полное представление о стоящей перед ним
задаче, пока не получит ответы на ряд очень важных вопросов Для
сбора информации рекламист использует самые различные источники.
Но первым и основным источником является рекламодатель. Вот что
писал Огилви по этому поводу: “Чем больше ваше агентство узнает
о вашей компании и вашем продукте, тем лучше оно сможет сделать
для вас свою работу. Когда General Foods наняло наше агентство рекламировать
Maxwell House Coffee, они принялись обучать нас кофейному бизнесу.
День за днем их эксперты рассказывали нам о зеленом кофе, смешивании,
обжаривании и ценообразовании, а также о сложной экономике этой
промышленности” .
Обычно рекламное агентство разрабатывает для клиента вопросник
в попытке получить наиболее полное представление о рынке и его сегментах,
продукте, конкурентах и т.д. Объем этого вопросника зависит от массы
обстоятельств. Как правило, это документ размером 10-20 стр.
Вопросники можно разрабатывать не только для сложных проектов.
Для примера я приведу ниже часть очень простого стереотипного вопросника
для создания всего лишь вывески.
Зачем это нужно? Чтобы не создавать бесполезное объявление, мимо
которого будут проходить толпы потенциальных клиентов, не замечая
его.
Вывеска Ширина:................. Высота:.................... Высота
над землей:
Угол
по отношению к потоку движения зрителей |
|
Среда, в которой будет “работать” вывеска: Помещение:..................
Снаружи:................... Подземный переход: Зрители: пешеходы.................. автомобилисты...............
те и другие Время контакта: для пешехода.........................
автомобилиста....... Освещенность: хорошая.................
недостаточная............... плохая С
какого максимального расстояния должна быть понятна на вывеске:
самая крупная надпись................... логотип...................
пиктограмма/графика Цвет: фона (стены и т.д.) ................................ рамы Другие вывески и рекламы рядом и их характеристика: Вывеска должна быть видна (без подсветки) :
Только днем..................... в сумерки......................
также и ночью Маркетинг Главная идея (содержание) вывески Продающие моменты (низкие цены, срочность исполнения,
работа без перерыва на обед, наличие доставки и т.д.) Текст Заказчики часто предлагают свой. Тем не менее, дайте свои варианты.
Привлекающий/основной (Он выполняет основную работу на максимальном
для данной вывески расстоянии. Длина, шрифты, цвета и прочие характеристика
текста зависят от времени и угла контакта, освещенности, технических
решений и т.д. Вспомогательный текст, скорее всего пока не виден.)
Ваш вариант Информирующий/вспомогательный (Он вступает в дело, когда привлекающий
текст уже приковал внимание зрителя к вывеске. Работает он с более
близкого расстояния и может содержать гораздо больше информации,
чем привлекающий текст.) Рекламист должен иметь максимальное представление
о предмете рекламы, и обо всем, что этот предмет окружает, чтобы,
в конце концов, выйти на перечень продающих моментов для предлагаемых
товара/услуги, условий продажи/сервиса, а также для самой фирмы.
В идеальной ситуации рекламисту отличный перечень продающих моментов
должен быть предоставлен маркетинговым отделом фирмы-клиента. Но,
чаще всего составлять этот перечень приходится самому рекламисту.
Далее, как покупают товар в данном сегменте?
Для профессионального маркетолога или рекламиста в этом вопросе
нет ничего необычного. В различных сегментах товары могут покупать
по-разному, руководствуясь разными продающими моментами и даже разными
предрассудками. Это особенно заметно на примере России с ее огромным
разнообразием региональных, национальных и прочих условий. Здесь
сплошь и рядом сталкиваешься с ситуаций, когда, то, что отлично
продает в Москве, не работает в Новосибирске и так далее.
Кому адресована реклама?
Кто потребитель данного товара в данном регионе или сегменте? Кто
читатель данного журнала? Сколько ему лет, каков его доход, что
его интересует, каков его образ жизни, какие у него проблемы, что
для него важно и престижно, что он читает и смотрит, насколько он
образован, насколько он квалифицирован (при продаже высокотехнологичных
товаров) , каким языком он говорит, понимает ли он терминологию
данной области. И так далее и тому подобное.
Если этот человек приобретает товар для своей фирмы, то каковы
его скрытые интересы (престиж, самоутверждение, откат и т.д.) ,
какими полномочиями человек его должности обладает на фирме? Если
член этого сегмента заведомо не осведомлен о данном новом товаре,
то в каком объеме, по каким каналам и каким языком нужно ему что-то
объяснить?
Если реклама адресована посреднику, то, что для него важнее всего?
(Многие ошибочно полагают, что это только цена.) Ответы на эти вопросы
будут влиять на используемые продающие моменты, язык, иллюстрации,
форматы и т.д.
Только получив ответы на все эти вопросы, можно приступать к серьезной
работе. Нужно руководствоваться законами рекламы, которые помогают
привлечь внимание читателя, облегчить усвоение рекламы и... лучше
продать! Нарушение хотя бы одного из них может понизить эффективность
рекламы или вовсе погубить ее. Но одного знания продающих моментов
и законов рекламы мало. Очень важны опыт и талант рекламиста.
Понятие эффективности рекламы имеет два значения: экономическая
эффективность и психологическое влияние рекламы на покупателя (психологическая
эффективность) Экономическая эффективность рекламы - это экономический
результат, полученный от применения рекламного средства или организации
рекламной кампании. Он обычно определяется соотношением между валовым
доходом от дополнительного товарооборота как результата рекламы
и расходов на нее. Общее условие экономического результата заключается
в том, что валовой доход должен быть равен сумме расходов на рекламу
или превышать ее.
Психологическая эффективность - степень влияния рекламы на человека
(привлечение внимания покупателей, запоминаемость, воздействие на
мотив покупки и др.) Оба
эти понятия тесно взаимосвязаны. Но критерии эти двух видов эффективности,
естественно, различны - в первом случае это объем продажи, во втором
- психологические особенности восприятия рекламы ее адресатом.
3.2. Методы определения экономической и психологической эффективности
рекламы и их практическое применение.
Основным материалом для анализа экономической эффективности результатов
рекламных мероприятий фирмы служат статистические и бухгалтерские
данные о росте товарооборота. На основе этих данных можно исследовать
экономическую эффективность одного рекламного средства, рекламной
кампании и всей рекламной деятельности фирмы в целом.
Измерение экономической эффективности рекламы представляет большие
трудности, так как реклама, как правило, не дает полного эффекта
сразу. Кроме того, рост товарооборота нередко вызывается другими
(не рекламными) факторами - например, изменением покупательской
способности населения из-за роста цен и т.п. Поэтому получить абсолютно
точные данные об экономической эффективности рекламы практически
невозможно.
Для подсчетов экономической эффективности специалисты в области
рекламы предлагают следующие формулы; 1. Формула для подсчета товарооборота
под воздействием рекламы: Тд = Тс*П*Д / 100 Где Тд - дополнительный
товарооборот, вызванный рекламными мероприятиями (в ден. ед.) Тс
- среднедневной товарооборот до начала рекламного периода (в ден.
ед.) Д - количество дней учета товарооборота в рекламном процессе
П - относительный прирост среднедневного товарооборота за рекламный
период по сравнению с дорекламным (%) 2. Соотношение межу прибылью,
полученной от дополнительного товарооборота, вызванного рекламными
мероприятиями и расходами на рекламу определяется по формуле: Э
= Тд * Нт / 100 - (3 р + Рд) , Где Э - экономический эффект рекламирования
(в ден. ед.) Тд - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы
(в ден. ед.) Нт - торговая надбавка за единицу товара (в % к цене
реализации) Зр - затраты на рекламу (в ден. ед.) Рд - дополнительные
расходы по приросту товарооборота (в ден. ед.) Результат рекламных
мероприятий может быть: положительным - затраты на рекламу меньше
полученного эффекта; отрицательным - затраты на рекламу выше полученного
эффекта; нейтральными - затраты на рекламу равны полученному эффекту.
3. Эффективность затрат на рекламу может быть определена с помощью
показателя рентабельности рекламирования: Р = П*100/З где Р - рентабельность
рекламирования (%) П - прибыль, полученная от рекламирования товара
(в ден. ед.) З - затраты на рекламу (в ден. ед.) 4. Экономическая
эффективность рекламы может определяться методом целевых альтернатив,
путем сопоставления планируемых и фактических показателей, оцениваемых
как результат вложения средств в рекламную компанию. Эффективность
определяется по формуле: Э = Пф - З/По - З * 100 где Э - уровень
достижения цели рекламы (%) Пф - фактическое изменение объема прибыли
за период действия рекламы (в ден. ед.) По - планируемое изменение
объема прибыли за период действия рекламы (в ден. ед.) З - затраты
на рекламу (в ден. ед.) В этой главе на основе опыта работы отдела
рекламы АОЗТ “Алекс ПЛЮС - Маркет” определяется экономическая, эффективность
рекламной деятельности этой фирмы.
Простейшим методом определения экономической эффективности рекламы
служит метод сравнения товарооборота до, и после проведения рекламного
мероприятия. По этому методу экономическая эффективность рекламы
определяется либо путем сопоставления товарооборота за определенный
отрезок текущего года, когда товар подвергался воздействию рекламы,
с данными за аналогичный период прошлого года, когда товар не рекламировался,
либо путем сопоставления ежедневного товарооборота до и после проведения
рекламного мероприятия в текущем периоде времени.
Последний способ более приемлем в наших условиях, учитывая постоянный
рост цен из-за инфляции, что делает сопоставление данных за большие
промежутки времени весьма затруднительным.
Окончательные выводы об экономической эффективности рекламы получаются
в результате сравнения дополнительной прибыли, полученной в результате
рекламы, с расходами, связанными с ее осуществлением.
Расчет экономической эффективности рекламы по этому методу проведем
на основе данных о проведении презентации товаров фирмы “БЕН” ,
проведенной в супермаркете “Алекс ПЛЮС” Данные о реализации моющих
средств этой фирмы до и после проведения презентации товаров представлены
в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА |
Реализация до презентации
10.03 - 14.03
тыс. руб. |
Реализация после презентации
15.03 - 19.03
тыс. руб. |
Изменение реализации в % |
Kop plus желтый |
92,70 |
206,00 |
222,22 |
Kop plus зеленый |
72,10 |
236,90 |
328,57 |
Ополаскиватель 500 мл. |
60,00 |
120,00 |
200,00 |
CiLit для мытья окон |
38,40 |
83,20 |
216,67 |
CiLit пена для очистки |
63,70 |
100,10 |
157,14 |
CiLit для удаления ржавчины |
50,40 |
117,60 |
233,33 |
Стиральный порошок Lanza |
132,00 |
308,00 |
233,33 |
Стиральный порошок Perla |
82,00 |
147,60 |
180,00 |
Основное моющее средство |
86,40 |
97,20 |
112,50 |
Итого: |
677,70 |
1416,60 |
209,03 |
Из этой таблицы видно, что дополнительный товарооборот после проведения
презентации составил 738 900 тыс. рублей, торговая наценка на эти
товары - 32 %, следовательно, дополнительная прибыль, полученная
в результате рекламы равна 236 448 рублей. Расходы на проведение
презентации (изготовление и расклейка рекламных объявлений, установление
рекламного щита возле супермаркета и др.) составили 83 000 рублей.
Таким образом, экономический эффект от рекламы составил 236 448
- 83 000 = 153 448 рублей. Следовательно, данное рекламное мероприятие
было эффективно.
Изучение экономической эффективности рекламы может быть также осуществлено
путем сравнения товарооборота за один и тот же период времени двух
однотипных торговых предприятий, в одном из которых проводилось
рекламное мероприятие, а в другом нет. Рост товарооборота в магазине,
где не проводится рекламное мероприятие, происходит за счет влияния
тех факторов, которые действуют независимо от рекламы. Те же факторы
влияют и на товарооборот в магазине, где рекламное мероприятие проводится.
Экономическая эффективность рекламы в этом случае вычисляется путем
определения отношения индекса роста товарооборота магазина, где
проводилось рекламное мероприятие, к индексу роста товарооборота,
где рекламное мероприятие не проводилось. Окончательный вывод об
эффективности рекламы делается в результате анализа расходов на
проведение рекламы и дополнительной прибыли, полученной в результате
ее проведения. Положительным в этом методе является то, что учитывается
только та часть товарооборота, которая непосредственно является
результатом проведения рекламного мероприятия.
Расчет экономической эффективности по этому методу сделаем, сравнив
данные о товарообороте супермаркета “Алекс ПЛЮС” в городе Домодедово,
где в период с 7 февраля по 8 марта 2000 г. проводилась рекламная
кампания и лотерея, с данными о товарообороте магазина “Алекс ПЛЮС
- Маркет” в Москве, где подобной рекламной кампании не проводилось.
Данные о сравнительном товарообороте этих двух супермаркетов представлены
в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Название магазина |
Товарооборот в дорекламный период, тыс. руб. |
Товарооборот в рекламный период, тыс. руб. |
1. “Алекс ПЛЮС - Маркет” |
2 279 083 |
2 568 857 |
2. “Алекс ПЛЮС” (Домодедово) |
1 308 827 |
1 734 739 |
Из таблицы видно, что товарооборот в этих двух магазинах вырос,
поэтому мы можем рассчитать индекс прироста по каждому магазину.
Индекс роста товарооборота в “Алекс ПЛЮС - Маркет” составил: 2 568 827 тыс. рублей J1= -------------
= 1,12 (12 %) 2 279
083 тыс. рублей Индекс роста товарооборота в домодедовском супермаркете
составил: 1 734
739 тыс. рублей J2 = ------------ = 1,325 (32,5 %)
1 308 827 тыс. рублей Таким образом, мы видим, что
прирост товарооборота за счет проведения рекламы в домодедовском
супермаркете составил 20,5 %. Дополнительный товарооборот за счет
рекламы составил: 1 308 827 тыс. рублей * 20,5 % Т = ---------------- = 268
309,5 тыс. рублей 100
% Прибыль магазина за этот период времени составила 18,4 % от общего
товарооборота, следовательно, прибыль от дополнительного товарооборота,
полученного за счет проведения рекламной кампании составила: 268 309,5 тыс. рублей * 18,4 % П= ---------------
= 49 369 тыс. рублей
100 % Чтобы узнать теперь экономический эффект от проведения
рекламной кампании нам нужно проанализировать расходы, связанные
с ее проведением.
Данные о расходах на проведение рекламных мероприятий в Домодедово
представлены в таблице 3.3 Таблица 3.3.
Статьи расходов |
Стоимость, тыс. руб. |
I. Проведение лотереи |
|
1. Аренда аппаратуры |
336 |
2. Призы от фирмы “Алекс ПЛЮС” |
500 |
3. Оплата ведущим лотереи |
200 |
4. Изготовление барабана |
100 |
5. Оплата за информацию о лотерее в газетах |
1052 |
II. Приобретение автомобиля |
16600 |
III. Рекламная кампания |
|
1. Футболки с фирменным знаком “АЛЕКС +” |
1600 |
2. Шарики с эмблемой фирмы “АЛЕКС +” |
1300 |
3. Домодедовское радио |
1000 |
4. Домодедовские газеты |
5000 |
5. Два репортажа в “Информ-TV” |
14000 |
ИТОГО |
41 688 |
Таким образом, расходы на рекламу составили 41 миллион 688 тысяч
рублей.
Экономический эффект составил: Э = 49 369 тыс. руб. - 41 688 тыс.
руб. = 7 681 тыс. руб.
Как мы видим, данная рекламная кампания фирмы “Алекс ПЛЮС” оказалась
экономически эффективной и принесла фирме прибыль.
В настоящее время, как в отечественной, так и зарубежной практике
получил распространение метод определения экономической эффективности
рекламы, основанный на сопоставлении дополнительного валового дохода,
полученного в результате применения рекламы, и расходов, связанных
с ее осуществлением. По этому методу в начале определяется дополнительный
товарооборот, полученный в результате проведения рекламных мероприятий,
затем вычисляется дополнительное реализованное наложение от суммы
вычисленного дополнительного товарооборота. Экономическая эффективность
рекламы выражается разностно от суммы дополнительного реализованного
наложения и расходов на рекламу. Расчет производится по следующей
формуле: Т*П*Д Н Р = (-----) * (-----) - И (1) 100 %
100 % где Р -
экономическая эффективность рекламы, руб. ; Т - среднедневной оборот
в дорекламный период, руб. ; П - прирост среднедневного товарооборота
в рекламный и послерекламный период, руб. ; Д - число дней учета
товарооборота в рекламный и послерекламный периоды; Н - торговая
наценка на товар, %; И - расходы на рекламу, руб.
Эта методика используется обычно для определения экономической
эффективности отдельных средств рекламы или краткосрочного рекламного
мероприятия. Если полученный результат больше либо равен нулю, то
значит, что реклама была экономически эффективной.
Проведем расчет экономической эффективности рекламного объявления
фирмы “Алекс ПЛЮС-Холдинг” , в состав которой входит АОЗТ “Алекс
ПЛЮС - Маркет” , в двух газетах Санкт-Петербурга. Поскольку фирма
“Алекс ПЛЮС-Холдинг” кроме сети розничных магазинов имеет и систему
оптовых складов, с которых осуществляется торговля продуктами питания
из Финляндии, Германии, Бельгии, Голландии и других стран, то в
середине января 2000 года в газетах “Реклама-Шанс” и “Деловой Петербург”
в течение нескольких дней печаталось рекламное объявление, в котором
сообщалось, что можно приобрести продукцию с одного из складов фирмы
“Алекс ПЛЮС-Холдинг” такого-то ассортимента и по таким-то ценам.
Расходы на рекламу составили 12 400 000 рублей. Данные о товарообороте
склада до рекламного мероприятия и после проведения рекламы представлены
в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
Периоды |
Число дней |
Товарооборот, тыс. руб. |
Среднедневной оборот
тыс.
руб. % |
До проведения рекламного мероприятия |
10 |
858943,6 |
85894,36 |
100 |
Рекламный и послерекламный период |
20 |
2044780,0 |
102239,0 |
119 |
Известно, что складская наценка составляет 15 %. Таким образом,
подставляя полученные данные в формулу (1) , мы рассчитываем экономическую
эффективность рекламного объявления в газетах:
858 943,6 тыс. рублей * 19 % * 20 дней
15 % Р = ------------------- * ----- - 12 400 тыс. рублей
= 100 %
100 % = 36 559,785 тыс. рублей.
Как мы видим, реклама оказалась экономически эффективной и принесла
значительный экономический эффект.
Методы определения психологической эффективности рекламы и их практическое
применение.
Среди существующих методик определения психологической эффективности
наибольшую достоверность обеспечивают методики, связанные с проведением
маркетинговых исследований.
При использовании метода экспертных оценок члены экспертной комиссии
в балах оценивают степень восприятия рекламного обращения. Более
сложная методика связана с тестированием потребителей (тест на запоминание
рекламы, тест на узнавание рекламы, тест на ассоциации) .
По оценкам специалистов оптимальный размер групп лиц, опрашиваемых
с целью выявления эффективности рекламы - 125 человек. При численности
- 100 человек результаты тестирования недостоверны. Увеличение численности
до 150 человек и выше, приводит к резкому увеличению расходов на
исследование, не влияя на точность результатов.
Маркетологи оценивают психологическую эффективность рекламы количественно.
Эффективность “директ-мейл” оценивается по числу ответных звонков
и писем полученными рекламодателем. Если на рекламные материалы
откликнулось 4-8 %, то реклама может быть признана успешной, 15-18
% - считаются большой удачей. Более 20 % в реальной практике не
встречается.
3.3. Российское законодательство о рекламе.
Попытки регулирования рекламной сферы в нашей стране начались в
1991 году с принятием Закона РФ “О конкуренции и ограничении деятельности
на товарных рынках” , где в ст. 10 устанавливалась ответственность
хозяйствующих субъектов за некорректные сравнения производимых товаров
с товарами конкурентов и за введение потребителей в заблуждение
относительно свойств товара. В декабре 1991г. был принят Закон “О
средствах массовой информации” , который указывает на недопустимость
злоупотребления свободой слова и устанавливает ответственность за
распространение недостоверной информации. В апреле 1992 года. Вступил
в силу Закон РФ “О защите прав потребителей” , установивший требования
к информации, которая должна доводиться до потребителей.
Самостоятельный же Закон РФ “О рекламе” был принят после работы
законодателей Государственного антимонопольного комитета РФ и дебатов
в прессе 18.07.95г.
Закон посвящен коммерческой и социальной рекламе. Политическая
реклама исключена из сферы регулирования данного закона.
Закон дает следующее определение рекламы (ст. 2) : “Реклама - это
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация
о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная
информация) , которая предназначена для неопределенного круга лиц
и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому,
юридическому лицу, товарам идеям и начинаниям и способствовать реализации
товаров, идей и начинаний” .
Закон запрещает ненадлежащую рекламу, к которой он относит рекламу
недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную, неэтичную и скрытую.
Недобросовестной рекламой (ст. 6) является та, которая дискредитирует
лиц, не пользующихся товаром; вводит людей в заблуждение относительно
рекламируемого товара; содержит некорректные сравнения с конкурентами.
Недостоверная реклама (ст. 7) - та, в которой присутствуют не соответствующие
действительности сведения.
Неэтичная реклама (ст. 8) нарушает общепринятые нормы морали и
гуманности, порочит произведения искусства, представляющие собой
национальное или мировое культурное достояние, государственные символы,
а также физических или юридических лиц, какие - либо профессии,
деятельность или товар.
Заведомо ложной считается реклама (ст. 9) , с помощью которой рекламодатель
умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытой рекламой (ст. 10) признается та, которая оказывает неосознаваемое
потребителем воздействие на его восприятие.
Закон характеризует (ст. 2) участников рекламного процесса (рекламодателя,
рекламопроизводителя, рекламораспространителя) и определяет их ответственность
за создание и распространение рекламы, несоответствующей закону
(гл. 3) .
Закон устанавливает правила рекламы отдельных видов товаров: медикаментов,
оружия, табачных изделий и алкогольных напитков (ст. 16) , финансовых
услуг (ст. 17) , и товаров для детей (ст. 20) , а также выдвигает
определенные требования к рекламе в прессе, на радио, телевидении,
в кино - и видеообслуживании, при предоставлении справок (ст. 10-15)
. Особая статья посвящена социальной рекламе (ст. 18) .
В частности, запрещается прерывать рекламой детские и религиозные
радио- и телепередачи, радиопостановки и художественные фильмы без
согласия правообладателей.
Особое значение имеют нормы закона, касающиеся рекламы, направленной
на несовершеннолетних. Так, реклама не должна внушать несовершеннолетним,
что обладание теми или иными товарами дает им какие-либо преимущества
над другими несовершеннолетними. Она не должна подрывать авторитет
родителей и воспитателей, создавать у детей искаженное представление
о цене товара, его доступности для любого семейного бюджета или
легкости использования.
За нарушение закона предусмотрена следующая ответственность (гл.
4-5) : необходимость осуществления контррекламы, предупреждения
или штрафы (от 200 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом) . Уплата штрафа не освобождает участников рекламного
процесса от исполнения предписаний о прекращении незаконных действий
и от осуществления контррекламы.
Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения,
с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства,
места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Ее содержание
согласовывается с тем антимонопольным органом, который установил
факт нарушения закона (ст. 29) .
Особо серьезные случаи, связанные с использованием заведомо ложной
рекламы, влекут за собой и уголовную ответственность.
Государственный контроль за соблюдением Закона РФ “О рекламе” возложен
на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы
(в пределах их компетенции) (гл. 5) .
Законодательство ставит преграды на пути ненадлежащей рекламы.
Между тем детальное регламентирование рекламной деятельности при
помощи норм права объективно затруднено особенностями самой сферы
регулирования. В России, как и во многих других странах, весьма
важным становится саморегулирование рекламы, которое предполагает
добровольный контроль делового сообщества за собственной деятельностью
в сфере рекламной деятельности.
Организациями, берущими на себя функции по саморегулированию рекламы,
являются: Российская организация рекламных агентств, Национальная
рекламная ассоциация, Комитет Торгово - промышленной палаты по рекламной
деятельности, Ассоциация по связям с общественностью.
О налоге на рекламу.
Налог на рекламу устанавливается на основании Закона Российской
Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”
.
Плательщики налога Плательщиками налога на рекламу являются следующие
рекламодатели:
- расположенные на территории
города (района) предприятия и организации независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно
законодательства Российской Федерации статус юридических лиц,
их филиалы (имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет)
и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций,
а также иностранные юридические лица;
- физические лица, зарегистрированные
в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие
свою деятельность на территории города.
Объектом налогообложения является стоимость услуг по изготовлению
и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг) ,
включая работы, осуществляемые хозяйственным способом.
Ставка налога Ставка налога на рекламу устанавливается в размере,
не превышающем 5 процентов к стоимости услуг, оказанной предприятию
или физическому лицу по рекламированию его продукцию.
Ставка налога на рекламу товаров, оплачиваемую за свободно конвертируемую
валюту, устанавливается путем перерасчета рубля в аналогичную валюту
по рыночному курсу банка на момент размещения рекламы.
Льготы по налогу на рекламу могут быть установлены местными органами
государственной власти на:
- рекламу, не преследующую
коммерческой цели;
- рекламу благотворительных
мероприятий;
- информационные вывески,
размещаемые в помещениях, используемые для реализации товаров,
включая витрины;
- объявления и извещения
об изменении местонахождения предприятия, учреждения, организации,
номеров телефонов, телефаксов, телетайпа;
- объявления органов
государственной власти, содержащие информацию, связанную с выполнением
возложенных на них функций;
- предупреждающие таблички,
содержащие сведения об ограничении производства работ, передвижения
и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога предприятиями Налог на
рекламу уплачивают рекламные агентства, осуществляющие работы по
рекламе продукции, работ, услуг по заявкам владельцев этой рекламной
продукции.
Плательщики налога представляют в налоговый орган расчет сумм налога
на рекламу и уплачивают налог в сроки, определяемые решениями местных
органов государственной власти.
Рекламодатели (юридические лица) вносят налог на рекламу путем
перечисления средств на счет рекламного агентства не позднее дня
размещения рекламы на рекламных носителях. Физические лица могут
вносить стоимость работ по рекламе, включая и налог на рекламу,
через учреждения сберегательного банка или в кассу рекламных агентств
в тот же срок. При уплате стоимости работ по рекламе, включая и
налог на рекламу, непосредственно в кассу рекламного агентства,
физическому лицу, размещающему рекламу, выдается корешок приходного
ордера.
Без предъявления документа об уплате налога на рекламу ее размещение
на рекламных носителях не допускается. Суммы налога на рекламу зачисляются
в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению
районных и городских органов государственной власти - в районные
бюджеты районов (в городах) , бюджеты поселков и сельских населенных
пунктов.
Рекламодатели продукции, работ, услуг, расходы на уплату налога
на рекламу относят на финансовые результаты своей деятельности.
В случае установления органом власти централизованной уплаты в
бюджет налога на рекламу, через органы средств массовой информации
или иные органы, рекламирующие продукцию, работу, услуги предприятий,
налог вместе со стоимостью оказываемых услуг за рекламу предприятия
перечисляют органам средств массовой информации, выделяя сумму налога
отдельной строкой. Орган средств массовой информации в сроки, установленные
исполнительным органом власти и согласованные с финансовыми и налоговыми
органами, перечисляет полученные суммы налога на рекламу в доход
соответствующего местного бюджета.
Налог в иностранной валюте вносится на валютный счет органов государственной
власти республики, края, области, автономной области или автономного
округа.
Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов Ответственность
за правильность исчислений, полноту и своевременность перечисления
сумм налога в бюджет возлагается на юридических и физических лиц,
являющихся плательщиками налога на рекламу.
При установлении фактов неуплаты налога, несвоевременной уплаты
или внесения его не в полном объеме плательщик несет ответственность
в соответствии с действующим на территории Российской Федерации
налоговым законодательством.
Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения
налога на рекламу осуществляется налоговыми органами в соответствии
с Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР".
Заключение Данная дипломная работа была посвящена маркетинговому
анализу рынка рекламы города Москвы, преимущественно рынка наружной
рекламы.
Такой анализ позволили нам оценить состояние рынка на данный момент
и определить основные направления и динамику его развития.
Сегодня столица явно задает тон в формировании рекламной политики
для других городов России, так как в Москве находятся основные рекламные
деньги.
Крупные сетевики, такие как, “Тихая гавань” и “АРТ - сити” разместили
в центре города большое количество магистральных щитов (3 х 6м.)
и тем самым фактически свели к нулю СИТИ - формат. Естественно продавать
малую конструкцию, когда рядом стоит большая, трудно. В связи с
этим щиты 3 х 6м сейчас вне конкуренции.
Сегодня рынок широкоформатной печати представлен в основном винилом
и бумагой. Печать делится по объему тиража: малотиражная печать
- до 50 экз. ; среднее количество - от 50 до 400 экз. ; более 400
плакатов уже считается большим тиражом. В зависимости от этого выбирается
та или иная технология печати.
В Москве есть 4 основные фирмы, осуществляющие печать для наружной
рекламы, это “Ант - лоджик” , “Омис” , “Фарбис” , “Биг групп” .
Они удовлетворяют 50 - 60 % потребностей отечественного рынка.
Основными заказчиками данной продукции являются крупные торговые
компании, мобильная связь, фирмы - производители бытовой техники
и компьютеров.
1998 год оказался очень сложным для рынка наружной рекламы. Объем
рынка упал в среднем на 40 %. Много мелких фирм навсегда исчезли
с рынка. И выжили только те, кому удалось резко снизить издержки
и предложить низкие цены. Цены на производство наружной рекламы
снизились в 3 - 4 раза.
Но уже к середине 1999 года рынок хоть и медленно начал восстанавливаться,
о чем свидетельствует увеличение коэффициента использования поверхностей.
В основном это западные фирмы - производители табачных изделий и
алкогольных напитков. В начале лета эти фирмы занимали более 10
% всех имеющихся конструкций 3 х 6 м в г. Москве.
К началу 2000 года можно сказать, что рынок стабилизировался, так
как коэффициент использования поверхностей уже не имеет выраженного
динамического характера. На рынке все чаще появляются новые виды
конструкций. Привлечение передовых технологий вызвано тем, что солидные
(в основном западные) рекламодатели предъявляют высокие требования
к рекламным носителям, что тоже свидетельствует о развитии рынка.
Список литературы
- Котлер Ф. “Основы
маркетинга” , - М., “Прогресс” , 1993г.
- “Современный маркетинг”
, - М., “Финансы и статистика” , 1991г.
- Завьялов П. С., Демидов
В. Е. “Формула успеха - маркетинг” , - М., “Международные отношения”
, 1991г.
- Дейян, Арманд “Реклама”
, - М., “Прогресс” , 1993г.
- Картер Г. “Эффективная
реклама” , - М., 1986г.
- Дейян, Арманд; Таксьер,
Анн; Таксьер, Луиз “Реклама на месте продажи” , - М., “Прогресс”
, 1993г.
- Баркан Д. И. “Маркетинг
для всех” , - Л., “Человек” , 1991г.
- “Три грани рекламного
бизнеса” , - // “Наружка” , 2000г, № 11.
- “Грядут перемены”
, - // “Наружная реклама” , 1999г, № 1.
- “Р. О. S. новые тенденции”
, - // “Наружная реклама России” , 2000г, № 10.
- “Азбука медиапланирования
в наружной рекламе” , - // “Наружная реклама России” , 2000г,
№ 39.
- “Новое в мире плоттеров”
- // “Рекламные технологии” , 2000г, № 19.
- “Конспект рекламиста”
- // “Рекламные технологии” , 1999г, № 05.
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|