*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
СХЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ
№
1. Что изучает наука история?
Объект
изучения |
История
(прошлое) человечества |
Субъект
– предмет изучения |
Происходит выделение человеком-историком
главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения)
и определение его в качестве основы исторического процесса,
выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны
(предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных
людей, разного понимания ими смысла жизни |
№
2. Научные категории истории
Движение Время
Факт
Пространство
Теория
№
3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)
Многочисленные предметы
изучения при систематизации для последующего анализаможно
объединить в три принципиально несхожих предмета |
Движение человека к Богу.
Спасение Души |
Общемировое развитие,
прогресс человечества |
Единство человека и среды
его обитания |
№
4. Теории изучения
Теории изучения исторических
фактов |
Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾
Душа)
Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая
ценность ¾ материальные блага)
Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая
ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление
здоровья, продление жизни) |
№
5. Различия в теориях изучения
Название
теории |
Принципы
теории |
Главное в теории |
Религиозно-историческая
(Христианская) |
Вера в Бога, вечность
человеческой Души и кратковременность жизни. |
Главное в истории – это
суть выделение человека из животного мира греха, освобождение
от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение
к Богу.
Сегодня из 6 млрд. населеня
Земли 4 млрд. верят в Бога и вечность Души. В их числе
почтивсе монархи и президенты, многие деятели науки и
культуры. К старости более 90% людей планеты верят в вечность
Души. |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие,
прогресс человечества и, прежде всего, пргресс человеческого
разума, сознания. |
Гланым в истории человечества
считаетсч прогресс. Ведущий фактор прогресса – социальный.
Развитие прогресса по возрастающей приведет к абсолютному
господству человека над природой. |
Локально-историческая |
Единство человека и его
среды обитания |
Главным в истории считается
гармония биосферы, где челоек и его среда обитания являют
неразрывное целое. Ведущий фактор гармонии биосферы –
биологический. Прогресс является прдуктом человеческой
деятельности и вторичен к нему. Общество не совершенствуется
в ходе прогресса, а представляет собой повторяющийся во
времени продукт человеческих инстинктов. |
№
6. Взаимная непримеримость теорий
Название
теории |
Предмет
изучения |
Критика одной
теории с позиций другой теории |
Религиозно-историческая
|
Движение человека к Богу. |
Всемирная и локальная
теории считают религиозную теорию ненаучной, ложной. Естественные
науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека
Души. |
Всемирно-историческая |
Общемировой прогресс |
Локальная теория считает
всемирную теорию ненаучной, ложной. Прогресс не главное
в жизни человека, он всего лишь продукт его деятельности.
Прогресс почти не сказывается на биологической сущности
человека. |
Локально-историческая |
Единство человека и его
среды обитания |
Всемирная теория считает
локальную теорию ненаучной, ложной. Локальная теория абсолютизирует
биологические инстинкты и не уделяет должного внимания
техническому и социальноми прогрессу. |
№
7. Всемирно-историческая теория
Предмет изучения –
общемировой прогресс человечества |
Направления изучения |
Европоцентризм
Передовые регионы
(Западная Европа и Северная Америка) и отсталые, догоняющие
регионы (Восточная Европа, Азия, Африка и др.) |
– Материалистическое
Отдает приоритет в изучении
прогрессу – революции общества, общественным отношениям,
связанным с формами собственности, классовой борьбе. (Рассматривает
человека в обществе.)
Во всех странах закономерна
революционная смена общественно-экономических формаций
и возникновение бесклассового коммунистического общества.
Процесс смены общественно-экономических формаций в Европе
происходит ранее, чем в других регионах. |
– Либеральное
Отдает приоритет в изучении прогрессу – развитию личности и обеспечению
ее индивидуальных свобод. (Элемент противопоставления
человека обществу, человек и общество).
Все страны придут к цивилизации,
которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной
Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы.
Одна альтернатива – цивилизованная, а другая – нецивилизованная.
В результате прогресса во всех странах победит цивилизованная
альтернатива развития.. |
– Технологическое
Отдает приоритет в изучении
прогрессу – технологическому, научным открытиям. (Человек
и техника).
Все страны на основе
научно-технического прогресса в результате конвергенции
(слияния) придут к одному общественно-политическому строю,
основанному на западноевропейских либеральных ценностях.
Прогресс прежде всего выражен в фундаментальных, технологических
открытиях и не зависит от политического строя государств. |
Примечания
1 Материал главы 1 части I с небольшими
изменениями взят из учебного пособия: Многоконцептуальная история
России. Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное
пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн.
ун-т. 2000. С. 8-27.
2 Историография — отрасль исторической
науки, изучающая ее историю.
3 В исторической науке выделяются простые
и сложные исторические факты. Если первые сводятся к событиям,
происшествиям (общепринятым истинам), то вторые уже включают в
себя момент истолкования — интерпретации. К сложным историческим
фактам относятся такие, которые объясняют процессы и исторические
структуры (войны, революции, крепостничество, абсолютизм). В целях
четкого разведения научных категорий мы считаем возможным говорить
лишь о простых фактах — общепризнанных истинах.
4 Под историческими источниками понимаются
все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства,
отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно
разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические,
фольклорные, лингвистические, кинофотодокументы.
5 Методология — учение о научном методе
познания; метод (от греч. methodos) — путь исследования,
теории, учения. Интерпретация — истолковывание.
6 Теория – система основных идей в той
или иной отрасли знаний.
7 Резкий переход в нашей стране в начале
90-х годов ХХ века с историко-материалистической на историко-либеральную
теорию вызвал “феномен” “белых пятен” в изложении истории. В настоящее
время идет процесс подбора фактов в русле историко-либеральной
теории, связанных с деятельностью отдельной личности.
8 Каждая из теорий вводит специфические
понятия, а общеупотребляемые – наполняет своим смыслом. Например,
понятия: “государство”, “классы”, “демократия” и др.
9 Мировоззрение человека — совокупность
сознания и психолого-биологических факторов. Идеология — система
политических, правовых, нравственных, религиозных, философских
взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения
людей к действительности. Концепция — система взглядов на что-нибудь,
основная мысль.
10 Общественно-экономическая формация
— понятие, используемое для характеристики исторически определенного
типа общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального,
капиталистического, коммунистического), в соответствии с которым
определенный способ производства рассматривается как основа социально-исторического
развития.
11 Производительные силы — система субъективного
(человек) и объективного (вещество, энергия, информация) элементов
производства.
12 Производственные отношения — совокупность
материальных, экономических отношений между людьми в процессе
общественного производства и движения общественного продукта
от производства до потребления.
13 Историко-либеральное направление выявляет
в “своем” историческом процессе альтернативы развития, а историко-материалистическое
— в “своем” историческом процессе закономерности развития.
14 Харизматический лидер — человек, наделенный
в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных
качествах его личности — мудрости, героизме, “святости”.
15 Историко-либеральное направление,
основой которого является прогрессивное, эволюционное развитие,
придерживается такой же периодизации.
16 Модернизация — прогрессивное изменение.
17 Локальная цивилизация — регион мира,
в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от
других регионов направлении, на основе собственных культурных
норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей
религией.
18 В Евангелии от Матфея сказано: “Никто
не может служить двум господам — Богу и мамоне: ибо или одного
будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать,
а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.” Матф.,
II, 24. (Мамона — богатство.)
19 “Природа не храм, а мастерская, и
человек в ней работник”. И.С. Тургенев. “Отцы и дети”. (Фраза
Базарова.)
20 Природа Храм и человек часть Храма.
В конце XX века в условиях экологического кризиса, ведущего к
гибели планеты, локально-историческая теория в странах Западной
Европы и Северной Америки сменила либеральную теорию. Быстро растет
политическое влияние защитников окружающей среды — Зеленых (Гринпис).
21 Эклектизм (от греческого eklektikуs
— выбирающий) — механическое соединение разнородных, часто противоположных
принципов, взглядов и т.п.
22 Публичные политики, пропагандируя
исторический опыт в русле своих идей, “осовременивают” события,
игнорируя исторические законы — время и пространство.
Отражение научных категорий в трудах
по российской истории
Научная категория
теория исторического процесса(или
теория изучения) определяется предметом изучения и представляет
собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую
вплетены конкретные факты истории. Теории являются стержнем всех
исторических трудов независимо от времени их написания.
Мировоззрение летописцев — первых историков — было религиозным. История государства и общества истолковывалась
как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за
добродетели и наказание за грехи. В летописях история государства
тесно переплетена с религией — христианством. Возникновение
государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году,
а затем с перенесением религиозных и государственных центров во
Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение
митрополита и патриарха). С этих позиций история общества рассматривалась
как история государства, основой которого являлось христианство
— православие. Расширение государства и распространение христианства
были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая
традиция стала делить население Восточной
Европы и Сибири на «наших» — православных и «ненаших» — иноверцев.
Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV—XVI
вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем — это было учение
«Москва — Третий Рим». Согласно этому учению, Первый Рим —
Римская империя — пал в результате того, что его жители впали
в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим — Византия
— пал под ударами турок. «Два Рима пали, а третий стоит, четвертому
не бывать», — писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной
мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство,
утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному
миру.
В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли
на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю
как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западно-европейского,
развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она
нашла свое воплощение в теории «официальной народности», основы
которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного
просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в
отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех
основополагающих принципах: «Самодержавие, православие, народность».
Впечатление разорвавшейся бомбы
произвело «философическое» письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное
в 1836 г. в журнале «Телескоп». Он усматривал главное отличие
в развитии Европы и России в их религиозной основе — католичестве
и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского
мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой
истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении
к религиозно-католическим началам западного мира.
Письмо оказало огромное влияние на
умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России,
появлению в 30—40-х гг. XIX века течений «западников» — сторонников
всемирно-исторической теории — и «славянофилов» — сторонников
локально-исторической теории.
Западники исходили из концепции единства
человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе
мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности,
свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству.
Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь
со времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого
развития — как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув
к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую
семью.
Локально-историческая теория изучения получила значительное распространение
в середине и второй половине XIX века. Представители этой теории, славянофилы
и народники, считали, что не существует единой общечеловеческой
общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов.
Каждый народ живет своей «самобытною» жизнью, в основе которой
лежит идейное начало, «народный дух». Для России такими началами
являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней
правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является
крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи
и поддержки.
По мнению славянофилов, западные принципы
формально-юридической справедливости и западные организационные
формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники,
повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей
западный путь.
С распространением на рубеже ХIX—XX веков в России марксизма всемирно-историческая
теория изучения вытеснила локально-историческую. После 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической
теории — материалистическая — стала официальной. Была разработана
схема развития общества, исходящая из теории общественно-экономических
формаций. Материалистическое направление всемирно-исторической
теории дало новую трактовку места России во всемирной истории.
Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую,
а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К.
Марксу, социализм — это общественный строй, который должен прийти
на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превращалась
из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего
социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству».
Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий
1917—1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших
события в русле религиозной теории, принадлежит генералу П.Н.
Краснову. Его взгляд на события 1917 года и последовавшие
за ним был взглядом православного верующего, корнем проблем для
которого была «потеря Россией Бога», то есть забвение христианских
ценностей и греховные искушения. Другой генерал, А.И. Деникин,
свой труд о гражданской войне прямо назвал «Очерки русской смуты».
В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-историческая
теория, в русле которой сложилось «евразийское направление».
Вышел ряд сборников, а также манифест
«Евразийство» (1926). Публиковались ежегодники «Евразийский временник»,
«Евразийская хроника». К евразийскому направлению относили себя
экономист П.Н. Савицкий, этнограф2 Н.С. Трубецкой,
историк Г.В. Вернадский и др.
Основные идеи евразийцев — это, во-первых,
идея об особой миссии России, проистекающая из особого «месторазвития»
последней. Евразийцы считали, что корни русского народа не могут
быть связаны только со славянскими. В образовании русского народа
большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие
единое с восточными славянами «месторазвитие» и постоянно
взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская
нация, объединившая разноязычные народы в единое государство
— Россию.
Во-вторых, это идея о российской культуре
как культуре «срединной, евразийской». «Культура России не есть
ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое
сочетание из элементов той и других». Русская культура была создана
в результате синтеза славянского и восточного элементов.
В-третьих, история Евразии — это история
многих государств, в конечном итоге ведущая к созданию единого,
большого государства. Евразийское государство требует наличия
единой государственной идеологии.
*
*
На
рубеже XX—XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое
направление всемирно-исторической теории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А.
Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению
история представляет динамичную картину распространения фундаментальных
открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся
по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами,
расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фундаментальные
открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить плотность
населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные
открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы
обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они
дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими
народами. Овладев новым оружием, народ-первооткрыватель развертывает
внешнюю экспансию, и другие народы вынуждены либо покоряться завоевателям,
либо заимствовать их оружие и культуру, чтобы дать им отпор. Завоевания
норманнов в IX—X веках объясняются созданием новых боевых кораблей
— «дракаров», а завоевание монголов в XIII веке — созданием ими
мощного лука, стрела из которого за 300 шагов пробивала любой
доспех. Появление пороха и вооруженной огнестрельным оружием регулярной
армии обусловило взлет могущества османских султанов, которым
пытался подражать Иван Грозный. Создание шведами легких пушек
обусловило военную экспансию Швеции, и это объясняет реформы Петра
Первого, который пытался переделать Россию по шведскому образцу.
Таким
образом, на протяжении тысячелетий идет процесс постоянного осмысления
и переосмысления человеком истории России, но во все века исторические
факты группировались мыслителями в русле трех теорий изучения:
религиозно-исторической, всемирно-исторической и локально-исторической.
Назад /
Далее
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net