*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
I. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
И ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА
1. Основные этапы истории римского права
Говоря о формировании и развитии римского права
как целостной и единой правовой системы, можно прежде всего выделить
две эпохи: Первая эпоха - это становление и развитие римского
права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей
античной культурой (VIII в. до P.X.-V в.). Вторая эпоха - это
эпоха восприятия (рецепции) другими народами той античной традиции
римского права, которая сформировалась в предыдущую эпоху и которую
принято именовать классическим римским правом. Вторую эпоху можно
считывать начавшейся с VI в. и продолжающейся по настоящее время.
Развитие римского государства и права в эпоху Древнего
Рима
Периодизация истории Древнего Рима
Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х.
и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи
холмах"). Вряд ли можно всерьез относиться к указанию точной
даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х.
и др.) Становление римской государственности связывают с более
поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского
государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский
период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят
на период принципата и период домината. Укажем временные рамки
этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима:
Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского
государства, начало царского периода (периода военной демократии).
Конец VI в. до Р.Х. - изгнание царя (Рекса), установление
республики.
Ц-1 в. до Р.Х. - период глубокого кризиса республики,
гражданских войн, диктатур.
49-44 гг. до Р.Х. - диктатура Гая Юлия Цезаря, практически
это дата падения республиканской формы правления, однако становление
Римской Империи связывают со следующим периодом - периодом правления
первого римского императора:
27-14 гг. до Р.Х. - период правления императора
Октавиана Августа, становление имперского государственного аппарата
при формальном сохранении республиканских государственных институтов.
Такое состояние римской государственности называют Принципатом
- по наименованию должности, которую "изобрел" для себя
Август - "Принцепс" (princeps -первый) - "первый
среди равных". Следующие даты знаменуют некоторые
события, показывающие постепенное превращение Рима
в монархию:
212 г. - постановлением императора Каракаллы даровано
римское гражданство всему населению Римской Империи, что фактически
означает лишение льгот, связанных с гражданством, бывшей малочисленной
привилегированной группы civitas (горожан, граждан) и возвышение
иринцепса над всем населением империи, в том числе и над бывшими
равными ему гражданами.. , '
284-305, гг. - правление императора Диоклетиана,
с которым связано начало периода "яомината". Наименование
периода обязано своим происхождением термину доминус (dommus -
господин, хомин), которым Диоклетиан официально.обязал к себе
обращаться. Это окончательно устравиво видимость республиканских
институтов, превратило императора в монарха, а римских граждан
- в подданных.
322 г. - колоны (бывшие равноправные граждане, лишь
экономически зависевшие от арендодателя земли, на которой они
работали) были юридически прикреплены к земле, лишились права
оставлять обрабатываемую ими землю, отныне продавались вместе
с землей.
395 г. - окончательно оформлен раздел Римской Империи
на Западную и Восточную (Византию).
476 г. - падение города Рима под натиском варваров,
окончание истории Западной Римской Империи.
1453 г. - падение города Византии (Константинополя),
окончание истории римского государства.
Периодизация истории права Древнего Рима
Периодизация истории римского права не совпадает
с периодизацией истории римского государства, что явилось следствием
ряда причин объективного характера.
Первый период (VIII в.-Ш в. до Р.Х.) характеризуется
как период начального формирования римского права. Все его принципы
и институты подчинены традиции медленно уходящего патриархально-общинного
строя, право существует только в рамках патриархальной римской
общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и вместе
с тем привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов,
пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам.
В этот период отмечается становление главных видов источников
римского права, переход от обычного права к государственному законодательству
и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до Р.Х.
была осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания
знаменитых Законов XII Таблиц, которые на долгие века стали отправными
для всех областей римского права. Римское право в этот период
представляет явно выраженное привилегированное право - цивильное
(от слова civitas - город) или квмритское право, (римляне именовали
себя квирита
ми в честь бога войны Яна Квирина), которое отделяет
членов римской общины от не римлян. Цивильное (квиритское) право
консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством
домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности
и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности;
отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и
определяли только военно-общественную и религиозную деятельность
узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к
временам военной демократии.
Второй период (Ш в.-П в. до Р.Х.) - переходный,
предалассический. Предпосылкой правового движения стала социальная
унификация римской общины, стирание принципиальных граней между
патрицианством и плебеями. В этот период складывается деятельность
всех институтов римской государственности и судебной системы;
источником права, наряду с общенародным государственным законодательством,
становится судейское и магистратское правотворчество (магистраты
- должностные лица), практически разорвавшее связи с понтификальной
юриспруденцией и религиозным толкованием. На место строго формальной
юридической практики приходит концепция утверждения справедливости.
Это позволяет сделать судебный процесс более современным, учитывающим
усложнение гражданской жизни и новых коллизий. На требования права
начинают оказывать существенное влияние греческая философия и
греческие правовые доктрины. К этому же периоду относится и начало
будущей знаменитой традиции римской юриспруденции и связанной
с нею частной практики, судебного красноречия.
Третий период (I в. до Р.Х.-Ш в. н.э.) - классический
для всей эпохи античного римского права. В условиях кризиса республиканских
установлений и утверждения монархии происходит формирование принципов
публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа,
а затем переосмысление с их точки зрения нового монархического
строя. Одновременно складывается уголовное право в современном
смысле с вполне самостоятельными объектами правовой охраны и принципами
применения. В условиях расширения Римской империи и конструирования
под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного
гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых,
основанных на стремлении к правовой справедливости и равенству,
институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых
правом сделок, правовых требований и т.д. К этому времени относится
расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность
Цицерона), причем в науке формируется уже существенно различающиеся
течения мысли, и варианты правопонимания оказывают воздействие
на общий ход юридической практики. Наконец, в идейно-философском
смысле наука и юридическая практика испытывают мощное воздействие
философии стоицизма, и это отражается даже в обновляемом
понимании принципов и институтов частного права.
Для молодых людей, начинающих изучать право, создаются
учебные пособия - институции. Наиболее удачные институции были
созданы видным юристом Гаем во II в. Институции Гая часто в последующем
принимались за образец при составлении других учебников (Институции
Юстиниана, например) и оказали огромное влияние на последующие
кодификации частного права.
Четвертый период (1V-V вв. н. э.) - время начинающейся
трансформации римского права из правовой системы, приспособленной
только к нуждам античного общества и специфической государственности,
в систему, пригодную для других социальных и политических условий.
Развитие императорского законодательства и его преимущественное
значение меняет круг источников права; преобладающей формой права
и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному
огосударствлению права. Судебный процесс также становится неразделим
с государственным администрированием. В этих условиях реальным
историческим фактором стала целостная правовая политика власти,
преобразующая (ввиду собственных интересов и разумения) начала
и институты права. Римское право, в главнейших своих источниках,
неоднократно кодифицируется, на основе чего формируется новое
отношение к норме права как безусловно обязательному правовому
требованию не только по смыслу, но и по букве;
в известных оговорках возрождается на новом уровне
юридический формализм. Приспосабливая старые дефиниции к новым
правовым условиям, юридическая наука и практика деформирует многие
каноны и институты классического права.
Историческое восприятие римского права
Падение Западной Римской империи, собственно традиционного
Римского государства, завершило первую эпоху истории римского
права. Последующая историческая жизнь римского права в условиях
иных государственно-политических учреждений, другой культуры и
других в целом социальных условий питалась собственными историческими
корнями. В главном эта историческая жизнь сводится к прямому продолжению
традиции римского права, к рецепции его и вхождению в иную юридическую
практику, к научному, наконец, освоению философии и догмы римского
права. Эти три явления и составляют содержание второй эпохи в
Истории римского права, начинающейся с правовой традиции Византии
и продолжающейся в известном смысле по настоящее время.
Правовая культура Византийской империи, бывшей с
IV в. обособленной частью Римской, а в V-XV вв. единственным историческим
продолжателем традиций римской государственности, дала, по сути,
вторую историческую жизнь римскому праву. Эта традиция многое
переменила в содер
жании и системе классического римского права, но
уже с учетом таких перемен римское право легло в основание правовых
систем многих народов позднейшей эпохи. Для общей истории римской
правовой культуры важнейшими можно выделить следующие итоги византийской
традиции.
1. В византийское время римское право обрело самую
полную (и едва ли не классическую по своим принципам) во всей
мировой правовой истории кодификацию - так называемый Свод (или
Кодификация) Юстиниана; помимо содержательного и формального ее
значения для институтов права эта кодификация возымела особую
политико-правовую роль - выраженный в ней, утвержденный государственной
властью Закон стаи если и не единственным на последующее, то безусловно
приоритетным источником права.
2. Вновь кодифицированное римское право византийского
образца -особенно Кодекс Юстиниана и его Новеллы - стали основой
для формирования целой новой области правовой культуры - церковного
православного права с особой традицией правовых памятников (т.н.
Номоканоны), особыми сферами регулирования, особыми институтами
- продолжающей жить, в измененном, обновленном, деформированном
виде, с суженной в условиях иного времени юрисдикцией и доныне.
3. В условиях византийской традиции римское право
объективно было “обречено” на бытование в других социальных связях
- в феодальном обществе с мощнейшим государственным хозяйством
и в учреждениях бюрократической государственности идеократически-тоталитарного
уклона. Воспроизводясь в нормах новых правовых кодексов - Эклоги,
Прохирона, Земледельческого закона и др., - римское право приспособлялось
к регулированию качественно новых отношений, и этим расширяло
свое догматическое содержание.
4. Наконец, в византийское время в рамках традиции
римского права были созданы памятники права - кодексы (т.н. Шестикнижие
Арменопуло, 1345 г.), которые служили прямым источником для юридической
практики у других народов вплоть до начала XX в. (например, в
Бессарабии).
История римского права в Западной Европе, начиная
от эпохи Средних веков, представляет по преимуществу пример его
заимствования в интересах приспособления к собственной юридической
культуре и практике.
После падения Западной Римской империи и раздробления
ее на отдельные государства, после образования многочисленных
и недолговечных варварских государств в Европе римское право утратило
там значение официально-канонического образца. Многие народы новых
государств руководствовались формирующимся собственным т.н. родовым
правом и собственными законами и кодексами. В несистематическом
виде, без общеобязательного применения римское право на протяжении
второй половины I тысячелетия сохранилось в праве королевства
Бургундов, Вестготского королевства, в государстве Франков, в
Испании. Здесь, на основе т.н. Кодекса Феодосия были созданы обновленные
систематизации: Римский
закон. Собрание новелл Феодосия, Эдикт Теодориха.
эти систематизации дополняли императорское законодательство главным
образом отрывками из работ юристов. Самым известным стал Римско-вестготский
закон, или сокращение Алариха (Бревиарий) (506 г.). Однако с утверждением
королевского законодательства у варваров значение римского права
сократилось; кое-где к VIII в. его было запрещено применять.
С началом культурного общего подъема в Западной
Европе на рубеже XI-XII вв. происходит и возрождение римского
права, восприятие старых классических, вновь обнаруживаемых и
вводимых в юридический и культурный обиход памятников в качестве
безусловных образцов правовой догматики и решения правовых коллизий,
начинается собственно рецепция римского права (от receptio - схватываю,
усвояю).
Возрождение римского права в Западной Европе в качестве
самостоятельной области правовой культуры и практики связано с
именем знаменитого правоведа, работавшего в старейшем европейском
Болонском университете, Ирнермя (около 1050-1130 гг.) и основанной
им т.н. болонской школы. По формальной методе освоения римского
правового наследия школа Ирнерия получила также название глоссаторов.
Болонская школа занялась практическим изучением и освоением Свода
Юстиниана и принципов римского права в интересах современной практики,
ее методы характеризовались тщательным изучением источников, свободное
толкование норм классического права постепенно уступило место
твердому следованию текстам, а новации своего понимания и дополнения
догматического толкования отражались в примечаниях - глоссах к
рукописям классических юридических текстов (откуда и название
школы).
Продолжателями научно-практической рецепции римского
права в ХШ-XIV вв. стали западноевропейские юристы, объединяемые
обычно под общим названием комментаторов или постглоссаторов.
Наиболее знаменитыми юристами новой школы стали итальянцы Бартоло
(Бартолус) (1314-1357 гг.) иБальдо (1327-1400 гг.).
Римское право в их интерпретации стало к XVI в.
ведущим элементом юридической науки и практики в Италии, Франции,
особенно в Германии, Испании. Эта новая жизнь возрожденного права
стала обозначаться как usus modemus Pandectanun. Судам, как, например,
в Германии, прямо предписывалось первоочередно применять не собственное
национальное, а пандектное римское право; и только указы императоров
как-то конкурировали в своем значении с римским правом. Причем
новому “применению” подлежало римское право в том именно виде,
какой был создан трудами глоссаторов и комментаторов, что ими
было “выброшено” за древностью, то и не рассматривалось как нормы
права.
С XVin столетия начинается уже период чисто научного
освоения римского права в рамках так называемой исторической школы
права, основателями которой были германские ученые Г. Гуго (1764-1844
гг.) и Ф.К. Савиньи (1779-1861 гг.). Согласно требованиям новой
школы, истинная система права вообще может быть построена только
на основе римского, а единственно правильное понимание главных
институтов права дает римская правовая культура.
Благодаря тому преувеличенному значению, которое
придавала в XVII-XIX вв. юридическая наука и практика ценностям
римского права, право-творчество Нового времени испытало непосредственное
влияние римской тфавовой системы и догматики: в традициях “нового
применения” были созданы такие известные и классические для новой
эпохи кодексы, как Французский гражданский кодекс 1804 г.. Всеобщее
гражданское уложение 1811 г. и Германское гражданское уложение
1896 г. Кроме этого, на основе преимущественно римского права
оформилась восходящая еще к XIV в. целая новая правовая система
международного частного права, первые попытки кодификации которого
прямо представили римское право как интернатюнально приемлемое
и реализуемое.
2. Источники римского права
Общая концепция римской правовой культуры предусматривала,
что требования права определяются, во-первых, собственными для
данного народа установлениями, или правом гражданским (или цивильным
— jus civile, от civitas — горожане, граждане, или квиритским
— от самоназвания римлян - квириты) в широком смысле, во-вторых
- согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим
для всех народов, .или правом общенародным (jus gentium). Если
первое считается главным источником политических и семейных установлений,
то вторым “введены почти все договоры”, оно служит основой для
организации коммерции, оборота и т.д. Собственное данного народа
право может состоять из писаного права и из неписаного: к последнему
преимущественно относится обычай. Естественное право считается
неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает
непреходящую общность условий общежития. В отличие от него право
гражданское, или установленное народом, может изменяться “или
безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом”. Это
писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права
в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской
юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования
этих норм: законы и постановления римского народа, определений
Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы
или консультации правоведов.
Обычное право. Обычное право представляет объективно
исходный исторически источник любого правового регламентирования
в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на
позицию признания боговдохновенности государственных и политических
установлений.
Для обычного права не характерна выраженность его
требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы,
вытекающие из обычного права - особые по содержанию и по характеру;
главным образом это принципиальные предписания границ или типа
дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о
критериях допустимости и применимости такой pei-уляции при помощи
обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные
указания по этому поводу.
Обычаи (mores) могут играть двоякую роль: во-первых,
они заменяют указания других более определенных источников права,
прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе
применения законов и других источников права в юридической практике
- и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе
к чисто государственному нормированию права.
Обычаи признавались источником права в том случае,
если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах:
“В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно
соблюдать то, что указано нравами и обычаями”. В этой ситуации
требование обычая безусловно обязательно и равнозначно другому
определенному указанию на содержание правового требования: “Укоренившийся
обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором
говорится, что оно установлено нравами”. Однако не всякий обычай
мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить
закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода “оживляет”;
безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание
закона. Для своего признания в качестве правового требования,
т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать
некоторым дополнительным критериям:
(1)он должен выражать продолжительную правовую практику,
во всяком случае в пределах жизни более одного поколения; (2)
он должен выражать однообразную практику - причем безразлично,
действия или бездействия;
(3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность
в правовом именно регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения
даже коммерческого оборота могут составить правовое требование
обычая (например, не создают такового обыкновение “давать на чай”,
разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т.п.).
Наконец, специфику правового применения обычая составляло то,
что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия,
обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.
Важную особенность римского правового обычая составила,
особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая
с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая
- это “молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами”.
В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося
на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем
обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само но себе
подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции.
В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки
на Священное писание и евангелический канон.
Законы. Главным воплощением писаного права римская
правовая культура считала законы - leges. Для признания правового
предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил
от имеющего соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе
воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом
обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической
силы. Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся
от имени римского народа первыми царями - Нумой Помнилием, Сервием
Туллием и др. Однако самым принципиальным моментом в становлении
римского законодательства стало издание в середине V в. до Р.Х.
(в итоге длительного социально политического и религиозного кризиса
римской общины, сопровождавшегося борьбой плебейских масс с жреческой
и патрицианской аристократией) Законов XII Таблиц - свода, по
словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков
признаваемого за “источник всего публичного и частного права”.3аконы
были выставлены для обсуждения народом (по обычаю - на деревянных
выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в
качестве главнейшего свода права. Несколько позднее законы были
запечатлены в виде своеобразного памятника - двух (или трех) медных
многогранных колонн, выставленных на римском форуме, но погибших,
по-видимому, около века спустя во время галльского вторжения.
Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен,
в традиции римского права существует несколько более или менее
убедительных попыток их реконструкции и систематизации на основании
цитат из других римских юридических источников классической эпохи.
Значение подлинных признано за примерно 140 правоположениями,
систематизируемыми по разделам: О вызове в суд (Табл. I), О вершении
исков (Табл. II), О долговом рабстве (Табл. Ш), О порядке манципации
при сделках (Табл. IV), О завещании и семейных делах (Табл. V),
О пользовании земельным участком (Табл. VI), О воровстве (Табл.
VII), О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII), Об уголовных наказаниях
(Табл. IX), О порядке похорон и церемоний (Табл. X), О публичных
делах в городе (Табл. XI), О неиспра-шивании привилегий (Табл.
XII). Многие нравоиоложения древних законов были малопонятны уже
в век Цицерона, но во всяком случае они охватили все важнейшие
сферы юридической практики. По словам того же Цицерона, “для всякого,
кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов
Двенадцати таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину
превосходит все библиотеки философов”. Однако законам Двенадцати
таблиц присущи многие недостатки древнего права: казуи-стичность
(изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным
случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались,
не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизи-рованность
(нормы частного и публичного нрава, процессуальные нормы могли
быть изложены подряд), формализм (требование произнесения некоторых
фраз, запинка в которой влекла проигрыш дела в суде, недействительность
договора и т.п.).
Jus civile. Законы XII Таблиц положили основание
развитию того, что стало обобщенно называться римским общегражданским
правом и складывалось из двух основных форм - понтификалыюго истолкования
и последующего законодательства - jus civile.
Законодательство не осталось только в рамках изданных
XII Таблиц. Обновление и развитие принципов, которые почитались
как бы священными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем более
отмене, стало осуществляться новыми законодательными актами. Со
временем сложились два подвида римских законов: lex в собственном
смысле как постановление народного собрания, т.е. всего римского
народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum - указ
и распоряжение плебейской части римской общины - “впрочем плебейские
постановления по изданию Гортен-зисва закона (в 258 г. до Р.Х.)
стали иметь силу не меньше законов”.
Законом считалось постановление, принятое при соблюдении
соответствующей процедуры и соответствующего содержания: “Законы
~ это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные
магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом”.
Закон для придания ему должной значимости мог исходить только
от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции.
Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору:
закон Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда наименование
было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия
- Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) введение, или указатель обстоятельств издания, 2) текст, который
мог подразделяться на главки и т.п. и 3) sanctio, где постановлялись
последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. Для
его принятия закон должен был быть доведен до сведения 1раждан
- выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума-
Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться,
частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом,
римская практика не допускала.
В более позднее время, когда реальная деятельность
народных собраний стала невозможной из-за количественного роста
римских граждан, верховную санкцию на закон давал Сенат, Специальные
определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum;
однако реально сфера сенатус-консульта все же несколько отличалась
от полного lex: известные по содержанию сенатус-консульты в основном
касались правовых форм деятельности магистратов и применимости
их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Основная
масса римских законов известна только по названиям и по общему
содержанию в передаче другими юридическими источниками; полных
текстов сохранилось крайне немного.
Магистратское право. В традициях римского государственного
политического строя не существовало чисто административных функций
должностных лиц государства; большинство из них имели и судебные,
и собст-, венно правительственные полномочия. Из этого права магистратов
сформировалась вариация римского гражданского права, основанная
на этом своеобразном источнике нормообразования, - магистратское
право, или jus honorarium. Выраженный в наличии этой формы права,
наряду с законом, дуализм права составил одну из важнейших черт
всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического
приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся
условиям других времен.
Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели
только некоторые из римских должностных лиц - магистратов. Полномочия
вытекали из (a) jurisdictio - права лично отправлять правосудие
в определенной сфере, и из (б) imperium собственно специального
уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась
власть как судебная, так и административно-принудительная в целях
общего блага, в том числе и “поддерживать, дополнять и улучшать
jus civile”. Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные
эдилы, в обязанность которых входило поддержание общественного
порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов,
обладали начальники провинций (правители) и преторы. Соответственно
важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших
магистратское, или должностное, право, стали:
эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские
эдикты. (Первоначально распоряжения магистратов давались устно,
откуда происходило и название e-dicta, затем они выставлялись
на форуме написанными на досках.)
Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов
правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников
гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного
оборота. Провинциальные эдикты заключали в себе, как правило,
предписания троякого рода: утверждение местных узаконений и правовых
обычаев, нововведения собственно начальников провинций - главным
образом в административной, и финансовой сфере, заимствования
из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или
1гровииции по усмотрению начальника.
Важнейшими для формирования jus honorarium стали
преторские эдикты. Право издания указов претором появляется одновременно
с учреждением в 366 г. до Р.Х. самой преторской магистратуры.
Поскольку в обязан- . ности и полномочия городского претора входила
“охрана мира и порядка” в городе, а тем самым и общий контроль
за правоприменением, постольку в его функции вошли не только собственно
личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний
назначаемым судьям по вопросам применения права. При назначении
на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения
и принципы, которых будет держаться в течение i-ода (срок преторских
полномочий). Различались (а) новые и (б) перенесенные эдикты:
в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики,
провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во
вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и
практики своего предшественника, В другом отношении эдикты подразделялись
на: (1) постоянные, где указывались правоположения, обязательные
для юридической практики на протяжении всего срока полномочий,
и (2) непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо
правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия
(67 г. до Р.Х.) преторам было строго предписано держаться деклараций
постоянного эдикта.
Деятельность юристов. С общим расширением юридической
практики и переходом дела правовых консультаций из рук, вернее
уст, понтификов к светским знатокам права примерно в Ш в. до Р.Х.
началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного
источника права. В этом значении незаконодательной юриспруденции
также состоит одна из важнейших особенностей всей римской правовой
культуры.
Занятия юриспруденцией были в традиции римского
общества одним из почетнейших и благородных видов деятельности.
Настолько, что Цицерону в его время приходилось не раз обосновывать,
что военные или политические заслуги занимают в кругу общественных
ценностей никак не меньшее место. Одна из цословиц-максим римского
юридического обихода гласила, что постыдно знатному и благородному
человеку не знать права, в котором он обращается. Юристы-знатоки
выполняли консультационные функции в судах, выступали помощниками
сторон в процессе, занимались правовыми исследованиями для целей
правоприменения и правового образования. Юридическое познание
рассматривалось как нечто священное (от традиции понтификов),
поэтому их труд был в правовом отношении бесплатным;
однако помимо популярности и общественного уважения,
они имели нравственное право претендовать на honorarium (благодарственный
подарок) за их услуги, и считалось недостойным оставлять такие
юридические услуги без вознаграждения.
В 426 г. был издан специальный закон, отрегулировавший
значение деятельности юристов для судебной практики: согласно
закону, только высказывания пяти юристов - Эмилия Паииниана, Гая,
Павла, Ульпиана и Моде-стина - признавались обязательными для
судей. Причем в случае разногласий приоритет принадлежал Папиниану,
в прочих ситуациях соответствие праву решалось по условному “большинству
голосов”.
Кроме этого, римские юристы составляли многочисленные
юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее
авторитетными и известными стали т.н. “Фрагменты” Ульпиана, правоведа
и администратора III в. н.э., “Сентенции” Юлия Павла (III в- н.э.),
а также учебное руководство для начинающих, или своего рода очерк
права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи
Гая (II в. н.э.) - “Институции”, получившие особое распространение
в римских провинциях простотой изложения основ права. В римской
юриспруденции сложились также две своеобразные научные тенденции
- сабинианцы (по имени крупного правоведа 1 в. Сабина) и прокульяниы
(но имени его современника Прокла). Разные воззрения на одни и
те же правовые принципы и институты этих двух школ были настолько
различными, что в юридической практике предписывалось до некоторого
времени учитывать двойные толкования и сложности этих разных пониманий.
Постановления императора. С оформлением в государственно-политической
культуре единоличной верховной власти, впоследствии монархической,
источником права стали и издаваемые монархом, императором. Отражая
содержание власти императора, эти постановления считались имеющими
высшую правовую силу наравне с законами. Постановления имели несколько
видов, существенных не только в формальном, но и в содержательном
отношении,
Эдикт, или указ, (edictum) считался актом, изданным
государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться
все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства
- т.е. как в сфере публичного, так и частного права. Поручение,
или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам,
как правило, в отношении правоприменения; главным образом эти
акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно
в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу
уголовного или частного права. Рескрипт (rescriptum) был ответом
императора на правовые запросы частных или должностных лиц. В
первом случае ответ представлял простую резолюцию на прошении,
написанную самим государем. Во втором -ответ на запрос магистрата
составлялся в виде особого письма и имел специальное наименование
epistola. Аналогичный ответ на запрос общины, города или корпорации
квалифицировался как “прагматическая санкция”. Декрет (decretum)
был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по
правилам аналогии распространительное значение. Его содержание
предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи
государства.
Кодификация императора Юстиниана (Corpus juris civilis)
Уже на относительно раннем этапе своего исторического
развития юридическая техника и в целом культура римского права
обнаружили потребность и стремление к обобщению и унификации источников
права и вытекающих из них правовых норм. Это стремление в особенности
усилилось в императорский период, когда унификация правоприменения
в интересах единой нравовой политики стала практической государственной
необходимостью в собственных интересах власти. Развитие юридической
науки в первые века н.э. вызвало к жизни первые частные систематизации
правовых источников и аналогичного значения комплексные юридические
труды.
Время правления византийскою императора Юстиниана
(527-565 гг.) было несомненным и всесторонним расцветом восточно-римской
цивилизации. В ходе централизаторских политических и правовых
реформ, проводимых при активном личном участии императора, была
реализована и всеобъемлющая кодификация нрава, причем на новых
принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической
науки Византии в рамках римской правовой культуры.
В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия
из 10 специалистов под руководством известною юриста Трибониана.
В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций
в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные
акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В
530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков
и людей науки) под руководством того же Трибониана. Комиссия осуществила
грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно
пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. под
названием “Дигест” (от латинского digcsta - "собранное"),
или “Пандект” (от грсчсско! о pandectac - "все вмещающее").
Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить
самые общие принципы римского права - в целях как учебных, так
и идейно-политических, результатом чего стали “Институции”. В
534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций,
в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской
эпохи- После выхода в свет кодекса законодательная деятельность
Юстиниана, естественно, продолжилась - все крупные изданные им
акты позднее составили т.н. “Новеллы”, систематизированныс уже
после смерти Юстиниана.
С началом возрождения римскою права в эпоху ею рецепции
все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название
Corpus juris civilis; под таким же обозначением они были впервые
в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию.
Подлинные тексты Свода не сохранились; наиболее авторитетные греческие
и латинские рукописи относятся к VI-X1 вв.
Составные части Свода Юстиниана (общая характеристика).
Собственно кодификацией права, в единстве принципов переработки
правовых источников и систематизационных задач, можно считать
лишь три первые составные части Свода.
Институции (Institutioncs) представляли систематизированное
изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое
изложение догматических принципов главным образом частного права.
“Институции” подразделялись на 4 книги и 98 титулов; книги были
следующими: 1) общее учение о праве и учение о субъектах нрав
- лицах, 2-3) общие институты вещного права и обязательственного,
4) учение об исках и принципах правоприменения в суде. С этого
времени аналогичная схема систематизации права стала называться
институционной. В числе наиболее принципиальных понятий правовой
культуры “Институции” заключали исходное определение смысла правоприменения
и знания права как постоянного стремления воздавать каждому его
должное.
Дигесты, или Пандекты, были самой объемной частью
свода. Они представляли систематическую компиляцию цитат - отрывков
из работ наиболее известных римских правоведов. Всего в составе
“Дигест” насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших
перу 39 известных юристов I-V вв., причем в большинстве случаев
составители приводили достаточно определенные указания на названия
и даже разделы использованных трудов. Это была своего рода энциклопедия
римской юриспруденции.
“Дигесты” в целом также представляли собой структурированный
свод высказываний и правоположений: весь материал условно подразделялся
на семь частей. В первой (кн. 1-4) рассматривались общие вопросы
права и учение о субъектах права - лицах; во второй (кн. 5-11)
- “о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи, о защите нрава
собственности”, т.е. вещное право; в третьей (кн. 12-19) - об
обязательствах двусторонних, или возникающих из “взаимного доверия”;
в четвертой (кн. 20-27) - об обеспечении обязательств, о своего
рода издержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах,
связанных с реализацией семейных и опекунских нрав; в пятой (кн.
28-36) — о завещаниях; в шестой (кн. 37-43) -о самых разнообразных
правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению; в седьмой
(кн. 44-50) трактовались вопросы, связанные, преимущественно с
уголовным и публичным правом; последняя книга посвящалась старым
юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам
и т.п.
При обнародовании “Дигест” император Юстиниан запретил
даже писать к ним комментарии: они представляли официально законодательный
документ не менее, чем собственно правоволожения законов; разрешалось
только делать извлечения и перевод на греческий язык.
Кодекс (Codex) был систематизацией 4600 императорских
конституций, начиная со 117 г., в 12 книгах и 765 титулах. В 1-й
книге содержались постановления по церковному праву, в отношении
источников права, а также государственной службы и обяанностей
чиновников, в книгах со 2-й по 8-ю в основном были обобщены акты
императоров ко гражданскому праву и судопроизводству, в 9-й книге
— по уголовному праву, в 10-12-й - по государственному управлению,
финансам и т.д. При систематизации сохраня" лись даты издания
конституций и имена даровавших их государей. В общем подходе,
тексты предположительно сохранялись неизменными, но однозначно
судить об этом тождестве невозможно из-за отсутствия сопоставительных
текстов.
Собрание Новелл (Novellae), которые считаются условно
дополнительной четвертой частью Свода Юстиниана, было связано
уже с частной сис-тематизаторской деятельностью после смерти императора.
Сохранились три сборника, первый из которых был составлен в 556
г. и включил 122 конституции; два других (содержащие 134 и 168
актов) относятся ко второй половине VI в. Помимо обобщения императорских
постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций
и вообще многое в их содержании касалось управления провинциями
и специфики новшеств в наследственном нраве.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net