*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Тема 5. Наука
и техника в античном мире
До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной
цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев
алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры
и начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор долго
жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их
тайны; он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел. Подражая
жрецам, Пифагор основал тайное общество философов; его последователи
верили в переселение душ и утверждали, что Земля – это шар.
Греция была малоплодородной страной, ее население не могло прокормиться
земледелием; многие занимались рыболовством, другие уезжали в
поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии на берегах
Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой
страной, стало создание триеры – нового типа боевого корабля.
Первая триера была построена около 630 года до н. э. коринфским
мастером Аминоклом; это был корабль с тремя рядами весел и экипажем
в 170 гребцов и 20-30 воинов. Длина триеры составляла 40-50 метров
при ширине 5-7 метров, водоизмещение – около 230 тонн. Большая
скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать
свое главное оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника.
Триера была фундаментальным открытием; она позволила грекам завоевать
господство на Средиземном море и овладеть всей морской торговлей.
Финикийцы, которые до этого были первыми купцами Средиземноморья,
пытались противостоять грекам, но их флот был разгромлен греческими
триерами в битве при Саламине. Все морские пути теперь проходили
через Пирей и Коринф, огромные прибыли от посреднической торговли
обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговли
вкладывались в ремесло; прежде всего в производство керамики;
керамические сосуды были универсальной тарой того времени – зерно,
вино, масло и многие другие продукты хранились в амфорах.
Афины стали главным ремесленным центром Средиземноморья, однако
у греческих предпринимателей не хватало рабочей силы – тогда они
стали покупать рабов. Рабов покупали у варваров, живших по берегам
Черного моря, везли в Афины и обучали ремеслу; они работали в
больших ремесленных мастерских, эргастириях. Таким образом, создание
триеры породило греческую торговлю и греческое рабовладение. Греческое
общество было буржуазным обществом купцов и предпринимателей;
то обстоятельство, что эти предприниматели использовали рабский
труд, не меняет сути дела: плантаторы американских южных штатов
тоже использовали рабов. Основной чертой буржуазного общества
является столкновение частных интересов, которое приводило к бесконечным
судебным процессам.
В греческих судах каждый должен был защищать себя сам; на этих
процессах истцы и ответчики изощрялись в ораторском искусстве;
вскоре этому искусству стали учить в частных школах, в которых
преподавали мудрецы-«софисты». Признанным главой софистов был
Протагор; он утверждал, что «человек есть мера всех вещей» и что
истина – это то, что кажется большинству (то есть большинству
судей). Ученик Протагора Перикл стал первым политиком, освоившим
ораторское искусство; благодаря этому искусству он 30 лет правил
Афинами.
От софистов и Протагора пошла вся греческая философия; в значительной
степени она сводилась к умозрительным рассуждениям, которые сегодня
назвали бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов
встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос
об объективности знания; он подвергал сомнению привычные истины
и верования и утверждал, что «я знаю только то, что ничего не
знаю». Анаксагор пошел еще дальше – он отрицал существование богов
и пытался создать свою картину мира, он утверждал, что тела состоят
из мельчайших частичек. Последователь Анаксагора Демокрит назвал
эти частички атомами и попробовал применить бесконечно малые величины
в математических вычислениях; он получил формулу для объема конуса.
Однако афиняне были возмущены попытками отрицать существование
богов, Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по
приговору суда был вынужден испить чашу с ядом.
Учеником Сократа был знаменитый философ Платон (427-347). Платон
верил в существование души и в переселение душ после смерти. Для
истории науки важны не философские искания Платона, а то, что
он был основателем социологии, науки об обществе и государстве.
Платон предложил проект идеального государства, которым управляет
каста философов наподобие египетских жрецов (надо сказать, что
Платон бывал в Египте). Опорой философов являются воины, «стражи»,
похожие на спартанцев, они живут одной общиной и имеют все общее
– в том числе общих жен.
Платон утверждал, что его идеальное государство существовало в
Атлантиде, стране расположенной где-то на Западе, на затонувшем
впоследствии материке. Конечно, это была «научная фантастика»
тех времен. Более важно, что Платон и его ученик Дион пытались
создать идеальное государства в Сиракузах, на Сицилии; этот политический
эксперимент привел к гражданской войне и разорению Сиракуз.
Социологические исследования Платона продолжал Аристотель; он
написал знаменитый трактат «Политика», этот трактат содержал сравнительный
анализ общественного строя большинства известных тогда государств.
Аристотель выдвинул ряд положений, принятых современной социологией;
он утверждал, в частности, что ведущим фактором общественного
развития является рост населения; что перенаселение порождает
голод, восстания, гражданские войны и установление «тирании».
Цель «тиранов» – установление «справедливости» и равномерный передел
земли. Аристотель известен как основатель биологии; он описывал
и систематизировал различные виды животных – так же как он описывал
и систематизировал государства; таких исследователей позже стали
называть «систематиками».
Аристотель был учителем Александра Македонского, знаменитого завоевателя
полумира. Македонские завоевания были вызваны новым изобретением
в военной сфере – созданием македонской фаланги. Воины Александра
имели копья 6-метровой длины и стоявшие сзади клали свои копья
на плечи передних. Действия в составе фаланги требовали большой
слаженности, и отец Александра, Филипп, потратил много времени
на обучение своих солдат. Македонская фаланга была фундаментальным
открытием, это открытие вызвало волну македонских завоеваний и
появление нового культурного круга, который историки называют
эллинистическим миром.
Александр проявлял интерес к наукам и помог Аристотелю создать
первое высшее учебное заведение, «Ликей»; он взял с собой в поход
племянника Аристотеля Каллисфена. Каллисфен и его помощники описывали
природу завоеванных стран, измеряли широту местности, посылали
Аристотелю чучела диковинных животных и собранные ими гербарии.
После смерти Александра роль покровителя наук взял на себя его
друг и полководец Птолемей. При разделе империи Александра Птолемею
достался Египет, и он основал в Александрии по образцу Ликея новый
научный центр, Мусей. Здания Мусея располагались среди прекрасного
парка, там были аудитории для студентов, дома преподавателей.
Обсерватория, ботанический сад, и замечательная библиотека – в
ней насчитывалось 700 тысяч рукописей. Преподаватели Мусея получали
царское жалование; среди них были не только философы и механики,
но и поэты, и восточные мудрецы, переводившие на греческий язык
египетские и вавилонские трактаты. Египетский жрец Манефон был
автором трактата «Египетские древности», а вавилонский жрец Бероэс
написал «Вавилонские древности»; 72 еврейских мудреца перевели
на греческий язык Библию.
Мусей был первым научным центром, щедро финансируемым государством
и его деятельность показала, что если есть деньги – то будет и
наука. По существу, день рождения Мусея и был днем рождения античной
науки. Главой Мусея, «библиотекарем», был географ Эратосфен, сумевший,
измеряя широту в различных пунктах, вычислить длину меридиана;
таким образом, было окончательно доказано, что Земля – это шар.
Евклид создал геометрию – ту, которую сейчас проходят в школах.
Он положил в основу науки строгие доказательства; когда Птолемей
попросил у него обойтись без доказательств, Евклид ответил: «Для
царей нет особых путей в математике». Ученик Евклида Аполлоний
Пергский продолжил труды своего учителя и описал свойства эллипса,
параболы и гиперболы. В Мусейоне активно обсуждалась гипотеза
Аристарха Самосского о том, что Земля вращается по окружности
вокруг Солнца - однако оказалось, что она противоречит наблюдениям
(дело в том, что Земля движется не по кругу, а по эллипсу). В
результате ученые Мусейона во главе с Клавдием Птолемеем (II в.
н.э) создали теорию эпициклов. В соответствии с этой теорией Земля
находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные
сферы, объемлющие одна другую; вместе с этими сферами по сложным
эпициклам движутся Солнце и планеты. За последней сферой неподвижных
звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Труд Птолемея «Великое
математическое построение астрономии в 13 книгах» («Magiste syntaxis»)
был главным руководством по астрономии вплоть до Нового времени.
Птолемей создал научную географию и дал координаты 8 тысяч различных
географических пунктов – это «Руководство по географии» использовалось
европейцами до времен Колумба.
Создание Мусея совпало по времени с новым переворотом в военном
деле, изобретением военных машин, баллисты и катапульты. Появление
баллисты изменило тактику морских сражений; если раньше главным
оружием триеры был таран, то теперь стали строить огромные корабли
с башнями, на которые устанавливали баллисты. Эти корабли назывались
пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и более гребцов,
а общее число гребцов достигало тысячи человек. Именно баллиста
позволила царю Птолемею завоевать господство на морях; Александрия
заняла место Афин и стала главным торговым центром Средиземноморья.
Из Александрии по каналу можно было попасть в Красное море, и
корабли александрийских греков плавали даже к берегам Индии. Символом
торгового могущества Александрии стал 130-метровый Фаросский маяк
– одно из чудес света, построенное Состратом Книдским по приказу
Птолемея II.
“Царь Птолемей посвящает богам-спасителям на благо мореплавателям”,
- гласила надпись на гипсовой плите у подножия маяка – но со временем
гипс отвалился и из-под него показалась другая надпись, вырезанная
на мраморе: “Сострат из Книда посвящает богам-спасителям на благо
мореплавателям”.
Создание баллисты знаменовало рождение инженерной науки, «механики».
Первым великим механиком был знаменитый строитель военных машин
Архимед, проживший большую часть жизни в Александрии. Архимед
на языке математики описал использование клина, блока, лебедки,
винта и рычага. Вместе с корабельным мастером Архием Архимед построил
для сиракузского царя Гиерона «Сиракузянку» – огромный корабль-дворец
с великолепными залами и бассейнами. Корабль приводили в движение
две тысячи гребцов, а на башнях стояли баллисты, бросавшие в противника
трехпудовые камни. Тысячи рабочих впряглись в канаты, чтобы спустить
корабль на воду – но не смогли сдвинуть его с места; тогда Архимед
сделал лебедку, с помощью которой царь сдвинул корабль в одиночку.
Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение
«архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое использовалось
для орошения полей. Из других александрийских инженеров получили
известность Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного насоса,
и Герон, создавший аэропил – прообраз паровой турбины. В Александрии
был изобретен так же перегонный куб, который позже стали использовать
для получения спирта.
В III веке до н. э. начинается эпоха римских завоеваний. Возвышение
Рима было связано с новым военным изобретением, созданием легиона.
Новое оружие римлян породило новую волну завоеваний и появление
нового культурного круга, который историки называют pax Romana,
«Римский мир». Завоевав Грецию и Египет, римляне переняли как
греческую культуру, так научные достижения Мусея.
Главным техническим достижением римлян было создание цемента и
бетона. Римляне научились использовать опалубку и строить бетонные
сооружения; в качестве наполнителя использовали щебень. Во II
в. н. э. в Риме был построен Пантеон, «Храм всех богов» с литым
бетонным куполом диаметром 43 метра – позднее это сооружение стало
образцом для архитекторов Нового времени. Римляне использовали
цемент и бетон при строительстве дорог и мостов; римские дороги
вызывали восхищение у историков последующих эпох. Мост через Дунай,
построенный архитектором Аполлодором, был одним из чудес того
времени – он имел в длину более километра. Вершиной римского строительного
искусства стал храм Святой Софии в Константинополе, построенный
Анфимием из Тралл; этот храм имел купол диаметром в 33 метра,
установленный на пилонах 23-метровой высоты.
Самым знаменитым ученым и инженером римского времени был Марк
Витрувий, живший I веке до н.э. По просьбе императора Августа
Витрувий написал «Десять книг об архитектуре» - обширный труд,
рассказывавший о строительном ремесле и о различных машинах; в
этом труде содержится первое описание водяной мельницы. В XV веке
труд Витрувия стал пособием для архитекторов Нового времени.
Витрувий в своей работе использовал труды ученых из Александрийского
Мусея, который функционировал до конца IV века. В последние века
существования Мусея в нем работали такие знаменитые ученые как
Папп и Диофант. В 391 году Мусей был разрушен во время религиозного
погрома – христиане обвиняли ученых в поклонении языческим богам.
Роль христианства в развитии науки можно понять, только разобравшись
в существе этой идеологии. Как известно, основатель социал-демократической
партии Германии Карл Каутский считал Иисуса создателем социалистической
идеологии. «Поди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, - сказал
Иисус богачу. – Удобнее верблюду пройти сквозь игольи уши, нежели
богатому войти в Царствие Божие». «Все верующие были вместе и
продавали имение и всякую собственность и разделяли всем, смотря
по нужде каждого», - говорится в деяниях апостолов. Впоследствии
христиане признали частную собственность, но истинно верующие
монахи и теперь живут коммунами. Христианство было социалистической
идеологией; благодаря этому оно стало религией народа и одержало
победу.
Однако вместе с тем христианство претендовало на роль монопольной
идеологии, он боролось с другими религиями и с другими богами,
преследуя всякое инакомыслие. Никто не имел права усомниться в
том, что написано в Библии – а в Библии было написано, что Земля
лежит посреди Океана и накрыта как шатром, семью куполами неба,
что в центре мира находится Иерусалим, а на Востоке, за Индией,
расположен рай и там берут начало четыре священные реки: Тигр,
Евфрат, Инд и Ганг. Это была древняя картина мира, позаимствованная
когда-то из Вавилона, и она никак не совмещалась с античной наукой.
В конце концов, отцы церкви, согласились принять систему Клавдия
Птолемея, потихоньку признали, что наша планета – шар, и перенесли
рай за седьмую птолемеевскую сферу, в «жилище блаженных». Однако
в дальнейшем, когда церковь утвердилась, она уже не могла пойти
на уступки Копернику и Галилею.
Церковь подавляла свободомыслие ученых, но причиной гибели античной
науки было не всевластие церкви. В III веке н. э. далеко на Востоке
появилось новое оружие, которое принесло гибель античной цивилизации.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net