Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

16.1. Соотношение понятий "развитие","прогресс","регресс".

Проблема исторического прогресса является одной из централь-
ных во всех значительных философских учениях. И это не случайно,
так как именно философия призвана рефлексивно осмыслить историчес-
кий процесс. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время
трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к со-
вершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен,
то уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере,
экономика служит базой для многих негативных процессов), а состоя-
ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным
оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. По-
этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества
за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо-
речивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че-
ловечеством встала задача научиться сочетать изменения в науч-
но-технической,социальной и духовной сферах, чтобы между ними не
разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие
под историей не подвели людей к краю бездны.
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать
с выявления взаимосвязи прогресса и развития.
Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или при-
равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем
изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие раз-
вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя-
зей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это
особый тип изменения.
Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,
изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав-
нозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические
процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые измене-
ния типа "вода - пар - вода...").
Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, ко-
торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и
функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз-
витие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа-
тельных изменений сложных системных объектов в достаточно большие
интервалы времени (например,эволюция литосферы, экосистем, истори-
ческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда,
НТП и т.д.).
Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное
социально-историческое развитие происходит с постоянными отклоне-
ниями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления,
дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов или конвер-
генции - слияния, синтеза, объединения различных линий развития
(формирование крупных наций из различных племен).
Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть
которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем,
возникших в определенных условиях в результате действия соответс-
твующих причин. Необходимо учитывать не только обусловленность
настоящего прошлым, но и развитие самой современности: ведь в нас-
тоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтерна-
тивные возможности будущего развития. Историзм тесно связан с кон-
цепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально
процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные зако-
номерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в
единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно
учитывать многообразие возможных форм, путей развития.
Наиболее сложным типом развития является история общества,
включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы:
взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер
детерминации общественно-исторических процессов. В реализации ис-
торических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор,
идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических
процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диа-
лектики.
В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя
противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо-
положными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от
друга, диалектически связанными тенденциями развития являются
прогресс и регресс.
Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип,
направление развития, характеризующееся переходом от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе
можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее
элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта.
Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.
Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле-
ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности,
ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой-
чивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего
развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор
полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее
структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обес-
печивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной
системы, то такой процесс называют регрессом.
16.2. Социальный прогресс и его критерий.

Представление о том, что изменения в мире происходят в опре-
деленном направлении, возникло в глубокой древности и первоначаль-
но было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций
многообразие и острота политических событий сочетались с крайне
медленным изменением социально-экономических основ общественной
жизни. Для большинства античных авторов истории - простая последо-
вательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом
же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходя-
щей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как цикли-
ческий круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Арис-
тотель,Полибий). Христианская историософия рассматривает историю
как процесс, идущий в определенном направлении, как движение к не-
коей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной ис-
тории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской
эсхатологии, и из ее отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая ре-
альное ускорение общественного развития, была овеяна оптимиз-
мом,уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а
в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного поз-
нания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на
древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прог-
ресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго,
Кондорсе).
Просветительские теории прогресса обосновали ломку феодальных
отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопи-
ческого социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был
чужд историзм. Прогресс общества в теориях просветителей имел те-
леологический характер, они возводили в ранг конечной цели истории
преходящие идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем уже Вико и
особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического
развития.Романтическая историография начала XIX века в противовес
рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической
эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивиду-
альности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм
был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли аполо-
гии архаических отношений. Более глубокую трактовку прогресса дал
Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к
прошлому, так и против ложного историзма романтической "историчес-
кой школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие
мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени
общественного развития к другой. Его философия истории превращает-
ся в теодицею, оправдание бога в истории.
Диалектический материализм выработал принципиально иной под-
ход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий
прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или
трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса
имеет смысл лишь применительно к определенному историческому про-
цессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели,
стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое
развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто
страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исто-
рического развития - переход от систем с преобладанием естествен-
ной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической
детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил.
Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют
и более сложные формы производственных отношений и общественной
организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень
овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в рос-
те производительности труда, и степень освобождения людей из-под
гнета стихийных общественных сил, социально-политического нера-
венства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии ис-
торического прогресса. В свете указанного критерия обществен-
но-экономические формации представляют собой закономерные стадии
поступательного развития человечества. Но процесс этот противоре-
чив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пес-
симизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в.,
прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это
понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби,Соро-
кин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое
распространение получают также различные концепции "конца истории"
и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются
многие глобальные проблемы современности - экологическая, демогра-
фическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза
ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья
населения.
В заключение отметим, что применение критериев общественного
прогресса при исследовании развития общества должно носить комп-
лексный характер и не в отношении экономической, социальной, поли-
тической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы
рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой
общественной системы, имеющей свою историю.
16.3. Глобальные проблемы современности и основные пути
их решения.

В процессе исторического развития человеческой деятельности
происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с
ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с
природой. В начале человеческой истории действовали преимуществен-
но адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Че-
ловек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям,
происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную приро-
ду. Затем по мере развития производительных сил возобладало утили-
тарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная
эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механиз-
мов,который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Гло-
бальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и вы-
ражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к при-
родным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к
осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений
в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим
особое значение приобретает осмысление глобальных проблем совре-
менности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.
Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечелове-
ческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каж-
дого отдельного человека практически в любой точке планеты. Напри-
мер, угроза термоядерной катастрофы,угроза деградации природной
среды и экологического самоубийства человечества, продовольствен-
ная проблема, проблемы борьбы с опасными для человечества заболе-
ваниями и т.д. Все эти проблемы порождены разобщенностью челове-
чества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не
стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. От-
рицательные результаты и последствия несогласованных, непродуман-
ных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в гло-
бальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового эко-
номического и социального развития. Они оказывают все более су-
щественное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их ре-
шение предполагает объединение усилий большого количества госу-
дарств и организаций на международном уровне.
Все глобальные проблемы современности можно свести к трем ос-
новным группам:
1. Проблемы экономического и политического взаимодействия го-
сударств:
а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и
создания благоприятных условий для социального прогресса всех
стран и народов;
б) проблема преодоления технологической и экономической отс-
талости развивающихся стран и установление нового международного
порядка.
2. Проблемы взаимодействия общества и природы:
а) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей
среды;
б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами
(сырьем, энергией,продовольствием);
в) освоение мирового океана и космического пространства.
3. Проблемы взаимоотношений людей и общества:
а) проблема роста народонаселения;
б) проблема охраны и укрепления здоровья людей;
в) проблемы образования и культурного роста.
В первой группе проблем мы назвали проблемы интерсоциальные,
преимущественно политические проблемы.И это не случайно. Отношение
между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества
- ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью"
человечества. Достаточно сказать, что 1/4 ученых мира втянута в
подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от со-
зидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ре-
сурсы. Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся
материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего
живого на планете. И наконец, военные расходы - главное препятс-
твие на пути положительного решения всех глобальных проблем.
В условиях "потепления" международного климата, сокращения
гонки вооружений создаются политические и экономические предпосыл-
ки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако обольщаться ус-
пехами в демилитаризации человечества не следует. Во-первых, сох-
раняется противостояние отдельных государств и опасность для чело-
вечества локальных конфликтов и малых войн. Во-вторых, в условиях
быстрого развития атомной энергетики возрастает опасность термоя-
дерного катаклизма из-за бесконтрольного расползания атомного
оружия и попадания его в руки политических маньяков и гангстеров.
Проблема полной демилитаризации человечества может быть реше-
на только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного на-
рода другим, преодоления экономической отсталости развивающихся
стран и установления справедливого международного экономического
порядка. Эта проблема является ключевой в деле перехода к новому
историческому типу природопользования, к коэволюционным механизмам
развития человечества в гармонии с природой и самим собой.
Суть экологической проблемы заключается в опасном для сущест-
вования человечества нарушения равновесия биосферных процессов.
Известно, что жизнь на Земле существует в форме биотических
круговоротов органического вещества, основанных на взаимодействии
процессов синтеза и деструкции. Каждый вид организмов - звено био-
тического кругооборота, процесса воспроизводства органического ве-
щества. Функцию синтеза в этом процессе выполняют зеленые расте-
ния.Функцию деструкции - микроорганизмы.
Человек на первых этапах своей истории был естественным зве-
ном биосферы и биотического кругооборота. Изменения, вносимые им в
природу, не оказывали решающего влияния на биосферу.
Сегодня человек стал крупнейшей планетарной силой. Достаточно
сказать, что ежегодно из недр Земли извлекается около 10 млрд.т.
полезных ископаемых, расходуется 3-4 млрд.т. растительной массы,
выбрасывается в атмосферу около 10 млрд.т. промышленной углекисло-
ты. В Мировой океан и реки сбрасывается более 5 млн.т.нефти и неф-
тепродуктов. Обостряется с каждым днем проблема питьевой воды.
Воздушная атмосфера современного промышленного города предс-
тавляет собой смесь дыма, ядовитых испарений и пыли.
Исчезают многие виды животных и растений. Великое равновесие
природы нарушено до такой степени, что появился мрачный прогноз об
"экологическом самоубийстве человечества". Все громче раздаются
голоса о необходимости отказаться от всякого промышленного вмеша-
тельства в естественное равновесие, остановить технический прог-
ресс. Однако решить экологическую проблему путем отбрасывания че-
ловечества к средневековому состоянию - утопия. И не только пото-
му, что люди не откажутся от достижений технического прогресса.
Дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофичес-
кие, происходили и будут происходить независимо от человека, поэ-
тому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармони-
зации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и
коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без
этого невозможно решение глобальных проблем, входящих в третью
группу. Первая из них - это проблема народонаселения.
Проблему народонаселения нельзя сводить только к воспроиз-
водству населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в
первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и
общественных способов производства материальных благ. Диалекти-
ко-материалистическая социальная философия отвергает мальтузианс-
кую концепцию роста народонаселения, биологизаторский подход к
объяснению его воспроизводства. Однако и в мальтузианстве есть,
хотя и негативно выраженная, здоровая мысль о необходимости для
прогресса общества опережающего роста производства благ по отноше-
нию к росту населения. Если производство материальных благ отстает
от роста населения, то материальное положение людей будет ухуд-
шаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это в
конечном счете приводит к старению населения и сокращению произ-
водства материальных благ.
Наблюдающийся в конце ХХ века быстрый рост населения в стра-
нах Азии, Африки и Латинской Америки связан прежде всего с осво-
бождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый
этап экономического развития. Новый "демографический взрыв" обост-
рил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антаго-
нистическим характером развития человечества. Все это выразилось в
резком ухудшении питания, здоровья и образованности населения.
К стыду цивилизованного человечества более 500 млн.людей
(каждый десятый) изо дня в день хронически недоедают, ведут полу-
голодное существование, и это преимущественно в странах с самыми
благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного произ-
водства. Как показывает анализ, проведенный экспертами ЮНЕСКО,
причины голода в этих странах надо искать в засилии монокультур
(хлопок, кофе, какао, бананы и т.д.) и низком уровне агротехники.
Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты
сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью моты-
ги и сохи.
Больше всего от недоедания страдают дети. По данным Всемирной
организации здравоохранения, ежедневно умирает 40 тыс.детей в воз-
расте до 5 лет, которых можно было бы спасти. Это составляет около
15 млн.человек в год.
Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В
настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в воз-
расте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных
увеличивается ежегодно на 7 млн.человек. Решение этой проблемы,
как и других,упирается в нехватку материальных средств для разви-
тия системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, ог-
ромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс. Для высво-
бождения и использования этих ресурсов во благо человечества необ-
ходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек.
Прогнозируя будущее человечества, следует учитывать три важ-
нейших обстоятельства. Во-первых, НТР, которая посредством автома-
тизации производства, интеллектуализации техники коренным образом
изменяет место и роль человека в технологическом процессе. Во-вто-
рых, НТР предполагает такого работника, который по уровню своего
интеллектуального развития и разносторонности способен сформиро-
вать достойную человека искусственную среду его жизнедеятельности
(ноосферу). Потребность в человеке универсальном, гармонически
развитом, творчески активном и социально ответственном не выдумка
философов. Становление человека новой формации выступает как тех-
нологическая, экологическая и экономическая необходимость. Без та-
кого человека, который все свои решения и дела соизмерял бы с ин-
тересами и делами всего человечества, общественный прогресс не-
возможен. Следовательно, в-третьих, люди должны овладеть новым
мышлением, перейти к новому типу рациональности. Рационализация
общества, односторонне ориентированная на рост производства вещей
или извлечение прибыли, оборачивается иррациональными катастрофи-
ческими последствиями для человечества в целом и каждого отдельно-
го индивида. Такая рациональность должна быть заменена рациональ-
ностью гармонического развития. Только гармонизация отношения че-
ловека к природе и к другому человеку, осуществленная в планетар-
ном масштабе, - залог спасения человечества. Не сама по себе кра-
сота спасет мир, а красота, ставшая отношением человека к челове-
ку, внутренним источником полноценной
творческой жизни каждого.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net