*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
14.1. Понятие
культуры. Сущность, структура и основные
функции культуры. Культура и деятельность.
Понятие культуры является сложным
и неоднозначным. Культура в
различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения
множества конкретных наук. Это археология, этнография, история
и
социология. Каждая из этих наук создает свое определенное предс-
тавление о культуре. Археология по остаткам, дошедших до нашего
времени, изучает культуру исторических предков, ныне живущих или
исчезнувших народов. Этнография занимается культурой представите-
лей различных национальностей во всем ее многообразии и целостнос-
ти. Своя точка зрения на культуру как на объект исследования име-
ется у историков и социологов. Отсюда и огромное количество опре-
делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей свое
оп-
ределение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150
до
250 определений культуры в различных научных областях, а всего
в
мировой литературе их около 500. Для философии в отличие от этих
наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих
чер-
тах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения
выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом.
Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова
"culture" - что в переводе означает "возделывание
земли, уход".
Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия куль-
туры, под которым философы понимают все виды преобразовательной
деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В нас-
тоящее время слово "культура" часто употребляется как
мера уровня
образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя
спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается
и
вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятель-
ности человека порождает и многообразие проявлений культуры, одним
из наиболее исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля-
ется определение известного культуролога Э.С.Маркаряна. Оно гла-
сит: "Культура есть способ внебиологической адаптации человеком
окружающей действительности". В этом понятии наиболее отчетливо
зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от
би-
ологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конк-
ретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах обществен-
ного развития.
На протяжении всей истории развития философской мысли культу-
ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными
мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие
культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие
"жень") и Индии (понятие "дхарма") означало
прежде всего целенап-
равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало
оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ-
ней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности",
которую они
считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных"
варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично
впи-
тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое
представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-
ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер-
шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в
Ев-
ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры,как важнейше-
го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам
процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека
целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда
отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь-
явола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль-
туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период
под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти-
ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание
под культурой различных форм духовного и политического саморазви-
тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс-
тва, морали, религии и государственном правлении. Французские
просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-
жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого
разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей
счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
"естественной" природы. Однако уже в то время зародилось
философс-
кое направление "критики культуры". Последователи этого
направле-
ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму
че-
ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли
чис-
тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной
ступени развития, испорченности и развращенности "культурных"
на-
ций. Восприняв эту критику культуры,как проблему общетеоретическо-
го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители
немецкой классической философии стали искать выход в осознании
культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру
прежде все-
го с позиций морального сознания (его знаменитый категорический
императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания,
а
Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-
ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область
духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой
классической философии рассматривали сущность культуры как единую
цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной
ис-
торической последовательности и образующих единую линию духовной
эволюции человечества.
Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-
нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно
го-
воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-
тельная философская дисциплина.Последователи неокантианства (Рик-
керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфи-
ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни
и организации общества того или иного типа. Интересна концепция
немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается
в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством
и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному
организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого
культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом,
ци-
вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это
оз-
начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория
"локальных" цивилизаций английского историка А.Тойнби.
Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-
ру как специфическую характеристику общества, которая выражает
достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-
щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,
развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер-
минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто-
рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных
свойств и признаков,степени развития человека. Реальная, живая
культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст-
венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-
торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-
ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям,
традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками
деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека,
и, в
известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-
даваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто-
рая" искусственно созданная человеком природа. Там,где есть
чело-
век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми
-
там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой
меру человеческого в человеке.
Само становление личности есть не что иное, как результата
культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе
определенную долю общественной культуры, человек становится лич-
ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой
собственный мир, как богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность
внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает
человеческое качество, становится способным сам участвовать в
культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития
человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого
в
человеке, характеристика развития человека как человеческого су-
щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-
тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей
совокупности результатов человеческого труда и мысли.
По мнению большинства современных социологов и философов, за-
нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно
выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи,
ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание
людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элемен-
тов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благо-
даря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются
в
обществе, доходят до каждого его члена. Если первый класс элемен-
тов характеризует культуру как систему эталонов общественного
по-
ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую социальный
контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся
системы просвещения и образования, средств массовой информации
и
коммуникации, различные виды культурного сервиса.
Культуру принято разделять на материальную и духовную. Мате-
риальную культуру образуют продукты материального, а духовную
-
продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае
нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль-
туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а мате-
риальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения
че-
ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две обозна-
ченные выше области производства- материального и духовного, при-
чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни
ведущую, определяющую роль.
Являясь выражением способов и норм социальной организации и
регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом
функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся
в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая,
не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репро-
дуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен-
ных результатов человеческой деятельности от поколения к поколе-
нию, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и
его
прогрессивное развитие. Продукты культуротворческой деятельности
подвергаются своеобразной проверке, социальному отбору: одни из
них сразу входят в культурный оборот и становятся составляющей
культурного прогресса, для других требуется время, чтобы они были
осознаны и включены в социальную практику. Социальной функцией
культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-
турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко-
ления и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль-
туры называется ценностно-ориентационной.
Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это
и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура
ми-
ровоззренческая, политическая, технологическая, производственная,
культура человеческого общения, культура экологическая, правовая
и
художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя
и
результаты, и способы деятельности, причем не только творческой,
но и репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и
ис-
точник культуры тогда, когда она носит общественный характер,
когда ее продукты имеют смысл не только для данного индивида,но
и
для других людей. Таким образом, культура является продуктом об-
щественной деятельности, независимо от того в какой форме - кол-
лективной или индивидуальной - она осуществлялась. Поэтому главный
родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общест-
венный источник ее происхождения и развития. Под этим источником
подразумевается общественный труд, который носит всеобщий характер.
Таким образом, культура - это не только производство вещей и
идей в их оторванности от человека, это производство самого чело-
века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей
и отношений, во всей целостности его общественного бытия.
14.2. Общество и культура. Общее и особенное в развитии
культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства.
Развитие культуры - органическая
составная часть истории об-
щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать
и
вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материаль-
ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-
ной жизни - социальной и социально-политической. Характерно, что
при крайне низких темпах развития материального производства в
эпо-
ху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области
культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время
обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех
составляющих культуры этой эпохи. Однако, нельзя не отметить,
что
в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-
ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в эконо-
мической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и
ис-
кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.
Развитие культуры связано и с другими внешними детерминанта-
ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилиза-
ции утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История
с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-
рии, а вместе с тем становится реальностью мировая культура,акку-
мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях
все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого
народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-
тов с другими странами и народами.
Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов
ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-
ции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни
у
аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в
первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столе-
тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело
к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с
преградами на пути развития связей с остальным миром Япония уско-
ренно пошла вперед.
Следует отметить,что на развитие культуры, как впрочем и на
ее возникновение,сильнейшее воздействие оказали не только внешние,
но внутренние факторы.Необходимость углубленного анализа внутрен-
них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-
ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-
шило присущее первобытности единство материального и духовного,
а
наряду с этим положило предел не только слитности материальной
и
духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект
и носитель - первобытный коллектив.
В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал
все больше отделяться от физического, город - от деревни,когда
об-
щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-
ных уровней, на этнические образования,территориально-региональные
общности, а также демографические страты - картина культуры в
це-
лом, как и картина ее исторического движения усложняется.
Прежде всего с возникновением сложной социальной структуры
общества, возникшей в результате разделения труда, управление,
умственная деятельность, духовное производство стали преимущест-
венно сферой занятий определенного класса или социальной группы.
Автономизация умственного труда, его отделение от физического
дали
мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-
лила сделать интеллектуальную деятельность - профессией, которая
органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-
тической деятельности человека. С каждым этапом развития общества
и его фундаментальной основы- общественного производства, роль
умственного труда, его практическая значимость в жизни общества
все более возрастает.
Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и
интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом
суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп
на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной
ме-
ре определяет разницу в содержании и формах культурных пластов
и
уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация
господствовавшего до недавнего времени в отечественных общество-
ведческих науках классового подхода к анализу и классификации
яв-
лений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.
Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-
вости просто неприменим - это наука, техника,язык.
Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в
себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется
влияние социально-классовых и групповых интересов - это искусс-
тво,мораль, философия и т.д.
В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в
силу их природы, непосредственно с возникновением классов, напри-
мер, область политической культуры,хотя даже здесь абсолютизация
классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо соци-
ально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии,
при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая
борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах,
в
соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за
пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой при-
вести к деформации последней, к лишению предметов культуры их
собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для
распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-
вается в различного рода "культурных клише", назначение
которых
состоит в навязывании через культуру определенных идеологических
стереотипов.
На развитие культуры в современных условиях оказывает свое
воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие
многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо рас-
ширила возможности приобщения самых широких масс к духовным цен-
ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-
ла возросшие требования к образованности,к повышению интеллекту-
ального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию
транспорта,средств связи НТР усилила подвижность населения,привела
к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-
ционализации общественной жизни и культуры.
Культура представляет собой неоднородное явление. Наряду с
общими чертами,ей присущи и черты характерные для различных соци-
альных слоев и групп. Системы специфических культурных особеннос-
тей, характерных для некоторых социальных групп, называются суб-
культурами. Так, своеобразие культурных запросов молодежи дает
ос-
нование говорить о существовании особой молодежной субкультуры.
Черты особенности несут на себе субкультуры отдельных профессио-
нальных групп. Важными являются региональные особенности в культу-
ре, которые имеют свои социальные и исторические истоки. Нужно
стремиться не к выравниванию и нивелировке, а к сохранению самобыт-
ности отдельных субкультур и обогащению таким образом культурной
жизни всего общества.
Национальные культуры также являются специфическими культур-
ными системами, обладающими относительной автономностью и автох-
тонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочис-
ленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое
об-
щечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга
по
форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-
дов, различными условиями, в которых происходило формирование
этих
культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее
большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимо-
действует с другими народами. Поэтому многие национальные культу-
ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких прожи-
вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-
тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-
обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга,
а
тем более к провозглашению их исключительности.Нельзя выстраивать
национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной
на-
ции в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое
высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это
особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации
общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом
про-
цессе национальных культур, каждая из которых включает в себя
как
свое национальное, так и интернациональное содержание.Не умаляя
ценности и уникальности существования и развития национальных
культур,следует отметить, что каждая нация вносит свой историчес-
кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой
мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры
пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому
единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатс-
твах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия
культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-
ва.
Региональные особенности культуры проявляются не только в
специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются опреде-
ленные существенные различия между городской культурой и культурой
села, культуры крупного города и культуры мелких и средних горо-
дов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших
регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное
ос-
воение действительности и использование его успехов. Восток же
до
недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие
ок-
ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-
ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада
и
Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и ду-
ховными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя
итог можно сказать, что мировая культура - явление достаточно
сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные,
национальные типы культур и огромное число субкультур, существую-
щих в качестве подсистем в этих культурных типах.
Во внутренней организации культуры существуют также структур-
ные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-
туры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом
массового потребления. В работах западных философов и социологов
данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры,
по-
тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-
метов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если
они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама,
ставшая обязательным атрибутом современного общества, является
не-
отъемлемой частью массовой культуры.
Массовой или популярной культуре противопоставляют элитарную
культуру, которая более сложна по содержанию и трудна для восприя-
тия ее неподготовленными людьми. К ней обычно относят кинофильмы
Феллини и Тарковского, произведения Кафки, Воннегута, Томаса Ман-
на, музыку Дюваля и Шнитке. произведения, создаваемые в русле
дан-
ного типа культуры рассчитаны на узкий круг хорошо разбирающихся
в
искусстве знатоков и любителей. Но массовый потребитель культуры
может и не обратить на них внимание или не понять их. Целью для
создателей произведений элитарной культуры как правило является
не
коммерческая выгода (хотя они часто стоят довольно дорого), а
стремление к новаторству, полному самовыражению и художественному
воплощению своих идей. Следует подчеркнуть,что популярная и эли-
тарная культуры не враждебны друг другу. Удачные находки, худо-
жественные приемы,идеи и ценности элитарного искусства через неко-
торое время теряют свой новаторский характер и перенимаются, тира-
жируются массовой культурой, повышая ее уровень.
Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу-
ется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней
детерминацией,которая реализуется не только в активном использова-
нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры,
но
и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры,
его
основные направления,его содержание и темп.
Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конк-
ретно-исторических формах.Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-
ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,
при переходе от античности к средневековью, а затем от средних
ве-
ков к эпохе Возрождения.
Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества
от формации к формации. При этом в истории формирования культуры
имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет
как
бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей
закономерностью развития культуры является преемственность, в
ко-
торой реализуется единство противоположностей - традиции и твор-
чества. История предметных результатов человеческой деятельности,
воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-
действии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых
сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом
каж-
дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-
щее, как к центру,который с течением времени сдвигается к новым
поколениям.
Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные
традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного
наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению,
но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении
жиз-
ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и
как
наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных
тра-
диций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
Современное поколение не может не опираться на созданные ранее
ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось
каж-
дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления
и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование
культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение
лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-
тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-
ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-
но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством
тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает
признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур-
ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-
ния искусства или научные открытия не находят признания у совре-
менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-
ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время
рано
или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное.
Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных
при жизни современниками,работы предтечи космических полетов чело-
вечества К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.
В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-
но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос-
ти.Тиражирование или репродуцирование не является творчеством,хотя
и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно
распространение, а не создание культуры.
Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное
культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко-
пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-
но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество
в
развитии культуры органично взаимосвязаны.
В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти-
ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-
тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего
от-
жившего, консервативного в культурной традиции.
14.3. Человек и культура. Культура и формирование личности.
Центральной фигурой культуры является
человек, ибо культура -
мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-
ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз-
витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием
которой является сам человек во всем богатстве его способностей,
потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение
личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-
тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему
конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических
условий.
Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-
мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего
места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к
пла-
нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ-
ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального
вы-
бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец,
способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.
Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож-
на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может
и
должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее
на-
чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных
си-
туациях, но и планировать,моделировать свое будущее.
Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс-
тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает
особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а
на-
ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение
конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-
лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-
го мировоззренческого стержня.
Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления
в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-
нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-
даптации.
Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях
культурного развития и самосовершенствования требует выработки
четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если
учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся
существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.
В становлении личности важное место занимает образование, од-
нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.
Образованность чаще всего означает владение значительным запасом
знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый
ряд
таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети-
ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без
нравственных основ сама по себе образованность может оказаться
просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-
турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним
и даже ущербным в своих ориентациях.
Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со-
четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал,
усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений
от школы до академии.
Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов-
ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии
до
недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в
пре-
делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость
и
ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в
жиз-
ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду-
ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к
остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода,
нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов-
ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным
отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен-
ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-
ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-
ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.
Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда
за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-
ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся
своим культурным поведением человек может обладать богатым духов-
ным миром и глубокой внутренней культурой.
Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-
ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм,
презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто-
кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-
щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.
Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -
в здоровой экономике, в демократической политической системе.
Не
меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение
к
мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-
венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-
туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.
Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое
тесно
связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу
же
оговоримся,что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано-
вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные
качества человека. Второе говорит о его социальном положении,
по-
лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность
предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен-
ную надежность и культурность,честность и правдивость, бескорыс-
тие, развитое чувство долга и ответственности,верность своему
сло-
ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав
свойств личности,который называют порядочностью. Этот набор харак-
теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.
В становлении культуры личности большое место отводится куль-
туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности
человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе-
нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз-
витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя-
зи,структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-
дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по
интересам, спортивные секции - все эти организации и институты
иг-
рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей,
создания сферы неформального общения, которая так важна для твор-
ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-
вой психической структуры личности.
Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб-
ного, неформального, досугового,общения в семье и т.д. - в решаю-
щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры
общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем
об-
щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более
да-
вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс-
тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.
Искусству ведения диалога надоучиться, особенно это важно сегодня
в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов-
ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать
свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики
и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать
своих оппонентов.
Движение к гуманному демократическому общественному строю
просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры,
ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общест-
венного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что
углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры
каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых
условий.
14.4. Культура и цивилизация.
Понятие цивилизации происходит от
латинского слова "civis" -
"гражданин". По мнению большинства современных исследований
циви-
лизация обозначает следующую за варварством ступень культуры,
ко-
торая постепенно приучает человека к целенаправленным,упорядочен-
ным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую
предпосылку культуры. Так, "цивилизованный" и "культурный"
воспри-
нимаются как понятия однопорядковые, но цивилизация и культура
-
не синонимы (система современной цивилизации, характерная для
раз-
витых стран Западной Европы, США и Японии, одна и та же, хотя
культуры во всех странах различные). В других случаях этот термин
используется для обозначения известного уровня развития общества,
его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выде-
ления формы цивилизации берутся признаки региона или континента
(цивилизация античного Средиземноморья, европейская цивилизация,
восточная цивилизация и т.д.). В них в той или иной мере отобража-
ются реальные характеристики, выражающие общность культурно-поли-
тических судеб, исторических условий и т.д., но следует отметить,
что географический подход не всегда может передать наличие в этом
регионе различных исторических типов, уровней развития социаль-
но-культурных общностей. Еще одно значение сводится к тому, что
под цивилизациями понимают автономные, уникальные культуры, прохо-
дящие известные циклы развития. Так используют это понятие русский
мыслитель Н.Я.Данилевский и английский историк А.Тойнби. Весьма
часто цивилизации выделяются по религиозному признаку. А Тойнби
и
С.Хантингтон полагали, что религия является одной из основных
ха-
рактеристик цивилизации и даже определяет цивилизацию. Конечно,
религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира
человека, на искусство, литературу, психологию, на представления
масс, на всю общественную жизнь, но не следует и переоценивать
влияния религии, ибо цивилизация, духовный мир человека,условия
его жизни и структура его верований взаимообусловлены, взаимозави-
симы и взаимосвязаны. Не стоит отрицать того,что существует и
об-
ратное влияние цивилизации на формирование религии.Более того,
не
столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация
выбирает религию и адаптирует ее к своим духовным и материальным
потребностям. Несколько по иному понимал цивилизацию О.Шпенглер.
Он противопоставлял цивилизацию, которая по его мнению представля-
ет совокупность исключительно технико-механических достижений
че-
ловека, культуре как царству органически-жизненного. О.Шпенглер
утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня
цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В
сов-
ременной западной социологической литературе проводится идея абсо-
лютизации материально-технических факторов, выделение человеческой
цивилизации согласно уровню технико-экономического развития. Тако-
вы концепции представителей так называемого технологического де-
терминизма - Р.Арона,У.Ростоу, Дж.Гэлбрейта, О.Тоффлера.
Перечень признаков, которые являются основой для выделения
той или иной цивилизации, односторонни и не могут передать сути
данной социально-культурной общности, хотя они характеризуют в
той
или иной мере ее отдельные черты, особенности, определенную специ-
фику, технико-экономические, культурные, региональные своеобразия
данного социального организма, не обязательно ограниченного наци-
ональными рамками.
В диалектико-материалистической философии и социологии циви-
лизация рассматривается как совокупность материальных и духовных
достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства.
В
первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной
общностью, в которой социальные, экономические и культурные сос-
тавляющие общества практически не разделялись, причем сами отноше-
ния внутри общностей носили в значительной степени "естественный
характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений,
ког-
да к тому времени общество разделилось на классы,механизмы функци-
онирования и развития общества решительно изменились, оно вступило
в новую полосу развития, в полосу цивилизации.
Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчерк-
нуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой
разделение труда, вытекающий из него обмен и объединяющее оба
эти
процесса товарное производство достигают полного расцвета и произ-
водят полный переворот во всем прежнем обществе.
Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окуль-
туренную природу и средства этого преобразования,человека, усвоив-
шего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания,
а
также совокупность общественных отношений как форм социальной
ор-
ганизации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразова-
ние. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным
набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой
общих запретов, похожестью ( но не тождественностью) духовных
ми-
ров и т.д. Но любому эволюционному процессу в том числе и развитие
цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации
жиз-
ни, - цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря
на
объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен
цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя
государство и право - сами продукт высокоразвитых цивилизаций.
Они
возникают на базе сложных, социально значимых технологий. Такие
технологии охватывают не только сферы материального производства,
но и власть, военную организацию, промышленность,сельское хозяйс-
тво, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация
возникает благодаря особой функции технологии, которая создает,
порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную
среду обитания, в которой она живет и развивается.
Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимается
много специалистов - философы, социологи, историки, этнологи,
пси-
хологи и т.д. Цивилизационный подход к истории рассматривается
в
качестве противопоставления формационному. Но четкого, общеприня-
того определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть
много различных исследований, но нет общей картины развития циви-
лизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же
время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций
и
рождение в их рамках феномена культуры становится в современных
условиях все актуальнее.
С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций
играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации,
которую представляет исторический процесс. Классификация формаций
и цивилизаций - это лишь определенные ракурсы, в которых изучается
история развития человечества. Сейчас принято различать цивилиза-
ции традиционные и техногенные. Естественно, такое деление услов-
но, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную инфор-
мацию и может быть использовано в качестве отправной точки иссле-
дования.
Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где
жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере произ-
водства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто
на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур
и
образа жизни. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в
та-
ких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку
и ориентирована на его сохранение. Личность в традиционных общест-
вах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпо-
рации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социальной
общности. Человек, не включенный в корпорацию, утрачивал качество
личности. Подчиняясь традициям и социальным обстоятельствам, он
уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сос-
ловной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессио-
нальных навыков, продолжая эстафету традиций. В традиционных куль-
турах идея господства силы и власти понималась как непосредствен-
ная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах
и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не
только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой
семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь
или
император телами и душами своих подданных. Традиционные культуры
не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Ки-
тай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневе-
ковья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных
об-
ществ принято относить все общество Востока. Но насколько они
разные - эти традиционные общества! Как не похожа мусульманская
цивилизация на индийскую, китайскую, а тем более на японскую.
Да и
каждая из них тоже не представляет собой единого целого - как
не-
однородна мусульманская цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Тур-
ция, государства Средней Азии и т.д.).
Современный период развития общества определяется прогрессом
техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все
но-
вые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития
сформировался в европейском регионе, его часто называют западной
цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Запа-
де, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной
цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный
научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-техни-
ческие революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно дина-
мичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких
по-
колений радикальное изменение социальных связей - форм человечес-
кого общения. Мощная экспансия техногенной цивилизации на осталь-
ной мир приводит к ее постоянному столкновению с традиционными
об-
ществами. Некоторые были просто поглощены техногенной цивилизаци-
ей. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культу-
ры, тем не менее, сохраняли многие традиционные черты. Глубинные
ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их
предпосылками были достижения культуры античности и европейского
средневековья, которые затем были развиты в эпоху Реформации и
Просвещения и определили систему ценностных приоритетов техноген-
ной культуры. Человек понимался как активное существо, которое
на-
ходится в деятельном отношении к миру. Идея преобразования мира
и
подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной
цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.
Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное пред-
назначение человека. Причем, деятельностно активный идеал отноше-
ния человека к природе распространяется и на сферу социальных
от-
ношений. Идеалы техногенной цивилизации - это возможность индивида
включиться в самые различные социальные общности и корпорации.
Че-
ловек становится суверенной личностью только потому, что он не
привязан к той или иной конкретной социальной структуре, а может
свободно строить свои отношения с другими людьми, вливаясь в раз-
личные социальные общности, а часто в разные культурные традиции.
Пафос преобразования мира порождал особое понимание власти, силы
и
господства над природными и социальными обстоятельствами. Отноше-
ния личности зависимости перестают в условиях техногенной цивили-
зации доминировать (хотя можно обнаружить немало ситуаций, в кото-
рых господство осуществляется как сила непосредственного принуж-
дения одного человека над другим) и подчиняются новым социальным
связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами дея-
тельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в
этой
системе отношений предполагает владение и присвоение товаров (ве-
щей, человеческих способностей, информации и т.д.). Важной состав-
ляющей в системе ценностей техногенной цивилизации является особая
ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на
мир, которая создает уверенность в том, что человек способен,конт-
ролируя внешние обстоятельства, рационально, научно устроить при-
роду и социальную жизнь.
Теперь обратимся к соотношению культуры и цивилизации. Циви-
лизация выражает нечто общее, рациональное,стабильное. Она предс-
тавляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традици-
ях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм,
гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация
определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных
технологий.
Культура - есть выражение индивидуального начала каждого
социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и
вы-
ражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в
традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной
цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоци-
альной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных
и
неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их
языка, религии, их географического местоположения, их контактов
с
другими народами и т.д. Если функция цивилизации - обеспечение
об-
щезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура
отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой
данной общности.
Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование.
Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация
характеризует общественные условия этого развития, социальное
бы-
тие культуры.
Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации
приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем гло-
бального порядка, приобретающих все более острый характер. Речь
идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете
общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические
противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать
ме-
ханизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядер-
ной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому
кри-
зису, в решении энергетической,продовольственной и сырьевой проб-
лемы - все это необходимые предпосылки сохранения и развития сов-
ременной цивилизации.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net