Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

11.5. Базис и надстройка

Понимание закономерностей общественной жизни связано не
только с изучением ее материальных основ, но и с рассмотрением то-
го, как под воздействием бытия и прежде всего материальных условий
жизни возникают различные общественные связи и отношения, формиру-
ются интересы людей, побудительные силы их активной общественной
деятельности. Исключительно важное значение в материалистическом
понимании этих процессов принадлежит понятиям "базис" и "надстрой-
ка". С их помощью удается выяснить сущность общественных отноше-
ний, выделить те из них, которые являются отношениями первичной и
вторичной зависимости, реально проявляют себя в жизни общества,
оказывают формирующее воздействие на различные стороны социаль-
но-экономического развития.
Общество - это, прежде всего, люди, которые в процессе произ-
водства своей жизни вступают между собой в различные, соединяющие
их в единую целостную систему связи и отношения. Поэтому общест-
венные отношения неотделимы от деятельности людей, они не сущест-
вуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общест-
венную форму. Так, производственная деятельность людей благодаря
определенным производственным отношениям всегда протекает в такой
форме, которая придает ей устойчивый характер, что в свою очередь
влияет на развитие политической, правовой, моральной и других сфер
человеческой жизнедеятельности.
Существуют два вида практики: производственная практика, т.е.
обработка природы людьми, и деятельность по преобразованию, совер-
шенствованию, укреплению самого общественного механизма, т.е. об-
работка людей людьми. Примером такой деятельности может служить
политическая деятельность классов или партий, различные системы
обучения и воспитания. Общественные отношения,которые складываются
и воспроизводятся в ходе второго вида практики, закрепляются силой
специальных общественных организаций, учреждений. Они либо поддер-
живают нормальное функционирование господствующих отношений, либо,
наоборот, мобилизуют силы для их ликвидации, реформирования и т.д.
Общественные отношения существенно различаются и по их гене-
зису и взаимодействию с общественным сознанием. Те из них, которые
складываются объективно, не проходя предварительно через общест-
венное сознание, называют материальными. Таковыми являются произ-
водственные отношения.
Что касается идеологических отношений, то они, формируясь на
основе материальных, зависят от общественного сознания. Например,
политическая борьба и политические отношения классов складываются
тогда, когда люди начинают осознавать свои классовые интересы.
Также и с правовыми отношениями - они вообще не могут возникнуть,
если не существует сознательно разработанных, принятых и охраняе-
мых государством норм права. Таким образом, идеологические отноше-
ния складываются под влиянием общественного сознания и наряду с
последним оказываются вторичными, зависимыми от отношений первич-
ных, определяющих - производственных.
Если в производственной практике средствами деятельности яв-
ляются орудия труда, то в практике социально-исторической в ка-
честве своеобразных орудий выступают политические, правовые и про-
чие организации и учреждения. Они закрепляют те или иные общест-
венные идеи, организуют людей на их практическое осуществление и
тем самым способствуют "переводу" идеального через практику в ма-
териальное.
Для отражения этих сложных явлений в материальные и использу-
ются понятия "базис" и "надстройка". Базис - это экономический
строй общества, система производственных отношений (отношений
собственности, обмена, распределения), соответствующих уровню раз-
вития производительных сил. Над базисом как над своеобразным фун-
даментом общественного здания возвышается соответствующая ему
надстройка, включающая, во-первых, общественное сознание (идеи,
теории, взгляды); во-вторых, идеологические отношения; в-третьих,
закрепляющие их общественные организации и учреждения.
Надстройка формируется с четко определенной целью - укреплять
и развивать породивший ее базис. Так, в доиндустриальных общест-
вах, например, задача надстройки состояла в укреплении и развитии
рабовладельческих и феодальных отношений, обеспечении политическо-
го господства рабовладельцев и феодалов, в правовом, моральном,
религиозном обосновании личной зависимости рабов и крепостных
крестьян. Для утверждения существующих общественных отношений соз-
давались специальные учреждения и институты права, морали, филосо-
фии, церкви и др.
Базис определяет характер и содержание надстройки лишь в об-
щем. Реализация этих его объективных требований осуществляется с
большой долей свободы через деятельность социальных групп и клас-
сов, конкретных людей, ставящих перед собой различные политические
цели и действующих в специфических условиях жизни. Здесь налицо
диалектическое взаимодействие общего и особенного. Если этого тре-
бования не соблюдают, а тем более если из абстрактно сформулиро-
ванного общего, из понятия пытаются сделать прямой переход к прак-
тической задаче, вне связи с реальными возможностями ее решения,
то это неизбежно ведет к волюнтаризму.
Разделение труда в условиях современного развития производи-
тельных сил и многообразия собственности отражается в плюрализме
идей, теорий, взглядов, деятельности политических партий.
В этих условиях усиливается роль политической надстройки
(особенно государства) в консолидации сил нации для решения задач
прогрессивного развития страны. В развитых странах эта консолида-
ция осуществляется через создание правового государства и развитие
демократии. Но для существования того и другого необходимы не бла-
гие пожелания, а наличие определенных производственных отношений,
т.е. соответствующих отношений собственности, обмена и распределе-
ния. Неопределенный характер нашей демократии обусловлен тем, что
рыночный базис (новые отношения собственности) еще отсутствует, а
старый социалистический (так же обусловленный отношениями собс-
твенности) еще не устранен.
Политическая деятельность, возглавляемая прогрессивно настро-
енным меньшинством, исходя из объективных интересов всей нации,
должна последовательно и умело осуществлять шаги по созданию ново-
го нового базиса так, чтобы он постепенно становился основой для
создания надстройки, в свою очередь укрепляющей и развивающей наи-
более рациональный, в условиях данных производительных сил, базис.
Надстройка оказывает сильное обратное воздействие на базис.
Она может способствовать развитию базиса, а может тормозить его
развитие. Активность надстройки вытекает из того, что это - сфера
практической деятельности людей, которые реализуют свои интересы,
стремятся либо изменить, а иногда и самым радикальным образом пре-
образовать (вплоть до военных способов решения проблем) сложившую-
ся систему производственных отношений. На это их толкают прежде
всего материальные интересы. Причина того, что реформы в странах
СНГ идут слишком медленно, заключается в том, что классы и соци-
альные группы, сформированные предшествующим способом производс-
тва, существовавшего на основе общественной собственности, стре-
мятся сохранить систему старых производственных отношений, даже
несмотря на всю их экономическую эффективность.
Рыночное общественное сознание нельзя привить людям только
просвещением и пропагандой. Чувство хозяина у человека проявляется
только тогда, когда он действительно становится владельцем собс-
твенности. Но принятие таких реформаторских решений, а главное их
выполнение требует адекватной надстройки, перед которой ставится
задача развития нового базиса, принципиально отличающегося от ста-
рого, который еще продолжает существовать и функционировать. Соз-
дается своеобразный заколдованный круг: для успешной производс-
твенной деятельности необходимо рыночное общественное сознание, но
для его массового возникновения нет еще необходимого, обусловлен-
ного современными производительными силами базиса.
Создать новый базис и устранить старый можно только при усло-
вии проведения реформ, инициатива которых должна исходить из надс-
тройки. Вот почему на передний план опять выходят приоритеты поли-
тики над экономикой. При этом обществу следует отказаться от сило-
вых приемов решения социальных проблем.Ни природа, ни общество не
выносят резких скачков,все должно проходить в рамках естествен-
но-исторического процесса, в котором должны теперь победить рацио-
нальные методы решения проблем. Идея "рационального общества"
должна стать главенствующей в общественных преобразованиях.
Достижение этого видится в разработке и осуществлении соци-
ально-экономических программ и путей их решения, действительно от-
вечающих потребностям развития страны и ее возможностям. Социаль-
но-философской основой научной разработки таких программ является
материалистическое понимание истории.
Формирование нового базиса предполагает коренное изменение
отношений собственности, обмена и распределения на принципах соци-
альной рыночной экономики. Должна создаваться надстройка, которая
в состоянии эффективно осуществить проведение научно обоснованной
политики движения к рынку, создание правового государства, разви-
тие демократии и гласности, свободы совести, утверждение принципов
общечеловеческой морали, развитие научного мировоззрения, культуры
и науки.
Общим итогом такой деятельности должна стать оптимизация от-
ношений социальной справедливости на основе систематического повы-
шения эффективности общественного производства.
11.6. Социальная эволюция и революция

Наряду с относительно спокойными периодами развития общества
есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими
событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход исто-
рии. Эти события и процессы объединяются понятием социальная рево-
люция.
Слово "революция" означает коренное преобразование, переход
от одного качественного состояния в другое. В обществе известны
различные революции: в производительных силах, науке, технике и
культуре. В отличие от них социальная революция - это качественные
изменения в общественных и прежде всего - в производственных отно-
шениях. Согласно материалистическому пониманию истории социальные
революции - закономерное явление. Это не просто случайное наруше-
ние сложившегося порядка вещей, а закономерная форма перехода от
одной общественно-экономической формации к другой. Такой переход
коренным образом меняет всю совокупность общественных отношений.
Социальные революции происходят тогда, когда старая общест-
венно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития,
с необходимостью должна уступить место новой.
Экономической основой социальной революции является конфликт
между производительными силами и не соответствующими им произ-
водственными отношениями. Революция направлена на ликвидацию
этих, ставших основами для развития производительных сил произ-
водственных отношений. Она отИ
на этой основе всей системы общественных отношений, всей надстрой-
ки.
Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и
революцию политическую, переход власти от одних классов и социаль-
ных групп к другим. Необходимость политической революции обуслов-
лена тем, что для изменения экономических отношений надо преодо-
леть сопротивление социальных групп, которые являются носителями
старых производственных отношений. Они держат в своих руках поли-
тическую власть, используют государственную машину для продления
своего руководящего положения в обществе и сохранения старых про-
изводственных отношений.
Материалистическое понимание истории указывает на необходи-
мость определения различий в характере каждой социальной революции
в зависимости от того, какие производственные отношения устанавли-
ваются в результате революции.
Важным моментом революции является вопрос о ее движущих си-
лах, т.е. о действии тех классов и социальных групп, которые заин-
тересованы в победе революции и активно за нее борются. История
знает революцию "сверху", т.е. коренные изменения общественных от-
ношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осоз-
нать необходимость назревших перемен и встать на сторону прогрес-
са. Такими были, например, крестьянская и другие буржуазные рефор-
мы в России во второй половине XIX - начале XX вв. Сегодня в КНР
начат процесс преобразования социалистической экономики в рыночную.
Происходящие в настоящее время реформы в России носят харак-
тер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя про-
изводственных отношений другими соответствующими прогрессу произ-
водства и обществу. Реформы идут медленно. В обществе слишком за-
тягивается осознание необходимости таких реформ, многие социальные
группы не в состоянии вписаться в рыночную экономику и предпочита-
ют существование в рамках затратной экономики. Жесткое централизо-
ванное управление, экономически не оправданные гарантии, уравни-
ловка создали государственно-зависимый тип работника, лишенного
инициативы и предприимчивости, стремления к индивидуальному успе-
ху, предпочитающего равенство в нищете социальной дифференциации,
создаваемой в результате конкуренции экономически свободных произ-
водителей, реализующих свои способности в производственной дея-
тельности.
Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание
старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопро-
вождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом
за десятилетия предшествующего развития.
В социальной революции важнейший вопрос - вопрос о насилии и
цене революции. Марксизм-ленинизм допускал гражданскую войну ради
установления диктатуры пролетариата. На современном этапе очевидна
неправомерность данного подхода. Условия для перехода к новым про-
изводственным отношениям согласно диалектике должны созреть в нед-
рах старого общества, а революция должна действительно играть в
каждом таком случае перехода к новому лишь роль "повивальной баб-
ки", т.е. только способствовать рождению новых обществ, новых про-
изводственных отношений. Всякие попытки силового решения социаль-
но-экономических проблем в современный период, а призывы к подоб-
ным методам любому виду экстремизму следует рассматривать как
преступление перед народом.
В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие",
"бархатные" революции, при которых экономические и социальные пре-
образования, формирование качественно иных, соответствующих дос-
тигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с по-
мощью политических средств и методов, механизмов демократии, не
допуская гражданских войн, то есть мирным путем.
Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят
не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволю-
ционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений
в производственных отношениях, не влекущих за собой резких перехо-
дов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в
обстановке принятия большинством населения предлагаемого полити-
ческого курса.
12.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей.

Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, разви-
вается под воздействием определенных объективных законов.Люди сами
делают свою историю, но делают ее не по своему произволу. История
общества представляет собой закономерный вопрос. Но как же вписы-
вается в этот процесс деятельность людей, что движет людьми и по-
буждает их к социальной деятельности ?
В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить следу-
ющим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную
эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и
интересы. Как отдельные индивиды так и большие группы людей руко-
водствуются в своих действиях прежде всего своими интересами. Но
от чего зависят эти интересы и почему они бывают различными? Это
обстоятельство зависит от многих факторов. Проблема интересов, их
сущности и роли занимала большое место в размышлениях философов
разных времен и поколений, особенно много внимания этому вопросу
уделяли мыслители в XVIII-XIX веках. Идеалистически мыслящие фило-
софы пытались связать их либо со ступенями самопознания абсолютной
истины, либо с божественными предначертаниями. Философы материа-
листического направления исходили из того, что интересы людей за-
висят от того, в каких условиях они живут, какое положение занима-
ют в системе материального производства, в социальной системе об-
щества в целом.
Любой человек представляет собой уникальное явление, у него в
процессе жизни складываются свои взгляды, представления, цели и
интересы. Каждый преследует в жизни как будто бы только свои собс-
твенные цели. Но с другой стороны любой индивид принадлежит к той
или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей: классам, на-
циям и народностям, семьям и т.д. И как частица той или иной об-
щественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти со-
циальные объединения общими условиями существования, сходным обра-
зом жизни, а значит и общностью интересов.
Положение общественных групп в системе материального произ-
водства, образ жизни, материальные условия существования - это те
факторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их
поведение в обществе.
Ф.Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данного
общества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются
мощной побудительной силой, заставляющей действовать исторических
субъектов, т.е. отдельных индивидов, классов, нации или другие об-
щественные группы. Так например, в свое время непомерно тяжелое
положение рабов заставило их подниматься на борьбу со своими угне-
тателями. В эпоху крепостничества в России крестьяне, доведенные
до отчаяния, начинали громить и жечь помещичьи усадьбы. В Англии в
первой половине XIX века рабочие выражали свой протест против жес-
токой эксплуатации тем, что ломали машины, станки, ошибочно видя в
них главных виновников своего бедственного положения.
Поскольку положение классов, социальных групп в системе эко-
номических отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба
за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба
за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основ-
ные и неосновные, материальные и духовные.
Учет интересов различных общественных групп в экономической и
политической сфере деятельности людей играет огромную роль. Это
положение имеет большое значение и в наши дни. Долгое время счита-
лось, что советское общество существует как нечто единое, монолит-
ное слабо структурированное. Допускалось, что между двумя дружест-
венными классами и интеллигенцией имеет место лишь небольшие раз-
личия в интересах. Сейчас обнаружилось, насколько различны интере-
сы различных классов, социальных слоев, национальных общностей.
И хотя исследование этой сложности только началось, в практи-
ческой деятельности необходимо учитывать сущность и динамику инте-
ресов различных профессиональных, возрастных, демографических, на-
циональных и иных групп. Исследование диалектики интересов дает
ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах
истории. Движущей силой исторического процесса, является деятель-
ность всех его "участников" - и социальных общностей, и индивидов,
и выдающихся личностей. На основе их совокупной деятельности и
развивается история общества.
Понятие "субъект исторического процесса" достаточно емкое и
вместе с тем широкое. История есть результат деятельности всех ин-
дивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, выступают
в качестве субъектов истории и ее движущих сил.
Но до уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда
осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значи-
мыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование
такого субъекта есть результат истории. При этом общая тенденция
исторического процесса состоит в том, что в сознательное истори-
ческое творчество вовлекаются все более широкие массы. Так, милли-
оны простых людей и целые общности, в прошлом весьма далекие от
политики, сегодня превращаются из пассивных свидетелей в активных
и сознательных субъектов исторической практики.
В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является
личность, действующая сознательно и ответственная за свои поступ-
ки. Но поскольку речь идет об общественной истории было бы неверно
ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в личностном
плане. Социальная группа тоже может быть субъектом, если у нее
есть общие интересы и цели. В отличие от индивидуального субъекта
группу можно рассматривать как социального субъекта, в качестве
которого может выступать та или иная социальная общность. Иначе
говоря, реально существует множество социальных субъектов.
Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем по-
буждают их к историческому действию их потребности и интересы. Об-
щество, таким образом, выступает как саморазвивающаяся система.
Источником же общественного саморазвития является социальные про-
тиворечия, а движущими силами субъекты истории и те средства, фак-
торы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и поступа-
тельное движение общества. Особое место среди субъектов истории
занимают народные массы.
12.2. Социальная структура общества.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение об-
щества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию,
причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи
между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни
постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в дру-
га. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на от-
ношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определен-
ное влияние на отношение классов.
Вся сложная совокупность социальных общностей, которая су-
ществует в современных условиях представляет собой не просто некое
множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органичес-
кую социальную систему, качественно определенную общественную це-
лостность.В том и состоит сложность существования и функционирова-
ния социальной структуры общества, что в ней различные социальные
общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между со-
бой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социаль-
ные образования.
Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли боль-
шое внимание философы разных времен и поколений. Так, уже в период
развития античной философии древнегреческий философ Платон выделял
в социальной структуре общества следующие сословия: философы, ко-
торые управляют государством, воинов, которые охраняют его от вра-
гов, и работников (крестьян и ремесленников, которые поддерживают
государство материально).
В европейской философии XVII-XVIII века изучению проблем со-
циальной структуры общества много внимания уделяли такие философы,
как Гоббс, Фурье, Руссо и т.д. Немецкий философ Гегель в своих
трудах, прежде всего в "Философии права" развернул глубокую и
всестороннюю картину социальных отношений, которая была затем
всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса.
Проблемы, связанные с изучением социальной структуры общест-
ва, нашли свое отражение в трудах как советских, так и зарубежных
философов ХХ века, причем необходимо отметить, что подход ко мно-
гим сторонам этой проблемы, как в прошлом, так и в настоящее время
остается различным, Для диалектико-материалистического понимания
истории особенно характерно то, что в качестве основы социальной
структуры общества рассматривается развитие материального произ-
водства и те различия,которые связаны с материальными сторонами
жизни людей. Исходя из этого под социальной структурой общества
понимается исторически сложившаяся относительно устойчивая система
связей и отношений между такими элементами общества как целого,
какими являются классы и иные социальные группы, социально-профес-
сиональные и социально-демографические группы, исторические формы
общности, семья.
Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле
слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя
различные виды структур и представляет собой объективное деление
общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными
разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социаль-
но-классовая, социально-профессиональная, социально-демографичес-
кая, этническая, поселенческая и т.д.
Социальная структура в узком смысле слова - это социаль-
но-классовая структура,совокупность классов,социальных слоев и
групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историчес-
ком плане социальная структура общества в широком смысле слова по-
явилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в част-
ности, этнические общности появились задолго до образования клас-
сов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая струк-
тура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так
или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимос-
вязь между различными элементами социальной структуры. Более того,
в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации
или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в истори-
ческих событиях.
Социальная структура общества носит конкретно-исторический
характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна
своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле
слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют оп-
ределяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в разви-
тии экономики,торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в пери-
од Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказа-
лась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни Рос-
сии в ХIХ веке.
В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли соци-
ально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в
социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов
истории свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения
наложили небольшой отпечаток на социальную жизнь общества, потому
что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные эконо-
мические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура об-
щества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако не
менее важное значение, особенно в современных условиях, принадле-
жит и другим социальным общностям людей (этническим, профессио-
нальным, социально-демографическим и т.д.). Такой подход к понима-
нию роли социально-классовой структуры и роли классов отличает ди-
алектико-материалистическое понимание истории.
В западной социологии в отличие от материалистической соци-
альной философии особое место занимает теория социальной стратифи-
кации, обозначающей систему признаков и критериев социального
расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества
со своих особых позиций. Основным ключевым понятием теории соци-
альной стратификации является понятие страта (от лат. - слой,
пласт) как главного и конечного элемента социальной структуры.
Измеряются и выделяются страты по различным критериям и приз-
накам (занятость, доходы, бытовые условия, образование, религиоз-
ные убеждения и т.д.).
Различают одномерную, т.е. осуществляемую по какому-то одному
признаку и многоизмеримую структуру, основанную на ряде признаков
стратификации.
Социальная стратификация позволяет достаточно детально изу-
чать, причем с различных позиций социальную дифференциацию, внут-
реннее расслоение в обществе и сложную систему связей между стра-
тами, прослеживать противоположные потоки социальной мобильности и
т.д. Из недостатков этого подхода следует отметить известную про-
извольность выбора признаков и критериев выделения страт, а наряду
с этим и отсутствие должного внимания к основным разрезам социаль-
ной структуры, очерченным выше.
Вместе с тем эти два различных подхода к изучению социальной
структуры не только не исключают друг друга, а в принципе могут и
должны друг друга дополнять.
Но обратимся к социально-классовой. Что же представляют собой
такие социальные общности как классы? При попытке понять их проис-
хождение и сущность высказывались различные точки зрения. Одни ус-
матривали их источниГ?Ъ!
другие в уровне благосостояния.
Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что
означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было про-
изведено легендарным римским императором С.Туллием, жившим в VI в.
до н.э. Население Рима было разделено на пять классов в соответс-
твии с имущественным положением людей для удобства создания армии.
Позже понятие "класс" получило широкое распространение. Этим поня-
тием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось об-
щество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми
и бедными, борьба между ними как результат противоположности их
интересов были очевидны уже для античных философов. Платон, а за-
тем и Аристотель, признавая естественность деления людей на гос-
подствующих и подчиненных, видели в борьбе между ними причины мно-
гих исторических процессов.
Итак, факт существования классов был известен еще в античную
эпоху. Но пока деление общества на классы было завуалировано сос-
ловными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не
могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это
стало возможным тогда,когда развивающаяся буржуазия, сметая все
сословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма.
Передовые мыслители эпохи французской буржуазной революции, отме-
чая деление общества на классы, пытались ответить на вопрос о том,
в чем причина этого деления. Французские историки времен Реставра-
ции Ф.Гизо, О.Тьерри,О.Минье, обобщая опыт буржуазных революций,
рассматривали историю европейских стран с XV века как проявление
борьбы классов. Существенный вклад в развитие учения о классах
внесли классики английской политической экономии А.Смит и Д.Рикар-
до, которые пытались вскрыть экономические причины деления общест-
ва на классы. Так, А.Смит различал три класса: земледельцев, капи-
талистов и рабочих, считая основой их появления различные источни-
ки дохода - ренту, прибыль с капитала и заработную плату.
При всей важности открытий, сделанных в области учения о
классах до К.Маркса, общим для их авторов была неспособность выя-
вить подлинные причины возникновения и дальнейшие исторические
судьбы классов.
Одни исследователи в качестве причин разделения общества на
классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естест-
венные, природные различия. Другие исследователи за основу классо-
вого деления пытались принять различия в уровне дохода, в имущест-
венном положении. Третьи считали, что классы отличаются друг от
друга различным положением в обществе, обусловленным волей божьей.
Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно
которой классы возникли в результате насилия одних людей над дру-
гими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сто-
ронником этой теории был Е.Дюринг.
Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в
результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен
другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происхо-
дили такого рода события, но само по себе насилие лишь ускоряло
процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причи-
ной появления классов.
Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущ-
ности классов, К.Маркс смог разработать научную, материалистичес-
кую теорию классов, связав их возникновение и существование с
развитием материального производства. Диалектико-материалистичес-
кая концепция классов содержит в себе много рационального, она от-
ражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому ос-
паривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать
важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время
в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых
отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-фило-
софской картине общественного развития.
Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной
предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух
процессов: развития производительных сил и общественного разделе-
ния труда.Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически
можно говорить о них как о двух сторонах одного явления - общего
прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело
к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от зем-
леделия, к первому и второму великому разделению труда, к появле-
нию прибавочного продукта и частной собственности, что и обуслови-
ло социальную дифференциацию людей, которая явилась основой для
формирования классов. Научный анализ истории, общества дает воз-
можность выделить решающий признак класса, показать, что его сущ-
ность находится в прямой зависимости от того, какое место он зани-
мает в системе общественного производства, в каком отношении он
находится к средствам производства, что от этого в конечном счете
зависит его социальное положение в обществе, образ жизни, а это в
свою очередь определяет его психологию и мировоззрение. Поскольку
решающим условием жизни и развития общества является материальное
производство, постольку именно оно и составляет действительную ос-
нову деления общества на классы.
Развернутое определение классов дал В.И.Ленин в работе "Вели-
кий почин". "Классами называются большие группы людей, различающи-
еся по их месту в исторически определенной системе общественного
производства, по их отношению (большей частью закрепленному и
оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в об-
щественной организации труда, а следовательно, по способам получе-
ния и размерам той доли общественного богатства, которой они рас-
полагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может
присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в опре-
деленном укладе общественного хозяйства".
В этом определении выделяются следующие основные признаки, по
которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному
классу:
1) место в исторически определенной системе общественного
производства;
2) отношение к средствам производства;
3) роль в общественной организации труда;
4) способы получения и размеры доли общественного богатства,
которым реально располагает тот или иной класс.
Таким образом, В.И.Ленин считал, что при определении классов
необходимо принимать во внимание, во-первых, не один, а несколько
признаков. Во-вторых, главными признаками, по которым можно и нуж-
но судить о принадлежности человека к тому или иному классу явля-
ются прежде всего признаки экономические. При этом важно отметить,
что при изучении классов необходимо учитывать не только экономи-
ческие признаки, которые являются главными, но идеологические и
психологические особенности, присущие представителям разных клас-
сов. Существенную роль в формировании классов играет и субъектив-
ный фактор: осознание классом своих интересов и создание им своих
организаций.
Во всех общественно-экономических формациях существуют ос-
новные и неосновные классы. Основные классы - это те, существова-
ние которых обусловлено данным способом производства. В каждой об-
щественно-экономической формации существуют основные классы: в ра-
бовладельческом обществе это рабы и рабовладельцы, в феодальном -
феодалы и крестьяне и т.д.
Напротив, классы, существование которых связано с сохранением
остатков прежнего или развитием нового способа производства явля-
ются неосновными. Так, например, после утверждения капитализма в
той или иной стране,в ней еще долгое время наряду с буржуазией и
пролетариатом сохранялись в качестве неосновных классов помещики и
крестьяне.
Внутри как основных, так и неосновных классов существуют раз-
личные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать.
Так, в рабовладельческих обществах Древней Греции и Древнего Рима
шла борьба между рабовладельческой демократией и аристократией,
которая была выражением противоречий интересов между различными
слоями рабовладельцев. В современных условиях в составе рабочего
класса существуют слои высококвалифицированных, квалифицированных
и неквалифицированных рабочих.
Наряду с существованием основных и неосновных классов в соци-
альной структуре общества выделяются различные общественные груп-
пы, которые по своему общественному положению в системе обществен-
ного производства и по своему отношению к собственности не входят
в состав того или иного класса, а образуют особые социальные груп-
пы, слои, сословия, касты и т.д. Так, в России широкое распростра-
нение имели до революции такие сословия, как дворянство, купечест-
во, духовенство, мещанство и т.д. Помимо этого в социальной струк-
туре, в широком смысле этого слова, важную роль играют такие де-
мографические группы, как молодежь, женщины, пенсионеры. Особое
место занимают интегральные социальные группы, объединяющие город
и деревню, лиц физического и умственного труда.

Интеллигенция как общественная группа, как социальный слой
занимает специфическое положение в социальной структуре общества.
Она крайне неоднородна в социальном отношении, характеризуется
своим особым отношением к средствам производства, если не считать
того, что сегодня называют интеллектуальной собственностью: зна-
ния, духовная продукция и т.д., но занимает особое место в системе
общественного производства и общественных отношений в целом. Так,
в частности, техническая интеллигенция занимается управлением про-
изводства.
Интеллигенция - это социальная группа, состоящая из людей,
занятых профессионально умственным трудом и пополняющая свои ряды
из представителей разных классов общества. Интеллигенция существо-
вала в рабовладельческом и феодальном обществе, но как особая со-
циальная группа она сложилась гораздо позже. Интеллигенция оказы-
вает значительное влияние на общественное развитие, особенно в
современных условиях, когда развитие научно-технической революции
ведет к существенному увеличению численности интеллигенции, как в
сфере науки и производства, так и в сфере обслуживания. Помимо
этого заметно повышается роль интеллигенции в решении многих соци-
альных вопросов, как в области политики, так и в других областях в
жизни общества.
Экономические условия существования классов, их место в сис-
теме общественного производства определяют интересы классов. Клас-
совый интерес - это объективное отношение класса к существующему
способу производства, общественному и государственному строю. Не-
совпадение коренных интересов классов является источником борьбы
между ними.
Интересы класса следует отличать от интересов общества в це-
лом. Интерес класса - это интерес определенной общественной группы
людей, тогда как интерес общества - это интерес подавляющего числа
членов общества. Главный интерес общества - это социальный прог-
ресс, обеспечение высокого уровня развития производительных сил,
свободное развитие всех членов общества. При этом совпадение инте-
ресов общества, другими словами общечеловеческих интересов и инте-
ресов класса должно способствовать более ускоренному движению об-
щества по пути прогресса, причем, несомненно, что общечеловеческие
интересы должны преобладать над интересами отдельных социальных
групп, им должен отдаваться приоритет в решении тех или иных проб-
лем.
На протяжении развития многих общественно-экономических фор-
маций происходила классовая борьба. Наряду с другими объективными
причинами она способствовала продвижению общества по пути прогрес-
са. В эпоху рабовладельческого строя она выступала в виде восста-
ний рабов, в эпоху феодализма - в виде крестьянских восстаний. Ши-
рокий размах приобрела она в период осуществления буржуазных рево-
люций в странах Западной Европы, а в дальнейшем и в период осу-
ществления социалистической революции в России.
Классовая борьба происходит в различных формах: экономичес-
кой, политической, идеологической. Исторически первой, и в значи-
тельной степени стихийной формой борьбы является экономическая, то
есть борьба за улучшение условий жизни (условий труда, оплаты тру-
да, социального обеспечения и т.д.). Она охватывает широкие слои
трудящихся и служит для них начальной школой классовой борьбы,
способствуя их политической активности. Именно в экономической
борьбе происходит непосредственное осознание классом своих корен-
ных интересов и целей, вырабатываются формы его организации, раз-
вивается чувство классовой солидарности. Однако эта форма борьбы
не может принести желаемого освобождения, а лишь отчасти улучшает
экономическое положение ее участников.
Следующей формой классовой борьбы является борьба политичес-
кая. Эта борьба за удовлетворение политических требований (более
широкое участие в работе политических органов, расширение прав и
свобод и т.д.). Высшей целью политической борьбы является установ-
ление политической власти, того класса, который добивается корен-
ного улучшения своего положения, экономического и социального.
Наряду с экономической и политической формами классовой борь-
бы существует и идеологическая, которая предусматривает расширение
своего влияния, своих идей среди широких масс. Эта форма борьбы
также имеет большое значение для достижения определенным классом
своих целей. В разные периоды истории и, в разных странах на пер-
вый план выдвигались разные формы борьбы. Так во время становления
капитализма в РОссии (П-половина 1Х века и начало ХХ века) большое
распространение имела экономическая борьба, а в период подготовки
и осуществления социалистической революции - политическая и идео-
логическая.
В современных условиях существует целый ряд особенностей, ко-
торые характерны для классовой борьбы. Это связано прежде всего с
теми изменениями, которые происходят в настоящее время во всем ми-
ре. Если говорить о наиболее развитых в экономическом отношении
странах, то во-первых, развитие научно-технического прогресса при-
вело к значительному улучшению условий труда и жизни значительных
слоев трудящихся. Во-вторых, многолетняя экономическая и полити-
ческая борьба трудящихся также дала свои результаты. Под натиском
их требований и массовых выступлений правящие классы вынуждены бы-
ли идти на улучшение экономического положения трудящихся, в част-
ности, значительное повышение уровня заработной платы,социального
обеспечения, совершенствования системы профессиональной подготовки
и образования и т.д. Положение трудящихся в этом плане значительно
улучшилось. Поэтому, если говорить об этих странах, то острота
классовой борьбы в целом, конечно, снизилась по сравнению с первой
половиной 20-го века. Однако и в настоящее время печать, радио и
телевидение приносят нам время от времени сообщения о массовых
выступлениях трудящихся за улучшение экономических и политических
требований.
Если говорить о развивающихся странах, то там положение нес-
колько иное. Уровень жизни основной массы трудящихся значительно
ниже, чем в развитых странах, в то же время организованность раз-
личных слоев трудящихся еще в большинстве случаев слабая. Поэтому
массовые выступления происходят редко и не играют пока такой роли,
какую они сыграли в свое время, скажем в странах Западной Европы
или США.
В то же время в бывших социалистических странах и государс-
твах СНГ рабочее движение и выступления других слоев общества в
ходе развития демократических процессов приобретает все более ши-
рокий размах. Достаточно вспомнить, например, массовые демонстра-
ции и митинги, которые проходили в ГДР, Румынии, Венгрии, Чехосло-
вакии в период так называемых "бархатных революций", когда проис-
ходило крушение коммунистических режимов в этих странах. В нашей
стране в 1989-90 годах прошла целая серия массовых забостовок шах-
теров, которые выступали не только с экономическими, но и полити-
ческими требованиями. Демонстрации, митинги и забастовки стали
повседневным явлением на территории государства СНГ, когда нача-
лось осуществление экономических реформ, которое, к сожалению,
сопровождается резким ухудшением экономического положения широких
слоев трудящихся.
Рассматривая вопрос о социальной структуре общества представ-
ляется необходимым остановиться на анализе изменений, происходящих
в социальной структуре общества в современных условиях. Не пре-
тендуя на полноту анализа этих процессов, мы остановим наше внима-
ние на главных из них, и прежде всего, связанных с развитием НТР,
на изменениях, которые происходят в результате экономических и по-
литических процессов.
Ускорение научно-технического прогресса, которое получило
свое начало в 60-х годах нашего столетия привело к значительным
переменам не только в развитии науки и техники, но и во всей соци-
альной структуре общества. Это явление особенно проявило себя в
наиболее развитых в экономическом отношении странах (США, Японии,
Германии и т.д.), хотя его влияние все больше сказывается и на
развитии других стран. Усложнение техники, технологии производства
привело к значительному росту в составе рабочего класса удельного
веса высококвалифицированных и резкому уменьшению доли неквалифи-
цированных и малоквалифицированных рабочих. А это в свою очередь
привело к изменению требований, необходимых для подготовки рабочей
силы. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в веду-
щих странах поднялась до уровня младшего колледжа (14 лет обуче-
ния). Высшее и среднее специальное образование становится базовым
для многих профессий. Массовая подготовка средней рабочей силы
требует от семей, корпораций и государства больших инвестиций в
каждого работника и касаются не только усложнения самого характера труда и требований,
которые предъявляются к подготовке работников к такому труду. Они
в свою очередь ведут и к более высокому уровню культуры, общей об-
разованности, к росту стремления к самосовершенствованию и т.д.Эти
обстоятельства хорошо понимают руководители государств, корпора-
ций, предприниматели.
В результате ускорения научно-технического прогресса и дли-
тельной классовой борьбы произошли заметные изменения в материаль-
ном положении людей наемного труда. Основная масса людей наемного
труда (экономическая основа рабочего класса) переместилась в сред-
ние и обеспеченные слои общества. Работающее по найму население
становится не только основным налогоплательщиком, но достаточно
информированным избирателем и гражданином, все более определяющим
лицо и политику правительственных организаций, всего общества.
Среди работающих по найму все больше сегодня становится тех,
кто имеет собственные дома и небольшие земельные участки, акции и
страховые полисы, транспортные средства и т.д. Вместо "простой и
ясной" фигуры пролетария, "которому нечего терять" возникли многие
"пограничные", как бы переходные социальные слои рабочего-собс-
твенника, наемного рабочего-кооператора и т.д. Все это говорит о
том, что под влиянием НТП и других объективных процессов в эконо-
мически развитых странах происходят заметные изменения в социаль-
ной структуре общества, формирование новых слоев, изменение их ро-
ли в жизни общества.
Заметные изменения в социальной структуре происходят в бывших
социалистических странах и в странах СНГ. Развитие демократических
процессов и тех изменений, которые происходят в сфере экономики и
связаны с формированием новых форм собственности, наряду с сущест-
вованием таких основных социальных групп как рабочий класс,
крестьянство, интеллигенция и служащие, идет достаточно активный
процесс формирования так называемого "среднего класса" - слоя
предпринимателей, которые в большинстве из этих стран занимают по-
ка небольшой удельный вес в общей структуре общества, но в буду-
щем, видимо, они будут играть более значительную роль как в эконо-
мике, так и в политике. В странах СНГ в сельской местности разви-
вается слой фермеров, то есть крестьян-собственников.
Развитие рыночных отношений, с одной стороны, приведет к рез-
кому сокращению отдельных отраслей и производств, которые занимали
в прошлом значительный удельный вес в экономике социалистических
стран, что способствует высвобождению значительного числа рабо-
чих, служащих и инженерно-технических работников. С другой сторо-
ны, проведение реформ способствовало развитию новых отраслей, це-
лых сфер деятельности (банковское дело, коммерческие структуры и
т.д.). А это в свою очередь, приводит к увеличению спроса на ра-
ботников новых профессий. В результате этих и других явлений, свя-
занных с развитием рыночных отношений, в социальной структуре об-
щества происходят значительные изменения, как позитивного, так и
негативного характера. Происходит расслоение общества на богатых и
бедных, значительно усиливая процесс социальной дифференциации, а
также социальной мобильности, когда большие массы людей переходят
в силу различных причин из одного социального слоя в другой и т.д.
Остро стоит проблема социальной справедливости, социальной
защиты интересов малоимущих слоев населения, людей, оказавшихся в
результате этих явлений неспособными быстро адаптироваться и раз-
виваться в данной среде: это пенсионеры, студенты, военнослужащие
и т.д. Таким образом социальная структура общества носит сложный
характер.В ней выделяются различные по характеру и общественной
роли социальные общности, складываются сложные взаимосвязи между
ними. Социальная структура общества включает и этническую структу-
ру, в которую входят исторические общности людей: род, племя, на-
родность и нация.
Первой исторической формой общности людей является род - ор-
ганизация первобытного общества, основанная на кровном родстве,
коллективном владении средствами производства, общности элементов
первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устой-
чивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к
непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью раз-
вития производительных сил и поддержания существования рода. Пер-
вобытному способу производства лучше всего отвечала родовая орга-
низация людей. На этой стадии развития общества производственный
коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и
род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым кол-
лективом.
Формой более широкой этнической общности, свойственной перво-
бытно-общинному строю, является племя, которое, как правило, сос-
тояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых
отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность челове-
ка к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспе-
чивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми
же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, тер-
риторию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов,
культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения
имели широкое распространение не только в период развития перво-
бытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям
сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди мно-
гих народов Азии, Латинской Америки и Африки.
Исторический процесс развития производительных сил и произ-
водственных отношений привел к разрушению родо-племенных отноше-
ний. Разложение первобытного и появление классового общества спо-
собствовало появлению новой исторической общности - народности.
Народность как общность людей формируется с возникновением частно-
собственнических отношений. Развитие частной собственности, обме-
на, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое
разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный прин-
цип объединения людей уступил место территориальному. Народность
складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно,
например, что немецкая народность сложилась из различных германс-
ких племен, польская - из славянских и т.д.
Для народности как исторически сложившейся общности людей ха-
рактерны такие признаки, как общность территории, экономические
связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельчес-
ком и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формиру-
ются вплоть до наших дней.
Но история общества развивается дальше, развитие материально-
го производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйс-
тву приходит товарное производство, ликвидируется экономическая
раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи меж-
ду народностями. Все это способствовало тому, что в период разви-
тия капиталистических отношений появилась новая историческая общ-
ность людей - нация для которой наряду с другими признаками (общая
территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее
экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации
образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо из-
вестно, что русская нация сложилась из нескольких славянских на-
родностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих раз-
личные материки и континенты земного шара.
Если для родо-племенной общности главным признаком является
кровнородственный, для народности - общая территория, то для нации
- экономическая жизнь. Именно экономическая жизнь объединяет на-
родности в нации.
Итак, нация - это такая историческая общность людей, которая
имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономи-
ку. Такие исторические общности людей, как народности и нации, иг-
рают большую роль в жизни общества, когда они обретают самосозна-
ние и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь
в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает
одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только
не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в
союзе с ней.
То, что национальные проблемы отчетливо обнаружились в нашей
стране как в годы перестройки, так и в последнее время объясняется
целым рядом причин. Развитие демократизации и гласности позволило
в полный голос говорить о тех проблемах и противоречиях, которые
существовали давно во взаимоотношениях между определенными нациями
и народностями. И хотя долгое время считалось, что в национальном
вопросе все давно решено и нет никаких проблем, что между нациями
навеки утвердились дружественные отношения, жизнь опровергла эти
утверждения. В целом ряде регионов бывшей территории СССР, а те-
перь стран СНГ происходят столкновения на национальной основе, в
отдельных же из них (в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Южной
Осетии, в Чечне и т.д.) дело доходит до настоящей гражданкой вой-
ны. Многие жители страны, слушая ежедневные сообщения из "горячих
точек" страны задают себе вопрос, что же является причиной такого
обострения в национальных отношениях в нашей стране, да и не толь-
ко в ней?
Дело в том, что в национальных отношениях сконцентрировались
почти все деформации, ошибки, беззакония, и даже преступления,
которые имели место в нашей непростой истории: чрезмерный центра-
лизм, нарушения принципов федерации и автономии, нарушения право-
вых норм национальных образований, отсутствие должного внимания к
национальной культуре каждого народа и т.д. Положение осложняется
тем, что наряду со здоровыми силами, заинтересованными в подлинно
демократических преобразованиях, активизировали свои силы и анти-
перестроечные, коррумпированные элементы, заинтересованные в ук-
реплении своей власти. И во многих случаях они, к сожалению, доби-
ваются своих целей.
В социальной структуре общества важная роль принадлежит также
семье, как одной из малых социальных групп людей. Семья представ-
ляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачны-
ми или родственными отношениями, общностью быта и взаимной мораль-
ной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социаль-
ная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Явля-
ясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и
выполняя различные социальные функции,семья играет важную роль в
общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функ-
ций.
Семья, как определенная общность, складывается под влиянием
множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие фак-
торы природного порядка: удовлетворение определенных потребностей
продолжения рода и т.д. Большое влияние на семью как социальную
общность оказывает материально-производственная жизнь общества,
состояние экономики, возможности развития материальной сферы
семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в
удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной люб-
ви, уважения, заботы между членами семьи.
Семья как социальный институт возникла с формированием об-
щества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и
женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и
родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а за-
тем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный
и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный
контроль над браком. С развитием общества происходили определенные
изменения в брачно-семейных отношениях.
Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны
с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей.
Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и
правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.
Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, кли-
мат которой способствует или препятствует развитию моральных и фи-
зических сил человека, становлению его как социального существа.
Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые спо-
собствуют развитию личности.
Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В
сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и
эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное
воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не
сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздейс-
твия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное
наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, разви-
тие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспи-
тательную функцию семьи трудно переоценить.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравс-
твенно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны
государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в
улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net