*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
11.1. Основные
принципы и специфические особенности материалистического понимания
истории.
Общество - часть материального мира,
социальная форма движе-
ния материи. Знание о законах материализма и диалектики в примене-
нии к общественным процессам полагает выявить сущность материалис-
тического понимания истории, специфические законы общественного
развития.
Применение материализма в объяснении исторического процесса -
дело чрезвычайно сложное и трудное, общефилософские принципы мате-
риализма автоматически не ведут к материалистическому объяснению
истории. Можно, например признавать, что сознание есть продукт
вы-
сокоорганизованной материи, что оно вторично, оставаясь при этом
идеалистом в понимании истории, считая общественное сознание пер-
вичным по отношению к материальному бытию.
В обществе действуют конкретные люди, преследующие определен-
ные цели. Будучи сознательными существами, обладающими волей,
они
стремятся к осуществлению своих интересов. Роль сознания в их
дея-
тельности трудно переоценить. Однако наряду с верным отражением
действительности, общественное сознание содержит в себе и идеалис-
тические представления. Основной гносеологической причиной сущест-
вования исторического идеализма является абсолютизация роли созна-
ния (идей) в исторических событиях. Поверхностный, обыденные
взгляды на вещи не позволяют проникнуть в сущность происходящего,
увязать его с развитием общества в целом и сделать необходимые
для
себя практические выводы. Тезис "идеи правят миром"
не просто жив,
но проявляет себя сегодня в безответственных субъективистских,
по-
пулистских заявлениях и действиях, в стремлении некоторой части
общества волюнтаристски разрешать социально-экономические пробле-
мы, не считаясь с объективными закономерностями.
Конечно, общество есть продукт исторической жизнедеятельности
людей, связанной с человеческим сознанием. Однако все более и
бо-
лее убеждаемся в правильности основного материалистического поло-
жения о том, что в конечном счете "не сознание людей определяет
их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их созна-
ние". Общественное же бытие, это прежде всего производство
матери-
альных условий жизни человека и те отношения, которые складываются
между людьми.
Человеческая история - это не только история возникновения и
смены философских теорий и политических учений, моральных норм
и
эстетических представлений, это не только возникновение, расцвет
и
падение государств, жизнь и деятельность выдающихся личностей.
За
всем этим лежит некая основа, придающая связь и непрерывность
че-
ловеческой истории. Такой основой служит материальное производство
- необходимое условие общественной жизни.
Неприходящая материалистическая ценность марксизма заключает-
ся в том, что он не остановился на констатации эмпирической оче-
видности, а пошел дальше,увидев за повторением событий и процессов
подлинные законы развития человеческой истории. В Марксизме содер-
жатся подлинно научные утверждения, прошедшие проверку обществен-
ной практики, которые как научные, должны использоваться в объяс-
нении общественных явлений и общественной практике.
Ф.Энгельс писал: "... Маркс открыл закон развития человечес-
кой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологичес-
кими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны
есть, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии зани-
маться политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следо-
вательно, производство непосредственных материальных средств к
жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития
народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государс-
твенные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиоз-
ные представления данных людей и из которой они поэтому должны
быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор".
(К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, стр.350-351).
Материалистические положения,объясняющие практику не из идей,
а идейные образования из практики,являются основой научного подхо-
да к пониманию исторических процессов, познанию объективных зако-
нов развития общества. Вот почему анализу материального производс-
тва, его источникам и движущим силам, одним словом - проблемам
труда в материалистическом понимании истории уделяется исключи-
тельное внимание.
Познание диалектики производительных сил и производственных
отношений позволяет проникнуть в сущность материального производс-
тва, понять законы его самодвижения и саморазвития, увидеть, что
развитие общества есть естественно-исторический процесс, для кото-
рого происходящий по своим особым объективным законам. В не должно
быть места ни субъективизму, ни волюнтаризму, ни фатализму.
Исследование этих проблем показывает так же, что способ про-
изводства является определяющим фактором развития других сфер
об-
щественной жизни, определяет социальную структуру общества, его
политической организации, влияет на развитие различных форм об-
щественного сознания. Это имеет огромное значение не только для
понимания прошлого, но является так же необходимым условием для
современной успешной общественно-производственной деятельности
лю-
дей. Социально-философский материалистический анализ развития
ма-
териального производства должен помочь обоснованию необходимых
пу-
тей и средств социально-экономических преобразований в стране.
11.2. Материальное производство
Социально-философский анализ материального
производства
предполагает рассмотрение следующих основных компонентов матери-
ально-производственной сферы:
1) труда, как комплексного социального явления;
2) способа производства материальных благ;
3) закономерностей и механизмов функционирования материаль-
но-производственной сферы в целом.
Труд - явление сложное, многокачественное и многоуровневое,
требующее изучения с самых различных позиций. Важнейшей основой
анализа труда является характеристика труда как природного процес-
са. Природную основу имеет и сам субъект труда - человек, ее сох-
раняют и все материальные, внешние факторы труда, орудия и средс-
тва производства. Но объективные условия труда - не простые пред-
меты природы, а предметы природы уже преобразованные человеческой
деятельностью. Сам процесс труда так же опирается на природные
преобразования, включает их в себя. Изменяя всего лишь формы при-
родного вещества, он постоянно в процессе этого формирования опи-
рается на содействие природы. Результаты труда - материальные
бла-
га, представляют собой обработанное, подчиненное воле человека
действие природных закономерностей.
Таким образом процесс труда, с самого начала производства и
заканчивая произведенным продуктом включает в себя природное осно-
вание.
Природное в процессе труда выступает не в "чистом виде",
оно
неразрывно связано с социальным в самых различных "пропорциях".
Тем не менее природное всегда сохраняет в труде свое фундаменталь-
ное значение. Поэтому есть все основания рассматривать труд и
как
природный процесс.
Сказанное имеет большое значение для диалектико-материалис-
тического понимания общества. Хотя человек в процессе своего об-
щественного развития создал социальный мир, "вторую природу",
об-
щество это совсем не отдельное и самостоятельное образование.
Под-
черкивая природную суть общественного труда мы, тем самым, указы-
ваем на неразрывность связи общества и природы. Это ориентирует
общество на усиление внимания к вопросам рационального использова-
ния природных ресурсов, решению проблем экологии, которые в насто-
ящее время, благодаря интенсивному "наступлению" человека
на при-
роду стали глобальными.
Очень важно рассмотреть труд и с позиции диалектики матери-
ального и идеального. Конечно, в процессе труда следует прежде
всего вычленить материальную сторону. Средства труда представляют
собой материальные условия производства. Вместе с тем необходимо
видеть и роль сознания, идеального как важного и отличительного
компонента трудовой деятельности.
Если материальность труда в определенной мере связана с при-
родным бытием, то идеальность труда проистекает из того, что это
- деятельность человека, общественного субъекта, наделенного созна-
нием и стремящегося к осуществлению поставленных целей. Труд -
это
взаимосвязи,взаимопереходы материальной и идеальной сторон. Иде-
альное через живую деятельность человека материализуется, воплоща-
ется в изменении материальных факторов труда. Природа не строит
городов и машин - все это продукты человеческого труда, овещест-
вленная сила знания.
В свою очередь материальные факторы труда, отражаясь в созна-
нии субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Весь
трудовой процесс поэтому, следует рассматривать как развивающуюся,
обогащающуюся диалектику материального и идеального, их непрерыв-
ного взаимопревращения. Результаты труда так же являются воплоще-
нием и материальных, и идеальных факторов труда, материальное
и
идеальное превратились в разветвленную общественную систему, охва-
тывающую все стороны жизнедеятельности людей.
Смысл труда заключается в достижении определенных результа-
тов,реализации поставленных целей, он есть процесс созидания,
по-
ложительная творческая деятельность.
Продуктами труда являются материальные (продукты питания,
жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь)
так
и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.
Но продукты труда не исчерпываются материальными и духовными
благами. Новые политические, организационные формы человеческой
жизни, более эффективные механизмы общественного управления также
являются результатами труда. Созидаемые в труде предметы разнооб-
разны, как разнообразны потребности и запросы людей, вся их об-
щественная жизнь.
Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный
результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, чело-
век. Таким образом человек, общество, общественные отношения явля-
ются всегда конечными результатами труда.
Только в процессе труда, напрягая постоянно свои физические и
духовные силы, ставя перед собой новые более масштабные цели и
за-
дачи растет и развивается человек. Роль труда в развитии человека
огромна. Труд не только создал человека, но его непрерывно совер-
шенствует. Поэтому действительным богатством, создаваемым в труде,
является не только мир материальной и духовной культуры, но и
че-
ловек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.
Следует особо сказать об объективности трудовой деятельности.
На любом отрезке истории трудовая деятельность развертывается
в
рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности
че-
ловека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в
рамках развития самого человека как субъекта труда. Этот объектив-
ный уровень и определяет масштабы, возможности его трудовой дея-
тельности.
Люди правда, всегда стремятся выйти за пределы достигнутого.
Но даже выходя за пределы наличного материального производства,
несмотря на полеты фантазии человек практически вынужден исходить
все же из возможностей самого этого уровня. Он меняет орудия и
средства производства ровно настолько насколько они позволяют
это
делать, т.е. исходя из объективных условий, достижений своих пред-
шественников.
Трудовая деятельность человека многопланова и разнообразна.
На этой основе раскрывается вся мощь и сила человеческого разума,
воли, желания, целей. Воплощая в жизнь объективные возможности
труда, развивая свои способности, люди через свой труд постоянно
идут к поставленным ими целям. В этом и проявляется развитие об-
щества, оно раскрывается именно как общество - высшая форма движе-
ния материи.
Общественный характер труда заключается в исторической его
перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества
в
труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности об-
щественного субъекта труда - народа, его сопряженностью со всеми
сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей
по
созданию материальных и духовных благ является основной причиной
общественного богатства.
Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общест-
венного разделения труда, что заставляет их, с одной стороны,
ин-
дивиду анализировать, а с другой стороны, кооперировать свою дея-
тельность, но и потому, что в процессе труда, в своей непосредс-
твенной жизненной практике они приобретают и используют знания,
навыки, умения, полученные другими людьми, предшествующими поколе-
ниями. Они приобщаются к опыту прошлого, т.е. социолизируются.
Производство всегда является общественным потому, что люди не
могут производить не соединяясь известным образом для совместной
деятельности и для взаимного обмена этой деятельностью. Каждая
ступень общественного производства всегда связана с определенным
способом совместной деятельности людей, которая свое реальное
вы-
ражение получает в развитии общественного разделения труда и его
интеграции сначала внутри отдельного предприятия, начинаясь на
каждом рабочем месте, а затем продолжаясь в масштабе отрасли,
ре-
гиона, государства и наконец, в системе мирового хозяйства на
ос-
нове международного разделения труда.
Итак, труд, являясь источником разделения и ядром производс-
тва, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и
при-
роды, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправ-
ленную созидательную деятельность человека для удовлетворения
постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию
создания, использования и совершенствования средств производства,
техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека
как
субъекта общественного производства и личности.
Будучи вечным естественным условиям жизни человека, труд
всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и пос-
редством нее. Практическое воплощение это получает в таком фунда-
ментальном явлении общественной жизни как способ производства.
Производство всегда осущестМ -ЁG
производителей с техникой в процессе их совместной деятельности.
При этом первое составляет содержание, а второе - социально-эконо-
мическую форму процесса производства.
Этот двуединый процесс фиксируется в понятие "способ произ-
водства". Оно обозначает тот общественный вид и способ, которым
люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения
их потребностей.
Способу производства материальных благ принадлежит особая
роль в общественной жизни - он является основным фактором, опреде-
ляющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон
и
сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники,
идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конеч-
ном счете именно способ производства материальной жизни обусловли-
вает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще.
ис-
тория общества рассматривается в первую очередь как история спосо-
бов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что
про-
изводится, и как производится, какими средствами труда. Каждый
способ производства, развивая способности человека является опре-
деленным видом и способом производства субъективных человеческих
сил, способом развития производительно действующего индивида.
Спо-
соб производства в конце концов утверждает и определенный образ
жизни людей.
В процессе производства люди взаимодействуют с природой и
друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно
свя-
занные стороны любого конкретного способа производства,что находит
свое выражение в существовании производительных сил и производс-
твенных отношений. Способ производства определяется как противоре-
чивое единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы составляют содержание способа производства,
а производственные отношения его форму.
Производительные силы - это те силы, с помощью которых об-
щество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того произво-
дительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития
общественного индивида.
Производительные силы выражают отношения человека к природе,
его способность творчески использовать богатство ее в личных и
об-
щественных интересах. Производительные силы существуют и функцио-
нируют только внутри общественного производства. Уровень развития
производственных сил проявляется в степени познания человеком
за-
кономерностей природы и их использования в производстве для дости-
жения поставленных целей.
Каждый способ производства базируется на определенном матери-
ально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе тру-
да. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизи-
рованный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне
определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное,
постиндустриальное (информационное).
К производительным силам относятся все факторы, которые опре-
деляют уровень производительности труда: это все субъективные
(личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса тру-
да, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ.
К
ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная
сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации,
а
также средства труда и предметы труда. К производительным силам
относят также науку в ее технологическом применении, обобществле-
ние производства посредством разделения труда, кооперации, специа-
лизации, а также возникающие из них организацию и управление про-
изводством. Природные богатства и природные силы лишь тогда стано-
вятся производительными силами, когда они благодаря человеческому
труду являются элементами общественного производства.
Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс
различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов,ко-
торые выполняют специфическую функцию в процессе производства.
Основой любой системы производительных сил являются челове-
ческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.
Рабочая сила, есть совокупность физических и духовных способ-
ностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и
ко-
торые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-ли-
бо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить
оп-
ределенные потребности). Использование рабочей силы в качестве
осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он
может выступать только во взаимодействии со средствами труда и
предметами труда. Последние, таким образом,становятся производи-
тельными силами только тогда, когда они охвачены человеческим
тру-
дом.
Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются чело-
веком в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут
быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом;
сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал
и
полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлечен-
ной в производство и преобразованной частью природы.
Предмет труда не пассивный объект, он играет в системе произ-
водительных сил определенную активную роль. Он постоянно предъяв-
ляет требования к рабочей силе, к инструментам и технологии произ-
водства. В условиях НТР эта активная роль предмета труда повышает-
ся благодаря развитию науки (химии), появляются совершенно новые
предметы труда.
Средства труда - есть вещь или комплекс вещей, которые чело-
век помещает между собой и предметом труда и которые служат для
него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Пос-
ледним источником труда является природа. Человек пользуется меха-
ническими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в
со-
ответствии со своей целью применить их как орудия воздействия
на
другие вещи.
В форме средства труда человеком создаются такие силы, кото-
рые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не
мог-
ло бы достичь современных успехов в производстве.
Состав средств труда весьма разнообразен и меняется от эпохи
к эпохе. Главными их элементами являются орудия труда, техника
и
постоянно развивающаяся по мере усложнения производства инфраст-
руктура, то есть комплекс отраслей хозяйства обслуживающих произ-
водство (дороги, мосты, каналы, склады,энергетическое хозяйство,
транспорт, получающая все большее развитие компьютерная сеть и
т.д.
Техника - это прежде всего совокупность различных устройств
созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспорт-
ных средств и т.п.), предназначенных для создания различных ве-
ществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и исполь-
зования в целях развития производства, удовлетворения различных
непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выс-
тупать и как средство производства, и как его конечный продукт
-
результат производственной деятельности людей. Она поэтому состав-
ляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конеч-
ном счете характер и содержание способа производства.
Но технику нужно еще понимать и как совокупность различных
навыков устойчивых образцов деятельности, особого рода умений.
Те
или иные устройства, созданные человеком, мог11.3. Диалектика
производительных сил и производственных отношений
Материализмом открыт всеобщий закон
развития материального
производства - закон соответствия производственных отношений ха-
рактеру и уровню развития производительных сил. Это положение
по-
могает понять развитие общества как объективный, естественно-исто-
рический процесс, увидеть те производственные социально-экономи-
ческие механизмы, которые лежат в основе научно-технического и
об-
щественного прогресса в целом. Основной материалистический тезис,
выражающий его сущность состоит в том, что "в общественном
произ-
водстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые,
от
их воли не зависящие отношения - производственные отношения, кото-
рые соответствуют определенной ступени развития их материальных,
производительных сил". Производственные силы и производственные
отношения составляют способ производства материальной жизни, кото-
рый обусловливает социальный, политический и духовный процессы
жизни вообще.
Производственные отношения всегда выступают как социаль-
но-экономическая форма развития производительных сил. Каждому
уровню развития производительных сил естественно-исторически соот-
ветствует только своя социально-экономическая форма существования
и развития, которой и являются соответствующие этим производитель-
ным силам производственные отношения.
Порожденные реально существующими производительными силами,
производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно раз-
вивать породившие их производительные силы.
Однако, возникнув в соответствии с потребностями производи-
тельных сил как социально-экономическая форма их существования
и
поступательного развития, утвердившиеся производственные отноше-
ния, т.е. отношения собственности, обмена и распределения, обычно
отстают от развития производительных сил, которые непрерывно раз-
виваются и совершенствуются в результате разделения труда, техни-
ческого прогресса. Создается ситуация, когда из фактора развития
производительных сил производственные отношениям становятся их
оковами. Тогда между производительными силами и производственными
отношениями возникает и нарастает конфликт,, означающий, что в
об-
ществе созрела потребность в обновлении производственных отноше-
ний. Это противоречие трактуется как экономическая основа социаль-
ной революции.
История человечества с исчерпывающей полнотой доказывает жиз-
ненность закона соответствия, под его непосредственным влиянием
происходит развитие общества в целом.
Родо-племенной строй с его общим трудом и относительным ра-
венством в распределении средств жизнеобеспечения в то время был
единственно возможной общественной системой, способной гарантиро-
вать выживание и развитие в условиях примитивных средств труда.
В
рамках первобытного коллектива люди производили средства своего
труда и воспроизводили сам коллектив с его системой связей и отно-
шений. Средства к существованию брались готовыми от природы: добы-
вались с помощью охоты, рыболовства, собирательства. Это была
так
называемая присваивающая экономика. Низкий, рутинный уровень про-
изводства обусловливал первобытно-коллективный образ жизни людей.
Первая великая революция в производительных силах произошла в
результате первого общественного разделения труда - отделение
ско-
товодства от земледелия. Социальным последствием этой революции
стала замена родо-племенного коллектива, территориальной, соседс-
кой общиной.
Сначала в общине сохранялось примитивное равенство. Но посте-
пенно, с развитием производительных сил отдельным семьям удава-
лось осуществлять производство и накопление материальных благ,
а
значит, выделяться и противопоставлять себя общине. Началось раз-
ложение общинной собственности, затянувшееся на тысячелетия. От-
дельные элементы общинных форм присутствуют сегодня в слаборазви-
тых странах в виде отдельных экономических укладов. В качестве
пример можно сослаться на существование крестьянской общины в
царской России. Столыпинская реформа была попыткой разрушить эту
архаичную систему, чтобы открыть дорогу новым производственным
от-
ношениям. Подобная задача стоит и сейчас перед аграрной реформой
в
России.
Политическая революция усилила действие нового фактора разви-
тия производительных сил - разделения труда. Первое общественное
разделение труда привело к созданию устойчивого источника получе-
ния средств существования, который давал людям больше, чем нужно
было для поддержания непосредственной жизни. Возник прибавочный
продукт, который можно было накапливать,перераспределять, переда-
вать из рук в руки.
Этим создавались условия для систематического обмена, разви-
тия торговли, концентрации прибавочного пункта в руках части об-
щества, разделения людей на имущих и неимущих. Первоначальная
кол-
лективность под давлением этих экономических факторов стала распа-
даться, начала формироваться частная собственность .
Вторым экономическим результатом неолитической революции,
следствием появления прибавочного продукта было изменение у массы
людей стимулов к труду. Прежняя ориентация на коллективный труд
и
равенство в распределении стали изживать себя. На первое место
выступили частные стимулы: МОЙ труд, обеспечение МОЕЙ семьи, пе-
редача наследства МОИМ детям и т.д. В коллективные начала посте-
пенно внедрялись индивидуальная деятельность на основе частной
собственности.
Третьим следствием неолитической революции было возникновение
собственности, основанной на присвоении чужого труда: эксплуатация
человеческой рабочей силы стала экономически выгодной.
Появилось рабство, а вместе с ним произошел и раскол общества
на классы. Прогрессивные изменения в производительных силах вызва-
ли коренные изменения в общественной жизни первобытного общества:
произошел сначала распад родо-племенных отношений, а затем и тер-
риториальной общины.
Повышение производительности общественного труда,, с одной
стороны, способствовало увеличению производимого общественного
бо-
гатства, с другой стороны, способствовало развитию частной собс-
твенности, что, в свою очередь, сделало экономически возможной
эксплуатацию человеческого труда. Все эти процессы явились резуль-
татом естественно-исторического развития общества, имели объектив-
ный характер.
Наиболее распространенным в настоящее время является взгляд,
согласно которому между первобытным обществом и капитализмом су-
ществовала два способа производства - рабовладельческий и феодаль-
ный и две формы эксплуатации - рабство и крепостничество. Другая
точка зрения не разделяет докапиталистическое общество на форма-
ции, считая докапиталистический период одной формацией.
Некоторые обществоведы отстаивают наличие азиатского, антич-
ного и феодального способа производства. При этом под азиатским
способом производства имеется в виду экономика, основанная на
экс-
плуатации самостоятельных мелких общин государством типа "восточ-
ной деспотии".
При всем различии названных моделей общественного развития
между ними есть одно существенное общее- все они существовали
на
техническом базисе ручного труда. Кроме того, все они являются
аг-
рарными по преобладающей в них деятельности, ориентированы на
про-
изводство для потребления и используют внеэкономическое принужде-
ние. Поэтому в них господствовали отношения личной зависимости
ра-
бов, крепостных крестьян от рабовладельцев или феодалов. По отно-
шению к массе производителей здесь осуществляются жестокие формы
насилия, непосредственного господства. Для рабовладельца раб -
та-
кое же средство труда, как вещи или животные ("говорящее
орудие").
Раб был практически не заинтересован в труде, рабовладелец силой
принуждал его к труду. Для феодала крестьянин был придатком к
зем-
ле, необходимым для ее обработки, принуждаемым к работе на поме-
щичьей земле с помощью барщины или передачи помещику части произ-
веденного продукта. Правда, крестьянин мог иметь свои средства
труда и клочок земли, часть произведенного продукта он оставлял
себе. Это в известной мере стимулировало его труд, развязывало
инициативу, делало его труд более производительным, чем труд раба.
Эксплуатация - и в этом ее противоречивая роль - делала труд
более напряженным и интенсивным, вместе с тем позволяла освобож-
дать от труда в материальном производстве часть членов общества,
создавала материальную базу для отделения умственного труда от
фи-
зического. Другим видом общественного разделения труда было отде-
ление ремесла от земледелия, города от деревни. Образование горо-
дов как центров ремесла, торговли, политической жизни и культуры
явилось важным условием и фактором дальнейшего прогресса произво-
дительных сил.
Таким образом, закон соответствия и здесь действует с объек-
тивной необходимостью: новые производственные отношения открывают
более широкий простор для развития производительных сил, обеспечи-
вают их прогресс. Во всех докапиталистических обществах также
про-
исходили существенные изменения в производительных силах и произ-
водственных отношениях: одомашивание животных, появление колеса,
паруса, переход от каменных орудий к металлическим, особенно же-
лезным, общественное разделение труда, возникновение городов,
раз-
витие различных форм частной собственности, переход от рабовла-
дельческой к феодальным формам эксплуатации.
И все-таки развитие производительных сил за весь период дока-
питалистического развития общества не вышло за рамки ручного труда
и внеэкономического принуждения массового производителя.
Производительные силы, основанные на консервативном техничес-
ком базисе простых ручных орудий, типичны для докапиталистических
формаций. Они-то и определяли производственные отношения и многие
другие характеристики этих обществ.
Переход от простых ремесленных орудий ручного труда к машине
явился второй великой революцией в производительных силах общест-
ва. Сущность ее состоит в замене действия простого орудия, приво-
димого в движение силой человека или животного (реже ветра или
во-
ды), действием машины, приводимой в движение специальным энергети-
ческим устройством, в качестве которого первоначально выступала
паровая машина. Простое орудие заменяется трехзвенной системой
-
рабочая машина, двигатель, передаточный механизм. Часть своих
функций человек передает машине. Однако производственные процессы
не полностью обособляются от людей, последние включаются в процесс
машинного производства как его необходимый элемент, но не самосто-
ятельный, а подчиненный действию машину и и ритму машинного произ-
водства. Человек становится придатком машины.
Машинное производство развивалось в условиях роста значения
научных знаний. Если в средствах ручного труда материализовался
эмпирический опыт, то в машине средства труда принимают такую
фор-
му, которая требует применения науки. Машинное производство и
привлечение к нему науки создают способный к непрерывному развитию
и в принципе не имеющий пределов роста революционный технический
базис.
Социально-экономической формой становления и развития машин-
ного производства, соответствующей реально существующим и постоян-
но развивающимся производительным силам, первоначально являются
производственные отношения, основанные на эксплуатации свободного
наемного труда собственником средств производства - капиталистом.
Машинное производство могло функционировать и развиваться только
при наличии свободного от зависимости работника и концентрации
оп-
ределенных материальных средств. Эти задачи были разрешены путем
первоначального накопления капитала. В классической форме это
про-
изошло в Англии (XVI-XII вв). Помещики сгоняли крестьян-арендато-
ров с земли и тем самым освобождали их от всякой зависимости,
превращали в свободных ( в том числе и свободных от средств произ-
водства) людей. У них не оставалось ничего, кроме их собственной
рабочей силы. Собственники рабочей силы могли соединиться со
средствами производства, лишь продав ее собственнику средств про-
изводства, владельцу капитала. Внеэкономическое принуждение, таким
образом, сменилось принуждением экономическим. Возникла свободная
рыночная экономика, важнейшими признаками которой являются: част-
ная собственность на средства производства, конкуренция, рост
ка-
питала и эксплуатация наемного труда.
Конкурентная борьба и давление рыночной стихии ставят капита-
листа перед необходимостью рационализировать производство, увели-
чить производительность труда, вводить новые машины, осуществлять
режим жесткой экономии, в том числе и на оплате рабочей силы.
Это
увеличивает прибыль и является главным стимулом капиталистического
предпринимательства. Низкая цена рабочей силы порождала жестокую
эксплуатацию наемного труда.
Регулятором материального производства выступает рынок,
практический существующий в виде рынка капитала, рынка труда и
рынка товаров.
Рыночные отношения, основанные на конкретном взаимодействии
экономически дееспособных субъектов производства, внешне представ-
ляют собой стихийное, хаотическое движение предпринимателей. Одна-
ко через эту стихийность осуществляется необходимость саморазви-
тия, самодвижения производства, технический и общественных прог-
ресс.
Спонтанность обусловливает высокую экономическую эффектив-
ность производства через отбор наиболее жизнеспособных структур.
Достоинством свободной рыночной экономики перед тоталитарными
яв-
ляется устранение каких-либо препятствий на пути проявления иници-
ативы и предприимчивости со стороны производителей. Развитие про-
изводства, происходящее спонтанно как сложное взаимодействие эко-
номически свободных производителей, дает высокий экономический
эф-
фект.
Говоря о плюсах свободной рыночной экономики, нельзя замалчи-
вать и ее негативные стороны. В погоне за индивидуальным успехом
предпринимательская деятельность нередко переходит рамки социаль-
ной справедливости. Особенно это отмечалось в начальный период
развития капитализма, когда рабочая сила не представляла большой
технологической ценности в связи с неразвитостью самого индустри-
ального производства.
НТР открывает большие возможности для прогресса в производс-
тве. Если первая великая революция в производительных силах была
связана с возникновением производящей экономики, вторая - с пере-
ходом от ручного труда к машинному, то современная НТР знаменует
собой переход от машинного производства к автоматизированному
и,
следовательно, приводит к коренному изменению места человека в
производстве.
Автоматизированное производство является четырехзвенным, что
означает, что к трем звеньям добавляется управляющее устройство.
Развитие автоматизированного производства связана с совершенство-
ванием электронно-вычислительной техники, появлением робототехни-
ки, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет
че-
ловека из непосредственного процесса производства и меняет его
производственные функции.
Использование новых технологий и материалов, автоматизация
производства и интеллектуализация труда, совершенствование инфор-
матики создают качественно новые производительные силы, способные
принципиально изменить весь образ жизни людей на основе огромного
роста производительности общественного труда, экономии рабочего
и
увеличения свободного времени, развития творческой инициативы.
За
последние десятилетия под влиянием НТР в развитых странах произош-
ла коренная структурная перестройка общественного производства.
Современное постиндустриальное общество - это не царство монопо-
листических гигантов, а ренессанс малых форм, отличающихся повы-
шенной гибкостью, адаптивностью.
НТР - процесс социальный, затрагивающий все стороны общест-
венной жизни людей, а не только область науки и техники. Вместе
с
позитивными она,однако, имеет и негативные последствия. Поэтому
многое зависит от социальный условий, контроля общества над
11.4. Общественно-экономическая формация
Материализм позволил обнаружить
общие, повторяющиеся черты в
социально-экономическом развитии страны и дал основание относить
их к определенному общественному типу, названному общественно-эко-
номической формацией. Основанием, по которому возможно произвести
такую типологизацию, является способ производства как материаль-
но-экономическая основа общества, определяющая всю его внутреннюю
структуру. Понятие общественно-экономической формации отражает
подчиненность всех общественных явлений материальным отношениям
производства.
История общества складывает из истории отдельных народов и
стран, живущих в разнообразных географических и исторических усло-
виях, имеющих свои национальные, культурные и другие особенности.
На этом основании некоторые философы и социологи утверждали, что
в
истории якобы отсутствует повторяемость, что все события, явления
здесь сугубо индивидуальны и задачей исторической науки может
быть
только описание этих событий, их оценка с точки зрения какого-либо
идеала. Подобный подход неизбежно приводит к субъективизму, так
как сам выбор идеалов и ценностей становится произвольным, теряет-
ся объективный критерий для разграничения того, что является су-
щественным, главным, определяющим в истории, а что - производно,
вторично.
Материалистическая философия преодолела этот субъективизм
тем, что из всей совокупности общественных отношений выделил про-
изводственные отношения как главные и определяющие, как объектив-
ный критерий для различения определенных ступеней развития в об-
щественной жизни.
Действительно, совокупность производственных отношений явля-
ется тем базисом, от характера которого зависит и образ жизни
лю-
дей, и все другие общественные явления. Однако при этом нельзя
упускать из виду, что сами производственные отношения определяются
уровнем развития производительных сил, что существует закон соот-
ветствия, согласно которому данному уровню развития производитель-
ных сил соответствуют не любые, а определенные, необходимые и
от
воли людей не зависящие производственные отношения.
В способе производства нельзя произвольно менять производс-
твенные отношения, они соответствуют производительным силам объек-
тивно, порождены этими производительными силами.
В настоящее время понятие общественно-экономической формации
обычно не употребляется политиками, редко говорят об этом и в
на-
учной литературе. Критикуя учение о пяти общественных формаци-
ях,где в качестве высшей провозглашается коммунистическая, против-
ники марксизма вообще отвергают идею общественно-экономической
формации.
Но общество все же проходит в своем развитии определенные
ступени (экономические общественные формации), обусловленные,
нап-
ример, ручным, машинным (индустриальным) и автоматизированным
про-
изводством. Доиндустриальные общества были основаны на личной
за-
висимости работников, внеэкономическом принуждении. Переход от
ра-
бовладения к феодализму в рамках ручного труда можно считать лишь
видоизменением этой зависимости, степени внеэкономического принуж-
дения. Но народы и страны не могут миновать машинное производство,
так как это закономерность общественного прогресса. Следователь-
но,они не могут миновать и развитую рыночную экономику (капита-
лизм) как необходимый, определенный и объективно данный период
в развитии, потому что он обусловлен потребностями существующих
производительных сил.
Современный капитализм отличается от первоначального жестоко-
го капитализма прошлого. Но, несмотря на провозглашение "постин-
дустриального общества", сущность капитализма не меняется.
Это
по-прежнему частная собственность,конкуренция свободных производи-
телей, эксплуатация наемного труда. В развитых странах сегодня
нашли отражение формы организации общества, которые, обеспечивая
производственную эффективность, позволяют разрешать и наиболее
острые социальные проблемы, ограничивая недостатки и пороки сво-
бодной рыночной экономики.
Теория общественно-экономической формации помогает понять об-
щество как цельную социальную систему, функционирующую и развиваю-
щуюся по своим специфическим и объективным законам на основании
объективно сформировавшегося способа производства.
Социализм - идеал,весьма и весьма привлекательный для людей.
Однако практическое создание коммунистической общественно-экономи-
ческой формации в современных условиях невозможно. Усилия людей
поэтому должны быть направлены не на "штурм неба",а
на совершенс-
твование реального способа производства, организацию рационального
общества. Общество же сейчас находится на такой ступени развития,
когда оно уже в состоянии сознательно позитивно влиять на многие
происходящие в нем процессы, опираясь на знание объективных зако-
номерностей его развития.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net