Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

6.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из пред- посылок его возникновения на биологическом уровне явились сущест- вующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и соз- нание представляют собой органическое единство, не исключающее од- нако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отоб- ражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыс- лями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средс- тва общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому вы- разить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языко- вые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя цело- го класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приоб- ретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и стано- вятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукопи- сях, книгах и т.д., становятся общественным достоянием, обеспечи- вается преемственность поколений и исторических эпох, преемствен- ность в развитии культуры. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной ре- альности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мыс- ли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривает- ся и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опы- том вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство орга- низации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практи- ки, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыко- вые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математи- ки, других наук, а в последнее время и формализованные языки прог- раммирования (Бейсик, Алгол, Фортран и т.д.). Потребности, вызвав- шие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многознач- ность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме вы- ражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной науч- ной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мысли- тельного материала. Наконец, искусственные языки- одно из средств интернационали- зации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональ- ны. Завершая анализ проблемы сознания, необходимо еще раз кратко остановиться на его общественной природе. Сознание возникает и развивается в той системе бытия, которая выступает как человечес- кий способ существования в мире. Этим способом бытия является дея- тельность, прежде всего практическая, преобразующая деятельность. В ходе этой деятельности человек создает "вторую природу", челове- ческую среду обитания, созидает культуру. Опыт этого созидания и находит свое выражение и отражение в человеческом сознании. Но само созидание второй природы, а значит, и культуры имеет общественную природу и осуществляется через коллективную деятель- ность. Поэтому и формы отражения сознания носят социальный харак- тер, выступают как коллективные отражения. Иными словами, индивид, лишь будучи включенным в определенные социальные образования и в их деятельность, способен приобщаться к этим "коллективным отобра- жениям". Проще говоря, индивидуальное сознание приобщается к общест- венному не через пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и в конкретные формы общения в ее ходе. Так закладывается основа закрепления в общественном сознании определенных представлений и норм, идеалов и т.д., регулирующих, программирующих отношение человека к природному и социальному ми- ру, оказывается возможной совместная деятельность людей данного поколения и передача культуры от него последующим поколениям. Сознание таким образом, возникает и формируется в практичес- кой деятельности людей как необходимое условие ее организации, ре- гулирования и воспроизводства. А поскольку практически-преобразующая деятельность обществен- ного человека многообразна, постольку и общественное сознание,от- ражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих фор- мах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравс- твенное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в виде науки. Анализ этих форм, а также уровней общественного сознания, ду- ховного производства и духовной жизни, в целом духовной культуры предстоит осуществить позднее, в процессе рассмотрения философс- ко-социологических проблем.
7.1. Диалектика как наука.
Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает филосо- фия, ее отличие от других типов мировоззрения, основные этапы раз- вития философии, учение о бытии, материи и ее атрибутах, о соотно- шении материи и сознания. Теперь нам предстоит основательно разобраться в очередных уз- ловых проблемах философии: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются ? Каковы источ- ник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика - важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии, к изучению которой мы приступаем. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количест- венных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет дли- тельную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противни- ка и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался за- родыш современного понимания диалектики как учения, рассматриваю- щего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, разви- тии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о раз- витии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалек- тику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, при- роды и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъектив- ная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в го- лове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалек- тика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалекти- ческое мышление есть только отражение господствующего во всей при- роде движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениаль- ные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира выс- казывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и теку- честь мира. В средние века, когда философия почти на тысячу лет преврати- лась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматри- вались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учени- ях Н.Коперника, Д.Бруно и Г.Галилея вновь становится вопрос о бес- конечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалекти- ка была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, тео- ретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектичес- кую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того спосо- ба мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представле- ние о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диа- лектики понятий. К.Маркс не сразу пришел к материалистической диалектике, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготови- тельных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла наряду с освоением рационально- го содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же различие диалектики Гегеля и диалектики Маркса? "Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ибо я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобож- дения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод". (Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.32. С.448.). Поэ- тому, по мнению К.Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевер- нуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно. Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля ди- алектике Маркса будет осуществлен в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод? В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод позна- ния задается объектом исследования, его особенностями. Иными сло- вами, познанные закономерности движения и развития действительнос- ти составляют объективную сторону метода, а возникающие на их ос- нове приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются вырабо- танные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний. Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом и яв- ляется диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для по- лучения новых знаний мы используем ее как метод познавательной де- ятельности. Однако в истории развития философского метода, помимо диалек- тического, существует и другой альтернативный метод - метафизичес- кий. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сво- дят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основ- ным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изо- лированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отноше- ний между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир на- ходится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отри- цает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговоро- ту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в са- мом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка. Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, на- чальной стадией развития естествознания, когда оно больше опира- лось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Ана- лиз требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими. Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные час- ти, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необ- ходимо вычленить отдельный предмет из общей связи явлений, разде- лить целое на части. Это необходимый и оправданный исследователь- ский прием, но за ним должен следовать другой - выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизи- ка уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диа- лектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности. Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматиз- му. Главным признаком догматизма при решении теоретических и поли- тических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, будто бы годные на все времена и для всех на- родов. В итоге догматизм ведет к застою в научной мысли и общест- венной деятельности. С другой стороны, абсолютизация изменчивости, движения, отри- цание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к реляти- визму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древ- негреческого философа Кратиля, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот фи- лософ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их от- носительная устойчивость, постоянство, равновесие. Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике вы- деляются два главных принципа диалектики - всеобщая связь и разви- тие. Поэтому следующий важный вопрос,который следует рассмотреть, - это сущность принципов диалектики.
7.2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением.
Прежде всего отметим, что под философскими принципами понима- ется совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагаю- щих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы нахо- дим уже в античной философии, которая считала,что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального на- чала (например, воды,огня,воздуха) со всем множеством вещей и яв- лений. Например, у Гераклита исходным началом был огонь, который выступает в роли основы всякой связи и раздельности вещей. "Гряду- щий огонь все будет отделять и связывать", - говорил он. В механическом материализме взаимосвязь понималась как меха- ническое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций, а диалектики-идеалисты выводили эту всеобщую связь из сознания или подобно Гегелю из мирового духа. Материалистическая диалектика рассматривает взаимосвязь как всеобщую форму бытия, свойственную всем явлениям действительности. Так, в неживой природе связь выражается законом всемирного тяготе- ния, а вещества представляют собой совокупность взаимосвязанных молекул. Что же касается человека, то он вышел из животного мира, из природы и тесно связан с ней. В настоящее время ведутся работы над связью земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучается влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности человека, животных и растений. Наука серь- езно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окру- жающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый,не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами. Думается, что для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален,чем в преды- дущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая гло- бальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный ха- рактер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловлен- ности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, из- менения одного явления влекут за собой изменения другого. Напри- мер, общественное бытие определяет общественное сознание, измене- ние материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете из- менения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей. Классификация их стро- ится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: прямые - опосредованные, внутренние - внешние, функци- ональные и генетические. Итак, с точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаи- модействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь. Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детер- минизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие). Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действи- тельного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенно- го и т.д. Об этом речь пойдет подробнее при рассмотрении категорий диалектики. Признание взаимосвязи всех сторон каждого явления и вещи означает системный подход к объектам. С точки зрения диалек- тики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств: 1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойс- твами составляющих ее элементов; 2) определить характеристики эле- мента можно только тогда, когда он рассматривается как часть дан- ной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой сис- темы; 3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами; 4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.; 5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структу- ру, которая обеспечивает устойчивость системы. Итак, система - динамическое образование, характеризующееся единством противоположностей- постоянством и изменчивостью. Поня- тие системы вводится потому, что нельзя сложные, многоуровневые связи предметов и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда. Например, в историческое развитие вовлекается сразу все общество как целое, а не только его части, допустим, только экономика. В развитии участвует (тормозит или стимулирует его) и политическая надстройка, которая испытывает воздействие базиса и имеет свои законы развития, духовная жизнь общества, существующие религиозные и эстетические воззрения и т.д. Диалектико-материалистическое понимание связи и системности отличается от идеалистического и метафизического. Идеалистическая диалектическая философия в лице Гегеля внесла существенный вклад в развитие идей системности и взаимосвязи, взаимодействия. Но при этом Гегель исходил из потусторонней сущности - абсолютной идеи. Метафизический материализм XVII-XVIII вв. признавал связь яв- лений только в некоторых областях природы, а в качестве носителей этих связей выступали "невесомые", например, флогистон, обеспечи- вающий горение, теплород, который передает теплоту. Универсальной, всеобщей связью считалась только связь по законам механики. Эта историческая ограниченность была обусловлена уровнем развития нау- ки того времени, которая пока не давала материала для того, чтобы рассматривать связь как единый мировой процесс. Более того, метафизика рассматривала связь явлений как внеш- нее отношение между явлениями, сводила ее к однозначной детермина- ции причиной следствия, не учитывая диалектику причины и следс- твия. В этом заключается одна из особенностей метафизического спо- соба мышления. Ход исследования метафизики шел от части к целому, которое рассматривалось как простая сумма частей, допускался один вид детерминации - целого частью. Например, в учении об обществе в качестве исходного брались знания об отдельном индивиде, его неиз- менной природе. Но, чтобы познать часть,надо познать целое, т.е. общество, которое представляет собой упорядоченную целостную сис- тему, общественно-экономическую формацию со своими законами воз- никновения и функционирования. В то же время диалектико-материалистическая философия всегда выступала против абсолютизации жесткой, однозначной детерминации, против фатализма вульгарных социологов, которые каждое действие личности выводили из непосредственного воздействия экономических отношений. Маркс обосновал тезис об активной роли личности в исто- рическом процессе: законы истории нельзя изменить, но их можно познать и опираться на них в своей практической деятельности. Ис- тория учит, что всякое умаление значения сознательной активности, стихийность и самотек затрудняют осуществление задач исторического прогресса, так как фактически направлены против объективных требо- ваний социального детерминизма. В истории общества ничто не может совершиться вне и помимо деятельности самих людей, которые являют- ся и авторами, и актерами своей драмы. Диалектико-материалистическая философия, раскрыв объективную диалектику развития систем, внесла заметный вклад в методологию их познания. Так, учение об общественно-экономической формации как сложной, саморазвивающейся системе коренным образом изменило мето- дологию социально-исторического познания. Объектом познания стали не изолированные явления, а целостные системные образования, каж- дое из которых имеет свои законы существования и развития. Конечно, системный подход усложняет процесс познания, потому что предмет рассматривается многомерно, но только так и возможно вскрыть объективные законы его развития. Второй принцип диалектики - принцип развития, вытекает из всеобщей связи явлений. Движение не является однородным процессом.В нем выделяют три типа движения: движение от низшего к высшему, по восходящей линии; движение по нисходящей линии; движение по кругу, циклическое. Как же соотносятся движение и развития? В этом вопросе у фи- лософов нет единства. Некоторые (Свидерский В.И., Молевич Е.Ф. и др.) считают, что развитие есть частный случай движения, один из его видов. Но тогда как быть со всеобщностью и абсолютностью раз- вития? Очевидно, эти основные характеристики материи нельзя рассмат- ривать с позиции включенности одного в другое, критерий частного и общего здесь в принципе неприменим. Дело в том, что все диалекти- ческие категории, отображающие атрибутивные свойства материи, яв- ляются предельно всеобщими категориями. Определим, какие черты характеризуют развитие. Оно характери- зуется прежде всего неотделимостью от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а система изменения в структуре, в качест- ве. Поэтому первый признак в определении развития - качественное изменение. Во-вторых, это изменения не разовые, а комплексные, для которых характерна необратимость процессов. Далее, развитие - осо- бого рода связь состояний, имеющая направленность. Таким образом, развитие есть направленное, необратимое, качественное изменение объекта. Развитие представляет собой сложный процесс взаимосвязи одно- линейности и многолинейности, прямолинейности и зигзагообразности, восходящих и нисходящих линий и т.д. Но главными направлениями развития будут прогресс, регресс и одноуровневое развитие. При этом под прогрессом понимается развитие системы от низшего к выс- шему, повышение уровня организации. Противоположное направление развития - регресс - связано с понижением уровня организации, дви- жением системы от высшего к низшему. Прогресс относителен в том плане, что требует "системы отсче- та". Поэтому одно и то же явление может быть одновременно прогрес- сивным в одном отношении и регрессивным в другом (технический прогресс). Прогресс неразрывно связан с регрессом, поскольку восходящая ветвь развития предмета рано или поздно переходит в нисходящую. Кроме того, прогресс в общем может совмещаться с временным отступ- лением назад, например, контрреволюцией. Итак, материалистическая диалектика как наука представляет собой сложную систему, элементами которой выступают ее принципы, законы и категории, тесно связанные между собой. Однако диалектика является не только наукой, но всеобщим ме- тодом познания и преобразования действительности. Это означает, что она вооружает частные науки методологическими принципами, вы- текающими из названных выше основных принципов диалектики. К ним относятся: 1) принцип объективности, который требует, чтобы в процессе деятельности люди не подменяли объективную реаль- ность своими субъективными вымыслами, не соответствующими ей; 2) принцип всеобщей связи,требующий всестороннего рассмотрения пред- метов, процессов и явлений с учетом всех их опосредований; 3) принцип развития, согласно которому необходимо выяснять причины возникновения, становления всего сущего; 4) принцип конкретно-ис- торического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление; 5) принцип выде- ления основного звена в цепи событий, требующий выделения главных направлений в процессе человеческой деятельности; и наконец, 5) необходимо при анализе общественных явлений учитывать коренные интересы классов, социальных групп и отдельных людей. Эти принципы,так же, например, как грамматические правила при правописании должны стать основой диалектического стиля мышления исследователя. В дальнейшем необходимо на определении понятий, категорий, законов диалектики для анализа их роли в процессе познания.
7.3. Понятие о законах и категориях диалектики.
Категория - древнегреческое слово, означающее указание, выс- казывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопе- реходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления. К ним относятся также понятия, как причина и следствие, сущность и явление, необходимость и случайность и целый ряд дру- гих. Надо сказать, что система категорий диалектики не является замкнутой, она продолжает пополняться новыми категориями, отражая не только бесконечность развития материального мира, но и непре- рывное углубление его познания человеком. Задача познания - исследовать природу и общество как законо- мерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, сущест- венное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необ- ходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышле- ния. Категория "закон" рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упо- рядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспро- изведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мыш- ления и не более того. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, антич- ные материалисты под законом понимали объективный порядок, внут- ренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту ли- нию, полагая, что законы развития природы и общества носят объек- тивный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Мы не будем их отменить или изменить, но, зная эти законы, можем преобразовать природу и общество. Иначе мы были бы рабами слепой необходимости. Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностя- ми. Следовательно, не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом. Таким образом, закон - это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества. Законы различаются по степени общности: всеобщие - это законы диалектики, общие - законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы - законы, отражающие связи определенного круга явлений - биологические, химические, со- циальные и др. Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и ста- тистические законы. Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние сис- темы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения мате- рии: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала дина- мические законы движения тел и планет Солнечной системы, разрабо- тала способы предсказания небесных явлений, (например, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде. Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет после- дующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бой- ля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер. Кроме того, различают законы развития и функционирования. Первые характеризуют переходы от одного состояния к другому, прев- ращение систем в друг друга и т.д. Это законы диалектики, биологи- ческие законы развития популяций. Законы второго вида отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят тип структурных отношений в результате влияния на систему условий ее существования, других систем, а также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования). Завершая анализ понятия закон, подчеркнем, что законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания. В диалектике выделяют три основных за- кона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода ко- личественных изменений и изменений качественных и отрицания отри- цания. Взаимосвязь в рамках каждой пары категорий (необходимость - случайность, сущность - явление и т.д.) тоже дает особые законы, выражая отдельные существенные стороны, моменты процесса развития. Однако названные выше законы являются основными, поскольку выража- ют наиболее существенные стороны развития: его источник, взаимоот- ношения между формами развития и его ведущую направленность. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.
7.4. Основные законы: диалектика количественных и качествен- ных изменений, единство и борьба противоположностей, от- рицание отрицания.
Рассматривая предметы и явления в их становлении, изменении и развитии, зададимся вопросом: каков механизм развития, его причи- ны, направленность развития? Ответы на этот вопрос дают основные законы диалектики. Закон взаимного перехода количественных и качественных изме- нений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раск- рывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старо- го к новому через категории "качество", "количество", "мера". Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, от- личается от других предметов. Эти отличия могут быть либо коли- чественными, либо качественными. Что такое качество? Это совокупность свойств, признаков, ко- торые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчи- вость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что дела- ет вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других. Гегель определил качество как внутреннюю определенность вещи, тождественную своему бытию. Качества объективны, т.е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям. Противоположна качеству категория количество. Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя опреде- ленность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные ха- рактеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Действительно, вода остается жидкостью от О 5о 0 до 1ОО 5о 0, сохра- няя свою качественную определенность как воды, в отличие от льда или пара. Различия здесь выступают в виде количественных. Количество как выражение однородности вещей, сходства их и подобия характеризует величину, степень развития данного качества. Количество выражается числом, объемом, величиной, отражает интен- сивность протекания процесса и т.д. Количество является важнейшей характеристикой предметов и яв- лений, что особенно ярко видно из Периодической системы химических элементов Менделеева, где количественная характеристика химических элементов (число протонов в атомном ядре) является важнейшей в оп- ределении места элемента в системе и его ключевых характеристик. Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловлива- ют друг друга. Качественная определенность вещи не существует без количественной и наоборот. Это единство нашло свое отражение в по- нятии меры, которое ввел Гегель. Он пришел к выводу, что непрерыв- ные количественные изменения, достигая определенного предела, т.е. границы меры, вызывают перерыв, скачок, в результате которых су- ществующий до этого предмет исчезает и возникает новый, на смену качеству приходит новое. Таким образом, мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное ка- чество. Важность открытия Гегелем данной взаимосвязи хорошо видна, в частности, при анализе атомных превращений. Так, радий 226 при комнатной температуре - серебристо-белый металл, в котором непре- рывно происходят количественные изменения: он непрерывно испускает альфа-лучи, ядра гелия, в результате чего его атомный вес понижа- ется. Когда этот вес достигает величины 222, происходит нарушение меры, качественное изменение, и радий превращается в газообразный радон, физические и химические свойства которого иные, чем у ра- дия. Так же обстоит дело и с превращениями других радиоактивных элементов. Понятие меры широко используется в теории развивающихся сис- тем, как природных, так и технических. Ученые, занимающиеся кибер- нетикой, в частности Д.Нейман, доказали, что существует критичес- кий уровень сложности системы, при достижении которого поведение ее качественно меняется. Моменты перехода от одной меры к другой Гегель назвал узловы- ми точками меры, а весь процесс развития - узловой линией меры. Таким образом, категория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений и из- менений качественных и механизма развития в целом. Рассмотрим подробнее, как же происходит развитие с точки зре- ния данного закона. Процесс развития предмета осуществляется в ви- де количественных и качественных изменений; количественные измене- ния, достигнув предела меры, нарушают ее, вызывая коренные, ка- чественные изменения. Старое качество исчезает, и на смену ему приходит новый предмет со своей особой, качественной и количест- венной определенностью. Закон этот носит всеобщий характер, действуя в природе, об- ществе и мышлении. Рассмотрим действие данного закона на примере химии, которую Энгельс называл наукой о качественном изменении тел под влиянием изменения количества. СО - угарный газ, СО 42 0 - угле- кислый газ резко отличаются друг от друга, имея количественный состав. 6N 42 0О - веселящий газ, N 42 0О 45 0 - азотный ангидрид, твердое ве- щество. В живой природе примером может служить эволюционная теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. В об- щественной жизни - смена формаций в результате роста производи- тельных сил и изменения производственных отношений. Закону подчиняется и развитие человеческой мысли. Так, из ис- тории развития физики известно, что когда прогресс физики вплотную подвел к необходимости создания теории относительности, к этому открытию независимо друг от друга приближались несколько ученых: Анри Пуанкаре, Поль Ланжевен и сам А.Эйнштейн. Если бы ее не отк- рыл А.Эйнштейн, который раньше других понял необходимость перес- мотра традиционных физических теорий, то ее бы создали другие уче- ные, возможно, позже и в другой форме. Это признавал и сам Эйн- штейн, ибо идея уже витала в воздухе. Переход количественных изменений в качественные сопровождает- ся и обратным процессом: новое качество порождает новые количест- венные изменения. Потому мы говорим о взаимном переходе количест- венных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от коли- чественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения одного качества в другое. Например, переход от одной формы движения к другой; появление жизни на Земле, становление че- ловека и т.д. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает. Так, взрыв атомной бом- бы и распад урана в естественных условиях представляют собой два разных вида скачка. При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида. Первый вид - это резкие, бурные скачки, при которых происхо- дит превращение старого качества новое практически одномоментно, сразу. Так протекают химические реакции, превращения элементарных частиц и т.д. Второй вид скачка - скачки в форме постепенного ка- чественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. К ним можно отнести, например, возникновение жизни на Земле, обра- зование геологических пород, изменение клетки. Так, скачок, в ре- зультате которого возникло все живое из неживого, занимал в ходе эволюции Земли около одного млрд.лет. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные. Следующий закон диалектики - единства и борьбы противополож- ностей - играет особую роль в структуре диалектики, так как раск- рывает источник развития и движения. Поэтому В.И.Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая дан- ный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия. Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна отно- сительная устойчивость, определенность, иначе они просто не су- ществовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество. Вместо с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Ге- раклит выразил в этой формуле текучесть, подвижность, изменчи- вость,неповторимость предметов или их различие. С точки зрения диалектики в реальной жизни нет абсолютного различия, как нет и абсолютной текучести. Эти понятия существуют только в мышлении, как, например, понятие абсолютно черного тела. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплета- ются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т.е. тож- дественна самой себе, но и различна одновременно. Например, любой растительный или животный организм каждое мгновение меняется, во-первых, потому, что он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, во-вторых, из-за того, что происходящие в нем фи- зиологические процессы существенно изменяют внутренние характерис- тики самого организма. В неорганической природе все также пребыва- ет в состоянии непрестанных механических, электрических, химичес- ких изменений, начиная от минералов, кончая всей Землей. Таким об- разом, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд своих харак- теристик ( в этом отношении он тождествен с самим собой), в то же время утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые ( в этом проявляется его отличие от самого себя). Устойчивость и изменчивость, т.е. тождество и различие проти- востоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противо- положностей. Так, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, ассимиляцию и диссимиляцию, электричество харак- теризуют положительно и отрицательно заряженные частицы, произво- дительные силы и производственные отношения выступают как стороны способа производства. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При на- рушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь. Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности ма- терии. Маркс, исследуя товар, писал, что он есть единство потреби- тельной стоимости и стоимости. Это двоякое существование товара должно развиваться дальше в различие, различие - в противополож- ность и в противоречие. Диалектическое противоречие представляет собой сложную дина- мическую систему, в которой можно выделить следующие элементы: 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение. Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство про- тивоположностей, выражающее устойчивость объекта. Взаимоисключение - "борьбу", внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрушении противоречий. Однако эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, релятивно (как их совпадение,равенство), а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Та- ким образом, момент, когда существует данное единство противопо- ложностей, это время относительного покоя, когда между противопо- ложными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность. С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий харак- тер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоре- чий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несу- щественные, основные и неосновные. Итак, развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодейс- твуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает пред- мет. В физической форме движения материи действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссо- циации, упорядоченности - хаотичности, действия и противодействия частиц и т.д. В химической форме движения при сохранении этих про- тивоположностей на первый план выступают противоречия устойчивости и изменчивости, ассоциации и диссоциации атомов. В биологической форме движения - это противоречия ассимиляции и диссимиляции, нас- ледственности и изменчивости. В социальной сфере - противоречие производства и потребления. Рассмотренные выше два закона органически связаны с третьим - законом отрицания отрицания, который раскрывает направление и пре- емственность в развитии. Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли ка- кая-либо направленность в бесконечном числе изменений мира? На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и насто- ящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета. Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания". Термин "отрицание" употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опроверже- ние, а в более общем смысле - уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент приз- нается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содер- жанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: 1) уничто- жение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым усло- виям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с дру- гой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения. Сохранение старого в новом в "снятом", т.е. преобразованном виде выражается через категорию "преемственность" (преемственность в развитии научных теорий,например). В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" - "или". Этим страдала теория Пролеткульта, некоторые теории исторического круговорота. В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в раз- витии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения ново- го. Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в дейс- твительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а предс- тавляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторя- ет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново проходит основные вехи истории животного мира. Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивос- ти. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания раз- вивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного вхо- де отрицания одних предметов другими - не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отри- цание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по пря- мой. Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным. Таким образом, суть закона состоит в том,что на высшей ступе- ни развития происходит как бы возврат к старому, повторение из- вестных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде. Действие данного закона четко видно в периодическом законе химических элементов, в развитии живых организмов, в их онтогенезе и филогенезе, в общественной жизни - во взаимодействии производи- тельных сил и производственных отношений. Действие закона отрица- ния отрицания можно проследить на примере теории света. Так, выд- винутая в начале XVIII века Ньютоном корпускулярная теория света была отвергнута в результате позднейших открытий в области оптики, где, как представлялось, полностью утвердилась диаметрально проти- воположная волновая теория света, просуществовавшая до конца XIX века. Позднее, благодаря теории квантов Планка и введению Эйнштей- ном понятия фотона, отвергнутые, казалось бы, раз и навсегда кор- пускулярные представления снова вошли в оптику, но уже на новой основе, в соединении с идеей о волновой природе того же света.(Луи де Броль). Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует отметить один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно. Сле- довательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в переходе к более высокой основе, возвращение на- зад, повторение пройденного, но на новой ступени,т.е. как бы по спирали. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вы- вод,что диалектика является не только учением о всеобщей, универ- сальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяю- щим вскрывать сущность явлений и процессов.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net