Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

4.3. Философия о многообразии и единстве мира.

На всем протяжении развития философии наблюдаются различные
подходы к истолкованию проблемы единства мира.
Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира
поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их
взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели
полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том,
что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира
по-своему решалась и идеалистами, которые исходили из признания
основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей,
или ощущений человека. Последовательность в признании единого на-
чала - материи или духа - называется философским монизмом.
Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты счита-
ли, что существуют два равноправных начала, две независимые друг
от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуа-
лизма был французский философ и математик XVI в. Р.Декарт.
В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о
единстве мира проводили представители метафизического материализма
Ф.Бекон, Т.Гоббс, Б.Спиноза, французские материалисты XVIII века.
Для всех этих философов характерна известная организованность
в подходе к вопросу о единстве мира. Признавая материю как основу
бытия всех вещей, они в силу метафизичности и механистичности сво-
ей позиции не смогли взглянуть на мир как на процесс. Материалис-
ты-метафизики рассматривали мир как единообразный, однородный, без
выделения его качественного многообразия, взаимопереходов одних
видов материи и движения в другие. Отсюда ясно, что без диалектики
невозможно правильно решить проблему единства мира.
Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы
единства мира русские революционные демократы. Опираясь на дости-
жения философии, а также на новые успехи естествознания, они пыта-
лись взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому,
природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с
многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неор-
ганические "комбинации элементов" образуют единство и что органи-
ческие элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистичес-
ки рассматривая сущность общественных явлений, русские революцион-
ные демократы не смогли до конца последовательно разрешить пробле-
му материального единства мира.
Впервые проблему единства мира с последовательно материалис-
тических позиций смогли решить Маркс и Энгельс, опиравшиеся на
достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафи-
зическое представление о непроходимой пропасти между живой и нежи-
вой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорга-
нической материи, дав определение жизни как способа существования
белковых тел, являющихся ее материальными носителями.
Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единс-
тве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся
материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в
пространстве и времени.
По Дюрингу,мир един потому, что мы мыслим его единым.Однако с
этим нельзя согласиться: основу единства мира надо искать не в
мышлении, а в самом объективном мире. По этому поводу Энгельс пи-
сал: "Действительное единство мира состоит в его материальности, а
эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным
и трудным развитием философии и естествознания". (Ф.Энгельс. Ан-
ти-Дюринг, К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч. Т.2О. С.43.).
Критикуя Маха за его принцип "экономии мышления" и Авенариуса
с его принципом "наименьшей траты сил", В.И.Ленин показал, что по-
добная экономия заключается в отбрасывании объективной реальности
вне нашего сознания, т.е. материи.
Материальное единство мира как диалектическое единство много-
образия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискрет-
ность строения объективной действительности,, т.е. наличие в ней
качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений,
процессов, систем; во-вторых, как иерархические отношения между
системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся
во "включении" менее сложных систем в более сложные и вместе с тем
в несводимости специфических закономерностей последних к первым.
(См: Материалистическая диалектика. М.,1985. С.41).
Диалектико-материалистическое положение о материальном единс-
тве мира доказывается развитием естествознания. Открытие электро-
магнитных волн и светового давления свидетельствует о материаль-
ности электромагнитного поля и о наличии массы света, который
представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны опреде-
ленной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего
живого при всем многообразии его видов. Важными открытиями в этом
отношении являются открытие закона сохранения и превращения энер-
гии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным.
Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что
Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в сво-
ем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие
химических элементов раскрывается периодической системой элементов
Д.И.Менделеева.
Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже
XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились предс-
тавления об основных формах движения. Все эти открытия отвергают
субстратно-вещественную модель мира, авторы которой метафизически
пытались свести всю материю в бесконечной Вселенной в некоей "пра-
материи". Такой первоматерией, первокирпичиком всех вещей английс-
кий физик Праут считал, например, атом водорода.
Кроме субстратно-вещественной модели единства мира, существу-
ет функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во
Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее, а Все-
ленная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление
строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей це-
пи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает
действительность.
В наибольшей степени действительности соответствует атрибу-
тивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство
всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство
атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единс-
тве законов сохранения.
Единство мира находит свое отражение, например, в математике,
которая раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Дейс-
твительно, единство мира проявляется по Ленину, в поразительной
аналогичности дифференциальных уравнений, описывающих различные
области человеческого знания. Это, конечно, не исключает возмож-
ности описания одних и тех же явлений,, процессов, объектов с по-
мощью различных математических моделей. Так, например, решения
уравнений общей теории относительности, основанные на различных
допущениях,дают модели, математически описывающие Вселенную. Какая
из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе
дальнейшего развития физики и астрофизики.
Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства
мира и кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и
процессах.И вообще, интеграция наук - свидетельство материального
единства мира.
В социальной сфере работами И.М.Сеченова, И.П.Павлова и др.
была раскрыта материальная основа психики человека и тем самым
навсегда развеяна дуалистическая идея о человеке как о соединении
двух противоположных начал - души и тела. Не менее важное значение
имело обоснование единства природы и общества.
Завершая анализ, отметим, что в глобальных масштабах матери-
альное единство мира проявляется в различных аспектах:
в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неу-
ничтожимости;
во взаимной связи и обусловленности всех материальных систем
и структурных уровней материи;
в многообразных взаимных превращениях форм движущейся мате-
рии;
в историческом развитии материи, возникновении живых и соци-
ально организованных систем на основе менее сложных форм;
в наличии у всех форм материи всеобщих свойств и подчинении
их универсальным диалектическим закономерностям.
Среди всех всеобщих свойств, атрибутов материи важнейшим явля-
ется движение как способ существования материи.
4.4. Движение как способ существования материи. Основные
формы движения материи,их взаимосвязь и качественная
специфика.

При всей ограниченности взглядов на сущность материи филосо-
фов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что призна-
вали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первич-
ной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Ге-
раклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и дру-
гие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в
пустоте.
Позднее, в условиях господства метафизических и механических
воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась нераз-
рывность материи и движения. Именно английский философ Д.Толанд в
XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существова-
ния материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими ма-
териалистами.
Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абс-
тракция. Нет движения как такового. а есть движение конкретных ма-
териальных предметов.
На основе развития частных наук, анализа философских идей
своих предшественников создатели диалектико-материалистической фи-
лософии углубили понимание сущности движения, его непрерывной свя-
зи с материей, пространством и временем. Диалектический материа-
лизм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и
движение без материи.
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение
как только механическое, видели причину движения во внешних обсто-
ятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), ко-
торая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной
силы и даже с существованием бога.
С точки зрения диалектического материализма причины движения
материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противо-
речивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и
устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между ста-
рым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть
результат внутренней активности материи, единство противоречий,
есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и
борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.
Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой
сущности диалектики, основными принципами которой являются принци-
пы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая кон-
цепция движения преодолевает механистическое и метафизическое по-
нимание движения как только простого перемещения предметов друг
относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в
исходное положение, как только чисто количественные или только ка-
чественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения
любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних
тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того,
внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процес-
сы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц,по-
лей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней
причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый мо-
мент времени является той же и в то же время уже другой. Из ска-
занного следует, что "движением называются всякие изменения и про-
цессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мыш-
лением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и
причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяе-
мых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невоз-
можным отсутствие движения, то материя представляла бы собой ли-
шенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью ли-
шенную активности массу. Именно благодаря движению материя диффе-
ренцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение
всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ сущест-
вования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть
вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что
движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания
относительности движения в различных конкретных случаях. Например,
механическое движение одного предмета относительно другого или
взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния
по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и
позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие
конечного результата по отношению к начальному состоянию элемен-
тарных частиц.
Признавая абсолютность движения, диалектический материализм
не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается
неизменность вещей, их стабильность, временное единство противопо-
ложностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если дви-
жение является причиной возникновения конкретных, качественно раз-
личных вещей, то покой является причиной сохранения относительной
устойчивости этих конкретных вещей,условием их существования. Если
представить себе, что состояние покоя не существует, то всю мате-
рию придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой оп-
ределенности,, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря
движению образуются конкретные качественно различные предметы, а
благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в опреде-
ленном состоянии и в известном месте. Например, Пи-мезон "живет"
всего О,2 5. 01О 5-6 0 с. Это очень малое время, но в течение этого време-
ни он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состо-
яние временного равновесия является, как и движение, необходимым
условием дифференциации материи.
Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, от-
носительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не
было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не
было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и по-
коя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а по-
кой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсо-
лютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего времен-
ного существования конкретных вещей.
В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего
механистическую форму движения, распространяющего ее на любые ма-
териальные образования, диалектический материализм, исходя из дос-
тижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем
многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом
важным является утверждение, что каждая форма движения имеет опре-
деленного материального носителя.
Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через
нее и классификацию наук дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных
форм движения материи: механическую, физическую, химическую, био-
логическую и социальную.
Критерием выделения этих форм движения является связь каждой
из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каж-
дая основная форма характеризуется соответствующими законами,
действующими на том или ином структурном уровне материи.
Далее. Более сложные формы движения включают в себя более
простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметичес-
кая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма
движения.
Энгельс выделил 5 основных форм движения:
1. Механическая
2. Физическая
3. Химическая
4. Биологическая
5. Социальная
Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более
простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму
движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множест-
во видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая
включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное,
равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и
др.
Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к.
материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный.
Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме
отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая дви-
гатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто
механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами
высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организ-
ма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда
входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические из-
менения, демографические процессы, развитие производительных сил и
производственных отношений и другие изменения, определяемые зако-
нами движения на социальном уровне материи.
Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны
переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения мате-
рии и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и не-
сотворимости материи и движения.
Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инерт-
ности - масса.
Классификация основных форм движения материи, разработанная
Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в
принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и раз-
вита в связи с развитием естественных и общественных наук.
Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой
основной формы движения - квантово-механической, которая, видимо,
на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений
об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологи-
ческой, космической формах движения, имеющих специфических матери-
альных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астро-
физикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ве-
дет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому
же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей,
"читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно,становится
насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения,
считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются
догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет
открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует
о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в раз-
витии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые
проблемы.
С попытками оторвать движение от материи выступали естествен-
ники и философы, начиная с середины XIX в.
Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление,
сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ
является энергия. Это направление в философии получило название
"энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы
того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.
Гносеологические корни "энергетизма"- в абсолютизации движе-
ния, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.
Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации
состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Кла-
узиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть ко-
торого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к
другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более
холодному.
Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод,что все виды
энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в
силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую
он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергети-
ческое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный по-
кой и "тепловая смерть" Вселенной.
Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский,
Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически,счи-
тал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот
материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сох-
ранения и превращения энергии, он верил, что излученная в прост-
ранстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие
формы движения. И это подтвердили работы советского академика
В.Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и
гаснут, но и возникают вновь.
Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселен-
ной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический
характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации,
обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал
уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию,
советские физики И.П.Плоткин, К.П.Станюкович, Я.П.Терлецкий на ос-
нове статистической физики доказывают, что наша Вселенная не явля-
ется замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней
неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамичес-
кая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И
этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии,
устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии
только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская про-
цесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность,
что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.
И последний важный философский аргумент. Поскольку материя
вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз
могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не прои-
зошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не
допускают возможности тепловой смерти Вселенной.
В мире нет ничего, кроме движущейся материи, писал Ленин, и
эта последняя движется в пространстве и времени.
4.5. Пространство и время. Методологическая и мировоззрен-
ческая основы субстанциональной и реляционной концеп-
ций пространства и времени.

О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще
в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о
пространстве и времени сложились в виде двух противоположных кон-
цепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и
Аристотеля-Лейбница или субстанциональной и реляционной.
Первая концепция допускала существование пространства как не-
которой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом
считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущ-
ность, не связанную с материей и пространством.
Наоборот, с точки зрения второй концепции, не мыслились
пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и
начала ХХ в. господствовала первая концепция.
Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.
пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего ато-
мистического учения. Они считали, что для существования и движения
атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь
различным образом в движении, образуют многообразие тел.
С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности
пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, Де-
карта и др. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Нь-
ютоном, искавшим при создании классической механики универсальную
систему отсчета, относительно которой происходит механическое дви-
жение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал
пространство.
По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в
котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к
нему. Все тела обладают протяженностью независимо от существования
других тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерыв-
но, однородно и изотропно. Его различные части ничем не отличаются
друг от друга, и, значит, пространственные отношения были всюду
одними и теми же и описывались единой геометрией - геометрией Евк-
лида.
Время суть чистая длительность, присущая любому единичному
явлению самому по себе. Оно также абсолютно.
Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в
двух различных, хотя и взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, "аб-
солютным пространством" Ньютон называл пустое и неподвижное по от-
ношению к материи пространство (некое вместилище тел), с которым
связывалась привилегированная система координат. Во-вторых, термин
абсолютности употребляется для характеристики инвариантности, т.е.
неизменности длин отрезков в любых системах отсчета.
Аналогично понятие "абсолютное время" характеризовало его, с
одной стороны, как чистую длительность, с другой стороны, как не-
изменность (инвариантность) временных интервалов в любых системах
отсчета. Это означало, что всюду в пространстве существует единое
"мировое" время, не зависящее от выбора системы координат и взаим-
ного движения тел.
Ньютоновские представления о пространстве и времени вполне
удовлетворяли потребностям классической физики, так как была най-
дена универсальная система отсчета, относительно которой соверша-
лось любое механическое движение, - абсолютное пространство.
Далее рассмотрим кратко сущность второй концепции пространс-
тва и времени. Аристотель, выступая против идеи атомистического
строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства.
С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой сово-
купность мест, занимаемых телами. Иными словами, пространство -
это порядок взаимного расположения множества различных тел, а вре-
мя - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е.
время связывалось с движением, изменением тел.
Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейб-
ница, Гюйгенса, Дидро и др. Согласно Лейбницу, пространство и вре-
мя не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в
ней. Лейбниц выступал против Ньютоновского понимания чистой протя-
женности и чистой длительности. Характеризуя в целом гипотезу
Аристотеля-Лейбница, следует признать, что в идейном отношении, по
сравнению с ньютоновской, она гораздо ближе к диалектико-материа-
листическому пониманию сущности пространства и времени. Именно
вторая концепция послужила в дальнейшем основой создания прост-
ранственно-временных представлений современной физики.
С точки зрения диалектического материализма пространство и
время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, фор-
мами существования которой они являются. По этой концепции бытие
вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне
пространства, пространство и время без материи - пустые представ-
ления, абстракции, существующие только в нашей голове.
Конечно, в диалектико-материалистической концепции раскрыта
сущность пространства и времени в основном с общефилософских пози-
ций. Однако с развитием современной науки ее выводы получили ес-
тественно-научное подтверждение.
Научное определение пространства и времени, и также более или
менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной
науки, прежде всего физики и философии.
В настоящее время, как нам кажется, достаточно точно выража-
ется сущность пространства и времени в следующих определениях.
"Пространство - это совокупность отношений, выражающих коор-
динацию материальных объектов, их расположение друг относительно
друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Прост-
ранство выражает порядок расположения одновременно существующих
объектов, их протяженность.
Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменя-
ющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и дли-
тельность". (См.:Физический энциклопедический словарь.Т.4.
М.,1965. С.227).
Приведенные определения носят диалектико-материалистический
характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и
времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как
некоторых абсолютно самостоятельных сущностей. Здесь пространство
и время не мыслятся иначе, как определенные свойства бесконечной
совокупности материальных объектов. Только через существование
последних, благодаря тому, что они обладают протяженностью, разме-
рами, взаимным расположением друг относительно друга, последова-
тельностью смены состояний и длительностью их бытия, мы можем по-
нять, что такое пространство и время.
Зависимость пространства и времени от материи определяет и
все их основные свойства. При этом следует подчеркнуть, что хотя
они в равной степени есть формы существования материи, однако меж-
ду ними есть и различия. А поэтому они имеют ряд свойств, как об-
щих, так и отличающих их друг от друга.
Общим свойством, во-первых, является их объективность. Пос-
кольку материя не зависит от сознания людей, постольку пространс-
тво и время также независимы от него. При этом нельзя не отметить
ту путаницу, которую внесли в этот вопрос идеалисты. Так, Беркли
считал, что пространство есть не что иное, как сосуществование
ощущений в духе, субъекте; время - последовательность ощущений. По
Канту, пространство и время есть априорные (доопытные) формы чувс-
твенности. Накладываясь на хаос ощущений, эти априорные формы упо-
рядочивают их в пространстве и времени.
Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны
пространство и время. Не может быть такого положения, когда мате-
рия существовала бы или до того, как появились пространство и вре-
мя, как после того, как они уже исчезли.
С попытками мыслить пространство и время как имеющими начало
или конец мы встречаемся у Гегеля, Дюринга и др. У Гегеля природа
развертывается сначала в пространстве, а затем уже во времени. А
следуя Дюрингу, необходимо вообще признать, что было время, когда
времени не было. Это явная нелепость.
Третьим свойством пространства и времени является их беско-
нечность и безграничность. В применении к пространству безгранич-
ность означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни
двигаться, нигде и никогда мы не достигнем такой границы, которую
можно считать пределом. Бесконечность пространства проявляется в
том, что как бы велики не были размеры системы, всегда найдется
такая система большего порядка, которая будет включать в себя пер-
вую систему в качестве одного из своих элементов.
Относительно времени безграничность и бесконечность проявля-
ются в отсутствии событий, после которых уже не будет никакой дли-
тельности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих
один за другим.
В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсо-
лютности и относительности. Причем абсолютность здесь мыслится не
в ньютоновском смысле. Она проявляется в том, что,независимо от
смены явлений, от любых изменений в материальных телах, пространс-
тво и время объективно существуют. Иначе говоря, ни один матери-
альный объект, какими бы он свойствами ни обладал, не может ока-
заться вне времени и пространства.
Вместе с тем свойства пространства и времени могут изменяться
с изменением свойств материи. Например,в зависимости от материаль-
ных условий может изменяться кривизна пространства, что нашло свое
отражение в создании Н.И.Лобачевским, В.Риманом и др. неевклидовых
геометрий. Эйнштейн показал,что в разных инерциальных системах
отсчета длины отрезков и промежутки времени различны. Эти примеры
свидетельствуют об относительности пространства и времени.
Важным свойством является то, что пространство и время непре-
рывны и вместе с тем прерывны /дискретны/. Непрерывность прост-
ранства и времени выражается в том, что между любыми двумя элемен-
тами пространственной протяженности всегда существует такой эле-
мент протяженности, который соединяет оба первых в единую прост-
ранственную протяженность. Точно так же между двумя любыми времен-
ными интервалами всегда найдется третий, соединяющий их в единую
временную длительность. Прерывность пространства и времени заклю-
чается в том, что они включают элементы, различающиеся по своим
внутренним свойствам, по структуре, т.е. по своим качественным ха-
рактеристикам.
В заключение отметим еще одно общее свойство пространства и
времени. Этим свойством является их внутренняя противоречивость.
Предыдущие два свойства являются примерами ее проявления. Беско-
нечность пространства и времени складывается соответственно из ко-
нечных длительностей отдельных материальных процессов.
Какие же свойства отличают пространство и время друг от дру-
га? Частным свойством пространства является его трехмерность. Она
выражается, во-первых, в том, что тело в пространстве сможет пере-
мещаться в любом направлении: вверх,вниз, вправо, влево, вперед,
назад. Во-вторых, все материальные тела обладают трехмерной прост-
ранственной формой - протяженностью в длину, ширину и глубину.
Математически трехмерность пространства выражается во взаимо-
однозначном соответствии между его точками и тройками чисел - их
координатами в заданной произвольной системе координат.
Время, в отличие от пространства, одномерно. Это означает,что
если задано начало отсчета во времени, то начало или конец како-
го-либо процесса, длина временного промежутка будут описаны одним
числом. Кроме того, время обладает свойством необратимости. Во
времени невозможно движение вспять. Оно течет всегда и всюду в од-
ном и том же направлении: от прошлого к настоящему, от настоящего
к будущему. Отсюда, заметим попутно, следует необратимость во вре-
мени причинно-следственных связей.
Из вышеуказанных свойств пространства и времени вытекает то,
что пространство обладает свойствами симметрии, а время - ассим-
метрично. Симметричность пространства выражается в том, что объек-
ты, расположенные в одной части пространства, могут являться зер-
кальным отражением материальных объектов в другой части пространс-
тва относительно определенной линии. Имеет место и симметрия
пространства относительно оси вращения его около произвольной точ-
ки. Симметрия пространства проявляется в симметричной конфигурации
различных материальных тел. Например, в форме кристаллов, строения
бабочек и т.д.
В классической физике и специальной теории относительности
господствующее значение имеют постулаты об однородности и изотро-
пии пространства и однородности времени, вытекающие из их свойств.
Однородность пространства состоит в равноправии всех его точек, а
изотропия - в равноправии всех его направлений. Однородность вре-
мени предполагает равноправие всех моментов времени. Это значит,
что в каждой точке пространства, в любом направлении и в любой мо-
мент времени законы физики действуют одинаково.
Изменение представлений о пространстве и времени, связанное с
созданием неевклидовых геометрий, открытием специальной теории от-
носительности, вызвало большой резонанс и в области философии. Ряд
философов и физиков пришли к выводу: поскольку наши представления
о пространстве и времени меняются, следовательно, они субъективны.
Особенное место в отстаивании этого положения заняла разновидность
"физического" идеализма" - махизм. По Маху пространство и время
представляют собой лишь упорядоченные системы рядов ощущений. Пос-
ледователь Маха Пирсон утверждал, что пространство и время нахо-
дятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи. Знаменитый
математик Пуанкаре говорил, что изменчивость понятий пространства
и времени является свидетельством навязывания их нами природе в
целях удобства.
Между тем в действительности абстрактные понятия пространства
и времени являются относительными, они могут изменяться, уточнять-
ся с разитием науки, однако отсюда не следует, что изменяются в
зависимости от этого, приспосабливаясь к нашему опыту, объективные
пространство и время.
Изменчивость представлений о пространстве и времени означает
лишь, "что наш опыт" и наше познание все более приспосабливаются к
объективному пространству и времени, Все правильнее и глубже их
отражая. Обоснование объективности пространства и времени имеет
актуальное значение для современной физики, встретившейся с их но-
выми свойствами в области микромира.
Открытие неевклидовых геометрий,наряду с доказательством ма-
териальности электромагнитного поля, создали предпосылки для ко-
ренного изменения представлений о пространстве и времени. С откры-
тием поля, по словам Эйнштейна, стала возможной победа над ньюто-
новским абсолютным пространством, поскольку не стало отграниченных
друг от друга предметов. Все оказалось заполненным материей и не
стало пустоты.
Следующим важным моментом в развитии физики было установление
в 1881 г. американским физиком Майкельсоном независимости скорости
света относительно движущихся тел.
В физике возникло противоречие между законами классической
физики и новыми открытиями. Разрешение этого противоречия было
осуществлено А.Эйнштейном в 19О5 г. созданием специальной теории
относительности. Принципиально новым в теории Эйнштейна является
утверждение относительности и пространства и времени, рассматрива-
емых в отдельности. Существенно иным стало понимание смысла однов-
ременности двух событий. С точки зрения специальной теории относи-
тельности /СТО/, два события, одновременные в одной инерциальной
системе отсчета, будут неодновременными в другой системе, движу-
щейся относительно первой. Мы можем с уверенностью говорить об од-
новременности двух событий лишь в том случае, если они произошли в
одном и том же месте. Утрата абсолютности одновременности означа-
ет, что не может быть единого времени в различных системах отсчета
(всегда далее имеются в виду инерциальные системы). В каждой такой
системе имеется "собственное" время.
Длина также стала относительной. В самом деле, что такое из-
мерить длину какого-либо отрезка? Это значит одновременно зафикси-
ровать его начало и конец. Однако поскольку понятие одновременнос-
ти утратило свой абсолютный смысл, в различных системах отсчета
длина отрезка будет различной. Причем установление, что длина от-
резка будет сокращаться в направлении движения, а промежутки вре-
мени увеличиваться, т.е. течение времени должно замедляться.
Возникает вопрос: реальны ли подобные релятивистские эффекты?
Теория утверждает их реальность. Причем дело не в том, что каждый
отрезок в разных системах действительно короче другого.<SPA< font>
5.1. Понятие природы. Природа и общество.

Понятие "природа" охватывает бесконечное многообразие явле-
ний и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих
микромир, и кончая поражающими своими пространственными масштабами
космическими объектами. А если обратиться от пространственного к
временному, генетическому измерению, то природа включает как свой
фундамент, свою вечную первооснову - неживую, неорганическую сос-
тавляющую, так и живую природу, являющуюся своеобразной надстрой-
кой над природой неживой, продуктом развития последней. При этом
распространенность жизни в известной в настоящее время части Все-
ленной по меньшей мере пока ограничивается планетой Земля с тонким
и притом чрезвычайно ранимым слоем живого - биосферой.
Таким образом,понятие"природа" охватывает все существующее,
всю Вселенную и в этом своем значении практически совпадает с по-
нятием материи во всем многообразии ее форм. Однако при подобной
трактовке природы природное поглощает и перекрывает и социальное,
стирается грань между тем и другим, а тем самым теряет смысл клю-
чевая философская проблема - проблема отношения природы и челове-
ка, природы и общества.
Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность
естественных условий существования человека и человеческого об-
щества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место и
роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека и
общества.
Исторически конкретный характер отношения человека, общества
и природы не отменяет некоторых его общих моментов. Неизменным в
нем остается прежде всего то, что человек, а вместе с ним и об-
щество вышли из природы и поэтому генетически, по происхождению
связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - тот базис, без
которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков,
ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих пред-
ков.
Но это лишь одна сторона дела. Другая, не менее важная, сос-
тоит в том, что человек, общество живут природой. И не только в
том смысле, что многие природные компоненты, так сказать, в ес-
тественном виде выступают необходимыми условиями жизни и жизнедея-
тельности человека и человечества (воздух,вода,определенный темпе-
ратурный режим и т.д.), но и в том,что сама возможность жизни че-
ловека, само существование общества были бы немыслимы без постоян-
ного обмена веществ с природой в процессе материального производс-
тва.
Наконец, сохранение целого ряда параметров, характеризующих
природу нашей планеты, в строго определенных границах выступает в
качестве необходимого условия существования и живой природы, и че-
ловека. Набор этих характеристик сравнительно широк, а пределы их
подвижности очерчены достаточно жестко мерой адаптивности как жи-
вых организмов, так и человека, мерой их способности адаптировать-
ся к тем или иным переменам в среде их обитания. Исчезновение всех
новых видов животных и растений, причем этот процесс приобретает
все более тревожные масштабы, свидетельствует о том, что выход ря-
да характеристик среды обитания за допустимые пределы ведет к
обеднению многообразия жизни. И между тем комплекс благоприятных
условий для возникновения жизни складывается во Вселенной, как мы
теперь знаем, исключительно редко, и жизнь на Земле - явление ско-
рее уникальное, а значит, тем выше ее ценность.
Все это свидетельствует о неразрывной, органической связи об-
щества и природы. Общество есть продолжение природы, ибо оно стро-
ится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы
и ее часть, а главное - общество строится из материала природы и в
соответствии с ее законами. И в этом смысле К.Маркс говорил об об-
ществе как о "второй природе", природе, искусственно созданной ра-
зумом и трудом человека.
Но общество как часть природы есть часть особенная, специфи-
ческая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение поня-
тий натура (природа) и культура. Природа (натура) - эта та часть
объективной реальности, которая не затронута человеком, его дея-
тельностью и существует по своим собственным основаниям и законам.
Напротив, культура - это то,что преобразовано, возделано че-
ловеком, включено в орбиту его преобразующей и познавательной дея-
тельности, обработано им, приобрело социальное качество.
В этом смысле общество, культура одновременно и включены в
природу, и противостоят ей, вступают с природой в определенные,
исторически изменяющиеся отношения.
Взаимосвязь и взаимовлияние общества и природы реализуются
непосредственно через естественную окружающую среду, которая охва-
тывает гео-и биосферу, т.е. те материальные системы планеты Земля,
которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но
вместе с тем могут стать со временем либо уже становятся объектами
его деятельности.
При этом такая возможность носит конкретно-исторический,
внутренне противоречивый характер и опосредуется в конечном счете
уровнем развития производительных сил, спецификой системы экономи-
ческих отношений, а наряду с этим и культурно-духовной атмосферой
каждой исторической эпохи.
Противоречивость отношений в системе общество-природа просс-
матривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития об-
щества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее
богатствами. Мера овладения этими силами природы и ее богатствами
реализуется в развитии производительных сил. С другой стороны, ос-
вобождаясь в условиях утверждения цивилизации от былого бессилия
перед стихийными силами природы и почти полной власти этих сил над
ним, человечество одновременно вступает во все более многообразные
связи с природой. В итоге расширяется диапазон зависимостей об-
щества от природы, что прежде всего обусловлено непрерывным воз-
растанием общественных потребностей.
Поэтому ни о каком ослаблении зависимости общества от природы
по мере его развития не может быть и речи.
Действительно, набор богатств и сил природы, в которых нуж-
дался первобытный человек,был предельно ограничен. Этот набор мож-
но было сосчитать по пальцам. Сегодня этот набор настолько широк,
что его простое перечисление не уложить и в несколько толстенных
томов. Достаточно сказать, что для удовлетворения потребностей
всего лишь одного современного человека только из недр земных еже-
годно изымается до 2О тонн полезных ископаемых.
А разве не видна возросшая зависимость современного человека
от природы в том, что достаточно даже на короткий период отсечь
какой-либо город от снабжения электроэнергией, газом или горючим,
чтобы это немедленно привело к буквально трагическим последствиям.
Таким образом, современная цивилизация отличается от эпохи
дикости и варварства не тем, что она будто бы достигла чуть ли не
абсолютной независимости от природы (напротив, эта зависимость
стала несравненно большей), а тем, что общество обрело независи-
мость и свободу в выборе средств и способов воздействия на приро-
ду, ее освоения и преобразования.
Все это свидетельствует о безосновательности утверждений о
том, что якобы по мере роста зрелости производительных сил и дос-
тижений НТП ослабляется зависимость общества от природы, и об оши-
бочности недооценки влияния природы не только на темп, но и на ха-
рактер общественного развития. Подобная недооценка не только оши-
бочна, но и небезопасна, поскольку она порождает иллюзию независи-
мости общества от природы и ее законов и влечет за собой нерацио-
нальные формы природопользования, а значит, и углубление противо-
речий между обществом и природой. Деградировавшая, истощенная при-
рода оказывается неспособной удовлетворять потребности общества. А
это, в свою очередь, особенно выпукло обнаруживает всю глубину за-
висимости современного общества от природы. Ведь не случайно имен-
но углубляющийся экологический кризис с особенной отчетливостью
обнаружил это.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net