*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
2. Азиатский
способ производства и античное рабство
Ранняя
история человечества была связана с переходом от присваивающего
хозяйства (охоты, рыболовства и собирательства) к скотоводству
и земледелию, что явилось началом становления производящей
экономики, первыми следствиями которой являются появление
новых форм жилищ и переход к прочной осёдлости.
Самым
распространенным путём перехода к производящей экономике был путь
сложения земледельческо-скотоводческого хозяйства на базе высокоразвитой
экономики охотников и собирателей. В двух своих вариантах — преимущественно
земледельческом и преимущественно скотоводческом — этот путь был
наиболее характерен для Передней Азии, охватывавшей территорию
современных Ирака, Сирии, Ирана, Турции и стран Восточного Средиземноморья.
В этих районах было сосредоточено много видов диких животных и
растений, которые могли служить исходным материалом для одомашнивания.
Кроме того, Азия по праву считается родиной большинства культурных
растений и домашних животных, на разведении которых базировалось
в древности и базируется сейчас хозяйство значительной части Евразии,
в том числе и в нашей стране 2.
Сложившемуся
в странах Азии способу производства были присущи следующие черты:
1.
Государственное или государственно-общинное владение землёй;
2.
Наличие мощного объединяющего начала: а) деспотического (когда
сообществом руководит глава важнейшей в племени семьи) либо б) демократического
(когда власть в сообществе принадлежит отцам семейств);
3.
Формальная свобода членов сообщества.
Возникновение
и существование общинных отношений во многом были обязаны тому
обстоятельству, что строительство и использование ирригационных
каналов (оросительных систем) было возможно только в случае объединения
коллективных усилий. В силу этого обстоятельства ни один строитель
не мог претендовать на какую-то часть построенной ирригационной
системы, в силу чего сама эта система могла находиться исключительно
в государственной (общинной) собственности. Необходимо также учитывать
и то обстоятельство, что в условиях засушливого климата ценность
имеет не всякий, а только такой земельный участок, который может
получить необходимое увлажнение. Второе обстоятельство ещё более
усиливало позицию владельцев оросительных систем, давало им фактически
неограниченное право привлекать свободных общинников к несению
трудовой повинности. Таким образом, в азиатской (по крайней мере,
преобладающей) форме не существовало собственности отдельного
лица, а существовало лишь его владение, при этом действительным,
настоящим собственником являлась община 3.
Если
азиатский способ производства предполагал в качестве своего базиса
земельную площадь как таковую, то основу античной формы
составлял город как созданное место поселения (центр) землевладельцев
(земельных собственников), при этом пашня являлась территорией
города, а крестьянин был горожанином (то есть гражданином данного
государства) только в силу того, что был собственником части пахотных
земель. Таким образом, у античных народов, классическим примером
которых являются римляне (у них это проявляется в самой чистой
форме), государственная земельная собственность одновременно выступала
в двух качествах — государственной земельной и частной земельной
собственности 4.
По
своей социально-экономической сути рабство — это труд одних людей
(рабов) на других, соединённый с личной принадлежностью трудящегося
рабовладельцу — тому, кто присваивает продукт его труда. Рабство,
будучи преимущественно интенсивной моделью развития хозяйства,
основано на увеличении количества производимого продукта за счёт
увеличения численности работников (рабов).
Производительные
силы античного рабства, по Варрону, — это орудия трёх видов: говорящие
(рабы), мычащие (быки) и немые (сельскохозяйственный инвентарь),
при этом главной производительной силой античной системы хозяйства
был раб.
По
словам Колумеллы, «труд, основанный на рабстве, приносил величайший
вред: рабы дурно пахали землю, воровали зерно, при закладке урожая
на хранение неверно отражали его количество в счётных записях».
Дешёвая рабочая сила также не могла стимулировать внедрение технических
усовершенствований. Всё это, вместе взятое (качество рабочей силы
и технический застой), в конечном счёте, способствовало массовому
разорению землевладельцев, отмиранию экономической системы, при
которой основой производственных отношений является собственность
рабовладельца на все элементы производства, в том числе и на работника
— раба.
Историография
выделяет 3 этапа развития античного рабства:
1.
Складывание — с 11—8 вв. до н. э. (Китай времён
Чжоуского царства) и 9—8 вв. до н. э. (Греция «Гомеровской
эпохи») до 8—6 вв. до н. э. (Италия);
2.
Утверждение и развитие — с 8—3 вв. до н. э. (Китай
времён рабовладельческих царств периода Чуньцю-Чжаньго), 5—4 вв.
до н. э. (Греция эпохи полисов в период их расцвета)
до 3—1 вв. до н. э. (Италия времени Римской республики
поздней поры);
3.
Распад — со 2 в. до н. э. (Ханьская империя на
Востоке) до 5 в. н. э. (Римская империя на Западе).
Отличительная
хозяйственно-экономическая черта первого этапа — рост производства
за счёт расширяющегося применения труда рабов.
Второй
этап связан с достижением максимальной ресурсоотдачи труда рабов;
это этап расцвета городов-государств, сведённых к одному центру
(«полису» в Греции, «го» в Китае, «цивитасу» в Италии), это этап
укрепления собственности и приобретения ею двойного содержания
(о чём сказано выше).
Третий
этап античного рабства — это этап несоответствия возможностей
подневольного труда всё более возрастающим общественным потребностям,
в связи с чем рабовладельческое общество приходит к решению двух
взаимосвязанных проблем: 1) изменению статуса рабочей силы,
её раскрепощению (что объективно ведёт к зарождению феодальных
отношений) и/или 2) оснащению труда более эффективными устройствами
(техникой) и способами (технологией), что является необходимым
условием товарного производства.
Именно
на этой стадии в Римской империи происходит зарождение феодальных
отношений (от лат. feudum — феод, владение) в форме колоната
— такой формы отношений между мелкими сельскими производителями
(колонами) и крупными землевладельцами, при которой арендатор
земельного участка платит арендную плату натурой или деньгами
и выполняет натуральные повинности. Таким образом, разложение
античного рабства в Римской империи сопровождалось изменением
социального статуса раба: этот процесс шёл, например, в направлении
от колона к виллану — крестьянину, находящемуся в поземельной
зависимости от феодала (при сохранении личной свободы).
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net