|
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
Культура
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые
качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие
связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой
жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные
формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или
различных общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики
особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных
сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности
отдельного индивида.
1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.
1. Функционализм
· (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения
определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются
с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры
- характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние
соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство.
Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается
функциональность элементов культуры.
2. Символизм
(Т. Парсонс, К. Гирц)
Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения
человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
3. Адаптивно-деятельностный подход
(Э. Маркарян)
Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических
механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную
и преобразующую деятельность людей.
2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
1. Язык
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая
система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки
бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации
человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы
и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом
и многообразными отношениями человека к миру.
2. Ценности
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения
явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют
жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное,
то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение
к ценности).
Различают ценности:
· терминальные (ценности цели)
· инструментальные (ценности средства)
3. Нормы
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания,
определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
· формализованные правила (все, что официально записано)
· правила морали (связаны с представлениями людей)
· образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем
развитии.
3. Функции культуры
1. Коммуникативная
Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе
межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной
деятельности. Существование такой функции дает возможность определить
культуру как особый способ наследования социальной информации.
2. Регулятивная
Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой
контроля за этими действиями.
3. Интегрирующая
Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим
условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как
механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это
характеристика интегрального свойства соц. систем.
4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
Культурные универсалии
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
· совместный труд
· спорт
· образование
· наличие ритуалов
· системы родства
· правила взаимодействия полов
· язык
· и т.д.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека
и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии
конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием
супер систем "восток"-"запад", национальной
культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой.
Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Этноцентризм и релятивизм
- крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.
Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей
и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные -
так себе".
В масштабе человечества различают системы: национальной культуры,
"Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества:
Элитарная культура, народная культура, массовая культура.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных
универсалий.
Элитарная культура
Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную
подготовленную аудиторию.
Народная культура
Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически
неотделимо от повседневной и практической жизни.
Массовая культура
(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она
создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой
широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной
подготовки.
Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:
· прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)
· индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается
плотность контактов)
· прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной
деятельности и отдыха)
Субкультуры
Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные
с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык
принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают
специфические названия.
5. Процессы изменений в культуре
1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре
· стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных
языков)
· развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)
· планомерное развитие
2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными
контактами.
· заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным
(миграция) и насильственным (завоевание).
Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные
формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда
включены в контекст широких социальных изменений.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|