|
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
Лекция 11. Формы психического отражения у человека
--------------------------------------------------------------------------------
Особая форма психического отражения реальности, которая свойственна
только человеку, составляет главный предмет изучения психологической
науки. История развития психического отражения знает два больших
перелома. Один из них, о котором уже шла речь, происходит в связи
с переходом от живой материи, не обладающей свойством психического
отражения, к материи, имеющей это свойство. Этот перелом и выражается
в порождении особой формы отражения, которую мы называем «психической
формой отражения».
Но есть и второй великий перелом. Этот перелом, обозначающий собой
переход от психики животных к психике человека, ставит перед нами
очень сложную проблему зарождения сознания как высшей формы психического
отражения.
Мы стоим, таким образом, перед вопросом: «В чем заключается характерная
особенность высшей формы психического отражения, впервые возникающей
у человека?» И второй вопрос, непосредственно связанный с первым:
«Что порождает новые высшие формы психического отражения, которые
мы обозначаем общим понятием "сознание"?» Наконец, есть
еще и третий вопрос, без которого мы вряд ли сможем ответить на
первые два: «В чем состоит отличие высшей формы психического отражения
от более или менее сложных форм отражения, обнаруживаемых при исследовании
деятельности животных?»
Прежде всего я хочу ответить на вопрос о характерных особенностях
психики человека, подойдя к нему с описательной стороны: характерная
черта психического отражения человека — это способность давать себе
отчет в том, что нами ощущается.
<Часть записи не сохранилась, предположительно в этом фрагменте
речь шла о различных формах психического отражения у человека, которые
не являются собственно сознательными, в частности, об ощущениях
сигналов, находящихся в субсенсорном диапазоне. >
Итак, две фазы: фаза субсенсорного диапазона, когда человек смутно
ощущает какое-то воздействие, но не может дать себе отчет в том,
что именно воздействует, и фаза сознания.
Приведем еще одно мистическое явление — «мышечное чтение мыслей».
Когда-то в Англии бытовала следующая салонная игра. Один человек
(отгадчик) кладет свою руку на руку другого человека, который задумывает
какое-либо конкретное желание — например, решает подойти к столу
и взять тетрадь. Оказывается, что отгадчики обладают удивительной
способностью — достаточно прикосновения, чтобы он «прочитал» мысль,
в данном случае выраженную в форме двигательного намерения. Как
же объяснить это таинственное явление? Дело все в том, что ведомый,
отгадчик, непременно контактирующий с испытуемым, время от времени
говорит: «Думайте, думайте, думайте». Тем самым он как бы вынуждает
испытуемого представлять себе то движение, которое тот собирается
совершить. Оказывается, что при этом двигательное намерение выражает
себя в неосознаваемых микродвижениях. Означает ли это, что отгадчик
осознанно прочитывает и расшифровывает эти микродвижения и таким
путем узнает о намерении испытуемого? Нет. Он получает эти сигналы,
но не отдает себе в них отчет, так как они находятся в субсенсорном
диапазоне. Тем не менее, ориентируясь именно на субсенсорные сигналы,
отгадчик, подобно разведчику, в большинстве случаев безошибочно
расшифровывает, «прочитывает» двигательное намерение. «Читать» мысли
по двигательному намерению могут не только специалисты типа В.Мессинга
или Куни. Секрет в том, что это могут делать все. Однако реально
это могут делать только «верующие», в смысле уверенные в своем успехе.
Вообще верующие все умеют всегда, а неверующие — никогда ничего
не умеют. При желании верующий может овладеть искусством чтения
мыслей по двигательным намерениям.
Я сам научился этому в свое время, хотя теперь уже, наверное, в
некоторой степени утратил эту способность. Я верил, становился в
позу и ждал наития. При этом ни в коем случае нельзя прислушиваться
к движению, так как, прислушиваясь к движению, неизбежно получаешь
информацию не о микродвижениях, а о макродвижениях. Надо стать верующим
в наитие, и тогда все получится. Перцепиент сам не должен думать,
а вот ведущий должен четко представлять свои движения одно за другим.
Хорошие «индукторы» умеют ярко представлять себе расчлененное двигательное
намерение. Известные эстрадные демонстраторы достигают высокой степени
виртуозности в чтении мыслей через двигательное намерение. Иногда
они заменяют двигательный контакт зрительным, то есть непрерывно
смотрят в глаза индуктора и «прочитывают» микродвижения глаз, выражающие
двигательное намерение. Если спросить у эстрадных виртуозов о том,
как им удается проделывать такие фокусы, то чаще всего в ответ можно
услышать интерпретации, почерпнутые из научных исследований. Однако
иллюзионисты сохраняют где-то в глубине души сознание своей исключительности.
При изучении психики на поверхность сплошь и рядом прорывается
система таинственных явлений. Часть этих явлений просто оказывается
мнимыми артефактами, часть расшифровывается, находит свое объяснение,
например, в анализе субсенсорного диапазона, в анализе непроизвольных
микродвижений.
Для того, чтобы обнаружить микродвижения, нужно провести следующий
простой эксперимент. На столе крепится лист ватманской бумаги. Испытуемому
дают в руки остро отточенный карандаш. Как только испытуемый взял
в руки карандаш, возникла, актуализировалась готовая система выхода
движений, рабочая позиция руки грамотного человека. Затем испытуемому
завязывают глава. При этом нужно проследить, чтобы испытуемый не
морщил лоб. Я говорю об этом условии потому, что многие крупные
физики, незнакомые с человеческим «хозяйством», часто не соблюдают
элементарно необходимых при работе с человеком правил экспериментирования,
и в результате испытуемые демонстрируют одно чудо за другим. Продолжим
описание эксперимента. Перед испытуемым с завязанными глазами помещается
ряд лампочек. Экспериментатор кладет свою руку на руку испытуемого
и говорит: «Когда зажжется одна из лампочек, Вы должны вести мою
руку по направлению к ней». При этом экспериментатор или какой-либо
другой ведомый не должен «тащить» руку испытуемого. Именно испытуемый
должен выступать в роли ведущего. После вспышки лампочки дается
команда: «Начинайте». Испытуемый знает, что ему надо вести карандашом
от себя, но куда вести — неизвестно. Он знает, что можно вести карандашом
в разных направлениях, но, как правило, ведет карандашом по направлению
к лампочке. След от карандаша остается на бумаге. Если взять лупу
и внимательно рассмотреть этот след, то перед вами явственно выступит
картина борьбы, проделанной испытуемым. При увеличении прямая линия
окажется ступенчатой. Эти «ступеньки» — реакция на микротолчки,
которые автоматически производит человек, пассивно держащий руку,
то есть реакция на непроизвольные микродвижения руки ведомого.
Другой круг неосознаваемых явлений связан с «праощущениями» и «правосприятиями».
Представьте, что Вы идете вечером по лесной тропинке. Спускается
туман. Вы, чтобы не сбиться с дороги, ни о чем не думаете и смотрите
только перед собой. Внезапно Вы замечаете на некотором расстоянии
от тропинки небольшой предмет. Чтобы увидеть этот предмет, нужно
было направить на него глаза, то есть произвести сложную работу:
скоординировать направление зрительных осей так, чтобы они скрестились
на объекте; изменить кривизну хрусталика и т.д. Что же получается?
Для того, чтобы увидеть, нужно прежде всего заметить. Тут нет никакого
парадокса, так как на периферическую часть зрительного поля попадает
нечто, в чем человек не отдает себе отчета. Тогда включается сложный
механизм регуляции движений глаз, обеспечивающий перевод этого «нечто»
в поле ясного видения, и в результате происходит осознание воспринимаемого
объекта. Этот простой пример показывает, что мы всюду встречаемся
с субсенсорной подготовкой, которая запускает в ход механизмы зрительной
системы.
Следует отметить, что и в условиях нормального восприятия лишь
небольшая часть воспринимаемого становится осознаваемой. Мы не замечаем
этого, потому что самонаблюдение играет с нами плохую шутку. Стоит
человеку спросить себя, видит ли он, что стоит на подоконнике, как
то, что стоит на подоконнике, моментально становится достоянием
сознания. В действительности лишь очень немногое в окружающем человека
мире выступает перед ним одновременно в форме сознания. Самонаблюдение
приводит к тому, что процесс последовательного осознавания принимается
за одновременный. Эта иллюзия рассеивается с помощью кратковременного
предъявления. Основываясь на экспериментальных данных, психологи
прошлого столетия пришли к выводу о существовании «поля сознания».
Сознание подобно лучу прожектора, высвечивающему в определенный
момент какое-либо одно явление. Чтобы нагляднее объяснить это, воспользуемся
конкретным примером. Я спрашиваю себя, что находится у меня в руках,
и, конечно, мгновенно решаю эту задачу. У меня в руках находится
свернутое из проволоки кольцо, которое я только что сделал. Мои
руки действовали по отношению к проволоке так, что из нее получилось
кольцо. Но для того, чтобы получилось кольцо, я должен был отражать
его как объект, и это отражение управляло движениями руки, хотя
мое сознание в это время было занято материалом, подлежащим изложению.
Наша жизнь, как говорил И.П.Павлов, пестро соткана из сознательного
и бессознательного, из сознаваемого и неосознаваемого. Против этого
положения невозможно возражать, так как у человека, как вы убедились
сегодня, мы находим сосуществование различных форм, уровней психического
отражения реальности. Эти уровни находятся в иерархических соотношениях
друг с другом. Одни действия управляются отражением в форме сознания,
другие также управляются предметными формами отражения, выполняющими
функцию ориентирования, но эти формы как бы безотчетны в том смысле,
о котором я говорил: «Я не отдаю себе отчета в том, что управляет
моей деятельностью». Кстати, поведение, называемое автоматизированным,
представляет собой поведение, которое, говоря словами старых психологов,
ушло из поля сознания. Сознаваемое и неосознаваемое находятся непрерывно
в движении: сознаваемое может спускаться на уровень отражения, не
требующий отчета, и, наоборот, то, в чем вы себе не отдавали отчета,
может при определенных условиях подниматься до уровня сознания.
Теперь мы стоим перед возможностью правильно поставить вопрос:
«Зачем нужна высшая форма отражения? В чем ее особенность по сравнению
с отражением, не имеющим сознательной формы?», то есть вопрос о
необходимости, приводящей к порождению высшей формы отражения, и
вопрос о самом процессе и условиях порождения этой формы. Сегодняшняя
лекция в основном ушла на субъективное описание, однако без этого
описания нельзя приступить к дальнейшему анализу высшей формы психического
отражения реального мира, к анализу сознания.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|