Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Лекция 10. Идеология русского радикализма. Дворянско-разночинский этап.

Русский радикализм развивается под флагом «освобо­дительного движения» и проходит через три основных эта­па: дворянский, народнический и марксистский. Дворянс­кий этап ознаменовывается выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Дворянские револю­ционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие - за установление респуб­ликанской системы и унитаризм. Идеологией народниче­ства становится социализм, который они связывают с кре­стьянской поземельной общиной. Народники искренне ве­рят в стихийный революционаризм «угнетенных масс» и спешат воспользоваться «благоприятной» ситуацией. Этим объясняется их отрицательное отношение к крестьянской реформе 1861 г., сбившей, на их взгляд, накал народного протеста и заставившей радикальную интеллигенцию до­биваться власти путем террора и насилия. Трагедии и не­удачи приводят к разложению народничества: одни отхо­дят от борьбы и примиряются с монархией, другие начина­ют пристально всматриваться в потенциальные возможно­сти зарождающегося русского пролетариата. Так возника­ет «русский марксизм» - партийно-организационное дви­жение, свершившее «октябрьский переворот» 1917 г. и создавшее советскую политическую систему.

На каждом этапе развития русского радикализма вы­деляются ключевые, знаковые фигуры, выражающие сущ­ность тех или иных идеологических тенденций. Среди де­кабристов это прежде всего Н.М.Муравьев и П.И.Пестель, среди народников - А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев, среди марксистов - Г.В.Плеха­нов, В.И.Ленин. При всем различии конкретных программ и целей, они едины в своем неприятии самодержавия и стремлении к революционному преобразованию российской действительности.

1. Революция и государство в идеологии декабристов. Как известно, дворянские революционеры менее всего рас­считывали на поддержку народа и ориентировалась исклю­чительно на «военную революцию». Они полностью разде­ляли мнение, высказанное еще Радищевым, что непросве­щенный, находящийся в «рабстве» народ, пробужденный к восстанию, обратит свободу «в своеволие, худшее самого крайнего произвола». Зато обращение к истории России давало им множество примеров удачных военных перево­ротов. «...Переходило ли, например, исследование, - пи­сал Д.И.Завалишин, - к самому происхождению разных правительств в России, оно видело целый ряд революций, и притом при полном безучастии народа, и совершаемых большею частию военною силою, как было при возведении на престол Екатерины I, при свержении Бирона, регентши и Петра III. Все примеры показывали, что Россия повино­валась тому, что совершала военная сила в Петербурге, и признавала это законным».

Вместе с тем дворянские революционеры по-разному представляли себе цели и задачи «ограниченной» револю­ции. Противоположные позиции отразились в программ­ных документах декабристского движения - «Проекте кон­ституции» Н.М.Муравьева (1795-1843) и «Русской прав­де» П.И.Пестеля (1793-1826).

Муравьев выступает за конституционную монархию. Ссылаясь на «опыт всех народов и времен», он утверждает, что «власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества», и кроме того, «она не согласна ни с прави­лами святой веры нашей, ни с началами здравого рассуд­ка». Относительно «правил святой веры нашей» остроумно возражал декабрист И.И.Горбачевский. «Говоря о бессмысленности революционной агитации русского народа «языком духовных особ», он пишет, что «ежели ему начнут доказывать Ветхим Заветом, что не надобно царя, то, с другой стороны, ему с мало­летства твердят и будут доказывать Новым Заветом, что идти против царя значит идти против Бога и религии».

Согласно Муравьеву, для России наиболее приемлемо «федеральное или союзное правление», опирающееся на вер­ховную власть народа и ограничивающее власть монарха от­правлением чисто исполнительных функций. «Император есть верховный чиновник российского правительства», и хотя его власть «наследственная», переходит «по прямой линии от отца к сыну» (в других случаях: от тестя к зятю»), он тем не менее действует строго по предписанию «Народного веча» - высшего законодательного собрания и употребляет все силы свои «на сохранение и защиту сего коституционно-го устава России». Таким образом, в революции Муравьев видит средство реализации конституционно-монархическо­го идеала, который выдвигался еще либеральными просве­тителями екатерининской и александровской эпохи.

Для Пестеля оказывалась неприемлемой ни федера­тивная, ни конституционная тенденция муравьевского «Проекта».

Выступая против «федеративного образа правления», он прежде всего учитывал, что Россия не просто государ­ство, возникшее в результате «добровольного соглашения людей», но государство многонациональное, состоящее из множества разных племен и народов. Это обстоятельство, на его взгляд, чрезвычайно затрудняет определение границ Российской империи, ее исторического места развития. Пестель первым осознал, что политический вопрос в Рос­сии - это прежде всего вопрос национальный, вопрос о пре­делах прав русского народа и народов, ему «подвластных и к его государству присоединенных». Он выделял «право народности» и «право благоудобства». Правом народности наделялись только те народы, которые пользовались «са­мостоятельною политическою независимостью»; народы же, лишенные такой возможности, могли претендовать лишь на право благоудобства и «непременно... состоять под вла­стью какого-либо сильнейшего государства». Причем пра­во благоудобства обусловливалось исключительно сообра­жениями «безопасности», а не тщеславного стремления к расширению пределов государства. В России, согласно Пе­стелю, никакой другой народ, кроме русского, не может «ограждаться правом народности, ибо оно есть для них мни­мое и несуществующее». Они всегда будут искать защиты - если не у России, то у других государств. Поэтому уравне­ние их политических прав с русским народом на деле озна­чало бы федерализацию России, распадение ее на разроз­ненные части.

Сейчас очень актуально звучат возражения Пестеля против федеративной системы. О них как-то не принято было говорить, ввиду господства федеративных тенденций в политической практике советского периода. Теперь, пос­ле распада СССР, когда вновь началось возрождение рос­сийской государственности, многое предстает в новом све­те, иначе смотрятся забытые политические идеалы.

В первую очередь это касается политической теории Пестеля. Его не устраивает федерализм по следующим при­чинам. Во-первых, в федеративном государстве верховная власть «не законы дает, но только советы: ибо не может иначе привести свои законы в исполнение, как посредством областных властей, не имея особенных других принуди­тельных средств». Если же оно прибегнет к насилию, воз­никнут «междоусобные войны» - раздоры и конфронта­ции, как это и было в допетровской Руси. Во-вторых, каж­дая область в федеративном государстве (а в России это, как правило, национальные регионы) будет представлять, «так сказать, маленькое государство», поэтому «частное благо области, хотя и временное, однако же все-таки силь­нее действовать будет на воображение ее правительства и народа, нежели общее благо всего государства, не принося­щее, может быть, в то время очевидной пользы самой обла­сти». При таком устройстве, заключает Пестель, не может сложиться единое и неделимое государство; оно всегда будет заключать в себе семя к разрушению.

Столь же бескомпромиссным был подход Пестеля к кон­ституционной монархии. Он настойчиво проводит курс на революционное учреждение республиканского правления в форме представительной демократии. В древности, по его мнению, когда государства были еще малы и народы не­многочисленны, все граждане могли свободно собираться в одном месте «для общих совещаний», «тогда каждый имел голос на вече». Однако с ростом народонаселения этот де­мократический порядок исчезает и на смену ему приходит «феодальная система со всеми ее ужасами и злодеяния­ми». Власть сосредоточивается в руках «аристократов и богатых». Народы, желая избавиться от их «нестерпимого ига», начинают добиваться восстановления своих искон­ных прав. Но поскольку они стали многочисленными, то вернуться к первоначальной форме демократии не представ­лялось больше возможным. Выход был найден в предста­вительном правлении, которое возвратило им «право на участие в важнейших государственных делах». Но и на сей раз торжество было недолгим: власть в выборах захватыва­ет новая политическая сила - «аристокрация богатств», «гораздо вреднейшая аристокрации феодальной», и, «вла­дея богатствами, находит в них орудия для своих видов», т.е. закабаления народа. Последний лишается последних остатков своей земельной собственности и превращается в голодного и нищего пролетария. Народам приходится за­ново бороться за попранные права.

Пестель считает, что к этому лее может привести Рос­сию конституция Муравьева. Действительно, глава Север­ного общества, во-первых, выступает за безусловное сохра­нение дворянских имений, во-вторых, наделяет избиратель­ными правами только тех лиц, которые имеют личное не­движимое имущество. Крестьяне же, хотя и освобождались от крепостной зависимости, тем не менее получали землю не в частную собственность, а в общественное владение и, становясь «общими владельцами», лишались права лично избирать представителей власти. Они могли лишь назна­чать одного избирателя с каждых 500 жителей мужского пола, которые и подавали «голоса наравне с прочими граж­данами». Иллюзорность такого равенства очевидна; Пес­тель прекрасно понимает это и требует «в полной мере вся­кую даже тень аристократического порядка, хоть феодаль­ного, хоть на богатстве основанного, совершенно устранить и навсегда удалить, дабы граждане ничем не были стесне­ны в своих выборах и не были принуждаемы взирать ни на сословие, ни на имущество, а единственно на одни способ­ности и достоинства и руководствоваться одним только до­верием своим к избираемым им гражданам». Для полно­ты конституционных гарантий, объявляет он, «само зва­ние дворянства должно быть уничтожено: члены оного по­ступают в общий состав российского гражданства».

И все же главным пунктом пестелевской конституции является вопрос о сохранении аграрной специфики России. Он полагает, что общественное богатство создается не в про­мышленности, а в земледелии, разделяя в этом убеждение русских просветителей XVIII в., в том числе Радищева.

В своем аграрном проекте Пестель стремится сочетать два подхода к государственной земле - общественный и частный. С его точки зрения, нельзя, чтобы существовало либо только частное, либо только общественное землевла­дение. Если концентрация всей земли в частной собствен­ности ведет к рождению феодальной «аристокрации», то и «неуверенность в сей собственности, сопряженная с час­тым переходом земли из рук в руки, никогда не допустит земледелия к совершенствованию». Остается, следователь­но, объединить эти два начала: мнение о земле как общей собственности всего рода человеческого и право на обрете­ние и неприкосновенность частной собственности. Это и достигается разделением государственных земель на две части - общественную и частную. Общественная земля дол­жна составить неприкосновенную собственность волостно­го общества и будет передаваться отдельными участками членам волости, но не в полное владение, а для обработки и удовлетворения их нужд. Частные земли будут принад­лежать казне или отдельным лицам, обладающим ими «с полною свободою». Они служат «и доставлению изобилия», которое позволит направить капиталы «на устройство ма­нуфактур, фабрик, заводов и всякого рода изделий, на пред­приятие разного рода коммерческих оборотов и торговых действий». Приобретать частную землю может любой со­стоятельный член волости; точно так же любой владелец частной земли имеет право на получение общественного участка. Пестель считает, что такой смешанный тип зем­левладения не встретит в России противодействия, ибо «по­нятия народные весьма к оному склонны».

Идея Пестеля о возможности предохранить Россию при помощи общественного землевладения от буржуазно-капи­талистического развития была воспринята позднее идеоло­гами раннего народничества. Не случайно Герцен утверж­дал, что Пестель был социалистом, прежде чем появился социализм.

2. «Русский социализм»: А.И.Герцен (1812-1870). Тер­мин «социализм» впервые появился в западноевропейской политологии в 30-х гг. XIX в. и выражал идею сложной ассоциации социальных групп и индивидов, сплоченных общими усилиями борьбы и выживания. Несколько позже он стал обозначать всякое стремление переделать обществен­ный строй с целью устранить неравенство классов и под­нять благосостояние народных масс. В этом значении со­циализм сливается с идеей коммунизма и преобразуется в идеологию анархии, вернее - панархии, т.е. безгосударственности, народоправства. Возникший тогда же марксизм вносит в понимание социализма существенную поправку, рассматривая его как этап «ослабленной» государственнос­ти, перехода к коммунистической системе. Идеологи на­родничества, за исключением Ткачева, в основном придер­живаются первой позиции. Инициатива здесь принадлежала Герцену, создателю теории русского, или общинного, со­циализма, прямо возвестившему о «неминуемом распущении государства в федеративно-коммунную жизнь».

Отличительной особенностью его взглядов было то, что он отвергает просветительский подход к государству. Для него оно не продукт общественного договора, соглашения, а орган насилия, призванный удерживать людей в покорнос­ти и подчинении. Везде, где только появляется власть, там «вооружают целые толпы тунеядцев, строят суды и страща­ют виселицей, строят церкви и стращают адом. Словом, де­лают все так, чтобы куда человек не обернулся, перед его глазами был бы или палач земной, или палач небесный, -один с веревкой, готовый все кончить, другой с огнем, гото­вый жечь всю вечность». Меняются формы государства, но сущность его остается та же: обман и угнетение народа, защита сословных и кастовых интересов.

Герцен обстоятельно останавливается на выяснении характера и содержания монархии и республики. Абсолют­ную монархию он считает формой государства, выражаю­щей меру народного несовершеннолетия, неспособности тру­дящихся масс к самоуправлению. Она держится на боже­ственном праве, выставляя себя «добрым пастырем», а людей - «послушным стадом».

Что касается конституционной монархии с ее «всеоб­щей подачей голосов» и «нелепым разделением властей... при религиозном понятии и представительстве, при поли­цейской централизации всего государства в руках мини­стерства», то это «такой же оптический обман, как равен­ство, которое проповедовало христианство».

Не менее строг Герцен к республиканской системе. Хотя ей «присущ элемент движения, перемены и, след­ственно, - надежды», тем не менее она никогда не бывает прочной и «всегда может сделаться монархией или, еще лучше, подпасть под деспотическую власть шута или сол­дата, под самовластие предательского, но самодержавного собрания, под гнет продажного министерства и его аген­тов». И это тем вероятнее, что республика есть «гражданс­кое устройство, защищающее только собственность», ради которого готово «спустить курок по первой команде».

Однако само движение народов от монархии к республике, по мнению Герцена, доказывает, что «государство как рабство идет к самоуничтожению», что это - «форма преходящая», зависящая от «известного возраста», «совер­шеннолетия большинства». А что оно не за горами, что «совершеннолетие» народа все более проявляется в исто­рии - об этом свидетельствуют «общественные переворо­ты» и революции Запада. На очереди - пробуждение рус­ских «хлеборобов», крестьянства. «И это будет настоящая революция народных масс. Всего вероятнее, что действи­тельная борьба богатого меньшинства и бедного большин­ства будет иметь характер резко коммунистический», - высказывает предположение Герцен.

Другим подтверждением начавшегося «разрушения го­сударства» он считает повсеместное распространение соци­алистических идей. На его взгляд, в настоящее время ком­мунизм и социализм находятся в том лее положении, в ка­ком было первоначально христианство: «Они предтечи но­вого общественного мира». Но в какой социальной фор­ме, какой реальный вид примет учение социализма - это пока Герцену неведомо. Лишь после встречи с бароном А.Гакстгаузеном, известным исследователем русских позе­мельных отношений, он, хотя и не сразу, находит ответ на мучивший его вопрос, правда, не для всего мира, а толь­ко применительно к условиям России: опорой социализма должна стать крестьянская община.

Впервые идею «русского социализма» Герцен формули­рует в статье «Россия» (1849). Народы Западной Европы, рассуждает он, в процессе своего исторического развития «доработались» до положительных социальных идеалов. Однако практически они отстоят от них дальше, чем Рос­сия, ибо общественный быт русского народа сходен с этими идеалами. «То, что является для Запада, - пишет Герцен, -только надеждой, к которой устремлены его усилия, - для нас уже действительный факт, с которого мы начинаем». Таким фактом, по его мнению, служит сельская община, нуждающаяся, правда, в определенном изменении и совер­шенствовании, но далее в своем настоящем виде представляющая собой непосредственное воплощение идеальных прин­ципов западноевропейских социалистических теорий.

Развивая далее свои идеи, Герцен акцентирует внима­ние на следующих моментах: во-первых, русская сельская община существует с незапамятных времен и схожие с ней формы встречаются у всех славянских народов; там же, «где ее нет, она пала под германским влиянием»; во-вто­рых, земля, принадлежащая общине, распределяется меж­ду ее членами, и каждый из них обладает «неотъемлемым правом» иметь столько земли, сколько ее имеет любой дру­гой член той же общины; «эта земля представлена ему в пожизненное владение, он не может да и не имеет надобно­сти передавать ее по наследству»; в-третьих, вследствие такой формы землевладения, «сельский пролетариат - вещь невозможная», и если принять во внимание еще, с одной стороны, обязанность всякого русского, за исключением горожанина и дворянина, быть приписанным к общине, а с другой - чрезвычайно ограниченное число городских жи­телей в России, то «невозможность многочисленного про­летариата становится очевидностью». «Итак, - резюми­рует Герцен, - элементы, вносимые русским крестьянским миром, - элементы стародавние, но теперь приходящие к сознанию и встречающиеся с западным стремлением эконо­мического переворота, - состоят из трех начал, из: 1) права каждого на землю, 2) общинного владения ею, 3) мирского управления. На этих началах, и только на них, может раз­виться будущая Русь».

Герцену кажется, что если Запад, разочаровавшись в своей капиталистической действительности, начинает меч­тать о социалистических преобразованиях, то России боль­ше нет никакой надобности думать о повторении пройден­ного им пути. Он замыкает ее существование пределами крестьянского быта, отказываясь от состояния урбанизи­рованной цивилизации. Все это очень напоминает полито­логические фантазии Щербатова, которого он так любовно популяризирует в своих заграничных изданиях.

3. Теория минования капиталистической формации: Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Из герценовского социа­лизма следовало, что для определенных стран возможно минование капиталистической стадии развития. Эту идею поддерживает также Чернышевский, признававший нали­чие общины достаточным основанием для пропуска «вто­ричного», т.е., собственно, буржуазного состояния.

Споря со славянофилами, полагавшими, будто общин­ное устройство является «прирожденною особенностью рус­ского или славянского племени», он настаивает на орга­ничности этой формы для всех народов в древнейшие пери­оды их исторической жизни. Общинное владение землей, отмечает автор, «было и у немцев, и у французов, и у пред­ков англичан, и у предков итальянцев, словом сказать, у всех европейских народов», но впоследствии, с усложнени­ем общественных отношений, «оно мало-помалу выходило из обычая, уступая место частной поземельной собственно­сти». Стало быть, гордиться сохранением этого «остатка» первобытной древности нечего, ибо он «свидетельствует только о медленности и вялости исторического развития», «доказывает только, что мы жили гораздо меньше, чем другие народы».

Однако замедленность, вялость русской истории имеет и свое преимущество. В то время как Запад, опередивший Россию в экономическом развитии, переживает сложнейшие социальные потрясения и в поисках выхода вновь обраща­ется к прошлому, Россия продолжает стабильное существо­вание благодаря неизменности общинной системы. В этом Чернышевский находит подтверждение истинности гегелев­ской диалектики, согласно которой высшая стадия разви­тия по форме сходна с его началом. Тем самым достигается возвышение и общинного владения. Развертывая далее ар­гументацию, он строит следующую триадическую схему.

«Первобытное состояние (начало развития). Общинное владение землею». На этом этапе человеческий труд свя­зан с определенным участком земли и не требует затрат никаких особых капиталов.

«Вторичное состояние (усиление развития)». Теперь земледелие преобразуется в землевладение, земля становится частной собственностью. Вначале такая хозяйствен­ная форма была вполне прогрессивной и служила «источ­ником правильного дохода». (Примечательно, что идеи Чернышевского о миновании об­щинными странами капиталистического пути были восприняты классиками марксизма, внимательно изучавшими его полити­ческие и экономические сочинения. Община, по их мнению, могла бы действительно стать «исходным пунктом коммунистического развития», перехода к высшему типу социальных отношений, если в Западной Европе победила пролетарская революция, ко­торая «предоставит русскому крестьянину необходимые усло­вия для такого перехода, — в частности материальные средства, которые потребуются ему, чтобы произвести необходимо связан­ный с этим переворот во всей его системе земледелия». В 1881 г. Маркс, снова обращаясь к русской общине, пишет, что она «является точкой опоры социального возрождения России, од­нако для того чтобы она могла функционировать как таковая, нужно было бы прежде всего устранить тлетворные влияния, которым она подвергается со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные условия свободного развития». Отсюда правомерно заключение, что классики марксизма благодаря Чернышевскому склонились к признанию теории общинного социализма для стран, еще не перешедших на путь капиталистического развития.)

Но усиление промышленно-торговой деятельности, порождая «спекуляцию», приводит постепенно к сосредоточению земель и капиталов в немно­гих руках. А это сводит на нет и позитивную роль частной поземельной собственности. В обществе растет нищета, уг­лубляется «язва пролетариатства».

Из недр «вторичного состояния» вырабатывается новое, высшее состояние, совпадающее по форме с начальным, первобытнообщинным. Общинное землевладение не толь­ко возвращает земледельческому классу благосостояние, но и упрочивает успех земледелия, оказываясь едва ли не един­ственным средством соединить выгоду земледельца с улуч­шением земли и методы производства с добросовестным ис­полнением работы. Словом, это и будет реальное воплощение социалистического идеала.

Такой представлялась Чернышевскому перспектива развития западноевропейских стран, достигших «вторич­ного состояния». Страны же, где этого еще нет, могут не­посредственно перейти в высшее состояние и установить социалистические отношения. Как и Герцен, Чернышевс­кий склоняется к мысли, что минование капитализма наи­более вероятно для России, сохранившей во всей полноте общинный быт крестьянства. Проблема лишь в том, чтобы освободить его от гнета помещиков и деспотизма власти.

С особенным вниманием Чернышевский исследует воп­рос о крепостном праве, подвергая резкой критике кресть­янскую реформу 1861 г. Для него официальная отмена «рабства» отнюдь не связана с «гуманными побуждения­ми» правительства; в его «несостоятельности» оно смогло убедиться само в период Крымской войны 1854-55 гг. Хотя «многочисленность наших войск была безмерна; храбрость их несомненна», Россия потерпела поражение, в полной мере выявившее «непригодность механизма, располагавшего нашими силами». Правительству не оставалось ничего дру­гого, как обратиться «к заботам о реформах». Естественно, что они стали проводиться «под влиянием двух основных привычек власти: первая привычка состояла в бюрократи­ческом характере действий, вторая - в пристрастии к дво­рянству». Люди, привлеченные к участию в реформах, боль­ше думали не о возложенных на них обязанностях, а о «мнениях» вышестоящих лиц. Поэтому и формы отноше­ний между помещиками и крестьянами, установленные ими, претерпели очень малое, почти незаметное изменение против прежних. По подсчетам Чернышевского даже вы­ходило, что освобождаемым крестьянам придется платить помещикам больше, чем при крепостном праве. А значит, они неминуемо подталкивались к сопротивлению, бунтам. Между тем Чернышевский менее всего рассчитывает на ускорение народной революции. Ему близка радищевс­кая озабоченность последствиями крестьянских выступле­ний. Адресуясь, по всей видимости, к Александру II, он пишет: «Мы думаем, народ невежествен, исполнен грубых предрассудков и слепой ненависти ко всем отказавшимся от его диких привычек; он не делает никакой разницы меж­ду людьми, носящими немецкое платье; с ними со всеми он стал бы поступать одинаково; он не пощадит ни нашей науки, ни нашей поэзии, ни наших искусств; он станет уничтожать всю нашу цивилизацию».

Таким образом, мысль Чернышевского раздваивается, он ищет выхода, надеясь совместить крайности: крестьян­скую общину как средоточие социализма и цивилизацию как общее благо человечества. Видя их разобщенность, неслиянность в сознании русского крестьянства, он «изменя­ет народу», отдавая предпочтение не революции, а просве­щению, духовному воспитанию масс.

Из других идеологов народничества схожих взгля­дов придерживается П.Л.Лавров (1823-1900). Его цель также - общинный социализм, но при этом он считает, что первоначально необходимо «доведение» большинства народа «до ясного понимания и созна­ния» социалистических принципов. Это должно быть делом «критически мыслящих личностей». Идеи Лав­рова имели немало своих адептов, однако в 70-е гг. они начинают уступать более радикальным теориям бакунизма и ткачевизма.

4. Анархизм: М.А.Бакунин (1814-1876). Сомнение в действенности крестьянской общины и вера в стихийный революционаризм и антиэтатизм народа составляет сущ­ность русского анархизма. Его главным пропагандистом был Бакунин, человек неуемного темперамента и яркого поли­тического таланта.

В крестьянской общине он выделяет как положитель­ные, так и отрицательные черты. К первым относятся при­надлежность земли миру и общинное самоуправление. Но они, на его взгляд, «омрачены» такими негативными чер­тами, как патриархальность, поглощение лица миром и вера в царя. Сюда же он причисляет «христианскую веру, офи­циально-православную или сектаторскую», считая ее, как и всякую религию, порождением «невыносимой жизнен­ной тесноты». «...Церковь, - пишет Бакунин, - представ­ляет для народа род небесного кабака, точно так же как кабак представляет нечто вроде церкви небесной на земле; в церкви, так и в кабаке он забывает хоть на одну минуту свой голод, свой гнет, свое унижение, старается успокоить память о своей ежедневной беде - один раз в безумной вере, а другой раз в вине. Одно опьянение стоит другого».

Однако корень всего «народного зла», с которым необ­ходимо «бороться всеми силами» - патриархальность. С ней связаны и деспотизм общины, и вера в царя. Общин­ное устройство жизни не позволяет народу понять, что царь - это и есть государство, заставляя его видеть сущность последнего только в режиме военно-полицейской и судеб­ной администрации, которая постоянно довлеет над его жизнью. Отделяя от нее власть царя, «народ наш, - заяв­ляет Бакунин, - глубоко и страстно ненавидит государ­ство», и всегда готов на всеобщий бунт, революцию. Един­ственное препятствие - это «замкнутость общин, уедине­ние и разъединение крестьянских миров». Помочь делу должна «социально-революционная молодежь», которая призвана стать «приуготовителем, т.е. организатором на­родной революции». Она свяжет между собой разрознен­ные общины, сплотит их живым током свободной мысли и равенства. Но ей категорически возбраняется действовать вопреки анархическим инстинктам в народе; в противном случае, это означало бы «хотеть поработить его новому го­сударству». В лице организаторов народной революции Бакунин не хочет видеть даже «временный или переход­ный» тип власти, какой бы «распререволюционной» она не была. Народ должен «самоопределиться на основании полнейшего равенства и полнейшей и всесторонней свобо­ды... без всякого государственного посредничества».

Чтобы избежать возможного огосударствления действий революционеров-заговорщиков, Бакунин в уставе «тайной организации» предусматривает ряд превентивных мер. Во-первых, они не создают никакой политической идеологии опираются лишь на принцип «взаимной братской веры». Далее, «вступая в общество, всякий член обрекает себя навсегда на общественную неизвестность и незначитель­ность»; «личный разум каждого теряется, как река в море, в разуме коллективном, и все члены повинуются безуслов­но решениям последнего». Общество из своей среды из­бирает исполнительный комитет из трех или пяти членов, который, руководствуясь единой программой и общим пла­ном действий, направляет деятельность всех «разветвлений общества», разбросанных «посреди... всенародной анар­хии». Этот комитет избирается бессрочно (хотя общество может в случае неудовлетворительной работы сменить его) и называется народным братством. Нижестоящие комите­ты образуют соответственно областные и уездные братства. Члены областных и уездных братств знают друг друга, но «не знают существования народного братства». Таким образом, но мнению Бакунина, тайное общество не сможет превратиться в орган «официально признанной власти» и будет только «силою мысли» воздействовать на сознание темных масс. Такую « коллективную диктатуру тайной орга­низации» он находит вполне приемлемой и не противоре­чащей «свободному развитию и самоопределению народа», т.е. идеалу анархии.

Неясным, однако, остается вопрос: куда должно деваться тайное общество после установления анархии - свободной федерации крестьянских общин? Вероятно, Бакунину он казался преждевременным, и он оставлял его решение на будущее.

Идеи анархизма отстаивает и такой убежденный последователь бакунизма, как П.А.Кропоткин (1842-1921). О характере его политологических воззрений можно судить по следующим высказываниям. Первым делом революции будет разрушение. «Инстинкт разрушения... найдет себе широкое приложение». Прежде всего будет низвергнуто правительство. «Не­чего бояться его силы. Эти правительства, кажущиеся такими страшными, падают при первом натиске восставшего народа...». Затем народ насильственно отменяет частную собственность, превращая в обще­ственное достояние имения помещиков и богатства промышленников. Экспроприация будет всеобщей, но не без определенных «границ». Бедняк, купивший ценой ряда лишений дом, может не беспокоиться о своем жилище. «За разрушительной работой начинается созидание». Кропоткин критикует «малень­ких Робеспьеров», предлагающих либо «созвать на­род» и «выбрать правительство», либо провозгласить «революционную диктатуру» той партии, которая низвергла существующую власть. На его взгляд, и в том, и в другом случае неминуемо наступила бы ги­бель революции. Идеолог анархизма рассуждает ина­че: «Раз государство начнет разрушаться, а притес­няющая машина ослабевать, свободные союзы обра­зуются сами собой... Уничтожьте государство, и на его развалинах возникнет вольная федерация, дей­ствительно единая, неделимая, но свободная и соли­дарная». Словом, государство- враг народа, свобода - анархия.

5. С позиций религиозного анархизма отвергает государ­ство и Л.Н.Толстой (1828-1910). В нем он видит всего лишь сообщество «злодеев, ограбивших народ». Писатель различа­ет три способа порабощения людей в истории: 1) «личным насилием и угрозой убийства мечом», 2) «отнятием у них земли и потому запасов их пищи» и 3) «данью и податью». «...В наше время, - пишет он, - порабощение большинства людей держится на денежных податях государственных и поземельных, собираемых правительствами с их поддан­ных, - податях, собираемых посредством управления и вой­ска, того самого войска и управления, которое содержится податями». Именно на почве порабощения возникает соб­ственность, порождающая социальное неравенство. Собствен­ность есть зло, ибо она позволяет одним пользоваться тру­дом других, в то время как «труд не может быть чьей-либо принадлежностью». Очевидность данного факта заставляет людей, «уволивших себя от труда», т.е. всех тех, кто составляет правительства и их окружение, защищаться придумы­ванием разных «оправданий» своего бездельного существо­вания: «Это было целью деятельности богословских, это было целью и юридических наук, это было целью так называе­мой философии, и это стало в последнее время (как это ни кажется странным для нас, пользующихся этим оправдани­ем) целью деятельности современной опытной науки». Словом, вся сфера интеллектуально-духовной деятельности сопряжена с запросом правительства и неотделима от него. Однако стоит лишь задаться вопросом: «Признается ли ра­бочими людьми, на которых непосредственно направлена де­ятельность государственных людей, польза, получаемая от этой деятельности?», - как тотчас станет ясно, что у боль­шинства людей она «встречает... не только отрицание при­носимой пользы, но и утверждение того, что деятельность эта вредна и пагубна».

«Что же делать?», - спрашивает Толстой. Как противо­действовать этому правительственному насилию? Что надо предпринять для достижения общего блага?

Пока что было испробовано два способа, отвечает Тол­стой: «один способ - Стеньки Разина, Пугачева, декабрис­тов, революционеров 60-х годов, деятелей 1 марта и дру­гих; другой - ...способ «постепеновцев», - состоящий в том, чтобы бороться на законной почве, без насилия, отвоевы­вая понемногу себе права». Ни один из них не принес, да и не мог принести положительных результатов. Первый — по причине своей «безнравственности»: ведь если бы даже и удалось установление нового порядка вещей посредством насилия, все же его поддержание потребовало бы того же насилия. Стало быть, это средство, кроме того, что оно без­нравственно, - неразумно и недейственно. Еще менее при­годно второе средство. Никогда никакое правительство не пойдет на такие реформы, которые расширяли бы права подданных за счет самого правительства. Оно, разумеется, может разрешить всякого рода «мнимопросветительские уч­реждения», вроде школ, университетов, изданий и т.д., пока они служат его целям, но при первой попытке этих учреждении «пошатнуть то, на чем зиждется власть правитель­ства», они будут преспокойно закрыты. И потому идея по­степенного завоевания прав есть самообман, очень выгод­ный правительству и даже поощряемый им. Так что ни один из способов борьбы с государственной властью, упот­реблявшийся до сих пор, не достигает своей цели, конста­тирует Толстой.

Следовательно, необходимо новое, еще не испытан­ное средство, которое и впрямь могло бы сделать челове­чество свободным. И такое средство есть, оно возвещено Евангелием; это - непротивление злу насилием, неучас­тие в делах государства. Писатель призывает удерживать­ся от участия в каких бы то ни было правительственных делах, отказываться служить в армии, не принимать ника­кой службы, зависящей от правительства, и каждый день и всегда делать добро. Таким образом, для Толстого усло­вием делания добра выступает отчуждение от государства, самоизоляция всех «честных людей» в ненасильственные сообщества, основанные на любви к ближнему.

Это и означало, по мнению Толстого, разрушение го­сударства, составляющее цель христианства. Не того «лож­ного религиозного учения», которое под видом христиан­ства исповедует церковь, а истинного, евангельского, со­впадающего с тем, чему учили все мудрецы и святые люди мира - от браминов, Будды, Лао-цзы, Конфуция и Маго­мета до Сократа, Марка Аврелия, Руссо и Канта. «Вопрос теперь стоит, очевидно, так, - пишет Толстой, - одно из двух: или признать то, что мы не признаем никакого ре­лигиозно-нравственного учения и руководимся в устрой­стве нашей жизни одной властью сильного, или то, что все наши, насилием собираемые, подати, судебные и по­лицейские учреждения и, главное, войска должны быть уничтожены». Переосмысленное с этих позиций толсто­вское христианство оказывалось в непримиримом проти­воречии с церковным вероучением, с догматами офици­ального православия. Своей анархической сущностью оно привлекало умы низовой, простонародной оппозиции, все более и более разрастаясь в широкое сектантско-политизированное движение.

6. От общины к коммуне: П.Н.Ткачев (1844-1885). То чего больше всего опасался Бакунин, а именно огосу­дарствления революционной партии, напротив, признавал обязательной нормой всякой «истинной революции» Тка­чев, равно отвергавший и тактику лавризма, и тактику анархизма.

Разбирая статью Лаврова «Наша программа» (1873), он с резким осуждением выделяет в ней два пункта. Пер­вый - против «навязывания народу революционных идей». «Будущий строй русского общества, - отмечалось в статье, - осуществлению которого мы решились содействовать, дол­жен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые». Ткачев выражает удивление по поводу непонимания «человеком другого поколения» той очевидной истины, что если большинство осознает свои по­требности, тогда оно найдет и мирные способы их удовлет­ворения. Ему не нужно будет прибегать к насильственному перевороту. «Значит, ваша революция, - упрекает он Лав­рова, — есть не иное что, как утопический путь мирного прогресса. Вы обманываете себя и читателей, заменяя сло­во прогресс словом революция. Ведь это шулерство, ведь это подтасовка».

Еще большее раздражение Ткачева вызывает второй пункт программы: «Революций искусственно вызвать нельзя, потому что они суть продукты не личной воли, не деятель­ности небольшой группы, но целого ряда сложных истори­ческих процессов». Ткачев решительно становится на точ­ку зрения революционизирующейроли «меньшинства», т.е. воинствующей партии, группировки. Революция, на его взгляд, тем и отличается от мирного прогресса, что первую делает меньшинство, а второй - большинство. «Насильствен­ная революция, - пишет Ткачев, - тогда только и может иметь место, когда меньшинство не хочет ждать, чтобы боль­шинство само сознало свои потребности, но когда оно реша­ется, так сказать, навязать ему это сознание, когда оно старается довести глухое и постоянно присущее народу чувство недовольства своим положением до взрыва». Ждать же, пока он осознает свои потребности, значит обрекать его на страдания и муки, как раз и мешающие ему возвыситься до понимания своих целей. Всякий другой подход «служит... интересам III Отделения», т.е. царской охранки, ядовито замечает Ткачев. Революционер не может, видя деспотизм и произвол самодержавия, внушать народу: «потерпите, не бросайтесь в борьбу, сначала научитесь, перевоспитайте себя». Он обязан всегда, в любой момент, «призвать народ к восстанию», не ждать, подобно «философу-филистеру», «пока течение исторических событий само укажет минуту», а выбирать и устанавливать ее сам, признавая «народ всегда готовым к революции».

Таким образом, революция есть порождение волюнта­ристских действий «революционной партии», «меньшин­ства», которое принимает на себя и общее руководство все­ми пореволюционными процессами.

Последнее положение Ткачева прямо направлено против бакунинской абсолютизации анархии. Ход его рассуждений в следующем. Анархия, т.е. безвластие, несомненно, состав­ляет «желательный «идеал» отдаленного будущего. Но в ней открывается только одна и к тому же «совсем не существен­ная» его сторона. Для воплощения анархии необходимо преж­де всего установление общественного равенства. Пока же «существует неравенство хотя в какой-нибудь сфере челове­ческих отношений, до тех пор будет существовать власть». Общественное равенство не достигается одним свержением деспотического режима. Это лишь первая часть революци­онного акта, который меньшинство совершает с помощью народного бунта, причем «участие народа в революции дол­жно быть тем больше, чем большее количество революцион­ных элементов он в себе содержит». Вторая часть, более сложная, заключается в изменении наличных условий об­щественного быта, а также преобразовании природы челове­ка, перевоспитании его. Столь сложную задачу могут осу­ществить только люди, «воплощающие в себе лучшие умственные и нравственные силы общества», т.е. все то же меньшинство, революционеры. Но теперь их власть не мо­жет быть «чисто нравственной»; они должны «овладеть пра­вительственной властью и превратить данное, консерватив­ное государство в государство революционное». Собствен­но, с этого момента начинается подлинная революция, веду­щая к установлению общественного равенства и братства, на которых утвердится будущая анархия.

Ткачев разделяет деятельность революционного государ­ства на два этапа: революционно-разрушительный и революционно-устроительный. Сущность первого этапа - борь­ба, насилие. Успех борьбы зависит от строгой централиза­ции власти и бескомпромиссности ее политики. Опираясь на материальную силу, она «уничтожает консервативные и реакционные элементы общества» и все те учреждения, которые препятствуют развитию нового общественного строя. Одновременно революционное государство окружает «себя органами народного представительства, Народной Думы», и санкционирует «их волей свою реформаторскую деятельность», которая выдвигается на первый план во втором периоде. Реформы должны отличаться постепенно­стью и охватывать все экономические, политические и юри­дические отношения, выражаясь, во-первых, в преобразо­вании старой крестьянской общины, «основанной на прин­ципе временного, частного владения», в общину-коммуну с общим, совместным трудом и общими, экспроприирован­ными у частных лиц орудиями производства, во-вторых, установлении прямого обмена и распределения продуктов на уравнительных началах, в-третьих, налаживании сис­темы «одинакового, интегрального воспитания» с целью «устранения физического, умственного и нравственного неравенства», в-четвертых, уничтожении существующей семьи, закрепляющей принцип «подчиненности женщины, рабства детей и эгоистического произвола мужчин» и, на­конец, в-пятых, «в развитии общинного самоуправления и в постепенном ослаблении и упразднении центральных Функций государственной власти».

Из программы Ткачева видно, что «отмирание» госу­дарства он относит к отдаленной перспективе, обусловли­вая ее реальность исключительно политической волей ре­волюционного меньшинства. В этом пункте он всего ближе подходит к идеологии марксизма, становясь в некотором роде предшественником Ленина.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: