Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Лекция 8. Либерально-консервативный реформизм. Религиозное направление.

Либерализм времен Екатерины II отличался строгой при­верженностью к монархическому строю и верой в идеалы просвещения и воспитания. Его политическая философия сводилась к теории договорных отношений между обще­ством и государством, единственно способных, по мнению идеологов старого либерализма, легитимировать существо­вание власти и развить ее правовые принципы. Перед ними не стояло проблемы специфичности, уникальности отдель­ных государственных форм; ими всецело владела идея еди­ного, универсального человечества, чуждого всякого наци­онализма и сепаратизма. По этой схеме, народы разобще­ны лишь постольку, поскольку они находятся на разных стадиях исторического и политического прогресса. Европа достигла вершин цивилизации. Соответственно, следование в ее фарватере приведет и другие народы к общему благу. Необходимо лишь перенять знания и учреждения высоко­развитых стран. Как писал выдающийся русский просве­титель XVIII в. С.Е.Десницкий, все народы проходят через «четвероякие состояния» - первобытное, пастушеское, хле-бопашественное и коммерческое; «по оным четверояким на­родов состояниям мы должны выводить их историю, прав­ление, законы и обычаи и измерять их различные преуспе­вания в науках и художествах». А так как Россия нахо­дится еще в хлебопашественном состоянии, ей предстоит движение вперед, по пути обновления и модернизации. Такова «формула прогресса» русского либерализма просветильской эпохи. Он не хотел знать ни отечественной истории ни отечественных традиций, вдохновляясь исключи­тельно законотворчеством и реформами. Неудивительно, что он легко адаптировался к самодержавию и переродился постепенно в апологетический монархизм.

Свое новое возрождение русский либерализм пережи­вает в 50-60-е гг. XIX в. Теперь его заботит не одно фор­мальное равенство граждан, возвышение закона в обще­ственной жизни. Перед ним стоят задачи иного плана. Одна из них - сравнительное изучение человеческих цивилиза­ций под углом зрения их самобытности и нетождественно­сти друг другу. Славянофил А.С.Хомяков делит человече­ство по религиозному признаку на «иранство» и «кушитство». Его последователь Н.Я.Данилевский создает тео­рию культурно-исторических типов, утверждавшую идею разнонаправленного развития цивилизаций. Так в поли­тологию проникает культурологическое начало, изменив­шее представление о сущности человеческой истории. Рос­сия и Европа предстают носителями разных типологичес­ких черт, порожденных несходством, несовпадением духов­ного и политического опыта. Попытка П.Я.Чаадаева аксиологизировать этот опыт по принципу отрицательности и положительности особого успеха не имела, хотя поначалу вдохновила зарождающийся русский радикализм. Новый либерализм, признав полное различие России и Запада, стре­мился вместе с тем выявить некие «средние величины», которые равно просматриваются в обеих цивилизациях и могут быть использованы для «наведения мостов» между «руссицизмом» и «европеизмом». К таким величинам были отнесены прежде всего идеи национального государства, гражданского общества, личности. Обстоятельства исто­рической жизни народов накладывают на них свой специ­фический отпечаток, однако в последовательной эволю­ции государственных форм они все более занимают прева­лирующее положение и определяют политическое созна­ние общества. И это совершается не вследствие заимствования, а органично, по свойственной всем людям жажде свободы и блага.

Русский либерализм середины XIX - начала XX в. раз­дробляется на множество течений, направлений, идей, с перевесом то религиозных, то светских тенденций, и объе­диняющим их моментом выступает прогностический эле­мент относительно будущности российской государствен­ности. В одних случаях это архаическая вера в возрожде­ние «допетровской системы», в других - надежда на эку­меническую трансформацию православия и изменение сущ­ности самодержавия, в-третьих - мечта об «абсолютной демократии» и гражданском обществе и т.д. Неудивитель­но, что под крылом либерализма сошлись славянофилы и «государственники», консервативные «реалисты» и пред­ставители теократических убеждений. Это было поистине «вавилонское смешение» политологических исканий, и только общая неудовлетворенность существующим положе­нием дел, при одинаковом неприятии «революционизма», придает им характер некоего единого и однородного идео­логического движения.

1. Народ и государство в учении славянофильства. При всем разногласии суждений о славянофильстве, несомнен­ной остается его либеральная направленность. Оно возник­ло в 40-60-е гг. XIX в. в качестве реакции на западноевро­пейские революции того периода. Славянофилам казалось, что революции, особенно 1848 г., окончательно развенчи­вают «внешнюю образованность» Запада, делая его непри­годным «к участию в христианском развитии». Отныне ини­циатива «прогресса» принадлежит России, которая во всей «полноте» и «чистоте» сохранила «церковное предание». В общем раскладе различия между Россией и Европой ока­зывались несоединимыми. Одни из столпов славянофиль­ства И.В.Киреевский свел их к неутешительному конфронтационному итогу: «...Там церковь смешалась с государством соединив духовную власть со светскою и сливая цер­ковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, - в России она оставалась не смешанною с мир­скими целями и устройством... Там волнение духа партий - здесь незыблемость основного убеждения; там прихоть моды - здесь твердость быта... Там раздвоение духа, раз­двоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение се­мейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния: раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и ча­стного». На этом основании славянофилы критиковали тех, кто «желает постоянно вводить Россию в систему европейс­ких государств», считая достаточным простое «возвращение» к допетровской правительственной системе.

Общая концептуализация политологии славянофильства принадлежит К.С.Аксакову (1817-1860), ранее других оп­ределившемуся как в отношении Запада, так и в «понятии об отношении народа к государственности». «Отделиться от Западной Европы - вот все, чего нам надо», - так кратко он формулирует сущность своего «русского воззрения».

Примечательно, что в оценке западноевропейской дей­ствительности Аксаков руководствовался тезисом о «несо­вершенстве земного правления», который содержался в Манифесте Николая I от 14 марта 1848 г. по поводу Фран­цузской революции. По своему интерпретировав эти слова, идеолог славянофильства придает им достаточно вольное звучание, близкое к отрицанию правительства. На его взгляд, Запад сотворил себе из правительства кумир и, обо­готворив его, преклонился перед ним, т.е. уверовал в воз­можность его совершенства. Естественно, что оборотной стороной обоготворения правительства стала революция; именно с ее помощью Запад мечтал достичь скорейшего общественного и политического блага. Но все, к чему он пришел, свелось лишь к конституции и республике, одна из которых «есть осуществленная ложь и лицемерие», а другая - «самая вредная правительственная форма». Россия, напротив, никогда не обоготворяла своего правитель­ства и не требовала от него никакого совершенства. Она смотрела на него, как на «дело второстепенное», ставя на первое место веру и спасение души. Поэтому пока Россия жила «самобытной жизнью» и не увлекалась «иностран­ной модой», ей не угрожала никакая революция, и закон­ный порядок оставался непоколебимым. Однако «грех обо­жания» правительства, отмечает Аксаков, все же проника­ет в Россию, и ответственность за это несет само правитель­ство. Власть издревле существовала в России в форме пра­вославной монархии, никак «не боготворимая, не требую­щая веры в ее совершенство, но сама верующая в одно со­вершенство Божие». Но Россия подверглась влиянию За­пада, и правительство, заимствуя у него материальные усо­вершенствования, «в то же время внесло в русскую жизнь западное понятие о власти, стало изъявлять притязание решать все задачи жизни, вмешиваясь в русский быт, и, таким образом, стало, хотя отчасти, в положение прави­тельства западного», т.е. сперва испытало обоготворение, а затем - «революционные попытки».

Вместе с тем следует иметь в виду, что в аспекте аксаковской критики европеизма существенное значение име­ло не вообще ослабление правительственной системы как таковой, а в первую очередь вмешательство ее в общинный быт народа, «иго государства над землею». В составленной им в первые месяцы царствования Александра II «Записке о внутреннем состоянии России» (1855) Аксаков, развивая свою идею о необожании государства, разрабатывает це­лую теорию «негосударственности» русского народа. Соглас­но этой теории, истинное гражданское устройство возмож­но лишь там, где государство не вмешивается в дела наро­да, а народ - в дела государства. Это и есть идеальные от­ношения народа и власти: «Правительству - неограничен­ная свобода правления, исключительно ему принадлежа­щая, народу - полная свобода жизни, и внешней, и внут­ренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу – право мнения и, следовательно, слова». Таким именно было гражданское устройство России до Петра I. Русский народ, не имея в себе политического элемента, отделил от себя госу­дарство, предоставив неограниченную власть правительству. Но не желая государствовать, он сохранил за собой нрав­ственную свободу, свободу жизни и духа. Так возникло разделение всей России на государство и землю (правитель­ство и народ) и связанное с этим различение государева и земского дела. Под государевым делом разумелось управ­ление государством, и в особенности военное дело, как са­мое яркое выражение государственной силы. Под земским же делом понимался весь быт народный, включая не толь­ко духовную, общественную жизнь, но и материальную: земледелие, промышленность, торговлю. Отношение меж­ду земством и государством строилось на основе взаимного невмешательства в дела друг друга, которое продолжалось вплоть до петровских преобразований.

В лице Петра правительство впервые посягнуло на на­род, вторглось в его собственные пределы. Служилые люди, или высшие классы, оторвались от русских начал и зажи­ли, оделись, заговорили по-иностранному. Произошел об­щественный разрыв, и русская земля стала как бы завое­ванной, а государство завоевателем. Так русский монарх превратился в деспота, а свободно-подданный народ - в раба, невольника на своей земле. Но став в новое, рабское отно­шение к власти, он вместе с тем ощутил на себе политичес­кое властолюбие. Своими реформами Петр толкнул народ на путь борьбы, искания политических прав. «Чем долее, - заключает Аксаков, - будет продолжаться петровская правительственная система, - хотя по наружности и не столь резкая, как при нем, - система, столь противоположная русскому народу, вторгающаяся в общественную свободу жизни, стесняющая свободу духа, мысли, мнения и делаю­щая из подданного - раба, тем более будут входить в Рос­сию чужие начала, тем более людей будет отставать от на­родной русской почвы, тем более будут колебаться основы Русской земли, - тем грознее будут революционные попытки, которые сокрушат, наконец, Россию, когда она пере­станет быть Россией». Выход из создавшейся ситуации только один - надо восстановить древнее гражданское уст­ройство и дать народу возможность жить прежней духов­ной и нравственной жизнью, а не политической. «Негосу­дарственность» русского народа - «верная порука тишины и спокойствия» России, ее внутреннего и внешнего благо­денствия.

Политическая теория Аксакова была признана всеми славянофилами - как старшими, так и особенно младши­ми, позднейшими, которые усложнили и углубили это уче­ние, « оподробнили, применили ко множеству частностей, к явлениям вновь зарождающимся, к явлениям старым, незамеченным ».

Из учения славянофильства следовало, что «борь­ба с Западом» должна стать нормой российской по­литики. Однако вставал вопрос о моральности та­кой политики, поскольку с позиций «русского воз­зрения» разделение нравственности и политики про­тиворечит христианскому мировоззрению. Выход был найден в том, что Запад сам устранился от мо­рали христианства, закрепив практику отделения церкви от государства. Данный момент особенно при­влек Н.Я.Данилевского (1829-1885), автора нашу­мевший в свое время книги «Россия и Европа» (1871). С его точки зрения, «государство, объявляя себя вне церкви существующим, по необходимости выделяет себя и от того, что неразлучно с христианством». По этой же причине сам закон в таком государстве теряет связь с христианской нравственностью и смы­кается с атеизмом.

Кроме того, христианская мораль неприменима к государственным отношениям и по характеру сво­их основополагающих принципов. Так, согласно Да­нилевскому, для христианства нравственный образ действий совпадает с самопожертвованием, и един­ственное основание для него — это бессмертие, веч­ность внутренней сущности человека. «Но государство и народ, - пишет он, - суть явления преходя­щие, существующие только во времени, и, следова­тельно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их дея­тельности, т.е. политики. Этим не оправдывается ма­киавеллизм, а утверждается только, что всякому свое, что для всякого разряда существ и явлений есть свой закон. Око за око, зуб за зуб, строгое право, бентамовский принцип утилитарности, т.е. здраво поня­той пользы, - вот закон внешней политики, закон отношений государства к государству» Таким об­разом, Данилевский не просто оправдывает макиа­веллизм, принципиально несовместимый с логикой раннего славянофильства; он вообще признает толь­ко одну политику - политику макиавеллизма.

Это и находит свое последовательное выражение в «практических рекомендациях» Данилевского от­носительно европейской политики. «Европа, - настав­ляет он, - не случайно, а существенно нам враждеб­на; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собою, может она быть для нас безопасною». В другом месте: «...Равновесие политических сил Европы вредно, даже гибельно для России, а нару­шение его с чьей бы то ни было стороны - выгодно и благодетельно». И еще: «Нам необходимо... отре­шиться от мысли о какой бы то ни было связи с тою или другою политической комбинациею европейских держав - и, прежде всего, приобрести совершенную свободу действия, полную свободу соединяться с каж­дым европейским государством, под единственным условием, чтобы такой союз нам был выгоден, нима­ло не взирая на то, какой политический принцип представляет собою в данное время то или другое го­сударство ».

Заветы Данилевского не канули в Лету и с легко­стью были восприняты самыми разными мыслителя­ми, такими как Леонтьев, Катков, продолжая оказы­вать свое влияние на умонастроение современных сто­ронников идеологии русского национализма.

2. Утопия «свободной теократии»: В.С.Соловьев (1853-1900). Провозвестник «нового религиозного сознания», он воспринимает первоначально теократию в духе славянофиль­ства, прежде всего Хомякова, т.е. как некое единство, не­разрывную связь церкви и государства. «...Духовное обще­ство, или церковь, - пишет он в своей ранней работе «Фи­лософские начала цельного знания» (1877), - в свободном внутреннем союзе с обществами политическими и эконо­мическими образует один цельный организм - свободную теократию или - цельное общество». Вместе с тем цер­ковь как таковая не вмешивается в государственные и эко­номические дела, но лишь дает государству и обществу высшую цель и безусловную норму их деятельности.

Позднее, став ревностным защитником «престола свя­того Петра» (1882-1889), Соловьев проникается католичес­ким пониманием теократии как верховенства церкви, ду­ховенства над государством, как подчинения человеческо­го божественному. В своем фундаментальном труде «Исто­рия и будущность теократии» (1885), относящемся к дан­ному периоду, он стремится доказать, что вся предшеству­ющая история человечества была предуготовлением гряду­щей вселенской христианской теократии. Эта центральная идея раскрывается на материале Священного Писания - в форме аллегорического толкования библейских сюжетов.

Соловьев начинает историю теократии с интерпретации грехопадения Адама как факта, подтверждающего то, что первый человек «согрешил против теократии». Адам пове­рил рассуждениям «низшей твари» и усомнился в автори­тете высшего разума. Тогда дух злобы и убийства разделил людей на два враждебных стана. Человечество погрязло в розни и преступлениях. Заново возродил теократию Авра­ам, «отец верующих». Он собственной волей вошел в богочеловеческий союз, признав тем самым свою подчиненность божественной силе. В дальнейшем личная теократия Авра­ама перерастает в национальную теократию Древнего Из­раиля, а от нее через личность Христа приходит к теокра­тии всецерковной, вселенской. Она возвещается пророка­ми и составляет конечную цель бытия. Пророческое служение вместе с первосвященническим и царским образует единое теократическое служение. Однако главная роль от­водится первосвященнику, который в теократической иерар­хии соответствует первому лицу Святой Троицы. Ему дол­жны свободно подчиниться все христианские государи, без этого невозможен союз отеческой и сыновней власти. Хри­стос - первосвященник, царь и пророк в одном лице. В этом единстве заложен прообраз христианского государства. Подробно о сущности христианского государства Соло­вьев рассуждает в трактате «Духовные основы жизни» (1882-1884). В дохристианской истории он выделяет два типа государств: восточный, основанный на рабстве, и западный (греко-римский), отягченный, сверх обычного раб­ства, «постоянною борьбою самих господ». На Востоке го­сударство означало только господство - патриархальное или же по праву завоевания; в обоих случаях власть государя и подчинение подданных были безграничны и абсолютны. Вследствие этого там политическая борьба могла быть толь­ко случайным явлением. Вечное рабство сделало восточно­го человека квиетистом и фаталистом по натуре и убежде­нию, поэтому он, «заинтересованный, главным образом, вечною и неизменною стороною существующего», спешил подчиниться сильнейшей стороне, видя в ней орудие судь­бы или высшей воли. Отсюда частая смена деспотий при неизменности самого деспотизма. Напротив, западный тип государства был совершенно иной: он держался на борьбе, противостоянии более или менее равных политических сил, из которых ни одна не могла получить безусловного преоб­ладания. Такое государство уже не могло быть просто господ­ством; в нем превалировал интерес к сохранению общего равновесия, выражавшегося в законе. Это было государство закона. В законе и воплотилась высшая власть. Но власть, как сила действенная и уравновешивающая, должна была сосредоточиться в одном лице. В результате явился римс­кий император. Таким образом, западное государство в кон­це своего развития пришло к тому лее, чего Восток держал­ся изначала, т.е. к деспотизму, подавлению личности.

Нетрудно видеть, что мысль Соловьева движется в рус­ле гегелевской философии истории. Ни восточный, ни за­падный тип государства, на его взгляд, не возвышал чело­века до божественного, оставляя в безнадежной скудости и пустоте земного существования. Только христианство ос­ветило божественным разумом мир и спасло «высшее про­явление мира - государство». Оно создало новый тип госу­дарства, открыв ему истинную цель в «добровольном слу­жении» Богу и церкви. Но между ним и прежними типами не было полного разрыва: «Христианское государство со­единяет в себе черты восточного и западного государства. Согласно восточному воззрению, христианство отодвигает государственную жизнь на второстепенное место, ставя на первый план жизнь духовную или религиозную; но, с дру­гой стороны, вместе с Западом христианство признает за государством положительную задачу и деятельный прогрес­сивный характер: оно не только призывает государство к борьбе с злыми силами под знаменем церкви, но и требует от него также, чтобы оно проводило в политическую и меж­дународную жизнь нравственные начала, постепенно под­нимало мирское общество до высоты церковного идеала, пересоздавало его по образу и подобию церкви Христовой».

Таким представлялся Соловьеву вселенский идеал хри­стианского государства; теперь оставалось решить, каким образом воплотить его в действительности. В принципе от­вет был ясен: необходимо соединение христианских церк­вей. «От этого соединения, - пишет Соловьев, - зависят судьбы России, славянства и всего мира...». Но откуда должна была исходить инициатива? Где должен был нахо­диться центр соединения церквей? Какая из них была бли­же к идеалу христианской теократии? Ответ на эти вопро­сы дается в его трактате «Великий спор и христианская политика» (1883), а также в изданных первоначально на французском языке брошюрах «Русская идея» (1888) и «Россия и Вселенская церковь» (1889).

Прежде всего Соловьев прямо, без обиняков заявляет, что только католичество представляет безусловную самостоятельность церковной власти перед государством и об­ществом. В католичестве достигло своего крайнего разви­тия первосвященническое начало, составляющее один из существенных элементов христианской теократии. Ничего подобного нет в «восточной церкви» - православии. Со вре­мени Византийской империи она восприняла первородный грех националистического партикуляризма и абсолютист­ского цезарепапизма. Это раздробило ее на многочислен­ные поместные образования, всецело зависящие от воли и диктата национальных правительств.

Не избегла подобной участи и русская церковь, кото­рая также превратилась в послушное орудие мирской вла­сти. Оттого она и не являет собою живую часть истинной вселенской церкви, основанной Христом. В своей претен­зии на монополию веры и христианской жизни русская церковь находит мощную опору в лице государства, отвер­гающего единство церкви и исключающего религиозную свободу. Здесь и кроется главное препятствие для соедине­ния церквей. Оно обусловлено неверным пониманием рус­ской национальной идеи. Смысл существования России не в том, что она может и хочет сделать «чрез себя и для себя», а в том, что «она должна сделать во имя христианского на­чала, признаваемого ею, и во благо всего христианского мира, частью которого она предполагается». И первый шаг на этом пути - «подвиг национального самоотречения»: России не­обходимо отбросить свой застаревший партикулярный эго­изм и войти в соприкосновение с католицизмом. Тогда это будет союз «царственной власти сына», т.е. русского монар­ха, и римского первосвященника, главы «Вселенской церк­ви». Он оздоровит российское государство, направит его на служение общечеловеческому благу. «Русская империя, - заявляет Соловьев, - отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн. Русская им­перия, пожелавшая служить Вселенской церкви и делу об­щественной организации, взять их под свой покров, внесет в семейство народов мир и благословение».

Таким образом, под эгидой Рима должен возникнуть новый миропорядок, поддерживаемый «государственной властью христианского царя» - русского царя. Теократи­ческая утопия Соловьева была своего рода политизирован­ным вариантом крайнего религиозного западничества Ча­адаева, который еще в 40-50-х гг. XIX в. развивал идею о католичестве как единственном средоточии духовности и про­гресса. Однако ни тот, ни другой так до конца и не остались на этих позициях: Чаадаев постепенно отошел в славяно­фильство, а Соловьев, переживший уже увлечение славяно­фильством, - в мрачную апокалиптику мировой трагедии.

В «Краткой повести об Антихристе», написан­ной в последний год жизни, Соловьев дает фантасти­ческий прогноз развития человечества в XXI в. Тог­да уже не будет никакой теократии. XX в. пережи­вет одну из величайших войн, которые когда-либо случались в истории. Это повлечет за собой исчезно­вение национальных монархий; вместо них появят­ся более или менее демократические государства, образующие Соединенные штаты Европы во главе с тайным орденом франкмасонов. Россия становится лить одним из штатов этой новой всеобъемлющей государственной системы. Римский папа теряет вся­кое влияние, а христианство превращается в секту немногочисленных, но стойких приверженцев.

В это время на арену всемирной истории выхо­дит Антихрист. Это человек исключительно одарен­ный, с громадным самомнением и себялюбием. Сперва он избирается пожизненным президентом европейс­кого союза государств, а затем распространяет свою власть на весь мир, насаждая «равенство всеобщей сытости» и наслаждения. Все утопают в роскоши и утрачивают духовные и нравственные побуждения.

Православному священнику Иоанну удается раз­гадать и публично разоблачить безбожную сущность власти «сверхчеловека». Тогда во имя Христа объе­диняются все три ранее разобщенные христианские вероисповедания: православие, католицизм и проте­стантизм. Они начинают войну, в которой гибнет и всемирная империя, и сам Антихрист.

Повествование завершается эсхатологической кар­тиной явления Христа народу <<в царском одеянии с язвами от гвоздей на распростертых руках». К нему с разных сторон сбегаются «восторженные толпы: то были все казненные Антихристом... Они ожили и воцарились с Христом на тысячу лет».

Таким образом, мир, всегда признававшийся Со­ловьевым «лежащим во зле», приходит к самоист­реблению, и лишь «малое стадо» наследует спасение. Таков печальный итог бытия богосотворенного чело­вечества.

Религиозное направление русского неолиберализма в начале XX в. слилось с идеологией веховства, названной так по сборнику «Вехи» (1909), занявшему решающее ме­сто в консолидации антирадикалистских сил дореволюци­онной России.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: