Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Лекция 3. Борьба идей в русской политологии XVII века.
Начатое при Иване Грозном «возрождение Руси» (Фе­офан Прокопович) держалось исключительно на его «ти­ранстве» и, естественно, не могло быть долговечным. Пос­ле смерти царя все скоро сызнова вернулось в прежнее состояние. Осложнению ситуации способствовало и пре­сечение царской династии: два сына Ивана Грозного - Иван и Дмитрий - трагически погибли еще при жизни отца, а третий сын Федор не оставил потомства. Начался период Смуты и самозванства, затянувшийся более чем на два десятилетия. В 1613 г. созывается Земской собор, на кото­ром совершается избрание на царство Михаила Федорови­ча Романова, ставшего родоначальником новой династии.

Трехсотлетняя история династии Романовых, в контек­сте развития политической идеологии, распадается на два периода. Первый охватывает время от царя Алексея Ми- хайловича до императора Александра I, когда сама власть выступает органом прогресса, и с ней сопрягает свои судь­бы новообразованное ученое сословие - интеллигенция. Ос­трота борьбы идей этого периода отмечена противостояни­ем традиционного православного консерватизма и зарож­дающегося либерализма.

Проблемы, обсуждавшиеся на этом этапе, переходят и в следующий период. Время от Николая I до Николая II - почти целое столетие! - характеризуется стремительным размежеванием общественных сил, отпадением интеллиген­ции от власти. Отныне она берет в собственные руки ини­циативу «освободительного движения», выражая все оттенки и разновидности политической идеологии. Борьба партий и направлений окрасила политическую атмосферу России XIX - начала XX в. Победа оказалась на стороне русского марксизма, или большевизма, и это обусловило сущность советского периода русской истории.

1. Реформы царя Алексея Михайловича и церковный раскол. Итак, после смерти Ивана Грозного, как было ска­зано, на Руси снова проросли удельные тенденции, и цер­ковь, в обстановке начинавшейся Смуты, добилась учреж­дения патриаршества (1589). Пришедшей на смену Рюри­ковичей династии Романовых предстояло заново решать старые проблемы. Между тем новый царь Михаил Федоро­вич с самого начала был связан «ограничительной запи­сью», по которой он «без боярского совету не мог делать ничего». Со своей стороны и церковь добивалась возвыше­ния над царством. Это облегчалось тем, что патриарх Фи­ларет был родным отцом Михаила Федоровича. По словам одной летописи, он «не только слово Божие исправлял, но и земскими делами правил». Благо, сын его не отличался ни талантами, ни здоровьем - «скорбел ножками»! От него привычку к полновластию переняли и другие патриархи, в том числе и наиболее знаменитый из них Никон.

Все это и начал решительно пресекать царь Алексей Михайлович, прозванный современниками Тишайшим. В изданном им Уложении 1649 г. отменяется всякий другой суд, кроме суда государева. По нему теперь предстояло «су­дить бояром, и окольничим, и думным люд ем, и дьяком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая расправа делать всем людем Московского государьства от болынаго и до менынаго чину въправду». Государеву же суду под­лежали и церковнослужители: за «бесчестье», нанесенное патриарху, «по суду и по сыску» полагались батоги, дру­гим духовным чинам - либо трехдневная отсидка в тюрь­ме, либо денежные штрафы. Таким образом, упразднялось особое церковное право - «Божий суд», существовавший на Руси с древнекиевских времен.

Вслед за этим последовали непосредственно церковные реформы. Их проведение Тишайший поручает своему став­леннику - патриарху Никону. Политической подоплекой этих реформ стал вопрос о присоединении Украины к Рос­сии. Однако выявилось, что препятствием служат обрядово-вероисповедные различия. В то время как западнорус­ское православие, находившееся под юрисдикцией константинополького патриарха, придерживалось «греческой» ори­ентации, Московская Русь исповедовала собственное «пра­воверие», сложившееся после обретения церковной неза­висимости от Византии (1448). Так, московиты крестились двумя перстами вместо трех, Сына Божия надписывали именем Исус, поясным поклонам предпочитали коленные, аллилуйю пели сугубую, а не трегубую и т.д. Украинская сторона потребовала привести все это в соответствие с гре­ческим оригиналом, поставив в зависимость от «восстанов­ления истинной веры» переход «под высокую руку» мос­ковского государя. Алексею Михайловичу не оставалось ни­чего другого, как согласиться с выдвинутыми условиями и приняться за исправление «древлеотеческих преданий».

Действия власти вызвали открытое недовольство не толь­ко в церковной среде, но и в массах закабаленного кресть­янства. Связывая церковные преобразования с системой крепостничества, закрепленной Уложением 1649 г., они толпами снимались с насиженных мест и уходили в глу­хие леса Севера и Зауралья. Год от года возрастал психоз массовых самосожжений. В огне нередко гибли сотнями и тысячами. Сила стала против силы, изматывая и озлобляя друг друга. Русское общество надолго погрязло в глубоком и трагическом расколе.

Глава «ревнителей правой веры» протопоп Аввакум (1621-1682) обвинял Алексея Михайловича в кощунствен­ном похищении духовной власти, сравнивая его церков­ную реформу с насильственным введением язычества при Царе Манассии. «В коих правилах, - вопрошает он, - писано царю церковью владеть, и догматы изменять, и святая кадить? Только ему подобает смотреть и оборонять от волн, губящих ея, а не учить, как вера держать и как персты слагать. Се бо не царево дело, но православных архиереов и истинных пастырей...». Аввакум превращает вопрос о троеперстии в целую политическую философию: «...Всяк бо крестяйся тремя персты, кланяется первому зверю, па-пежу, и второму - русскому, творят их волю, а не Божию, или рещи, кланяяся жертвует душею тайно антихристу и самому дияволу. В ней же бо щепоти тайна тайнам сокро­венная: змий, зверь, лжепророк, сиречь змий диявол, а зверь царь лукавой, яко бо пророк папеж римской, и по нем па­тер русский и протчии подобии им». Идеолог старообряд­чества подходит к церковным преобразованиям («догматному пременению») эсхатологически, видя в них знамение конца света.

Особенно ярко религиозно-политическая сущность ста­рообрядчества выразилась в учении дьякона Федора, ду­ховного сына протопопа Аввакума, сожженного вместе с ним в пустозерском срубе. Его сознание воспалялось убеж­дением, что «время страдания приспе» и антихрист уже царствует в мире. «Во время се, - наставлял он братию, - ни царя, ни святителя. Един бысть православный царь на земли остался, да и того, не внимающаго себе, западнии еретици... угасили... и свели во тьму многия прелести». Дьякон Федор призывает всячески сопротивляться против никоновых нововведений и ни в чем не повиноваться царс­ким повелениям. Таким образом, старообрядчество отверг­ло представление о Москве как третьем Риме, перенеся идею святости и спасения на собственное движение.

Недолго оставался союзником царя Алексея Михайло­вича и патриарх Никон (1605-1681). Его амбиции отнюдь не удовлетворялись назначенной ему ролью простого со­крушителя «древлеотеческих преданий»; он в душе совер­шенно определенно вынашивал идею «частного, националь­ного папизма», ставя священство выше царства. Ему было непереносимо видеть умаление духовной власти, и он, побуждаемый надеждой на сочувствие «собинного друга», са­мовольно оставляет святительскую кафедру и удаляется в монастырь. Но царь словно этого только и ждал: обратного приглашения не последовало. Более того, теперь само по­ставление духовных лиц совершается «повелением госуда­ря царя». Никону оставалось лишь протестовать из своего монастырского уединения: «... Всем архиерейским рука твоя обладает - и судом, и достоянием, страшно молить, обаче терпеть не возможно, еже нами слышится, яко по твоему указу и владык посвящают, и архимандрит, и игуменов, и попов поставляют и в ставилных грамотах пишут равночестна и Святому Духу, аще по благодати Святаго Духа и по указу великого государя. Не доволен Святый Дух посвятити... без твоего указу...».

Но царя мало заботили подобные обвинения: его поли­тика не предусматривала самостоятельности церкви. Сме­нилось и само окружение московского государя: вместо прежних «ревнителей благочестия» он приблизил к себе ученых мужей, таких как Артамон Матвеев, Федор Рти­щев, Арсений Суханов. Все они были приверженцами об­разованности и просвещения, слыли покровителями наук и художеств.

2. Теория мудрого правителя: Симеон Полоцкий (1629-1680). В политическом обиходе укореняется тео­рия мудрого правителя, заимствованная из западноев­ропейских источников. Ее проводниками становятся при­шлые книжники - ученый монах из Белоруссии Симеон Полоцкий и хорват-славянофил Юрий Крижанич, оба при­бывшие в Москву по приглашению царя Алексея Михай­ловича, но по-разному устроившие свои судьбы на новой родине. Первый достигает высших почестей и удостаива­ется звания воспитателя царских детей, второй по подо­зрению в прокатолической деятельности ссылается вско­ре в Тобольск, где и пребывает в пятнадцатилетнем зак­лючении. Впоследствии он обратно возвращается в Рим и принимает там постриг в одном из доминиканских мо­настырей. Из сочинений Симеона наиболее известны «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», Крижанича - «Политика», или, по другому названию, «Разговоры об владательству».

Все творчество Симеона пронизано жаждой познания и истины. В соответствии с духом своего времени он на первое место ставит изучение Священного писания, под­черкивая его нравственно обновляющую сущность. Вмес­те с тем, с его точки зрения, для всякого человека необхо­димы «свободные» науки, наставляющие в житейских делах. Лишь в единстве с ними вера способна привести к мудрости.

Мудрость добродетельна; мудрый человек всегда «ко правым делом... строится», его цель - «правость», общее благо. Симеон осуждает тех, кто, «мудрость имеяй», скры­вают ее от других, «утаяют». Это самое большое преступ­ление. От всякого человека он требует «научения», «слова послушания», т.е. приобщения к образованности, грамоте. Невежество плодит только зло, и люди невежественные подобны безобразным слонам и горбатым верблюдам, кото­рые, прежде чем начать пить воду, стараются «первее нога-му ону возмутити», дабы не видеть в ней отражения своего «нелепия». Так и невежды «препинати слова обыкоша и книг не читати», страшась обличения своей «злобы».

Но книга учит не только благородству и мудрости; она открывает глаза на мир, делает осмысленным само суще­ствование. Просвещенный человек становится «граждани­ном», т.е. сознает свое отношение к государству, различает добродетельного царя от тирана:

Кто есть царь и кто тиран, хощеши ли знати,

Аристотеля книги потщися читати.

Он разнствие обою сие полагает:

Царь подданным прибытков ищет и желает;

Тиран паки прижитки всяко ищет себе,

о гражданской нимало печали потребе.

Собственно в «Вертограде многоцветном» большее внимание уделяется теме власти. Симеон Полоцкий создает образ идеального правителя, складывая его из черт как христианских, так и языческих правителей («добродетели суть и во поганех»). Главное достоинство царя - попечение о подданных, любовь к ним. Таков библейский царь Давид, просивший Бога казнить за грехи не народ, а его одного:

Оле любве царския! Сам хощет умрети,

аки отец ли мати за любыя дети.

Таков и римлянин Октавиан, который любил беседо­вать с простыми людьми и сказал своим советникам: хочу быть царем, какого желал бы себе сам, если бы был одним из этих малых. Автор восхваляет поступок Александра Македонского, спасшего замерзающего воина, усадив его на собственный трон; Траян, разорвав царское одеяние, отдает его на повязки раненым; Тит считает погубленным день, в который он не сотворил никому добра. Но царь об­личает и недостатки подданных: Филипп наказывает вра­ча Минекрита, возомнившего себя богом Дием, «яко иску­сен бяше недуги целити». Он во время пира усаживает его на высокое место и велит возжечь перед ним кадило, а явств не подавать, так как боги в них не нуждаются. Сурово рас­правляется Камбиз, царь персидский, с неправедным судь­ей: с него сдирают кожу и покрывают ею «седалище судеб­ное» в назидание остальным, - «Оле отмщения! Люта зело и страшна правды учения». А царь Селевкий «народство ваше» закон, дозволявший ослеплять прелюбодея. Но «врачество» закона - в его исполнении; если же «законы в кни­гах всуе пол ожени», пользы от них не будет никакой, как и от лекарств, лежащих без употребления.

Чем добродетельней монарх, тем лучше и «покойней» в обществе, ибо подданные во всем копируют деяния своего правителя:

Обычай бо есть в людех царя подражати, еже ему любезно, всем то возлюбляти.

Благо убо есть царству, егда благи нрави

царствуяи восприемлет, ради всех неправы.

Царь свят мудростью и правдой, а «через святость царя и людие святи», - афористически заключает свои размыш­ления о власти Симеон Полоцкий.

Как видно, автор «Вертограда многоцветного» примы­кает к той линии русской политической философии, кото­рая представлена раннедворянскими идеологами XVI в. -Карповым и Пересветовым. Подобно им, он также высту­пает за правовое ограничение самодержавной власти, со­здание системы просвещенной монархии.

3. Наука политики: Юрий Крижанич (ок. 1617-1683). Идеал мудрого правителя разрабатывает и Крижанич. Ис­точником его политических воззрений послужили сочине­ния многих западноевропейских мыслителей - Филиппа де Комина, Паоло Парути, Юста Липсия и др. О них он сам упоминает в предисловии к своему трактату. В нем три части: одна называется «О благе», другая - «О силе», тре­тья - «О мудрости». Их объединяет общее стремление к возвышению России как главного центра и оплота мирово­го славянства.

Крижанич мечтает видеть русский народ «самым про­славленным» среди других народов. Этим определяется ключевая сентенция мыслителя о долге и обязанностях монарха: «Честь, слава, долг и обязанность короля - сде­лать свой народ счастливым. Ведь не королевства для коро­лей, а короли для королевств созданы». Поэтому для бла­га страны правители должны заботиться о развитии земле­делия, ремесел, торговли. Сила же государства держится на справедливых законах. «Крутое правление, - пишет Крижанич, - причина того, что Русь редко населена и ма­лолюдна. Могло бы на Руси жить вдвое больше людей, чем их живет сейчас, если бы правление было помягче». По­мочь этому может лишь просвещение. Правители должны обладать не только «знанием наиважнейших и наивысших вещей», каковы суть философия, математика, механика, но и политики, или «королевской мудрости» - науки об управлении народом. Ибо во всяком государстве, как и в человеческом теле, все функции распределены между его частями: «Сила - у воинов, богатство - у торговцев, а госу­дарственная мудрость пребывает более всего у короля и у его советников». Отсутствие политической мудрости де­лает правителя тираном, «людодерцем». Тиран устанавли­вает в своем царстве жестокие законы и мучает людей до смерти.

В подтверждение своих мыслей Крижанич ссылается на пример Ивана Грозного: «...царь этот был не только жадным и беспощадным людодерцем, но и лютым, безбож­ным, жестоким мясником, кровопийцей и мучителем». Таким именно изображается московский самодержец в западноевропейской историографии того времени. За это он понес страшное наказание: по Божьему повелению «цар­ство было отнято от рода царя Ивана, и самого рода этого не стало». В то же время благочестивых и мудрых пра­вителей, замечает Крижанич, явно намекая на царя Алек­сея Михайловича, «Бог обычно жалует множеством на­следников, так что престол переходит к их детям и к де­тям детей их, и... слава отца не меркнет и при недостой­ных потомках». Философией «людодерства» представ­ляется ему макиавеллизм, который он называет создани­ем сына дьявола.

Две максимы скрепляют политическую мудрость: «По­знай самого себя» и «Не верь чужестранцам». Самопозна­ние у Крижанича служит этносоциологическим принци­пом; в него от вкладывает идею познания «природы, нрава и состояния» народа, пределов и богатства государства. В славянском характере Крижанича прежде всего огорчает «ксеномания» - любовь ко всему чужому, иностранному. «Эта смертоносная чума, - пишет он, - заразила весь наш народ. Ведь не счесть убытков и позора, которые весь наш народ (до Дуная и за Дунаем) терпит из-за чужебесия». Причину этого он усматривает в невежестве, враждебном отношении к науке. Беря в пример Русь, Крижанич сокрушается: «Главный довод врагов науки в том, что учение приносит с собой ересь. Но разве на Руси поднялся раскол не от глупых, безграмотных мужиков и не от глупых при­чин?». Без просвещения, без знаний славяне так и оста­нутся в зависимости от чужестранцев. По поводу их заси-лия на Руси ученый-хорват восклицает: «... а на Руси что делается! Инородные торговцы везде держат товарные скла­ды и откупы и всякие промыслы: вольно им ходить по на­шей земле и покупать наши товары дешевою ценой, а нам привозить дорогою и бесполезные... Иные обольщают нас суетными именами академий и высших училищ, степеня­ми докторов и магистров, но все это пустяки; земля попол­няется множеством бездельных писак и книжников. Луч­ше было бы им в молодости учиться полезным и потреб­ным для народа ремеслам...». Таким образом, для Крижанича политическая мудрость сводится к национальному самоопределению, основанному на развитии промышлен­ности и просвещения.

Отсюда понятным становится его критическое отноше­ние к системе крепостничества. Крижанич считает недопу­стимым, что труд в России закрепощен и крестьяне не мо­гут свободно распоряжаться принадлежащим им имуще­ством. Государство, на его взгляд, должно всячески забо­титься «о процветании народа, и прежде всего, чтобы все жили безопасно и, как подобает свободному гражданину, пользовались и наслаждались своим имуществом». Одна­ко здесь он не до конца последователен и допускает «ка­бальное рабство» и рабство «дворовых людей». Поясняя, что это - «за деньги купленные рабы», Крижанич сводит вопрос к добровольной самопродаже, оправдывая последнее ссылкой на философский принцип свободы воли.

Наконец, содержание политической мудрости включа­ет выбор «наилучшей» формы правления. Крижанич под­робно рассматривает «самоеладство» - монархию, «боярс­кое правление» - аристократию и «общевладство» - де­мократию. По его мнению, демократия ведет к анархии, ибо там каждый стремится стать государем. Аристократия возвышает только немногих, что уже само по себе является несправедливостью. Поэтому Крижанич высказывается за «самовладство», полагая, что хотя монархия и может пре­вратиться в тиранию, однако это легче исправить, чем дру­гие системы: «для этого не надо ничего, кроме желания одного человека». Кроме того, при самовладстве, на его взгляд, лучше соблюдается всеобщая справедливость, а стало быть, покой и согласие в народе.

Однако существование самовладства обусловливается поддержанием ее основополагающих «твердынь», каковы суть: а) православная вера, б) «покорное повиновение под­данных королям», в) «занятость людей всех сословий и запрещение праздности и безделия», г) «закрытие рубежей» и запрет на выезд подданным в другие страны и д) целост­ность и неделимость государства.

После смерти короля все деяния его «должны быть рас­смотрены и оценены народным сеймом, и сейм должен про­сить нового короля исправить те законы, которые оказа­лись бы противоречащими народному благу». И сделать это надо прежде, чем король примет присягу, ибо после королевской присяги утверждается самовладство и все стро­ится на повиновении и контроле. Таким образом, монар­хия оказывается закрытой политической системой, ограж­дающей народ от «чужебесия» и ересей - духовных и поли­тических. Теория Крижанича во многих отношениях пред­варяет позднейшую «офирскую» утопию М.М.Щербатова.

Анализ русской политической мысли второй половины XVII в. дает все основания для вывода о том, что проблема власти и государства выходит на уровень секуляризован­ного сознания, решительно освобождаясь от реликтов пре­жнего византинизма. Совершается переход от идеи царства как богохранимой державы к идее имперства как служе­ния обществу, попечения о благе и пользе народа. Своей полноты этот процесс достигает в эпоху петровских преоб­разований.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: