Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Лекция 1. Идейно-политические процессы в древнекиевской Руси.
Древнекиевский период, период нашей «собственной ан­тичности», характеризуется, прежде всего, переходом вос­точных славян от племенной размытости к государствен­ной системе, приобщением их к общехристианской цивилизации. Из темных веков безвестности и безвременья на арену истории выходит народ, сплоченный крепкой цент­рализованной властью и единством религиозного сознания. Впереди его ждут еще трагедии и разочарования, разброд князей и тягчайшее монголо-татарское иго. Но память его всегда будет верна идеалам эпохи величия и славы, эпохи древнекиевской государственности. С ней он будет сораз­мерять свое настоящее и будущее, свое место и предназна­чение в мировой истории. Киевская Русь стала общей ко­лыбелью трех братских народов - русского, украинского и белорусского.

1. Социальные реалии восточнославянского общества. Суть политических процессов, совершавшихся в древнекиевский период, вполне укладывается в формулу гегелевс­кой триады: племенная демократия - великокняжеское самовластие - удельная система.

В самом деле, восточные славяне, или анты, жили раз­розненными племенами, имея «обычаи свои, и закон отец своих и преданья, кождо свой нрав». Свои названия они получали большей частью по местам расселений: поляне, северяне, родимичи, вятичи и т.д. Летопись особенно вы­деляет полян, обитавших южнее Киева, по берегам рек Роси и Тясмина. Предположительно именно они сдержа­ли натиск авар, положив тем самым начало межплемен­ной консолидации. Позднее эту инициативу перехватыва­ют у них варяго-русы, пришедшие на Русь «по призва­нию» новгородских славян и создавшие мощную «импе­рию Рюриковичей».

Общественная жизнь славян отличалась патриархаль­ностью и простотой. В центре всего находилась родовая семья. Члены ее проживали в одном общем доме, под стро­гой родительской опекой. Между семьями существовало определенное разделение труда (кузнечное дело, выделка кожи, ткачество и т.д.). Однако главное занятие родовой семьи составляло сельское хозяйство. На базе соседских связей формировалась община, которая в свою очередь вхо­дила в межобщинное объединение - племя. Во главе каждого племени стоял князь со своей дружиной. Его деятель­ность ограничивалась исключительно военными функция­ми; во всем остальном он подчинялся племенной «демокра­тии». Об этом свидетельствует сообщение византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.): «Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгод­ные и невыгодные дела всегда ведутся сообща». Под наро­довластием здесь, очевидно, подразумеваются вечевые тра­диции, которые известны нам из истории Новгорода и Пско­ва до их присоединения к Москве при Иване III. Византий­цы сознательно использовали данную ситуацию в своих целях, видя в ней источник «анархии и взаимной враж­ды» между славянскими племенами. Страшась появле­ния у них «монархии», они всячески стремились разоб­щать их князей, одних «прибирая к рукам с помощью речей и даров», других ослабляя постоянными вторжени­ями и стычками.

Так продолжалось до «варяжского призвания». Рюри­ковичи изменили ход восточнославянской истории. Утвер­дившись в Киеве, они постепенно объединяют все земли антских племен, создавая единое централизованное госу­дарство. Его престиж особенно возрастает при Святославе Игоревиче, сокрушившем опасного соперника - Хазарский каганат. С Киевской Русью вынуждены считаться Арабс­кий халифат и Византия. С ней ищет союза римский папа.

После гибели Святослава Игоревича (972) между его сыновьями разгорается кровавая борьба за киевский пре­стол. Победителем выходит Владимир, сын Малуши, ключ­ницы княгини Ольги, - «робичич», как сказано о нем в «Повести временных лет». В 980 г. он становится великим князем, «самовластьцем земли руськой». Окончательно сло­мив сопротивление родоплеменной оппозиции («овы ми­ром, а непокоривыя мечем»), он приступает к осуществ­лению религиозно-идеологической реформы.

Первоначально Владимир Святославич хотел ограни­читься созданием единого языческого пантеона, поставив во главе местных богов варяжского бога войны Перуна. Из числа первых были выбраны Хоре, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокош. Судя по всему, это были главные «куми­ры» покоренных славянских племен, и возвышение над ними Перуна символизировало превосходство великокня­жеской власти.

Однако эта реформа не принесла желаемых результа­тов. Во-первых, она не смогла погасить центробежных тен­денций, раздиравших политический организм молодого древнерусского государства. Славянские племена не жела­ли оставаться под ярмом варяжского данничества, и их приходилось всякий раз покорять заново. Во-вторых, бла­годаря ей Русь обособлялась не только от таких великих держав средневекового мира, как Византия и Рим, но и от других стран, ставших к тому времени христианскими. Все это в конечном счете убедило князя Владимира в необходи­мости разрыва с традиционным язычеством и проведении христианской идеологической реформы.

2. Идеология византинизма и ее трансформация на древ­нерусской почве. Не менее решительно проводит Владимир Святославич и крещение Руси, ибо, по словам митрополи­та Илариона, «бе благоверие его с властию съпряжено». Перед этим он, однако, совершает своеобразное «испыта­ние вер», выслушав «речи» миссионеров и от ислама, и от иудаизма, и от христианства. Когда же дело было решено в пользу христианства, он предпочел принять крещение из Константинополя, а не Рима, несмотря на настойчивые уго­воры и просьбы папской курии.

Это объяснялось главным образом спецификой взаимо­отношений светской и духовной власти на Западе и Визан­тии. С момента распада империи Карла Великого (середи­на IX в.) западная церковь упорно добивалась господства над светской властью. Римские иерархи открыто стали на путь папоцезаризма и теократии. В соответствии с учени­ем о «двух мечах», сформулированным еще папой Геласием I (V в.), они проповедовали, что оба меча, духовный и светский, вручены Богом церкви и находятся в ее распоряжении; один употребляется для церкви, а другой - самой церковью; один - священством, другой - королями и вои­нами, но по воле и усмотрению священства.

Возвышению папства немало способствовали «Лжеисидоровы декреталии» - искусно сфальсифицированные тек­сты посланий и канонов, якобы принадлежавших римс­ким иерархам первых веков христианства и подтверждав­ших верховенство папы в делах как церкви, так и светско­го, мирского правления. Декреталии обострили и без того сложные отношения между церковью и государством на Западе, стали источником бесконечных смут и раздоров в католическом мире.

Теократические претензии римских пап получили со­ответствующее идеологическое обоснование в церковном учении о государстве. Согласно этому учению, первона­чально никакого государства не было, и люди находились под непосредственным попечением самого Бога. Но из-за бесчисленных грехов, совершенных ими, Бог отменил свое попечение, и люди вынуждены были организоваться в го­сударства. Стало быть, государство есть не что иное, как плод греха, творение безбожного язычества, а светская власть в свою очередь - это порождение «князя мира сего» - дьявола. «Кто не знает, - писал один из самых ярых сторонников этого воззрения папа Григорий VII, - что власть королей и князей ведет свое начало от незнающих Бога, гордостью, хищничеством, коварством, убийствами, короче преступлениями всякого рода, приобретших ее от дьявола, чтоб со слепою страстью и невыносимой гордос­тью и неправдой господствовать над себе подобными». И далее он заключал: «Папа так превышает императора, как солнце превосходит луну, а потому власть апостольского трона стоит далеко выше могущества королевского пре­стола».

Понятно, что Владимир Святославич, мечтавший об усилении великокняжеской централизации, не мог испы­тывать влечения к западному христианству, в корне под­рывавшему святость мирской власти. Поэтому он должен был предпочесть идеологию византинизма, которая всеце­ло основывалась на культе императора (василевса).

В русской политической философии издавна ут­вердилось два взгляда на сущность византинизма.

Согласно одному из них, наиболее последователь­но отразившемуся в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, византинизм - это синоним застоя и косности, полного безразличия к идеалам образован­ности и просвещения. «По роковой воле судьбы, -писал он, - мы обратились за нравственным учени­ем, которое должно было нас воспитать, к растлен­ной Византии...». Это стало причиной нашей схиз­мы, обособления от Запада. Оттого «до нас... ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дела до великой всемирной работы». И все, на что мы можем претендовать - это «преподать великий урок миру», урок трагедии неисторического народа.

Другое понимание византинизма (или, по его тер­минологии, византизма) выразил К.Н.Леонтьев, вид­нейший представитель русского консерватизма. На его взгляд, византинизм включает три исходных момента - религиозный, государственный и нравствен­ный. «...Византизм в государстве значит - самодер­жавие, - поясняет он. - В религии он значит христи­анство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне пре­увеличенного понятия о земной личности человечес­кой, которое внесено в историю германским феода­лизмом. ..». Все беды современной России Леонтьев связывает исключительно с тем, что «со времен Пет­ра» она «утрачивает византийский свой облик».

Что же представляет собой византинизм, упрочивший твердыню российской монархической государственности?

Как было сказано, стержень идеологии византинизма составляет культ императора. Власть его признавалась бо­жественной, богоустановленной. Это был «кормчий, направляющий всех в заводь Господа». Именно церковная задача обусловливала смысл всех его деяний. Согласно Иоанну Дамаскину (VIII в.), «дело императора прежде всего» - учить людей бояться Бога и хранить праведность, обращая под­данных в христианство. «Вторым делом» императора при­знавалась «добродетель благодеяния»: он крепко держит в руках «кормило справедливого правления», защищает «всех вдов и сирот». Выше всего ставилось постоянство его в «бла­гочестивых помыслах» - о вере, милосердии и т.д. Ибо каким он является для своих подданных, таким он и сам обретается в отношении Господа. Если император уклоня­ется от исполнения божественных законов, делая законом «собственный нрав», или характер, то он уже не царь, но тиран, предтеча Антихриста. Таким образом, император занимал высшее место в политической иерархии византий­ского общества, но не как лицо, не как человек, а как «оду­шевленный закон», воплощенная воля Бога.

Этим определялось его отношение к церкви и патриар­ху. Хотя среди духовенства в ходу была теория симфонии властей, т.е. автономизации полномочий церкви и государ­ства («одной из них создатель Бог поручил заботиться о душах, а другой - управлять телами людей»), тем не ме­нее в реальной практике церковная иерархия целиком за­висела от воли императора. Это хорошо видно из чина поставления патриарха. По кончине первосвященника импе­ратор издавал повеление митрополитам об избрании ему преемника. Митрополиты собирались на катикуменах (со­борах) в храме Св.Софии и намечали трех кандидатов на патриаршую кафедру, имена которых сообщались импера­тору. Тот делал свой выбор и объявлял одного из них наре­ченным патриархом. Если же его не устраивал ни один из представленных кандидатов, он отвергал их и назначал на высшую церковную должность собственного претендента, причем митрополиты безоговорочно принимали его реше­ние. Такая практика позволяла строго держать в узде духовную власть, не давая ей возможности вступать в кон­фронтацию с мирскими властелинами. «Ничто не должно совершаться в святейшей церкви против воли и приказа­ний императора», - говорил в VI в. патриарх Мина. Это убеждение неизменно сохранялось и в позднейшие време­на. «Император, - сказано в одной византийской хронике XII в., - является для церкви высшим господином и хра­нителем веры».

Такая структура власти полностью отвечала политичес­ким стремлениям Владимира Святославича, и он, решив­шись на новую идеологическую реформу, естественно, из­брал для себя византийский идеал царствующего дома. Крещение Руси, начатое в 988 г., совершалось в обстанов­ке жесткой борьбы пришлого вероучения христиан с ав­тохтонным язычеством. Как сообщается в летописи, по воз­вращении из Корсуни, где состоялось «обращение» киевс­кого князя, Владимир Святославич «повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другия огневи предати». Особой рас­праве подвергся Перун: его было приказано привязать к конскому хвосту и сбросить с холма в реку. Подобным же образом поступили с Перуном и в Новгороде: там также его столкнули кольями в Волхов. Затем всем киевлянам было объявлено: если кто не примет крещения, «богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будет». Сопротивляться было бессмысленно, и «людье с радостью идяху» исполнять повеление князя. Чтобы упрочить пози­ции формирующейся церкви, он наделяет ее правом деся­тины, т.е. получения десятой доли от всех княжеских до­ходов. Тем самым духовенство оказывается в полной эко­номической зависимости от светской власти.

Неудивительно, что уже его сын Ярослав Мудрый ре­шается на открытый конфликт с константинопольским патриархом, назначая без обязательного согласования с ним собственного кандидата на киевскую митрополию. Факти­чески это означало присвоение прав византийского импе­ратора. Митрополитом становится священник его домовой церкви Иларион (кон. Х - сер. XI в.), автор первого русско­го политического трактата «Слово о Законе и Благодати». В нем развивается идея об универсальности христианской религии, исключающей всякое узконациональное стремле­ние. Противопоставляя ее иудаизму, он пишет, что еван­гельская «благодать», упраздняя ветхозаветный «закон», приводит к уничтожению рабства. Закон сменяется благо­датью, рабство - свободой. В этом суть развития человечес­кой истории.

Одновременно с этим Иларион опорой христианства признает единодержавие; ведь без крепкой власти невоз­можно отвратить всех от «заблуждениа идольская лети», т.е. от язычества, наставить на путь истины. Он сравнива­ет Владимира Святославича с императором Константином I, провозгласившим христианство государственной религией Византии. Похвального слова заслуживают у него и пред­шественники великого князя - «старый Игорь» и «слав­ный Святослав», «иже в своя лета владычествующе... и по­бедами и крепостию поминаются ныне и словуть». Его не смущает, что они были язычники; главное для него - вели­чие Руси, «благоумием» правителей пришедшая к «благо­датной вере». «Не в худе бо неведомь земли владычьство-ваша, - замечает Иларион, - нъ в Руське, еже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли».

Таким образом, вместе с христианством на Русь пере­носится идеология византинизма, которая позволяет обо­сновать божественное происхождение великокняжеской власти, наделить ее царскими прерогативами.

3. Удельное раздробление Руси и теория отчины. Одна­ко между политическими замыслами великокняжеской власти и их практической реализацией с самого начала обозначается глубокий разрыв: вместо централизации на поверхность всплывает удельное раздробление Руси, раз­витие династической системы. Виною всему послужили действия самого Владимира Святославича, который на скло­не лет поделил Киевскую державу между своими много­численными сыновьями. В результате с новой силой вспы­хивает борьба за первенство. Победителем выходит Ярос­лав Мудрый. Он заново восстанавливает политическое един­ство страны, заботится о расширении ее пределов. Но с наступлением старости опять по примеру своего отца учреж­дает династическое княжение. Своим сыновьям, получив­шим по его завещанию самостоятельные «грады», т.е. кня­жества, он заповедал «не преступать предела братня, ни сгонити», ограничив роль киевского князя простым «смот­рением» за порядком. «И тако уряди сыны своя пребывати в любви». Никакой любви, разумеется, из этого не выш­ло и Русь неуклонно раздроблялась на все более и более мелкие уделы. Исправить положение пытался Владимир Мономах. На Любечском съезде (1097), ссылаясь на поло­вецкую опасность, он призывал князей действовать «в еди­но сердце», но затея эта не удалась, и каждый остался при своей «отчинной» идеологии («кождо да держить отчину свою»).

Эту идеологию и берет на вооружение церковь, пытав­шаяся на волне общего упадка светской власти утвердить «превосходство» духовной иерархии. В политике киевских митрополитов отчетливо намечаются «католические» тен­денции: со второй половины XII в. они вносят в свои печа­ти и титулатуру понятие «всея Руси», обозначавшее гра­ницы святительской власти. И это притом, что печати ки­евских князей никак не фиксировали иерархические раз­личия их владельцев, и эпитет «великий» равно усваивал­ся князьями разных территорий, «если эти князья были склонны к пышному самотитулованию».

Религиозное обоснование теории отчины принадлежит Нестору Летописцу (сер. XI - нач. XII в.), составителю и редактору «Повести временных лет». Согласно его концеп­ции, можно говорить не о богоустановленности мирской власти, а о богоугодности мирских властелинов. Истинная вера - православие, и оплотом его является «ангельский чин», монашество. Оно-то и должно направлять деяния князей, связывая их «целованьем креста». Если они пре­ступают заповеди Божьи, тогда земли их подвергаются «казням» и бедам, кои суть «батог Бога», кара за «зловерье» правителей. «Аще бо князи правьдиви бывають в зем­ли, - констатирует Нестор, - то многа отдаются согрешенья земли; аще ли зли и лукави бывають, то больше зло наводит Бог на землю, понеже то глава есть земли».

Идеал летописца - «отчинное», династическое княже­ние. Ратуя за сохранение удельной системы, он прибегает к библейской аргументации. По потопе, рассуждает Нестор, трое сыновей Ноя разделили землю. Восток достался Симу. Он стал владеть Персией, Бактрией, Мидией, Сирией, Ва­вилоном, Индией, Финикией и другими странами той час­ти земли. Хаму достался юг: Египет, Эфиопия, Фиванда, Ливия, Ликаония, Фригия, Вифиния, острова Крит, Сар­диния, Кипр, река Нил. Иафету же выпали северные стра­ны и западные, в том числе и славянские. «Сим же и Хам и Афет, - сказано в летописи, - разделившие землю, жребьи метавшие, не преступати никому же в жребий братень, и живяхо кождо в своей части».

Таким образом, «Повесть временных лет» не только санкционировала удельно-династическое княжение, но и объяв­ляла его единственно богоустановленной формой правле­ния. Русь ввергалась в пучину политического раздробле­ния, стоившего ей монголо-татарского завоевания.

Идеи Нестора Летописца составили важный источник боярско-церковной оппозиции эпохи московской центра­лизации. Ими вдохновлялись и строптивые монахи-нестяжатели, мечтавшие о «небесном гражданстве» (Вассиан Патрикеев, Артемий Троицкий), и «сильные во Из­раиле» - члены Избранной рады времени малолетства Ивана Грозного (протопоп Сильвестр, Алексей Адашев), и далее позднейшие старообрядцы, спасавшиеся в лесах от «венценосного тиранства» царя Алексея Михайловича и Петра I.
Литература

Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. СПб. 2002.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: