тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
Господство и легитимность
Трактовки господства различаются в зависимости от социологической
парадигмы, в рамках которой рассматривается власть и политика.
В структурализме господство расматривается как механизм, принимающий
форму социальных институтов, предполагающий расчленнение социальных
групп на господствующих и подчиненных; закрепление иерархии и социальной
дистанции между ними, а также выделение и обособление особого аппарата
управления.
Сторонники критического подхода подчеркивают, что политическое
господство осуществляется от имени и в экономических интересах господствующего
класса. Политическое господство подкрепляется идеологическим влиянием,
причем в формах общественного сознания. Также отражаются и находит
обоснование интересы имущих.
В рамках экзистенционалисткого подхода господство рассматривается
как вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной
группы людей. Это повиновение обусловлено легитимацией господства,
т.е. его признанием, оправданностью.
Легитимация-это процедура общественного признания какого-либо деятеля,
лица или события, фактора. Эта процедура предполагает обращение
какой-либо ценности. Содержание этого обращения может быть рациональной
аргументацией, религиозным или этическим обоснованием, а также обращение
к традициям, обычаям. Во всех случаях предполагается инициировать
определенные мотивы уступчивости. В концепции Вебера различаются
типы господства, аналогичные типам деятелей и связанные с определенными
мотивами уступчивости.
Типы господства:
Господство легальное или рациональное-основано на сознательном
убеждении в разумности, законности установленных порядков и правомочности
органов власти. Подчинение здесь продиктовано соображениями интереса;
воплощением этого типа господства является бюрократия, т.е. управление
профессионалов, управление, построенное на безличных формально рациональных
отношениях. Управление, где и господствующие и подчиненные действуют
в рамках четких правил. Проявление такого типа господства Вебер
наблюдал в современных ему демократических странах. Вебер отмечал
эффектность бюрократического управления с одной стороны, а с другой
- недостаточность рациональной легитимации. Такая недостаточность
выражается в дополнении бюрократического правления властью традиционных
монархов или влияние авторитета всенароднопризнанных лидеров.
Традиционное господство основано на привычном, нерефлексированном
(необсужденном) убеждении в святости традиций и законности предоставленных
ими властных полномочий. Наиболее явно традиционное господство представлено
в обществе патриархальном и сословном. Здесь господство предполагает
иерархию господ, слуг и подданных. Отношения между ними носят личностный
характер, однако формируется обычным правом.
Харизматическое господство основано на личной преданности человеку
- носителю божественного дара, обладателю чрезвычайных способностей.
В этом случае отношения между господами и подчиненными уподобляются
отношениям между пророком и учениками. Эти отношения требуют с одной
стороны подтверждения своего дара, а с другой веру в этот дар и
собственную причастность некому исключительному поведению с другими.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|