|
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
Глава IV. Европейский театр в XX веке
Во Ф р а н ц и и театр всегда имел первостепенное значение. Достаточно
вспомнить такие имена, как Корнель, Мольер, Расин, Бомарше, А. де
Мюссе. Не случайно говорят: «французы играют в жизни и живут на
сцене».
Драматургия Ж. Ануя и Ж. Жироду. О творчестве драматурга Ж. Ануя
французы говорят «вселенная Ануя». Но несмотря на действительно
«вселенский характер» его творчества, в котором литературоведы выделяют
«черные пьесы», «розовые пьесы», «блестящие пьесы», «скрипящие пьесы»,
его лучшие герои являются воплощением чистоты и целостности. Такова
Антигона, героиня его пьесы «Антигона» (1944). В пьесе Ануй противопоставляет
друг другу двух персонажей: Кроена, который волею судьбы только
что получил власть, принятую им без радости, а не только потому
что он чувствовал «ужасную ответственность власти», и Антигону,
которая отказывается ему повиноваться. Она предала тело брата земле,
несмотря на запреты короля. Отказ у Ануя - высший двигатель драматического
действия. Антигона отказывается Повиноваться, отказывается от жалости,
отказывается от любви, отказывается от самой жизни. В пьесе чувствуется
влияние экзистенциализма: этот мир трагичен в своей абсурдности,
единственным величием становится сознательное бегство из него. Написанное
в годы войны произведение имело выраженную антифашистскую направленность.
Другой замечательный французский драматург XX в. - Ж. Жироду (1882-
1944) дипломат, министр информации в начале войны 1939 г., он был
плодовитым писателем-романистом, критиком, тонким блестящим эссеистом,
но после встречи с великим французским актером Жуве полностью посвятил
себя театру. Его пьесы весьма разнообразны: современные и античные,
трагические и фантастические, ужасные и вызывающие улыбку. На античные
сюжеты написаны знаменитая «Электра» и «Троянской войны не будет».
Творчество П. Валери . Теоретиком французского театра в период между
двумя войнами был выдающийся поэт и мыслитель П. Валери (1871-1945).
Он писал о двух типах театра: о восходящем к Храму и театре типа
Гиньоль. Второй тип - это «торжественная мистерия», способная «передать
жар и свежесть мгновения, сохраняющая в себе «магию становления'».
Такой театр уже существовал во Франции, поэтому Валери попытался
создать театр подобия литургии.
В сотрудничестве с композитором Онеггером он написал балет «Амфион»,
премьера которого состоялась в Парижской опере 23 июня 1931 г. Балет
был поставлен Идой Рубинштейн (1885-1960) и, по словам самого Валери,
явился «воскрешением литургической условности». Такую условность
Валери называл условностью высшего порядка, отмечая, что в театре-Храме
все движимо величественными законами.
В пьесе «Душа и танец» Валери устами героев раскрывает свое понимание
балета, отмечая, что его сила в том, что танец, исполненный танцовщицей-
балериной, проникает в гущу наших мыслей, исподволь их одну за другой,
пробуждает, вызывает их из мрака наших душ к свету в самом лучшем
порядке, какой только возможен.
«Бог создал все из ничего, но это ничто проглядывает отовсюду»,
- писал Валери в «Нехороших мыслях».
Драматургия Ж.-П. Сартра и А. Камю. Драматургами были философы Ж.-П.
Сартр и А. Камю, экзистенциалистские взгляды которых проявились
и в драматическом творчестве. В пьесах «Мухи», «Мертвые без погребения»,
«Грязные руки», «Дьявол и добрый Бог» и других Сартр представляет
новую трагедию, трагедию человека, «погруженного в свободу».
Альбер Камю (лауреат Нобелевской премии, 1957), основавший «Театр
Труда» и игравший сам в театральной труппе «Радио Алжира» перед
Второй мировой войной, половину своих произведений написал для сцены;
представления «Недоразумения» в 1945 г. и «Калигулы» в 1944 г. сделали
его знаменитым. Камю не видел лекарства от абсурда и страданий мира.
По его мнению, существует только «скромная мудрость», которую нужно
постепенно приобретать и которая состоит в том, чтобы «любить ограниченный
и великолепный мир... работать, культивировать, подобно Кандиду
свой сад день за днем, отказываться убивать, чтобы не быть соучастником
абсурдной судьбы, искать, напротив, средства уменьшения мировых
страданий, верить в то, что подъем всеобщего благополучия не может
быть осуществлен ценой жизни одного ребенка.»
Пьесы Б. Брехта. После Второй мировой войны театральные эксперименты
в Европе продолжил немецкий драматург Б. Брехт (1898-1956), предложивший
концепцию эпического театра. По этой концепции спектакль должен
воздействовать не на чувства, а на разум зрителя и внушить ему активное
и критическое отношение к происходящему на сцене. Он должен быть
публицистичным и социально направленным. Его пьесы «Трехгрошовая
опера» (инсценировка «Оперы нищих» Дж. Гея, 1728), «Жизнь Галмея»
(1939), «Карьера Артура Уи» (1941), «Мамаша Кураж» (1971), «Кавказский
меловой круг» (1949) и другие - пример гротескной, антивоенной направленности
критики современного общества.
«Новый театр». Начиная с 1950 г. во Франции появляется так называемый
«Новый театр», первоначально проигнорированный публикой. Это театр
«драмы абсурда», созданный С. Беккетом, Э. Ионеско, А. Адамовым,
жившими в Париже и писавшими по-французски. Это была, с одной стороны,
попытка обновить структуру и язык театра, а с другой, - «Новый театр»
явился отражением ужаса, вызванного жестокостями войны и страхом
атомных разрушений. Пьеса Беккета «В ожидании Годо», поставленная
в 1952 г., - самая известная пьеса театра абсурда, представляющая
жизнь лишенной смысла. В большинстве пьес Ионеско проводится идея
бесполезности языка как средства общения.
Изложенное, на наш взгляд, дает основание утверждать, что ни о каком
кризисе, по крайней мере, применительно к театру XX столетия говорить
неправомерно. Правда, нельзя сбрасывать со счетов одно явление XX
в., которое можно считать проявлением кризиса, но не культуры. Рост
благополучия благодаря научно-технической революции подавляющего
большинства, населения Европы, утверждение в жизни демократических
тенденций привели к фактической власти в этой жизни нетворческого
большинства, неспособного жить идеями и идеалами подлинной культуры,
неспособного подняться над миром повседневности, и эта антиэлитарность
большей части населения, не ориентированного на творчество, разрушительна
для культуры.
Проявлением этой тенденции, начиная с 60-х годов XX в. во всей Европе,
в том числе и во Франции, является развитие шоу-бизнеса. Массовые
тиражи пластинок, кассет «диска», «фолк», «рок» музыки, с утра до
вечера гремящей в наушниках транзисторов, повсюду сопровождают юношей
и девушек. (Врачи отмечают рост расстройства по этой причине слухового
аппарата у молодых людей.)
Однако наряду с распространением шоу-бизнеса и другими негативными
явлениями в области духовной жизни Европы в XX в. продолжает существовать
и развиваться возвышающая человека культура, что и является критерием
ее подлинности, независимо от жанра.
Поиски новых театральных форм. Последние два десятилетия театральная
жизнь Франции, как и Европы в целом, стала более разнообразной.
В одном Париже в настоящее время свыше 50 театров, в которых зритель
может найти постановки на любой вкус:
от вечных творений классиков -- Шекспира, Корнеля, Расина, Чехова
- в «Камеди Франсез» и «.Одеоне» до современных драматургов Беккета
и Ионеско в авангардистских театрах и остроумных комедий в «театрах
бульваров». Ежегодно в Авиньоне, Оранже, Ниме и других городах Франции
на древних римских аренах или в средневековых замках проходят театральные
фестивали, привлекающие тысячи зрителей из многих стран.
Подобные зрелищные мероприятия практикуются в Италии: на развалинах
Форума, Колизея, Терм Каракаллы проходят поражающие своей грандиозностью
спектакли, постановки классических итальянских опер на античные
сюжеты. Так, постановка оперы Верди «Лида» в Термах Каракаллы создает
захватывающее ощущение присутствия зрителя в гуще происходящих событий.
Все это является поиском новых театральных форм, доступных массе
зрителей. Примером такого сочетания массовости и классики являются
грандиозные постановки Р. Оссейна на арене парижского Дворца спорта
спектаклей «Собор Парижской богоматери», «Дантон и Робеспьер», «Человек
из Назарета», «Броненосец Потемкин».
Клад Каррер в содружестве с известным английским режиссером Питером
Бруком в парижском театре «Буф дю Нор» поставили древнеиндийский
эпос «Махабхарата». О масштабах этого спектакля говорит тот факт,
что он шел либо в течение трех вечеров, либо двенадцать часов подряд
с 12 часов дня до 12 часов ночи. Зрители, приезжавшие из многих
стран Европы, запасались термосами с кофе и бутербродами и «героически
высиживали до конца», как писали парижские газеты в 1986 г., когда
этот спектакль был поставлен
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|