|
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
Глава III. Западноевропейская литература XX века
В западноевропейской литературе начала XX в. не было радикальных
новшеств по сравнению с XIX в., но появилась целая плеяда писателей
большого таланта. Во Франции это Клодель (1868-1955), Ш. Пеги (1874-1914),
Анатоль Франс (1844-1924), Ромен Роллан (1866-1944).
Философ Анри Бергсон своей работой «Творческая эволюция» (рус, перевод
1909), попытавшийся доказать, что стимулом всякой эволюции является
жизненный порыв, вызвал у образованной публики большой интерес к
философским проблемам, подчеркнув «движущуюся реальность человеческого
существа». Эта философская идея легла в основу знаменитого романа
французского писателя Марселя Пруста (1871-1922) «В поисках утраченного
времени» (опубликован в 1913-1927 гг. в 14 томах). Работа, представляющая
собой цикл романов, является выражением его детских воспоминаний,
выплывающих из подсознания. За вторую часть романа «Под сенью девушек
в цвету» писатель в 1919 г. получил Гонкуровскую премию.
Период после Первой мировой войны. Великолепный расцвет во всех
своих жанрах переживает литература во Франции после Первой мировой
войны. Несмотря на войну и послевоенные
трудности, образование во Франции всегда оставалось классическим:
латынь, классическая литература, история и, конечно, великолепный
французский язык, совершенство и чистоту которого оберегают Французская
Академия, Сорбонна и десятки других учреждений.
В эти годы своим ораторским искусством блистает философ А.. Бергсон,
покоряющий соотечественников великолепным французским языком, новыми
яркими идеями и понятиями, такими, как «закрытое общество», «открытое
общество», «длительность», «творческая эволюция», «жизненный порыв»,
«поток сознания» и др. Французский парламент на своем заседании
в 1928 г. рассматривал даже вопрос о переносе его лекций из актового
зала Коллеж дэ Франс, не вмещающего всех желающих, в здание Парижской
оперы и об остановке на время лекций движения по прилегающим улицам.
Замечательный расцвет в это время переживает и французский роман,
его язык. Точное и оригинальное свидетельство сложностей бытия у
М. Пруста и А. Жида (1869-1951); откровения души, раздираемой драмами,
- Ж. Бернаноса (1888-1940) и Ф. Мориака (1885-1970). В творчестве
Ф. Мориака и М. дю Гара (1881-1958) роман выступает как монументальное
произведение, авторы которого помещают своих героев в самую гущу
сложной и напряженной эпохи.
Европейская художественная литература XX в. сохраняет верность классическим
традициям - это произведения английского романиста Д. Голсуорси,
немецких писателей Т. Манна, Г. Белля, французских писателей А.
Труайя, Р. Роллана, А. Франса и многих других. И это отличает ее
от других видов культуры.
В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма,
что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П.
Элюар (1895 -1952) и Л. Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами
сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не
поэзия, а проза - романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»),
Дж. Джойса (1882- 1941) «Дублинцы», «Улисс» и др., Ф. Кафки (1875-1955)
«Процесс», «Замок», «Америка». Эти романы отражают сознание человека
перед лицом окружающего его абсурда. Они были ответом на события
Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе
название «потерянного».
В романе «Улисс» (1922) Джойс дает всеобъемлющий портрет общества
XX столетия. Это книга-символ, тщательно анализирующая духовные,
психические, патологические проявления человека, и как символ она
ориентируется на миф, пытается в слове удержать настоящее, используя
открытый философом Бергсоном метод повествования «поток сознания».
Это непрерывный поток мыслей, впечатлений и чувств персонажа без
обычных приемов диалога и описания, внутренний диалог, на протяжении
тысячелетий являющийся способом бытия и состояния человека и только
в первых десятилетиях XX столетия сформулированный как один из методов
литературного творчества. Литература, по Джойсу, многое «доносит»,
не «рассказывая историю» и не «вкладывая идейное содержание», а
о человеке, о жизни, об искусстве вещает способом речи, «тем, как
все говорится». Особенность и новизна этого произведения, на наш
взгляд, может быть определена тремя следующими моментами: внутренняя
речь как форма бытия литературного произведения, «поток сознания»,
связь романа с «Одиссеей» Гомера - каждый из эпизодов романа связан
с определенным эпизодом из «Одиссеи»; необычность его техники письма:
в каждом из эпизодов есть только этому эпизоду присущая техника
письма. Например, эпизод 11 «Сирены» - словесное моделирование музыки,
эпизод 15 «Цирцея» - драматическая фантазия, эпизод 16 «Евмей» -
«антипроза», нарочито вялое, заплетающееся письмо и т. д.
Период после Второй мировой войны. Новизна европейской художественной
литературы в период после Второй мировой войны - это прежде всего
ее окрашенность экзистенциалистской проблематикой и методологией.
В первую очередь - это А. Камю (1913-1960) и Ж.П. Сартр (1905-1980),
удостоенный за литературное творчество в 1964 г. Нобелевской премии.
В художественной форме писатели ставят проблемы человеческого существования,
такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и
др. Зачастую способом иносказания они передают свои мировоззренческие
позиции. Так, Камю в романе «Чума» (1947) образной, ассоциативной,
аллюзивной формой передает свое беспокойство по поводу все еще сохраняющейся
в XX в. опасности фашизма. (Аллюзия - от лат. allusio - шутка, намек.)
Сюжет романа оригинален и прост. На город нападают крысы: одна,
две, три. И пока это не превращается в эпидемию, жители города не
придают этому значения. Бедствие (нашествие крыс) с большим трудом
удается победить. И тогда город охватывает эйфория праздника победы.
Камю же устами своего героя предостерегает от опасности повторения
эпидемии, настаивает на необходимости бдительности.
Писателей-экзистенциалистов отличает внимательнейшее отношение к
каждой детали человеческого состояния в условиях пограничной ситуации.
Таковой, например, является состояние здорового человека, обреченного
на смерть, описанное Сартром в «Стене». Это небольшое произведение
принесло Сартру мировую славу: в нем сконцентрированы основные идеи
экзистенциалистов - проблемы жизни и смерти, проблемы случайности
и судьбы, физиологии и психологии человека, страха и надежды и многие
другие.
Послевоенный период характеризуется спадом экономической и психологической
напряженности, европейская литература становится плюралистичной
как никогда: реалистический роман, психологическая новелла, романтика,
ирония, детектив, фантастика - словом, в Европе множится и развивается
литература на любой вкус. По-прежнему, по европейским социологическим
опросам, на первом месте у читателей интерес к серьезным романам.
Во второй половине 80-х годов среди наиболее читаемых авторов-европейцев
называли, помимо классиков, англичанина Г. Грина, французов Э. Вазона,
А. Труайя и его романы о декабристах, Пушкине, Достоевском, Гоголе
и Л. Толстом; ирландцев С. Бекета, М. Турнье, П. Модиано.
Несмотря на наводненность послевоенного рынка океаном дешевых коммерческих
поделок, сохраняется вкус к настоящей литературе. Роман Маргариты
Дюра «Любовник» - тонкие психологические воспоминания о молодости
автора в довоенном Индокитае колониальных времен - был одним из
бестселлеров середины 80-х годов. Популярность книг таких молодых
авторов, как К. Симон, лауреат Нобелевской премии (1985), Ф. Соллерс,
Р. Камю (не пугать с А. Камю), оценивалась критикой как свидетельство
постепенного угасания моды на «антироман», как закат литературного
авангардизма первых послевоенных десятилетий. «История романа вновь
открыта», - писал французский критик Ж. П. Сальга.
Этому способствовали появление и расцвет в последние десятилетия
такого явления, как издание «карманным» форматом и большими тиражами
по доступным ценам лучших произведений классических и современных
писателей
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|