Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Глава II. Формирование русской национальной культуры

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало боль-шое влияние на дальнейшее развитие культуры.
С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в Рос-сии - Кунсткамера.
Образование. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровс-ких реформ нужны были образованные люди. При Пет-ре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу - корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук - Навигацкая школа - первое светское государственное учебное заведе-ние. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, нави-гацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обуче-ния иностранным языкам, а позже - школа канцелярских служащих. В Мос-кве и других городах создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийс-кая, Инженерная, Медицинская-, на Уральских заводах - горнозаводские учи-лища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. Науки там изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс без экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.
В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для маль-чиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окон-чании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, пока они вовсе не прекратили свое существо-вание. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. Существовали также духовные семинарии и шко-лы. В 1786 г. был издан Устав народных училищ, - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, класс-но-урочная система.
Дворянские дети зачастую обучались в семьях, где учителями в основном были иностранцы и специалисты-практики, выпускники школ. Стали созда-ваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в конце 50-х гг. - Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 г. -- Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Пе-тербурге для девочек; в 1731 г. - Шляхетский (дворянский) корпус для подго-товки офицеров.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созда-нием Академии наук (официально с 1724 г.). В нее входили Академия, Универ-ситет и гимназия. Академия делилась на три класса: математики, физики и гуманитарный. Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.
В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский универ-ситет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юри-дический, медицинский факультеты. В организованной при нем типографии издавалась газета «Московские ведомости» (до 1917 г.)
Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Пе-тербурге - Танцевальная школа (ныне Училище им. А. Я. Вагановой), в Мос-кве -- Балетное училище и Академия художеств. В конце XVIII в. в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.
Книгоиздание. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708- 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в от-личие от церковной) азбука и гражданская печать, что способствовало увели-чению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников. Для на-родных училищ издавались «Азбука», книга Ф. Прокоповича (1681--1736) «Пер-вое учение отрокам», «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 граж-данских книг, но тиражи их еще были невелики.
Книгоиздательская деятельность расширилась со второй половины XVIII в. Большая заслуга в этом принадлежит представителю Русского Просвещения, писателю, журналисту Н. И. Новикову (1747-1818). Около одной трети изда-ваемых в последней четверти XVIII в. книг (приблизительно тысяча назва-ний) печаталось в его типографиях. Он издавал не только книги по всем от-раслям знаний, но и сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Коше-лек», «Всякая всячина», в которых критиковал крепостное право. Новиков был организатором библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 16 горо-дах России. Издавал Новиков и учебники. В 1757 г. им была издана «-Российс-кая грамматика» М. В. Ломоносова, которая в качестве основного учебника заменила устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.
Ранее в России при царском дворе издавалась рукописная газета «Куран-ты» (сохранилась с 1600 г.), информировавшая правительство о зарубежных новостях. Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702--1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710 г. газета печаталась гражданским шрифтом. В «Ведомостях» публиковались воен-ные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых шко-лах и др., а также иностранная хроника.
Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ус- корила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык.
В это время популярными были стихотворные произведения - сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744). Горячо сочувствуя делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения круж-ка нашли выражение в сатирах Кантемира («Куму своему», «Филарет», «Евге-ний» и др.). Кантемир активно занимался переводами. Его перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» сыграл значительную роль в раз-работке русской научной терминологии. Он ввел такие термины, как «нача-ло», «принцип», «наблюдение», «плотность», «вихри» и др.
Поэт 3.К. Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый и краткий способ к сложению российских сти-хов» сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.
Основоположником русской драматургии стал А. П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.
В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского класси-цизма, который получил развитие в дальнейшем.
Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современ-ной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышле-ния, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей силь-ной государственной власти. В ней он показывает образ идеального монарха. Автор призывает «истину царям с улыбкой говорить». В своих стихах Держа- вин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речна русский язык.
Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невеже-ство, тиранию. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.
Основоположником русского сентиментализма стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь». (Сентиментализм (от Франц. чувство) - напраапение в литературе и искусстве в конце XVIII - начале XIX вв., провозглашающее культ чувств и природы. )
Карамзину принадлежат также «Письма русского путешественника», где запечатлена жизнь Западной Европы накануне и во время Фран-цузской революции. «Письма» пронизаны исканиями истины и желанием служить народу. Основное сочинение Н.М. Карамзина - «История госу-дарства Российского» (12 томов). Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.
Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство, обусловленные требованиями пра-вительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало круп-ные постройки.
С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфак-тур, учреждение Сената, коллегий потребовало нового типа построек. Строи-тельство в Москве отличалось разнообразием городских зданий.
Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор. Суконный двор. Большой каменный мост. Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.
Достопримечательностью Москвы стал «Странноприимный дом» Н. П. Шереметева (ныне здание Института им. Склифософского), украшенный двойной колоннадой в центре, выгнутой навстречу зрителю.
В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить Цер-ковь архангела Гавриила - Меншикова башня в Москве, построенную в 1705- 1707 гг. талантливым русским архитектором И.П. Зарудным (7-1727). Тради-ционная композиция церкви - восьмерик на четверике - сближает ее с пост-ройками XVII в., но завершение в виде шпиля 30-метровой высоты со скуль-птурой ангела (шпиль существовал до пожара 1723 г.) и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архи-тектуре, пришедших вместе с реформами Петра. Меншикову башню отлича-ют смелость решения высотной композиции, оригинальность декора. Вместе с тем, это образец переходного периода между ярусной композицией XVII в. и стилем барокко первой половины XVIII в.
Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII в. был Дмитрий Василье-вич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор'» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятель-ность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными. Они имели композицию в виде триумфальной арки с тремя про-летами, были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декора-тивными вазами.
Наиболее интересным и значительным произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры. Она отличается многоярусной композици-ей и богатством декоративного убранства. Фигурная глава, колонны, разме-щенные в каждом ярусе по-своему, декоративные вазы составляют замеча-тельный наряд этого выдающегося произведения.
В 1.749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектур-ную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выда-ющиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старев и др.
Петровская эпоха характеризуется прежде всего строительством новой сто-лицы - Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. На первом этапе строительством руководил Доменико Трезини (ок. 1670-1734), швейцарец, приехавший в Россию в 1703 г. Новая столица была задумана как регулярный (спланированный) город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площа-дей, каменными домами равномерной высоты, выходящими на «красную ли-нию» (дома расположены вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб, как было прежде).
Трезини выступил автором «типовых проектов» жилых зданий трех категорий: для «именитых» граждан - каменных, для «зажиточных» и «под-лых» (простых) людей - мазанковых. К 1718 г. было построено свыше четы-рех тысяч жилищ.
Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля - здание Двенадцати коллегий (ныне университет). Самым значительным сооружением Трезини был Петропавловский собор Петропавловской крепости, его отличала колокольня с высоким узким шпилем.
В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Бир-жа, Адмиралтейство.
Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знамени-тыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиден-ция Петра 1, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.
Решающей для расцвета стиля русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скуль-птор, с 1716 г. работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра 1 и импе-ратрицы Анны Иоанновны с арапчонком.
Его сына - Бартоломео Растрелли (1700-1771) - в России звали Варфаломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зод-чества - русское барокко, вобравшее в себя и западные, и русские традиции. Он автор Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убран-ство, затейливый орнамент.
В 60-е гг. XVIII в. на смену русскому барокко в зодчестве пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В. П. Баженов, М. Ф. Казаков и И.Е. Старев.
Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38-1799), им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова - самое красивое здание XVIII в. в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Его творения отличаются смелостью композиций, разнообрази-ем замыслов, сочетанием западного и русского стилей.
Прославлено также имя Матвея Федоровича Казакова (1738-1812), кото-рый разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская больница (ныне Первая городская). Петровский дворец, возведенный в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом. Казаков руководил составлением гене-рального плана Москвы, организовал Архитек-турную школу.
Иван Егорович Старов (1745-1808) - автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Не-вской лавры и Таврического дворца - памятника победы в русско-турецкой войне. Особенно проявился классицизм в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами.
Главная ценность классицизма - ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример -Дворцовая площадь архитектора Карла Ивановича Росой (1775-1849) в Петербурге. Площадь представляет собой плавную дугу с замы-кающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской ко-лонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца. В 1829- 1834 гг. Росой завершил формирование Сенатской площади. Отличающийся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, раз-нообразием и органичностью решений ансамбль Росой - вершина градостро-ительного искусства эпохи классицизма.
Сохранившиеся здания XVIII в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.
Изобразительное искусство. В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство - живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринима-ла лучшие западные традиции. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1.690-1742) - основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском ис-кусстве «Автопортрет с женой». И. Никитин добивался в своих портретах пе-редачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изобра-жаемых предметов. В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» художник намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.
Александра-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И. Э. Грабаря, «одним из главных факторов, решивших судьбу русской жи-вописи».
К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живопи-си. Лучшие портретисты XVIII в. - А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, Д. Т. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульпторы Ф. И. Шубин и М. И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отра-жение в портретных изображениях художников.
Портреты Алексея Антропова (1716-1795) еще сохранили связь с парсуной. В то же время их отмечает правдивость характеристики человеческой личнос-ти. Таков портрет Петра III.
Тонкие по живописи и глубоко поэтичные портреты Федора Рокотова (1735- 1808) проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека - «Неизвестная в розовом платье», портрет В. Е. Новосильцевой.
Крупнейшим портретистом был Дмитрий Левацкий (1735-1822). Он создал богатую серию парадных портретов - от портрета Екатерины 11 до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его женские портреты, осо-бенно «смолянок'», воспитанниц Смольного института.
Творчество Василия Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества сворной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа. Чудесен его лирический портрет очаровательной мо-лодой женщины М. И. Лопухиной.
Известный скульптор Федор Шубин (1740-1805) - земляк М. В Ломоносова, сын крестьянина-помора. В 19 лет талантливый юноша отправился в Петербург. Сначала был истопником, а затем учеником Академии художеств, совершенствовал свое мастерство за границей. Под влиянием просветительских идей со-здал свой собственный стиль, отличающийся ясностью и реалистической до-стоверностью. Он создал галерею психологически выразительных скульптур-ных портретов А. М. Голицына, М. Р. Папиной, И. Г. Орлом, М. В. Ломоносова, Павла I и др.


Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) - скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоционально-стью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть львоо - аллегорической фигуре, олицетворяющей по-беду России над Швецией. Интересен его памятник А. В. Суворову в Петербурге.
Известный французский скульптор Этьенн Мо-рис Фальконе (1716-1791) приехал в Россию спе-циально для сооружения памятника Петру 1. Над памятником «Медный всадник» он работал 12 лет. В создании памятника скульптору помогала его уче-ница Мари Анн Кома. Открытие памятника на Сенатской площади состоялось в 1782 г. В нем воп-лощен образ созидателя, преобразователя: конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой мо-гучего всадника. «Медный всадник» стал симво-лом города на Неве.
В конце XVIII в. формируется одна из богатейших художественных коллек-ций мира - Эрмитаж. В его основе частное собрание картин западноевропейс-ких мастеров (с 1764 г.) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 г.
Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления.
Эрмитаж (от Франц. ermitage - место уединения) - один из крупнейших в мире художественно- исторических музеев. Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-1762, архитектор Растрел-ли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Воллен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771- 1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце), Эрми-тажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги).
Театр. В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание - «Камедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. X. Кунста. По том на обучение к нему были направлены «русские ребята». В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели. В 1706 г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий.
В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра 1.
Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. возник школьный театр при Шляхетском кадетском корпусе. Актерами в нем выступали кадеты. Душой это? театра был А. П. Сумароков который ставил там и русские пьесы, в том числе свою первую трагедию «Хорев».
В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы - французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театр связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во глав театра стоял первый известный русский актер Федор Григорьевич Волков (1729- 1763). Царица Елизавета Петровна выписала Федора Волкова со всей труппа: ко двору, и в 1752 г. театр переехал в Петербург. На основе этой труппы 1756 г. указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актером - Федор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедия А. П. Сумарокова. Таким образом был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 г. - Александринский).
В 1779 г. был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле) которым руководил известный русский актер И. А. Дмитриевский (1734-1821) игравший в театре Ф. Волком в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина, но в 1783 г. по указу Екатерины II театр закрылся.
В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.
Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрак-тах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы. Для подготовки танцоров придворной балетной труппы в 1738 г. был утвержден проект «Собственной Ее Величества танце-вальной школы».
С вступлением на русский престол в 1741 г. дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Со времени постановки отдельного балета «Победа Флоры над Бореем» приглашенным австрийским балетмейстером Гильфердингом в 1760 г. сюжетный балет проч-но утвердился в России. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.
Параду с иноземными танцорами прославились и русские артисты. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков. Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.
Существовал также крепостной театр - это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Они возникли в конце XVII в., но получили свое развитие в XVIII в. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой. Был вначале крепостным и известный русский драматический актер Михаил Щеп-кин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.
Театр в России в XVIII в. приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
Музыка. В XVIII в. начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние и публичные концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 г. в Петер-бурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась ста-ринная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется ком-позиторская школа, появляются первые русские композиторы - авторы опер-ной, хоровой инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е. И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщики на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. Ведущим музыкальным жанром стано-вится опера. В это время создавал оперы Д.С. Бортнянский (1751-1825) - «Сокол», «Сын-соперник» к др. Бортнянский - автор около 200 музыкальных произведений. Как директор придворной певческой капеллы он представлял и церковную музыку.
На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского ро-манса стал О. А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.
Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. Возросли инте-рес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства - в литературе, живописи и др.
В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления - реалистическая бытовая и историческая повесть, стихот-ворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; пере-ход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появ-ление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, нако-нец, появление нового вида искусства - придворного и школьного театра. Од-нако окончательный перелом в русской культуре произошел в начале XVIII в.
Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искус-ства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способство-вало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших госу-дарств мира, способствовало формированию русской нации и единого рус-ского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечата-ние, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло об-мирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры - первых литера-турных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, свет-ской музыки. Идет становление русского классицизма. Значительно расшири-лась сфера духовной деятельности русских людей.
Развитие культуры России XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: