|
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net
4. Естествознание в эпоху Средневековья
4.1. Физические идеи средневековья
В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения
к миру над познавательно - рациональным. Именно поэтому точкой отсчета
в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности
– добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое
и грешное и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась
прежде всего с точки зрения ее полезности для человека, а не в ее
объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался
прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью,
способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж
– авторитет – власть и др.
Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение,
в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка,
а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой
на сверхъестественные силы. Представление о сверхъестественных силах
было порождено как практическим бессилием человека перед природой
(неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный
характер производства), так и стихийным характером социально-классовых
процессов, процессов общения (социальный гнет, социальная несправедливость,
непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).
Выделяя себя из природы, но еще не противопоставляя себя ей полностью,
средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе
как самостоятельной сущности. В качестве такого определяющего отношения
для него существует другое отношение – к богу, а отношение к природе
вторично и производно от отношения к богу. Знание природы подчинено
“чувству божества”. Природа рассматривается им как сфера, созданная,
творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно
зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая
его волю во всем ( в том числе и в отношении воздействия на людей,
их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа – проводник
воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и
средство их наказания.
Для средневекового человека природа - это мир вещей, за которыми
надо стремиться видеть лишь символы бога. Поэтому и познавательный
аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных
свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических
значений, т. е. их отношения к божеству. Познавательная деятельность
была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную
и субординированную систему ценностей, ценностное сознание.
Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление
объективных закономерностей природы. Его главная функция – сохранение
ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.
К концу ХII - началу ХIII веков наметился “исторический рывок”
средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие
производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремесле).
Происходит целая “технологическая революция” в агротехнике - появляется
тяжелый колесный плуг, боронование, совершенствуется упряжь тягловых
животных, что позволяет в 3-4 раза увеличить нагрузки, появляется
трехпольная система земледелия, совершенствуется земельно-хозяйственная
кооперация, осваиваются новые источники энергии - сила воды и ветра,
распространяются водяные и ветряные мельницы и др. Изобретение кривошипа
и маховика механизирует многие ручные операции. Рационализируется
организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях).
Избыточное производство сельскохозяйственной продукции стимулирует
развитие торговли, ремесленного производства. Нарастает тенденция
урбанизации. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя),
“миры-экономики”. Формируется дух уважительного отношения к физическому
труду, к деятельности изобретателей, инженеров: дух изобретательности
и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную
атмосферу общества. Превращение физического труда в ценность, в
достойное занятие открывает путь к его рационализации. Тяжесть физического
труда осознается как нечто нежелательное; формируется представление
о необходимости поисков путей его облегчения и высвобождения свободного
времени.
В этих условиях происходит и подъем духовной жизни. Одним из наиболее
ярких его выражений явилось возникновение новых образовательных
учреждений - университетов. Еще в ХII веке возник университет в
Болонье.1200 год считается годом основания Парижского университета.
В ХIII веке появляется много университетов в других городах Западной
Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др. В ХIV веке появляются
университеты в Германии: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский
(1385) и др.
В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились
духовные традиции средневековой культуры. Среди них в первую очередь
- особое отношение к знанию. Знание не рассматривалось как главная
цель духовной деятельности; оно трактовалось как некоторый ее побочный
продукт. Удвоение мира в сознании на земной – грешный, бренный и
небесный, божественный, возвышенный, идеальный – предполагало постановку
вопроса о возможности приобщения к миру “по ту его сторону”. Способом
такого приобщения считались не знания, а вера (в том числе и формы
чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной
первосущностью). Поэтому вере здесь отдается предпочтение перед
знанием.
В период позднего средневековья (ХIV-ХV в.в.) постепенно осуществляется
пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины
мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания,
новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.
Такой пересмотр базируется, с одной стороны, на усилении критического
отношения к аристотелизму, а, с другой стороны, на трудностях в
разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика в
логической, рациональной интерпретации основных религиозных положений
и догматов.
Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали
средневековую схоластическую мысль на “разрушение” старой естественнонаучной
картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую
идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного
всемогущества? Ссылки на всемогущество бога служили у средневековых
схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских
представлений и выработки качественно новых образов и представлений,
которые впоследствии способствовали формированию предпосылок новой
механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям
и образам могут быть отнесены следующие.
Во-первых, это допущение существования пустоты, но пока не абстрактной,
а лишь как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью
(поскольку бог не только всемогущ, но и вездесущ, как считали схоласты).
Во-вторых, изменяется отношение к проблеме бесконечности природы.
Бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое
и очень желательное (с точки зрения религиозных ценностей) начало.
Такое начало как бы проявляло такую атрибутивную характеристику
бога как его всемогущественность.
В-третьих, как следствие образа бесконечного пространства возникает
и представление о бесконечном прямолинейном движении.
В-четвертых, возникает идея о возможности существования бесконечно
большого тела. Образ пространственной бесконечности постепенно перерастает
в образ вещественно-телесной бесконечности. При этом рассуждали
примерно так: “Бог может создать все, в чем не содержится противоречия;
в допущении бесконечно большого тела противоречия нет; значит бог
может его создать”.
В-пятых, все чаще допускалось существование среди движений небесных
тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых
между собой, но и несоизмеримых. Иррациональность переносилась из
земного мира в надлунный, божественный мир. В этом перенесении усматривали
признаки творящей силы бога: бог способен творить новое повсюду
и всегда. На этом пути снималось принципиальное аристотелевское
различие мира небесного и мира земного и закладывались предпосылки
интеграции физики, астрономии и математики.
Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике.
В кинематике средневековые схоласты вводят понятия “средняя скорость”
и “мгновенная скорость”, “равноускоренное движение” (они его называли
униформно-дифформное). Они определяют мгновенную скорость в данный
момент как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с
этого момента времени его движение стало равномерным. И, кроме того,
постепенно вызревает понятие ускорения.
В эпоху позднего средневековья получила значительное развитие динамическая
“теория импетуса”, которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля
с динамикой Галилея. Жан Буридан (ХIV в.) объяснял с точки зрения
теории импетуса падение тел. Он считал, что при падении тел тяжесть
запечатлевает в падающем теле “импетус”, поэтому и скорость его
все время возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется
и скоростью, сообщенной телу, и “качеством материи” этого тела.
Импетус расходуется в процессе движения для преодоления трения,
и когда импетус растрачивается, тело останавливается.
Аристотель считал главным параметром для любого момента движения
расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки
движения. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли
постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала
движения: тело, падающие под действием импетуса накапливает его
все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного
пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия
импетуса к понятию инерции.
Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.
4.2. Алхимия как феномен средневековой культуры
Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II - VI вв.) в
александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуально-магического
(герметического) искусства.
В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения
пронизывались ритуалами. Все формы действий людей были строго регламентированы;
если же действие было коллективным, то строго регламентировалось
поведение каждого в отдельности. Магические, обрядовые и ритуальные
действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные
стихии. С ними связывались надежды на дополнительную сверхъестественную
помощь со стороны “добрых” сил и ограждения от сил “злых”. Соблюдение
календарных обычаев, праздников, исполнение разного рода заклинаний,
просьб, призывов – все это точное соблюдение ритуально-магических
действий рассматривалось как необходимое условие благоприятного
исхода деятельности, причем не только в хозяйственной области, но
и в сфере общения людей, в сфере познания, политической и юридической
практики и др. В ремесленном и мануфактурном производстве ритуалы
сопровождали каждую технологическую процедуру. Их выполнение рассматривалось
как условие полного раскрытия заложенных в предметах труда потенциальных
возможностей.
Мировоззренческие основания алхимии могут быть концентрировано
выражены следующими представлениями:
сущность вещи усматривалась в ее производстве, как сущность земного
мира в его творении богом; познать вещь означало прежде всего ее
создать;
субстанция всех металлов - одна; различны лишь их формы;
идущая из первобытной мифологии и магии идея всеобщей связности
всего со всем (“подобное влияет на подобное”; то, что когда-то было
в соприкосновении, продолжает воздействовать друг на друга и после
соприкосновения; и др.);
неразличимость связи, взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения;
убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое;
всеобщая анимизация мира: мир рассматривался как живой одухотворенный
организм, в котором части представляли и заменяли собой целое;
существуют безграничные возможности влияния на события мира, на
вещи не только со стороны бога, но и со стороны некоторых избранных
людей.
в реализации рецепта предполагалось участие священных или мистических
сил (частицы бога или дьявола, надъестественного бытия, в котором
проявления человеческого мира свою силу теряют), а средством обращения
к этим силам было слово (заклинание, молитва), являвшееся необходимой
стороной ритуала; именно поэтому алхимический рецепт выступал одновременно
и как действие и как священнодействие.
Алхимия развивалась в тесном союзе этих мистических философско-религиозных
представлений с химическим ремеслом, прежде всего с той его частью,
которая занималась имитацией металлов (золота и серебра прежде всего).
В средневековой алхимии (ее расцветом были ХIII-ХV в.в.) выделялись
две различные тенденции. Первая - это мистифицированная алхимия,
ориентированная на химические превращения (в частности, ртути в
золото), и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими
усилиями осуществлять космические превращения. Вторая была больше
ориентирована на конкретную практическую технохимию.
Алхимическая деятельность в своих конкретных формах опиралась на
некоторую совокупность “теоретических” представлений и образов.
Прежде всего, на представление о том, что исходное материальное
начало - первичная материя; она хаотична, бесформенна и потенциально
содержит в себе все тела, все минералы и металлы. Порожденные первоматерией
тела, уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга.
Между первоматерией и отдельными порожденными ею материальными телами
лежат два промежуточных “звена”.
Первое - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского
(ртуть) начал. В ХV веке к ним добавили еще третье начало - “соль”
(движение).
Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов:
земля (твердое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода
(жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция
(эфирное состояние).
Алхимики считали, что в результате взаимодействия качественных
принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять
любые трансмутации веществ. Правда, кроме различных химических операций
с веществами, для достижения успеха алхимики считали необходимым
привлечь к трансмутации еще и потусторонние силы (с помощью заклинаний).
Таким образом, алхимия выступала как мистическое творчество вещей
человеком в соавторстве с богом.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|