|
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
БХУТТО, ЗУЛЬФИКАР АЛИ (Bhutto, Zulfikar Ali) (1928–1979), президент
Пакистана. Родился 5 января 1928 в богатой мусульманской семье в
Ларкане (Индия, ныне Пакистан). Образование получил в Индии, США
и Великобритании, окончил Калифорнийский и Оксфордский университеты.
В 1957 работал в пакистанском представительстве при ООН, в 1963
стал министром иностранных дел Пакистана. На этом посту безуспешно
пытался добиться решения пакистано-индийского спора о Кашмире. Выступил
с критикой президента Айюб-хана за подписание Ташкентской декларации
в 1965. В 1966 ушел в отставку с поста министра иностранных дел,
а в 1967 основал оппозиционную Пакистанскую народную партию (ПНП).
Призывал «восстановить демократию», предлагая программу экономических
реформ под названием «исламский социализм». Был арестован и заключен
в тюрьму (1968–1969). На парламентских выборах 1970 ПНП завоевала
большинство голосов в западной части страны, но победу одержала
партия Авами лиг, выступавшая за автономию Восточного Пакистана.
Преемник Айюб-хана президент Ага Мухаммад Яхья-хан объявил результаты
выборов недействительными, что вызвало гражданскую войну, которая
в конечном счете привела к образованию независимого государства
Бангладеш. Яхья-хан вынужден был уйти в отставку, и 21 декабря 1971
Бхутто занял пост президента. После того как члены Британского Содружества
признали независимость Бангладеш, он заявил о выходе Пакистана из
Содружества. В июле 1972 Бхутто договорился с Индирой Ганди об отводе
индийских войск от границы и закреплении позиций армейских соединений
в Кашмире. После принятия новой конституции в 1973, сделавшей пост
президента чисто церемониальным, занял пост премьер-министра. Занимал
также посты министров иностранных дел, обороны и внутренних дел.
На всеобщих выборах в марте 1977 победу одержала ПНП. Лидеры оппозиции
утверждали, что результаты голосования были подтасованы, и развернули
кампанию протеста, что дало повод военным для переворота. 5 июля
1977 Бхутто был арестован. В сентябре генерал Мухаммад Зия-уль-Хак
предъявил ему обвинение в заговоре. В марте 1978, в условиях объявленного
в стране военного положения, Бхутто был приговорен к смертной казни.
Умер Бхутто в Равалпинди 4 апреля 1979.
БЬЁРНСОН, БЬЁРНСТЬЕРНЕ (Bjrnson, Bjrnstjerne) (1832–1910), норвежский
писатель. Родился 8 декабря в Квикне, сын сельского пастора. В 1852
поступил в университет Осло. Активно включился в общественно-политическую
и культурную жизнь, посвятив себя борьбе за самобытную национальную
культуру. Уже в 1854 он стал заметной фигурой благодаря театральным
рецензиям, внесшим свой вклад в кампанию за замену датского театра
в Осло норвежским национальным театром. Его первый роман Сюнневе
Сульбаккен (Synnve Solbakken, 1857), из крестьянской жизни, стал
этапным в норвежской литературе. До 1873 Бьёрнсон попеременно писал
деревенские повести и драмы об историческом прошлом Норвегии, единственным
исключением стала пьеса о Марии Стюарт (1864).
Только литературным творчеством Бьёрнсон не ограничивался: он издавал
журнал, руководил театром и выступал с речами в поддержку набиравшего
силы либерально-националистического движения. Его деятельность на
этом поприще увенчали создание в 1859 норвежского национального
гимна и образование либеральной партии в 1860-х годах
В поисках новых творческих стимулов в 1873 Бьёрнсон отправился
в Южную Европу. Два года он путешествовал, главным образом по Италии
и Тиролю, и вернулся с драмами Банкротство (En fallit) и Редактор
(Redaktren, обе опубликованы в 1875). За ними последовали другие
пьесы и романы на злобу дня – Флаги веют над городом и над гаванью
(Det flager i byen og paa havnen, 1884), затрагивавший вопросы полового
воспитания, и По божьему пути (Paa guds veje, 1889), о конфликте
науки и церкви. Сам Бьёрнсон склонялся к эволюционизму и позитивизму.
В пьесе Свыше наших сил (Over aevne, 1883), автор стремился показать
вредоносность веры в сверхъестественное.
В 1903 Бьёрнсону была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Умер Бьёрнсон в Париже 26 апреля 1910.
БЬЮИК, ТОМАС (Bewick, Thomas) (1753–1828), английский гравер и
иллюстратор, мастер гравюры на дереве. Родился предположительно
10 августа 1753 в Черриберне, близ Ньюкасла. Свое детство он описал
в книге Воспоминания Томаса Бьюика, написанные им самим (опубликована
в 1862). В 1767 был отдан в обучение к Ралфу Бейлби (1743–1817),
единственному в то время граверу в Ньюкасле.
Завершив образование, Бьюик отправился путешествовать по Шотландии,
посетил Лондон. Свою небогатую событиями жизнь художник провел в
Ньюкасле и Гейтсхеде, сначала работая вместе с Бейлби, а затем со
своим сыном, Робертом Эллиотом Бьюиком.
Известность Бьюику принесли иллюстрации к работам по естествознанию
Общая история четвероногих (1790) и два тома Истории птиц Британии
– Наземные птицы (1797) и Водоплавающие птицы (1804). Помимо замечательных
гравированных на дереве изображений животных и птиц, в этих книгах,
как и в издании Эзопа (1818), проиллюстрированном Бьюиком, имеются
серии тщательно выполненных концовок.
БЬЮКЕНЕН, ДЖЕЙМС (Buchanan, James) (1791–1868), 15-й президент США,
родился близ Мерсерсберга (шт. Пенсильвания) 23 апреля 1791. Учился
в местных школах и в колледже Дикинсона, который окончил в 1809,
был допущен к адвокатуре в 1812.
В 1814 Бьюкенен был избран федералистами в палату представителей
законодательной ассамблеи штата Пенсильвания и до конца дней сочетал
общественную карьеру с адвокатской практикой. С 1820 был членом
палаты представителей Конгресса, в которой оставался на протяжении
десяти лет. После роспуска Федералистской партии для него не составило
труда присоединиться к демократам-республиканцам, а когда сторонники
Джефферсона разделились на фракции Клея – Адамса и Джексона, Бьюкенен
присоединился к последним. После того как он покинул палату представителей
в 1831, президент Э.Джексон убедил его стать посланником в России,
где он пробыл два года. По возвращении в США был избран в 1834 в
Сенат, членом которого оставался до 1845. Бьюкенен стал неоспоримым
лидером демократов Пенсильвании и рассматривался как возможный кандидат
на пост президента США от Демократической партии в 1844. Однако
конвент выдвинул Дж.Полка, который после своего избрания назначил
Бьюкенена государственным секретарем. В течение последующих четырех
лет Бьюкенен занимался дипломатическими вопросами, связанными с
присоединением Техаса, мексиканской войной и согласованием с Великобританией
границ Орегона. Был убежденным сторонником империалистических идей
Полка.
После поражения демократов в 1848 Бьюкенен ушел в отставку, поселившись
в своем доме близ Ланкастера (шт. Пенсильвания), где начал обдумывать
план президентской кампании 1852. Он был ведущим претендентом на
съезде, но потерпел поражение в 49-м туре голосования от «темной
лошадки» Ф.Пирса, который после своей инаугурации назначил его посланником
в Великобритании. Бьюкенен был инициатором Остендского манифеста,
призывавшего к аннексии Кубы, а затем выступил с утверждением, что
при всех минусах рабовладения федеральное правительство не имело
законного права вмешиваться в эту систему там, где она уже существовала.
Компромиссная позиция по этому вопросу помогла ему победить в 1856
в 17-м туре голосования и стать кандидатом демократов на пост президента.
При поддержке Юга и пяти северных штатов он был избран на этот пост,
победив Дж.Фримонта и М.Филмора и получив 174 голоса выборщиков.
Спустя два дня после инаугурации Бьюкенена Верховный суд вынес
решение по делу Дреда Скотта, означавшее, что Конгресс не полномочен
запрещать рабство на незаселенных территориях. Высказывалась надежда,
что это положит конец спорам о рабстве, как и было обещано Бьюкененом
в его инаугурационном обращении. Однако сразу же после объявления
решения Верховного суда полемика разразилась с новой силой. Бьюкенен
предложил для удержания контроля над ситуацией избегать агитации
и соблюдать закон о беглых рабах. В начале своего президентства
он объявил о поддержке принципа народного суверенитета в связи с
проблемой Канзаса, где обострилась борьба прорабовладельческих и
антирабовладельческих сил. Бьюкенен, однако, отошел от такой позиции,
безуспешно попытавшись использовать свое влияние для приема Канзаса
в Союз после принятия в штате прорабовладельческой Лекомптонской
конституции. Обвинив антирабовладельческие силы в использовании
нечестных методов при проведении выборов, он получил ответ, что
такие же методы использовались не только для того, чтобы протолкнуть
Лекомптонский билль и компромиссный Английский билль, но и для того,
чтобы помешать избранию С.Дугласа сенатором от Иллинойса. На чьей
бы стороне ни была правда, результатом стали хаос и неопределенность.
Бьюкенену не хватило нравственной решимости, уверенности в себе
и основательности суждений, чтобы отнестись к полемике объективно
и реалистично. На протяжении всего президентского срока он старался
отвлечь общественное внимание от проблемы рабства. Бьюкенен настаивал
на необходимости приобретения Кубы, выступал за строительство железных
дорог и освоение Запада и Юго-Запада, одобрил учреждение «Пони-экспресс»
и развитие линий телеграфной связи.
Поход Джона Брауна, суд над ним и казнь способствовали окончательному
закреплению позиций Севера и Юга. Кандидатура Бьюкенена на переизбрание
не рассматривалась, но раскол Демократической партии в результате
его разрыва с Дугласом окончательно закрепил размежевание партийных
групп и фракционных союзов. Неясно, мог ли вообще Бьюкенен повлиять
на развитие событий в течение трехмесячного интервала между избранием
Линкольна и его инаугурацией. На протяжении нескольких недель после
прихода к власти новый президент, в сущности, сохранял политический
курс своего предшественника.
После передачи власти Линкольну 4 марта 1861 Бьюкенен уехал в свою
усадьбу Уитленд близ Ланкастера (шт. Пенсильвания). Умер Бьюкенен
в Уитленде 1 июня 1868.
БЬЮРИ, ДЖОН БАГНЕЛЛ (Bury, John Bagnell) (1861–1927), английский
историк. Родился 16 октября 1861 в графстве Монахан (Ирландия).
Получил образование в Тринити-колледже Дублинского университета.
В 1893 был назначен профессором новой истории в Тринити-колледже.
В 1898 стал профессором новой истории Кембриджского университета,
неохотно простившись с Дублинским. Лучшие исследования Бьюри посвящены
позднему периоду истории Римской империи, особенно ближневосточным
территориям. В 1896–1900 он готовил к печати труд Гиббона Упадок
и разрушение Римской империи, снабдив его блестящим введением и
примечаниями; с тех пор это издание считается каноническим. Среди
других работ Бьюри – История Восточной Римской империи (History
of the Eastern Roman Empire, 1912), История поздней Римской империи
(History of the Later Roman Empire, 1923), Вторжение варваров в
Европу (The Invasion of Europe by the Barbarians, 1928), Жизнь св.
Патрика (Life of St. Patrick, 1905), История свободомыслия (History
of Freedom of Thought, 1913) и Идея прогресса (The Idea of Progress,
1920). Умер Бьюри в Риме 1 июня 1927.
БЭББИДЖ, ЧАРЛЗ (Babbage, Charles) (1791–1871), английский математик
и инженер. Родился 26 декабря 1791 в Лондоне в семье банкира. Естественными
науками интересовался с детства и еще до получения степеней бакалавра
и магистра в Кембриджском университете опубликовал несколько работ
по математике и физике. В 1816 был избран членом Лондонского королевского
общества, а в 1822 опубликовал Замечания относительно применения
машин к вычислению математических таблиц (Observations on the Application
of Machinery to the Computation of Mathematical Tables) – работу,
удостоенную первой золотой медали Астрономического общества. В 1828
был назначен профессором математики Кембриджского университета и
занимал этот пост до 1839, когда подал в отставку, чтобы заняться
конструированием вычислительных машин. В 1832 Бэббидж был избран
иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Вначале Бэббидж попытался создать машину, составляющую и печатающую
математические таблицы, что позволило бы исключить серьезные ошибки
в навигации и астрономии. Получив от правительства материальную
поддержку, в 1823 приступил к созданию своей «разностной машины».
В течение нескольких лет проектировал, начинал строить, переделывал
и, периодически уничтожая достигнутое, заново приступал к работе,
но так и не смог довести дело до конца. Отдельные узлы разностной
машины можно видеть и сегодня в лондонском Музее науки. Бэббидж
попытался заинтересовать Казначейство проектом новой, более мощной
«аналитической машины», которая, по его замыслу, должна была работать
на перфокартах, как устройство Жаккара для выработки крупноузорчатых
тканей. Однако правительство, уже израсходовавшее на проект большую
сумму денег, отказалось от его продолжения. Проект Бэббиджа был
предан забвению, и лишь в 1937 были найдены его записи с изложением
этих идей.
Будучи человеком любознательным, Бэббидж занимался самыми разнообразными
проблемами, написал статью О принципах построения орудий для токарной
обработки и строгания металлов (On the Principles of Tools for Turning
and Planing Metals) и изобрел систему обозначений механических операций.
Наибольший успех выпал на долю его книги Экономика машин и производств
(Economy of Machines and Manufactures, 1832); предвосхищая современное
исследование операций, Бэббидж проанализировал в ней деятельность
различных фабрик и заводов, которые посетил во время своих путешествий
по Европе.
Бэббидж написал автобиографию Отрывки из жизни философа (Passages
from the Life of Philosopher, 1864) – своеобразную летопись своих
неудач и достижений. В главе Уличные беспорядки (Street Nuisances)
описал борьбу, которую в одиночку вел против уличных музыкантов
и которая при жизни снискала ему бoльшую известность, чем научные
достижения. Умер Бэббидж в Лондоне 18 октября 1871.
БЭКОН, ГЕНРИ (Bacon, Henry) (1866–1924), американский архитектор,
родился 28 ноября 1866 в Уотcике (шт. Иллинойс). В 1884–1885 изучал
архитектуру в Иллинойсском университете, в 1888 был принят на службу
в фирму «Макким, Мид энд Уайт». В 1889–1891 Бэкон был в Европе в
качестве стипендиата фонда Роч. С 1897 по 1902 он был членом компании
«Брайт энд Бэкон», а затем стал работать в Нью-Йорке как независимый
архитектор. Самой известной работой Бэкона является Мемориал А.Линкольна
в Вашингтоне, завершенный в 1922. За него он был удостоен золотой
медали Американского института архитекторов.
Среди других построек Бэкона – публичная библиотека в Патерсоне
(шт. Нью-Джерси), главная больница в Уотербери (шт. Коннектикут),
памятник Линкольну в Линкольне (шт. Небраска) и Мемориал погибшим
в Первой мировой войне в кампусе Йельского университета. Вместе
с Августом Сент-Годенсом он работал над проектом памятника Ч.С.Парнеллу
в Дублине (Ирландия). Умер Бэкон в Нью-Йорке 16 февраля 1924.
БЭКОН, РОДЖЕР (Bacon, Roger) (ок. 1214–1294), английский ученый,
известный своей проповедью экспериментального метода в науке. Родился
близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. 1214. Получил образование
в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах,
занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал
технологию изготовления пороха (1240). Стал монахом ок. 1257, жил
в францисканском монастыре в Париже. Резко критически относился
к академической науке своего времени, изобрел план и метод реформы
наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном
трактате Главный труд (Opus maius). Ему также принадлежат Второй
труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus
tertium), написанные в 1260-х годах, и множество других. Папа умер
в 1268. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую
тюрьму. Был освобожден в 1292. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294.
Сочинения Бэкона по большей части представляют собой отрывочные
энциклопедические штудии и отражают уровень познаний эпохи Средневековья.
Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Главное учение
носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и
имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний
свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего
опыта». Необходимыми инструментами распознавания этих трех видов
откровения являются соответственно знание языков, знание математики
и моральные и духовные дисциплины. Однако знание достигается и проверяется
только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает
применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям,
полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной
работе, приводящей к вечному блаженству.
Бэкон известен своими красноречивыми призывами к экспериментальному
методу в науке, однако тщательный анализ его сочинений обнаруживает,
что он плохо разбирался в том, что такое экспериментальный метод,
и знал науку не лучше других монахов. Произведения Бэкона (многие
дошли до нас в зашифрованном виде) оказали относительно малое воздействие
на последующую интеллектуальную историю.
БЭКОН, ФРЭНСИС (Bacon, Francis) (1909–1992), английский художник.
Для его творчества характерны пугающие искажения пропорций человеческих
фигур, олицетворяющих отчужденность и одиночество. По стилю произведения
Бэкона близки к сюрреализму и абстракционизму, однако в них всегда
присутствуют узнаваемые формы, часто взятые из фотографий.
Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 в Дублине, в семье англичан,
и провел большую часть детства в переездах между Ирландией в Англией.
В возрасте 16 лет он был вынужден покинуть родительский дом, в 1925–1927
жил в Берлине и Париже. Cледующие 17 лет занимался живописью и время
от времени выставлял свои картины, но был недоволен ими и в 1942
почти все уничтожил.
С 1944 начался период последовательного развития творчества Бэкона;
уже в первом произведении нового этапа – Три этюда фигур у подножия
Распятия (Лондон, галерея Тэйт) – человеческие фигуры приобретают
гротескные формы. Большинство следующих его работ – изображение
одинокой фигуры в интерьере. В картинах 1940-х и 1950-х годов используется
образность призрачного и фантастического, в композиционную структуру
картины включаются непонятные, неопределенные части тел, отрубленные
головы, фигуры, прикованные к стулу или кровати. Кажется, что эти
фигуры пойманы в ловушку самой краской, которая стирает их очертания,
проникает в их плоть, превращает их в абстракцию. В серии вариаций
на тему Портрета папы Иннокентия X Веласкеса (1951) Бэкон анализирует
возможности выражения в живописи душевного напряжения.
В картинах художника 1960-х и 1970-х годов вместо призраков, пойманных
краской и кистью, предстают человеческие фигуры со скрюченными конечностями
и искаженными чертами. Двусмысленность композиций еще более углубляется
благодаря появлению нового круга образов: это фотоаппараты и фотографии,
зеркала, тени, газеты и зрители. В качестве примера можно привести
картину Этюды человеческого тела (1970).
Большие ретроспективные выставки Бэкона были организованы в галерее
Тэйт в Лондоне (1962), в Гран-Пале в Париже (1971) и в музее Метрополитен
в Нью-Йорке (1975). Умер Бэкон в Мадриде 28 апреля 1992.
БЭКОН, ФРЭНСИС (Bacon, Francis) (1561–1626), барон Веруламский,
виконт Сент-Олбанский, английский государственный деятель, эссеист
и философ. Родился в Лондоне 22 января 1561, был младшим сыном в
семье сэра Николаса Бэкона, лорда-хранителя Большой государственной
печати. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение
двух лет, затем три года провел во Франции в свите английского посла.
После смерти отца в 1579 остался практически без средств к существованию
и поступил для изучения права в школу барристеров «Грейз инн». В
1582 стал барристером, а в 1584 членом парламента и вплоть до 1614
играл видную роль в дебатах на сессиях палаты общин. Время от времени
он составлял послания королеве Елизавете, в которых стремился беспристрастно
подойти к насущным политическим вопросам; возможно, последуй королева
его советам, некоторых конфликтов между короной и парламентом можно
было бы избежать. Однако его способности государственного деятеля
не помогали его карьере, отчасти по той причине, что лорд Берли
видел в Бэконе соперника своему сыну, отчасти же из-за того, что
потерял расположение Елизаветы, мужественно возражая, по принципиальным
соображениям, против принятия билля о субсидиях на покрытие расходов,
понесенных в войне с Испанией (1593). Приблизительно в 1591 он стал
советником фаворита королевы графа Эссекса, предложившего ему щедрое
вознаграждение. Впрочем, Бэкон дал понять патрону, что предан прежде
всего своей стране, и когда в 1601 Эссекс попытался организовать
переворот, Бэкон, будучи королевским адвокатом, принял участие в
его осуждении как государственного изменника. При Елизавете Бэкон
так и не поднялся до сколько-нибудь высоких постов, однако после
того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт, быстро продвинулся
по службе. В 1607 он занял должность генерального стряпчего, в 1613
– генерального атторнея, в 1617 – лорда-хранителя Большой государственной
печати, а в 1618 получил пост лорда-канцлера, самый высокий в структуре
судебной власти. В 1603 Бэкону было пожаловано звание рыцаря, он
был возведен в титул барона Веруламского в 1618 и виконта Сент-Олбанского
в 1621. В том же году он был обвинен в получении взяток. Бэкон признал
получение подарков от людей, дела которых разбирались в суде, однако
отрицал, что это как-либо повлияло на его решение. Бэкона лишили
всех постов и запретили появляться при дворе. Оставшиеся до смерти
годы он провел в уединении.
Главным литературным творением Бэкона считаются Опыты (Essayes),
над которыми он непрерывно работал в течение 28 лет; десять эссе
были опубликованы в 1597, а к 1625 в книге было собрано уже 58 эссе,
часть которых вышла в третьем издании в переработанном виде (Опыты,
или Наставления нравственные и политические, The Essayes or Counsels,
Civill and Morall). Стиль Опытов лаконичен и назидателен, изобилует
учеными примерами и блестящими метафорами. Бэкон называл свои опыты
«отрывочными размышлениями» о честолюбии, приближенных и друзьях,
о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях
вещей и других аспектах человеческой жизни. В них можно найти холодный
расчет, к которому не примешаны эмоции или непрактичный идеализм,
советы тем, кто делает карьеру. Встречаются, например, такие афоризмы:
«Все, кто поднимается высоко, проходят по зигзагам винтовой лестницы»
и «Жена и дети – заложники судьбы, ибо семья является помехой на
пути свершения великих дел, как добрых, так и злых». Трактат Бэкона
О мудрости древних (De Sapientia Veterum, 1609) является аллегорическим
толкованием скрытых истин, содержащихся в древних мифах. Его История
царствования Генриха VII (Historie of the Raigne of King Henry the
Seventh, 1622) отличается живыми характеристиками и ясным политическим
анализом.
Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным
делом его жизни были философия и наука, и он величественно провозгласил:
«Все знание – область моего попечения». Аристотелевскую дедукцию,
в то время занимавшую главенствующие позиции, он отвергал как неудовлетворительный
способ философствования. На его взгляд, должен быть предложен новый
инструмент мышления, «новый органон», с помощью которого можно было
бы произвести восстановление человеческого знания на более надежной
основе. Общий набросок «великого плана восстановления наук» был
сделан Бэконом в 1620 в предисловии к труду Новый Органон, или Истинные
указания для истолкования природы (Novum Organum). В этой работе
предусматривалось шесть частей: общий обзор современного состояния
наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических
данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию,
предварительные решения и, наконец, сама философия. Бэкону удалось
сделать лишь наброски первых двух частей. Первая была названа О
пользе и успехе знания (Of the Proficience and Advancement of Learning,
Divine and Humane, 1605), латинский вариант которой, О достоинстве
и приумножении наук (De Dignitate et Augmentis Scientiarum, 1623),
вышел с исправлениями и множеством добавлений. По Бэкону, существует
четыре вида «идолов», которые осаждают умы людей. Первый вид – идолы
рода (ошибки, которые человек делает в силу самой своей природы).
Второй вид – идолы пещеры (ошибки, обусловленные предрассудками).
Третий вид – идолы площади (ошибки, порождаемые неточностями в использовании
языка). Четвертый вид – идолы театра (ошибки, совершаемые вследствие
принятия различных философских систем). Описывая ходячие предрассудки,
мешающие развитию науки, Бэкон предлагал трехчастное разделение
знания, произведенное согласно психическим функциям, и относил историю
к памяти, поэзию к воображению и философию (в которую он включал
науки) к разуму. Он также давал обзор границ и природы человеческого
познания в каждой из этих категорий и указывал на важные области
исследования, до сих пор бывшие в небрежении. Во второй части книги
Бэкон описывал принципы индуктивного метода, с помощью которого
предлагал свергнуть всех идолов разума.
В незаконченной повести Новая Атлантида (The New Atlantis, написана
в 1614, опубл. в 1627) Бэкон описывает утопическое сообщество ученых,
занимающихся собиранием и анализом данных всякого рода согласно
схеме третьей части великого плана восстановления. Новая Атлантида
– превосходный социальный и культурный строй, существующий на острове
Бенсалем, затерянном где-то в Тихом океане. Религия атлантов – христианство,
чудесным образом открытое жителям острова; ячейкой общества является
весьма почитаемая семья; тип правления по сути дела монархия. Главным
учреждением государства является Соломонов дом, Коллегия Шести Дней
Творения, исследовательский центр, из которого исходят научные открытия
и изобретения, обеспечивающие счастье и процветание граждан. Иногда
считают, что именно Соломонов дом послужил прообразом Лондонского
королевского общества, учрежденного во время царствования Карла
II в 1662.
Борьба Бэкона против авторитетов и метода «логических дистинкций»,
выдвижение нового метода познания и убеждение в том, что исследование
должно начинать с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд
с важнейшими представителями научной мысли Нового времени. Впрочем,
он не получил сколько-нибудь значительных результатов – ни в эмпирическом
исследовании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания
через исключения, который, как он полагал, будет продуцировать новое
знание «подобно машине», не получил признания в экспериментальной
науке.
В марте 1626, решив проверить, в какой степени холод замедляет
процесс гниения, он экспериментировал с курицей, набив ее снегом,
однако при этом простудился. Умер Бэкон в Хайгейте близ Лондона
9 апреля 1626.
БЭН, АЛЕКСАНДР (Bain, Alexander) (1818–1903), шотландский философ,
психолог и педагог. Родился 11 июня 1818 в Абердине. В 1840 окончил
Маришал-колледж. В 1842 познакомился с Дж.Ст.Миллем, Дж.Гротом и
Т.Карлейлем. В 1845 стал профессором математики и философии Андерсоновского
университета в Глазго, а в 1848 – помощником секретаря столичной
санитарной комиссии в Лондоне. Вплоть до 1855 Бэн читал лекции в
женском Бедфорд-колледже и выпустил ряд книг: Чувства и интеллект
(Senses and the Intellect, 1855), Эмоции и воля (The Emotions and
the Will, 1859), Исследование характера (The Study of Character,
1861). Королевским указом был назначен в 1860 профессором логики
и английской литературы Абердинского университета. В эти годы вышли
его грамматика английского языка (1863), Английская композиция и
риторика (English Composition and Rhetoric, 1866), Извлечения из
английской литературы (English Extracts, 1868) и основной труд –
Психологическая и моральная наука (Mental and Moral Science, 1868).
Двухтомная Логика (Logic) Бэна появилась в 1870, Душа и тело (Mind
and Body) в 1872, Образование как наука (Education as a Science)
в 1879. В 1876 Бэн основал философский журнал «Майнд» («Mind»).
В 1881 стал лордом-ректором Абердинского университета. Среди его
поздних работ – книги о Джеймсе Милле и Дж.С.Милле и Автобиография
(Autobiography), опубликованная посмертно в 1904. Наибольший вклад
в науку Бэн внес как психолог, первым в Англии применивший физиологические
методы в психологии и положивший начало систематизации психологических
теорий. Умер Бэн в Абердине 18 сентября 1903.
БЭР, КАРЛ МАКСИМОВИЧ (КАРЛ ЭРНСТ) (Baer, Karl Ernst) (1792–1876),
естествоиспытатель, основатель современной эмбриологии. Родился
28 февраля 1792 в имении Пийб (ныне Эстония). Окончил медицинский
факультет Дерптского университета (ныне Тарту, Эстония), где в 1815
получил степень доктора медицины. В 1814–1817 изучал сравнительную
анатомию в Вюрцбурге. В 1817 получил должность прозектора в Кёнигсбергском
университете (ныне Калининград, Россия), в 1819 стал профессором
зоологии в том же университете и возглавил организованный им Зоологический
музей. В 1827 был избран членом-корреспондентом, а в 1828 – ординарным
академиком Российской Академии наук. В 1834 переехал в Санкт-Петербург,
где занимался анатомией и зоологией, был директором Академической
библиотеки. В 1841–1852 – профессор Медико-хирургической академии
в Санкт-Петербурге. Находясь в России, совершил ряд путешествий:
посетил с экспедицией Новую Землю, побывал на Каспии, Чудском озере.
В 1867 вернулся в Дерпт.
Основные труды Бэра посвящены вопросам эмбриогенеза. Наибольшую
известность получили его исследования по эмбриологии позвоночных.
Он впервые описал яйцеклетку и хорду у млекопитающих (в том числе
у человека). Изучая развитие зародышей птиц, пресмыкающихся, земноводных,
рыб и млекопитающих, он предложил теорию зародышевых листков и сформулировал
основные закономерности развития организма. Выделил у зародыша два
основных, первичных слоя – эктодерму и энтодерму. Установил, что
в ходе эмбриогенеза сначала появляются самые общие признаки типа,
к которому относится животное, затем последовательно развиваются
признаки класса, отряда, семейства, рода и т.д. Эти труды окончательно
развенчали концепцию, согласно которой животное в сформированном
виде незримо присутствует уже в сперматозоиде. Бэр основал Санкт-Петербургское
географическое и этнографическое общество. Среди его наград – медаль
Копли Лондонского королевского общества (1867). Основные труды ученого
– Послание о развитии яйца млекопитающих и человека (Epistola de
ovi mammalium et hominis genesi, 1827), История развития животных
(ber die Entwickelungsgeschichte der Thiere, 1828; 1837), Исследование
развития рыб (Untersuchungen ber die Entwickelung der Fische, 1835).
Умер Бэр в Дерпте 28 ноября 1876.
БЭРРИ, ЧАРЛЗ (Barry, Charles) (1795–1860), также Барри, английский
архитектор, представитель неоклассики и неоготики, известен прежде
всего как создатель проекта здания Английского парламента. Родился
23 мая 1795 в Лондоне. Фундаментом его профессиональной репутации
стало создание проекта клуба «Тревеллерз» в Лондоне (построен в
1829–1832). Этот проект был попыткой вернуться к палладианскому
стилю с характерными для него колоннами и пилястрами большого ордера.
Как и следующая постройка Бэрри (клуб «Реформ», начатый в 1837),
здание «Тревеллерз» было свободной вариацией на тему римского палаццо,
с помещениями, расположенными вокруг центрального открытого двора.
Строительство и оформление зданий целого ряда клубов принесли архитектору
широкую известность.
Главные постройки Бэрри в Лондоне – Королевский хирургический колледж
(1835), Казначейство (1846–1847) и Пентонвильская тюрьма (1840).
Однако самой знаменитой его работой является ансамбль парламента
с башнями Виктории и Часовой (Биг Бен), созданный им вместе с О.Пьюджином.
Строительство началось в 1837 и было завершено уже после кончины
Бэрри. Это здание, последнее в ряду романтических дворцов в неоготическом
стиле, обладает прекрасной планировкой, очень живописно и богато
украшено в викторианском вкусе.
Бэрри был членом Королевской Академии искусств и Лондонского королевского
общества, а в 1852 был возведен в рыцарское достоинство. Умер Бэрри
в Лондоне 12 мая 1860.
БЮРГЕР, ГОТФРИД АВГУСТ (Brger, Gottfried August) (1747–1794), немецкий
поэт. Родился 31 декабря 1747 неподалеку от Хальберштадта. Изучал
богословие в Галле (с 1764) и юриспруденцию в Гёттингенском университете
(с 1768). Прослужил 12 лет чиновником в окружном управлении, в 1784
– доцент Гёттингенского университета, читал лекции по эстетике.
Последние годы жизни Бюргера были омрачены неудачным третьим браком,
бедностью, болезнями и резкими критическими нападками Ф.Шиллера
на его творчество.
Бюргер известен прежде всего своими балладами, поднявшими этот жанр
народной немецкой поэзии до уровня подлинного искусства. Наиболее
знаменита его Ленора (Lenore, 1773), переведенная на английский
язык В.Скоттом и на русский язык – В.А.Жуковским (1831) и пользовавшаяся
огромной популярностью в Европе. Умело используя звукоподражание,
рефрен и диалог, поэт достигает непревзойденной живости и яркости
повествования. Из поздних баллад Бюргера широко известны Песнь о
храбреце (Das Lied vom braven Manne, 1777) и Дочь пастора из Таубенхайна
(Des Pfarrers Tochter von Taubenhain, 1781). Лирика Бюргера заслужила
у критиков весьма высокую оценку, хотя она и менее популярна, чем
его баллады. Среди его переводов – Макбет Шекспира, фрагменты Илиады
и Одиссеи. Умер Бюргер в Гёттингене 8 июня 1794.
БЮРНУФ, ЭЖЕН (Burnouf, Eugne) (1801–1852), французский археолог.
Родился в Париже 12 августа 1801. Сын филолога Ж.Бюрнуфа. Имел адвокатскую
практику, однако вскоре ее оставил и занялся изучением Востока.
Прослушал курсы А.Шези и А.Ремюса, поддерживал дружбу с датским
ориенталистом К.Лассеном. В 1829 стал профессором грамматики Высшей
нормальной школы, в 1832 – преемником А.Шези на кафедре санскрита
в Коллеж де Франс и преемником Ж.Шампольона в Академии надписей.
Бюрнуфа можно считать основателем французской индологии и иранистики,
ему принадлежит первое фундаментальное толкование Авесты. Умер Бюрнуф
в Париже 28 мая 1852.
БЮТОР, МИШЕЛЬ (Butor, Michel) (р. 1926), французский писатель. Его
творчество включает в себя ряд романов; литературно-критические
статьи в сборниках Репертуар (Repertoire, 1960); стихотворения,
четыре тома под общим названием Иллюстрации (Illustrations, 1964–1976);
а также тексты, не поддающихся жанровой классификации, как, например,
Движущая сила: анализ представлений о Соединенных Штатах (Mobile:
tude pour une representation des tats Unis, 1962).
Родился Бютор 14 сентября 1926 в Лилле; детство провел в Париже.
Окончив Сорбонну, написал под руководством философа Г.Башляра (1884–1962)
диссертацию Математика и концепция необходимости и получил степень
магистра философии. Затем обратился к преподавательской деятельности,
впервые покинув пределы Франции; впечатления от учительства в Египте
изложил в документальной повести Дух места (Le Gnie du lieu, 1958)
и сделал их фоном для романа Миланский проезд (Passage de Milan,
1954).
Бютор считается самым читаемым автором «нового романа», который
в 1950-е годы привлек внимание открытым пренебрежением к технике
традиционного письма. Однако в 1960-е годы Бютор отверг роман в
пользу более масштабной литературной формы, которая, как он считал,
должна была взорвать границы жанра.
Все книги Бютора свидетельствуют о его стремлении к максимальному
расширению пространства, в плане географии и текста, видения и обживания
мира, и показа этого видения и обживания: Времяпрепровождение (L'Emploi
du temps, 1956) – «прослоенный» археологическими заметками отчет
молодого француза о жизни в английском городе; Изменение (La Modification,
1957) – традиционная тема адюльтера в контексте путешествия героя
поездом из Парижа в Рим, где живет его любовница; Степень человеческого
родства (Degrs, 1960) – попытка изложить историю открытия Америки
на школьном уроке географии, потребовавшая всей суммы знаний, накопленных
человечеством. Бютор продолжает свою миссию литературного первопроходца
в таких произведениях, как Где: Дух места 2 (O: Gnie du lieu 2,
1971) и Бумеранг: Дух места 3 (Boomerang: Gnie du lieu 3, 1978).
БЮФФОН, ЖОРЖ ЛУИ ЛЕКЛЕРК (Buffon, Georges-Louis Leclerc) (1707–1788),
французский естествоиспытатель, популяризатор науки. Родился 7 сентября
1707 в Монбаре (Бургундия). Изучал юриспруденцию сначала в иезуитском
коллеже в Дижоне, затем в Дижонском университете. Позднее учился
на медицинском факультете университета Анже. Много путешествовал
по Франции и Италии, иногда в обществе английского герцога Кингстона
и его наставника Н.Хикмана. Последний пробудил у Бюффона интерес
к естествознанию.
В 1735 под эгидой Академии наук был опубликован сделанный Бюффоном
перевод труда английского исследователя С.Гейлса Статика растений
(Vegetable Staticks). В 1738 Бюффон закончил перевод сочинения Ньютона
о методе «флюксий» (дифференциальном и интегральном исчислениях).
В том же году был избран членом Лондонского королевского общества.
В 1739–1788 был директором Ботанического сада в Париже. Умер Бюффон
в Париже 16 апреля 1788.
Основной труд Бюффона – Всеобщая и частная естественная история
(Histoire Naturelle, gnrale et particulire); 36 ее томов были опубликованы
при жизни ученого (первые из них начали выходить с 1749), а 8 вышли
посмертно. Открывает труд интенсивно обсуждавшаяся в то время теория
эволюции Земли. Земля, согласно Бюффону, образовалась из той части
Солнца, которая отделилась от него после столкновения Солнца с кометой.
Сначала произошла конденсации газообразного облака, потом начали
формироваться континенты, процесс, продолжающийся по сей день. Во
втором томе, посвященном человеку, подробно обсуждаются результаты
наблюдений, свидетельствующие о том, что разнообразие обычаев, верований,
физических особенностей людей и цвета их кожи обязано прежде всего
воздействию «климата». При этом под «климатом» понимались не только
условия, определяемые географической широтой данной местности и
высотой над уровнем моря, но также ее открытость ветрам, близость
к крупным водоемам, не говоря уже о средней температуре, осадках
и влажности. Характер всего предпринятого Бюффоном издания наиболее
полно отражен в томах, посвященных миру животных и растений. Ученый
не только описал множество животных и растений, но и высказал идеи
об изменяемости видов (в противовес К.Линнею), о единстве животного
и растительного мира. Этот труд выдвинул Бюффона в первый ряд предшественников
Ч.Дарвина. По мнению Бюффона, организмы, имеющие общих предков,
претерпевают длительные изменения под действием окружающей среды
и становятся все менее похожими друг на друга.
В 1778 вышла книга Бюффона Об эпохах природы (Les poques de la
nature), охватывающая широкий круг проблем – от космологии и антропологии
до мировой истории. Озабоченность Бюффона формой изложения научных
вопросов нашла отражение в его работе Рассуждение о стиле (Discours
sur le style, 1753), приуроченной к его избранию во Французскую
Академию.
При жизни Бюффона ученые относились к нему с почтением, а широкая
публика зачитывалась его сочинениями. Позднее предпочтение стали
отдавать другим авторам, однако авторитет Бюффона среди любителей
естественной истории еще долгое время оставался непререкаемым.
БЮХНЕР, ГЕОРГ (Bchner, Georg) (1813–1837), немецкий писатель, создатель
реалистической драмы.
Родился 17 октября 1813 под Дармштадтом. Изучал медицину, историю
и философию в университетах Страсбурга и Гисена. В 1834 участвовал
на родине, в Гессене, в революционном движении и за написание политического
памфлета разыскивался полицией. В начале 1836 отошел от политики
и продолжил образование в Швейцарии. В том же 1836 начал читать
лекции по анатомии в Цюрихском университете; несколько месяцев спустя
заразился тифом и умер 19 февраля 1837.
Бюхнер написал всего три драматических произведения и один прозаический
фрагмент, однако они принадлежат к числу наиболее оригинальных творений
немецкой литературы. Самая значительная его пьеса, Смерть Дантона
(Dantons Tod, 1835), – драматический портрет одной из центральных
фигур Французской революции, Дантона. Новаторская по форме, Смерть
Дантона состоит из отдельных сцен, где сменяют друг друга философский
спор, меланхолическая медитация и политическая риторика. Вторая
пьеса Бюхнера, Войцек (Woyzeck, 1837), включает 27 сцен, повествующих
о реальных исторических событиях и горестной жизни солдата. Пассивный
по натуре, всегда во власти обстоятельств, Войцек беззащитен как
перед внешним гнетом, так и перед собственной смутной страстью.
Опера Воццек (1925) австрийского композитора А.Берга написана на
текст Бюхнера.
В двух других произведениях, комедии Леонс и Лена (Leonce und Lena,
опубл. 1839) и новелле Ленц (Lenz, опубл. 1839), пессимизм Бюхнера
выражен с еще большей силой. Ленц читается как образец социально-психологической
реалистической прозы. Влияние Бюхнера весьма ощутимо в драматургии
таких авторов, как Фр.Ведекинд, Г.Гауптман и Б.Брехт.
БЯЛИК, ХАИМ НАХМАН (1873–1934), еврейский поэт, писал на иврите
и идише. Родился 9 января 1873 в д.Рады на Волынщине (Россия), в
бедной семье корчмаря. После смерти отца с семи лет жил с дедом-талмудистом.
В 19 лет Бялик уехал учиться в Одессу, где попал под влияние Еврейского
литературного возрождения, со временем став в этом движении заметной
фигурой. В 1924 перебрался в Палестину, жил в Тель-Авиве. В 1926
в США Бялику были присуждены почетные степени Еврейской теологической
семинарии и Еврейского института религии. Умер Бялик в Вене 4 июля
1934.
В литературе Бялик работал очень активно. Поэт редкостного, высоко
оцененного Максимом Горьким таланта, в многочисленных стихотворениях,
исполненных глубокого чувства и яркой образности, он скорбит о духовном
обмельчании своего народа, выразительно описывает его страдания
и горести, высказывает надежду на возрождение. Бялик был мастером
и в прозе, особенно в неоконченной автобиографии Нежданные повороты
судьбы. Фольклорист (Еврейские легенды, тт. 1–4, 1922) и текстолог,
он подготовил к печати произведения средневекового поэта Соломона
Ибн Гебироля (Авицеброна) (1021–1069), издал множество учебных пособий.
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. 728 - 3241 |
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|