Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БОЭЦИЙ, АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН (Boethius, Anicius Manlius Severinus) (ок. 480–524), римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в знатной семье; его отец был консулом 487. После смерти отца был усыновлен Квинтом Аврелием Симмахом, на дочери которого Рустициане впоследствии женился. В 510 стал консулом при короле остготов Теодорихе. Боэция обвинили в попытке свергнуть Теодориха и в изменнической переписке с византийским императором Юстинианом, противником арианства, которого придерживался Теодорих. В результате Боэций был брошен в темницу в Тицине (ныне Павия), подвергнут пыткам и казнен (в 524).
Боэция отличали обширные познания и усердие. Он стремился сделать доступными сочинения Платона и Аристотеля, а также истолковать и примирить между собой учения этих философов. Боэций перевел сочинения греческого философа-неоплатоника Порфирия, написал комментарий к Топике Цицерона и оставил ряд собственных сочинений, где рассматривались вопросы логики, математики и музыки. Кроме того, Боэцию принадлежит пять богословских Трактатов, посвященных Троице и христианской вере. В них он проводил строгое различие между верой и разумом, утверждая, что разум должен лишь подкреплять веру. Славу Боэцию принесло его сочинение Утешение философией (De consolatione philosophiae), написанное им перед смертью в темнице. Хотя в этом сочинении Боэций и не выказывает враждебного отношения к вере, однако утешения и понимания он ищет не в ней, а исключительно в разуме. Книга открывается описанием видения, в котором Боэцию предстает Философия в облике прекрасной женщины, обращающейся к нему со словами утешения. Она рекомендует ему лучше узнать самого себя, пренебречь своими несчастьями и вспомнить о своих удачах. Она указывает ему на то, что безумие – стремиться к высоким должностям, служить царям и искать телесных наслаждений, и советует научиться отличать истинное благо от кажущегося. Здесь же рассматриваются причины существования зла, превратности судьбы и вопрос о соотношении свободы воли и божественного предопределения.

Боэция нередко называют последним римлянином и первым схоластом. Он был христианином и задолго до Фомы Аквинского пытался примирить платонизм и аристотелизм с христианским вероучением. Этими трудами Боэций оказал глубокое влияние на богословскую мысль последующих веков, познакомив средневековых схоластов с аристотелевскими идеями, аристотелевскими методами обоснования веры и аристотелевской классификацией наук. В Средние века Утешение философией, пользовавшееся огромной популярностью, было переведено на англо-саксонский язык королем Альфредом Великим (849–899), а затем на английский – Дж.Чосером (ок. 1340–1400).


БРАГЕ, ТИХО (Brahe, Tycho) (1546–1601), датский астроном. Родился 14 декабря 1546 в поместье Кнудструп (пров. Сконе, Дания, ныне Швеция). В 1559–1565 учился сначала в Лютеранском университете Копенгагена, затем в Лейпцигском университете. Под впечатлением от наблюдения солнечного затмения, произошедшего в 1560 в точном соответствии с предсказанием, заинтересовался астрономией. С 1563 начал вести астрономические наблюдения. В ноябре 1572 наблюдал новую звезду в созвездии Кассиопеи. Как выяснилось уже в 20 в., это была сверхновая, вспыхнувшая в нашей Галактике; теперь она называется Звезда Тихо. Проявив интерес к исследованиям Тихо Браге, датский король Фридрих II предоставил в его распоряжение остров Вен в Эрисуни (близ Копенгагена), где Браге построил обсерваторию Уранибор («Небесный замок»). Большинство инструментов, которыми была оснащена обсерватория, ученый сделал сам, ему удалось добиться высокой точности измерений. Тихо Браге составил новые точные солнечные таблицы и уточненный каталог 800 звезд. Полученные данные позволили И.Кеплеру открыть законы движения планет. Сам Браге не признавал системы Коперника и считал, что Земля находится в центре мира, Солнце движется вокруг Земли, а остальные планеты обращаются вокруг Солнца. В 1597, после смерти Фридриха II, Тихо Браге покинул Данию, два года жил в Германии, а в 1599 переехал в Прагу, где был придворным астрономом. Умер Тихо Браге в Праге 24 октября 1601.

БРАГИ, в скандинавской мифологии бог красноречия, мудрости и искусства поэзии; сын Одина и муж Идунн, обладательницы молодильных яблок. Браги представляли в облике мужа с длинной седой бородой и считали королем поэтов, или скальдов. Имя его порой связывают со словом «брагр» – «главный», «лучший», а также с «брагарфулл», чашей напитка, который пили на священных празднествах.

БРАДЛЕЙ, ДЖЕЙМС (Bradley, James) (1693–1762), английский астроном. Родился в марте 1693 в Шерборне (графство Глостершир). В 1714 окончил Оксфордский университет. Первые астрономические наблюдения проводил под руководством своего дяди, опытного астронома Дж.Паунда. В 1718 был избран членом Лондонского королевского общества. В 1719 принял церковный сан и получил место священника в Бридстау, но в 1721, после назначения профессором астрономии Оксфордского университета, отказался от церковной карьеры. С 1729 по 1760 был лектором в музее Ашмола. После смерти Э.Галлея в 1742 занял пост директора Гринвичской обсерватории – королевского астронома.
Научные работы Брадлея посвящены наблюдательной астрономии. Измеряя годичные смещения звезд, в частности звезды g Дракона, он в 1729 пришел к выводу, что полученные результаты можно объяснить орбитальным движением Земли и конечностью скорости света. Открытие аберрации света стало первым наблюдательным подтверждением теории Коперника. В 1748 Брадлей представил Лондонскому королевскому обществу результаты своих 20-летних наблюдений за годичными изменениями положения некоторых звезд, которые можно было объяснить только колебаниями земной оси – нутацией. Открытие аберрации света и нутации земной оси выдвинуло Брадлея в ряд ведущих астрономов нового времени.

В 1750–1762 под руководством Брадлея была выполнена обширная программа позиционных наблюдений 60 тыс. звезд, результаты которых были опубликованы в 1798 и 1805. В 1818 Ф.Бессель использовал эти данные при создании своего звездного каталога. Брадлей осуществил измерения диаметра Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, уточнил значение солнечного параллакса, вел наблюдения за кометами. В 1752 Брадлею как королевскому астроному была пожалована пенсия, а в 1761 он переехал в Челфорд (Глостершир). Умер Брадлей в Челфорде 13 июля 1762.

БРАЙАНТ, УИЛЬЯМ КАЛЛЕН (Bryant, William Cullen) (1794–1878), американский поэт и журналист. Родился 3 ноября 1794 в Каммингтоне (шт. Массачусетс). Отец поощрял его сочинения в подражание А.Попу и в 1808 напечатал написанную сыном федералистскую по духу сатиру, метившую в Т.Джефферсона, Эмбарго, или Картины нашего времени (The Embargo, or Sketches of the Times, 1808). Осенью 1811 Брайант вчерне написал поэму Танатопсис (Thanatopsis), в которой отказывается следовать кальвинистским верованиям своей матери, отдав предпочтение унитарианству и деизму, который исповедовали некоторые его однокашники по Уильямс-колледжу (1810–1811). Изучал право, практиковал неподалеку от Каммингтона в местечке Плейнфилд (1815–1816).
Перебравшись в Грейт Баррингтон (шт. Массачусетс), работал в судах по гражданским делам, избирался на мелкие должности в городском управлении, в 1821 женился на Франсес Фэрчайлд. Опубликованный в 1819 Танатопсис принес ему признание как поэту. Репутацию Брайанта упрочили томик Стихотворений (1821) и публикации в бостонском журнале «Юнайтед Стейтс литерари ривью» (1824–1825). В поэзии и литературной критике Брайант пытался донести до американцев умонастроение английских романтиков.

В 1825 Брайант перебрался в Нью-Йорк, где редактировал «Нью-Йорк ривью». С 1827 до конца жизни он состоял в штате нью-йоркской «Ивнинг пост» помощником редактора, затем стал редактором и совладельцем газеты. На ее страницах Брайант ратовал за свободную торговлю, свободу слова, свободное заселение пустующих земель, свободу всех людей – и рабов на плантациях, и фабричных рабочих. Брайант был одним из инициаторов создания Республиканской партии и пламенно защищал дело Севера в годы Гражданской войны. Поэзии он уделял совсем немного времени (сборники Стихотворения – Poems, 1832, Фонтан – The Fountain and Other Poems, 1842, Тридцать стихотворений – Thirty Poems, 1864). Полстолетия его имя упоминали в ряду крупнейших американских писателей, и этим он обязан прежде всего стихотворениям, написанным с начала 1820-х годов и примерно до 1835 или 1840. Умер Брайант в Нью-Йорке 12 июня 1878.

БРАК, ЖОРЖ (Braque, Georges) (1882–1963), французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо является создателем кубизма. Родился 13 мая 1882 в Аржантёй (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора. В 1900–1901 учился в Технической школе в Париже. В 1902–1904 посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна.
В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». В 1908–1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.

Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В конце 1920-х годов Брак отказался от ярких живописных эффектов и продолжил эксперименты с формой и цветом; он писал морские виды, купальщиц, неоклассические мотивы и головы с двойным профилем. В 1930–1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда – вовсе лишенные человеческих фигур. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера.

Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Умер Брак в Париже 31 августа 1963.


БРАКТОН, ХЕНРИ ДЕ (Bracton, Henry de) (ум. 1268), английский юрист. Возможно, получил образование в школе при Эксетерском соборе, а затем поступил на службу к известному судье Вильяму Рэлею. Когда последний стал епископом Нориджским в 1239, Брактон был переведен на королевскую службу, назначен судьей в 1245 и отправлял правосудие в юго-западных графствах (1248–1268) и только что образованном Суде королевской скамьи (1249–1257). Умер в Эксетере в сентябре 1268 и похоронен в нефе собора, управителем которого был в 1264–1268.
Слава Брактона зиждется на его пользовавшемся большим авторитетом труде О законах и обычаях Англии (De legibus et consuetudinibus Angliae). Возможно, он начал работу над ним уже в 1239, продолжил ее в 1256 или позднее, но так и не довел до конца. Сочинение это пользовалось популярностью, поскольку сохранилось около 50 его списков, не вполне совпадающих с оригинальным трудом. В нем Брактон пытался систематизировать общее право; он стремился также возвысить значение прецедентного права, хотя, на его взгляд, обязательность прецедента носит скорее интеллектуальный, чем собственно правовой характер.

В своем труде Брактон обсуждал и некоторые предпосылки средневекового правления. В частности, королевская власть, писал он, носит двойственный характер. С одной стороны, она предполагает gubernaculum, полную и всецелую власть, безусловную и неделимую. С другой – королевская власть предполагает iurisdictio: она воздает каждому по заслугам согласно законам и обычаям, которые могут вводиться и изменяться только с согласия тех, чьи права и свободы они определяют и защищают.

БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д'Антонио, Pascuccio d'Antonio). Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Сначала учился живописи, по-видимому, у Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). С 1499 он поселился в Риме, где изучал античные памятники; под влиянием этих занятий и сформировался его стиль. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Он был первым главным архитектором нового собора св. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку; в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514.

БРАМС, ИОГАННЕС (Brahms, Johannes) (1833–1897), одна из выдающихся фигур в немецкой музыке 19 в. Родился 7 мая 1833 в Гамбурге, в семье Якоба Брамса, профессионального контрабасиста. Первые уроки музыки Брамсу давал отец, впоследствии он учился у О.Косселя, о котором всегда вспоминал с благодарностью. В 1843 Коссель передал своего ученика Э.Марксену. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идет ему на смену – это Брамс».
В 1853 Брамс закончил учение и в апреле того же года отправился в концертное турне со своим другом, Э.Ременьи: Ременьи играл на скрипке, Брамс на фортепиано. В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Й.Иоахимом. Тот был поражен мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями. Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению – Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р.Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры. Ременьи остался в Веймаре, Брамс же продолжил свои странствия и в конце концов оказался в Дюссельдорфе, в доме Р.Шумана.

Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г.Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».

В феврале 1854 Шуман в нервном припадке попытался покончить с собой; его отправили в лечебницу, где он влачил свои дни до самой кончины (в июле 1856). Брамс поспешил на помощь семье Шумана и в период тяжких испытаний заботился о его жене и семерых детях. Вскоре он влюбился в Клару Шуман. Клара и Брамс по обоюдному согласию никогда не говорили о любви. Но глубокая взаимная привязанность сохранилась, и в течение всей своей долгой жизни Клара оставалась ближайшим другом Брамса.

В осенние месяцы 1857–1859 Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде, а летние сезоны 1858 и 1859 проводил в Гёттингене. Там он встретился с Агатой фон Зибольд, певицей, дочерью университетского профессора; Брамс был серьезно увлечен ею, однако поспешил ретироваться, когда речь зашла о браке. Все последующие сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер. Умер он холостяком.

Семья Брамса по-прежнему жила в Гамбурге, и он постоянно ездил туда, а в 1858 снял для себя отдельную квартиру. В 1858–1862 он успешно руководил женским любительским хором: это занятие очень нравилось ему, и он сочинил для хора несколько песен. Однако Брамс мечтал о месте дирижера гамбургского Филармонического оркестра. В 1862 прежний руководитель оркестра умер, но место досталось не Брамсу, а Ю.Штокхаузену. После этого композитор решился на переезд в Вену.

К 1862 роскошный красочный стиль ранних фортепианных сонат Брамса уступает место стилю более спокойному, строгому, классичному, что проявилось в одном из лучших его произведений – Вариациях и фуге на тему Генделя. Брамс все дальше отходил от идеалов Новонемецкой школы, и его неприятие Листа достигло кульминации в 1860, когда Брамс и Иоахим опубликовали весьма резкий по тону манифест, в котором, в частности, говорилось, что сочинения последователей Новонемецкой школы «противоречат самому духу музыки».

Первые концерты в Вене были встречены критикой не слишком дружелюбно, однако венцы охотно слушали Брамса-пианиста, и вскоре он завоевал всеобщую симпатию. Остальное было делом времени. Он уже не бросал вызова коллегам, его репутация окончательно установилась после громкого успеха Немецкого реквиема, исполненного 10 апреля 1868 в кафедральном соборе Бремена. С этих пор самыми заметными вехами биографии Брамса становятся премьеры его крупных сочинений, таких, как Первая симфония до минор (1876), Четвертая симфония ми минор (1885), квинтет для кларнета и струнных (1891).

Его материальное благосостояние росло вместе со славой, и теперь он дал волю своей любви к путешествиям. Он посещал Швейцарию и другие живописные места, несколько раз ездил в Италию. До конца жизни Брамс предпочитал не слишком трудные путешествия, и потому его излюбленным местом отдыха стал австрийский курорт Ишль. Именно там 20 мая 1896 он получил известие о смерти Клары Шуман. Тяжело заболев, он скончался в Вене 3 апреля 1897.

БРАНДЕС, ГЕОРГ МОРРИС КОХЕН (Brandes, Georg Morris Cohen) (1842–1927), датский литературный критик. Родился 4 февраля 1842 в Копенгагене. После непродолжительного изучения права обратился к эстетике и философии. Уже первые книги, О дуализме в нашей новейшей философии (Om dualismen i vor nyeste filosofi, 1866) и Эстетические этюды (stetiske studier, 1868), обнаружили его проницательность как критика и восхищение современной французской литературой. В 1870 он посетил Париж, Рим и Лондон.
Вернувшись в Копенгаген, Брандес в 1871 приступил к чтению университетского курса лекций, опубликованных в 1872–1890 под названием Главные течения в европейской литературе 19 в. (Hovedstrninger i det nittende aarhundredes litteratur), которые явились откровенным вызовом царившему тогда интеллектуальному консерватизму и застою. В 1875 он опубликовал датский перевод книги Дж.С.Милля Угнетение женщины.

Жил в Германии, где написал работы Датские поэты (Danske digtere, 1877), Эсайас Тегнер (Esaias Tegner, 1878), Бенджамин Дизраэли (Benjamin Disraёli, 1878), Писатели и произведения новой европейской литературы (Mennesker og vrker i nyere europeisk litteratur, 1883), Людвиг Хольберг (Ludvig Holberg, 1885) и другие значительные критические и литературоведческие труды. Во всех своих работах Брандес проявил себя непоколебимым поборником реализма и противником общепризнанных авторитетов и догм.

Среди главных работ Брандеса – монография Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1895–1896) и Хенрик Ибсен (Henrik Ibsen, 1898). В течение двух последних десятилетий своей жизни им были созданы такие значительные биографические произведения, как Вольфганг Гёте (Wolfgang Goethe, 1914–1915), Вольтер (Voltaire, 1916–1917), Гай Юлий Цезарь (Cajus Julius Caesar, 1918) и Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarotti, 1921). Умер Брандес в Копенгагене 19 февраля 1927.


БРАНДТ, БИЛЛ (Brandt, Bill) (1904–1983), английский фотограф, один из наиболее выдающихся мастеров фотографии 20 в. В его работах заметны особое внимание к социальным проблемам. Сюжеты многих работ Брандта – жизнь англичан и пейзаж в окрестностях его родного Лондона. Среди его наиболее известных произведений есть также портреты и обнаженная натура.
Брандт родился 2 мая 1904 в Лондоне. Из-за слабого здоровья был вынужден почти все детство провести в Германии и Швейцарии. В 1929 он приехал в Париж и стал помощником американского сюрреалиста, художника и фотографа Мэна Рэя. Под влиянием сюрреалистических фильмов и работ Эжена Атже, Андре Кертеса и Брассаи он решил стать фотографом. После возвращения в Лондон в 1931, отчасти подражая обширному циклу Атже о Франции, Брандт начал делать документальные снимки, повествующие о всех сферах жизни англичан. Около 63 фотографий Брандта было опубликовано в журналах «Инглиш эт хоум» (1936), «Уикли иллюстрейтед» и «Пикчер пост». За ними последовали и другие работы. В серии Ночь в Лондоне (1938), которая по теме и стилю очень близка альбому Брассаи Ночной Париж (1933), раскрывается все разнообразие способов времяпрепровождения в городе после наступления темноты, от вполне невинных до преступных. В цикле Литературная Британия (1951) запечатлены места, связанные с жизнью и творчеством великих английских писателей.

В 1945 Брандт купил подержанный аппарат с широкоугольным объективом и малой светосилой и начал экспериментировать, снимая интерьеры и обнаженные фигуры. В новых работах пространство и тела искажались, приобретая необычные формы, иногда напоминающие сюрреалистические фотографии Андре Кертеса 1930-х годов, на которых изображения обнаженных фигур искажены кривыми зеркалами. Серия таких фотографий Брандта была опубликована в альбоме Перспектива обнаженных (1961), а также в монографии Тень света (1966, 2-е изд. 1976).

Умер Брандт в Лондоне 20 декабря 1983.


БРАНДТ, ВИЛЛИ (Brandt, Willy) (1913–1992), канцлер ФРГ. Родился 18 декабря 1913 в Любеке. В 1930 вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), однако уже в следующем году перешел в Социалистическую рабочую партию. В 1933, после прихода к власти нацистов, обосновался в Норвегии.
В 1938 Брандт был лишен германского гражданства. После немецкой оккупации Норвегии в 1940 бежал в Швецию. В 1945 вернулся в Германию в качестве пресс-атташе норвежской миссии в Берлине, в 1947 восстановил германское гражданство и возобновил членство в СДПГ.

В 1949 стал членом федерального парламента, на чрезвычайных выборах 1957 был избран правящим бургомистром Западного Берлина и переизбран на очередных выборах 1958 и 1963. В 1964–1987 был председателем СДПГ, затем ее почетным председателем. В ноябре 1966 Брандт в качестве вице-канцлера и министра иностранных дел вошел в правительство т.н. большой коалиции христианских демократов и социал-демократов, сформированной лидером христианских демократов К.Г.Кизингером. В октябре 1969, возглавив коалицию СДПГ со Свободной демократической партией, занял пост канцлера.

Во главу угла внешней политики ФРГ Брандт поставил «восточную политику» (Ostpolitik), направленную на улучшение отношений с СССР и странами Восточной Европы. Вел переговоры с правительством Восточной Германии и посетил с визитом Москву, где 12 августа 1970 подписал с СССР договор о закреплении послевоенных границ в Европе и экономическом, техническом и культурном сотрудничестве. В декабре 1970 подписал аналогичное соглашение с Польшей. В 1971 Брандт был удостоен Нобелевской премии мира. Ушел в отставку с поста канцлера в мае 1974 после того, как был разоблачен его референт Г.Гильом, занимавшийся шпионской деятельностью в пользу ГДР. Оставался председателем СДПГ до 1987.

В 1976–1992 Брандт возглавлял Социалистический интернационал. Умер Брандт в Ункеле близ Бонна 8 октября 1992.


БРАНКУЗИ, КОНСТАНТИН (Brancusi, Constantin) (1876–1957), также Брынкуши, румынский скульптор, родился в селе Хобица в Румынии в 1876. После обучения в художественных школах в Крайове и Бухаресте уехал в Париж и в 1904 поступил в Школу изящных искусств, которую вскоре покинул по совету Родена. Через несколько лет, неудовлетворенный реалистическими методами трактовки формы, Бранкузи разбил свою скульптурную группу Переход через Черное море и начал работать над созданием собственного оригинального стиля скульптурной абстракции. Он был одним из первых, кто начал двигаться в этом направлении. В произведениях Бранкузи в гораздо меньшей степени чувствуется влияние кубизма и других стилей живописной абстракции, чем в работах других скульпторов. Его творчество оказало значительное воздействие на развитие современной скульптуры.
Бранкузи исключал из своих работ все реалистические детали, сокращая формы до простейшей геометрической сущности, какую только мог себе представить. Его интересовали ритмические повторения. Это чувствуется в таких работах, как Бесконечная колонна и статуи Адам и Ева. Бранкузи акцентировал фактуру использованных им скульптурных материалов, отдавая предпочтение гладко отполированным поверхностям камня и металла или шероховатости грубо отесанного, потрескавшегося дерева. Он часто усиливал фактурные эффекты контрастными противопоставлениями, например выставлял гладкую мраморную голову яйцевидной формы на подушке темного бархата или помещал отполированную до блеска металлическую или алебастровую рыбу на овальном зеркальном постаменте. Умер Бранкузи в Париже 16 марта 1957.


БРАНТ, СЕБАСТЬЯН (Brant, Sebastian) (1457–1521), немецкий ученый, гуманист, поэт. Родился в 1457 в Страсбурге. Учился в Базеле, там же в 1484 получил право на преподавание, в 1489 – ученую степень доктора права. В 1501 стал синдиком в Страсбурге, в 1503 – муниципальным канцлером этого города. Умер Брант в Страсбурге 10 мая 1521.
Брант сочинял латинские стихи (Varia carmina; лат. – разные стихи; 1498) и составлял своды законов, но наибольшую известность снискало ему стихотворное сочинение на немецком языке Корабль дураков (Das Narrenschiff, 1494). Изощренная изобретательность, подкрепляемая иллюстрациями – в книге было 75 гравюр, бльшей частью превосходных, в духе ранних работ А.Дюрера, – сделала это произведение своего рода светской Библией.

Корабль дураков перевели на нижненемецкий в 1497 и тогда же на латынь. На латинской версии основывались французское (1498) и английское (1509) переложения, весьма ощутимо повлиявшие на литературу и мысль Возрождения. Появились фламандская (1500) и голландская (1548) версии книги. Корабль дураков многократно переиздавался на различных языках – известно, что уже к концу 17 в. насчитывалось ок. 30 изданий. Кроме того, именно в этом произведении появилось первое из известных в литературе косвенное упоминание открытия Америки Х.Колумбом: к тексту Корабля дураков базельский издатель Бергманн фон Ольпе приложил, возможно по настоянию Бранта, напечатанное в 1493 письмо Колумба. Эразм Роттердамский был знаком с Брантом и его творчеством, и в Похвале глупости Эразма видно влияние Корабля дураков.


БРАНТОМ, ПЬЕР ДЕ БУРДЕЙ (Brantme, Pierre de Bourdeilles) (ок. 1538–1614), французский аристократ, историк и мемуарист. Родился в Бурдей (близ Перигё), ранние годы провел при дворе Маргариты Ангулемской (впоследствии Маргарита Наваррская). В 1558–1584 Брантом много путешествовал, принимал участие во всех значительных военных кампаниях своего времени (в том числе в религиозных войнах во Франции), побывал в Италии, Шотландии, Англии, Португалии, Испании и Африке. Среди его друзей можно назвать Филиппа Строцци и Франсуа де Гиза. При Генрихе III Брантом стал членом королевской палаты, однако при Карле IX удалился в родовое поместье в Перигоре. Падение с лошади приковало его к постели на 4 года и вызвало хронический недуг, а вынужденная праздность побудила обратиться к написанию мемуаров. Множество пережитых приключений, участие в дипломатических миссиях и войнах, знакомство с великими людьми своего времени, среди которых можно назвать Маргариту Валуа (королеву Марго), Марию Стюарт, королеву Елизавету Английскую, Екатерину Медичи и Сулеймана I, делают его записки ценным историческим документом. Брантома отличают живость и красота слога, морализирование ему нисколько не свойственно. Следует, однако, отметить, что он неизменно субъективен, нередко неточен и поверхностен, отдает явное предпочтение скандальным историям и бесцеремонно списывает у других авторов – французских, испанских, итальянских, прикладывая немало усилий к тому, чтобы скрыть свои источники, для чего изменяет места действия и имена персонажей. Умер Брантом в Бурдей 15 июля 1614.
Среди принадлежащих Брантому сочинений следует упомянуть Жизнеописания знаменитых людей и великих французских полководцев (Vies des hommes illustres et des grands capitaines franais); Жизнеописания знаменитых людей и великих иностранных полководцев (Vies des hommes illustres et des grands capitaines trangers); Жизнеописания знаменитых женщин и галантных дам (Vies des dames illustres, Vies des dames galantes); Анекдоты о дуэлях (Anecdotes touchant les duels), а также Бахвальство и клятвы испанцев (Rodomontades et jurements des Espagnols). Записки Брантома были впервые напечатаны в 1665–1666.


БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ (Ихван ас-сафа), авторы распространенной в 10 в. в мусульманском мире Посланий братьев чистоты и друзей верности – состоявшей из 52 трактатов своеобразной энциклопедии. Современниками сообщаются имена только некоторых авторов Посланий, но сведения эти не вполне достоверны. Анонимность авторства связана с тем, что Послания были написаны членами тайного союза приверженцев исмаилизма, наиболее влиятельной антиаббасидской оппозиции. Некоторые же исследователи полагают, что за известными, «легальными» именами авторов Посланий стояли другие мыслители, скрывавшие свое авторство. В Посланиях можно увидеть мотивы, близкие идеологии карматов – представителей направленного против Аббасидов движения феллахов и мелких ремесленников, клеймивших богатство и выступавших за социальную справедливость и имущественное равенство. Братья чистоты предсказывали даже гибель халифа Аббасидов, завершающего, как они считали, свой цикл существования, предвестником чего являются распространившиеся в обществе стяжательство, коварство, беззаконие, ложь. Однако авторы Посланий были, в отличие от карматов, противниками политических методов преобразования общества и видели избавление от социальных бед в просвещении. Только через разум, познавший истину, человек достигает подлинного счастья, наслаждаясь им в этом мире и сливаясь в блаженстве с мировым разумом после смерти. Через знание люди освобождаются от распространенных заблуждений, в частности от убеждения в превосходстве Мухаммада над другими пророками и тем более учеными и философами античности. Не пророки, а разум ученых дает истинное знание; философское знание Братья чистоты ставили выше религиозного. С помощью разума и философии должно быть очищено от ошибок и порчи и само вероучение, кораническую картину творения должна заменить теория эманации, а место традиционного представления о постижении Бога должно занять научное познание окружающего мира. Надо лишь распознать в окружающих нас вещах символы, знаки божественной мудрости. Символы скрывают неопределимого и непостижимого Бога, свидетельствуя о совечности мира Богу: сколько существует Бог (а он извечен), столько существуют и проистекающие от него Мировой разум и Мировая душа, первая материя, вторая материя, небесные сферы и подлунный мир. В этой иерархии творения (не временной, а бытийно-ценностной) Бог является только номинальным порождающим началом. Подлинные творцы мира (как и в философии исмаилизма) – Мировой разум и Мировая душа. Сотворенный ими мир обретает самостоятельность и существует уже по собственным законам причинности, независимо от божественной воли. Человек как разумное существо является венцом творения, результатом естественного развития природы. Братья чистоты не отвергали религию ислама и шариат как средство регулирования общественной жизни, подходящее для непросвещенных людей, владеющих только «экзотерическим» (внешним, публичным) знанием. Однако помимо такого знания, учили Братья чистоты, есть еще знание «эзотерическое», скрытое, не доступное массам. Именно оно открывает истину и путь к добру, его умножению.
Идеи Братьев чистоты находили отклик у многих современников, тем более что Послания были во многом переложением концепций, высказанных другими мыслителями. Идеи исламских энциклопедистов перекликаются с идеями «фалсафы» (философов-перипатетиков) и мутазилитов, многие из которых сочувствовали союзу Братьев чистоты.

БРАУВЕР, АДРИАН (Brouwer, Adriaen) (ок. 1606–1638), фламандский художник, жанрист и пейзажист. Родился в Ауденарде ок. 1606. Начальное художественное образование получил, вероятно, в мастерской отца, который делал эскизы для гобеленов. В 16-летнем возрасте сбежал из дома и поселился в Антверпене, где попал под влияние Питера Брейгеля Младшего и писал картины в духе старой фламандской живописи. После краткого пребывания в Амстердаме в 1625–1626 Адриан Браувер поселился в Харлеме, будучи уже вполне зрелым мастером. После переезда в Голландию палитра художника изменилась под сильным влиянием живописи Франса Халса. В тот же период Браувер начал писать пейзажи. Его работы, исполненные по возвращении в Антверпен в 1632, отличаются пластичностью фигур и острой характерностью образов. Среди сюжетов, к которым мастер обращался наиболее часто, – сценки в тавернах, пирушки, курильщики и крестьянские праздники. Умер Браувер в Антверпене 1 февраля 1638.

БРАУН, АРТУР УИТТЕН (Brown, Arthur Whitten) (1886–1948), английский летчик. Родился 23 июля 1886 в Глазго (Шотландия). Учился в Манчестере, затем стажировался в компании «Вестингауз электрик энд мэньюфекчуринг». В 1914 поступил на военную службу в британскую армию, через год получил назначение в ВВС. Был сбит над вражеской территорией, 18 месяцев провел в плену. После освобождения работал в отделе авиационных двигателей Министерства вооружений. Познакомившись в 1919 с летчиком Дж.Алкоком, который готовился к перелету через Атлантику, присоединился к нему в качестве штурмана. Они стартовали 14 июня 1919 из Сент-Джонса (Ньюфаундленд) на двухмоторном биплане «Виккерс Вими» и после 16 ч 12 мин полета приземлились в Клифдене (Ирландия), выполнив первый беспосадочный перелет из Америки в Европу. В том же году оба были возведены королем Георгом V в рыцарское достоинство. После перелета Браун работал менеджером в компании «Метрополитен Виккерс». Умер Браун в Суонси (Уэльс) 4 октября 1948.

БРАУН, ВЕРНЕР ФОН (Braun, Wernher von) (1912–1977), немецкий и американский ученый и конструктор ракет. Родился 23 марта 1912 в Вирзице в Германии (ныне Выжиск, Польша). В 1932 получил степень бакалавра в Берлинском технологическом институте, а в 1934 – степень доктора в Берлинском университете. Увлекшись идеей полета на Марс, с 1929 активно участвовал в работе Общества межпланетных сообщений в Берлине. В 1932 был принят в Артиллерийское управление вооруженных сил Германии, где руководил работами по созданию баллистических снарядов на жидком топливе. В 1937 стал одним из руководителей Немецкого военного ракетного исследовательского центра на острове Пенемюнде в Балтийском море. Главный конструктор ракеты V-2 (Фау-2). 3 мая 1945 фон Браун и большинство его сотрудников сдались в плен оккупационным властям США. По прибытии в США фон Браун возглавил службу проектирования и разработки вооружения армии США, затем руководил отделом управляемых ракет армейского арсенала «Редстоун» в Хантсвилле (шт. Алабама). В 1960 стал одним из руководителей НАСА и первым директором Центра космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле. Под его руководством была разработана ракета-носитель серии «Сатурн» для пилотируемых полетов на Луну, искусственные спутники Земли серии «Эксплорер» и космический корабль «Аполлон». Впоследствии фон Браун занял пост вице-президента фирмы «Фэрчайлд спейс индастриз» в Джермантауне (шт. Мэриленд), который оставил незадолго до своей смерти. Умер Браун в Алегзандрии (шт. Виргиния) 16 июня 1977.

БРАУН, ФОРД МЭДОКС (Brown, Ford Madox) (1821–1893), английский живописец. родился 16 апреля 1821 в Кале (Франция), в английской семье. Был тесно связан с «братством прерафаэлитов» как первый наставник и друг двух его лидеров – Д.Г.Россетти и У.Х.Ханта. Годы ученичества провел в Бельгии и уже тогда проявил склонность к романтическим, театрализованным и даже мелодраматическим сюжетам. В 1845 в Риме Браун познакомился с творчеством назарейцев Иоганна Фридриха Овербека и Петера фон Корнелиуса. Под влиянием их живописи стиль его работ стал более простым и ясным, но отчасти утратил былую жизненную силу. Временами живопись Брауна вновь обретала прежнюю энергию, как в картине Христос, омывающий ноги апостолу Петру (Лондон, галерея Тэйт). Это произведение, написанное в ярких, но гармоничных тонах, датируется 1852, однако вплоть до 1890 автор несколько раз вносил изменения в уже законченную работу. Умер Браун в Лондоне 6 октября 1893.

БРАУН, ЧАРЛЗ БРОКДЕН (Brown, Charles Brockden) (1771–1810), первый значительный американский романист. Родился 17 января 1771 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Усвоив либеральные взгляды английского писателя-реформатора У.Годвина, Браун предпочел профессии юриста литературное творчество. В своей первой книге, Алкуин (Alcuin, 1798), Браун рассматривает различные аспекты женского равноправия.
Первый роман Брауна, Виланд, или Преображение (Wieland or the Transformation, 1798), самый ранний образец американской фабульной романистики, – это отчет о том, как Теодор и Клара Виланды пережили смерть отца от скоротечной чахотки. Вера во вмешательство Божие в будничную жизнь побуждает их принять выкрики чревовещателя за указания свыше. В романе Ормонд (Ormond, 1799) бедная добродетельная девушка ставит в тупик коварного злодея. Действие Артура Мервина (Arthur Mervyn, 1799–1800) разворачивается на фоне эпидемии желтой лихорадки, поразившей Филадельфию в 1793; герой романа – молодой человек, сохранивший честь и благородство в продажном мире. В романе Эдгар Хантли (Edgar Huntly, 1800) юноша-лунатик борется с наваждениями, в то время как рядом зверствуют индейцы. Добиваясь благосклонности, доказывает Клара Хауард (Clara Howard, 1800), правильнее полагаться на силу любви, а не на деньги. В романе Джейн Толбот (Jane Talbot, 1801) пара, счастью которой препятствуют сплетни, сочетается браком лишь после того, как правда вышла наружу.

Вырученных за романы денег не хватало, и для заработка Браун редактировал и издавал журналы, сочинял политические памфлеты, а с 1806 по 1809 готовил ежегодник «Американский реестр», публиковавший сведения исторического, политического и научного характера. Умер Браун в Филадельфии 22 февраля 1810, оставив незавершенным монументальный труд по географии.


БРАУНИНГ, ЭЛИЗАБЕТ БАРРЕТ (Browning, Elizabeth Barret) (1806–1861), английская поэтесса, прославившаяся Сонетами с португальского, посвященными мужу, поэту Р.Браунингу. Элизабет Баррет Молтон Баррет (Moulton Barret) родилась 6 марта 1806 в Коксхо-Холле, близ Дарема. Благодаря рано проявившимся способностям с детства читала философские труды, овладела древнегреческим, французским и латынью. В десять лет сочиняла стихи к семейным праздникам, в тринадцать написала эпическую поэму Марафонская битва (The Battle of Marathon, 1820), в восемнадцать – философскую поэму Опыт о разуме (An Essay on Mind, 1826). В 1833 перевела трагедию Эсхила Прометей прикованный (Prometheus Bound), а в 1842 опубликовала в журнале «Атеней» две статьи о греческих христианских поэтах. В 1835 семья Баррет переехала в Лондон, где Элизабет вошла в литературные круги; в 1841 совместно с Р.Хорном перевела Чосера на современный английский язык, была его соавтором в поэме Новый дух времени (A New Spirit of the Age, 1844).
Испытала тяжелое легочное заболевание в 1821. В 1838 родные отправили ее в Торки (графство Девоншир). После гибели там в 1840 любимого брата Эдварда пережила сильный нервный срыв и в 1841 вернулась в Лондон в тяжелейшем состоянии. Следующие пять лет ее жизнь была ограничена стенами комнаты. В сборник Стихотворения (Poems, 1844) наряду со многими замечательными стихотворениями вошла религиозная поэма Драма изгнания (A Drama of Exile). Очарованный ее стихами, Р.Браунинг письмом от 10 января 1845 положил начало их знаменитой любовной переписке. Нарушая строжайший запрет отца, 12 сентября 1846 сорокалетняя Элизабет тайно обвенчалась с Браунингом и через неделю уехала с ним в Италию. Супруги обосновались во Флоренции. Счастливое замужество, окрепшее здоровье и рождение ребенка способствовали тому, что годы, проведенные Элизабет Браунинг в Италии (Флоренция, Сиена, Рим) и наездами в Париже и Лондоне (поэтов везде ожидал горячий прием), стали самым продуктивным периодом ее творческой биографии. В поэме Окна дворца Гвиди (Casa Guidi Windows, 1848–1851) выражена страстная надежда на успех освободительного движения в Италии. Во втором издании сборника Стихотворения (1850) впервые увидело свет знаменитое произведение поэтессы – цикл Сонеты с португальского (Sonnets from the Portuguese, 1850). Широкую популярность завоевал и роман в стихах Аврора Ли (Aurora Leigh, 1856). В последующие годы, сохраняя горячее сочувствие борцам за независимость Италии, Элизабет Браунинг увлеченно занималась спиритизмом.

В 1860 душевное равновесие Браунинг было подорвано смертью ее сестры Генриетты и неустойчивой политической обстановкой в Италии; весть о смерти К.Б.Кавура сразила ее. Умерла Браунинг после бронхита 30 июня 1861. В следующем году Р.Браунинг опубликовал оставшиеся после нее стихи в книге Последние стихотворения (Last Poems, 1862).

БРАХМАДЖАЛА-СУТТА (пали – «Наставление о сети Брахмы»), первая по порядку из сутт («наставления», «диалоги») Дигха-никаи, открывающая корпус Сутта-питаки (основная составляющая Палийского канона) (середина I тыс. до н.э.). Рамку наставления Брахмаджала-сутты составляет дискуссия паривраджака (странствующего философа) Суппии, порицавшего «Будду, учение и общину», и его ученика Брахмадатты, вызвавшая беспокойство монахов и ответную проповедь Будды о правильном отношении к хуле и похвале «внешних», в которой он дает оценку нравам и воззрениям своего времени. При этом от лица Будды излагаются общепринятые нормы морали «простых людей» и буддийская оценка как общепринятых норм, так и позиций «шраманов и брахманов».
Сообщая монахам, за что к нему относятся с одобрением «простые люди», Будда перечисляет и те добродетели, которые в оценке «простых людей» соответствуют образу жизни «совершенного» и которыми не могут похвастаться современные ему учительствующие «шраманы и брахманы». Первая – это избежание вреждения живым существам (ахимса) и попечение о них; вторая – воздержание от присвоения того, что не дано, и довольство только добровольными пожертвованиями; третья – правдивость (ср. сатья), честность и избежание любой лжи; четвертая – избежание клеветы и миротворческая деятельность; пятая – благонравная, возвышенная и приятная для всех речь; шестая включает воздержание от празднословия, а также содержательность, умеренность и «украшенность» речи; остальные – умеренность в пище, отказ от зрелищ, предметов роскоши, серебра, золота и ненужных даров, целомудрие, брезгливое отношение к неблаговидным профессиям и нечестным способам обогащения, особенно к шарлатанству и мантике. Этот развернутый перечень составляет основное содержание «малого раздела о морали» и детализируется в «большом разделе о морали», где подробно излагаются порочные пристрастия «иных почтенных шраманов и брахманов» – особенно связанные с развлечениями, роскошью и предосудительными профессиями.

Особое значение имеет классификация философских «доктрин» (вада) и «взглядов» (диттхи) раннебуддийской Индии. «Доктрины» и «взгляды», в рамках которых различаются еще и установки-«позиции» (ваттху), классифицируются прежде всего по отношению к «прошлому» (фактическому состоянию Атмана и мира) и к «будущему» (тому, что ожидает Атмана после смерти и на что он может рассчитывать еще при жизни). В связи с «прошлым» излагаются «взгляды», соответствующие учениям 1) о вечности (безначальности) Атмана и мира (в 4 позициях), 2) о полувечности Атмана и мира (в 4 позициях), 3) о конечности и, соответственно, бесконечности мира (в 4 позициях), 4) о случайном происхождении Атмана и мира (в 2 позициях) и 5) установки тех, кто вообще уклоняется от ответов на мировоззренческие вопросы и именуется «скользкими рыбами» (в 4 позициях). В связи с «будущим» различаются учения 6) о посмертной сознательности Атмана (в 16 позициях), 7) о посмертной его бессознательности (в 8 позициях), 8) о посмертной сознательности и бессознательности одновременно (в 8 позициях), 9) о разрушении Атмана после смерти тела (в 7 позициях) и 10) о возможности достижения высшего блага еще при жизни (в 5 позициях). В итоге вся панорама философских воззрений эпохи Будды представлена в 44 позициях, в которых различаются сами модусы философствования современников Будды.

Несмотря на явные признаки схематизма и формализма, а также нумерологический характер исчислений этих позиций (для буддистов большие четные числа имели знаковый характер), в которых демонстрируются возможности тетралеммы (так, среди отстаивающих наличие у Атмана сознания после разрушения тела различаются те, кто настаивает на том, что он в этом состоянии обладает некоей «формой», или не обладает ею, или и обладает и не обладает, или не обладает и не не обладает и т.д.), сама проблематика философских дискуссий (наряду с указанным различием модусов философствования) соответствует философским интересам шраманской эпохи.

Брахмаджала-сутта наглядно демонстрирует позиции раннебуддийской общины по отношению к морали, религии и философии шраманской эпохи. Так, Будда весьма невысоко оценивает даже похвалу в свой адрес с позиций общепринятых норм морали, заявляя: «...мелко, о монахи! ничтожно и соответствует лишь [обычной] морали то, за что простые люди хвалят Совершенного». Воззрения всех групп «философов» – всего лишь следствие беспокойного стремления тех, кого влечет жажда становления, их рассуждения основываются лишь на «контакте чувств с объектами», а сами они подобны рыбам, попадающим в сеть своих «взглядов». Их «бесполезным» умозрительным интересам Будда противопоставляет предметы своих интересов – все, о чем они учат, ему уже известно, равно как и то, к каким последствиям их приведут их взгляды; он же размышляет о высшем – об «успокоении», о «восходе» и «заходе» чувств и об избежании их активности.

БРАШ, ЧАРЛЗ ФРЭНСИС (Brush, Charles Francis) (1849–1929), американский изобретатель и промышленник. Родился 17 марта 1849 в Юклиде (шт. Огайо); учился в школах Кливленда (шт. Огайо). В 1869 окончил Мичиганский университет. Проводя опыты с электрическими машинами, которыми интересовался с юности, изобрел в 1876 динамомашину, вырабатывающую постоянный ток высокого напряжения, – прообраз современного электромашинного генератора. Создал электрическую дуговую лампу и аккумуляторную батарею. Установил свои лампы в одном из крупнейших универмагов Филадельфии, в 1879 организовал уличное освещение в Кливленде, а в 1880 – в Нью-Йорке. К 1882 лампы Браша освещали улицы городов по всей Америке. В 1880 была создана «Браш электрик компани», которая в 1891 вместе с компанией Эдисона и несколькими более мелкими фирмами послужила основой корпорации «Дженерал электрик». В 1905 Браш создал предприятие «Линд эйр продакшн» по производству кислорода из сжиженного воздуха и разработал новую конструкцию вакуумного манометра. В 1899 Американская академия искусств и искусств наградила его медалью Б.Румфорда. Умер Браш в Кливленде 15 июня 1929.

БРЕВИАРИЙ (лат. breviarium – сокращение), римско-католический служебник, содержащий отрывки из Библии, трудов отцов церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении. Его чтение обязательно для клириков в главных монашеских орденах и некоторых монахов. Бревиарий включает в себя Псалтирь; 4 сезонных проприя (missa proprium – песнопения и молитвы, посвященные определенным воскресным дням и праздникам); гимны и молитвы на Адвент, Святки, Великий пост, Пасхальную неделю, и другие праздники церковного года; Большие и Малые Святцы, содержащие молитвы на праздники тех или иных святых.

БРЕГЕ, АВРААМ ЛУИ (Brguet, Abraham-Louis) (1747–1823), французский часовщик. Родился 10 января 1747 в Невшателе (Швейцария), ок. 1762 стал подмастерьем в Версале. В 1792, во время Великой французской революции, уехал в Швейцарию, в 1794 вернулся в Париж и открыл часовую мастерскую.
Бреге приписывают больше десяти изобретений, в т.ч. самозаводящиеся часы и часы-репетир, противоударное устройство и балансовый механизм регулировки точности хода. Его знаменитый спиральный волосок вскоре стал широко применяться при создании точных часов. Бреге изготавливал часы для таких известных людей, как Мария Антуанетта, Наполеон Бонапарт, герцог Веллингтон и Александр I, а также создавал корабельные хронометры, часы для астрономических наблюдений, часы, предназначенные для военных целей. Его pendule sympathique (настольные маятниковые часы с высокой точностью хода) использовались для проверки и регулировки обычных карманных часов. В 1807 Бреге был назначен штатным специалистом по хронометрии морского флота Франции, а в 1816 избран членом Французской Академии наук.

Умер Бреге в Париже 17 сентября 1823.


БРЕГЕ, ЛУИ ШАРЛЬ (Brguet, Louis-Charles) (1880–1955), пионер авиастроения. Родился 2 января 1880 в Париже; учился в лицеях Кондорсе и Карно, окончил Высшую электротехническую школу. Работал на конструкторской фирме, принадлежавшей его семье. В 1905 совместно с Шарлем Рише и своим братом Жаком приступил к созданию гироплана (предшественника вертолета), на котором совершил полет в 1907. В 1909 построил свой первый самолет и в 1911 установил на нем рекорд скорости. Одним из первых создал металлический самолет. Первая его модель (1910) имела крыло с одним лонжероном в виде стальной трубы большого диаметра. «Бреге-14» – дневной бомбардировщик и самолет-разведчик – был изготовлен из алюминия, за исключением деревянных нервюр и зализов крыла, а также тканевой обшивки. Этот бомбардировщик был основным самолетом французской армии во время Первой мировой войны и вплоть до 1920-х годов; в американском экспедиционном корпусе было 16 эскадрилий «Бреге-14». В 1919 Бреге основал авиакомпанию «Мессажери эрьен», будущую «Эйр Франс». В 1927 совершил первый беспосадочный полет через Южную Атлантику, а в 1933 – самый протяженный на то время трансатлантический перелет. В 1935 Бреге вернулся к созданию вертолета и разработал конструкцию с лопастями, совершавшими сложное вращательно-машущее движение. Во время Второй мировой войны занимался созданием военных самолетов, после войны построил несколько больших четырехмоторных транспортных самолетов. Умер Бреге в Париже 4 мая 1955.

БРЕЖНЕВ, ЛЕОНИД ИЛЬИЧ (1906–1982), генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1964 по 1982. Родился 6 (19) декабря 1906 в русской семье в Днепродзержинске (до 1936 – Каменское) на юго-востоке Украины. В 1923 вступил в комсомол; с 1931 – член ВКП(б). В 1935 окончил Днепродзержинский металлургический институт. После прохождения военной службы Брежнев занимался партийной работой и быстро сделал карьеру в партийном аппарате Днепропетровской области. Продвигался по службе в период чисток конца 1930-х годов при поддержке Н.С.Хрущева, в то время первого секретаря ЦК Коммунистической партии Украины. Был начальником политуправления 4-го Украинского фронта в годы Великой Отечественной войны.
В 1950 Хрущев ввел Брежнева в центральные органы партии, после чего его дважды назначали высшим партийным руководителем республиканского уровня – в Молдавии (1950–1952) и Казахстане (1955–1956). Брежнев отвечал за реализацию программы развития сельского хозяйства в Казахстане (освоение целинных земель). В 1957 он стал членом Политбюро КПСС, а в1960–1964 – председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Брежнев – главный инициатор заговора октября 1964, в результате которого Хрущев был отстранен от власти, Брежнев стал первым (с 1966 – генеральным) секретарем ЦК КПСС, а Совет министров возглавил А.Н.Косыгин. В 1977 Брежнев стал также и главой государства (председателем президиума Верховного совета).

Брежнев был последовательным сторонником политики разрядки – в 1972 в Москве им были подписаны важные соглашения с президентом США Р.Никсоном; в следующем году он посетил США; в 1975 был главным инициатором Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписания Хельсинкских соглашений. С другой стороны, период «оттепели», начавшийся после смерти Сталина, сменился возвращением к более жесткой тоталитарной политике. В 1968 войска Варшавского Договора (в первую очередь советские танковые части) вторглись в Чехословакию. В 1970-х происходило дальнейшее «закручивание гаек», в стране преследовалось свободное слово, подавлялось инакомыслие. В середине 1970-х лишенная стимулов для дальнейшего развития экономика СССР стагнировала, начался «застой». При этом гигантские средства уходили на переоснащение армии и расширение КГБ (по некоторым оценкам – до 80% бюджета). С конца 1970-х годов началось внутреннее разложение партийной верхушки, фактически подменившей собой государственные органы, а затем и широмасштабная коррупция на всех уровнях власти. Продолжением внутренней политики стало вторжение в 1980 «ограниченного контингента советских войск» в Афганистан. Агрессия сопровождалась декларациями об «интернациональном долге» СССР перед мировым коммунистическим и национально-освободительным движением.

Начиная с середины 1970-х годов состояние здоровья Брежнева резко ухудшилось, и он несколько раз ставил вопрос о своей отставке, но его соратники по Политбюро, прежде всего «серый кардинал», идеолог партии М.А.Суслов, уговорили его не уходить на покой. Окруженный «помощниками», благодаря которым в стране стали говорить о возрождении «культа личности» (на этот раз – Брежнева), он остававался у власти до самой смерти. Система «восхваления вождя» сохранилась и после смерти Брежнева – при Андропове, Черненко и Горбачеве. Умер Брежнев в Москве 10 ноября 1982.

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.
Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.

БРЁЙЕР, МАРСЕЛЬ (Breuer, Marcel) (1902–1981), американский архитектор и дизайнер мебели, один из основоположников промышленного проектирования. Творчество Брёйера не было связано с каким-либо одним стилем или течением в искусстве; он свободно использовал широкий диапазон форм, конструктивных идей и материалов, поэтому его работы предлагают огромное разнообразие вариантов даже по современным меркам.
Брёйер родился 21 мая 1902 в Пече (Венгрия). В 1920 поступил в только что открывшийся Баухауз – Высшую школу строительства и художественного конструирования, основанную в Веймаре В.Гропиусом. Брёйер прославился как дизайнер мебели. Одно из самых известных его произведений – стул из металлических трубок «Василий», конструкция которого навеяна формой велосипедного руля (это произведение было посвящено Василию Кандинскому, преподававшему в те годы в Баухаузе). В 1927 Брёйер покинул Баухауз и переехал в Берлин. В начале 1930-х годов были завершены его крупные архитектурные работы: дом Харнишмахера в Висбадене и жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе. Обе постройки выполнены в духе господствовавшего тогда в Баухаузе рационализма. В 1935 Брёйер эмигрировал из нацистской Германии в Англию, а в 1937 переехал в США, где начал работать вместе с Гропиусом в Гарвардской школе архитектуры.

Брёйер работал в содружестве с Гропиусом с 1937 по 1941. В этот период он разработал новые варианты односемейных домов, которые сыграли заметную роль в дальнейшем развитии жилого строительства США. Характерным примером может служить дом Хаггерти в Кохассете (шт. Массачусетс).

В 1946, покинув Гарвард, Брёйер начал самостоятельную работу в Нью-Йорке. В 1953 он получил первый крупный заказ на проектирование комплекса ЮНЕСКО в Париже. В 1950-е и 1960-е годы он занимался исследованием конструктивных и пластических возможностей железобетона. Важнейшие работы этих лет – аббатство Сент-Джон в Колледжвиле (шт. Миннесота), исследовательский центр Ай-би-эм (IBM) в Ла-Год (Франция), дом Кёрфера в Швейцарии и, наконец, музей Уитни в Нью-Йорке.

В 1972 музей Метрополитен организовал большую выставку работ Брёйера. Профессиональное кредо мастера сформулировано в его книге Свет и тень, философия архитектора, опубликованной в 1955. Умер Брёйер в Нью-Йорке 1 июля 1981.

БРЕЙЛЬ, АНРИ ЭДУАРД ПРОСПЕР (Breuil, Henri douard-Prosper) (1877–1961), французский археолог. Родился в Мортэне (близ Донфрона, департамент Манш) 28 февраля 1877. Образование получил в коллеже Сен-Венсан в Санлисе, семинарии Сен-Сюльпис и Сорбонне. В 1897 был посвящен в духовный сан. Брейль читал лекции по этнографии во Фрайбургском университете (1905–1910); в 1910 стал почетным профессором доисторической этнографии в Институте палеонтологии человека, а в 1929 ему было присвоено звание профессора первобытной истории Коллеж де Франс. Труды Брейля затрагивают широкий круг проблем археологии палеолита и неолита, но особую известность он получил благодаря своим исследованиям пещерного искусства. В 1952 была опубликована его работа Четыреста веков наскального искусства (Quatre cents sicles d'art parital).
Умер Брейль в Л'Иль-Адане 14 августа 1961.


БРЕНТАНО, КЛЕМЕНС МАРИЯ (Brentano, Clemens Maria) (1778–1842), немецкий писатель. Родился 8 сентября 1778 в Эренбрайтштайне-на-Рейне в семье выходца из Италии Петера Антона Брентано и Максимилианы, дочери романистки Софии Ларош. Учился в Боннском и Йенском университетах, позднее жил в Гейдельберге, Вене и Берлине. В Гейдельберге Брентано вместе с Людвигом фон Арнимом опубликовал в 1806–1808 трехтомную антологию немецкой народной песни Волшебный рог мальчика (Das Knaben Wunderhorn). Книга оказала огромное влияние на немецкую лирическую поэзию; ее тексты австрийский композитор Г.Малер (1860–1911) положил на музыку, создав свой знаменитый цикл песен 1895.
Блестяще одаренный, но мятущийся поэт, похоже, смог обрести духовную опору, вернувшись в 1817 в лоно католической церкви, к которой принадлежал с рождения, и с тех пор вел монашеский образ жизни.

Лучшее у Брентано – лирические стихотворения, исполненные сильного чувства и необыкновенно изящные по форме. Истоки его лиризма лежат в народной песне. Поэзия Брентано отзывчива на многие настроения: в ней и необузданная фантазия, и глубокая набожность, и ирония, и юмор, и трагизм. Его перу принадлежат также роман Годви (Godwi, 1800–1801) и ряд пьес, но лучшие его прозаические произведения – новеллы Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль (Die Geschichte vom braven Kasperl und dem schnen Annerl, 1817), горестная житейская история; Хроника странствующего школяра (Die Chronik eines fahrenden Schlers, 1818) и волшебная сказка Гокель, Хинкель и Гакеляйя (Gockel, Hinkel und Gackeleia, 1838).

Умер Брентано в Ашаффенбурге 28 июля 1842.

БРЕНТАНО, ФРАНЦ (Brentano, Franz) (1838–1917), немецкий философ и психолог, провозвестник феноменологии и некоторых идей аналитической философии. Брентано утверждал, что «истинный метод философии не отличается от метода естественных наук». Его взгляд на научную философию оказал громадное влияние на позднейших немецких философов, таких, как Мейнонг и Гуссерль, а также на логический позитивизм. Переводы работ Брентано на английский язык вызвали интерес к его идеям в англоязычных странах.
Франц Клеменс Гонорат Брентано родился в Мариенберге 16 января 1838. Получил образование в немецких университетах, стал католическим священником в 1864. С 1866 работал на философском факультете Вюрцбургского университета, был вначале приват-доцентом, а затем профессором. В 1870 на I Ватиканском соборе был утвержден догмат о непогрешимости папы, и, после периода колебаний и сомнений, Брентано в 1873 оставил церковь и должность в католическом учебном заведении. В 1874 стал гражданином Австрии и профессором, а затем приват-доцентом Венского университета. Его учениками были З.Фрейд, К.Штумпф, Э.Гуссерль, Т.Масарик. Покинул Австрию в 1895, продолжив занятия философией во Флоренции несмотря на развившуюся слепоту. С началом Первой мировой войны переселился в Швейцарию. Умер Брентано в Цюрихе 17 марта 1917.

В своей главной работе Психология с эмпирической точки зрения (Psychologie vom empirischen Standpunkt, 1874), Брентано предложил понятие интенциональности феноменов сознания (или «интенционального существования» объектов сознания). Человеческие существа воспринимают в опыте феномены двух родов: физические, например звуки и цвета, и ментальные. Необходимой характеристикой ментальных феноменов является то, что они направлены на тот или иной объект. Невозможно мыслить, не мысля что-нибудь; видеть, не видя что-нибудь; любить, не любя что-нибудь. Эта направленность и имеется в виду, когда говорят об «интенциональности» феноменов сознания. Физический объект не обладает интенциональностью.Эта идея Брентано привела в 20 в. к исследованию таких интенциональных феноменов, как значение, познание, восприятие, референция и намерение. Брентано принадлежит также идея т.н. дескриптивной психологии, им написан ряд трудов по критике языка и логике.

Среди главных трудов Брентано – Исследование психологии ощущений (Untersuchungen zur Sinnespsychologie, 1907); О классификации психологических феноменов (Von der Klassifikation der psychischen Phnomene, 1911).

БРЕТОН, АНДРЕ (Breton, Andr) (1896–1966), французский поэт, основоположник сюрреализма. Сын торговца из Нормандии. Родился 19 февраля 1896 в Теншбре (департамент Орн). Изучал медицину, предполагая заниматься в дальнейшем психиатрией, однако вскоре занялся литературным творчеством.
Между 1916 и 1924 был связан с эксцентричным движением дадаистов, которое зародилось в Цюрихе. Бретон штудировал труды З.Фрейда и стихи У.Блейка, Лотреамона, А.Рембо и Г.Аполлинера. Около 1922 в полной мере проявился властный характер Бретона : поссорившись с дадаистами, он опубликовал свой первый манифест сюрреализма (слово «сюрреализм» придумал умерший в 1918 Аполлинер), за которым в 1928 последовала эпохальная работа Сюрреализм и живопись (Le Surralisme et la peinture) – второй, более основательный манифест сюрреализма.

Хотя Бретона трудно назвать великим поэтом, его самобытность проявилась в нескольких стихотворных сборниках – в частности, в Седовласом револьвере (Le Revolver cheveux blancs, 1932). На живопись он оказал более глубокое и продолжительное влияние: в течение одного-двух десятилетий большинство молодых художников во Франции и других странах черпали вдохновение в идеях сюрреализма. Бретон был авторитарным лидером и не терпел возражений, поэтому многих его учеников оттолкнула его тирания. К числу литературных шедевров Бретона принадлежат загадочный и изящный роман Надя (Nadja, 1928); книга Сообщающиеся сосуды (Les Vases communicants, 1932); патетическая дилогия – Бешеная любовь (L'Amour fou, 1937) и Аркан 17 (Arcane 17, 1945).

В 1939–1940 Бретон служил военным врачом, в 1941 эмигрировал в США. Вернувшись в Париж в 1945, вновь обратился к литературному творчеству. Одна за другой выходят его книги, в том числе Беседы (Entretiens, 1952), На все четыре стороны (La Cl des champs, 1953) и Магическое искусство (L'Art magique, 1957). Умер Бретон в Париже 28 сентября 1966.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241




 




 

 

 

 

 



 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net