Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БОНАВЕНТУРА, СВ. (Bonaventura) (1221–1274), кардинал, восьмой генерал ордена миноритов, учитель церкви, заслуживший почетные титулы «doctor devotus» (Благочестивый учитель) и «doctor seraphicus» (Серафический учитель). Родился в 1221 в Баньорее близ Витербо в центральной Италии, в семье Джованни Фиданца и Марии Рителли. В 1238 (или 1243) вступил во францисканский орден братьев-миноритов. Обучался в Парижском университете у знаменитого схоласта-францисканца Александра Гэльского. В 1245 Бонавентура получил степень лиценциата, а в 1248 стал бакалавром. Его преподавательская деятельность в стенах Парижского университета продолжалась с 1248 по 1257; в это время им были написаны важнейшие философские и теологические труды: толкования на Св. Писание и комментарий к Сентенциям Петра Ломбардского, О совершенстве евангельском (De perfectione evangelica) в жанре т.н. спорных вопросов (quaestiones disputatae) и Краткослов (Breviloquium) – краткая сумма философии и догматики.
Известность Бонавентуры-проповедника не уступала его славе как богослова. В Париже и во всей Франции, в Германии, Испании и Италии красноречие, простота и глубина его проповедей одинаково увлекали и высших церковных сановников, и мирян. Доминиканец Фома Аквинский и францисканец Бонавентура, одновременно преподававшие в Парижском университете, сыграли одинаково важную роль в поддержке и реабилитации новых нищенствующих орденов: доминиканского ордена братьев-проповедников и францисканского ордена братьев-миноритов.

2 февраля 1257 Бонавентура был избран генералом ордена францисканцев. Это стало завершением его преподавательской, но не богословской карьеры: в последующий период им было написано множество философских и теологических трактатов, сочинений, посвященных духу и жизни францисканского ордена, и трудов по мистическому богословию.

В качестве генерала ордена Бонавентура посещал своих собратьев во всей Европе, председательствовал на генеральных капитулах ордена и умело руководил своим быстро растущим орденом. В 1272 папа Григорий X убедил его принять сан кардинала и епископа Альбанского, а двумя годами позже направил его в качестве своего официального представителя на Лионский собор (1274). Временно оставив руководство орденом ради участия в этом соборе, Бонавентура добился на нем кратковременного примирения Восточных и Западной церквей. Однако вскоре после этого, в ночь с 14 на 15 июля 1274, Бонавентура скончался в возрасте 53 лет и был похоронен в церкви францисканцев в Лионе.

В 1434 мощи Бонавентуры были перенесены в церковь св. Франциска в Лионе, а его рука – на его родину, в Баньорею. Однако во время гугенотского восстания мощи (за исключением головы) сгорели; голову святого аналогичная участь постигла уже в период Французской революции.

Бонавентура канонизирован папой Сикстом IV 14 апреля 1482, и провозглашен учителем церкви папой Сикстом V 14 марта 1588. День памяти святого 15 июля.

БОНАПАРТ, ЛУИ (Bonaparte, Louis) (1778–1846), младший брат императора Франции Наполеона I, король Голландский. Родился 2 сентября 1778 в Аяччо (Корсика). Наполеон следил за его образованием и в 1795 добился разрешения принять Луи в военную школу в Шалоне. Вместе с Наполеоном участвовал в Итальянской кампании 1796–1797 и в Египетском походе 1798–1799. В 1802 Луи женился на Гортензии Богарне, дочери первой жены Наполеона Жозефины.
В 1810 Луи получил генеральское звание, в 1804 вошел в состав Государственного совета. В 1805 стал мэром Парижа. 6 июня 1806 Наполеон провозгласил Луи королем Голландии. В качестве короля Луи стремился упрочить благосостояние голландцев, но вызвал упреки со стороны Наполеона в излишней снисходительности к населению. Отношения между братьями все больше ухудшались, и когда Наполеон в 1808 предложил Луи вакантный трон короля Испании, тот отказался от него в пользу другого брата – Жозефа. В 1809 Наполеон решил присоединить Голландию, чтобы остановить тайную торговлю голландцев с англичанами и усилить континентальную блокаду. Луи прибыл в Париж, чтобы добиться приемлемых для своей страны условий, однако его визит не принес результатов. После провала переговоров с Англией весной 1810 Наполеон снова оказал давление на Луи, чтобы прекратить тайную торговлю с англичанами. Когда наконец в Голландию были посланы французские войска, Луи бежал. Он принял титул князя Сен-Лё и окончательно поселился в Теплице (Богемия). 9 июля 1810 Голландия стала частью Французской империи.

Оставшуюся жизнь Луи провел главным образом в Риме, занимаясь философией и литературой. Он считал себя обязанным устроить судьбу своих сыновей – Наполеона Луи (1804–1831) и Шарля Луи Наполеона (1808–1873). Второй впоследствии стал Наполеоном III. Третий сын Наполеона Шарль (1802–1807) умер в детстве. Умер Луи Наполеон в Леггорне (Италия) 25 июля 1846.


БОНИНГТОН, РИЧАРД ПАРКС (Bonington, Richard Parkes) (1801–1828), английский живописец и график. Родился 25 октября 1801 в Арнольде, близ Ноттингема, но большую часть своей короткой жизни провел во Франции. Обучался технике акварели у Луи Франсиа, ученика Томаса Гёртина. Сопротивление родителей его профессиональному выбору подтолкнуло Бонингтона в 1817 к тому, чтобы уехать в Париж; там он учился у А.Гро, подружился с Делакруа. Непродолжительное время посещал занятия в Школе изящных искусств, а затем отправился в поездку по Нормандии. Последние восемь лет жизни Бонингтон путешествовал по Северной Европе и Италии, делая этюды. В 1824 его произведения были выставлены на знаменитом парижском Салоне, где он получил Королевскую золотую медаль.
Говоря об искусстве Бонингтона, подчеркивают легкость его кисти. Реализм произведений художника основан на точной передаче атмосферных явлений и эффектов солнечного освещения. Детали явлений, которые он наблюдал в природе, мастер «сокращал» до графических символов, намеков. Стиль Бонингтона оказал заметное влияние на развитие французского искусства и особенно на творчество Камиля Коро и Эжена Будена.

Умер Бонингтон в Лондоне 23 сентября 1828.


БОНИФАЦИЙ, СВ. (ок. 675 – ок. 754), бенедиктинский монах-миссионер, прозванный «апостолом Германии», родился ок. 675 в Девоншире. Воспитывался в английских монастырях, был рукоположен во священство и направлен к германцам. Первоначально носил имя Уинфрид, которое сменил на Бонифаций. На протяжении 35 лет занимался обращением в христианство на территории современных Германии и Нидерландов. В 722 был посвящен в сан епископа, а ок. 732 стал архиепископом зарождавшейся Германской церкви. Бонифаций вошел в историю, создав в германских землях три диоцеза (в Баварии, Гессене и Тюрингии), учредив синоды, управлявшие церковной жизнью в Германии, основав множество бенедиктинских монастырей, в частности – в Фульде и Фрицларе. Он неутомимо боролся с идолопоклонством, обычаями и суевериями язычников, а также с еретиками, осуществлял свою миссионерскую деятельность в Европе в тесном контакте с папским престолом и сотрудничал с Римом в деле замены Меровингов Каролингской династией.
В своих посланиях и стихах, дошедших до нас в латинском оригинале, Бонифаций предстает человеком, исполненным любви к учению, способным на горячую дружбу с королями, епископами, священниками и простыми мирянами и беззаветно преданным папскому престолу. В 754 или 755 Бонифаций был убит во Фрисландии во время набега язычников. Его останки покоятся в монастыре в Фульде. День памяти святого 5 июня.


БОННА, ЛЕОН ЖОЗЕФ ФЛОРАНТЕН (Bonnat, Leon Joseph Florentin) (1833–1922), французский живописец и коллекционер; родился в Байонне 20 июня 1833. Учился в Мадриде у Мадрасо и в Школе изящных искусств в Париже у Конье. Получил стипендию для поездки в Рим. Бонна писал картины на исторические сюжеты и парадные портреты. В 1905 возглавил Школу изящных искусств. Среди его наиболее известных работ – портреты Тьера (1877), Виктора Гюго (1880), Пюви де Шаванна, Пастера и Дюма-сына. После смерти Бонна 8 сентября 1922, по завещанию мастера, его родной город Байонна получил прекрасную коллекцию художественных произведений, в состав которой входило одно из лучших собраний рисунка 19 в.

БОННАР, ПЬЕР (Bonnard, Pierre) (1867–1947), французский живописец и график. Писал пейзажи, натюрморты, интерьеры и бытовые сцены в импрессионистической манере. В его картинах предметы окружены легкой дымкой; сочетания приглушенных цветов зачастую прихотливы и напоминают восточные ковры.
Боннар родился 3 октября 1867 в Фонтене-о-Роз, близ Парижа. После окончания Академии Жюлиана, где он учился у Бугро и Робер-Флёри, Боннар присоединился к группе «Наби», с которой выставлял свои произведения после 1891. Его ранние работы – декоративные панно, плакаты, сценические декорации и книжные иллюстрации. В 1903 он начал заниматься живописью; его картины этого времени отражают влияние Дега, Мане, Ренуара, Сезанна, Гогена и Тулуз-Лотрека. Вместе с Ж.Э.Вюйяром Боннар относится ко второму поколению французских импрессионистов, позже названных «интимистами», потому что они предпочитали изображать сцены повседневной жизни. Боннара ценили очень высоко и называли «самым живописным живописцем». Он пережил немецкую оккупацию Парижа и в 1946 устроил ретроспективную выставку своих произведений. Умер Боннар в Ле-Канне 23 января 1947.


БОННЕ, ШАРЛЬ (Bonnet, Charles) (1720–1793), швейцарский натуралист и философ. Родился 13 марта 1720 в Женеве. Изучал право, в 1743 получил докторскую степень, но позднее заинтересовался естественной историей. В 1752–1768 был членом Большого совета в Женеве. Большую часть жизни прожил в этом городе и его окрестностях. В 1745 в сочинении Трактат о насекомых (Trait d'insectologie) описал членистоногих, полипов и червей, а также открытое им явление партеногенеза (однополого размножения) у тлей. Он обнаружил также у насекомых на поверхности тела т.н. стигмы (или дыхальца) – отверстия трахейной системы, с помощью которой они дышат. Наблюдал процессы регенерации у червей, гидр и др., описал аномальные случаи этого процесса. Пытался объяснить роль листьев у растений и механизм движения растительных соков. Позднее из-за плохого зрения Бонне был вынужден оставить занятия естественной историей. Он опубликовал несколько философских работ, которые несли явный отпечаток идей Лейбница и христианской метафизики. В книгах Очерк психологии (Essai de psychologie, 1754) и Аналитическое исследование способностей души (Essai analytique sur les facults de l'me, 1760) Бонне утверждал, что вся умственная деятельность определяется физиологическими факторами, что послужило поводом для обвинения его в фатализме и материализме. В работе Рассуждение об организованных телах (Considrations sur les corps organiss, 1762) он изложил теорию эпигенеза и представления о пресуществовании зародышей, или «душ». В труде Созерцание природы (Contemplation de la nature, 1764–1765) защищал принцип «непрерывности природы», который, в соответствии с традициями 18 в., был представлен им как грандиозная лестница живых существ. Эти идеи, дополненные принципом «неуничтожаемости организмов», получили развитие в работе Философский палингенез (Palingnsie philosophique, 1769–1770). Бонне оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени и фактически был предшественником психофизиологии. Умер Бонне в Жентоде близ Женевы 20 мая 1793.

БОННЭР, ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА (р. 1923), врач-педиатр, литератор, общественный деятель.
Елена Боннэр родилась 15 февраля в г.Мерв (ныне Мары, Республика Туркмения). Ее отец Г.Алиханов, видный деятель Коминтерна, был арестован в 1937 и через год казнен. Вскоре была арестована и мать Боннэр, также партийный работник.

После ареста родителей ей пришлось переехать в Ленинград к бабушке, там она окончила школу. В 1941 Боннэр, студентка Ленинградского педагогического института, добровольно пошла на фронт, всю войну работала медсестрой во фронтовых госпиталях и санитарных поездах. Была дважды ранена, в августе 1945 демобилизована по инвалидности.

После войны Боннэр училась в Ленинградском мединституте. В марте 1953 на комсомольском собрании она отказалась проклинать «врачей-убийц»; от отчисления из вуза ее спасли смерть Сталина и прекращение «дела врачей». После окончания института работала участковым врачом, педиатром в родильном доме, преподавала в медицинском училище.

Не бросая медицину, Боннэр стала заниматься литературной деятельностью. Ее очерки публиковались в журнале «Юность» и в «Литературной газете». Участвовала в составлении сборника Актеры, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны и книги друга своей юности, павшего на войне поэта Всеволода Багрицкого Дневники, письма, стихи (Москва, «Советский писатель», 1964).

В 1965 Боннэр вступила в КПСС (вышла из партии в 1972).

В конце 1960-х Боннэр познакомилась с бывшим политзаключенным Эдуардом Кузнецовым (осужденным в 1962 как один из руководителей неофициальных молодежных собраний на площади Маяковского в Москве). После его повторного ареста за попытку организации побега за границу группы евреев-отказников (т.н. «самолетный процесс») Боннэр добилась права присутствовать на этом процессе, вела запись судебного заседания. Осенью 1970 в Калуге, во время суда над диссидентами Револьтом Пименовым и Борисом Вайлем, Боннэр познакомилась с академиком Андреем Сахаровым (впервые они увиделись незадолго до этого в Москве в одной из диссидентских квартир) и в 1971 вышла за него замуж. В семидесятых годах она стала ближайшей помощницей мужа, активно участвовала в правозащитных кампаниях. Подпись Боннэр стоит под многими петициями в защиту инакомыслящих, а также под коллективными правозащитными документами. Вместе с Сахаровым Боннэр организовала тайную отправку за рубеж литературных произведений Александра Галича, Владимира Максимова, рукописи романа Жизнь и судьба, чудом уцелевшей от конфискации органами КГБ в 1961. Она принимала участие в организации и проведении многочисленных пресс-конференций для иностранных журналистов в своей квартире. Боннэр принадлежит идея создания Фонда помощи детям политических заключенных (сентябрь 1974; позднее слился с Фондом помощи политическим заключенным и их семьям), куда А.Сахаров передал премию, присужденную ему во Франции за заслуги в гуманитарной области (премия Чино дель Дуко). В отличие от Сахарова, Боннэр могла выезжать за рубеж, и в декабре 1975 она в Осло получила присужденную мужу Нобелевскую премию мира.

В мае 1976 она стала одним из членов-учредителей Московской Хельсинкской группы (МХГ), подписала заявление Об образовании МХГ. Вхождение Боннэр в группу первоначально было своего рода символическим актом – свидетельством того, что академик Сахаров, хотя и не входит в новую правозащитную ассоциацию, но одобряет ее создание. После ареста руководителя группы Юрия Орлова (февраль 1977) Боннэр деятельно включилась в организацию работы и составление документов МХГ.

В январе 1980 она последовала за Сахаровым в ссылку в г. Горький (ныне Нижний Новгород), куда он был отправлен без суда за свое резкое выступление против советской интервенции в Афганистане. В течение четырех лет Боннэр была почти единственным звеном, связывающим Сахарова с внешним миром: доставляла в Москву и передавала за рубеж его статьи, заявления и письма. привозила ему письма от друзей. Во время пребывания в Москве она продолжала участвовать в составлении и распространении документов МХГ. К 1982, кроме нее, в группе остались только два человека – адвокат Софья Каллистратова и математик Наум Мейман, оба пенсионеры.

В мае 1984, во время очередного приезда в Горький, Боннэр была там арестована и в августе того же года осуждена на 5 лет ссылки в этом городе. Ей инкриминировались «клеветнические» интервью и выступления за рубежом, а также составление некоторых документов МХГ, тоже признанных судом «клеветническими». Осуждение Боннэр фактически прервало связь Сахаровых с внешним миром.

Боннэр постоянно была объектом дискредитации в советской печати. Многомиллионными тиражами издавались статьи и брошюры, порочащие ее репутацию. Пропаганда рисовала образ «злого гения ученого». Сам Сахаров в своих Воспоминаниях высказывает предположение, что авторы этого мифа в конце концов сами в него поверили (по крайней мере, в записках КГБ в ЦК КПСС «негативное» влияние Боннэр на мужа постоянно подчеркивалось).

С момента активного включения Боннэр в правозащитную деятельность она подвергалась многочисленным обыскам и задержаниям, кроме того, власти применяли против нее и такой способ давления, как шантаж судьбой детей от первого брака. Ее дочь и сын были исключены из ВУЗов и в конце семидесятых годов эмигрировали. Когда невесте сына было отказано в разрешении выехать к нему в США, только голодовка супругов Сахаровых (22 ноября – 9 декабря 1981 в Горьком) позволила добиться, чтобы ее выпустили за границу. Всемирная известность Сахарова позволила Боннэр неоднократно выезжать за границу и возвращаться обратно (беспрецедентный для диссидентства факт), хотя после 1980 власти чинили препятствия этому. Последней поездки (во время отбытия ссылки!) удалось добиться уже в период правления Горбачева тремя длительными голодовками Сахарова. Во время этой поездки (декабрь 1985 – июнь 1986) была написана ее первая мемуарная книга – Постскриптум о событиях 1983–1986.

Вернувшись из ссылки в Москву вместе с Сахаровым в декабре 1986, Боннэр активно включилась в общественно-политическую жизнь перестроечной эпохи. В 1988 она стала одним из основателей общественно-политического клуба «Московская трибуна», в 1988–1989 (уже вместе с мужем) несколько раз ездила за границу. После смерти Сахарова (14 декабря 1989) Боннэр уделяет особое внимание сохранению его творческого и нравственного наследия. Под ее руководством в мае 1991 состоялся первый Международный конгресс памяти А.Сахарова «Мир, прогресс, права человека». Ею созданы Фонд имени А.Сахарова, Архив, Музей и общественный центр имени А.Сахарова в Москве, Архив Сахарова в Бостоне (США).

Боннэр продолжает заниматься правозащитной и общественно-политической деятельностью. Присоединилась к защитникам Белого дома в августе 1991. Безоговорочно поддержала Президента РФ Б.Ельцина в его действиях по разгону Съезда народных депутатов РФ в сентябре-октябре 1993. В 1993–1994 была членом Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации, вышла из нее в декабре 1994 в знак протеста против первой чеченской войны. Регулярно публикуется в российской и зарубежной прессе. Выступает с критикой Президента Путина.

Живет в Москве и в г.Бостоне (США).


БОНХЁФФЕР, ДИТРИХ (Bonhoeffer, Dietrich) (1906–1945), немецкий лютеранский пастор и теолог, казненный за участие в заговоре против Гитлера. Родился 4 февраля 1906 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), в прусской провинции Силезия, вырос в Берлине. Изучал теологию в Тюбингенском, а затем в Берлинском университете (под руководством Адольфа фон Гарнака), там он защитил докторскую диссертацию (1927). Хотя Бонхёффер всегда восхищался Гарнаком, последним корифеем либеральной теологии 19 в., большее влияние на его мышление оказал Карл Барт, лидер т.н. диалектической теологии (или «неоортодоксии»). В 1928–1929 Бонхёффер работал помощником пастора в немецкой евангелической общине в Барселоне (Испания), в 1930–1931 стажировался в Объединенной теологической семинарии (Нью-Йорк). В 1931 он приступил к преподаванию теологии в Берлинском университете и в том же году стал лютеранским пастором.
Бонхёффер питал отвращение к Гитлеру, но чувствовал себя связанным лютеранским учением о двух царствах, разделяющим сферы церкви и государства. В апреле 1933 нацистское правительство запретило лицам еврейского происхождения занимать официальные должности не только на государственной службе, но и в церкви. Бонхёффер выступил с резким протестом. В конце 1933 он уехал в Англию, но перед этим принял участие в организации т.н. Исповедующей церкви (Bekennende Kirche), которая сопротивлялась влиянию нацистов в евангелической церкви. В 1935 Бонхёффер вернулся в Германию, где организовал и возглавил одну из семинарий Исповедующей церкви. В 1936 нацисты лишили его права на преподавательскую деятельность, за этим последовали запреты на выступления и публикации. После второго краткого визита в Нью-Йорк (1939) он стал активным членом подпольной антигитлеровской группы. В апреле 1943 был арестован и 9 апреля 1945 казнен через повешение в концлагере Флосенбюрг (Бавария).

Из писем и заметок, написанных Бонхёффером в заключении, была составлена книга Сопротивление и покорность (Widerstand und Ergebung, 1951). Содержащиеся в ней идеи (в частности, его взгляды на роль христианства в мире, ставшем совершеннолетним; представление о безрелигиозном христианстве; идея нерелигиозного, «мирского» истолкования библейских понятий), пусть окончательно не разработанные, оказали сильное влияние на протестантскую теологию 20 в.

Бонхёффер подтвердил точку зрения евангелической церкви и диалектической теологии К.Барта, согласно которой суть христианства состоит не в том, что люди могут сделать для Бога, а в том, что Бог сделал для людей. Он резко выступал против любых попыток сочетать христианство с другими идеологиями, будь то нацизм или религиозные и этические теории либеральных теологов 19 в.

Основные труды Бонхёффера: Sanctorum communio (1927); Акт и бытие (Akt und Sein, 1930); Жизнь сообща (Gemeinsames Leben, 1938); Этика (Ethik, 1949).


БООС, ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (р. 1963). Заместитель председателя Государственной Думы третьего созыва. Родился 22 января 1963 в Москве.
Окончил 21 английскую спецшколу. В 1984–1986 – техник особого конструкторского бюро кабельной промышленности, дорожный рабочий. В 1986 окончил Московский Энергетический институт по специальности «инженер-электрик световых приборов». В 1986–1988 служил в Вооруженных силах на Дальнем Востоке.

В 1988–1991 – старший инженер, младший научный сотрудник во Всесоюзном научно-исследовательском светотехническом институте. По совместительству – преподаватель математики в средней школе № 247 Москвы. В 1991–1995 – генеральный директор «Научного-производственного светотехнического предприятия «Светосервис» (Москва). Возглавляемая Г.Боосом компания «Светосервис» за три-четыре года своей деятельности сумела взять под контроль 40% «светового» рынка столицы (освещение улиц, административных зданий, памятников и т.д.). Начав с установки светового оборудования в зубоврачебном кабинете районной поликлиники (первый заказ фирмы), «Светосервис» превратился в корпорацию с множеством дочерних предприятий, обеспечивая освещение 350 объектов в Москве и более тридцати по России. Среди клиентов фирмы Северо-Восточный округ Москвы, МКАД, МГУ, аэропорт «Домодедово», трасса Москва – Санкт-Петербург и т.д. За ночную подсветку Москвы Г.Боос получил Государственную премию.

С декабря 1995 – депутат Государственной Думы второго созыва от Медведковского избирательного округа № 196 Москвы, выдвигался от группы избирателей, избран при поддержке мэра Москвы Ю.Лужкова. В Думе вошел в состав комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. В 1997 избран заместителем председателя фракции НДР.

В сентябре 1998 назначен руководителем Госналогслужбы РФ в правительстве Е.Примакова (сменил на этом посту Бориса Федорова), сложив депутатские полномочия. 23 декабря 1998 Указом Президента Российской Федерации Б. Ельцина Государственная налоговая служба Российской Федерации была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. С декабря 1998 по май 1999 – министр РФ по налогам и сборам. Вышел в отставку вместе с правительством Е.Примакова.

В августе-декабре 1999 – руководитель избирательного штаба блока «Отечество – Вся Россия», который возглавляли Е.Примаков, Ю.Лужков и В.Яковлев. В декабре 1999 вновь избран депутатом Государственной Думы третьего созыва от Медведковского избирательного округа № 196 Москвы. Одновременно включен в федеральный список избирательного блока «Отечество – Вся Россия» под первым номером в Московском региональном списке.

В феврале 2000 избран заместителем председателя Государственной Думы от фракции «Отечество – Вся Россия». Как заместитель председателя Государственной думы в частности отвечает за связи российской Думы со странами Центральной, Восточной и Южной Африки. В сферу его интересов входят Габон, Кения, Буркина-Фасо, Танзания, Замбия, Мозамбик, Зимбабве, Намибия, ЮАР, Конго. Активно занимается вопросами налогового законодательства и вопросами электроэнергетики. Является в частности автором законопроекта «О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ», который предусматривает, что уклонение от уплаты налогов признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов за налоговый (отчетный период), превышает 50% от суммы задекларированных налогоплательщиком налогов, а в особо крупном размере – 100%. При этом предусматривается для организаций и физических лиц сохранение ныне действующего размера налогов, при неуплате которых они не подпадают под действие статей 198 и 199 Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за уклонение граждан и организаций от уплаты налогов. В настоящее время уклонение от уплаты налогов признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаты превышает для физических лиц 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для организаций – 1000 МРОТ, а в особо крупном размере – соответственно 500 и 5000 МРОТ. По мнению Бооса такой подход представляется «несправедливым, поскольку он не учитывает масштабы деятельности как организаций, так и физических лиц (индивидуальных предпринимателей)». Он активно защищал интересы города Москвы при принятии в Государственной думе РФ в октябре 2002 закона о реформе электроэнергетики.

В 2002 избран членом Высшего совета партии «Единая Россия».

Кандидат технических наук. Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства (1996).

Женат, имеет дочь. Увлекается ездой на мотоцикле.

Александр Кынев



БОР, НИЛЬС ХЕНРИК ДАВИД (Bohr, Niels Henrik David) (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1922, присужденной за создание квантовой теории строения атома. Родился 7 октября 1885 в Копенгагене. Физическое образование получил в Копенгагенском университете, который окончил в 1908. Здесь же выполнил свою первую научную работу – экспериментальное и теоретическое исследование поверхностного натяжения воды (1907–1910), за которую был удостоен золотой медали Датского научного общества. В 1911 получил степень доктора философии, написав работу по электронной теории металлов. После защиты диссертации провел несколько месяцев в Кембридже в Кавендишской лаборатории у Дж.Дж.Томсона, затем направился в Манчестер, где работал под руководством Э.Резерфорда и читал курс математической физики. В 1916 стал профессором Копенгагенского университета, а с 1920 и до конца жизни руководил созданным им Институтом теоретической физики.
В 1943, спасаясь от преследований нацистов, Бор бежал из Дании – датские антифашисты переправили его в Швецию, откуда он перебрался в Англию, а затем в США. Здесь Бор консультировал физиков, работавших над созданием атомной бомбы, но не участвовал непосредственно в этой работе и выступал против применения атомного оружия. В 1945 он вернулся в Копенгаген и вознобновил работу в своем институте.

В 1917 Бор был избран членом Датского королевского научного общества, в 1939 – его президентом. С самого основания датской Комиссии по атомной энергии (1955) и Института теоретической ядерной физики (НОРДИТА, 1957) Бор был их бессменным председателем. Ученый создал целую школу физиков. В его Институте теоретической физики в разное время работали Ф.Блох, В.Вайскопф, Х.Краммерс, Л.Д.Ландау, Дж.Уилер и др. Бор был членом многих иностранных научных обществ и академий, в том числе АН СССР (с 1929). Среди наград ученого высший орден Дании – Орден Слона, медаль Гельмгольца. В 1957 ему была присуждена премия «Атом во имя мира». Бор – автор книг Теория спектров и строение атомов (Theory of Spectra and Atomic Constitution, 1922), Атомная теория и описание природы (Atomteorie og Naturbeskrivelse, 1929), Атомная физика и человеческое познание (Atomic Physics and Human Knowledge, 1958) и др. Умер Бор в Копенгагене 18 ноября 1962.

Становление Бора как ученого происходило в очень острый для физики период, когда она вплотную подошла к изучению атомных процессов. Был накоплен огромный экспериментальный материал, весьма противоречивый с точки зрения известных законов и представлений о строении атома. Речь идет прежде всего о спектроскопических данных: неизменные, с дискретными линиями спектры атомов нельзя было объяснить в рамках планетарной модели строения атома, предложенной Резерфордом. Резерфордовский атом не согласовывался также с законами электродинамики Максвелла – Лоренца: при таком строении атом должен быть в высшей степени неустойчивым. Заслуга Бора состояла в том, что он устранил принципиальные недостатки модели Резерфорда, введя квантовые представления в теорию строения атома. В 1913 он создал свою теорию строения водородоподобного атома, основанную на двух постулатах, прямо противоречащих законам классической физики. Первый из них состоял в том, что электрон может находиться в атоме лишь на стационарных разрешенных орбитах, двигаясь по которым, он, вопреки законам электродинамики, не излучает энергию. Второй постулат утверждал, что электрон может скачком перейти на более близкую к ядру, также разрешенную орбиту, испустив при этом квант энергии, равный разности энергий атома в стационарных состояниях. Теория Бора позволила объяснить целый ряд экспериментальных фактов, в частности природу линейчатых спектров атомов и закономерности перехода от одного элемента к другому в периодической таблице Менделеева. В 1923 Бор пришел к идее оболочечной структуры атома, основанной на классификации электронных орбит по главному и азимутальному квантовым числам. В 1918 он сформулировал так называемый принцип соответствия, показывающий, при каких условиях существенны квантовые ограничения, а когда с достаточной степенью точности выполняются законы классической физики.

Большой вклад внес Бор и в развитие квантовой механики. В 1927 он сформулировал важный для ее понимания принцип дополнительности, породивший известные дискуссии с А.Эйнштейном о детерминизме.

Примерно с 1930-х годов круг интересов Бора все более сосредоточивался на проблемах ядерной физики. В 1936 он предложил общую теорию составного ядра, объясняющую механизм протекания ядерных реакций. Согласно Бору, ядерная реакция протекает в две стадии. На первой происходит захват налетающей частицы ядром и образование «составного ядра» с высокой энергией, подобного сильно нагретой капле жидкости. На второй стадии ядро отдает излишек энергии, испуская элементарную частицу или излучение (испарение капли). Тяжелое ядро может после захвата частицы распасться на два «осколка» сравнимых размеров. В 1939 Бор совместно с Дж.Уилером создал теорию деления ядер, в котором высвобождается огромное количество энергии, показал спонтанное деление урана. В 1940–1950-х годах ученый занимался вопросами взаимодействия элементарных частиц со средой.

БОРДЕ, ЖЮЛЬ ЖАН БАТИСТ ВЕНСАН (Bordet, Jules Jean Baptiste Vincent) (1870–1961), бельгийский бактериолог и иммунолог, удостоенный в 1919 Нобелевской премии по физиологии и медицине за работы в области иммунологии. Родился 13 июня 1870 в Суаньи (Бельгия). Окончил Брюссельский университет, где в 1892 получил степень доктора медицины. В 1894–1901 работал в лаборатории И.И.Мечникова в Пастеровском институте в Париже, в 1901 организовал Пастеровский институт в Брюсселе, директором которого оставался до 1940. В 1907–1935 преподавал бактериологию в Брюссельском университете.
Основные научные работы Борде посвящены иммунологии. Он первым доказал, что в основе иммунных реакций лежат физико-химические процессы. Совместно с О.Жангу описал реакцию связывания комплемента – иммунных белков, присутствующих в сыворотке крови человека и животных и обусловливающих бактерицидное действие крови. Фиксация комплемента стала прообразом реакции Вассермана, использующейся сегодня для выявления сифилиса. Борде обнаружил два типа сывороток, обладающих противомикробным действием: содержащих комплемент, который присутствует в сыворотке до иммунизации, и содержащих антитела, которые образуются в результате вакцинации. В 1906 выделил бациллу – возбудителя коклюша; в 1921 установил природу основных иммунных реакций – агглютинации и преципитации.

Умер Борде в Брюсселе 6 апреля 1961.

БОРИС III (Boris III) (1894–1943), царь Болгарии, сын Фердинанда I (из дома Саксен-Кобург-Готских) и княгини Марии Луизы Бурбон-Пармской. Родился 30 января 1894 в Софии. Учился в Национальной военной академии и Софийском университете; в годы первой и второй балканских войн – майор болгарской армии; в годы Первой мировой войны состоял при штабе главнокомандующего. В 1920-е годы, балансируя между различными политическими силами страны, постепенно шел к упрочению своей власти в Болгарии. Занял трон 3 октября 1918 после отречения Фердинанда I. В 1930 Борис женился на принцессе Джованне Савойской, дочери короля Италии Виктора Эммануила III, нареченной после православного обряда венчания царицей Иоанной. Воспользовавшись переворотом 19 мая 1934 (отмена Тырновской конституции, роспуск политических партий), с начала 1935 фактически установил в стране режим единоличной монархической власти. 1 марта 1941 Болгария официально присоединилась к Тройственному пакту, в декабре 1941 объявила войну США и Англии. Учитывая сильные русофильские настроения болгар, царю Борису удалось убедить Гитлера не отправлять болгарские войска на советско-германский фронт и использовать их в основном в оккупационной зоне в Югославии и Греции.
28 августа 1943, вернувшись после визита в Германию, где Борис встречался с Гитлером (13–15 августа), он скоропостижно скончался, по официальной версии от сердечного приступа. Болгарский престол перешел к малолетнему сыну Бориса Симеону II (р. 1933), правившему при регентском совете до 1946, когда по итогам референдума Болгария была провозглашена республикой.


БОРИС ГОДУНОВ (ок. 1552–1605) (Борис Федорович Годунов), русский царь (1598–1605). Точная дата его рождения неизвестна. Происходил он из семьи, имевшей татарские корни, глава которой в 14 в. поступил на службу к московским князьям. Воспитывался при дворе Ивана Грозного. Из рядового опричника стал приближенным царя. Был женат на дочери Малюты Скуратова, главы опричников. Сестра Бориса Ирина стала женой Федора – сына Ивана IV.
В 1584, незадолго до смерти, Иван назначил Никиту Романовича, дядю Федора, его опекуном – главой т.н. Регентского совета – с целью надзора за государственными делами, поскольку не доверял умственным способностям сына. Однако в 1586 Никита Романович умер, а Борис Годунов (член Регентского совета) стал фактическим правителем России.

Борис правил умело и стяжал народное признание. Он прекратил террор Ивана IV, но продолжал его политику укрепления самодержавной власти царя. Борис ослабил влияние важнейших боярских родов (Шуйских, Романовых и др.), пытавшихся сместить Федора, чтобы посадить на трон его брата Дмитрия – сына Ивана от последней, пятой жены, или же хотя бы развести Федора и сестру Бориса ввиду их бездетности. Годунов продолжал опираться на служилое дворянство, которое за службу щедро вознаграждалось поместьями. Крестьяне были окончательно закреплены за владельцами. Борис укрепил государственные финансы, поддерживал торговлю с англичанами и голландцами, стремился наладить отношения с Западной Европой. В результате войны с Швецией в 1590–1593 были возвращены города Ям, Орешек, Ивангород и другие, влияние России распространилось на Кавказ (расширились связи с Грузией, была построена крепость в устье р.Терек), закрепилось в Сибири. Главным достижением периода опекунства Бориса стало возвышение в 1589 Московской митрополии до статуса патриархата, что сделало Русскую церковь независимой от Греческой.

В 1598, после смерти Федора, не оставившего наследников, Борис был избран царем на Земском соборе – собрании бояр, высшего духовенства и представителей купечества, городов и земель. Со смертью Федора пресеклась царская династия Рюриковичей, ибо в 1591 при загадочных обстоятельствах умер его единокровный брат Дмитрий.

Борис продолжал политику, которая осуществлялась им при опекунстве, однако в 1601–1603 страну постиг страшный голод. Недовольство народа и боярские козни создавали угрозу царской власти. Борис возродил разветвленную систему шпионов и соглядатаев, а также многие жестокости времен Ивана IV.

В 1603 в Польше появился претендент на русский престол, который объявил себя Дмитрием, якобы чудом избежавшим смерти. В 1604 при поддержке поляков самозванец предпринял поход на Москву. Хотя его небольшое войско быстро росло за счет восставших крестьян, разрозненных русских отрядов и казаков, Лжедмитрий не добился особых успехов до 13 (23) апреля 1605, когда Борис скоропостижно скончался. Престол наследовал его сын Федор, но бояре оказали поддержку претенденту, и законный царь был убит. Смерть Бориса знаменовала наступление кризисной эпохи в истории России – Смутного времени, продолжавшегося до 1613.


БОРИС И ГЛЕБ, СВВ. (в крещении Роман и Давид), князья, смиренно претерпевшие мученическую смерть, первые среди святых Русской православной церкви. Младшие сыновья великого князя киевского Владимира Святославича. Согласно традиции, Борис, родившийся ок. 990, был старшим из двух (что подчеркивается и в иконописи, где Борис бородат, а Глеб безбород). При родовом разделе земель (ок. 994–996) Борис получил Ростов, а Глеб – Муром. Оба князя ревностно обращали местных язычников в христианство, и оба пали жертвой старшего брата Святополка («Окаянного»), который, не брезгуя ничем, пытался утвердиться на киевском престоле. Летописные тексты, излагающие эти трагические события, читаются не как воинская хроника междоусобиц, а как жития страстотерпцев.
Когда Владимир скончался (летом 1015), дружина побуждала Бориса идти на Киев, дабы принять княжение, но он отверг этот призыв, не желая нарушать принципа родового старшинства. Ясно прозревая преступный замысел брата и добровольно идя навстречу смерти, он отпустил своих воинов, оставшись на р. Альте с небольшим числом слуг. В ночь на 24 июля подосланные убийцы, приблизившись к шатру Бориса, услышали, как князь распевает псалмы. Пронзенное копьями тело повезли к Святополку, который, узнав, что брат еще дышит, приказал добить его мечом. Тайно захоронив Бориса, Святополк послал за Глебом – будто бы к заболевшему отцу. Предчувствуя, подобно Борису, неминуемую гибель, Глеб смиренно ждал ее, проводя время в молитвах об отце и брате. 5 сентября его зарезали, словно жертвенного агнца (символично, что убийцей стал его же повар), в устье р.Смядыни, захоронив в той же вышгородской церкви св. Василия, что и Бориса. Церковь через некоторое время сгорела, и на ее месте была сооружена клеть, куда были перенесены нетленные останки святых братьев.

В сказании о братьях они именуются «небесными человеками и земными ангелами», молитва к которым способна отогнать «бранный меч и междоусобие». Молва о многочисленных чудесах у их гроба ускорила канонизацию (не позднее 1039). Церковь отмечает память первых русских святых 2 (15) мая, в день перенесения их мощей в новую церковь (еще раз перенесенные в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, мощи были утрачены при нашествии Батыя), а также в день убиения Бориса 24 июля (6 августа).

История братьев-мучеников не раз вдохновляла летописцев. Древнейшие и наиболее полные варианты сказаний, принадлежащие к числу лучших образцов древнерусской литературы, приписываются Нестору и черноризцу Иакову (11 – начало 12 вв.).

БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667), итальянский архитектор. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Учился у Карло Мадерна в Риме. Работал каменотесом на строительстве собора св. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада; его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).
Произведения Борромини – одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство. Умер Борромини в Риме 2 августа 1667.


БОРХЕС, ХОРХЕ ЛУИС (Borges, Jorge Luis) (1899–1986), аргентинский писатель, известный прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о серьезных научных проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй.
Родился 24 августа 1899 в Буэнос-Айресе. Учился в Швейцарии, в 1918 переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам – авангардной группе поэтов. Вернувшись в Аргентину в 1921, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. Со временем Борхес отошел от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники Вымыслы (Ficciones, 1944), Хитросплетения (Labyrinths, 1960) и Сообщение Броуди (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе Смерть и буссоль борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ Фунес, чудо памяти рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями.

В 1955 Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины и занимал этот пост до 1973. В начале 1950-х годов он вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

В 1961 Борхес разделил с С.Беккетом Международную издательскую премию. Его поздние стихи были опубликованы в сборниках Делатель (El Hacedor, 1960), Хвала тени (Elogia de la Sombra, 1969) и Золото тигров (El oro de los tigres, 1972). В 1979 Борхес получил Премию Сервантеса – самую престижную в испаноязычных странах награду за заслуги в области литературы. Его последней прижизненной публикацией была книга Атлас (Atlas, 1985) – собрание стихов, фантазий и путевых записок. Умер Борхес в Женеве 14 июня 1986.

БОССЮЭ, ЖАК БЕНИНЬ (Bossuet, Jacques Bnigne) (1627–1704), французский проповедник, епископ Мо. Родился 27 сентября 1627 в Дижоне. Окончил иезуитскую школу в родном городе, а затем, в возрасте 15 лет, отправился в Париж, чтобы изучать философию и теологию в Наваррском коллегиуме (Collge de Navarre). В 1652 получил степень доктора теологии. В 1661 Людовик XIV назначил его проповедником в Шапель-Рояль; в этой должности Боссюэ произнес некоторые из лучших своих проповедей и знаменитых надгробных речей. В 1671 ему было поручено воспитание дофина. В 1681 он стал епископом Мо, посвятив остаток жизни защите католической религии. Умер Боссюэ в Париже 12 апреля 1704.
Боссюэ был не только одним из самых красноречивых проповедников всех времен, но и выдающимся историком, защитником чистоты католического вероучения и духовным лидером Французской церкви в последние десятилетия 17 в. К числу его самых знаменитых надгробных речей принадлежат речи, посвященные памяти Генриетты Французской, Генриетты Английской, Людовика Бурбона и принца Конде. Его Рассуждения о всеобщей истории (Discours sur l'histoire universelle), написанные как учебное пособие для дофина, явились, при всей их богословской направленности, одним из первых исторических исследований, предлагавших анализ причин исторических событий и определенную философию истории.

Выступая поборником догматической строгости, Боссюэ осудил рационалистическое истолкование Св. Писания Р.Симоном и квиетизм Фенелона. Он стремился воссоединить протестантов с католиками, и, возможно, его труд История изменений протестантских церквей (Histoire des variations des glises protestants, 1688) следует считать основным в творчестве проповедника. Боссюэ был одним из величайших французских прозаиков. Его красноречие изысканно, слог нередко становится поэтичным и живописным, отмеченным яркой образностью и одушевленным глубоким религиозным чувством. В 1671 он был избран членом Французской Академии.


БОСУЭЛЛ, ДЖЕЙМС (Boswell, James) (1740–1795), шотландский писатель, автор знаменитой Жизни Сэмюэла Джонсона. Родился 29 октября 1740 в Эдинбурге. В детстве учился в частной школе Манделла в Эдинбурге, затем занимался дома под руководством учителей-клириков. Тринадцати лет (что не было редкостью) поступил в Эдинбургский университет, с 1759 продолжил подготовку к юридической карьере в университете Глазго. В 1762 сдал экзамены по гражданскому праву.
16 мая 1763 Босуэлл познакомился в Лондоне с Сэмюэлем Джонсоном, и к августу они настолько подружились, что, когда молодой человек с неохотой уезжал в Утрехтский университет для продолжения занятий правом, Джонсон провожал его в Харвиче. Проведя унылый год в Голландии, Босуэлл отправился в путешествие по Германии, Швейцарии, Италии и Франции (1764–1766). Самой важной и рискованной затеей во время этих странствий была поездка на Корсику, где шло восстание против Генуи под руководством знаменитого Паскуале ди Паоли. Поездка дала толчок его первой значительной работе Рассказ о Корсике: Дневник поездки на этот остров и воспоминания о Паскале Паоли (An Account of Corsica, The Journal of a Tour to that Island; and Memoirs of Pascal Paoli, 1768), доставившей ему лестное прозвище Босуэлл Корсиканский.

Принятый 26 июля 1766 в адвокатское сословие Шотландии, Босуэлл стал лучшим адвокатом, чем можно было ожидать, если иметь в виду, что его «насильно загнали на эту службу». Очередным важным событием в его жизни было совместное путешествие с Джонсоном на Гебриды (август – ноябрь 1773). Оба написали очерки о поездке в эти края (Босуэлл напечатал свой очерк только после смерти Джонсона в 1784). В 1773 его избрали в члены знаменитого Клуба. Следующие десять лет Босуэлл вел постоянную юридическую практику; в это же время он написал для журнала «Лондон мэгэзин» серию из 70 очерков Ипохондрик (The Hypochondriack, 1777–1783).

Перейдя в английскую адвокатуру (9 февраля 1786) и переехав в Лондон, он почти потерял практику, но успех Дневника путешествия на Гебриды (Journal of a Tour to the Hebrides, 1785) вдохновил его на биографию Джонсона. Подавленный смертью жены, утратой адвокатской практики и возможной политической карьеры, обремененный долгами и расходами на содержание и образование пятерых детей, Босуэлл самоотверженно подвигал к завершению самый значительный из всех известных биографических трудов. В количестве 1750 экземпляров двухтомник Жизнь Сэмюэла Джонсона (Life of Samuel Johnson) вышел 16 мая 1791, в 28-ю годовщину знакомства Босуэлла с Джонсоном, и быстро разошелся. Второе издание появилось в 1793, третье, пересмотренное и исправленное Э.Мэлоуном, в 1799. Публикация Жизни Джонсона была последним крупным событием в литературной судьбе Босуэлла. Умер Босуэлл в Лондоне 19 мая 1795.


БОСХ, ИЕРОНИМУС (Bosch, Hieronymus) (ок. 1450–1516), фламандский живописец. Иеронимус Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в местечке Хертогенбос в Голландии ок. 1450; там он вступил в братство Богоматери и работал около сорока лет вплоть до своей смерти в 1516. Кроме этих скудных фактов, о жизни художника ничего не известно.
Судя по тематике картин Босха, он смотрел отнюдь не оптимистически на возможность искупления человеческих грехов. В большинстве произведений художника человек словно погружен в море безумия, и когда в мир является Спаситель, Он подвергается жестоким насмешкам задыхающихся от ненависти людей. Даже святые на картинах Босха во время молитвы и покаяния одержимы мучениями и дьявольскими искушениями.

На расписанной Босхом столешнице (Мадрид, Прадо) изображены семь смертных грехов, Смерть, Страшный Суд, Ад и Рай. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству. В медальоне с изображением Ада впервые появляются чудовища, которые затем заполонят большинство картин Босха. Некоторые из них известны западному искусству со времен Средневековья, другие – омерзительные создания-гибриды – порождены изощренной фантазией самого Босха.

Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. В верхней части толпа увлекает за собой кроткого и смиренного Христа, а в нижней изображены ведомые на Голгофу два разбойника, один из которых уверовал перед смертью. Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план.

Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Только в противопоставлении очевидному, явному злу художник может дать некоторое понятие о сияющем свете Христа.

Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. 1500, Мадрид, Прадо). В его центральной части изображен большой воз сена, окруженный множеством людей самых разнообразных профессий. Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Таким образом Босх отдал должное человеческой глупости и жадности; для пояснения своей мысли он изобразил на первом плане аллегории семи смертных грехов. На фоне неба показан Христос с распростертыми руками, в страдании созерцающий безумие человечества. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Возможно, это аллегорическое изображение жизненного пути, где человека на каждом шагу подстерегают грехи.

В триптихе Искушение св. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Эти фантастические образы могут заключать в себе множество скрытых смыслов, но расшифровать их совсем не просто. Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме; напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу.

Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2,1ґ3,9 м) и самое загадочное из творений Босха. На внешней стороне створок триптиха изображен мир в третий день Творения; на внутренней представлены Рай и Ад. Придуманный художником мир кишит причудливыми образами: обнаженные люди собирают гигантскую землянику, занимаются любовью внутри хрустальных шаров или скачут верхом на певчих птицах, превосходящих размером самих людей. Этот сад мог бы показаться обителью счастья, если бы не нелепость населяющих его существ и не гротескный характер всего происходящего.

Ученые безуспешно ищут ключ к разгадке удивительных образов Босха. В нем видят то алхимика, то гениального мыслителя, черпавшего вдохновение в трудах мистиков более раннего времени, то художника, находящегося в плену ритуалов еретической секты. Ни одно из этих объяснений не кажется удовлетворительным. Образы Босха – острые, ироничные, фантастические; в его мировоззрении преобладают эсхатологические мотивы.


БОТА, ЛУИС (Botha, Louis) (1862–1919), премьер-министр Южно-Африканского союза. Родился в Грейтауне 27 сентября 1862 в семье переселенца. В 1869 семья Боты обосновалась в Оранжевом свободном государстве. Бота учился в немецкой миссионерской школе. В возрасте 22 лет переехал в Зулуленд, где участвовал в создании нового республиканского правительства. В 1886 стал чиновником в Свазиленде, позднее работал в законодательной ассамблее Трансвааля. Во время англо-бурской войны (1899–1902) командовал бурской армией у Ледисмита. Нанеся поражение британским войскам в Коленсо и Спион-Коп, задержал продвижение сил под командованием Робертса на Преторию. В 1900 Бота был назначен главнокомандующим вооруженных сил буров и организовал успешную партизанскую войну. Участвовал в переговорах, которые завершились подписанием Феринихингского мирного договора в мае 1902.
После войны стал председателем партии «Народ». В феврале 1907 Бота был избран премьер-министром Трансвааля после того, как Великобритания предоставила колонии самоуправление. Готовность к компромиссам обеспечила Боте широкую поддержку среди буров и англичан. Он был одним из лидеров, предложивших объединение четырех бурских колоний в единое государство Южная Африка, и возглавлял делегацию Трансвааля на Союзном конвенте 1908–1909. В 1910 Бота стал первым премьер-министром Южно-Африканского Союза и оставался на этом посту до конца жизни.

Опираясь на поддержку Южно-Африканской партии, состоявшей в основном из голландцев, Бота успешно справился с проблемами, вызванными иммиграцией из Индии и восстанием белых шахтеров в Витватесранде в июле 1913. Во время Первой мировой войны подавил восстание 12 тыс. буров под руководством генерала Христиана де Вета, который был против вступления ЮАС в войну. В 1915 участвовал в завоевании германской Юго-Западной Африки (позднее Намибия). В 1919 совместно с генералом Смэтсом представлял Южно-Африканский Союз на Версальской мирной конференции. Умер Бота в Претории (Трансвааль) 27 августа 1919.


БОТА, ПИТЕР ВИЛЛЕМ (Botha, Pieter Willem) (р. 1916), президент ЮАР. Родился в округе Поль-Ру (Оранжевое свободное государство, Южная Африка) 12 января 1916. Учился в университете Блумфонтейна. В возрасте 20 лет стал штатным функционером Национальной партии. Обладавший большой работоспособностью и пользовавшийся репутацией крагдадигхейда – человека, способного жестко говорить и поступать, – продвигался вверх по партийной лестнице, опираясь на поддержку в Капской провинции. В 1948 был избран в парламент, в 1961 получил пост министра внутренних дел, а затем возглавлял министерство торговли и министерство по делам цветных. В 1966 стал руководителем отделения партии в Капской провинции и министром обороны.
Бота стал премьер-министром в сентябре 1978 после отставки Дж.Форстера из-за скандала, угрожавшего единству Национальной партии. Южная Африка укрепила свои вооруженные силы, численность которых увеличилась после того, как к службе в армии были допущены черные граждане. Бота был против предоставления равных прав цветным (лицам смешанного происхождения), черным африканцам и азиатам, однако проводил гибкую политику, рассчитывая ослабить движение против апартеида. Были смягчены некоторые сегрегационные законы и введена в действие новая конституция, предусматривавшая включение в политическую систему цветных и азиатов (но не африканцев) на правах «младших партнеров» белых. Во внешней политике Бота стремился ослабить национально-освободительные движения в соседних государствах – Мозамбике, Анголе, Зимбабве, поддерживая антиправительственные группировки в этих странах; отказывался уйти с оккупированных территорий в Намибии. 5 сентября 1984 Бота был избран на пост президента ЮАР. В феврале 1989 после инсульта ему пришлось уйти с поста руководителя Национальной партии. 14 августа 1989 Бота оставил пост президента.


БОТТА, ПОЛЬ ЭМИЛЬ (Botta, Paul-mile) (1802–1870), французский археолог и дипломат. Сын Карло Ботта, родился в Турине (Италия) 6 декабря 1802. Получил медицинское образование, путешествовал, с 1830 служил врачом у египетского паши Мухаммеда-Али и сопровождал его в походе против турецкого султана в Сирию, где собрал ценную зоологическую коллекцию. В 1833 Ботта был назначен французским консулом сначала в Александрии, а в 1842 – в Мосуле (в совр. Ираке). Заинтересовавшись археологией, начал в 1843 раскопки в районе Хорсабада (близ Мосула) и вскоре обнаружил развалины ассирийского города Дур-Шаррукин с дворцом царя Саргона II, которые принял за развалины Ниневии (на самом деле она находилась на другом берегу Тигра). Найденные там памятники (в частности, статуи крылатых быков с человеческими головами) хранятся ныне в ассирийской коллекции Лувра. В 1845–1851 раскопки на другом берегу начал О.Лэйярд (который и обнаружил Ниневию). Кроме работ по ассирийской клинописи, Бота опубликовал труды Надписи, открытые в Хорсабаде (Inscriptions dcouvertes Khorsabad, 1848) и Памятник Ниневия (Monument de Ninive, 1849–1850). Последняя работа (состоящая из одного тома текста самого Ботты и 4-х томов рисунков прикомандированного французским правительством художника Эжена Наполеона Фландена) считается первым значительным трудом в области ассирийской археологии. В 1847–1857 Ботта был французским генеральным консулом в Иерусалиме, в 1857–1870 – генеральным консулом в Триполи. Умер Ботта в Ашере (близ Пуасси) 29 марта 1870.

 

БОТТИЧЕЛЛИ, САНДРО (Botticelli, Sandro) (1445–1510), один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения. Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату). После первоначального обучения у ювелира ок. 1462 Боттичелли поступил в мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции, Фра Филиппо Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов. Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине Боттичелли Аллегория силы (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).
Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици). Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435–1436), и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним.

Предметы, окружающие св. Августина, – пюпитр, книги, научные инструменты, – демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в. Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.

В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).

Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433–1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годов. К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло (1484–1490, Уффици). Но в Благовещении Честелло уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев. Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452–1498), – Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), – представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи.

Сохранилось мало рисунков самого Боттичелли, хотя известно, что ему часто заказывали эскизы для тканей и гравюр. Исключительный интерес представляет его серия иллюстраций к Божественной комедии Данте. Глубоко продуманные графические комментарии к великой поэме во многом остались незавершенными.

Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Боттичелли был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Почти для всех характерны ярко выраженная плоскостность и линеарность в трактовке формы, соединенные с откровенным маньеризмом. Умер Боттичелли во Флоренции 17 мая 1510.


БОУН, МЬЮРХЕД (Bone, Muirhead) (1876–1953), английский офортист, рисовальщик, литограф и живописец. Родился 23 марта 1876 в пригороде Глазго (Шотландия). Учился архитектуре и посещал вечерние классы Школы искусств в Глазго. В период учебы написал несколько картин; изучал гравюры Мериона, Уистлера и Хейдена. В 1899 Боун выпустил серию Офортов с видами Глазго (Etchings of Glasgow).
В 1901 художник переехал в Лондон, а через два года выставка его произведений привлекла внимание коллекционеров. Одна из лучших гравюр Боуна, Разрушение Сент-Джеймс-холла (The Demolition of St. James's Hall, 1905), выполнена выполнена в технике сухой иглы. В ней автору удалось передать гармоничные очертания одетого в строительные леса здания, продемонстрировав при этом прекрасное понимание архитектурной конструкции. Другими примерами непревзойденного владения техникой сухой иглы являются листы Тюрьма Эйр, Большой помост, Здание, Страстная пятница в Испании (Spanish Good Friday). Рисунки Боуна, исполненные карандашом, сепией и углем, также отличаются высочайшим мастерством. Во время Первой мировой войны он был официальным художником на Западном фронте и на флоте. В 1937 возведен в рыцарское достоинство. Умер Боун в Оксфорде 21 октября 1953.


БОУТС, ДИРК (Bouts, Dierik) (ок. 1415–1475), также Баутс, нидерландский живописец. Вероятно, учился в Голландии, поэтому его стиль и в годы работы мастера во Фландрии сохранял черты голландской школы. Около 1457 переехал в Лувен. Одно из самых значительных произведений Боутса – алтарь Таинство причастия (1464–1467) с изображением Тайной вечери и символически связанных с этой композицией сцен, в настоящее время находится в церкви св. Петра в Лувене. В 1468 Боутс получил заказ на изготовление серии картин для ратуши Лувена, посвященных теме правосудия; из этой серии он успел написать только диптих Правосудие Оттона III, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Для произведений Боутса характерны тончайшая проработка деталей, тщательная светотеневая моделировка формы. Умер Боутс в Лувене в 1475.

 

БОУЭН, ЭЛИЗАБЕТ (Bowen, Elizabeth) (1899–1973), англо-ирландская писательница. Родилась 7 января 1899 в Боуэнз-корт (графство Корк, Ирландия). Творческий путь начала с рассказов, работала в этом жанре и позже, достигнув значительных успехов в сборниках У Энн Ли (Ann Lee's, 1926), В объятья Чарльза (Joining Charles, 1929), Посмотрите-ка, сколько роз (Look at All Those Roses, 1941), Демон-любовник (The Demon Lover, 1945) и День во тьме (A Day in the Dark, 1965). Избранные рассказы (Collected Stories) Боуэн были опубликованы в 1981. Первый роман Боуэн – Гостиница (The Hotel, 1927) за ним последовали Последний сентябрь (The Last September, 1929), Друзья и родственники (Friends and Relations, 1931), К северу (To the North, 1932), Дом в Париже (The House in Paris, 1935), Смерть сердца (The Death of the Heart, 1938), Зной дня (The Heat of the Day, 1949), Мир любви (A World of Love, 1955), Девочки (The Little Girls, 1964) и Ева Траут (Eva Trout, 1968). Действие в этих романах попеременно происходит на Ривьере, в ирландской провинции, в Париже, Лондоне и в графстве Кент.
Боуэн рисует утонченное общество и анализирует его с глубокой проницательностью и остроумием, для нее характерно также поэтическое восприятие архитектуры и природы. Боуэн принадлежат критические работы Английские романисты (English Novelists, 1942) и Избранные впечатления (Collected Impressions, 1950), Отель Шелборн (The Shelbourne Hotel, 1951), В Риме (A Time in Rome, 1960), Семь зим (Seven Winters) и По зрелом размышлении (Afterthoughts), изданные в 1962 в одном томе. Умерла Боуэн в Лондоне 22 февраля 1973.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241


 

 

 


 

 


 

 

 

 

 



 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net