Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БЛАНКИ, ОГЮСТ (Blanqui, Louis Auguste) (1805–1881), французский социалист и революционер. Родился 1 февраля 1805 в альпийском селении Пюже-Тенье. Учился в Париже в 1815–1830. Вступил в тайное революционное общество карбонариев, в 1827 был ранен во время мятежа против правительства Карла X. Принимал участие в свержении монархии в ходе июльской революции 1830. Убедившись в предательстве революции Луи Филиппом, примкнул к наиболее радикальной оппозиции июльской монархии – Обществу друзей народа. Был арестован и заключен в тюрьму в 1831, а затем в 1836. В мае 1839, после провала восстания, организованного Тайным Обществом времен года, был вновь заключен в тюрьму, где находился до 1848. Начавшаяся в феврале 1848 революция открыла новые возможности для приложения революционных талантов Бланки. За участие в демонстрации, вылившейся 15 мая в разгон Учредительного собрания (против чего он, по сути дела, пытался выступать во время самой демонстрации), он был вновь арестован и находился в заключении до 1859.
После освобождения по амнистии, объявленной Наполеоном III, Бланки был вовлечен в новый «революционный цикл»: заговор, тюремное заключение, побег, изгнание. После 1865 руководил из Бельгии тайной организацией рабочих и студентов в Париже. Состоявшее из представителей средних слоев «правительство национальной обороны» сменило власть Наполеона III. Бланки поддерживал его до тех пор, пока не пришел к убеждению в слабости нового правительства.

17 марта 1871 был арестован за участие в мятеже 31 октября 1870. Бланкисты сыграли важную роль в истории Коммуны, однако им недоставало лидера. Парижская Коммуна избрала Бланки своим президентом, однако Тьер отказался обменять его на взятых коммунарами заложников.

Третья республика, возникшая на руинах Второй империи и Коммуны, держала Бланки в тюремном заключении вплоть до 1879, когда в результате политической кампании ему удалось стать членом палаты депутатов от Бордо. Умер Бланки в Париже 1 января 1881.

Его последователи создали фракцию в Интернационале и отдельную фракцию в Социалистической партии. После раскола по вопросу о буланжизме (движение за передачу власти популярному французскому генералу Ж.Буланже) остатки бланкистов со временем вошли в состав Социалистической партии Франции.

Несмотря на все поражения, Бланки оказал влияние на несколько поколений французских радикалов. Считается, что через русского революционера П.Н.Ткачева он повлиял на В.И.Ленина. Термин «бланкизм» все еще используют в Европе для характеристики путчистских или авантюристических политических идей.

БЛАНШАР, ЖАН ПЬЕР ФРАНСУА (Blanchard, Jean Pierre Franois) (1753–1809), французский воздухоплаватель, первым совершивший перелет через Ла-Манш. Родился 4 июля 1753 в Лез-Андели. В 1770-е годы безуспешно пытался построить летательный аппарат тяжелее воздуха – махолет, а после полета братьев Монгольфье в 1783 на воздушном шаре занялся созданием аэростатов. На своем первом аэростате, наполненном водородом, в 1784 совершил несколько полетов во Франции, затем в Англии. 7 января 1785 вместе с американским врачом Дж.Джеффрисом перелетел через Ла-Манш, поднявшись в воздух в Дувре и приземлившись в лесу близ Кале во Франции. Совершив несколько демонстрационных полетов в Европе, Бланшар отправился в Америку. Здесь 9 января 1793 перелетел из Филадельфии в Нью-Джерси. Последний, шестидесятый полет Бланшара (1808) закончился аварией. Умер Бланшар в Париже 7 марта 1809.
БЛАСКО ИБАНЬЕС, ВИСЕНТЕ (Blasco Ibaez, Vicente) (1867–1928), испанский романист. Родился 29 января 1867 в Валенсии, в мелкобуржуазной семье. Примкнув к республиканцам, активно участвовал в общественно-политической жизни страны, познал изгнание, неоднократно подвергался тюремному заключению. Восемь раз избирался депутатом кортесов. Во время Первой мировой войны активно выступал в защиту Антанты. Когда генерал Примо де Ривера захватил власть в Испании в 1923, Бласко Ибаньес бежал в Париж, где стал лидером антимонархической группы и развернул кампанию против диктатора. Умер в Медоне (Франция) 28 января 1928.
Романы Бласко Ибаньеса разделяются на провинциальные и общезначимые, выходящие за рамки провинциальной тематики и местного колорита. Из первых наиболее известны Хутор (La Barraca, 1898), В апельсиновых садах (Entre naranjos, 1900), Ил и тростник (Canas y barro, 1902), рисующие природу Валенсии и жизнь ее обитателей (так называемый «валенсианский цикл»). Вторую группу наилучшим образом представляют Четыре всадника Апокалипсиса (Los cuatro jinetes del Apocalipsis, 1915), Его морское святейшество (El Рapa del mar, 1925) и У ног Венеры ( los pies de Venus, 1926). В психологическом романе из жизни матадоров Кровь и песок (Sangre y arena, 1908) прозвучали мотивы социальной критики, сближающие Бласко Ибаньеса с писателями «Поколения 1898 года». В самой Испании его не считали писателем первого ряда, впечатление от его книг часто портит небрежный и маловыразительный стиль. Испытав значительное влияние натурализма, он стал переходной фигурой от критического реализма к «Поколению 1898 года». Бласко Ибаньес писал также рассказы и путевые очерки, работал для кино.


БЛЕЙК, УИЛЬЯМ (Blake, William) (1757–1827), английский поэт, художник, философ. Родился 28 ноября 1757 в Лондоне. Сын торговца трикотажем. В десять лет поступил в школу рисования Г.Парса. Примерно пятнадцати лет от роду был взят в ученичество к граверу; в 1779, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780). В 1784 женился на Кэтрин Баучер. В 1783 друзья Блейка оплатили публикацию Поэтических набросков (Poetical Sketches). Вскоре после этого он занялся торговлей гравюрами и эстампами совместно с Дж.Паркером, сотоварищем по ученичеству; партнерство длилось до 1787. В том году он потерял самого любимого из своих братьев – Роберта. В 1791 Блейк начал выпускать знаменитые ныне «иллюминированные книги» – отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые экземпляры.
Вплоть до тридцатилетия Блейка его работы были известны в сравнительно узком кругу. Он стал больше известен после того, как взялся иллюстрировать популярную в середине 18 в. философскую поэму Э.Юнга Ночные размышления (Night Thoughts). Блейк быстро выполнил 537 акварельных рисунков; их следовало выгравировать и отпечатать на больших листах как обрамление текста поэмы. В 1797 была отпечатана 1-я часть с 43 гравюрами; издание не имело успеха и было остановлено. К счастью, Блейк нашел мецената, Т.Батса, чиновника в управлении главного вербовщика, который постоянно покупал его картины на протяжении следующих тридцати лет.

В 1818 Блейк познакомился с молодым живописцем Джоном Линнелом, они подружились, и Линнел предложил Блейку выполнить – с его финансовой помощью – гравюры-иллюстрации к Книге Иова. Они были опубликованы в 1826. После этой работы, снова при поддержке Линнела, Блейк начал готовить 100 иллюстраций к Божественной комедии Данте и закончил 7 гравюр. Последние прожитые им годы были самым счастливым периодом его жизни. Умер Блейк в Лондоне 12 августа 1827.

Блейк-поэт занимает место в первом ряду английских писателей. Его произведения можно разделить на две группы: лирические и философские (или мистические). Он превосходно знал поэзию елизаветинцев и последующего времени, и в самых ранних его стихах, вошедших в Поэтические наброски (1783), заметны элементы подражания.

В 1789 Блейк выпустил Песни невинности (Songs of Innocence), первую серьезную работу, предназначенную для издания его новаторским методом «иллюминированной печати» – когда текст и декорирующий рисунок гравируются как единое целое. Детское простодушие многих стихотворений совершенно искренно, в них содержится предвестие «романтического возрождения», начало которому положит У.Вордсворт в 1798. В 1794 Песни невинности были изданы вместе с Песнями опыта (Songs of Experience).

Непритязательную простоту потеснили символика и скрытый смысл, однако и при прямом прочтении они покоряют лирической силой и самобытностью. Многие из Песен опыта были впервые записаны в Блокноте Блейка (известном как Рукописи Россетти) вместе с другими лирическими стихами, подчас прекрасными, но не использованными ни в одной публикации. С этого времени тяга Блейка к лирической поэзии как будто иссякла или ее вытеснило более сильное стремление к символическому эпосу и сатире. Уже в 1787 поэт использовал символы и аллегории в неопубликованной поэме Тириель (Tiriel), написанной белым стихом; в ней изображается упадок прежних английских святынь – закона и искусств. Символы и аллегории присутствуют также в 1-й книге Французской революции (The French Revolution, 1791), эпической поэме, изображающей события во Франции.

После 1790 Блейк отпечатал серию «иллюминированных книг», в нее вошли: Брак Неба и Ада (The Marriage of Heaven and Hell), поэма в белых стихах и прозе, где сатира на Э.Сведенборга переплетается с метафизическими и религиозными рассуждениями. Здесь, в знаменитых Пословицах ада (Proverbs of Hell), Блейк продемонстрировал также свой дар парадоксалиста; Книга Тель (The Book of Thel), изысканная аллегория о сошествии души от вечности к смертной жизни; Видения дочерей Альбиона (Visions of the Daughters of Albion), где Блейк защищает свободную любовь, хотя и признает ее недостижимым идеалом; Америка, пророчество (America, a Prophecy), в которой американская революция символизирует извечную смену угнетения и мятежа; Первая книга Юрайзена (The First Book of Urizen), универсальный миф о сотворении материального мира и рода человеческого, обреченного греху; Европа (Europe), где Блейк указывает, что Европе ошибочно приписывают «женственные» законы и идеалы; Книга Лоса (The Book of Los), Книга Ахании (The Book of Ahania), Песня Лоса (The Song of Los), где продолжается тема универсального мифа. Эти символические произведения, написанные вольным белым стихом, трудны для чтения из-за намеренной усложненности содержания. Несколько лет Блейк писал, переделывал и переписывал поэму Вала, или Сон девяти ночей (Vala, a Dream of Nine Nights), названную затем Четыре Зоаса (The Four Zoas), но не закончил ее и не собрал разрозненные страницы в какую-либо осмысленную последовательность. В поэме есть превосходные фрагменты, связывающие ее с последними двумя «иллюминированными книгами» – Мильтон (Milton), в котором проблема зла в мире соотнесена с собственными душевными борениями Блейка, и Иерусалим (Jerusalem), итоговое эпическое произведение, где Человек осознает свои заблуждения и наконец преодолевает их, соединяясь с Богом. Последняя крупная поэма Блейка – серия фрагментов, известная под названием Вечное Евангелие (The Everlasting Gospel).

Творчество Блейка-художника можно разделить по фазам его преобладающих интересов. Первая (1790–1795) – всплеск великолепия, явленный в 11 больших цветных эстампах, лучший из которых – Бог, творящий Адама (God Creating Adam). Начиная с 1790 Блейк создал обширную серию иллюстраций к книгам Ветхого и Нового Заветов в акварели и темпере. Блейк был убежден, что живопись его собратьев-соперников уступит в долговечности его рисованным темперой «картинам кабинетного формата», однако большая их часть растрескалась и потемнела, а кое-что погибло. В 1810–1817 Блейк подготовил несколько превосходных серий акварельных иллюстраций к Мильтону и Шекспиру. После 1817 он был занят главным образом рисованием и гравировкой иллюстраций к Книге Иова, а затем к Данте.


БЛЕКСЛИ, АЛЬБЕРТ ФРЭНСИС (Blakeslee, Albert Francis) (1874–1954), американский ботаник и генетик. Родился 9 ноября 1874 в Дженезео (шт. Нью-Йорк). В 1896 получил степень бакалавра в Уэслианском университете, в 1904 – степень доктора философии в Гарвардском университете. Некоторое время работал в Германии, затем вернулся в Гарвард. В 1899–1907 работал в Гарвардском университете, в 1907–1914 занимал пост профессора ботаники и генетики Коннектикутского сельскохозяйственного колледжа (ныне Коннектикутский университет). Изучал генетику высших растений и написал получившую широкую известность книгу Деревья зимой (Trees in Winter). В 1915–1941 работал на станции экспериментальной эволюции при Институте Карнеги в Колд-Спринг-Харборе (шт. Нью-Йорк) (в 1936–1941 – директор этого института). В 1943–1949 был директором Смитсоновского колледжа в Нортхемптоне, где основал станцию экспериментальной генетики.
Основные работы Блексли посвящены изучению мутантов. В 1904 Блексли открыл явление гетероталлизма у грибов (раздельнополость, выражающаяся в физиологическом и генетическом различии полов без морфологических различий мужских и женских особей). Впервые применил метод воздействия колхицином на митоз в растительной клетке с целью получения полиплоидов (1937). Для изучения генного баланса у хромосомных мутантов использовал новый объект – растение дурман. Изучая процесс возникновения мутаций на этом растении, показал, что многие мутации состоят в добавлении лишней хромосомы к одной из пар нормальных хромосом. Умер Блексли в Нортхемптоне (шт. Массачусетс) 16 ноября 1954.



БЛЕРИО, ЛУИ (Blriot, Louis) (1872–1936), французский летчик и авиаконструктор. Родился 1 июля 1872 в Камбре. 25 июля 1909 Блерио первым в мире перелетел через Ла-Манш, из Кале в Дувр, на моноплане «Блерио ХI» с трехцилиндровым двигателем мощностью 25 л.с. Самолеты Блерио имели наиболее совершенную по тем временам конструкцию, а его шасси со свободно устанавливающимся колесом для посадки против ветра широко использовалось в авиации. Во время Первой мировой войны Блерио занимался строительством самолетов для французской армии. Всего за этот период было выпущено более 10 тыс. самолетов его конструкции, в том числе знаменитые истребители «Спад». После войны Блерио основал собственную авиастроительную компанию по выпуску гражданских самолетов и гидросамолетов. Умер Блерио в Париже 2 августа 1936.

БЛЕСТ ГАНА, АЛЬБЕРТО (Blest Gana, Alberto) (1830–1920), чилийский романист. Родился 16 июня 1830 в Сантьяго. Проживая во Франции в 1847–1851, страстно увлекся романами О.Бальзака. На родине стал основоположником чилийского романа, создав по европейским образцам около десятка романов. Шумный успех имел Мартин Ривас (Martin Rivas, 1862) – реалистически воссозданная история молодого человека на фоне восстания 1851 в столице, первый сколок чилийской жизни. Тогда же, в начальный период своего творчества, Блест Гана выпустил романы Арифметика любви (La aritmtica del amor, 1860) и Идеал повесы (El ideal de un calavera, 1863).
После длительного пребывания на дипломатической службе во Франции и Великобритании, обогащенный произведениями новых европейских литераторов, писатель вернулся к литературному творчеству и создал романы Во времена реконкисты (Durante la reconquista, 1897), Изгнанники (Los Transplantados, 1904), Безумный Эстеро (El loco Estero, 1909) и Глэдис Фэйрфилд (Gladys Fairfield, 1912). Безумный Эстеро – по мнению большинства критиков, лучший роман писателя, написан по воспоминаниям детства. Умер Блест Гана в Париже 9 ноября 1920.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК, обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского морей. На востоке он простирается до Индийского субконтинента, а на западе – до Эгейского моря. Египет и находящиеся к востоку от него арабские страны, а также Израиль, Турция и Иран обычно рассматриваются как страны Ближнего и Среднего Востока. Иногда к ним причисляют Афганистан, Пакистан, Кипр и страны Северной Африки – Алжир, Марокко, Тунис, Ливию и Судан.
Сельское хозяйство впервые появилось в регионе Ближнего и Среднего Востока, там же возникли и первые городские цивилизации. В этом регионе находились древние государства Египта, Месопотамии и Персии, здесь зародились три великие религии – иудаизм, христианство и ислам.

Распространение ислама и экспансия арабов-мусульман в 7–8 вв. превратили регион практически в синоним «земель ислама» – дар аль-ислам. В 18 в. начались торговая экспансия и политическое проникновение в регион европейцев, постепенно он оказался подчиненным интересам колониальных держав, прежде всего Великобритании и Франции. Даже после ухода этих держав из региона обширные запасы нефти и положение на южном фланге бывшего СССР обусловили постоянное военное и экономическое присутствие в нем стран Запада.

Если в течение почти всего 19 в. для европейских политиков существовал просто восточный вопрос, то к 1890-м годам из него стали выделять Ближний Восток – Османскую империю, примыкающую к восточному Средиземноморью, и Средний Восток – западные подступы к Индии. Такое разделение сохранялось и во время Первой мировой войны. Однако после ее окончания геополитическая ситуация радикально изменилась. Османская империя распалась. Населенные арабоязычными народами территории по обе стороны Сирийской пустыни начали объединяться, открыв путь новому политическому феномену – арабскому национализму. Поэтому Королевское географическое общество в Лондоне предложило распространить термин «Средний Восток» на запад, на арабские земли вплоть до Египта и Турции, а термин «Ближний Восток» употреблять применительно к Балканским государствам, недавно входившим в состав Османской империи.

Накануне Второй мировой войны британское правительство объединило свои военные округа в регионе под единым управлением Средневосточного командования. Учреждение в Вашингтоне в 1947 Института Среднего Востока, издающего журнал «Миддл ист джорнал», ознаменовало важный шаг к признанию термина «Средний Восток» в его новом значении. Хотя с 1956 это название было принято газетой «Нью-Йорк таймс», Национальное географическое общество и государственный департамент США с этим не согласились.

Французы и итальянцы по-прежнему используют название «Ближний Восток» («Proche Orient», «Vicino Oriente»), немцы предпочитают «Восток» или «Ближняя Азия» («Morgenland», «Vorderasien»). В современном арабском языке чаще употребляется сочетание «Средний Восток (аш-ларк аль-авсат)», нежели «Ближний Восток (аш-шарк аль адна)», хотя оба термина имеют сходное значение. Употребляются также термины 'уруба «арабский мир» и аль-ватан аль-'арабийй «арабская родина», которые распространяются на территорию от Атлантического океана (Марокко) до Персидского залива.

БЛОК, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.
Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет.

Формирование поэтической индивидуальности Блока на первых порах протекало вне воздействия символизма, который с 1890-х годов стараниями Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова стал самым значительным новым течением в русской литературе. В автобиографических заметках Блок отмечает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета» – Петербургского университета, где Блок получил образование сначала на юридическом (1898–1901), затем на филологическом (окончил в 1906) факультете.

Летом 1898 Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881–1939), дочерью химика Д.И.Менеделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904). 1901 выделен Блоком как год, решивший его судьбу: это время сближения с поэтом А.Белым, затем переросшего в многолетнюю дружбу-вражду, период, окрашенный мистическими переживаниями, оттеняющими чувство к Л.Д.Менделеевой (венчание состоялось 17 августа 1903), и ознаменованный встречей с поэзией, а затем с философией Вл.С.Соловьева, на несколько лет овладевшей всем существом молодого поэта. Идеи Соловьева лежат в основании художественной концепции русского символизма, крупнейшим творческим свершением которого явились Стихи о Прекрасной Даме, с их уникальным сочетанием романтической влюбленности и почти религиозного поклонения Возлюбленной, воспринимаемой, вслед за Данте, как земное воплощение божественного образа. Поэтический идеал молодого Блока – одухотворенный человек, который, в согласии с учением Соловьева, отмечен «сиянием Бога» и потому свободен от «грубой коры вещества». В центре «романа в стихах», как называл свою первую книгу Блок, стоит мистерия богоявления и преображения мира, но этот доминирующий мотив, который потребовал многочисленных слов-символов («высокие соборы», «бездонная глубина», «лазурь», «тьма» и т.п.), обозначающих присутствие бесконечного в конечном, соединяется с лирическим сюжетом, отмеченным биографической достоверностью. Возлюбленная представлена как олицетворение Вечной Женственности и Мировой Души, воспетой Соловьевым, однако чувство поэта обращено к конкретной женщине и подчас приобретает драматический характер.

В реальных отношениях с Л.Д.Блок, почти лишенных физической близости, это раздвоение породило многолетний мучительный конфликт, который особенно обострился после того, как в эти отношения активно вмешался Белый. Его увлечение Л.Д.Блок, в котором смешивались также почитание «Лучезарного лика» и земная страсть, создало невыносимую ситуацию, которая едва не привела к дуэли между Блоком и Белым. Так завершается период, который Блок впоследствии назвал «мистическим шарлатанством».

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что органически неспособен служить «общественности»: «Никогда я не стану ни революционером, ни «строителем жизни». Однако сборник Нечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком «мистики в повседневности» и «демонической» притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности — мир города. Тот же «демонизм» присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где «темные, дьявольские силы» водят на путях и распутьях свои «ночные хороводы», а «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях» (Русь, 1906).

Центральное положение во втором сборнике Блока занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, как озаглавлено самое известное из них (а также и лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки – женщины, встреченной в дачном пригороде Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, – остается в границах поэтики символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. «Падучая дева-звезда» отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит «красотку». В то же время написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Коммиссаржевской – 30 декабря 1906), где «мечтательный, расстроенный и бледный» Пьеро томится о своей «картонной невесте», покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый парафраз истории отношений между Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок.

В книге стихов Снежная маска (1907) и цикле Фаина (стихотворения 1906–1908), навеянных страстным увлечением актрисой Н.Н.Волоховой, двойное видение символизма, открывающего трансцендентное в обыденном, реализовано посредством образов города, соединяющего в себе завораживающие и дьявольские черты (т.н. «петербургский миф» Блока, художественно воплощаемый по преимуществу посредством метафор тумана, снега, сна). Но вместе с тем эстетика символизма переосмыслена, поскольку полная трагизма страсть соединяется не с утопией преображения земного бытия, когда оно станет частью Мировой Души, но с глубоко укорененной, едва ли не мистической любовью к родине. Отныне это главная лирическая тема Блока, ищущего «живую душу» России в ее «нищей» природе, озаренной нездешним светом, и в постижении ее исторического пути, пролегающего через героические испытания (цикл На поле Куликовом, 1909), которые в конечном счете должны увенчаться обретением Христа. Идея пути доминирует в поэтическом творчестве Блока 1910-х годов, составляя контрастное единство с образами хаоса, гибели и катастрофы, которые поэт предчувствовал задолго до того, как они заявили о себе Первой мировой войной и Октябрьским переворотом 1917.

Этими предчувствиями полон раздел Страшный мир сборника Ночные часы (1911). И в поэзии, и в публицистике, которой в эти годы поэт отдает много сил (под заглавием Россия и интеллигенция его важнейшие статьи вышли книгой в 1918), Блок предстает человеком «катастрофического сознания», все более далеким от круга настроений символизма, как и от его художественного языка. Явственной становится его ориентация, с одной стороны, на поэтику народных заговоров, плачей, причитаний, с другой – на русскую романтическую традицию, в особенности на впервые им открытое поэтическое наследие Ап.Григорьева. Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока.

Призванный на военную службу в июле 1916, Блок вскоре после Февральской революции возвращается в Петроград и участвует в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений царского режима (его книга Последние дни императорской власти вышла посмертно в 1921). Октябрьские события он воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами Двенадцать и Скифы. Обе они говорят о «мировом пожаре», о «крушении старого мира», воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой «прекрасной жизни». Христос идет по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев – образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода Двенадцати бойкот.

Поэма строится на чередовании тонических ритмов и традиционного хорея, на переплетении эпизодов, связанных с проституткой Катькой, убитой ее ухажером за измену, и заполненных профетической символикой картин грандиозной драмы, в обрамлении которых развернут сюжет этого «жестокого» городского романса. Выделены лейтмотивы бунта, стихии, ветра, в котором распознается «музыка» исторического потрясения (Блок подразумевал не столько Октябрьский переворот, сколько закат целой эпохи в жизни человечества – «крушение гуманизма», как озаглавлена одна из его программных статей 191 9). В Скифах идея краха европейской культуры, ведущей свою родословную от эпохи Возрождения, выступает еще более рельефно. Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). После двух поэм, ставших откликом на Октябрь, Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над автобиографической повестью Исповедь язычника (осталась в набросках), а затем вообще отказавшись от творчества.

Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха». После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.

БЛОНСКИЙ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884–1941), русский философ, психолог. Родился в Киеве 14 (26) мая 1884. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и прежде всего платонизмом. Был учеником Г.И.Челпанова. Магистерская диссертация Блонского посвящена творчеству Плотина. В Киеве он публикует историко-философские исследования: Проблема реальности у Беркли; Этическая проблема у Эд.Гартмана и др. В 1913 Блонский становится приват-доцентом Московского университета. Помимо историко-философских изысканий, Блонский много внимания уделяет проблемам психологии и педагогики, преподает педагогические дисциплины в университете Шанявского. Одно время он был близок к эсерам, затем (после Февральской революции) сблизился с большевиками. В своих статьях этого периода Блонский рассматривал возможности развития системы образования в условиях социализма (Почему все трудящиеся должны стать социалистами, Школа и общественный строй). Несмотря на радикальные перемены в мировоззрении (от Платона и Плотина к марксизму), Блонский оставался блестящим историком философии, способным понять и оценить серьезные идеи и позиции, в том числе ему отнюдь не близкие. Так, в большой статье Кн. С.Н.Трубецкой и философия, посвященной книгам С.Н.Трубецкого Метафизика в древней Греции и Учение о Логосе в его истории и опубликованной в ежегоднике «Мысль и слово» (издававшемся Г.Г.Шпетом), Блонский критически оценивает многие выводы автора и, в первую очередь, сближение Трубецким античной метафизики и мистики с последующей христианской традицией. Однако, не разделяя этих историко-философских обобщений и самой религиозно-философской позиции Трубецкого, он смог оценить ее по достоинству: «Для кн. С.Н.Трубецкого философия имела огромное жизненное значение... По его мнению, философию делает философией метафизика, т.е. цельное и сверхчувственное свободное познание вселенской истины. Метафизика – заветное святое святых философии, ее душа... Кн. С.Н.Трубецкой был метафизиком не только как философ-писатель, но и как живая психологическая личность... История метафизики была для него не мертвой историей, но живой метафизикой».
С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 1930–1941 работает в Институте психологии, много усилий тратит на разработку теории педологии (им, в частности, была разработана генетическая теория памяти). Эти научные изыскания Блонского были прерваны после запрета педологии в 1930-е годы. Умер Блонский в Москве 15 февраля 1941.


БЛОУ, ДЖОН (Blow, John) (1649–1708), английский органист и композитор, родился 20 февраля 1649 в Норт-Коллингеме (графство Ноттингемшир). Был учителем Генри Пёрселла. Незаурядный композиторский талант Блоу проявился очень рано: многие его юношеские сочинения вошли в сборник Клиффорда Церковные службы (Divine Services). В 1660 Блоу стал певчим Королевской капеллы, а вскоре – ее регентом (июнь 1674). Был включен в число органистов при капелле. В 1668 назначен органистом в Вестминстерское аббатство, но в 1679 эта должность перешла от Блоу к Пёрселлу. Когда его великий ученик неожиданно умер (1695), Блоу вернулся в аббатство, где прослужил до конца жизни. В 1687–1702 был регентом в соборе св. Павла. В его наследии более ста хоралов, музыка для церковных служб, сочинения для клавесина; он написал одно произведение для сцены – оперу Венера и Адонис (Venus and Adonis). Умер Блоу в Лондоне 1 октября 1708.

БЛОХ, ЭРНЕСТ (Bloch, Ernest) (1880–1959), швейцарско-американский композитор; для его творчества характерно включение еврейских богослужебных мелодий в произведения, написанные в современных жанрах и современным музыкальным языком. Блох родился 24 июля 1880 в Женеве. Учился у Э.Жак-Далькроза в Женеве и в течение нескольких лет совершенствовался в скрипичной игре в Брюсселе у Э.Изаи. Работал дирижером в Лозанне (1911–1915) и преподавал композицию в Женевской консерватории. В 1916 приехал в США как дирижер балетной труппы.
Творчество Блоха глубоко связано с атмосферой традиционного еврейского дома. Это нашло отражение в целом ряде его наиболее удачных сочинений. Таковы Три еврейские поэмы для оркестра (Trois pomes juifs, 1913); симфония № 2 Израиль (Israel, 1917); Шломо, еврейская рапсодия для виолончели с оркестром (Schelomo: a Hebrew rhapsody, 1915–1916); Баал Шем, три картины из жизни хасидов для скрипки с оркестром (Baal Schem, 1923); Псалмы (Psalms, 1912–1914); Еврейская сюита для скрипки и фортепиано (Suite hbraique, 1923); Глас вопиющего в пустыне, симфоническая поэма с солирующей виолончелью (Voice in the Wilderness, 1937); наконец, одно из наиболее известных сочинений Блоха – синагогальная служба Аводат Хакодеш для смешанного хора и оркестра (Avodath Hakodesh, 1934).

Однако талант Блоха не позволил ему ограничиться еврейской тематикой. В 1903 он написал оперу Макбет по Шекспиру (либретто Э.Флега). Она прошла 15 раз в парижской «Опера комик» в 1910 и была возобновлена в Неаполе в 1938. Известность Блоха в Европе и США быстро росла благодаря его симфоническим произведениям. Так, композитор написал симфонию с хором Америка (America, 1917): посвященную памяти Авраама Линкольна и Уолта Уитмена. Страну, где он родился, Швейцарию, Блох почтил в симфонической поэме Гельвеция (Helvetia, 1929). Важными событиями в творческой жизни композитора стали и его ранние симфонические произведения, например, Жить и любить (Vivre et aimer, 1900) и Зима – весна (Hiver – printemps, 1905), а также более поздние – Симфоническая сюита (Suite symphonique, 1945), оркестровая сюита Поэмы моря (Poems of the Sea, 1923) и особенно два часто исполняемых concerti grossi (1925 и 1953), в которых черты доклассических инструментальных жанров сочетаются с современным языком композитора.

Кроме того, можно упомянуть две скрипичные сонаты, Мистическую поэму (Pome mystique) для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт, скрипичный концерт и несколько струнных квартетов. Вторая опера Блоха – Иезавель (Jezabel) осталась незавершенной.

Умер Блох в Портленде (шт. Орегон) 15 июля 1959.

БЛУМАРТ, АБРАХАМ (Bloemaert, Abraham) (1564–1651), голландский художник. Родился 25 декабря 1564 в Горкаме. Учился у Геррита Сплинтера в Утрехте и у Йоста де Беера, а затем с 1581 по 1584 в Париже у Жана Бассо, Херри и Иеронимуса Франкена. Впоследствии художник вернулся в Утрехт и стал членом гильдии св. Луки, а затем ее деканом (1611–1628). Работал в самых разных жанрах, от религиозной живописи до натюрморта, и был очень известен. Среди его многочисленных учеников – Ян Бот и Якоб Кейп. В числе работ живописца – Благовещение, Рождество, Мужской портрет, Кающаяся Мария Магдалина, Гиппомен, коронуемый на арене, Свадьба Пелея, Воскрешение Лазаря, Меркурий и Аргус, Мученичество св. Андрея (по картине Караваджо), Второй сон Иосифа, Святые Петр и Павел, Ниоба, Венера и Адонис, Геркулес и Омфала, Исход евреев из Египта и Св. Виллеброу, епископ Утрехтский. Умер Блумарт в Утрехте 27 января 1651.

БЛУМЕНБАХ, ИОГАНН ФРИДРИХ (Blumenbach, Johann Friedrich) (1752–1840), немецкий анатом и антрополог. Родился в Готе (Германия) 11 мая 1752. Учился в Йенском и Гёттингенском университетах. В 1775 получил степень доктора медицины. В 1776–1835 – профессор клинической медицины и заведующий кабинетом естественной истории в Гёттингенском университете. Занимался сравнительной анатомией и физиологией. Изучал анатомию черепа, особенности волосяного покрова и цвета кожи человека. Более всего известны труды Блуменбаха по сравнительной анатомии и систематизации рас. По его представлениям, все люди могут быть отнесены к одной из пяти рас: кавказской, монголоидной, эфиопской, американской и малайской, которые тем не менее представляют собой вариации единого вида, образовавшиеся под влиянием климатических условий. Высказывал также идею общности происхождения различных видов животных. Среди наиболее известных трудов Блуменбаха – О естественных различиях в роде человеческом (De generis humani varietate nativa, 1775); Законы физиологии (Institutiones physiologicae, 1787); Руководство по естественной истории (Handbuch der vergleichenden Anatomie, 1824). Умер Блуменбах в Гёттингене 22 января 1840.

БЛЭКЕТТ, ПАТРИК МЕЙНАРД СТЮАРТ (Blackett, Patrick Maynard Stuart) (1897–1974), английский физик, удостоенный в 1948 Нобелевской премии по физике за открытия в области ядерной физики и физики космических лучей. Родился 18 ноября 1897 в Лондоне. Учился в военно-морских колледжах в Осборне и Дартмунде, во время Первой мировой войны служил на флоте. В 1919 окончил Кембриджский университет. Работал в Кавендишской лаборатории (1923–1933). Профессор Лондонского (1953–1965) и Манчестерского (1937–1953) университетов.
Работы Блэкетта посвящены ядерной физике и физике космических лучей. В 1925, усовершенствовав камеру Вильсона, он впервые получил фотографии расщепления ядер азота a-частицами, зарегистрировал след протона. В 1933, вскоре после открытия позитрона, совместно с Дж.Оккиалини обнаружил позитроны в космических лучах (ливни электронов и позитронов), показал рождение электронно-позитронных пар из g-квантов.

В 1948 вышла в свет книга Блэкета Страх, война и бомба: военные и политические последствия использования атомной энергии (Fear, War and the Bomb: Military and Political Consequences of Atomic Energy). Умер Блэкетт в Лондоне 13 июля 1974.

БЛЭКСТОН, УИЛЬЯМ (Blackstone, William) (1723–1780), английский юрист и писатель, родился в купеческой семье в Чипсайде (Лондон) 10 июля 1723. Получил образование в Чартерхаус-Скул в Лондоне и Пембрук-колледже Оксфордского университета. В 1741 вступил в «Миддл-темпл», отметив это событие стихами Прощание юриста со своей музой (напечатаны в «Альманахе Додсли»). В 1744 Блэкстон был избран членом совета оксфордского Олл-Соулз-колледжа. Через два года он стал практикующим юристом, но вскоре обнаружил, что не обладает качествами, необходимыми для преуспевающего юриста того времени; в 1753 он вышел в отставку и восстановил свое членство в научном сообществе Оксфорда. В английских университетах того времени не предусматривались курсы обучения английскому праву, и Блэкстон решил заполнить эту брешь в образовании. С 1753 он читал курсы лекций, которые давали студентам необходимую подготовку. В 1758 Блэкстон был назначен профессором юриспруденции, в 1761 он был избран в парламент от округа Хиндон (Уилтшир); в том же году назначен королевским советником. Женившись, Блэкстон должен был оставить место в Олл-Соулз-колледже, и был назначен ректором в Нью-Инн-холл (Оксфорд) (ушел с этого поста в 1766). В 1763 ему была предложена специально созданная должность генерального стряпчего при королеве Шарлотте Софии. В 1765 появился первый том прославившего Блэкстона труда Комментарии к английским законам (Commentaries on the Laws of England); оставшиеся три части он выпустил в течение последующих четырех лет. В 1768 Блэкстон вернулся в парламент как депутат от Уэстбери. В 1770 он отклонил предложение занять должность генерального стряпчего, но стал одним из судей по общим апелляциям. Комментарии Блэкстона по-прежнему остаются краеугольным камнем английской и американской юридической практики. Умер Блэкстон в Лондоне 14 февраля 1780.


БЛЭР, ЭНТОНИ ЧАРЛЗ ЛИНТОН (Blair, Anthony Charles Lynton) (р. 1953), премьер-министр Великобритании. Родился 6 мая 1953 в Эдинбурге (Шотландия), детские годы провел в Дареме на северо-востоке Англии. Изучал право в Сент-Джонз-колледже Оксфордского университета. В 1975 вступил в Лейбористскую партию. До 1983 работал адвокатом, специализировался на делах, связанных с трудовым правом.
На всеобщих выборах в июне 1983 Блэр был избран членом парламента от округа Седжфилд (близ Дарема). С 1985 – спикер от оппозиции по вопросам финансов, торговли и промышленности, энергетики и занятости. После выборов 1992 – министр внутренних дел в теневом кабинете Джона Смита.

После неожиданной кончины Дж.Смита, который замещал Киннока после поражения на выборах 1992, Блэр занял пост лидера Лейбористской партии 21 июля 1994. Блэр заявил о пересмотре идеологической платформы партии и положений, касающихся общественной собственности и роли профсоюзов в принятии партийных решений. Блэр стремился представить лейбористов как поборников закона и порядка, перехватив традиционную предвыборную тему консерваторов, а также выразил поддержку вступлению Великобритании в Европейский союз.

Когда Дж.Мейджор объявил дату парламентских выборов – 1 мая 1997, Блэр начал кампанию под лозунгом «Новые лейбористы» и заявил о своей поддержке экономической политики консерваторов. Кроме того, платформа лейбористов содержала призывы к децентрализации правительственной власти (деволюции) в Шотландии и Уэльсе, ликвидации права голоса для наследственных пэров в палате лордов и принятию закона о минимальной заработной плате, а также к жестким мерам против несовершеннолетних правонарушителей. На выборах Лейбористская партия одержала внушительную победу, получив 44% голосов и добившись подавляющего большинства в парламенте (419 из 659 мест).

Одним из первых шагов Блэра на посту премьер-министра стало освобождение Банка Англии от обязанности консультироваться с правительством по вопросу о процентных ставках. Блэр занял конструктивную позицию в отношении мирных переговоров в Северной Ирландиии и Шин фейн (политического органа Ирландской республиканской армии). Его усилия увенчались историческим мирным соглашением конфликтовавших партий в апреле 1998. Блэр продолжал поддерживать мирный процесс, несмотря на возобновление насилия в регионе в 1998.

В течение первого года правления Блэр оставался непопулярной фигурой среди британских левых политиков, которые считали его предателем фундаментальных принципов Лейбористской партии, однако активно продолжал курс на приватизацию государственных предприятий и реформу системы социального обеспечения.

На внешнеполитическом фронте выступил как союзник президента США Билла Клинтона в деле мирного урегулирования на Ближнем Востоке и на Балканах. В декабре 1998 Блэр объявил об участии военно-воздушных сил страны в совместных акциях против Ирака. В марте 1999 ВВС Великобритании участвовали в бомбардировках Югославии. В апреле 2000 Блэр первым из лидеров семерки принял в Лондоне только что избранного президента Российской Федерации В.В.Путина.

БЛЮМ, ЛЕОН (Blum, Lon) (1872–1950), премьер-министр Франции. Родился 9 апреля 1872 в Париже. В 1894 окончил юридический факультет Сорбонны. Получил степень доктора права. До 1919 работал юристом. Одновременно занимался литературной деятельностью. Среди его трудов – Новые разговоры Гёте и Эккермана (Nouvelles Conversations de Goethe avec Eckermann, 1901); О женитьбе (Du Mariage, 1907), Стендаль и бейлизм (Stendhal et le Beylisme, 1914).
Дело Дрейфуса побудило Блюма заняться политикой. В 1904 Блюм вступил во Французскую социалистическую партию и публиковал статьи в газете «Юманите» («L'Humanit»). Смерть Жореса в 1914 и разочарование в политике Клемансо побудили его вступить на путь политической борьбы. В 1919 Блюм стал председателем исполнительного комитета Французской социалистической партии и членом палаты депутатов.

Блюм выступал против присоединения Социалистической партии к Коминтерну, стал лидером по существу новой Социалистической партии, сохранившей прежнее название (СФИО). Блюм возглавлял социалистическую фракцию в парламенте, издавал ежедневную газету «Попюлер де Пари» («Le Populaire de Paris»). Именно он убедил других социалистических деятелей оставаться в оппозиции в 1920-х годах и сам не соглашался на предложения войти в правительство.

В 1936, когда над Францией нависла угроза фашизма, Блюм сформировал коалицию из социалистов, коммунистов и радикалов – Народный фронт, одержавший победу на выборах 1936. Кабинет министров Народного фронта во главе с Блюмом находился у власти с июня 1936 по июнь 1937. За год до начала Второй мировой войны Блюм решительно выступил против Мюнхенского соглашения 1938. В сентябре 1940, после военного поражения Франции, был арестован правительством Виши и привлечен к суду. В апреле 1943 был заключен в немецкий концентрационный лагерь, в мае 1945 освобожден американскими войсками. В тюрьме написал политическое эссе Для всего человечества (А l'chelle humaine, 1945).

После освобождения Франции Блюм снова начал публиковать статьи в «Попюлер де Пари». В январе 1946 ему был предложен пост чрезвычайного посла на переговорах о послевоенных займах для восстановления экономики. C декабря 1946 по январь 1947 Блюм – вновь премьер-министр; в 1948 – заместитель премьер-министра и глава французской делегации в ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Умер Блюм в Жуи-ан-Жоза 30 марта 1950.

БЛЮНЧЛИ, ИОГАНН КАСПАР (Bluntschli, Johann Kaspar) (1808–1881), швейцарский юрист и государственный деятель. Родился в Цюрихе 7 марта 1808. Получил образование в Институте политики в Цюрихе, а также в университетах Берлина и Бонна. В 1830 впервые занялся политической деятельностью как сторонник конституционной реформы. Был назначен профессором права Цюрихского университета в 1833. В 1837 был избран членом Большого совета Цюриха, а в 1844 его президентом. В 1847 обосновался в Мюнхене и спустя год был назначен профессором конституционного права Мюнхенского университета. Среди написанных им трудов – Общее государственное право (Allgemeines Staatsrecht, Abtl. 1–2, 1851–1852); четырехтомный Кодекс частного права кантона Цюрих (Privatrechtliches Gesetzbuch fr den Kanton Zrich, 1854–1856). Кодекс содержит главу о контрактах, которая вошла в законы не только швейцарских кантонов, но и ряда других государств. В 1861 Блюнчли был назначен профессором конституционного права Гейдельбергского университета. Перебрался в Баден в 1866, выступал за нейтралитет Бадена во время австро-прусской войны. Наиболее заметны заслуги Блюнчли в области военного и международного права. Его книга Современное военное право (Das moderne Kriegsrecht, 1866) легла в основу документов Гаагских мирных конференций 1899 и 1907. Другая заметная работа Блюнчли – Современное международное право (Das moderne Vlkerrecht, 1868), долгое время считалась «канонической» в своей области. В 1873 Блюнчли стал одним из основателей Института международного права в Генте. Умер Блюнчли в Карлсруэ 21 октября 1881.

БЛЮХЕР, ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1890–1938), советский полководец, Маршал Советского Союза (1935). Родился 19 ноября (1 декабря) 1890 в деревне Барщинка Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1909 поступил слесарем на Мытищинский вагоностроительный завод под Москвой. В 1910 за призыв к забастовке был арестован и приговорен к тюремному заключению.
С началом Первой мировой войны был отправлен на фронт рядовым. За боевые отличия награжден двумя Георгиевскими крестами и медалью, произведен в младшие унтер-офицеры. В 1916 после тяжелого ранения освобожден от военной службы. Поступил на Сормовский судостроительный завод, затем переехал в Казань и стал работать на механическом заводе. Вступил в партию большевиков.

После Февральской революции по решению самарской парторганизации Блюхер возвратился для революционной работы в армию, вступив добровольцем в 102-й запасный пехотный полк в Самаре; был избран в полковой комитет и городской Совет солдатских депутатов. К началу Октябрьской революции Блюхер являлся членом Самарского Военно-Революционного Комитета.

В конце ноября 1917 был направлен в Челябинск комиссаром красногвардейского отряда, избран председателем Челябинского ревкома. В начале 1918 руководил взятием Оренбурга, занятого белогвардейскими казаками.

Восстание Чехословацкого корпуса в мае 1918 резко ухудшило обстановку на Восточном фронте. Красногвардейские отряды, в течение двух месяцев удерживавшие Оренбург, оказались во вражеском кольце. В этих условиях, возглавив окруженные войска, Блюхер совершил с ними тысячекилометровый рейд по Уралу и, после ожесточенных боев с превосходящими силами противника, в сентябре 1918 вывел Сводный Уральский отряд в район Кунгура на соединение с частями Красной Армии. Отмечая заслуги Блюхера, ВЦИК наградил его только что учрежденным орденом Красного Знамени.

20 сентября 1918 части Сводного Уральского отряда были включены в состав 4-й Уральской дивизии, позднее переименованной в 30-ю стрелковую. Начальником ее стал Блюхер. В январе 1919 Блюхер был выдвинут помощником командующего 3-й армией, с апреля одновременно выполнял обязанности начальника Вятского укрепленного района. В конце лета 1919 на Урале из частей Особой бригады, Северного экспедиционного отряда и крепостных бригад Вятского укрепленного района была сформирована 51-я стрелковая дивизия. Под командованием Блюхера дивизия с боями прошла путь от Тюмени до Байкала.

В марте 1920 Блюхер как один из наиболее опытных и авторитетных начальников дивизий Красной Армии был назначен командиром-единоначальником той же дивизии (в других дивизиях командир не имел права единолично принимать решение без санкции комиссара). Вскоре командование направило 51-ю стрелковую дивизию на Южный фронт. Ее успешные боевые действия по удержанию каховского плацдарма в августе 1920 положили начало победам красных на Южном фронте. Блюхер был утвержден начальником Каховского укрепленного района. В последующем наступлении красных Блюхер командовал Перекопской ударной группой, наносившей главный удар по армии Врангеля с каховского плацдарма. В боевых операциях войск Южного фронта по освобождению Крыма на долю Перекопской ударной группы выпала наиболее трудная задача: две ее бригады совместно с 15-й и 52-й дивизиями форсировали Сиваш и затем с Литовского полуострова наносили удар во фланг и тыл противнику, две другие штурмовали «неприступный» Турецкий вал с фронта. Блюхер и его бойцы стали героями штурма Перекопа и Ишуньских позиций.

В 1921 Блюхер был направлен на Дальний Восток, где в то время было создано временное государственное образование – Дальневосточная республика (ДВР). 27 июня правительство назначило Блюхера военным министром республики и главкомом Народно-революционной армии (НРА). Сыграл большую роль в осуществлении тогдашней политической линии советского руководства – освобождение Дальнего Востока от белогвардейцев и, одновременно, недопущение военного конфликта с Японией. Командованию НРА удалось преодолеть дух партизанщины, сложившийся в войсках ДВР; была проведена коренная реорганизация вооруженных сил республики, способствовавшая превращению их в регулярную армию. Штурм в феврале 1922 Волочаевки, затем взятие Спасска завершили боевые операции Гражданской войны.

В 1922 Блюхер стал командиром-комиссаром 1-го стрелкового корпуса. В 1924–1927 был главным военным советником при китайском революционном правительстве в Гуанчжоу (Кантоне). В 1927 назначен помощником командующего войсками Украинского военного округа. В 1929, когда китайские националисты захватили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), было принято решение об объединении всех вооруженных сил, расположенных на Дальнем Востоке, в Особую Дальневосточную армию. Ее командующим назначили Блюхера. Эту должность он занимал до конца своей военной карьеры. Блюхер руководил разгромом китайских националистов во время советско-китайского конфликта 1929.

Верный солдат коммунистической партии, Блюхер беспрекословно выполнял поручения руководства страны. Вместе с другими известными военачальниками он стал членом Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, которое в июне 1937 приговорило к смертной казни по так называемому делу о военно-фашистском заговоре своих товарищей – группу высокопоставленных советских военных во главе с М.Н.Тухачевским. В июле-августе 1938 осуществлял общее руководство военными действиями против японской армии в районе озера Хасан. В ходе фронтального наступления с целью вытеснить японцев с советской территории красноармейские части потеряли более двух с половиной тысяч человек; потери противника были значительно меньше. Эта неудача стала одной из причин отстранения Блюхера в августе 1938 от командования Дальневосточной армией.

22 октября 1938 с санкции Сталина Блюхер был арестован по сфальсифицированному обвинению в принадлежности к антисоветской организации правых и тому самому военно-фашистскому заговору, мнимых участников которого годом ранее Блюхер осудил на смерть. Во время следствия, не выдержав пыток и истязаний, в которых личное участие принимал тогдашний первый заместитель наркома внутренних дел Л.П.Берия, скончался на восемнадцатый день заключения – 9 ноября 1938. В 1956 был реабилитирован.


БО ХУ ТУН. Отчет [о дискуссии в Зале] Белого тигра, Диспут в Зале Белого тигра. Другое название — Бо ху тун и (Исчерпывающий отчет [о дискуссии в Зале] Белого тигра), Бо ху тун дэ лунь (Рассуждения о благодати/добродетели [в Зале] Белого тигра). Энциклопедическое сочинение, составленное китайским ученым-историком Бань Гу по повелению императора Чжан-ди династии Восточной Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н.э.) об истолковании канонической литературы – Пяти канонов, У цзин (первая состоялась в 81 до н.э. в Палате Каменного канала – Шицюйгэ). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах победила «школа текстов новых письмен», выработавшая официальную интерпретацию конфуцианства. Зафиксировавший ее в катехизисной форме Бо ху тун до эпохи Цин (1644–1911) сам квалифицировался как канон, хотя в значительной мере отражал «апокрифическую» (вэй3) традицию. В 18 в. в связи с развитием «школой текстов старых письмен» научно-критической текстологии он был признан неортодоксальным и отнесен к разряду цза цзя («эклектических» памятников). Современный текст Бо ху тун, восходящий к печатному изданию 1305, состоит из 43 пяней (глав). Изложенное в нем учение представляет собой основанный на нумерологической методологии (сян шу чжи сюэ) всеобъемлющий синтез этики и космологии, в котором строго регламентированный социальный порядок выступает как средство гармонизации человеческой жизни с устройством мироздания. Главная ответственность за это лежит на государе – Сыне Неба, являющемся посредником между Небом (тянь) и Поднебесной, носителем и распространителем высшей духовно-нравственной «благодати» (дэ1).

БОАБДИЛ (Boabdil) (ум. ок. 1527), известный также как Мухаммад XI, или Абу-Абдуллах (откуда и произошло имя Боабдил, как называли его европейцы), сын Абу-аль-Хасана, халифа Гранады, последний маврский халиф в Испании. Стал халифом Гранады после того, как в 1482 изгнал собственного отца. В следующем году, во время набега на Кастилию, Боабдил потерпел поражение и попал в плен. Освобожденный после обещания стать вассальным правителем Гранады, подвластным Фердинанду и Изабелле, он тиранически правил до 1492, когда был вынужден оставить город осаждавшим его кастильцам. Место, с которого Боабдил, по преданию, бросил последний взгляд на Альгамбру, называется «Последний вздох мавра». Возможно, Боабдил погиб, сражаясь в Северной Африке в 1527, хотя, по другим сведениям, он прожил там в бедности до 1538.

БОБРОВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1867–1933), русский философ, историк философии и литературы. Родился 24 (5 февраля) января 1867 в Риге. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занимался под руководством Г.Тейхмюллера. В 1895 защитил магистерскую диссертацию Отношение искусства к науке и нравственности, где выступил как последователь Лейбница и Тейхмюллера. С 1899 – профессор Казанского университета, а с 1906 – Варшавского университета. В 1920-е годы Бобров – профессор университета в Ростове-на-Дону. Умер Бобров в Ростове-на-Дону 12 марта 1933.
В своем философском творчестве Бобров следовал принципам неолейбницианства Тейхмюллера, Лотце и панпсихизма А.А.Козлова. Он перевел на русский язык Монадологию Лейбница (1890). Собственную философскую позицию Бобров определял как «критический индивидуализм», считая, что данное определение соответствует основной и наиболее перспективной тенденции европейской философии Нового времени. После Декарта философия совершает фундаментальный поворот в своем развитии и обращается к проблеме индивидуального сознания, к проблеме личности. Дело Декарта было продолжено Лейбницем и Кантом. Бобров стремился избежать крайностей гносеологизма, увлекающего философию, по его мнению, на совершенно бесперспективный путь «бегства» от онтологии («вопрос о бытии есть центральный вопрос всей метафизики»). К традиционным для лейбницианства трем типам бытия – идеальному, реальному и субстанциальному – Бобров прибавил еще один тип: бытие координальное. Этой своей идее он придавал исключительное значение, считая «координацию» высшей формой бытия. «Координальный» характер имеет как само человеческое мышление, постоянно открывающее и устанавливающее всевозможные связи («мысль есть координация элементов сознания»), так и универсальная и, безусловно, духовная («панпсихизм») реальность, рассматриваемая во всей полноте, т.е. и в своем отношении к Абсолюту («вселенная есть координация существ между собою и Богом»). Бобров внес существенный вклад в изучение истории русской философии.

БОВЕ, ДАНИЕЛЬ (Bovet, Daniel) (1907–1992), итальянский физиолог и фармаколог, удостоенный в 1957 Нобелевской премии по физиологии и медицине за создание новых лекарственных препаратов. Родился 23 марта 1907 в Невшателе (Швейцария). Окончил Женевский университет, где в 1929 получил степень доктора философии. Работал в Пастеровском институте в Париже, в 1937 возглавил лабораторию химиотерапии. В 1947 основал в Высшем институте здоровья в Риме отдел химиотерапии. В 1964–1971 – профессор фармакологии университета Сассари (Сардиния), с 1971 – профессор психобиологии Римского университета.
Основные труды Бове посвящены фармакологии, нормальной и патологической физиологии, изучению аллергии. В 1936–1937 под его руководством был получен первый сульфаниламидный препарат и установлено его антибактериальное действие. В этот же период, изучая действие адреналина на симпатическую нервную систему, Бове обнаружил, что одно из соединений, сходных с адреналином, обладает противоаллергическим действием. Это соединение стало первым антигистаминным препаратом. В 1947 поиски синтетических заменителей кураре привели его к открытию мышечных релаксантов, которые нашли применение в анестезии. Умер Бове в Риме 8 апреля 1992.

БОВУАР, СИМОНА ДЕ (Beauvoir, Simone de) (1908–1986), французская писательница. Родилась 9 января 1908 в Париже, получила строгое буржуазное воспитание, что описано в ее книге Мемуары хорошо воспитанной девушки (Memoires d'une jeune fille rangee, 1958). Изучала философию в Сорбонне, где познакомилась с вождем современного экзистенциализма Ж.П.Сартром. В двух последующих частях автобиографической трилогии, Сила зрелости (La Force de l'age, 1960) и Сила вещей (La Force des choses, 1963), изображается ее жизнь сподвижницы и ученицы Сартра. В романах Симоны де Бовуар развиваются экзистенциалистские идеи, сюжетные ходы Мандаринов (Les Mandarins, 1954; Гонкуровская премия) отражают события жизни писателей из окружения Сартра.
Эссеистика С. де Бовуар включает, среди прочих, работы Мораль двусмысленности (Pour une morale de l'ambiguite, 1947), Второй пол (Le deuxieme sexe, 1949), Старость (La Vieillesse, 1970). Публицистическая книга-эссе Второй пол посвящена женским проблемам и оказала большое влияние на феминистское движение. Умерла Симона де Бовуар в Париже 14 апреля 1986.

БОГАРТ, ХАМФРИ (Bogart, Humphrey) (1899–1957), американский киноактер, выросший до культовой фигуры благодаря ролям «крутых парней» – детективов, гангстеров и отщепенцев.
Родился 23 января 1899 в Нью-Йорке в обеспеченной семье. Получив образование в Тринити-скул (Нью-Йорк) и академии Филипса (Андовер, шт. Массачусетс), предполагал продолжить учебу в Йельском университете, однако после вступления США в Первую мировую войну пошел на службу в военно-морской флот. После войны Богарт играл в театре в амплуа романтических юнцов. В 1930 подписал контракт с Голливудом и долгое время метался между Калифорнией и Нью-Йорком, не находя себе достойного применения. В 1934 получил роль гангстера Дьюка Мэнти в пьесе Р.Шервуда Окаменевший лес (The Petrified Forest), в 1936 сыграл эту же роль в кино. После успеха экранизации студия «Уорнер бразерс» заключила с Богартом долговременный контракт. Редкий фильм криминального жанра на этой студии обходился без Богарта: в 1936–1940 он в среднем каждые два месяца снимался в новом фильме, с успехом изображая героев, стоящих по обе стороны закона. Решающим для его карьеры был 1941 год, когда за ролью вызывающего сочувствие беглого арестанта (Высокая Сьерра – High Sierra) последовал образ Сэма Спейда в Мальтийском соколе (The Maltese Falcon) – бесстрастного детектива, чей пессимизм сдерживается лишь чувством профессионального долга. Удостоенная премии «Оскар» Касабланка (Casablanca, 1942) (по некоторым оценкам, лучший фильм за всю историю Голливуда) добавила к экранному образу Богарта романтические штрихи, после чего актер вошел в зенит своей славы. Благодаря образу романтичного циника Рика Блэйна для многих зрителей Богарт олицетворяет 1940-е годы.

Вместе с Лорен Бокол, ставшей в 1945 его четвертой женой, Богарт сыграл в четырех самых знаменитых картинах в жанре «черного фильма» 1940-х годов: Иметь и не иметь (To Have and Have Not, 1944), Вечный сон (The Big Sleep, 1946), Мрачная поездка (Dark Passage, 1947) и Ки-Ларго (Key Largo, 1948). К концу десятилетия планка успеха Богарта поднялась настолько высоко, что он мог позволить себе заметно расширить свой актерский диапазон. Наряду с одержимым золотоискателем в классическом фильме Д.Хьюстона Сокровище Сьерра-Мадре (The Treasure of the Sierra Madre, 1948), он создал образ подозреваемого в убийстве ипохондрика-сценариста (В безлюдном месте – In a Lonely Place, 1950), капитана Куига в Мятеже на «Каине» (The Caine Mutiny, 1954) и чванливого бизнесмена в комедии Сабрина (Sabrina, 1954). За одну из таких нестандартных ролей старого выпивохи-шкипера с речного баркаса (Африканская королева – The African Queen, 1951) Богарт был удостоен премии «Оскар». Последний фильм Богарта, Тем тяжелее будет падать (The Harder They Fall, 1956), впечатляющий акт обвинения спортивному бизнесу, вышел на экран за десять месяцев до его смерти. Умер Богарт в Голливуде 14 января 1957.

БОГДАНОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873–1928), русский философ, ученый, политический деятель. Настоящая фамилия – Малиновский. Родился 10 (22) августа 1873 в г.Соколка Гродненской губернии в семье учителя. В 1892 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1894 принимал участие в студенческих волнениях, был арестован и отправлен в ссылку. Свою политическую деятельность начинал как народник, впоследствии перешел на социал-демократические позиции. В 1899 окончил медицинский факультет Харьковского университета (по специальности психиатрия). Тогда же увидел свет его первый философский труд Основные элементы исторического взгляда на природу (1899). В 1904 вышел философский сборник Очерки реалистического мировоззрения под редакцией Богданова. К большевистскому крылу российской социал-демократии он примкнул в 1903. Входил в состав ЦК, был членом социал-демократической фракции II Государственной Думы. Увлечение Богданова энергетизмом Оствальда и эмпириокритицизмом Э.Маха вызвало резкую критику Ленина в работе Материализм и эмпириокритицизм. В 1909 Богданов был исключен из партии. В 1914–1917 Богданов – военный врач на фронте. После октябрьского переворота – один из руководителей Пролеткульта, активно занимался научно-исследовательской работой. С 1926 – директор Института переливания крови.
Основой своих философских обобщений Богданов всегда считал учение Маркса, прежде всего «социальный материализм». В то же время он был убежден, что в самом современном естествознании рождаются новые философские идеи, переводящие материалистическую философию на новый уровень. Такого рода идеи Богданов усматривал в концепциях Э.Маха и Р.Авенариуса. В своей собственной теории «эмпириомонизма» он стремился к еще более радикальному (чем в эмпириокритицизме) преодолению психического и физического. Богданов предлагал отказаться от онтологического (субстанциального) противопоставления этих процессов и сделать «основным вопросом» философии определение и различение их организационных характеристик. Физическое в «эмпириомонистической» трактовке выступает как коллективный, «социально-организованный опыт», а психическое – как опыт сугубо индивидуальный, личностный. Марксизм, по Богданову, сохраняет безусловное методологическое значение, будучи наиболее фундаментальной теорией социальной природы познания. Сохраняет свою ценность и марксистская идея пролетарской революции: «коллективистской» сущности мироздания в полной мере соответствует именно коллективизм психологии и идеологии пролетариата. Соответственно – «индивидуалистическая» буржуазная идеология в исторической перспективе оказывается анахронизмом. Наиболее полно богдановская философия «организационных форм» представлена в его труде Тектология: Всеобщая организационная наука. Реальность рассматривалась мыслителем как совокупность систем разного уровня организации, находящихся в постоянном развитии и взаимодействии.

Умер Богданов в Москве 7 апреля 1928.


БОГОРАЗ-БРУХМАН, ЛАРИСА ИОСИФОВНА (р.1929), филолог, общественный деятель.
Родилась в Харькове 8 августа 1929. Родители – партийные и советские работники, участники Гражданской войны, члены партии. В 1936 ее отец был арестован и осужден по обвинению в «троцкистской деятельности».

В 1950, окончив филологический факультет Харьковского университета, Богораз вышла замуж за Юлия Даниэля и переехала в Москву; до 1961 работала преподавателем русского языка в школах Калужской области, а затем Москвы. В 1961–1964 – аспирант сектора математической и структурной лингвистики Института русского языка АН СССР; работала в области фонологии. В 1964–1965 жила в Новосибирске, преподавала общую лингвистику на филфаке Новосибирского университета. В 1965 защитила кандидатскую диссертацию (в 1978 решением ВАКа была лишена ученой степени; в 1990 ВАК пересмотрел свое решение и вернул ей степень кандидата филологических наук).

Богораз знала о «подпольной» литературной работе своего мужа и Андрея Синявского; в 1965, после их ареста, она, вместе с женой Синявского Марией Розановой, активно способствовала перелому общественного мнения в пользу арестованных писателей. Дело Синявского и Даниэля положило начало систематической правозащитной активности многих из тех, кто принял в ней участие, в том числе и самой Богораз.

В 1966–1967 она регулярно ездила в мордовские политические лагеря на свидания к мужу, знакомилась там с родственниками других политических заключенных, включала их в круг общения московской интеллигенции. Ее квартира стала чем-то вроде «перевалочного пункта» для родственников политзаключенных из других городов, едущих на свидания в Мордовию, и для самих политзаключенных, возвращающихся из лагеря после отбытия наказания. В своих обращениях и открытых письмах Богораз впервые ставила перед общественным сознанием проблему современных политзаключенных.

Поворотным моментом в становлении правозащитного движения стало совместное обращение Богораз и Павла Литвинова «К мировой общественности» (11 января 1968) – протест против грубых нарушений законности в ходе суда над Александром Гинзбургом и его товарищами («процесс четырех»). Впервые правозащитный документ апеллировал непосредственно к общественному мнению; даже формально он не был адресован ни советским партийным и государственным инстанциям, ни советской прессе. После того, как его многократно передали по зарубежному радио, тысячи советских граждан узнали, что в СССР существуют люди, открыто выступающие в защиту прав человека. На обращение откликнулись десятки людей, многие из которых солидаризировались с его авторами. Некоторые из этих людей стали активными участниками правозащитного движения.

Подпись Богораз стоит и под многими другими правозащитными текстами 1967–1968 и последующих лет.

Несмотря на возражения со стороны ряда известных правозащитников (сводившиеся к тому, что ей, как «лидеру движения», не следует подвергать себя опасности ареста), 25 августа 1968 Богораз приняла участие в «демонстрации семерых» на Красной площади в знак протеста против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Была там арестована, приговорена к 4 годам ссылки. Отбывала срок в Восточной Сибири (Иркутская область, пос. Чуна), работала такелажницей на деревообделочном комбинате.

Вернувшись в Москву в 1972, Богораз не стала принимать непосредственное участие в работе существовавших тогда диссидентских общественных ассоциаций, однако продолжала время от времени выступать с важными общественными инициативами, одна или в соавторстве. Так, ее подпись стоит под т.н. «Московским обращением», авторы которого, протестуя против высылки Александра Солженицына из СССР, потребовали опубликовать в Советском Союзе «Архипелаг ГУЛАГ» и другие материалы, свидетельствующие о преступлениях сталинской эпохи. В своем индивидуальном открытом письме председателю КГБ СССР Ю.В.Андропову она пошла еще дальше: отметив, что не надеется на то, что КГБ откроет свои архивы по доброй воле, Богораз объявила, что намерена заняться сбором исторических сведений о сталинских репрессиях самостоятельно. Эта мысль стала одним из импульсов к созданию независимого самиздатского исторического сборника «Память» (1976–1984), в работе которого она принимала негласное, но довольно активное участие.

Богораз неоднократно обращалась к правительству СССР с призывом объявить всеобщую политическую амнистию. Кампания за амнистию политических заключенных, начатая ею в октябре 1986 вместе с другими московскими инакомыслящими, была ее последней и наиболее успешной «диссидентской» акцией: призыв Богораз и других к амнистии был на этот раз поддержан рядом видных деятелей советской культуры. В январе 1987 М.Горбачев начал освобождать политзаключенных. Однако ее муж, Анатолий Марченко, не успел воспользоваться этой амнистией – он скончался в Чистопольской тюрьме в декабре 1986.

Общественная деятельность Богораз продолжилась в годы перестройки и пост-перестройки. Она принимала участие в подготовке и работе Международного общественного семинара (декабрь 1987); осенью 1989 вошла в состав воссозданной Московской Хельсинкской группы и некоторое время была ее сопредседателем; в 1993–1997 входила в правление российско-американской Проектной группы по правам человека. В 1991–1996 Богораз руководила просветительским семинаром по правам человека для общественных организаций России и СНГ. В настоящее время – на пенсии. Живет в Москве.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241


 







 

 

 


 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net