Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БЕКЕТ, СВ. ФОМА (ТОМАС) (Becket, St. Thomas) (ок. 1118–1170), английский канцлер и архиепископ Кентерберийский в период правления Генриха II. Властный и непокорный Бекет вступил в противостояние с Генрихом по многим вопросам и в конце концов был убит по воле короля, что доставило ему от церкви мученический венец, как страдальцу в деле сопротивления церкви светской власти. Бекет, которого современники звали Фомой Лондонским, родился в Лондоне. Его отец Гилберт, происходивший из рыцарей Нормандии, впоследствии стал преуспевающим лондонским купцом, а мать, уроженка Кана, тоже была из Нормандии. Десятилетнего Фому отдали в школу монастыря Мертон (ныне Лондон), затем он воспитывался в школах Лондона и Парижа.
Вернувшись из Парижа в возрасте 21-го года, Бекет стал нотариусом. Затем он занимался коммерцией до 1142, когда архиепископ Теобальд Кентерберийский ввел его в свое окружение. После участия в поездке архиепископа в Рим в 1143 Фома был отправлен для изучения канонического права в Болонью и Оксерр. Обладавший красивой внешностью молодой человек – высокий, бледный, худой брюнет, Бекет еще тогда обратил на себя внимание живым темпераментом, замечательно острыми зрением и слухом и необыкновенной памятью. Корни его глубокого благочестия и милосердия к бедным чаще всего возводят к матери, а детские ссоры с отцом стали причиной его заикания. Товарищи молодого Бекета считали его великодушным, в высшей степени приятным, стремящимся нравиться людям и весьма честолюбивым человеком.

Постепенно влияние Бекета в окружении Теобальда росло. В 1148 он сопровождал архиепископа на собор в Реймсе. Вскоре ему самому стали поручать важные дипломатические миссии, а в 1152 он проявил себя, действуя в качестве представителя английского примаса в папской курии, где ему удалось получить папское послание, в котором налагался запрет на коронацию сына короля Стефана, Юстаса. Этим он заслужил благодарность Генриха Анжуйского, соперника Юстаса. В 1154, когда Генрих стал королем как Генрих II, Бекета посвятили в диаконы и назначили архидиаконом Кентерберийским. В следующем году Генрих назначил Бекета канцлером Англии; этот пост он занимал в течение семи лет. Бекет был также учителем наследника престола Генриха, используя свое влияние и обаяние в той и другой роли, чтобы повысить значение поста канцлера. В конце концов он достиг огромного политического и личного влияния на всю королевскую семью Ангевинов (т.е. Анжуйскую династию).

В 1158 Бекет возглавил посольство в Париж, где провел успешные переговоры о браке принца Генриха и старшей дочери французского короля Людовика VII. Процентами с церковных доходов он поддерживал короля в его войнах, в 1159 помог в организации похода на Тулузу. Бекет был автором проекта договора, заключенного после окончания войны в мае 1160.

В 1162, после смерти архиепископа Теобальда, Бекет стал архиепископом Кентерберийским. Поскольку он был диаконом, перед восшествием на кафедру его рукоположили в священники. Генрих II, вероятно, видел в своем канцлере инструмент контроля над верховной епархией Англии. Однако, не прошло и года, как Бекет выступил против королевских налогов на соборе в Вудстоке в июле 1163 и возражал против вмешательства светской власти в дела церкви на соборе, проведенном папой Александром III в Туре. Под сильным давлением архиепископ согласился принять Кларендонские постановления (январь 1164), которые еще больше ущемляли права духовенства. Постановлениями предусматривалось, что апелляции в Рим будут ограничены, королевские чиновники смогут присутствовать на заседаниях церковных судов, а духовные лица сразу после осуждения будут подпадать под гражданскую юрисдикцию. После того, как папа отказался одобрить эти постановления, Бекет изменил прежнее решение и не подписал их.

Столкновение Бекета с Генрихом в Кларендоне явилось апофеозом его противоборства с королем, после чего он предпринял две неудачные попытки бежать из Англии. Зимой 1164 Бекету в конце концов удалось бежать во Францию. Он встретился с папой в Сансе и заручился его поддержкой против Генриха, однако трудности, которые переживал сам папа, не дали ему возможности оказать содействия Бекету в возвращении в Англию. Два года Бекет прожил в цистерцианском аббатстве в Понтиньи (Бургундия), но затем монахи под давлением Генриха изгнали архиепископа. Последние четыре года изгнания Бекет провел в аббатстве св. Коломба в Сансе.

В 1166 Бекет воспользовался папскими полномочиями для отлучения членов королевского совета Генриха от церкви. Кроме того, он начал обличать поддержавших короля английских епископов. 14 июня 1170 Генрих нарушил традиционные права архиепископа Кентерберийского, поручив коронацию принца Генриха архиепископу Йоркскому. Папа Александр III под угрозой наложения интердикта на Англию вынудил Генриха официально примириться с Бекетом во Фретевале (близ Вандома) 22 июля. Однако вскоре перемирие было нарушено, поскольку Бекет потребовал опубликовать папские послания, осуждающие Кларендонские постановления, а также отстранить от должности епископов Лондона, Солсбери и Йорка, державших сторону короля. Вернувшемуся в Англию Бекету был оказан восторженный прием. В начале декабря он триумфально вступил в Кентербери.

Сообщается, что когда Генрих, находившийся тогда в Нормандии, услышал, что архиепископ вернулся в Кентербери нисколько не раскаявшимся, он выразился приблизительно так: «Да избавит ли кто-нибудь меня от этого предателя Бекета?!» Четыре рыцаря из его окружения, Реджинальд Фитцурс, Вильям де Траси, Гуго де Морвиль и Ричард ле Брет, отправились в Англию, прибыли в Кентербери 29 декабря 1170 и убили его, обвинив в измене.

Убийство вызвало бурю протеста по всему христианскому миру и вынудило Генриха приостановить наступление на церковные привилегии. В 1174 у гробницы Бекета он принес публичное покаяние. Вскоре гробница Бекета стала местом поклонения. Бекет был канонизирован в 1173, и день его смерти (29 декабря) стал в церковном календаре праздником св. Фомы. При Генрихе VIII рака была демонтирована, и имя Бекета перестало упоминаться в церквах.

БЕККЕРЕЛЬ, АНТУАН АНРИ (Becquerel, Antoine Henri) (1852–1908), французский физик. Родился в Париже 15 декабря 1852. Окончил Политехническую школу. В 1875 поступил в Государственное бюро мостов и дорог, главным инженером которого стал в 1894. Отец Беккереля Александр Эдмон Беккерель (1820–1891) и дед Антуан Сезар Беккерель (1788–1878) были известными физиками, профессорами Парижского национального естественно-исторического музея. В 1892 Беккерель стал профессором этого музея, а в 1895 – профессором Политехнической школы. Основные его работы посвящены оптике (магнитооптика, фосфоресценция, инфракрасные спектры) и радиоактивности. В 1896, исследуя действие люминесцирующих минералов на фотопластинку, Беккерель случайно обнаружил, что некоторые соли урана вызывают почернение фотопластинок, завернутых в светонепроницаемую черную бумагу или металлическую фольгу. Дальнейшие исследования показали, что излучение солей урана не имеет ничего общего с люминесценцией и происходит без выдерживания их на свету. Явление самопроизвольного испускания лучей особой природы было названо радиоактивностью. В 1901 Беккерель (независимо от П.Кюри) обнаружил физиологическое действие радиоактивного излучения, а также его способность ионизировать газ. За открытие естественной радиоактивности Беккерель был удостоен Нобелевской премии по физике 1903, разделив ее с Пьером и Марией Кюри. Умер Беккерель в Круасике (Бретань) 25 августа 1908.

БЕКМАН, МАКС (Beckmann, Max) (1884–1950), немецкий художник и график, родился в Лейпциге 12 февраля 1884. В 1900–1903 учился в веймарской Академии живописи; в 1909–1911 был членом Нового Берлинского Сецессиона. Во время Первой мировой войны служил санитаром на фронте. По окончании войны Бекман поселился во Франкфурте-на-Майне и преподавал в Художественной школе. После прихода к власти нацистов Бекман был отстранен от преподавания. Его произведения экспонировались на выставке «Дегенеративное искусство». В 1937 он эмигрировал в Амстердам, где жил во время Второй мировой войны; в 1947 переехал в США, преподавал в университете Сент-Луиса.
В работах Бекмана можно проследить последовательную стилистическую эволюцию. Он начал с подражания импрессионизму в произведениях, представленных на выставках первого Берлинского Сецессиона. Работы, созданные мастером после войны, исполнены ужаса и глубокой скорби, выраженных посредством очень резких и грубых искажений. Типичные произведения этого периода – картины Ночь (1918–1919, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален) и Семейный портрет (Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1920-е годы искажения постепенно нивелируются; находясь в спокойном расположении духа, Бекман пишет в более нейтральной манере, например, Автопортрет с сигарой (частное собрание). К 1930-м годам, когда техническое мастерство художника достигло самого высокого уровня, он обращается к более утонченным и сложным образам. Содержание его произведений приобретает обобщенный и аллегорический характер, как в триптихе Отплытие (1932–1933, Нью-Йорк, Музей современного искусства) и Карнавал (университет Айовы).

Творчество Бекмана отличает напряженная и мощная реалистическая трактовка формы – эффект, которого он достигал посредством использования острых обобщенных контуров и интенсивного колорита. Умер Бекман в Нью-Йорке 27 декабря 1950.


БЕКФОРД, УИЛЬЯМ (Beckford, William) (1760–1844), английский прозаик. Родился 29 сентября 1760 в Фонтхилле (графство Уилтшир). Не знающий счета деньгам оригинал, Бекфорд воздвиг там причудливый готический «дворец» по проекту Дж.Уайета. В 1806–1822 избирался в парламент. В 1822 материальные затруднения вынудили его продать Фонтхилл, но вскоре он построил себе большой дом близ Бата, где и жил затворником до своей кончины 2 мая 1844. Своей известностью Бекфорд обязан в основном «восточной» повести Ватек (на франц. языке, 1782; англ. перевод, 1786; рус. перевод Б.Зайцева, 1912), написанной на экзотическом материале. Чудовищное воплощение злобы и самодурства, халиф Ватек, помыкаемый злодейкой-матерью, царицей Каратис, покоряется демону Эблису. В конце отмеченных крайней жестокостью странствий Ватек допускается в пещеры Эблиса, где халифа и его пособников ожидает страшная участь.

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М.С.ЩЕПКИНА, театр в г.Белгороде Белгородской области. Первые отзывы о его спектаклях – в газетах «Белгородская правда» (22 августа 1936) и «Курская правда» (8 октября 1936). До Великой отечественной войны собирал полные залы, гастролировал по области, в начале войны выезжал в госпитали, в части Красной Армии. В эвакуации (Самарканд, Ташкент) сохранился как художественный коллектив, «работал с прибылью без государственных дотаций». В марте 1943 театр был отмечен приказом управления по делам искусств при СНК РСФСР; в апреле 1944 открыл сезон в разрушенном войной здании. В 1956 театру было присвоено имя М.С.Щепкина. В 1962 театр переехал в новое здание в центре города, в 1993 получил статус государственного. В октябре 1998 театру было присвоено почетное наименование «Академический».
В разные годы в театре работали главные режиссеры Л.Юханский, А.Карданов, А.Пиковский, Л.Моисеев, А.Гукленков, В.Ильин, В.Казначеев, Г.Косюков, Ю.Чернышев, А.Литвин, А.Морозов. В театре играли актеры В.Логинова, В.Игнатов, И.Лебедев, Е.Зорина, А.Ордынский, А.Аннушкина, П.Самсонов, С.Овсянникова, Н.Вулих, В.Катаев, А.Охлопков, И.Хорунжий, Л.Язева, А.Негина, А.Баратов, С.Кубарева, Е.Мурашева, В.Протасова. Все они преданно служили щепкинской сцене, закладывали традиции своего театрального Дома, среди которых, в частности, давняя творческая дружба с прославленным коллективом Малого театра. В белгородских спектаклях играли И.Ильинский, М.Жаров, Э.Быстрицкая, другие мастера великой сцены. Театр гастролировал во многих городах России, Украины, Прибалтики, Польши. В театре работает творческий коллектив во главе с руководителем, заслуженным работником культуры России В.И.Слободчуком. В репертуаре последних сезонов Месяц в деревне И.Тургенева, Прощальная гастроль Князя К. (по повести Ф.Достоевского Дядюшкин сон), Три сестры А.Чехова, Бесприданница и Без вины виноватые А.Островского, Ромео и Джульетта У.Шекспира, Наш городок Т.Уайлдера, Как важно быть серьезным О.Уайлда, Босиком по парку Н.Саймона, спектакли по пьесам Г.Горина, А.Володина, Н.Птушкиной, С.Лобозерова, В.Попова, сказки для детей. В театре работает Малая сцена и Театр в фойе.

В последние годы Белгородский театр стал своеобразным экспериментальным центром в провинции, привлекая внимание художественными новациями, которые вносят сюда приглашенные на постановки режиссеры разных школ и направлений – И.Райхельгауз, П.Хомский, А.Вилькин, М.Мокеев, Морозов, Ф.Берман, Литвин, В.Данцигер, художники-сценографы Ю.Хариков, Э.Кочергин, Ю.Доломянов, Н.Шаронов и др. В основе труппы опытные, профессионально зрелые актеры, много лет работающие в театре: народные артисты РФ В.Бондарук и Н.Черныш, заслуженные артисты РФ М.Русакова, Г.Ярцева, В.Подмогильный, В.Стариков, В.Ярмак и др. Труппа постоянно пополняется молодыми артистами, за последние годы в театр пришли выпускники Саратовского, Воронежского, Ярославского театральных вузов. В последние годы у щепкинцев сложились тесные дружеские отношения с коллективом Центрального академического театра Российской Армии, с театрами Харькова. Доброй традицией стали обменные гастроли. Особой строкой вписаны в историю театра Всероссийские Щепкинские фестивали актерских работ, когда Белгород принимает у себя известные театры России. Это единственный фестиваль, посвященный непосредственно артистам, «утверждающий значение русского актера», поднимающий престиж профессии. Белгородский театр стал его инициатором и организатором, в октябре 1998 фестиваль проводился в третий раз. Уровень его программы, представительства, организации был высоко оценен критикой, участниками и зрителями. Театр принимает участие в российских и международных театральных смотрах – в фестивалях драматургии А.Н.Островского (Москва и Кострома), «Русская классика» (Орел), «Голоса истории» (Вологда), был представлен в афише Третьего международного фестиваля им. А.П.Чехова, награжден серебряной медалью Первых Дельфийских игр. По итогам Всероссийского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», стал лауреатом в номинации «Театр года – 99». В 2001 была завершена реконструкция театра.

БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1811–1848), русский литературный критик, публицист. Родился 30 мая (11 июня) 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829–1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В.Станкевича. В 1834–1836 Белинский – ведущий литературный критик журналов «Телескоп» и «Молва». В 1839–1846 сотрудничал в «Отечественных записках», затем – в «Современнике». Умер Белинский в Петербурге 26 мая (7 июня) 1848.
В молодости Белинский пережил глубокое увлечение немецкой философией, эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, Гегеля. Существенное влияние на него оказали Станкевич и Бакунин, бывшие в ту пору убежденными гегельянцами. О том, насколько эмоциональным было восприятие Белинским гегелевского учения, свидетельствует его признание в письме Бакунину: «Ты показал мне, что мышление есть нечто целое.., что в нем все выходит из одного общего лона, которое есть Бог, сам себя открывающий в творении». Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что «судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира». В абсолютном идеализме Гегеля для него теперь «так много кастратского, т.е. созерцательного или философского, противоположного и враждебного живой действительности». На смену восторженному восприятию «разумности» исторического развития приходит не менее страстная апология личности, ее прав и ее свободы: «Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести».

«Фанатический» персонализм был непосредственным образом связан с его увлечением социалистическими идеалами. Социальная критика Белинским буржуазной цивилизации имела преимущественно этическую направленность: «Не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов – далее этого они ничего не видят». Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к философскому идеализму. «Законы ума, – писал критик, – должны наблюдаться в действиях ума. Это дело логики, науки, непосредственно следующей за физиологией, как физиология следует за анатомией. Метафизику к черту: это слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость, а логика, по самому своему этимологическому значению, значит и мысль, и слово. Она должна идти своей дорогою, но только не забывать ни на минуту, что предмет ее исследований – цветок, корень которого в земле, т.е. духовное, которое есть не что иное, как деятельность физического». Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Двумя годами позже в своем знаменитом письме к Гоголю он подвергает суровой критике религию и церковь. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве начинает доминировать идеология политического радикализма.


БЕЛЛ, АЛЕКСАНДЕР ГРЕЙАМ (Bell, Alexander Graham) (1847–1922), канадский изобретатель. Родился 3 марта 1847 в Эдинбурге (Шотландия). Учился в Эдинбургском университете, изучал риторику под руководством деда, основателя школы ораторского искусства. В возрасте 16 лет стал преподавателем риторики и музыки в академии Вестон-Хауc (Шотландия). В 1865 переехал в Лондон, работал ассистентом своего отца, профессора риторики Лондонского университета. В 1870 вместе с семьей переселился в Канаду. В 1871–1873 работал в Бостонской школе для глухонемых, с 1873 профессор физиологии органов речи Бостонского университета.
Изучив акустику и физику человеческой речи, начал ставить опыты с аппаратом, в котором мембрана, колеблющаяся под действием звуковых волн, передавала колебания на иглу, записывающую их на вращающемся барабане. Постепенно Белл пришел к идее создания устройства, при помощи которого «станет возможной передача различных звуков, если только удастся вызвать колебания силы тока, соответствующие тем колебаниям плотности воздуха, которые производит данный звук». Параллельно Белл работал над проблемой одновременной передачи нескольких телеграфных сообщений по одному проводу (многоканальный телеграф), и, экспериментируя с созданным им «музыкальным телеграфом», открыл явление, которое привело к изобретению телефона. 14 февраля 1876 Белл и одновременно с ним изобретатель И.Грей подали патентные заявки на изобретение телефона. Патент был выдан Беллу 7 марта 1876, но лишь в 1893 после многочисленных судебных разбирательств Верховный суд США разрешил спор о приоритете в его пользу. 10 марта 1876 Белл послал первое звуковое сообщение, переданное по проводам с помощью электричества. Среди других изобретений Белла – усовершенствование фонографа Эдисона, применение гибких элеронов вместе с жесткой опорной поверхностью для управления полетом самолета. Всего Белл опубликовал более 100 статей и получил 30 патентов.

Белл был удостоен премии А.Вольта, учрежденной Наполеоном, а в 1877 награжден орденом Почетного легиона. За работы по акустической физиологии Гейдельбергский университет присудил ему почетную степень по медицине. Умер Белл в Бейн-Брей (провинция Новая Шотландия, Канада) 2 августа 1922.

БЕЛЛ, ДЭНИЕЛ (Bell, Daniel) (р. 1919), американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Родился 10 мая 1919 в Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959–1969), а затем в Гарвардском университете (с 1969 по настоящее время). Первая же крупная публикация Белла – книга Конец идеологии (The End of Ideology, 1960) – создала ему репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук. Наряду с Артуром Шлезингером-младшим Белл возглавил т.н. «школу консенсуса» – либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизни Америки 1950-х годов. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим «программным» идеологиям Белл противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиков националистического склада (таких как Дэниел Бурстейн) или неоконсерваторов (таких как Ирвинг Кристол), Белл не стремился преувеличивать степень культурной однородности американского общества или распространенности ценностей среднего класса.
В книге Грядущее постиндустриальное общество (The Coming of Post-Industrial Society, 1973), которую сам Белл назвал «попыткой социального предсказания», он проводил мысль, что в послевоенном американском обществе происходит переход от «долевой цивилизации» (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании (knowledge society), которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений. Машины как наиболее важная форма капитала вытесняются теоретическим знанием, а корпорации как центры социального авторитета – университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией. Все эти изменения влекут за собой глубокую трансформацию политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.

К обсуждению проблем, связанных с усложнением и диверсификацией социальной и культурной жизни, Белл обращается и в других своих работах – Капитализм сегодня (Capitalism Today, 1971), Культурные противоречия капитализма (The Cultural Contradictions of Capitalism, 1976), Извилистый путь (The Winding Passage, 1980), а также в многочисленных публикациях в периодических изданиях.


БЕЛЛАМИ, ЭДВАРД (Bellamy, Edward) (1850–1898), американский романист и социальный реформатор. Родился 26 марта 1850 в Чикопи-Фоллз (шт. Массачусетс). После учебы в родном городке проучился год в Юнион-колледже и в восемнадцатилетнем возрасте совершил путешествие в Европу.
В 1871 Беллами вошел в штат газеты «Нью-Йорк ивнинг пост», в 1872–1876 писал передовицы и книжные обзоры для газеты «Спрингфилд юнион». Последующие десять лет целиком посвятил литературному творчеству, благодаря публикации трех с лишним десятков рассказов и трех романов прослыв одним из наиболее обещающих молодых писателей Америки.

В своем главном произведении Взгляд назад (Looking Backward, 1888; рус. переводы выходили также под названиями Золотой век, В 2000 году и др.), утопическом романе о Бостоне в 2000 году, он описал пригрезившийся ему общественный строй. В книге рассказывается о бостонце, попавшем из 19 в. в 2000 год и обнаружившем некий новый общественный порядок, в сущности, американский вариант социализма: «эпоха трестов обрела свою кончину в Великом Тресте», т.е. в Правительстве. Равенство (Equality, 1897) – своего рода экономический трактат, в котором Беллами ответил на нападки многочисленных критиков его утопии и восполнил пробелы в описании предложенного в ней социального строя. Умер Беллами в Чикопи-Фолз 22 мая 1898.

БЕЛЛАРМИНО, СВ. РОБЕРТО ФРАНЧЕСКО (San Roberto Francesco Bellarmino) (1542–1621), католический теолог, учитель церкви, полемист, ревностный защитник церкви в последние годы Контрреформации. Родился 4 октября 1542 в Монтепульчано (Италия), в 1560 вступил в орден иезуитов в Риме. После изучения теологии в университетах Падуи и Лувена, где он завоевал широкую известность как проповедник, был посвящен в сан священника (в 1570). Затем в течение 6 лет преподавал теологию в Лувенском университете, уделяя особое внимание спорным богословским проблемам. В 1576 папа Григорий XIII назначил его профессором в Римский коллегиум, впоследствии знаменитый Григорианский университет. В 1592 Беллармино был назначен ректором коллегиума, а затем провинциалом иезуитов Неаполитанского королевства. В 1597 стал советником папы Климента VIII по богословским вопросам, а два года спустя, вопреки его собственному желанию, избран кардиналом. В 1602 был назначен архиепископом Капуи, а в 1605 стал членом большинства римских конгрегаций. В этом качестве принимал участие во всех основных религиозных дебатах своего времени: в споре между доминиканцами и иезуитами по вопросу о божественной благодати; в споре между Святым Престолом и Венецианской республикой, где он выступил главным антагонистом Паоло Скарпи; в споре по вопросу о «присяге на верность», принесение которой потребовал от английских католиков король Яков I, и, наконец, в процессе над Галилеем в 1616.
Умер Беллармино 17 сентября 1621. Вопрос о его беатификации поднимался несколько раз, однако из-за противодействия галликанской и янсенистской оппозиции он был беатифицирован только в 1923. В 1930 Беллармино был канонизирован, а в 1931 провозглашен учителем церкви. День памяти святого 17 сентября.

Главным сочинением Беллармино, прославившим его имя, стали Рассуждения о спорных вопросах христианской веры (Disputationes de controversiis..., 1586–1593), изданные в 3-х томах in folio, а затем многократно переиздававшиеся. В этом труде предпринята попытка представить систематический обзор разнообразных религиозных споров той эпохи и воспроизводятся многие аргументы, выдвигавшиеся протестантами. В целом его теологические сочинения занимают 12 томов в издании Февра (1870–1874). Многочисленные сочинения Беллармино, посвященные христианской духовности и благочестию, завоевали широкую популярность и переведены на несколько языков. Быть может, самое известное из них – Умственное восхождение к Богу (De ascensione mentis in Deum, 1615).


БЕЛЛИНИ (Bellini), семья итальянских живописцев, работавших в Венеции между 1420 и 1516 и прошедших в своем творчестве путь от позднеготического стиля, с его линеарной декоративностью, к новой ренессансной манере.
Якопо Беллини (Jacopo Bellini) (ок. 1400–1470), ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в.; ученик Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др. нового ренессансного стиля. Произведения монументальной живописи, созданные Якопо Беллини, не сохранились, но его станковые работы свидетельствуют, что художник соединял в своей живописи элементы готического и нового ренессансного стиля: декоративность, обилие деталей, изысканность и вычурность поздней готики и интерес к реалистическому изображению предметов в пространстве, характерный для эпохи Возрождения. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440–1450) остаются спорными. В них содержится множество зарисовок самых разных сцен – мифологических, библейских и фантастических. Чувствуется интерес мастера к археологии, проблемам перспективы и другим способам организации изображения. Большинство рисунков, очевидно, являются законченными произведениями, тем более что ни одна из известных картин художника непосредственно с ними не связана. Среди рисунков впервые появляются сюжеты особого, характерного именно для венецианцев жанра: сцены из праздничной и повседневной жизни города. Этот жанр успешно нашел свое продолжение в творчестве сыновей Якопо, Джентиле и Джованни Беллини, а также целого ряда других мастеров в последующие годы.

Джентиле Беллини (Gentile Bellini) (ок. 1429–1507). Наследие этого мастера представляет собой красочные, подробные и документально точные виды Венеции в моменты наиболее важных событий из истории города. Его первые произведения – начатые в 1474 большие холсты для украшения Дворца дожей – сгорели во время пожара 1577. Однако об этой живописи можно составить представление по другим картинам, написанным Джентиле для скуол – венецианских религиозных братств, например по композиции Процессия на площади св. Марка (Венеция, галерея Академии), входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками для братства св. Иоанна Евангелиста. И вид празднества на площади св. Марка, представленного на картине, и облик Венеции, ее архитектуры, костюмов ее жителей призваны увековечить чудо – исцеление от частицы Святого Креста, перенесение которой сопровождает торжественная процессия.

Венеция имела тесные связи с Ближним Востоком; в 1479–1480 Джентиле Беллини в качестве художника и военного советника служил при дворе султана в Константинополе. Результатом этой поездки стали картины, в которых он пытался сочетать достижения итальянского Ренессанса с плоскостностью и декоративностью восточного искусства, например Портрет султана Мехмеда II (ок. 1480, Лондон, Национальная галерея). Вскоре художник возвратился в Венецию и продолжал писать жанрово-исторические виды родного города. После смерти Джентиле в 1507 Джованни Беллини закончил незавершенные работы старшего брата.

Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (ок. 1430–1516), младший брат Джентиле, прозванный Джамбеллино (Giambellino), выдающийся художник эпохи Возрождения, основоположник новой живописной традиции, в которой главная роль отводится колориту и свету.

Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Немногие его картины датированы, а то, что он часто прибегал к помощи учеников, затрудняет атрибуцию произведений. Решающую роль в творческом формировании Джованни Беллини сыграло влияние его отца, а также художественной среды Падуи 1440-х годов, где в то время работал Якопо, и особенно флорентийского скульптора Донателло. Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля, интерес к линейной перспективе и археологии.

Этот строгий стиль отличает работы падуанского периода творчества Джованни Беллини; его характерным примером может служить картина Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу (ок. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т.е. будущую крестную жертву Христа. В этот период творчества живописная манера Джованни Беллини была близка к стилю Андреа Мантеньи, с его подчеркнутой скульптурностью форм и отсутствием интереса к передаче нюансов фактуры.

Облик персонажей приобретает трагическую напряженность в картине Оплакивание Христа (ок. 1470, Милан, галерея Брера). Три фигуры, помещенные за парапетом, изображены так, словно они находятся очень близко к поверхности картины; их мертвенно-бледные лица и приглушенные цвета драпировок почти монохромны. Свинцовое небо служит фоном для застывших в глубокой скорби фигур. Выражения лиц и жесты персонажей многозначны. Образная сила картины заключается в недосказанности – прием, характерный для Джованни Беллини.

Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление о чаше (видимо, в начале 1460-х годов; обе – в Национальной галерее в Лондоне). В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини. Полотна настолько похожи, что возникает вопрос: не было ли между их авторами своего рода художественного соревнования? В обеих композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне пейзажа. Кажется, что в картине Мантеньи отсутствует воздух; все поверхности жесткие, а изгибы форм напоминают натянутые металлические струны. Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на абсолютно осязаемом облаке. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым сиянием зари. Вместо тяжеловесного сонма ангелов у него присутствует только один – маленькая полупрозрачная фигурка; восходящее солнце является одновременно нимбом Христа.

Около 1480 Беллини написал большую картину Св. Франциск (Нью-Йорк, собрание Фрик). Святой изображен перед пещерой; рядом расстилается мирный безмятежный пейзаж с буколическими сценами перед окруженным стенами городом. Слева залитое светом лавровое дерево словно склоняется к св. Франциску. Главный персонаж картины находится внутри пейзажа, а не на его фоне; природа является здесь свидетельством тайны Божественного Творения.

В 1475–1476 Венецию посетил Антонелло да Мессина, соединивший в своем творчестве последние достижения итальянской и северной живописи. Считается, что он оказал решающее воздействие на Джованни Беллини; под его влиянием мастер обратился к технике масляной живописи, обладающей гораздо большими возможностями в передаче цвета и света. Однако интерес Беллини к колористическим и световым эффектам мог возникнуть и раньше под влиянием Пьеро делла Франческа и других мастеров. К еще более раннему времени относятся его эксперименты со смешанной темперно-масляной техникой. Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе, другой – Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично).

Трудно сказать, кто из двух художников создал алтарный образ этого типа первым; в дальнейшем композиции типа sacra conversazione заняли центральное место в творчестве Джованни Беллини. Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов. Мадонна с Младенцем восседает на троне, помещенном в апсиде церкви; по сторонам от нее стоят шестеро святых, среди которых выделяются полуобнаженные фигуры св. Иова и св. Себастьяна, защитников от чумы. У подножия трона три ангела играют на музыкальных инструментах; святые погружены в молитву и благочестивое размышление. Сцена дана в легком ракурсе снизу вверх. Пространство картины иллюзорно продолжает реальное пространство интерьера – эффект, производимый иллюзионистически написанной архитектурой фона, в которой повторяются мотивы орнамента резного каменного обрамления образа, сохранившегося до сих пор в самой церкви. В картине не происходит никакого действия; ее очарование – в теплом, мягком свете, который связывает и объединяет все части произведения в неразрывное целое, в некое духовное пространство.

В 1488 Беллини написал маленький триптих sacra conversazione для францисканской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. За богато украшенной архитектурной позолоченной рамой изображены апсида и два примыкающих к ней помещения. Богоматерь восседает на высоком троне перед выложенной мозаикой апсидой; у подножия трона два музицирующих ангела, по сторонам двое святых. В картине господствует созерцательное настроение. Это – одна из первых работ Беллини, написанная только маслом.

Алтарь Сан Дзаккария в одноименной церкви в Венеции датируется 1505 и является одной из лучших работ Беллини в этом жанре. Фигуры святых, обращенные лицом к зрителю, помещены в широком, свободном пространстве; мягкий свет, падающий из левого верхнего угла, объединяет интерьер и видимый с двух сторон пейзаж. Сфумато (легкая дымка) окутывает все поверхности, оттеняя бородатые лица святых; эти два крайних образа кажутся весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем. Только звуки ангельской музыки нарушают тишину этого мира, где «жизнь понимается как своего рода вслушивание», как сказал знаменитый художественный критик 19 в. Уолтер Патер о картине ученика Беллини – Джорджоне.

Наряду с большими алтарными композициями, предназначенными для украшения церквей, Джованни Беллини начиная с 1450-х годов писал образы Богоматери с Младенцем по частным заказам. В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон, Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца напоминают иконографию композиции Оплакивание, в которой Богоматерь держит на коленях мертвого Христа. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным осенним светом. Неизменность и внутреннее равновесие этого мира подчеркивается композицией фигур Богоматери и Младенца. Пейзаж строится уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами. Уравновешенность композиции предвосхищает картины Никола Пуссена или, скорее, Клода Лоррена, у которого конструктивная логика построения пространства смягчается сияющим светом.

На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Как правило, это изображения молодых людей. В целом портреты Беллини можно назвать скорее исследованием строения лица изображаемого, чем изучением его психологии, что вполне соответствовало вкусам венецианских патрициев: слишком ярко выраженная индивидуальность казалась им неподходящей для человека, находящегося на государственной службе. Нетипичный для Беллини пример работы в этом жанре – Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок. 1501, Лондон, Национальная галерея). Дож изображен погрудно, за низким парапетом; его лицо словно втиснуто в узкие рамки вышитой шапочки и накидки. Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым. Парапет закрывает руки Леонардо Лоредано и словно исключает возможность прямого контакта между моделью и зрителем.

Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. От отца и шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – Пир богов (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Это первое из полотен на мифологический сюжет, созданных по заказу Альфонсо д'Эсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре. Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Олимпийцы пируют среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти Беллини). Восьмидесятилетний художник, написавший за свою жизнь огромное количество картин на религиозные темы, знал путь и в античный мир чувственных наслаждений, столь блистательно воспетый двумя его знаменитыми учениками – Джорджоне и Тицианом.


БЕЛЬМАН, КАРЛ МИКАЭЛЬ (Bellman, Karl Mikael) (1740–1795), шведский поэт. Родился 4 февраля 1740 в Стокгольме в религиозной семье. Получил хорошее образование и пытался выдвинуться на государственной службе. Стал известен как поэт и исполнитель собственных песен, однако не был вхож в литературное сообщество. Книги его лучших стихов были изданы довольно поздно, он был признан лишь в 1790-е годы и с тех пор считается выдающимся шведским поэтом.
Первыми произведениями Бельмана были сатирические стихи и песни, отмеченные влиянием Улофа фон Далина (1708–1763). Окончательно он нашел себя в пародиях на современные ему ордена и клубы (Капитул ордена Бахуса – Bachi ordenskapitel). С 1767 работал над своим важнейшим поэтическим циклом Послания Фредмана (Fredmans epistlar), который был опубликован с предисловием Ю.Х.Чельгрена в 1790; год спустя последовал сборник Песни Фредмана (Fredmans snger). Для этих баллад он сам сочинял музыку, в основном перерабатывая хорошо известные мелодии. Умер Бельман в Стокгольме 12 февраля 1795.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241


 

 


 





 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net