Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БА МО (1893–1977), премьер-министр Мьянмы (Бирмы). Родился 8 февраля 1893 в Маубине. Учился в Кембриджском университете и в Бордоском университете, получил степень доктора философии. В конце 1920-х годов вернулся в Бирму, где работал преподавателем и адвокатом. В 1931 привлек к себе внимание, выступив в качестве защитника лидера повстанцев Сая Сана. В качестве лидера антисепаратистов участвовал в работе Конференции «круглого стола» в Лондоне. К первым выборам 1936 создал партию Синьета («Беднота»), которая, однако, не получила значительного числа голосов. Благодаря расколу в стане соперников Ба Мо стал в 1937 первым премьер-министром Бирмы, после того как Великобритания предоставила ей право на ограниченное самоуправление.
В 1939 Ба Мо был вынужден уступить свой пост У Со, после чего возглавил Блок свободы (выступавший против участия Бирмы во Второй мировой войне) и в 1940 был интернирован английскими властями за антивоенную пропаганду. В 1942 бежал из тюрьмы, возглавил марионеточный режим в период японской оккупации. См. МЬЯНМА. Будучи верховным правителем («адипади») с 1943 по 1945, Ба Мо предпринимал попытки защитить соотечественников от беззаконий оккупантов, в то же время поддерживая захватчиков. Не поддержал планов Аун Сана выступить против японцев в 1945. После высадки Союзников в Бирме бежал в Японию, однако весной 1946 получил разрешение вернуться на родину. Умер Ба Мо в Рангуне 28 мая 1977.

БААДЕР, ФРАНЦ КСАВЕР (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм. Пытался соединить философские традиции католицизма с мистицизмом и таким образом выйти за пределы господствующих философских школ – континентального рационализма с его культом чистого разума и британского эмпиризма, подчеркивавшего значение чувственного опыта. Оказал влияние на Шеллинга и Кьеркегора.
Баадер родился в Мюнхене 27 марта 1765. Получил медицинское образование, изучал минералогию в Англии в 1792–1796. Как и его друг Шеллинг, был членом кружка интеллектуалов в Мюнхене. Черпал вдохновение в мистических трудах Якоба Бёме и неоплатоников. Вышел в отставку в должности суперинтенданта угольных шахт в Баварии в 1820 и посвятил себя философии и теологии. Профессор философии и теологии Мюнхенского университета в 1826–1838. Основал журнал «Эос» («Eos»). Умер Баадер в Мюнхене 23 мая 1841.

Лейтмотив религиозной философии Баадера – признание внутренней связи материи и сознания, тела и духа. Их различие относительно, ибо материя – это омертвевший, утративший свободу дух. Их взаимодействие – не параллелизм и не внешний контакт, а взаимопроникновение, претворение одного в другое. Человек должен ассимилировать и претворить волю материального бытия в духовную энергию для ее отдачи в мировую сокровищницу – мистериум Бога.

Согласно учению Баадера, всякое знание предполагает знание о Боге, которого он представлял как процесс прогрессивно расширяющегося сознания. Баадер критиковал британских эмпириков, в частности Юма, который сводил знание к дискретным чувственным впечатлениям, а также Кантову этику следования внутреннему моральному закону, считая, в противовес этим учениям, что человек должен подчиняться Божьей воле, изложенной в Писании и учениях Римско-католической церкви. В социальной философии противостоял либерализму и призывал к установлению классовой иерархии и подчинению государства церкви. Собрание сочинений (Samtliche Werke) Баадера опубликовано в 16 томах в Лейпциге в 1851–1860.

Основные сочинения:

Начала познания (Fermenta cognitionis, 1822–1825); Лекции по спекулятивной догматике (Vorlesungen uber speculative Dogmatik, 1828–1838); Динамическая философия (Beitrage zur dynamischen Philosophie, 1809)

БААЛ, Балу, Ваал («владыка», «господин»), важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами. Филон и угаритские тексты говорят о нем как о Хаддаде, боге бури и царе богов. В 14 в. до н.э. у финикийцев Баал уже получил титул Баалшамем (Владыка Небес). Он считался одним из братьев Эла (Илу, «Бога»), главы ханаанской группы божеств.
Характеризуемый в текстах как Алиййан («силач», буквально, «я одолеваю»), Баал побеждает всех, кого вызывает на битву. Со временем к его имени стали присоединять название местности, в которой он почитался, и указание на особые приписывавшиеся ему черты или функции. Кроме того, любой важный аспект религиозной жизни мог породить культ своего собственного Баала. В целом его считали олицетворением мужского начала, обеспечивающего плодородие земли и стад, и во время посвященных ему празднеств ему приносились соответствующие жертвы.

Тирский Баал (Ваал), упоминаемый в Ветхом Завете, был известен под именем Мелькарт. Святилища и храмы Баала часто называли «высотами». В качестве божества гор и божества бури Ваал изображался в соответствующем облике. Вместе со своей супругой, Анат, Ваал мог быть связан с тем или иным родом, о чем напоминали личные имена, содержащие в качестве составной части его имя.

БААЛЬБЕК, в настоящее время небольшое поселение, в древности – великолепный город-храм на территории Ливана, между хребтами Ливан и Антиливан. Широкая долина, расположенная между этими двумя горными цепями, называется Эль-Бека'а, или Низина, а в древности именовалась Келесирия, т.е. «Низинная Сирия». Город находится на высоте 1117 м над у.м., между реками Литани и Оронт, в плодородной области на древних караванных путях, ведших к Дамаску и Тиру.
История. В египетских и ассирийских надписях этот город называется Баальбек – по той несомненной причине, что здесь поклонялись богу Баалу (Ваалу), позднее отождествленному с Юпитером. Греки именовали этот город Гелиополем, а император Август превратил его в римскую колонию, названную Колония Юлия Августа Феликс Гелиополитана.

Период высочайшего расцвета Баальбека приходится на римскую эпоху, когда он был местом поклонения не только Юпитеру Гелиополитанскому, но также Бахусу и Венере. Согласно свидетельству церковного историка Евсевия, в начале 4 в. император Константин запретил бытовавшие в Гелиополе культы и воздвиг здесь великолепный христианский храм больших размеров. В 635 город захватили арабы под водительством Абу Убайды. Если прежде, являясь религиозным центром, он был защищен сравнительно слабо, то теперь арабы значительно укрепили его, а храмовый квартал и акрополь превратили в цитадель. В Средние века Баальбек был стратегически важной крепостью. В 659 здесь столкнулись Али и Муавия, соперники в борьбе за халифат. По преданию, аль-Валид (ум. 715) перевез медный купол баальбекского храма в Иерусалим, чтобы водрузить его над Скальной мечетью. Марван II (ум. 750) разрушил городские стены, а властитель Дамаска Тухтакин подчинил себе Баальбек в 1110. В 1175 город был захвачен Саладином; в 1260 его разрушили монголы хана Хулагу, а в конце 13 в. он был восстановлен султаном Калавуном. В 1400 Баальбек был разорен Тамерланом, а в 18 в. частично разрушен Джеззаром из Аккры; время от времени он страдал от сильных землетрясений. Оказавшись под властью турок, Баальбек к 19 в. превратился в небольшой поселок. Ныне это курортный городок в Ливане с населением ок. 24 тыс. человек.

Археология. Раскопки в Баальбеке с 1898 по 1905 проводила экспедиция археологов из Германии; результаты этих исследований были опубликованы Теодором Вигандом (1921–1925). В 1933–1934 французские археологи предприняли здесь реставрационные работы.

Развалины акрополя лежат к западу от современного поселка. Вход на огороженный храмовый участок находился с восточной стороны, где огромная лестница вела к монументальным воротам – пропилеям. Здесь находилась колоннада шириной ок. 150 м, по краям которой располагались квадратные башни высотой примерно в 30 м. За высокими колоннами этого портика имеются большой центральный и два меньших боковых входа в шестиугольный передний двор. Этот двор, приподнятый на 6 м относительно уровня наружной поверхности, был окружен двойной колоннадой и имел четыре прямоугольные ниши.

Позади переднего двора находятся три широких входа, ведущие на Алтарную площадь, посреди которой некогда стоял большой алтарь. Половина его сохранилась, другая половина разрушена – возможно, в 4 в., когда на этой площади был сооружен христианский собор. По обе стороны от алтаря находились бассейны для омовений. С трех сторон площади располагалась прекрасная колоннада, а за ней – полукруглые украшенные ниши. С западной стороны Алтарной площади лестница из 16 ступеней вела на собственно храмовую террасу. Эта терраса была очень большой и возвышалась над Алтарной площадью более чем на 6 м. Ее окружала стена, частично сложенная из крупных каменных блоков. Три из них – на западной стороне – составляют участок длиной ок. 19 м и достигают 4 м в высоту и 3 м в толщину. Подобные камни необычайно крупных размеров 21ґ4,3ґ4 м и весом в 1000 т, не до конца вырубленные в карьере, можно видеть на склоне холма в 800 м от современного поселка.

На террасе стоял храм (т.н. храм Юпитера). Это было прямоугольное сооружение, возведенное на главной оси всего комплекса. Основание храма имело 91 м в длину и 52 м в ширину, а по его периметру стояло свыше 50 колонн диаметром в 2 м и высотой в 20 м. Шесть из них до сих пор стоят в ряд по южной стороне, создавая наглядное представление о пропорциях храма.

На нижней террасе, южнее храма Юпитера, был построен храм Вакха. Он был меньше храма Юпитера, но сохранился гораздо лучше и считается прекраснейшим памятником римской эпохи на территории Ливана. Он заслуживает внимания даже своими размерами, поскольку по площади больше Парфенона, а окружавшие его 46 колонн имели высоту в 17 м. Колонны размещались по 15 с каждой боковой стороны и по 8 на торцах; с северной стороны 9 из них сохранились и стоят в прежнем порядке. Прекрасно украшенный портал ведет в целлу, или закрытое внутреннее помещение храма, имевшее 27 м в длину и 23 м в ширину. Богатым убранством отличался и интерьер храма, а в западном его конце стояла культовая статуя Бахуса.

Третий храм, посвященный Венере, находился в 305 м к востоку от акрополя и представлял собой круглое сооружение, первоначально перекрытое каменным куполом и украшенное в том же стиле, что и акрополь.

Храм Юпитера датируется 1 в. н.э., храм Вакха – 2 в., храм Венеры – 3 в.


БАБЕНБЕРГИ (Babenberg), древнее аристократическое семейство, правившее в Австрии в 976–1246. Замок Бабенберг, родовое гнездо этой франконской династии, находится близ города Бамберг в северной Баварии. Среди первых видных Бабенбергов был живший в 9 в. граф Грабфельдский Поппо; в числе его сыновей – Генрих, герцог и маркграф Франконский (ум. 886), а также Поппо, маркграф Тюрингский. В 892 Конрадины, другая франконская династия и злейший враг Бабенбергов, лишили Поппо-младшего его владений. Этим своим счастьем они были обязаны покровительству германского короля Арнульфа. В последующих усобицах наследники Поппо погибли, и семейство погрузилось в забвение, из которого вышло в 976, когда император Оттон II назначил потомка графов Бабенберг Леопольда I, графа Доннегау, маркграфом Австрийским. Маркграфы Бабенберги (позднее герцоги) в Австрии успешно решали административные и военные задачи. Наиболее известный представитель династии – Леопольд III Блаженный (ок. 1075–1136), канонизированный в 1485; он правил в 1095–1136, а в 1125 отказался от короны императора. Когда Ричард I Английский возвращался через Германию на родину после 3-го крестового похода, именно один из Бабенбергов, Леопольд V (1177–1194), взял его в плен как своего личного врага и передал императору Генриху VI лишь за крупный выкуп (50 000 марок серебром). Бабенбергская династия прекратилась, когда герцог Австрийский и Штирийский Фридрих II (1211–1246), прозванный Воинственным, пал на поле боя на 16 году своего правления. Его владения перешли к Габсбургам.

БАБИЧ, МИХАЙ (Babits Mihly) (1883–1941), венгерский писатель. Родился 26 ноября 1883 в Сексарде; окончил Будапештский университет. Начало литературной деятельности относится к 1908, когда в поэтической антологии Завтра (Holnap), изданной в Надьвараде, были опубликованы его стихи. С этого времени он всецело посвящает себя творчеству, становится постоянным сотрудником журнала «Нюгат» («Запад»), органа новейшей литературы; с 1916 – его редактор. Пользовались успехом романы и рассказы Бабича, он мастерски перевел Божественную комедию Данте. Среди его сборников – Листья венка Ирис (Levelek Jrisz koszorjbl, 1909), Речитатив (Recitatv, 1916) и Долина тревоги (Nyugtalansg vlgye, 1920). Среди романов Бабича – Калиф-аист (A glyakalifa, 1920), Рождественская Мадонна (Karcsonyi Madonna, 1920), Карточный домик (Krtyavar, 1923); его выдающийся роман-эпопея Сыны смерти (Hallfiai, 1927) дает картину социальных перемен до и после Первой мировой войны. Умер Бабич 4 августа 1941.
БАБУР (Baber/Babur/Babar) (1483–1530), завоеватель Индии и основатель Могольской династии. Потомок великого монгольского полководца Чингисхана по линии его второго сына Джагатая и не менее знаменитого тюркского военачальника Тимура, или Тамерлана. Настоящее его имя Захируддин Мухаммад, Бабур – второе имя, означающее «тигр», – было воспринято от монголов. В 1495 он наследовал отцу, шейху Омару Мирма, правителю Ферганы, но интриги и мятежи на окраинах державы сильно уменьшили размеры подвластной ему территории. К 1501 Бабур утратил почти все владения отца, однако в результате ряда военных экспедиций вернул Кашгар, Кундуз, Кандагар. В 1504 он занял Кабул и начал готовиться к покорению Индостана. Ему не удалось отвоевать свою столицу Самарканд. В 1519–1524 Бабур попытался проникнуть в Индостан и в 1525 форсировал р.Инд.
Свергнув афганского султана Ибрагима Лоди, Бабур обосновался в Дели. В 1527 он победил в решающем сражении при Агре. Оставшиеся годы жизни Бабура в Дели были омрачены многочисленными мятежами. Тем не менее его краткое правление на землях Индо-Гангской равнины было отмечено реформами в управлении и строительством огромных общественных сооружений. Умер Бабур 26 декабря 1530, трон унаследовал его сын Хумаюн.

БАДЖ, ЭРНЕСТ АЛЬФРЕД УОЛЛИС (Budge, Ernest Alfred Wallis) (1857–1934), английский востоковед и археолог. Родился в Корнуолле 27 июля 1857. Окончил Крайст-колледж Кембриджского университета, где изучал семитологию. В 1885–1924 был хранителем отдела египетских и ассирийских древностей Британского музея. Бадж руководил раскопками в Месопотамии (Ниневия и Дер) и Африке (Асуан и Гебел Баркал – древняя столица Эфиопии). Среди переводов, выполненных ученым, – египетская Книга Мертвых (The Book of the Dead, 1899, исправленное издание 1909) и Коптские гомилии (Coptic Homilies, 1910), относящиеся к раннему этапу истории христианской церкви. В числе его основных трудов – Литература древних египтян (The Literature of the Ancient Egyptians, 1914), По Нилу и Тигру (By Nile and Tigris, 1920) и Обитатели долины Нила (The Dwellers on the Nile, 1926). В 1920 был возведен в рыцарское достоинство. Умер Бадж в Лондоне 23 ноября 1934.

БАДОЛЬО, ПЬЕТРО (Badoglio, Pietro) (1871–1956), премьер-министр Италии. Родился 28 сентября 1871 в Граццано-Монферрато в Пьемонте. Окончил военное училище в Турине, проходил военную службу в Восточной Африке и Ливии. В Первую мировую войну стал генералом, затем – начальником генерального штаба. В 1924 был направлен Муссолини послом в Бразилию, а в 1925 вновь назначен начальником генерального штаба. В 1928–1934 – генерал-губернатор Ливии. В 1935 стал главнокомандующим итальянскими войсками в итало-эфиопской войне, в мае 1936 взял Аддис-Абебу и завершил завоевание Эфиопии.
Бадольо был против вступления Италии во Вторую мировую войну (11 июня 1940). В декабре 1940 ушел в отставку с поста начальника генерального штаба. 25 июля 1943, после ареста Муссолини королем Виктором Эммануилом III, Бадольо стал премьер-министром. 3 сентября Италия заключила перемирие с Союзниками, а 8 сентября объявила о полной капитуляции. Фашистская партия была распущена. В сентябре 1943, с началом гитлеровской оккупации Италии, Бадольо перебрался вместе с правительством в Бриндизи. 13 октября 1943 правительство Бадольо объявило войну Германии; одновременно появилась декларация союзников о признании Италии «совместно воюющей державой». 10 июня 1944, через шесть дней после освобождения Рима, Бадольо ушел в отставку. Умер Бадольо в Граццано-Бадольо 1 ноября 1956.

БАЗАРОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874–1939), также Руднев, русский философ, экономист. Родился в Туле 27 июля (8 августа) 1874. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1892–1897). Уже в студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении. В 1900–1901 слушал лекции в Берлинском университете. В 1904 примкнул к большевикам. После революции 1905–1907 сближается с меньшевиками. Отрицательно воспринял Октябрьский переворот 1917. С 1921 работал в Госплане, занимался экономической теорией, переводами научной и художественной литературы. В 1930 был обвинен в причастности к организации «специалистов-вредителей» и арестован. Умер Базаров 16 сентября 1939.
Первым самостоятельным философским опытом Базарова стала статья Авторитарная метафизика и авторитарная личность (сб. Очерки реалистического мировоззрения, 1904), в которой он подверг критике идеи авторов сборника Проблемы идеализма. В дальнейшем Базаров обращается к философии эмпириокритицизма Маха и Авенариуса и, пытаясь соединить ее гносеологические принципы с теорией марксизма, критикует «догматический материализм»: полемизирует с «иероглифической» концепцией Г.В.Плеханова, с теорией отражения В.И.Ленина, развитой последним в книге Материализм и эмпириокритицизм. В статье Мистицизм и реализм нашего времени (сб. Очерки по философии марксизма, 1908) Базаров упрекал Плеханова в искажении фундаментальных принципов марксизма и, одновременно, в догматизме. Определенное влияние на понимание Базаровым задач философии как инструмента преобразования мира оказал прагматизм. Базаров обнаруживал «мистицизм» не только в учении А.Бергсона о творческой эволюции (которое в целом оценивал высоко, усматривая в нем высшее интеллектуальное достижение «буржуазной культуры»), но и в диалектическом материализме того же Плеханова. С точки зрения Базарова, вне отношения к практической деятельности человека любые рассуждения о материи самой по себе, существующей независимо от человеческого сознания, неизбежно приобретают метафизический и мистический характер. В своих социологических воззрениях Базаров отстаивал примат «производственных отношений» в историческом процессе и вторичность всевозможных «надстроечных» образований.

БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей. В действительности собор стал ареной борьбы папы и собора за верховную власть. Еще до открытия собора Мартин V умер. Новый папа, Евгений IV, попытался распустить собор. 30 декабря 1437 папа распорядился перенести работу собора в Феррару, но большинство отцов собора проигнорировали его предложение и остались в Базеле, так что в Ферраре, а затем во Флоренции (1438–1439) заседал фактически другой собор. В 1439 Базельский собор низложил Евгения IV и избрал антипапу Амедея, герцога Савойского, принявшего имя Феликса V. Борьба с Римом продолжалась десять лет, но интриги и политические склоки постепенно подорвали престиж Базельского собора, а папа Евгений тем временем заручился поддержкой большинства европейских государей. В 1449 Феликс сложил сан, Базельский собор был распущен. Собору удалось достичь примирения с гуситами (за исключением самых радикальных), но все попытки реформировать церковь провалились, кроме того, собор не создал системы сдержек, ограничивающих власть папы в церкви.

БАЗИЛИКА (греч. «царский»), большое общественное здание, возводившееся в центре древнеримских городов. Здесь отправлялось судопроизводство, заключались торговые сделки, кроме того, горожане приходили сюда провести время. Базиликой называют также христианский храм, композиционно следующий римскому прототипу. В Риме базилики располагались обычно у форумов и появились, по-видимому, во 2 в. до н.э (базилика Порция, 184 до н.э.). С этого времени и до начала 4 в. н.э. (базилика Максенция – Константина в Риме, 307–313) они возводились на всех покоренных римлянами территориях. Когда после издания в 313 Миланского эдикта о веротерпимости христианам было разрешено открыто исповедовать свою веру, базилики послужили прототипом для возведения христианских церквей.
Первоначальный светский тип. Древнеримская базилика имела четко выраженные особенности в плане. Перекрытие широкого среднего нефа покоилось на двух рядах колонн (или столбов), по сторонам к нему примыкали один или несколько боковых нефов, также опиравшихся на колонны. нартекс, или вестибюль, был один на все нефы. На противоположном конце среднего нефа находилась алтарная часть, или вима, где имелся жертвенник с нишеобразной апсидой позади него. В базиликах, служивших зданиями судов, судопроизводство отправлялось именно в алтарной части, здесь имелись кресла для судей, судейских чиновников и адвокатов ведущих тяжбу сторон. Публика следила за ходом разбирательства, стоя в нефах.

Приспособление базилики для нужд христианской религии. Когда в 4 в. христиане сделали базилику местом богослужений, оказалось, что ее внутреннее устройство вполне подходит для совершения церковных обрядов. Жертвенник переосвятили, епископ занял место судьи, а пресвитеры – места вокруг. Прихожане заполнили нефы, отделявшиеся теперь от предалтарной части низким парапетом, который со временем превратился в алтарную преграду. Вскоре, однако, введение процессий с песнопениями, исполняемыми в начале и конце службы при входе и выходе духовенства, привело к тому, что для них стали использоваться боковые нефы. нартекс оставался единственным местом в церкви, куда допускались люди, на которых была наложена епитимья, а также готовящиеся принять крещение. Со стороны алтарной части средний неф обычно завершался аркой, зачастую великолепно украшенной (иногда ее называют триумфальной аркой). Так, постепенно, все элементы языческой базилики наполнялись христианским содержанием.

Базилика Ульпия. Одной из крупнейших в Риме была базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором Дамасским для императора Траяна ок. 107–113. Весь форум Траяна композиционно строился вокруг базилики Ульпия. Ее фасад (длинная сторона этой базилики) выходил на обширную площадь, посреди которой была воздвигнута конная статуя императора. Здание (размером 117 м на 55 м в плане) имело всего 5 нефов; обе торцевые стороны заканчивались экседрами (большими полукруглыми помещениями) с алтарями и местами для судей и советников. Позади базилики Ульпия размещались здания двух библиотек, для греческих и латинских книг, между которыми возвышалась знаменитая мемориальная колонна Траяна. интерьеры базилики были великолепны, их украшали ряды колонн со стволами из красного египетского гранита, увенчанные беломраморными капителями коринфского ордера. Оконные проемы над колоннадами в верхней части стен среднего нефа позволяли свету проникать внутрь. Перекрытия были деревянные, балочные.

Базилика Максенция – Константина. Повернутая фасадом к римскому форуму базилика, строительство которой было начато Максенцием (ок. 307), а завершилось уже при Константине (в 312), гораздо ближе к окончательной форме сводчатой христианской базилики. Хотя из-за просчета архитекторов средний неф обрушился, уцелевший боковой неф позволяет составить о базилике в целом достаточно полное представление. Средний неф (80ґ25 м) был перекрыт тремя крестовыми сводами, которые поднимались над полом, выложенным каменными плитами, на 36 м. Боковые нефы, также разделенные на три отсека, или травеи, каждый, были перекрыты цилиндрическими сводами, расположенными так, чтобы максимально содействовать устойчивости здания. На опорных столбах, поддерживающих цилиндрические своды, были установлены мощные контрфорсы, которые выступали над кровлей боковых нефов и принимали на себя горизонтальный распор более высоких крестовых сводов среднего нефа. В результате появилась возможность оставить в его боковых стенах большие окна, благодаря чему базилика была отлично освещена. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне здания (здесь имелся и нартекс), был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку апсиды напротив него, с продольной северной стороны (раньше апсида имелась только с западной). Блестящий образец инженерной мысли и одновременно произведение искусства, это строение начала 4 в. на тысячу лет опередило величественные кафедральные соборы Франции и Англии с их сводчатыми перекрытиями.
Базилика св. Петра, начатая ок. 323, была снесена в эпоху Возрождения, чтобы освободить место для собора св. Петра. Она имела деревянные перекрытия и высокий средний неф, с обеих сторон которого было по два боковых нефа. В верхней части стен главного нефа имелись окна. С западной стороны располагалась алтарная часть с апсидой, с восточной – нартекс, перед которым простирался обширный атрий, или внутренний двор, с фонтаном для омовения. Этот элемент, часто присутствующий в христианских церквях, мог быть заимствован из римского форума, к которому, как правило, примыкала базилика, или из атрия римского дома. В атрии можно видеть и прототип возникшего позднее клуатра (крытой галереи, проходящей по периметру замкнутого двора).
Другие выдающиеся образцы. Базилика Сан Клименте в Риме 4 в., перестроенная в 1084–1108, во всем следует старой базилике св. Петра, включая такие детали, как атрий, фонтан и деревянные перекрытия. Она сохраняет композицию и оформление первоначальной церкви, по-видимому, хорошо соответствовавшие церковному ритуалу того времени. В Риме уцелели и такие значительные памятники, как базилика Сан Джованни ин Латерано (восходит к 330, но основательно перестроена), базилика Сан Лоренцо фуори ле Мура (380, в начале 19 в. пострадала от пожара, но затем была восстановлена), Санта Мария Маджоре (432, великолепный образец базилики), Санта Агнесса и Сан Лоренцо (обе вне городских стен), Санта Сабина (425). Замечательные и хорошо сохранившиеся образцы христианских базилик имеются в Равенне, некоторые из этих церквей украшены великолепными мозаиками (базилика 5 в. Сан Аполинарио Нуово, базилика Сан Аполинарио ин Классе, освященная в 549).

БАЙЕР, АДОЛЬФ (Baeyer, Adolf von) (1835–1917), немецкий химик-органик, удостоенный в 1905 Нобелевской премии по химии за изучение структуры и синтез красителей. Родился 31 октября 1835 в Берлине. По окончании гимназии поступил в Берлинский университет. После годичного перерыва в учебе, связанного с отбыванием воинской повинности, решил заняться химией, которой интересовался еще в школьные годы. Для этого поступил в Гейдельбергский университет, одновременно работал в лаборатории Р.Бунзена, где занимался качественным и количественным анализом. В 1856 перешел к А.Кекуле. Здесь за короткое время синтезировал новые органические вещества – метилированные хлориды мышьяка (метилхлорамины). Эти исследования легли в основу его докторской диссертации, которую он защитил в 1858. В 1860 Байер вернулся в Берлин, где в течение 12 лет занимал место преподавателя органической химии в ремесленном училище, будущем Высшем техническом училище. Одновременно состоял приват-доцентом, а затем экстраординарным профессором Берлинского университета. В 1872 возглавил кафедру химии Страсбургского университета, а еще через три года был приглашен в Мюнхен, где стал преемником Ю.Либиха. Основал Новый химический институт, где под его руководством работали два поколения химиков-органиков.
Работы Байера охватывают многие разделы органической химии. С его именем связаны синтез красителя индиго и изучение его строения (1878–1883), получение нового класса трифенилметановых красителей – фталеинов, синтез флуоресцеина, фенолфталеина, эозина. Байер занимался исследованием реакций с выделением воды, в частности открыл конденсацию фталевого ангидрида с фенолами (1871); изучал пирроловые и пиридиновые основания, соединения мочевой кислоты, ацетиленовые соединения. В 1885 разработал теорию напряжения, объяснявшую, почему шести- и пятичленные углеродные кольца стабильнее колец из большего или меньшего числа углеродных атомов. В 1887 одновременно с Армстронгом предложил центрическую формулу бензола, близкую к современной электронной формуле.

Умер Байер в Штарнберге близ Мюнхена 20 августа 1917.


БАЙРАМ (тюрк. «праздник»), два главных мусульманских праздника. Первый из них – 'ид аль-фитр (араб.; также рамазан-байрам, кучук-байрам, ураза-байрам), «праздник разговенья» в честь завершения поста в месяце рамадана, девятом месяце мусульманского календаря. Отмечается в течение трех первых дней десятого месяца – шавваля. Второй – 'ид аль-адха («праздник жертвоприношения», также курбан-байрам, буййук-байрам) приходится на десятый день двенадцатого месяца зу-ль-хиджжа и продолжается три дня. В этот праздник совершается обряд принесения в жертву животного, мясо которого идет на праздничную трапезу семьи и раздается неимущим.


БАЙРОН, ДЖОРДЖ ГОРДОН (Byron, George Gordon) (1788–1824), один из величайших английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д.Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Капитан скончался в 1791, успев растратить бльшую часть состояния жены. Джордж Гордон появился на свет с изуродованной стопой, из-за чего у него с раннего детства развилась болезненная впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери, растившей его в Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом, куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 – в Харроу.
Осенью 1805 Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где познакомился с Д.К.Хобхаусом (1786–1869), до конца жизни его самым близким другом. В 1806 Байрон издал для узкого круга книжку Стихи на случай (Fugitive Pieces). Через год последовали Часы досуга (Hours of Idleness); наряду с подражательными в сборнике были и многообещающие стихи. В 1808 «Эдинбургское обозрение» высмеяло довольно самонадеянное авторское предисловие к сборнику, на что Байрон ответил ядовитыми строчками в сатире Английские барды и шотландские обозреватели (English Bards and Scotch Reviewers, 1809).

В Лондоне Байрон наделал долгов на несколько тысяч фунтов. Спасаясь от заимодавцев, а также, вероятно, в поисках новых впечатлений он 2 июля 1809 отправился с Хобхаусом в длительное путешествие. Они доплыли до Лиссабона, пересекли Испанию, из Гибралтара морем добрались до Албании, где нанесли визит турецкому деспоту Али-паше Тепеленскому, и проследовали в Афины. Там они провели зиму в доме одной вдовы, чью дочь, Терезу Макри, Байрон воспел в образе Афинской девы. Весной 1809 по пути в Константинополь Байрон переплыл Дарданеллы, чем не раз впоследствии похвалялся. Следующую зиму он снова провел в Афинах.

В Англию Байрон возвратился в июле 1811; он привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы, повествующей о печальном скитальце, которому суждено познать разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в самом путешествии. Паломничество Чайльд Гарольда (Child Harold's Pilgrimage), изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона. Его мать до этого не дожила – она скончалась 1 августа 1811, а еще через несколько недель пришло известие о смерти трех близких друзей. 27 февраля 1812 Байрон выступил в палате лордов со своей первой речью – против законопроекта тори о смертной казни для ткачей, умышленно ломавших недавно изобретенные вязальные машины. Успех Чайльд Гарольда обеспечил Байрону радушный прием в кругах вигов. Он свел знакомство с Т.Муром и С.Роджерсом и был представлен снохе лорда Мельбурна леди Каролине Лэм, которая стала любовницей поэта и ничуть этого не скрывала.

По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл «Восточных поэм»: Гяур (The Giaour) и Абидосская невеста (The Bride of Abydos) – в 1813, Корсар (The Corsair) и Лара (Lara) – в 1814. Поэмы изобиловали завуалированными намеками автобиографического характера. Героя Гяура спешили отождествить с автором, поговаривая, что на Востоке Байрон какое-то время занимался пиратством.

Анабелла Милбенк, племянница леди Мельбурн, и Байрон изредка обменивались письмами; в сентябре 1814 он сделал ей предложение, и оно было принято. После венчания 2 января 1815 и медового месяца в Йоркшире явно не созданные друг для друга новобрачные обосновались в Лондоне. Весной Байрон познакомился с В.Скоттом, которым давно восхищался, и вместе со своим приятелем Д.Киннардом вошел в подкомитет правления театра «Друри-Лейн».

Отчаявшись продать Ньюстед Эбби, чтобы расквитаться с долгами, которые достигали почти 30 000 фунтов, Байрон озлобился и искал забвения в хождениях по театрам и попойках. Напуганная его дикими выходками и прозрачными намеками на связь со сводной сестрой Августой – та приехала в Лондон составить ей компанию, – леди Байрон простодушно решила, что он впал в безумие. 10 декабря 1815 она родила Байрону дочь Августу Аду, а 15 января 1816, взяв с собою младенца, уехала в Лестершир навестить родителей. Несколько недель спустя она объявила, что не вернется к мужу. По-видимому, ее подозрения относительно кровосмешения и гомосексуальных связей Байрона до женитьбы нашли подтверждение. Байрон согласился на раздельное жительство по решению суда и 25 апреля отплыл в Европу. На лето он снял виллу Диодати в Женеве, где его частым гостем был П.Б.Шелли. Здесь Байрон завершил третью песнь Чайльд Гарольда, развивавшую уже знакомые мотивы – тщета устремлений, мимолетность любви, напрасные поиски совершенства; написал Шильонского узника (The Prisoner of Chillon) и начал Манфреда (Manfred). Байрон имел недолгую связь с приемной дочерью У.Годвина Клер Клермонт, которая жила в семье Шелли, 12 января 1817 на свет появилась их дочь Аллегра.

5 сентября 1816 Байрон и Хобхаус отправились в Италию. В Венеции Байрон изучал армянский язык, посещал театр графини Альбрицци и ее салон, а весной 1817 воссоединился с Хобхаусом в Риме, осмотрел древние руины и закончил Манфреда, драму в стихах на фаустовскую тему, в которой его разочарованность обретает вселенские масштабы. Возвратившись в Венецию, он по впечатлениям от поездки в Рим написал четвертую песнь Чайльд Гарольда – пронзительное воплощение предельной романтической тоски. Летом он познакомился с «нежной тигрицей» Маргаритой Коньи, женой пекаря. В Венецию Байрон вернулся в ноябре, уже написав Беппо (Beppo), блистательную, в итальянских октавах ироикомическую сатиру на венецианские нравы. В июне следующего года он перебрался в Палаццо Мосенидо на Большом Канале; там пылкая Маргарита Коньи водворилась на правах домоправительницы. Вскоре Байрон взял малышку Аллегру под свою опеку и приступил к новой сатире в духе Беппо под названием Дон Жуан (Don Juan).

Продажа Ньюстеда осенью 1818 за 94 500 фунтов помогла Байрону избавиться от долгов. Погрузившийся в чувственные удовольствия, толстеющий, отпустивший длинные волосы, в которых пробивалась седина, – таким представал он перед гостями дома. От распутства его спасла любовь к молодой графине Терезе Гвиччиоли. В июне 1819 он последовал за нею в Равенну, и в конце лета они приехали в Венецию. В конце концов Терезу уговорили вернуться к стареющему супругу, однако ее мольбы вновь привели Байрона в Равенну в январе 1820. Он поселился в Палаццо Гвиччиоли, куда привез и Аллегру. Отец Терезы, граф Гамба, добился у папы Римского разрешения для дочери проживать раздельно с мужем.

Пребывание в Равенне было для Байрона беспримерно плодотворным: он написал новые песни Дон Жуана, Пророчество Данте (The Prophecy of Dante), историческую драму в стихах Марино Фальеро (Marino Faliero), перевел поэму Л.Пульчи Большой Морганте. Через посредство графа Гамба и его сына Пьетро он в течение осени и зимы деятельно участвовал в заговоре карбонариев, членов тайного политического движения против австрийской тирании. В самый разгар заговора Байрон создал драму в стихах Сарданапал (Sardanapalus) – о праздном сластолюбце, которого обстоятельства подвигают на благородный поступок. Угроза политических потрясений стала одной из причин, вынудивших его 1 марта 1821 поместить Аллегру в монастырскую школу в Баньякавалло.

После разгрома восстания отца и сына Гамба изгнали из Равенны. В июле Терезе пришлось последовать за ними во Флоренцию. Шелли уговорил Байрона приехать к нему и Гамба в Пизу. До отъезда из Равенны (в октябре) Байрон написал свою самую злую и необычную сатиру Видение суда (The Vision of Judgment), пародию на поэму поэта-лауреата Р.Саути, прославляющую короля Георга III. Байрон также закончил драму в стихах Каин (Cain), воплотившую его скептическое толкование библейских сюжетов.

В Пизе у Байрона в Каса Лафранчи собирался кружок друзей Шелли. В январе 1822 умерла теща Байрона, леди Ноэл, отписав ему в завещании 6000 фунтов при условии, что он возьмет имя Ноэл. Тяжелым ударом стала для него смерть Аллегры в апреле. Драка с драгуном, к которой невольно оказались причастны он и его пизанские друзья, вынудила тосканские власти лишить Гамба политического убежища. В мае Байрон с ними и Терезой перебрался на виллу близ Ливорно.

1 июля к Байрону и Шелли присоединился Л.Хант, чтобы вместе с ними редактировать недолго просуществовавший журнал «Либерал». Через несколько дней Шелли утонул, и на попечении Байрона оказались Хант, его больная жена и шестеро неуправляемых детей. В сентябре Байрон перебрался в Геную и зажил в одном доме с обоими Гамба. Ханты приехали следом и поселились у Мэри Шелли. Байрон вернулся к работе над Дон Жуаном и к маю 1823 завершил 16-ю песнь. Он выбрал в герои легендарного соблазнителя и превратил его в невинного простака, которого домогаются женщины; но и ожесточенный жизненным опытом, тот по своему характеру, мировосприятию и поступкам все равно остается нормальным, разумным человеком в нелепом свихнувшемся мире. Байрон последовательно проводит Жуана через ряд приключений, то смешных, то трогательных, – от «платонического» совращения героя в Испании до любви-идиллии на греческом острове, от рабского состояния в гареме до положения фаворита Екатерины Великой, и оставляет его запутавшимся в сетях любовной интриги в английском сельском особняке. Байрон лелеял честолюбивый замысел довести свой плутовской роман в стихах до 50, если не больше песен, но успел закончить только 16 и четырнадцать строф песни 17. В Дон Жуане воссоздан полный спектр чувств; искрометная, циничная, порою горькая сатира срывает маски с лицемерия и притворства.

Уставший от бесцельного существования, истосковавшийся по активной деятельности, Байрон ухватился за предложение лондонского Греческого комитета помочь Греции в войне за независимость. 15 июля 1823 он отбыл из Генуи вместе с П.Гамба и Э.Дж.Трелони. Около четырех месяцев он провел на острове Кефалония, ожидая инструкций от Комитета. Байрон дал деньги на снаряжение греческого флота и в начале января 1824 присоединился к князю Маврокордатосу в Миссолунги. Он принял под свое командование отряд сулиотов (греко-албанцев), которым выплачивал денежное довольствие. Отрезвленный распрями среди греков и их корыстолюбием, изнуренный болезнью, Байрон скончался от лихорадки 19 апреля 1824.

БАК, ПЕРЛ С. (Buck, Pearl S.) (1892–1973), американская писательница. Родилась 26 июня 1892 в Хилсборо (шт. Виргиния). Несколько месяцев спустя ее родители, пресвитерианские миссионеры, вернулись в Китай, где Бак жила вплоть до 1933. После обучения в шанхайском пансионе отправилась в Виргинию, в 1914 окончила Рэндолф-Мейконский колледж. Позже получила степень магистра искусств в Корнельском (1926) и Йельском (1933) университетах.
В 1917 вышла замуж за американского миссионера. Желая помочь родителям умственно отсталых детей, Перл Бак написала книгу Ребенок, который не стал взрослым (The Child Who Never Grew, 1950).

Первый опубликованный роман Перл Бак Восточный ветер, западный ветер (East Wind, West Wind, 1930) посвящен конфликту восточной и западной цивилизаций. За ним последовал роман Земля (The Good Earth, 1931; Пулитцеровская премия 1932), повествующий о борьбе задавленного нищетой крестьянина за свой клочок земли. В 1935 роман Земля, а также его продолжения – Сыновья (Sons, 1932) и Распадающийся дом (A House Divided, 1935), вышли одной книгой – Обитель-земля (House of Earth). За трилогией последовали биографии родителей Перл Бак Изгнание (The Exile, 1936) и Ангел-воитель (Fighting Angel, 1936), опубликованные в 1944 под общим названием Дух и плоть (The Spirit and the Flesh). В 1938 писательница стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Перл Бак стала приемной матерью девяти детей разных национальностей, а также организовала фонд помощи американским детям – выходцам из Азии. Она автор детских книг Буйволята (Water Buffalo Children, 1943), В один прекрасный день (One Bright Day, 1950) и Рождественское привидение (The Christmas Ghost, 1966).

Среди многочисленных сочинений Перл Бак – перевод китайского классического романа Все люди братья (All Men Are Brothers, 1933), Обещание (The Promise, 1943), Китай в черном и белом (China in Black and White, 1946), Большая волна (Big Wave, 1948), Женщина-император (Imperial Woman, 1956). К поздним ее произведениям относятся Письмo из Пекина (Letter from Peking, 1957), Прикажи утру (Command the Morning, 1959), Время – полдень (The Time is Noon, 1967), Три дочери мадам Лянь (The Three Daughters of Madame Liang, 1969). Американский триптих (American Triptych, 1958) – одна из пяти книг, посвященных американской жизни и опубликованных под псевдонимом Джон Седжес (John Sedges). В 1951 Перл Бак была избрана членом Американской академии искусств и словесности. Умерла Перл Бак в Данби (шт. Вермонт) 6 марта 1973.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 


 

 


 




 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net