Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 


* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

АББОТ, ДЖОН (Abbott, John Joseph Caldwell) (1821–1893), премьер-министр Канады. Родился в Сент-Эндрюсе (Нижняя Канада) 12 марта 1821. Окончил Макгильский университет, был допущен к адвокатской практике в 1847. Преподавал в Макгильском университете с 1853, в 1855–1880 был деканом университетского юридического факультета. Был членом Ассамблеи с 1857, а затем и палаты общин с 1860 по 1887, с перерывом с 1874 по 1880. В 1973 был замешан в политическом скандале, будучи юрисконсультом судостроительного магната Х.Аллена, получившего крупный государственный заказ в обмен на взнос в партийную кассу консерваторов. В 1862 исполнял обязанности генерального солиситора. В 1887 был назначен членом Сената – представителем правительства и министром без портфеля. В 1887–1889 исполнял обязанности мэра Монреаля. В 1891 сменил Дж.Макдональда на посту премьер-министра, однако в следующем году, подав в отставку по состоянию здоровья, уступил свой пост Дж.Томпсону. Умер Аббот в Монреале 30 октября 1893.

АБДАЛЛАХ ИБН ХУСЕЙН (1882–1951), король Иордании, родился в 1882 в Мекке. Около 1896 он и его брат Фейсал были отправлены в Стамбул ко двору османского султана на учебу и в качестве заложников от семьи Хашимитов. Примерно в 1908 Абдаллах стал представителем Мекки в палате депутатов и вскоре был избран вице-председателем палаты. Во время Первой мировой войны, когда Османская империя выступила на стороне Германии, Абдаллах с братом, заручившись обещаниями англичан оказать им поддержку, подняли мятеж и встали на сторону Антанты. После войны Хиджаз был признан суверенным королевством. Фейсал присутствовал на Парижской мирной конференции, в то время как Абдаллах оставался с отцом, который стал королем Хиджаза. Эмир Неджда Ибн Сауд начал войну против Хиджаза, в которой войска Абдаллаха потерпели поражение. В марте 1920 Фейсал был провозглашен королем Сирии, а Абдаллах (Иракским конгрессом в Дамаске) – королем Ирака. В связи с установлением мандатного управления и другими осложнениями королем Ирака стал Фейсал, а Абдаллах в 1921 стал эмиром Трансиордании – провинции, которая была создана в качестве коридора между Египтом и Ираком. 25 мая 1923 Трансиордания была объявлена автономным государством в составе британской мандатной территории Палестина. Абдаллах остался ее правителем с титулом эмира. Для отражения нападений бедуинов и поддержания порядка Абдаллах сформировал Арабский легион. Под командованием британского офицера Джона Бэгота Глабба он со временем превратился в боеспособное воинское соединение. В годы Второй мировой войны Абдаллах оставался «самым верным союзником Великобритании среди арабских правителей», призывая мусульман выступать против стран Оси. 22 марта 1946, согласно договору с Великобританией, Трансиордания была провозглашена королевством во главе с королем Абдаллахом. В соответствии с этим договором Великобритания гарантировала Трансиордании британскую военную помощь и одновременно получала определенные привилегии.
В 1936, во время арабского восстания в Палестине, Абдаллах предложил свои услуги в качестве посредника, и, хотя арабы встретили его предложение более чем прохладно, этот шаг серьезно укрепил его позиции и позволил ему выдвинуть план создания Арабской федерации, в которой наиболее предпочтительной фигурой для занятия королевского трона был бы представитель семейства Хашимитов. Альтернативой такой федерации стала Лига арабских государств (1945), в которой Трансиордания играла важную роль. 20 октября 1947 по указу Абдаллаха в Трансиордании состоялись первые выборы в парламент, а 15 марта 1948 был подписан новый союзный договор с Великобританией, которым фактически прекращалось действие мандата. Вместе с тем договор продлевал пребывание в стране английских войск. В апреле 1948 Лига арабских государств поставила Абдаллаха во главе армии, которая должна была помешать осуществлению плана раздела Палестины после отмены британского мандата и вывода британских войск 15 мая 1948. В декабре 1948 Абдаллах получил от своего правительства согласие на принятие короны объединенной Палестины и Трансиордании.
Абдаллах ставил перед собой задачу создать блок ближневосточных государств, в который бы вошли Трансиордания, Сирия, Палестина и Ирак, а затем расширить сферу своего влияния, насколько позволят обстоятельства. Этот план не был одобрен другими членами Лиги арабских государств, как и его намерение провозгласить себя королем Трансиордании и Палестины. Тем не менее король Абдаллах, чьи войска фактически контролировали арабскую часть Палестины, не отказался от своих замыслов. Он подписал перемирие с Израилем, который контролировал еврейский сектор Палестины. В 1949 на основе официальной просьбы общепринятое название королевства Абдаллаха «Трансиордания» было изменено на установленное Конституцией название «Иорданское Хашимитское королевство», с тех пор Абдаллах стал именоваться королем Иордании. Проводимая им политика вызывала недовольство среди арабов, и 20 июля 1951 при входе в мечеть Омара в Иерусалиме Абдаллах был убит членом одной из террористических арабских группировок.

АБДЕРЫ (совр. Авдира), древнегреческий город во Фракии, при впадении реки Нест в Эгейское море, основанный ок. середины 7 в. до н.э. выходцами из города Клазомены в Ионии. Был впоследствии уничтожен фракийцами, но ок. 545 до н.э. восстановлен жителями соседнего с Клазоменами Теоса (среди них был поэт Анакреонт), которые переселились сюда всем городом, не желая оказаться под властью персов. Абдеры стали видным членом Афинского морского союза. Их благосостояние основывалось главным образом на экспорте зерна и торговле с фракийцами. После утраты Афинами их ведущей роли жителям Абдер пришлось самостоятельно отражать нападения соседей, и в 376 до н.э. они потерпели поражение от фракийского племени трибаллов. 25 лет спустя город был захвачен Македонией, утратил независимость и перестал чеканить монету. Однако город продолжал существовать в римскую и византийскую эпохи, и его руины удалось идентифицировать.
Хотя в античности местных жителей считали недалекими и «абдеритом» называли всякого глупца, Абдеры знамениты как родина трех философов, живших в период наивысшего расцвета города, в 5 в. до н.э. Это Левкипп и Демокрит, основатели атомистической философии, и великий софист Протагор, центральный персонаж названного по его имени диалога Платона.

АБДУЛ БАХА (1844–1921), иранский религиозный лидер, один из основателей бехаизма. Старший сын Мирзы Хусейна Али, известного под именем Бахаулла (араб. «Баха' Аллах» – блеск, великолепие Бога), основателя этой веры, Абдул Баха родился 23 мая 1844 в Иране и получил при рождении имя Аббас. Когда Бахаулла осознал свою миссию универсального пророка, чье появление было предсказано предшественником бехаизма, основателем бабизма Али Мухаммедом Ширази, или Бабом (араб. «баб» – врата), его сын принял имя Абдул Баха («слуга Баха») и посвятил свою дальнейшую жизнь распространению учения отца.
Большую часть жизни он провел вместе со своим отцом в изгнании – вплоть до 1908, когда в Османской империи к власти пришли младотурки. По завещанию Бахауллы, скончавшегося в 1892, Абдул Баха стал лидером бехаитов. После его освобождения из тюрьмы бехаизм начинает приобретать интернациональный характер, чему способствовали визиты Абдулбаха в Европу и Америку в 1911 и 1912. Абдул Баха отмечал, что все формы религии имеют общую основу – явление Святого Духа, и подчеркивал важность совместного труда во имя всеобщего мира и братства. Многочисленные сочинения Абдул Баха написаны, как правило, в форме посланий к верующим и ответов на вопросы. Записано также множество его бесед и обращений. В них он дает детальное истолкование и объясняет конкретное применение общих принципов, установленных Бахауллой.
Годы Первой мировой войны Абдул Баха провел в Хайфе (ныне Израиль), оказывая духовную и материальную поддержку окружавшим его людям. Он лично организовал широкомасштабные сельскохозяйственные работы, благодаря чему удалось избежать голода в Хайфе и Акке. В 1920 за заслуги по достижению мира и согласия ему был пожалован титул рыцаря Британской империи. Умер Абдул Баха в Хайфе 28 ноября 1921.

АБДУЛ-АЗИЗ (1830–1876), 32-й султан Османской империи и второй султан периода танзимата, реформ, начатых его братом султаном Абдул-Меджидом I и проводившихся министрами Али-пашой и Фуад-пашой. Абдул-Азиз, сын султана Махмуда II, стал преемником Абдул-Меджида I в 1861 и правил до 1876, когда был низложен конституционалистами.
Реформы. В области управления старая феодальная система была заменена новой строго централизованной административно-территориальной системой, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были постепенно переданы вновь учрежденным советам, которые из простых консультативных органов превратились в министерства современного типа.
В области права «люди танзимата», как называли реформаторов, стремились гарантировать личную безопасность, уважительное отношение и неприкосновенность граждан независимо от их расовой и религиозной принадлежности, а также имущественного положения. Старая общинная система осталась в неприкосновенности, но немусульманские члены общины («райя») получили равные права с мусульманами, а старейшин и других местных правителей, пользовавшихся неограниченной и порой деспотичной властью, заменили выборными советами. Вводились новые гражданские кодексы, составленные по образцу европейских, хотя и сохранившие многие элементы старого исламского права, на чем настоял Ахмед Джевдет-паша, возглавлявший судебную комиссию и являвшийся близким другом Абдул-Азиза. Была введена регулярная система воинского призыва, и поскольку подданные-немусульмане получили равные юридические права, они стали призываться в османскую армию наряду с мусульманами.
Однако из-за сопротивления военных и чиновников, пользовавшихся изъянами старой системы для разного рода злоупотреблений, реформы оказались половинчатыми. Сыграла свою роль и общая оппозиция мусульман новым привилегиям, предоставленным немусульманам, так как большинство из них были навязаны Абдул-Азизу и его правительству европейскими державами. При этом немусульманские меньшинства, с энтузиазмом воспринявшие юридическое равенство, пытались сохранить привилегии, полученные ими в компенсацию за ограничение своих прав, например освобождение от воинской службы. Оппозицию поддерживали европейские державы, каждая из которых использовала свое влияние, чтобы расширить особые привилегии меньшинств и тем самым укрепить собственные позиции в империи. Действовавшая через своего посла Стратфорда Радклифа Великобритания, а также Франция, как правило, стремились защитить территориальную целостность Османской империи, навязывая Абдул-Азизу новые реформы, в то время как Австрия, Россия и Пруссия пытались развалить Империю и воспрепятствовать проведению реформ.
В оппозиции танзимату находились также представители нового слоя интеллигенции, «новые османы», во главе которых стояли писатели Зия-паша и Намик Кемаль. Новые османы требовали проведения демократических социальных реформ, модернизации системы управления и армии, введения конституционных ограничений на все еще сохранявшуюся автократическую власть султана и правящего класса.
Сам по себе Абдул-Азиз был человеком слабым, готовым принимать реформы, пока он находился под влиянием сильных министров – Али-паши и Фуад-паши. Он стал первым османским султаном, ставшим относительно доступным для своих подданных, и даже присутствовал на светских приемах, которые устраивали европейцы, проживавшие в Стамбуле. В 1867 Абдул-Азиз первым из османских правителей совершил турне по Европе.
Упадок государственной власти и свержение султана. После смерти Али-паши в 1871 вокруг Абдул-Азиза собрались менее способные министры, главным из которых был великий визирь Махмуд Недим-паша. Махмуд Недим переориентировал внешнюю политику страны с Англии и Франции на Россию, чей посол в Стамбуле Н.П.Игнатьев приобрел значительное влияние на султана. В области внутренней политики многие из реформ танзимата были приостановлены или игнорировались, государственная власть погрязла в кумовстве и взяточничестве, а расточительные расходы покрывались за счет полученных под разорительные проценты иностранных займов. Финансовая политика Махмуда Недима привела в 1875 к фактическому банкротству страны. В этот же период османы потерпели поражение от своих бывших балканских подданных в балканских войнах 1875–1876. После этого конституционное движение во главе с Мидхат-пашой и Хусейном Авни-пашой свергло Абдул-Азиза с престола и провозгласило Конституцию, ссылаясь на то, что причиной внутренних и внешних бедствий для страны был неограниченный абсолютизм Абдул-Азиза и правящей верхушки.
Абдул-Азиз недолгое время прожил в Стамбуле при своем преемнике Мураде V, но 4 июня 1876 был найден мертвым с перерезанными венами. Вопрос о том, совершил ли он самоубийство или был убит Мидхат-пашой и его сторонниками, остается без ответа.

АБДУЛ-ХАМИД – имя двух султанов Османской империи.
Абдул-Хамид I (1725–1789), 27-й султан Османской империи, под воздействием серьезных военных поражений пошел на проведение важных административных и военных перемен, чтобы спасти империю.
Абдул-Хамид I был сыном Ахмеда III. В 1774 он сменил на троне своего брата Мустафу III и царствовал до своей смерти в 1789. В наследство ему досталась война с Россией (1768–1774), с которой он вынужден был подписать гибельный Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774), предоставивший России право иметь на Черном море военно-морской флот и распространить свое влияние на немусульманских подданных Османской империи на Балканах и в Крыму.
«Традиционалистские реформы». Абдул-Хамид I был одним из наиболее удачливых «традиционалистских» османских реформаторов со времен Мурада IV (годы правления 1623–1640), стремившихся возродить империю путем восстановления ее древних институтов, одновременно создавая новые рода войск и вооружая армию современным оружием. Его великий визирь Халиль Хамид-паша боролся с кумовством и взяточничеством в правительственных учреждениях и приводил к повиновению правителей провинций. Под руководством адмирала Гази Хасан-паши были построены современные корабли, многие османские матросы и офицеры прошли обучение новейшим европейским приемам ведения военно-морских операций. С помощью барона де Тотта, европейца, находившегося на османской службе, были созданы артиллерийские корпуса европейского типа и реорганизованы старые минные и саперные части. Для подготовки османских офицеров были открыты инженерные, математические и фортификационные высшие школы, где преподавали военные из Европы.
Франция поддержала этот курс и направила в помощь большое число специалистов в надежде, что возрождение мощи Османской империи остановит экспансию России на Черном и Средиземном морях. Но в 1785 Халиль Хамид-паша был смещен и казнен. по навету придворных, которые заставили Абдул-Хамида поверить, что Халиль Хамид-паша готовил заговор с целью его свержения, чтобы посадить на трон принца Селима. В 1787 русские убедили французов отказаться от помощи османам и отозвать своих специалистов, после чего реформы существенно замедлились. Во всяком случае старое военное и административное устройство было совершенно не затронуто реформами Абдул-Хамида. Тем не менее после Абдул-Хамида осталась группа людей, в том числе принц Селим (его преемник Селим III), воспитанных в новом духе. Именно эти люди и приступили к реформам.
Война с Россией. Отношения между Османской империей и Россией ухудшились после 1774 из-за присоединения Крыма к России; кроме того, Россия подстрекала балканских подданных к мятежам, что вступало в грубое противоречие с Кючук-Кайнарджийским договором. К тому времени большинство арабских провинций обрело автономию и управлялось местными правителями, которые отказывались платить налоги в центральную казну. Адмирал Гази Хасан-паша предпринял успешную экспедицию по подавлению восстания в Египте (1786–1787), однако новая война с Россией (1787–1792) заставила его вернуться в Стамбул, так окончательно и не подавив мятежников. В 1788 Австрия присоединилась к России в борьбе против Османской империи; последовавшая разрушительная война не оставила камня на камне от реформ, проведенных Абдул-Хамидом. Война завершилась при его преемнике Селиме III, который продолжил движение по пути реформ.
Абдул-Хамид II (1842–1918), 34-й султан Османской империи, последний из представителей танзимата, периода реформ 19 в., которые преобразовали Османскую империю в современное государство. Правил империей с 1876 по 1909.
Правительство Мидхат-паши. Абдул-Хамид II был сыном султана Абдул-Меджида I, взошел на престол вместо своего брата Мурада V (правил недолго, так как оказался душевнобольным) с помощью конституционалистов во главе с Мидхат-пашой, которому в обмен на трон пообещал принять конституцию и созвать законодательное собрание. Будучи великим визирем, Мидхат-паша быстро добился принятия Конституции и созыва парламента (1876).
Однако европейские державы продолжали настаивать на дальнейших реформах, а также требовали существенных территориальных уступок со стороны османов, чтобы положить конец войнам на Балканах. Мидхат-паша возглавлял партию войны в правительстве и парламенте, которая отвергла эти предложения. Балканские войны продолжались, при этом Боснии, Герцеговине, Сербии, Черногории и присоединившейся к ним России противостояла быстро распадавшаяся османская армия. В парламенте велись бесконечные споры между различными национальными и религиозными группировками, а правительство Мидхат-паши не смогло найти выход из политического кризиса; ко всему прочему разразился финансовый кризис. В итоге Абдул-Хамид приостановил деятельность парламента (1877), сместил и отправил в ссылку Мидхат-пашу и его сподвижников. Страна вступила в период автократического правления, продолжавшийся до 1908.
Автократия и внутренняя реформа. Наступление российской армии на Стамбул вынудило Абдул-Хамида принять в 1878 условия Сан-Стефанского договора, в соответствии с которым Османская империя понесла значительные территориальные и финансовые потери. Однако в интересах сохранения баланса сил в Европе другие державы заставили Россию пойти на пересмотр условий этого договора на Берлинском конгрессе (1878), в результате чего большая часть уступок османов была отменена.
С этого времени начинается период автократического правления Абдул-Хамида. Созданные в рамках танзимата консультативные советы были преобразованы в ответственные министерства европейского типа во главе со специалистами. Был введен в действие принятый ранее современный гражданский кодекс «Меджелле». Нормой стали неслыханные прежде в османских государственных учреждениях и судах понятия о чести, неподкупности и справедливости. Завершилось создание современной системы гражданского образования на всех уровнях, оживились пресса и издательское дело. Был положен конец расточительству и иностранным заимствованиям 1871–1878, восстановлена финансовая стабильность. Для выплаты иностранных долгов было создано Управление Османского государственного долга. После стабилизации экономики страны были открыты двери для частного иностранного капитала. Абдул-Хамид искусно направил политические амбиции европейских держав в отношении Османской империи в русло экономического соперничества за концессии.
Правление Абдул-Хамида был наиболее автократическим в истории Османской империи начиная с 18 в. Созданная им система доносительства, цензура, аресты, ссылки и даже убийства политических противников и писателей оставила далеко позади все, что делалось в период танзимата. Европейские державы не переставали вмешиваться в дела Османской империи, захватывали принадлежавшие ей территории, подстрекали немусульманские меньшинства к выступлениям с требованиями новых уступок со стороны властей. Только что ставшие независимыми балканские государства и немусульманские меньшинства, все еще находившиеся в пределах османских владений (греки, болгары и армяне), требовали новых территорий и полной независимости. Меньшинства организовывали тайные революционные общества, которые пытались добиться своих целей насильственным путем или, по крайней мере, спровоцировать власти на репрессии, чтобы вынудить европейские державы вмешаться на их стороне. Абдул-Хамид был особенно уязвим к попыткам внутренних врагов свергнуть его с престола, поскольку в Стамбуле все еще жил его предшественник Мурад V. Он полагал, что безжалостное подавление внутренней оппозиции – единственное средство, с помощью которого можно было довести до конца реформы танзимата.
Выход на сцену младотурок. После 1890 внутренняя оппозиция сплотилась вокруг организации «Единение и прогресс» («Иттихад ве Теракки»), членов которого обычно называют младотурками. Они являлись духовными наследниками «новых османов», требовали принятия конституции, создания представительного правительства и равноправия для всех подданных Османской империи, невзирая на расовую и религиозную принадлежность. Пока у них имелась такая возможность, они пропагандировали свои идеи в Стамбуле. Когда Абдул-Хамид их изгнал, они бежали в Европу и Египет, где продолжали издание подрывной литературы, пересылая ее в Османскую империю.
В 1908 перешедшие на сторону младотурок части османской армии совершили марш из Салоник (Македония) в Стамбул и заставили Абдул-Хамида восстановить Конституцию и парламент, положив тем самым конец периоду танзимата и открыв период конституционного правления. Первое время Абдул-Хамид оставался конституционным монархом, но его попытки восстановить автократическое правление и расправиться с младотурками привели к тому, что он был окончательно низложен в 1909. Первое время он находился в ссылке в Салониках, затем в Стамбуле, где жил до своей кончины в 1918.

АБДУРРАХМАН (Abder-Rahman Khan) (ок. 1844–1901), основатель современного Афганистана. Родился ок. 1844 в Кабуле. Сын Афзал-хана и внук Дост Мухаммада, основателя династии. Незадолго до смерти в 1863 Дост Мухаммад назначил наследником своего третьего сына Шер Али. Против него выступил Афзал-хан, что привело к гражданской войне. Абдуррахман принимал в ней самое активное участие, но после пяти лет военных действий был вынужден бежать в Самарканд (1868).
Приход Абдуррахмана к власти был связан со 2-й англо-афганской войной 1879, вскоре по окончании которой победившие англичане признали Абдуррахмана эмиром Кабула. См. АФГАНИСТАН. В 1881 он распространил свою власть на Кандагар и Герат, а к концу десятилетия завоевал Хазараджат, Афганский Туркестан и Кафиристан. Абдуррахман создал сильную армию, ввел эффективную систему сбора налогов и централизованное бюрократическое управление. Несмотря на то, что английская сторона требовала контроля над внешними сношениями Афганистана, эмир проводил независимую внешнюю политику. Умер Абдуррахман в Кабуле 1 октября 1901. Преемником Абдуррахмана стал его сын Хабибулла.

АБЕЛЬ, НИЛЬС ХЕНРИК (Abel, Niels Henrik) (1802–1829), норвежский математик. Родился 5 августа 1802 близ Ставангера, в семье пастора. В 1821 по окончании приходской школы поступил в университет Кристиании (Осло). По окончании университета получил степень кандидата философии. Зимой 1822–1823 выполнил большую научную работу, посвященную интегрируемости дифференциальных уравнений, и в качестве премии ему была назначена государственная стипендия. В 1825–1927, по окончании университета, Абель совершил путешествие по Европе, познакомился со многими известными математиками (А.Лежандром, О.Коши и др.). В этот период в математических журналах было напечатано около десятка его статей (в частности, в «Journal fur die reine und angewandte Mathematik»), а осенью 1826 он представил доклад на заседании Французской Академии наук, посвященный трансцендентным функциям. Вернувшись в Осло весной 1828, Абель давал уроки, а вскоре, благодаря усилиям французских математиков, обратившихся к королю Норвегии Бернадоту, получил временно освободившееся место преподавателя в университете. Умер Абель во Фроланде близ Арендаля 6 апреля 1829.
Абель, по словам Ш.Эрмита, «оставил столь богатое наследие математикам, что им будет чем заниматься в ближайшие 500 лет». Самое известное его открытие относится к области алгебры: в 1824 он доказал, что алгебраические уравнения 5-й степени и выше в общем случае неразрешимы, а также привел частные типы уравнений, которые имеют такие решения (абелевы группы). Абелю принадлежат фундаментальные результаты в области интегрального исчисления: он изучал интегралы от алгебраических функций, вывел т.н. теорему Абеля о конечном числе независимых интегралов этого рода, развил теорию абелевых интегралов и абелевых функций. Занимался эллиптическими функциями и теорией уравнений.


АБЕЛЯР, ПЕТР (Abelard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт. Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат. Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван «Палатинским перипатетиком» (peripateticus Palatinus). Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в частности – у Росцелина (представителя номинализма) в Лоше близ Ванна и у Гильома из Шампо (представителя реализма), возглавлявшего школу при соборе Нотр-Дам в Париже. Метод Абеляра, впоследствии доведенный до совершенства в сочинении Да и Нет (Sic et non), давал ему огромное преимущество в спорах, так что с самого начала он был не столько учеником своих учителей, сколько их соперником, и последние не без ревности отнеслись к тому, что Абеляр ок. 1101 открыл собственную школу, сначала в Мелёне, а затем в Корбее.
Приступ болезни вынудил Абеляра вернуться в Бретань, но затем он вновь примкнул к Гильому из Шампо. Абеляр был весьма честолюбивым юношей и мечтал занять место учителя, возглавив соборную школу Нотр-Дам, однако в то время об этом еще не могло быть и речи, и ок. 1108 он начал преподавать независимо неподалеку от Нотр-Дам, на горе св. Женевьевы; впоследствии его школа послужила ядром, вокруг которого сформировался Парижский университет. Абеляр обратился к теологии, которую изучал под руководством Ансельма Ланского. Хотя Абеляр был исключительно тонким и искушенным теологом, его подчеркнутое стремление опираться прежде всего на разум, готовность рассмотреть любую точку зрения в споре, его тщеславие, а также неосмотрительность некоторых его формулировок восстановили против него церковные круги и сделали его уязвимым для обвинений в ереси. В 1113 он все же возглавил соборную школу Нотр-Дам, хотя и не имел священнического сана. См. также СХОЛАСТИКА.
Абеляр и Элоиза. Абеляр находился на вершине своей академической карьеры, когда его внимание привлекла очаровательная племянница каноника Фульбера – Элоиза. Абеляр добился у ее дяди разрешения поселиться в их доме в качестве учителя, после чего без труда завоевал ее чувства. Абеляр предложил Элоизе вступить в тайный брак, чтобы смягчить гнев ее родственников. Элоиза возражала против этого брака – не только потому, что он помешал бы академической карьере Абеляра, но и потому, что она, поверив Теофрасту, Сенеке, Цицерону и св. Иерониму, была убеждена (по-видимому, совершенно искренне), что занятия философией несовместимы с браком. Однако Абеляр настоял на своем. Элоиза уехала в Бретань, где в доме сестры Абеляра родила ему сына, Астролябия. Затем она возвратилась в Париж, где Фульбер без огласки обвенчал их в присутствии лишь необходимых свидетелей. В это время Абеляру было около сорока, а Элоизе – восемнадцать лет. Родственники Элоизы остались недовольны тем, что брак был заключен тайно, полагая, что это в большей степени спасало карьеру Абеляра, чем репутацию Элоизы. И когда Абеляр, желая оградить Элоизу от постоянных упреков и оскорблений со стороны членов ее семьи, отослал ее в Аржантей, где в монастыре бенедиктинок она приняла монашеское одеяние (но еще не пострижение), ее родственники, подкупив слугу, ворвались в жилище Абеляра и подвергли его оскоплению. История постигших Абеляра злоключений была рассказана им в автобиографии История моих бедствий (Historia calamitatum mearum).
Абеляр в бенедиктинском ордене. После этого Абеляр принял бенедиктинское облачение и, по-видимому, принес священные обеты в королевском аббатстве Сен-Дени, где продолжал преподавать. Однако его недруги, выразив сомнение в ортодоксальности учения, изложенного в трактате О божественном единстве и троичности (De unitate et trinitate divina), добились того, что на Суассонском соборе (1121) этот трактат (но не сам Абеляр) был осужден. По приговору собора Абеляр некоторое время пробыл «на исправлении» в аббатстве св. Медарда, после чего вернулся в Сен-Дени. Вскоре после этого он навлек на себя немилость настоятеля аббатства, Адама, выступив с осуждением нерадивости монахов, а также высмеяв легенду о том, что основателем аббатства был св. Дионисий Ареопагит, по преданию обращенный в христианство самим апостолом Павлом.
Абеляру пришлось бежать из Сен-Дени, и он нашел убежище в небольшом монастыре в Шампани, где жил тихой жизнью вплоть до смерти аббата Адама. Новый аббат, Сугерий, разрешил Абеляру жить в монашестве в любом месте по его выбору. Абеляр поселился отшельником в лесах близ Труа, где устроил часовню, посвященную Параклету (Св. Духу – Утешителю). В 1125 он неожиданно получил приглашение возглавить аббатство от монахов Сен-Жильда в Бретани. Когда монахинь Аржантея обвинили в несоблюдении устава и они были распущены Святым Престолом по просьбе аббата Сен-Дени Сугерия, возобновившего давние притязания своего аббатства на земли этого монастыря, Абеляр предложил Элоизе и ее изгнанным из обители сестрам поселиться в Параклете. Письма, составившие знаменитую Переписку Абеляра и Элоизы, относятся к периоду после 1130, когда Элоиза стала настоятельницей нового женского монастыря в Параклете. Эти письма, во многом напоминающие переписку св. Иеронима с благочестивыми женщинами, духовным наставником которых он был, – св. Юлией, Евстохией, Марцеллой, Азеллой и Павлой, – свидетельствуют о все возраставшем стремлении Абеляра к святости и об упорном нежелании Элоизы отказаться от памяти о своей страстной любви.
Абеляр оказался не тем аббатом, который отвечал вкусам монахов Сен-Жильда. Около 1136 Абеляр уже снова преподавал в Париже, где у него появились такие многообещающие ученики, как Арнольд Брешианский и Иоанн Солсберийский. Однако его отношение к консервативным церковным кругам оставалось по-прежнему враждебным, что побудило Бернара Клервоского обратиться к французским епископам с предложением наложить запрет на учение Абеляра. В результате на поместном Сансском соборе (1141) ряд тезисов Абеляра был осужден. Теолог обратился непосредственно к Иннокентию II с тем, чтобы папа сам рассмотрел его дело. По дороге в Рим он остановился в аббатстве Клюни, где узнал, что папа утвердил постановления Сансского собора. Настоятель Клюнийского аббатства Петр Досточтимый сердечно принял Абеляра, помирил его с Бернаром Клервоским и добился того, что папа Иннокентий смягчил свое отношение к Абеляру. Приняв приглашение Петра Досточтимого, Абеляр остался в Клюни, где провел следующие два года, обучая молодых монахов в школе аббатства. Умер Абеляр в возрасте шестидесяти трех лет в обители Сен-Марселя близ Шалона 11 апреля 1142. Первоначально Абеляр был погребен в Сен-Марселе, однако позже его останки были перенесены в Параклет. В настоящее время останки Абеляра и Элоизы покоятся под общим надгробием на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Учение Абеляра. Логические сочинения Абеляра – такие, как его Диалектика, – посвящены прежде всего проблеме универсалий. Абеляр был убежден, что должен пойти дальше Росцелина, понимавшего универсалии как «физическую реальность», и обратиться к проблеме «значений». Тем не менее он так и не пришел к метафизической интерпретации проблем логики и не ответил на вопрос, что же является «значимым» в самих вещах. В области этики Абеляр был занят прежде всего обоснованием нравственности и, с присущей ему симпатией к человеческому роду, усмотрел основу нравственных поступков в согласии человека с совестью и в чистосердечности намерений. Основные разногласия между Бернаром Клервоским и Абеляром были связаны с проблемой благодати. Первый настаивал на исключительной роли божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал значимость индивидуальных усилий.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241



 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net