Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???

* ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Наверх

Понятие и признаки права

СОДЕРЖАНИЕ
Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции правосознания.
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании культуры.
Список использованной литературы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые
социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд,
охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись
одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали
интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей.
Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать
укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением
родовой общины или племени.
В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает
право. Источниками права являются: 1. санкционированные государством первобытные обычаи,
превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений; 2. юридический прецедент,
которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3. издание
государством нормативных актов, содержащих нормы права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного
развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор
общественных отношений.
Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений:
- право - это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного
общества; - право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой
справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы
и потребности личности как первоосновы общества; - право частной собственности является основой
всех прав человека.
Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства,
сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений
силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества,
либо определенных его слоев.
Признаками права являются: - общеобязательная нормативность; - выражение норм в законах
или в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством; - право действует через
дозволения, через субъективное право; - государственная обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения
является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры
правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из
духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая
культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально
полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная
правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества,
группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) . Высший уровень правовой
культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к
активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере
реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности) , в
основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую
разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-
правовая культура юристов.
Правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное
поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь
служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой
сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей
должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности
профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону.
Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то
согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня: 1. если субъект права при
самой добросовестности и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально
найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что
подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый
раз определяется действием какого-то внешнего стимула; 2. если субъект права, имея достаточно
надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей
деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне
более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень
интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для
следователей и представителей других сходных профессий; 3. самый высокий уровень
интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность
становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной
проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная,
особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная
активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности,
объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.
Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В
нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также
индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими
среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с
ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности,
можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура
представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и
справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и
достаточного уровня жизни.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в
двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В
первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом
данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее
сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято
считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой
жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и
правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в
степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно
влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая
культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания
законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и
задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в
строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е.
высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для
каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы
осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и отражению в
сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте
соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-
профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: - право как систему
норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; - правоотношения как систему
общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; -
правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; - правовые
учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих
правовой контроль, реализацию права; - правовое поведение, деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями (или сферами)
культуры: политической, нравственной (этической) , эстетической, религиозной и т.д. При этом в
специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности,
свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.
Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры
магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.
В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов
правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное,
законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через
нравственное и правовое сознание одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным
внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или
противоправного варианта поведения) . Поэтому основными составляющими профессионально-
юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-
нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Связь права и культуры не так явна, как соотношение права и политики, права и морали. Но
она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное,
ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной
жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых
механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовую культуру.
Правовая культура - это одновременно: - определенный уровень правового мышления и
чувственного восприятия правовой действительности; - состояние процессов правотворчества и
реализации права; - специфические способы правовой деятельности; - результаты правовой
деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном
уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне
универсалистких обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального
организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное
творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое
понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все
ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон
как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока
непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля.
Конструирование правовых законов важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в
идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя
культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные
завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные,
формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и
другие (обусловленные правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах
правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы
ожидать надлежащего правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне
правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по
принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по
уголовным или гражданским делам и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно
воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой
идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более
прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона
издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие
об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство закона и основанных на нем
подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным
стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы,
которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние
правовой культуры интериорное (отражающее психические процессы) , нормативное (фиксирующее
совокупность норм права) , поведенческое (указывающее на характер действий) ,
объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или
иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам.
Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при
ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные общности людей, политические
партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в
государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют
серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве
культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже
некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе
создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры, в
том числе с помощью закона. К их числу следует отнести: - формирование чувства права и
законности; - освоение достижений логико-правового мышления; - совершенствование
законодательства; - увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного
поведения; - совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности; -
разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений; - изучение
памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами,
а с другой надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных,
исполнительных и правоохранительных органов.
Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех,
кто занимает какие-либо должности в государстве. Формирование подлинно государственного
правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и
региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная,
творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе
правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы
вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к
собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов,
практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и
понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной
юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания,
степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью
правовой активности профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что
их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование других
отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное
развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве
определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько,
чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит не
закон, а сама культура (общая и юридическая) , поскольку они не знают конкретных нормативно-
правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в
другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в формировании культуры.
Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно - через правоприменительную практику
(решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях) , через общение с друзьями и
коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду
"производительную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе
правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и
вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при
реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика
опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости
юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социальные
ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих
феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации
права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень) , но и на
самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры
неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому
государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические
формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли
законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е.
объекту регулирования.
Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только в рамках
определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой
культуре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев С. С. "Государство и право" Начальный курс. Москва, 1996.
Алексеев С. С. Закон и наша жизнь. Москва, 1978.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая
культура и вопросы правового воспитания. Москва, 1974.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Указательные работы.
Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. Москва, 1990.
Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций. Редакторы Малько А. В. и
Матузов Н. И. Москва, 1996.
Учебник для ВУЗов "Философия права" Редактор Нерсесянц В. С. Москва, 1997.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992.
Юридический словарь. Москва, 1989.

НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???

* ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net


 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Услуги | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ | В помощь студенту | Образование и закон | Вузы Москвы | Вакансии |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net