|
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ
РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Наверх
Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания,
основные функции, виды
СОДЕРЖАНИЕ:
Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции правосознания.
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании культуры.
Список использованной литературы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или
так называемые
социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права,
которые регулировали труд,
охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения.
Многие из обычаев являлись
одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые
отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы
поведения выражали
интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения
прав и обязанностей.
Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной
потребностью соблюдать
укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось
общественным мнением
родовой общины или племени.
В процессе перехода от первобытности к государственной организации
общества возникает
право. Источниками права являются:
1. санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные
в нормы права и
охраняемые государством от нарушений;
2. юридический прецедент, которому государство придает юридически
обязательную силу для
аналогичных дел;
3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА.
Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом
общественного
развития. Оно возникло в государственно организованном обществе
как основной регулятор
общественных отношений.
Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют
ряд общих положений:
право - это социальное явление, без которого невозможно существование
цивилизованного
общества; право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой
справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать
индивидуальные интересы
и потребности личности как первоосновы общества; право частной собственности
является основой
всех прав человека.
Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от
государства,
сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются
от нарушений
силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо
большинства общества,
либо определенных его слоев.
Признаками права являются: общеобязательная нормативность; выражение
норм в законах
или в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством;
право действует через
дозволения, через субъективное право; государственная обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием
его построения
является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной
культуры
правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры,
состоящей из
духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности.
При этом правовая
культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно
прогрессивного, социально
полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности,
и в этом смысле духовная
правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты
поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую
культуру общества,
группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности)
. Высший уровень правовой
культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых,
в готовности личности к
активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового
регулирования, так и в сфере
реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности)
поведения (деятельности) , в
основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как
высшей ценности. Особую
разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет
профессионально-
правовая культура юристов.
Правовую активность следует отличать от правомерного поведения.
Не всякое правомерное
поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями
разграничения здесь
служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат
деятельности в правовой
сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение
своих обязанностей
должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом,
в частности
профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно
служить закону.
Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность
личности, то
согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня:
1. если субъект права при самой добросовестности и энергичной работе
остается в рамках
заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная
активность
относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной
деятельности вообще, а
то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то
внешнего стимула;
2. если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей
задачи, продолжает
анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет
между собой цели и задачи, что
приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов
решения к формулированию
закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется
эвристическим. Этот
уровень наиболее характерен для следователей и представителей других
сходных профессий;
3. самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание
творческого. Здесь
обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным
приемом (способом)
действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне,
самостоятельная постановка
проблемы качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем
интеллектуальной
активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой
сфере, является интегративной
характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную
сферы.
Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности
и правопорядка. В
нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев
населения, а также
индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании.
Наивысшими
среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их
ядром - человеческая личность с
ее естественными правами. Не все, что относится к области права
и правовой действительности,
можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама
правовая культура
представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям
пользоваться благами свободы и
справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует
в достижении достойного и
достаточного уровня жизни.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов
можно рассматривать в
двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию
содержательную. В
первом случае она понимается как качественное состояние правовой
жизни общества на каждом
данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую
жизнь в целом и основные ее
сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к
этому подходу принято
считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного
состояния правовой
жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства
правовых актов, правовой и
правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития
личности, а также в
степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства
и личности, положительно
влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования
общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте
правовая
культура это знание и понимание права, осознанное исполнение его
предписаний.
Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные
знания
законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное
понимание принципов права и
задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву
и практике его применения в
строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами
законности, т.е.
высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.
Соответственно для
каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной
подготовки.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее
как системы
осуществленных и идеальных элементовЛ, относящихся к сфере действия
права и отражению в
сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом
аспекте
соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые
у юристов-
профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный
уровень: право как систему
норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения
как систему
общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами
и обязанностями;
правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
правовые
учреждения как систему государственных органов и общественных организаций,
обеспечивающих
правовой контроль, реализацию права; правовое поведение, деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями
(или сферами)
культуры: политической, нравственной (этической) , эстетической,
религиозной и т.д. При этом в
специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются
черты и особенности,
свойственные как господствующей культуре данного общества, так и
отдельным ее областям.
Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами
правовой культуры -
магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.
В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание
элементов
правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить
социально адекватное,
законопослушное поведение личности в условиях демократического государства
можно лишь через
нравственное и правовое сознание одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит
непосредственным
внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции
(выбора правомерного или
противоправного варианта поведения) . Поэтому основными составляющими
профессионально-
юридической культуры следует считать профессионально-правовую и
профессионально-
нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Связь права и культуры не так явна, как соотношение права и политики,
права и морали. Но
она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой
культуры. Серьезное,
ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию
общественной и частной
жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством
правовых
механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовую
культуру.
Правовая культура - это одновременно: определенный уровень правового
мышления и
чувственного восприятия правовой действительности; состояние процессов
правотворчества и
реализации права; специфические способы правовой деятельности; результаты
правовой
деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных
людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться
на личностном
уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств,
и на уровне
универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование
социального
организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается
во внимание деятельное
творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности.
Такое
понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию,
объединяющую все
ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической
деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые
законы. Закон
как инструмент организации общественных отношений и как основной
источник права является пока
непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования
и контроля.
Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации.
Рано или поздно, но в
идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно,
в свою очередь, как дитя
культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и
приумножая культурные
завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны,
если они совершенные,
формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры.
Одновременно упрочиваются и
другие (обусловленные правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах)
и формах
правовой деятельности можно указать на законность и правосудие.
Без них трудно было бы
ожидать надлежащего правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка.
Об уровне
правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как
парламентские процедуры по
принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями,
отправление правосудия по
уголовным или гражданским делам и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что
он способен активно
воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи
отражением правовой
идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению
новых, более
прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования.
Во-вторых, на основе закона
издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты,
свидетельствующие
об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство закона
и основанных на нем
подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих
минимальным
стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются
те учреждения (органы,
которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким
образом, любое состояние
правовой культуры - интериорное (отражающее психические процессы)
, нормативное (фиксирующее
совокупность норм права) , поведенческое (указывающее на характер
действий) ,
объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности)
- подвластно в той или
иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное
воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры,
подвержена оценкам.
Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании
высокой культуры при
ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные общности
людей, политические
партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать
культурные достижения в
государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной
стороны существуют
серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых
явлений в качестве
культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы.
История выработала уже
некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры,
и на этой основе
создается возможность для определения основных направлений повышения
правовой культуры, в
том числе с помощью закона. К их числу следует отнести: формирование
чувства права и законности;
освоение достижений логико-правового мышления; совершенствование
законодательства;
увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного
поведения;
совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;
разделение власти
законодательных, исполнительных и судебных учреждений; изучение
памятников права и
правоприменительной практики как основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны,
работу с гражданами,
а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений,
законодательных,
исполнительных и правоохранительных органов.
Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать
о культуре тех,
кто занимает какие-либо должности в государстве. Формирование подлинно
государственного
правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных,
национальных и
региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин
как духовно свободная,
творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны
государства. Но в фокусе
правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные
интересы
вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным,
если они стремятся к
собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется
право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это
культура юристов,
практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более
высокая степень знания и
понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры
связано с глубиной
юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного
правосознания,
степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических
навыков, степенью
правовой активности профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере
столь специфичны, что
их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким,
чем регулирование других
отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть
выше, чем культурное
развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и
должны в качестве
определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие
отношения, то не настолько,
чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом
поведения служит не
закон, а сама культура (общая и юридическая) , поскольку они не
знают конкретных нормативно-
правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами.
Однако здесь легко впасть и в
другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в
формировании культуры.
Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно через правоприменительную
практику
(решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях) ,
через общение с друзьями и
коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры,
не упуская из виду
"производительную" роль культуры в процессе законодательной
деятельности. В ходе
правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного
(наряду с законом и
вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения
юридического дела. Но при
реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше,
поскольку велика
опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности,
неразвитости
юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности
на социальные
ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие
и взаимопроникновение этих
феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных
актов реализации
права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности
(средний уровень) , но и на
самом высоком (макроуровень) срезе государство и общество. Высокий
уровень культуры неизбежно
открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому
государству.
Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм,
деспотические формы и
методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли
законодательства в
области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры,
т.е. объекту регулирования.
Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только
в рамках
определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной,
нравственной, правовой
культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С. С. "Государство и право" Начальный курс. Москва,
1996.
Алексеев С. С. Закон и наша жизнь. Москва, 1978.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой
культуры: Правовая
культура и вопросы правового воспитания. Москва, 1974.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Указательные работы.
Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. Москва, 1990.
Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций.
Редакторы Малько А. В. и
Матузов Н. И. Москва, 1996.
Учебник для ВУЗов "Философия права" Редактор Нерсесянц
В. С. Москва, 1997.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью.
Москва, 1992.
Юридический словарь. Москва, 1989.
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|